Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГУМАНИТАРНЫМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГУМАНИТАРНЫМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ОРГАНИЗАЦИИ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ / STRATEGIES OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE ORGANIZATION / HUMANITARIAN EDUCATION / HUMANITARIAN UNIVERSITY / VOCATIONAL TRAINING AT THE UNIVERSITY / EMPLOYMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются ключевые положения, связанные с определением и описанием стратегий и технологий осуществления взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов различных направлений. В связи с этим в статье был рассмотрен и изучен феномен целевого отбора, являющегося на сегодняшний день одной из наиболее популярных стратегий взаимодействия предприятия и университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES AND TECHNOLOGIES OF INTERACTION BETWEEN ORGANIZATIONS AND HUMANITARIAN UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF TRAINING AND EMPLOYMENT OF YOUNG PROFESSIONALS

The article discusses the key provisions related to the definition and description of strategies and technologies for the implementation of interaction between organizations and humanitarian universities in the process of professional training and employment of young specialists in various fields. In this regard, the article considered and studied the phenomenon of targeted selection, which is currently one of the most popular strategies for interaction between an enterprise and a university.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГУМАНИТАРНЫМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Выводы. Формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности складывается из различных видов и форм деятельности, которые имеют непосредственное отношение к творческой деятельности: игровой, продуктивной, индивидуальной, совместной, трудовой, учебной. Реализация творческой самостоятельной деятельности предполагает возникновение у личности оригинального, принципиально нового (не только для человечества, но и для самого субъекта) решения проблемы. Причем такого, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы. Увеличение доли активных, творческих методов и форм работы в вузе серьезным образом повышают инициативность и активность студентов в учебном процессе, развивают склонность к креативным видам деятельности, формируют творческие умения, опыт профессиональной деятельности, и как следствие, обеспечивают эффективность развития творческой самостоятельности у студентов. Организуя обучение студентов на художественных дисциплинах нужно учитывать, что самостоятельная работа является формой определенного способа деятельности и одновременно средством самоорганизации личности в учебно-творческом процессе. Под воздействием внешних и внутренних факторов происходит развитие чувств и эмоций, мотивов и потребностей, способностей и интеллекта, что приводит к становлению творческой и самостоятельной личности.

Литература:

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В.И. Андреев .— Казань: Казанский ун-т, 1988. — 238 с.

2. Качалов, А.В. Творческие ситуации как средство формирования творческой самостоятельности будущих учителей / А.В. Качалов // Наука и школа. — Б.м. — 2011 .— № 6. — С. 40-42

3. Качалов, А.В. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза / А.В. Качалов, Д.В. Качалов, Л.П. Качалова // Современные проблемы науки и образования - Б.м. - 2009 - № 6 - С. 52-53

4. http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231

5. http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26920-klassifikaciya-metodov-obucheniya-lemer-iya-skatkin-mn.html

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГУМАНИТАРНЫМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые положения, связанные с определением и описанием стратегий и технологий осуществления взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов различных направлений. В связи с этим в статье был рассмотрен и изучен феномен целевого отбора, являющегося на сегодняшний день одной из наиболее популярных стратегий взаимодействия предприятия и университета.

Ключевые слова: стратегии взаимодействия вуза и организации, гуманитарное образование, гуманитарный вуз, профессиональная подготовка в вузе, трудоустройство студентов.

Annotation. The article discusses the key provisions related to the definition and description of strategies and technologies for the implementation of interaction between organizations and humanitarian universities in the process of professional training and employment of young specialists in various fields. In this regard, the article considered and studied the phenomenon of targeted selection, which is currently one of the most popular strategies for interaction between an enterprise and a university.

Keywords: strategies of interaction between the university and the organization, humanitarian education, humanitarian university, vocational training at the university, employment of students.

