Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

329
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕТИПОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PROJECT AND RESEARCH WORK / ONLINE LEARNING MODULE / DISTANCE LEARNING / ALTERNATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутергин Василий Алексеевич, Шарипова Эльнора Решатовна

Представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся посредством сетевого образовательного модуля в условиях дистанционного обучения в нетиповой образовательной организации «Международный детский центр “Артек”». Раскрыты особенности работы обучающихся в дистанционном формате с использованием проектно-исследовательской карты «Навигатор смыслов». Описаны сущность и структура проектно-исследовательской карты «Навигатор смыслов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутергин Василий Алексеевич, Шарипова Эльнора Решатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT AND RESEARCH WORK OF LEARNERS WITHIN THE ONLINE LEARNING MODULE IN THE ALTERNATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

The article deals with the experience of organizing project and research activities of learners by means of the online learning module in the context of distance learning in the alternative educational organization International Child Center “Artek”. The peculiarities of work of learners using the project and research map “Navigator of Senses” in a distance format are considered. The article describes the essence and structure of the project and research map “Navigator of senses”.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378:371.314.6:371.388.6 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-1-24-32

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕТИПОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Василий Алексеевич Кутергин

магистрант

[email protected]

Крымский инженерно-педагогический университет имени Ф. Якубова, Симферополь, Россия

Эльнора Решатовна Шарипова

кандидат педагогических наук, доцент [email protected]

Крымский инженерно-педагогический университет имени Ф. Якубова, Симферополь, Россия

Аннотация. Представлен опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся посредством сетевого образовательного модуля в условиях дистанционного обучения в нетиповой образовательной организации «Международный детский центр "Артек"». Раскрыты особенности работы обучающихся в дистанционном формате с использованием проектно-исследовательской карты «Навигатор смыслов». Описаны сущность и структура проектно-исследовательской карты «Навигатор смыслов».

Ключевые слова: проектно-исследовательская работа, сетевой образовательный модуль, дистанционное обучение, нетиповая образовательная организация.

д

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

24

PROJECT AND RESEARCH WORK OF LEARNERS WITHIN THE ONLINE LEARNING MODULE IN THE ALTERNATIVE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

V. A. Kutergin

Master's student

Crimean Engineering and Pedagogical University named after F. Yakubov, Simferopol, Russia

E. R. Sharipova

Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor

Crimean Engineering and Pedagogical University named after F. Yakubov, Simferopol, Russia

Abstract. The article deals with the experience of organizing project and research activities of learners by means of the online learning module in the context of distance learning in the alternative educational organization International Child Center "Artek". The peculiarities of work of learners using the project and research map "Navigator of Senses" in a distance format are considered. The article describes the essence and structure of the project and research map "Navigator of senses".

Keywords: project and research work, online learning module, distance learning, alternative educational organization.

В настоящее время идет активный процесс модернизации системы российского образования. Этот процесс должен сопровождаться существенными изменениями в психолого-педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Новые подходы требуют и новых форм, методов, моделей реализации инновационной образовательной программы [3].

Целью современного образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в изменяющихся социально-экономических условиях (как в собственных интересах, так и в интересах общества), обладающей самостоятельностью в принятии решений, инициативностью. Реализация этой цели во всех звеньях системы образования может осуществляться и через исследовательскую деятельность обучающихся [4].

Путей развития интеллектуального и творческого потенциала личности обучающихся существует достаточно много. Одним из таких путей могут выступать сетевые образовательные модули (СОМ).

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

25

В научной литературе сетевые образовательные модули исследовались в работах А. С. Демидовой (с точки зрения формирования детского коллектива) [2], Н. Н. Царьковой (анализировались различные формы и аспекты интеграции общего и дополнительного образования) [12], В. Ю. Выборнова (исследовалось выстраивание сетевого взаимодействия с необразовательными учреждениями) [1].

Анализ психолого-педагогических исследований и публикаций показал, что вопрос проектно-исследовательской деятельности обучающихся на протяжении последних лет является достаточно обсуждаемым [3, 4, 5, 6, 9, 13].