Введение. Современные образовательные ситуации, существующие в рамках высшего профессионального образования, достаточно неоднозначны и понимаются всеми исследователями по-разному. Единственное, в чем сходятся все научные деятели, педагоги, социологи и психологи, - это в том, что на сегодняшний день остается наиболее распространённой стратегия взаимодействия предприятия с вузом с точки зрения государственного заказа. Эта тема особенно актуально на сегодняшний день, поскольку с каждым годом все большее число научных исследований посвящено стратегиям и технологиям взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов различных направлениях подготовки. Такой интерес обусловлен нестабильной ситуацией, диктуемой быстроразвивающимся социокультурным пространством, которое ориентируется на достижение максимальных выгод при выполнении минимального количества работы.

Изложение основного материала статьи. Достаточно длительный период времени такая ситуация выражалась исключительно в модели целевого обучения студентов, которые на сегодняшний день приобретает новый вид и трансформируется в соответствии с государственным заказом и социальной необходимостью в тех или иных специалистах. Говоря же о целевой подготовке, то на сегодняшний день к ней могут приобщаться исключительно те организации, которые находятся во владении государства. То есть исключительно государственные гуманитарные вузы, в то время как частные предприятия вынуждены осуществлять такую процедуру, основываясь на собственные средства, что неизбежно приводит к огромным

расходам, обширным рискам, связанным с индивидуальными особенностями и специфическими характеристиками обучающихся, к понижению качества полученного ими образования [3].

Таким образом, можно говорить о том, что образовательная деятельность современной высшей школы полностью регламентируется государственными стандартам, регламентируется государственной деятельностью, а частные образовательные структуры не получают должной поддержки, за счет чего падает общий уровень качества образования в стране и общий уровень подготовки специалистов различного профиля.

Однако это одна сторона описанного нами взаимодействия. С другой же стороны остается компания, предприятие, организация, которые заинтересованы в найме на работу молодых специалистов, выпускников высших профессиональных учебных заведений, которые не могут принимать на работу не готовых специалистов, не способных осуществлять свою профессиональную деятельность, приобретать новые знания и умения, не проявляющих себя в положительном ключе согласно требованиям компании [1]. Дело в том, что, наняв такого специалиста, компания может потерпеть материальные, финансовые и кадровые убытки, вовлечь себя в новые риски, связанные с переобучением и развитием специалистов, не прошедших полноценную профессиональную подготовку.

Кроме того, важным остается вопрос профессиональной адаптации такого специалиста в компании, которая невозможна без предварительного обучения, проводящегося на фундаментальном уровне в университете. Частные вузы, в силу сложившейся ситуации, не могут проконтролировать получение студентами компетенции по адаптации к профессиональному миру, в связи с чем студенты, выпускающийся из таких заведений, зачастую обладают рядом практических навыков, при этом не владея фундаментальными знаниями теоретического порядка, не способных к осуществлению качественно межличностных коммуникаций, налаживанию межличностных уровневых связей с коллегами, подчинёнными и начальством. В связи с этим перед современной педагогической наукой рождается целый спектр неразрешенных вопросов, связанных с выявлением качества и общим уровнем подготовки будущих специалистов в частных высших учебных заведениях, а также связанных с выявлением стратегий и технологий взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов.

Помимо этого, в мировой практике преподавания и организации учебного процесса, существует несколько иных стратегий взаимодействия, которые зачастую характерны для европейских и азиатских стран. Так, в момент, когда абитуриент поступает в учебное заведение, его образование всегда является коммерческим, то есть платным. Он может оплачивать его сам, либо это делает компания, организация, в которой студент по окончании заведения будет осуществлять профессиональную деятельность в течение какого-либо времени [8]. Таким образом, студент, начиная с первого курса, большую часть учебного времени посещает занятия университете, а меньшую часть проводит на рабочем месте в компании, на специальном выделенном и организованном для него рабочем месте, на котором он выполняет профессиональную деятельность в соответствии с ранее поставленным планом.

Таким образом, он заранее понимает где, кем и как он будет работать, сразу осваивает основные и специальные навыки, необходимые ему в осуществлении своей деятельности, обращает внимание на существующие на производстве недостатки и риски, и соответственно учиться взаимодействовать с ними, решать соответствующие проблемы, обращать внимание на сложившуюся ситуацию в той или иной профессиональной области. Кроме того, это положительно сказывается на его базе знаний, поскольку он изначально ориентируется исключительно на необходимые для него сведения, развивает исключительно необходимые навыки и умения, тем самым оптимизирует процесс обучения и модернизирует процесс освоения профессиональной компетенции.

В случае, когда студент обращается к написанию дипломной или курсовой работы, он заранее знает, в какой области он будет проводить научные исследования, тем самым ориентирует выполнение научно-исследовательской деятельности на выявление и описание реально существующих проблем и рисков, при этом уже заранее привносит в процесс решения этих проблем собственные идеи и научные предложения.

Исходя из основных положений такой стратегии взаимодействия организации и учебного заведения, можно подумать, что студенты, обращающиеся к такому обучению, гарантированно получают место в компании, рамках которой они осуществляли деятельность на протяжении какого-либо времени. Однако нельзя забывать, что прием на работу осуществляется исключительно после защиты дипломной работы, выпуска и предоставлении начальнику общих результатов обучения [6]. В случае, если его не удовлетворят полученные сведения, он может не принять на работу сотрудника, при этом оставив его без трудоустройства, стимулируя тем самым к дальнейшему повышению профессионального уровня, вовлечению в профессиональную деятельность, поиску новой должности, более подходящей ему по знаниям.

С другой же стороны, если молодому человеку, выпускнику учебного заведения, работодатель предлагает и настоятельно рекомендуют остаться на выбранной им должности, отказаться студенту практически невозможно, поскольку он сразу теряет авторитет в глазах работодателей. Ему необходимо тщательно обдумать свое решение, поскольку такое рабочее место является абсолютно гарантированным и стабильным, это позволит ему избежать многих рисков, связанных с поиском работы, адаптации в новом коллективе, проявлении своих профессиональных способностей в определённом ключе, свойственным именно ему.

Описываемые стратегии обладают достаточно жёсткими рамками, закрытой системой, свободный выход из которой практически невозможен, а если случается, то студент скорее всего больше не попадёт в неё обратно, не сможет устроиться в компанию с высоким статусом и престижем, поэтому необходимо заранее отдавать себе отчёт в профиле, выбранном для обучения.

Тем не менее, такая система обладает массой преимуществ, которая характеризуется в основном гарантиями, проявляющимися в виде и в случае полного подчинения, принятия на работу будущего специалиста заранее, гарантированно на хорошую должность, соответствующую его уровню образования.

Важнейшим аспектом, решающим элементом в выборе ключевого направления обучения и дальнейшего профессионального, социального и творческого развития всегда берет свое начало в семье. Родители, осуществляя профессиональную деятельность в какой-либо компании, с малых лет ориентируют ребёнка в дошкольные учебные заведения, находящиеся при конкретной компании, ориентирует его изначально на

определённую сферу деятельности. То есть выбор за молодого человека делается его родителями, что может негативно сказаться на дальнейшем его развитии и становлении [2].

Это может вызвать определённый диссонанс, который не позволит ребёнку в дальнейшем развиваться полноценно и комплексно, а всё его продолжительное профессиональное путешествия может ограничиться исключительно колледжем или университетом, но не увенчаться профессиональным успехом, что может нанести травму молодому человеку, сделать его нетрудоспособным и способного к аналитико-рефлексивной деятельности, которая так важна в настоящем периоде времени. Однако, также как и в выше описанном случае, такая система обладает рядом преимуществ, которые, в первую очередь, характеризуется сохранением подрастающим поколением профессиональных традиций.

Подобная стратегия взаимодействия между организациями и университетами выстраивается на жёсткой позиции, которая выдвигает большие и обширные обязательства на молодых людей, которым необходимо обучаться в вузе, осуществлять профессиональную деятельность в организации, стремится к её поддержанию на протяжении всей жизни. Это, несомненно, вызывает затруднения и определённые когнитивные проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, растущий в такой системе образования.

Рассмотрев стратегии взаимодействия между организациями и университетами, представляется необходимым обратиться к технологиям такого взаимодействия, рассмотрению их сущности и специфики, что позволит нам сделать комплексный вывод и проанализировать существующую ситуацию в различных образовательных комплексах и различных образовательных системах.