Цель статьи заключается в освещении опыта организации про-ектно-исследовательской деятельности обучающихся посредством СОМ в нетиповой образовательной организации в условиях дистанционного обучения.

С 2016 г. в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Международный детский центр "Артек"» (далее - Артек) реализуется новая технология - сетевые образовательные модули. Эта технология являет собой организацию образовательного процесса в открытой образовательной среде, использующую интеграцию основного и дополнительного образования, ориентированную на использование интерактивных технологий и получение современных образовательных результатов [11, с. 11].

За несколько лет работы в Артеке с использованием модели СОМ была разработана система методического сопровождения, различные траектории педагогического проектирования, формы организации СОМ (квест, экскурсия, игра, проект, исследование, наблюдение), а также были сформированы подходы к активному использованию адаптивной образовательной среды. Также регулярно сетевые образовательные модули исследуются через различные качественные и количественные методики, что позволяет корректировать как деятельность педагогов, так и самих СОМ [2, с. 38-39].

С сентября 2020 г. школа Артека проводит занятия с артековцами в дистанционном формате обучения. Если занятия в классно-урочной системе (русский язык, математика, физика и химия) были организованы по принципу передачи пакетов с индивидуальными заданиями и последующими консультациями обучающихся, то с СОМ

26

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

возникла определенная сложность. В соответствии с «Положением об организации образовательной деятельности в формате сетевых образовательных модулей» [10] одним из ключевых принципов технологии сетевого образовательного модуля является «выстраивание образовательной деятельности посредством геймифицированных активностей, погружение в тему или проблему, коллективных способов деятельности - проектной, исследовательской, поисковой» [7]. Таким образом, СОМ предполагает чередование коллективной и индивидуальной форм деятельности, а также ориентацию на создание итогового продукта проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Задачей педагогов и методистов школы Артека стало сохранение основных принципов сетевых образовательных модулей в дистанционном формате.

Ситуация перехода образовательного процесса в дистанционный формат обучения требовала научного творческого подхода в педагогическом проектировании. Так, была разработана модель работы обучающихся в дистанционном формате с использованием проектно-ис-следовательской карты «Навигатор смыслов» (далее - Навигатор), что должно было «компенсировать» отсутствие очного взаимодействия педагога и обучающихся.

Навигатор представляет собой специально разработанную проект-но-исследовательскую карту, обеспечивающую методическое сопровождение артековцев, позволяющую им, выполняя обозначенные шаги, поэтапно подойти к созданию продукта проектной или исследовательской деятельности. Под проектной деятельностью мы понимаем нацеленность обучающихся на получение конкретного продукта проектных работ, выполнение замысла проекта (например, проект по созданию дорожной карты с конкретными шагами решения проблемы имущественного неравенства в мире). Под исследовательской деятельностью подразумевается нацеленность на разностороннее научное исследование объекта изучения (например, исследование различных методик научного прогнозирования), направленность на решение научной проблемы [8, с. 49].

Проектно-исследовательская деятельность понимается нами как вид учебно-познавательной деятельности, интегрирующий в себе компоненты проектной и исследовательской деятельности, при этом ведущей деятельностью в этом случае выступает проектирование учебных, квазипрофессиональных и профессиональных объектов. Каждый

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

27

этап проектно-исследовательской деятельности сопровождается исследованием, самостоятельным поиском субъективно и объективно новых знаний (как об объекте проектирования, так и о способах решения проектных задач) [9].

Продуктами деятельности обучающихся по итогам работы с Навигатором могли стать видеоролики (репортаж, интервью, реклама), тематические фотографии, альманахи, творческие плакаты, сценарии, эссе, а также конкретный итоговый продукт деятельности от конкретной ситуации, создаваемой каждым Навигатором (от необходимости спасти мир от экологического кризиса до создания рекламной кампании для начинающей рок-группы).

Внутренняя структура Навигатора построена в соответствии с устоявшимися традициями и подходами к проектно-исследователь-ской деятельности (таблица).

Структура проектно-исследовательской карты «Навигатор смыслов»

по разделам

Название Описание содержания

«Зачем мы это делаем?» Знакомство обучающихся с форматом работы в Навигаторах, объяснение правил, формирование мотивации обучающихся через объяснение того, как результаты их работы могут помочь обществу (сообществу)

«С чем мы столкнулись?» Погружение в проблемную ситуацию, создание содержательной мотивации через «мотивационный крючок», определение цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования

«План действий. Создание команды» Распределение обязанностей внутри группы для решения проблемной ситуации

«Актуальность исследования» Актуализация проблемы через вписывание ее в общественный контекст

«Аналитика» Анализ решения проблемы другими исследователями

«Теоретический блок» Межпредметная траектория решения проблемы обучающимися; выполнение обучающимися различных исследовательских заданий, которые позволяют решить проблему теоретически

«Итоговый продукт» Методические рекомендации по выбору и созданию итогового продукта образовательной деятельности с описанием формы презентации

28

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Поэтапное и последовательное выполнение каждого шага Навигатора завершается созданием итогового продукта. Таким образом, в Навигаторе реализуются основные принципы технологии проблемно-модульного обучения: содержание образования строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей [5].

Организация взаимодействия педагога и обучающихся предполагала выстраивание методического сопровождения педагогов, работающих в сетевых образовательных модулях. Для этого в каждом Навигаторе размещалась анкета, которую заполняли обучающиеся в конце занятия. По итогам смены методисты школы проводили анкетирование учителей и организовывали конференции, на которых происходил обмен успешными практиками и идеями, а также обсуждение того, как можно скорректировать неудачные моменты, обнаруженные в ходе смены.

По итогам аналитической работы методистов были выявлены объективные (независящие от конкретного Навигатора и заданий в нем) и субъективные (связанные с конкретным Навигатором) проблемы. В числе объективных можно назвать нехватку времени для завершения работы с Навигаторами, что обучающиеся часто отмечали в анкетах. При выяснении причин нехватки времени удалось обнаружить, что артековцы не всегда четко могли распределить обязанности или же часть учебного занятия ими была посвящена подготовке творческого выступления к какому-то мероприятию. Среди других объективных проблем можно отметить проблемы с подключением к интернету, непонимание сути проектно-исследовательской деятельности. Последняя проблема решалась консультацией с преподавателем, после чего обучающиеся понимали, что от них требуется.

Другой объективной проблемой стала немотивированность некоторых обучающихся при работе с любым из Навигаторов. Проблему частично удалось решить с помощью добавления состязательности в процесс путем организации конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся. Также проблема решалась через педагогическую коммуникацию с вожатыми и администрацией того или иного лагеря Артека. Помимо этого, вышеназванные проблемы удалось преодолеть через реализацию смешанного подхода к обучению: учителя приходили работать с детьми в тот или иной лагерь, выполняя функции

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

29

консультанта и тьютора, что повысило соотношение созданных проектов и заполненных Навигатором с 62,5 до 91,4 % (выборка с сентября по декабрь 2020 г.).

Что касается субъективных проблем, то здесь можно отметить несоответствие того или иного Навигатора возрасту обучающихся (слишком сложный или слишком простой). Проблема решалась через методическую корректировку заданий Навигатора. Еще одной проблемой стало непонимание различий между Навигаторами и рабочими тетрадями к учебно-методическому комплексу. Некоторые преподаватели в первый месяц работы с данным форматом создавали не проектно-исследовательские карты «Навигаторы смыслов», а рабочую тетрадь с тестами, написанием эссе и другими заданиями, предполагающими скорее индивидуальную, а не коллективную деятельность обучающихся. Проблема решалась через проведение методических семинаров, которые позволили данным учителям в дальнейшем создавать Навигаторы с групповыми формами деятельности и конечной ориентацией на создание итогового продукта. Следующая субъективная проблема - отсутствие структурной логики между частями того или иного Навигатора. Она решалась также через обсуждение структуры на семинарах и конференциях. В ходе работы в данном формате выявились педагоги, которые оказались в наибольшей (и наименьшей соответственно) степени подготовлены к проектированию Навигаторов. Проблему удалось решить путем создания рабочих групп, в которые объединялись разные преподаватели, что усиливало, помимо всего прочего, межпредметную и междисциплинарную направленность проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Итак, предложенный подход педагогов и методистов школы «Артек» в применении модели работы обучающихся в дистанционном формате с использованием проектно-исследовательской карты «Навигатор смыслов» решает задачу по сохранению основных принципов сетевых образовательных модулей в дистанционном формате.