Под технологией взаимодействия в настоящем случае принято понимать формы однонаправленных и двунаправленных информационных потоков, развивающихся между определёнными узлами, существующими внутри сетей сотрудничества, которые направлены на первоначальный и комплексный обмен информацией относительно трудоустройства и развития выпускников, молодых специалистов различных направлений подготовки.

Как отмечают некоторые исследователи, все технологии подразделяются на две ключевые категории по месту проведения:

- технологии, применяющийся в рамках ключевых площадок высшего учебного профессионального заведения;

- технологии, применяющиеся в рамках ключевых площадок компании, на котором возлагаются обязанности по трудоустройству будущих специалистов.

Говоря о первой категории технологий, необходимо отметить, что к их числу современные отечественные зарубежные педагоги относят целевой прием. Целевой прием, осуществляемый в ходе проведения мероприятий, так называемых открытых дверей, участия работников компании в деятельности экзаменационных комиссий, что позволяет им заранее обозначить уровень знаний и навыков, которыми владеют выпускники конкретных направлений подготовки, а также формирование профессионального потенциала человека на основе специальных программ обучения, формирование определённых научных центров, стимулирующих научно-исследовательскую деятельность по освоению профессиональных знаний, навыков и умений.

Целевое обучение на сегодняшний день достаточно распространено и ассоциируется с постсоветским и советским периодом развития отечества. Это позволяет заранее выделить определённые риски, существующие в данной системе, а также определить наиболее сильные и слабые стороны развития системы образования в соответствии с государственным заказом и целевым набором [7].

Целевой набор подразумевает государственное распределение выпускников высших учебных заведений по местам осуществления ими профессиональной деятельности, а студент, прошедший по целевому набору, изначально обладает информацией относительно того, где, когда и как ему предстоит осуществлять профессиональную деятельность в последующие годы по окончанию университета. Такая технология обладает массой плюсов и минусов, к первому следует отнести то, что выпускники учебного заведения могут принимать активное участие в отдельном конкурсе, могут быть уверены в последующем трудоустройстве сразу по окончании университета, организация располагает нужными сведениями относительно кадрового наполнения и обладает уверенностью в пополнении молодых кадров, необходимых для стабильного развития предприятия. В случае же университета, происходит неизменное повышение престижа посредством осуществления взаимодействия с ведущими государственными предприятиями различных типов, за счет чего в университет привлекаются все большее количество абитуриентов, трудоустраивается большее количество студентов, регламентируется большее количество трудоустройства и повышается общий уровень университета в образовательном пространстве.

Говоря о минусах такой программы, важно понимать, что студент должен изначально понимать и осознавать ответственность, которую он несёт перед образовательным учреждением и организациям, которые рассчитывают на его профессиональные мощности. Он должен самостоятельно определить необходимость поступления на ту или иную целевую программу обучения, взвесить все риски и просчитать возможные проблемы, а также спрогнозировать возможные развития ситуации как в положительном, так и в отрицательном ключе.

Кроме того, если в какой-то момент студент поймёт, что выбранная им специальность ему не подходит, он обязан выплатить организации определённые средства, которые были затрачены на его обучение, однако целевой план трудоустройства молодых специалистов не реализовывается. Тем самым компания теряет финансы, время, потенциального специалиста. Университет - активного студента, контракт с организацией и престиж в глазах общества, поскольку не смог подготовить достойного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с заказом предприятия.

Выводы. В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день вопрос рассмотрения и изучения стратегии и технологий взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов различных направлений, является насущным и значимым вопросам в современной педагогической науке и требует активного рассмотрения, исследования и комплексного анализа.

Ответственность возлагается и на студента, обращающегося к выбору какой-либо программы обучения, и на образовательную организацию, предоставляющую образовательные услуги и осуществляющую профессиональную подготовку будущего специалиста, и на компанию, на которую ориентируется студент в ходе получения базовых дисциплин. В связи с этим данный вопрос должен быть научно обоснован,

апробирован, и рассмотрен не только педагогами, но и социологами, психологами и иными специалистами, так или иначе связанными с организацией и управлением образовательно-воспитательная деятельность в высших учебных заведениях.