Таким образом, опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся посредством СОМ в Международном детском центре «Артек» в условиях дистанционного обучения отражает реальные возможности по формированию разносторонне развитой личности, способной реализовать свой интеллектуальный и творче-

30

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

ский потенциал в изменяющихся социально-экономических условиях, что отвечает основной цели современного образования.

Разработанный формат работы с Навигаторами может быть использован не только в нетиповых образовательных организациях, но и в общеобразовательных школах, что позволит реализовать образовательные программы в сетевой форме.

Список литературы

1. Выборнов, В. Ю. Сетевой модуль - основа реализации сетевых образовательных программ / В. Ю. Выборнов, Г. Г. Сатарина. Текст: непосредственный // Образовательная панорама. 2019. № 2. С. 21-26.

2. Демидова, А. С. Сетевой образовательный модуль как форма управления учебной деятельностью обучающихся во временном детском объединении / А. С. Демидова, П. А. Панченко. Текст: непосредственный // Артек - Со-Бытие. 2017. № 2. С. 36-41.

3. Дулина, Г. С. Проектирование инноваций в образовании / Г. С. Ду-лина, А. Н. Захарова. Текст: непосредственный // Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Саратов: [Б. и.], 2014. С. 58-60.

4. Захарова, А. Н. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательной организации: поиск эффективной модели / А. Н. Захарова, Г. С. Дулина. Текст: непосредственный // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы 3-й Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 8 мая 2015 г. / Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2015. С. 36-37.

5. Коваленко, Ю. А. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в условиях информатизации учебного процесса / Ю. А. Коваленко, Т. В. Жуковская. Текст: непосредственный // Образовательные технологии и общество. 2012. № 4. С. 590-602.

6. Лодкина, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся сельских школ как фактор формирования межкультурной компетенции в формате международного сотрудничества / Т. В. Лодкина, Е. Ф. Волокитина. Текст: непосредственный // Педагогика сельской школы. 2020. № 3 (5). С. 52-76.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

31

7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в формате сетевых образовательных модулей (СОМ). URL: http://media.artek.org/media/uploads/som.pdf. Текст: электронный.

8. Нестерова, В. П. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности /

B. П. Нестерова. Текст: непосредственный // Вестник ТОГИРРО. 2015. № 2. С. 48-49.

9. Новоселов, С. А. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе / С. А. Новоселов, Т. В. Зверева. Текст: непосредственный // Педагогическое образование. 2009. № 3.

C.38-42.

10. Положение об организации образовательной деятельности в формате сетевых образовательных модулей. URL: https://artek-school.org/. Текст: электронный.

11. Хилимов, Ю. В. Технология сетевого образовательного модуля в образовательном пространстве детского лагеря (на примере опыта ФГБОУ «МДЦ "Артек"») / Ю. В. Хилимов, Е. В. Литвиненко, К. Н. Попова. Текст: непосредственный // Артек - Со-Бытие. 2017. № 1. С. 10-14.

12. Царькова, Н. Н. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр " Артек"»: выпускная квалификационная работа / Н. Н. Царькова; Моск. гор. пед. ун-т. Москва, 2017. 156 с. Текст: непосредственный

13. Шахмарова, Р. Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения / Р. Р. Шах-марова. Текст: непосредственный // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 49-57.

Для цитирования: Кутергин, В. А. Проектно-исследовательская работа обучающихся на основе сетевого образовательного модуля в условиях нетиповой образовательной организации: проблемы и возможности / В. А. Кутергин, Э. Р. Шарипо-ва. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 24-32. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-24-32.

32

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.