Литература:

1. Айтуганов, И.М., Корчагин, Е.А., Сафин, Р.С. Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия / И.М. Айтуганов, Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2012. - № 3.

2. Алашеев, С.Ю., Кутейницына, Т.Г., Посталюк, Н.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / С.Ю. Алашеев, Т.Г. Кутейницына, Н.Ю. Посталюк // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в России: сб. докладов. Кн. 1. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. - 2005. - С. 7-27.

3. Козлова, О.А., Пономарева, О.Н. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и предприятий Уральского региона / О.А. Козлова, О.Н. Пономарева // Journal of new economy. - 2011. - № 1 (33).

4. Малина, А.С. Планирование и организация учебного процесса в инновационном вузе / А.С. Малина // Экономика образования. - 2008. - № 4 (47).

5. Платонова, Т.О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления / Т.О. Платонова // Высшее образование в России. - 2013. - № 4.

6. Савицкая, Е.В. Формы взаимодействия вузов и предприятий / Е.В. Савицкая // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2019. - № 14 - 1.

7. Савченков, А.В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями / А.В. Савченков // Строй Много. - 2016. - № 4 (5).

8. Трудоустройство выпускников современных вузов: опыт и проблемы: круглый стол / И.С. Болотин и др. // Социология образования. - 2010. - № 2.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат биологических наук, доцент Ибрагимова Эвелина Энверовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); преподаватель Эмирова Эльнара Сейрановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены сравнительные результаты анкетирования обучающихся по оценке их самочувствия при очной и дистанционной формах обучения. Полученные результаты свидетельствуют, что длительная работа за компьютером или любыми другими гаджетами оказывает негативное влияние на психофизиологическое состояние обучающихся, что выражается в напряжении зрительной сенсорной системы и снижении когнитивных функций. Степень напряжения органа зрения напрямую зависит от времени нахождения у монитора компьютера, которое значительно возрастает при дистанционном формате обучения. Высказано мнение о необходимостисоздания организационно-педагогических условийреализации учебного процессапри очном и дистанционном форматах обучения с учетом организации гигиенических мероприятий при длительной визуальной работе с экраном монитора,обеспечивающих эффективность образования обучающихся.

Ключевые слова: очное обучение, дистанционное обучение, зрительная сенсорная система, обучающиеся, анкетирование, организационно-педагогические условия.

Annotation. The article presents the comparative results of a survey of students to assess their well-being in fulltime and distance learning. The results show that working for a long time on a computer or any other gadgets has a negative impact on the psychophysiological state of students, which is expressed in the tension of the visual sensory system and a decrease in cognitive functions. The intensity of the load on the visual organ directly depends on the time spent at the computer screen, which increases significantly with the distance education. The opinion is expressed that it is necessary to create organizational and pedagogical conditions for the implementation of the educational process in full-time training and distance education, taking into account the organization of hygiene measures during long-term visual work with the computer screen, ensuring the effectiveness of student's education.

Keywords: full-time training, distance education, visual sensory system, students, questionnaire survey, organizational and pedagogical conditions.

Введение. Темпы развития современного общества вывязывают необходимость постоянного увеличения информационной нагрузки на людей. Наиболее уязвимой категорией являются современные обучающиеся среднеобразовательных организаций и высшей школы. Постоянное увеличение учебной нагрузки дополняется всеобщей цифровизацией всех сфер жизни, включая учебный процесс. Зрительно-интеллектуальная нагрузка на обучающихся сопровождается развитием ряда психофизиологических изменений, оказывающих негативное влияние на зрительную сенсорную систему в частности и центральную нервную систему в целом [1]. Учитывая тот факт, что центральная нервная система выполняет функцию регуляции и координации всех физиологических процессов в организме, а также является материальной основой психической деятельности, можно предполагать насколько негативными будут данные изменения.

В настоящее время все мировое сообщество столкнулось с проблемой пандемии, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции «COVlD - 19». В целях недопущения массового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.