Научная статья на тему 'Оценка и анализ мониторинга трудоустройства выпускников вуза'

Оценка и анализ мониторинга трудоустройства выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / UNIVERSITY / ВЫПУСКНИК / GRADUATE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / PEDAGOGICAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена мониторингу трудоустройства выпускника вуза. В статье рассмотрены результаты мониторинга трудоустройства выпускников Томского государственного архитектурно-строительного университета и его филиалов, что позволяет оценить эффективность реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Сделан вывод о влиянии результатов мониторинга трудоустройства выпускников вуза на корректировку механизмов и условий реализации педагогической стратегии и совершенствование профессионально-образовательного пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation and analysis of monitoring of employment of university graduates

The article is devoted to the monitoring of employment of the university graduates. The article describes the results of monitoring of employment of graduates of Tomsk State Architectural University and its branches, which allows to evaluate the effectiveness of the implementation of educational strategies of formation of competitiveness of university. It is concluded about the impact of the results of moni-toring of employment of university graduates on the adjustment mechanisms and conditions for implementation of pedagogical strategy and improving vocational and university education space.

Текст научной работы на тему «Оценка и анализ мониторинга трудоустройства выпускников вуза»

оценка и анализ мониторинга трудоустройства выпускников вуза

Коноплянский Д.А.

Одним из важных показателей, характеризующих качество подготовки специалистов высших учебных заведений, является востребованность выпускников на рынке труда, которая выражается через показатель их трудоустройства [2, с. 23]. Мониторинг трудоустройства выпускников вуза в нашем исследовании является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие, саморазвитие личности и формирование конкурентоспособности выпускника вуза. Его результаты выступают в качестве информационной основы для оценки эффективности реализуемой нами педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза, а также принятия организационно-педагогических решений и проектирования профессионального роста и карьеры выпускников вуза — молодых специалистов.

Для оценки эффективности реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза необходимо разработать критериально-диагностический аппарат [7]. В него необходимо вносить те критерии, которые позволяют оценить в числовом формате уровень сформированности конкурентоспособности выпускников вуза и выявить динамику в развитии, а также — описать квалиметри-чески те этапы, которые позволяют проводить подобные измерения в любой среде и формировать универсальную методику оценки уровня сформированности конкурентоспособности выпускника вуза. В параметры включаются внешние условия взаимодействий выпускника вуза с работодателями, компоненты успешности реализации педагогической стратегии с внутренней средой учебного заведения и роль преподавателя как источника формирования профессиональных и личностных компетенций у студента [2; 6, с. 65].

Целевой компонент теоретической модели педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза предполагает анализ трудоустройства выпускника [7]. Минобрнауки России проанализировало результаты мониторинга трудоустройства выпускников вузов, проведенного весной 2015 года совместно с ПФР и Рособрнадзором. Оценка результативности трудоустройства выпускников проводилась по следующим показателям:

— доля трудоустроенных выпускников (выпуск 2013 года по итогам трудоустройства за 2014 год);

— закрепляемость на рабочем месте;

— доля индивидуальных предпринимателей;

— география трудоустройства;

— уровень заработной платы.

В нашем исследовании мы провели мониторинг трудоустройства выпускников Томского государственного архитектурно-строительного университета и его филиалов. В рамках мониторинга конкурентоспособности выпускников вузов в практической деятельности и по результатам апробации были проанализированы данные

© Коноплянский Д.А., 2016

по годовым выпускам студентов ТГАСУ как в головном вузе, так и в части филиала в г. Ленинске-Кузнецком и г. Новокузнецке. Анализ проводился по методике расчета данных эффективности вузов Рособрнадзора и включал в себя как усредненные цифры приема и выпуска (в соотносительных пропорциях), так и мониторинговые данные по трехлетнему периоду трудоустройства [8]. Верификационное исследование проводилось в соответствие с тем, что применение и апробация дорожной карты и организационно-педагогических условий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза должны показать положительную динамику по увеличению доли трудоустроенных выпускников в связи с ростом их привлекательности на рынке труда. Причиной данного роста является внедрение разработанной нами педагогической стратегии в практический воспитательно-образовательный процесс. Первый этап исследования проводился по общему уровню трудоустройства за 2013-2015 гг. (см. рис. 1).

- 2013 - 2014 - 2015

Направлены на работу в организации

Рис. 1. Мониторинг выпускников ТГАСУ, трудоустроенных по окончании вуза

Анализ проводился по материалам официальных отчетов по трудоустройству ТГАСУ в части филиала в г. Ленинск-Кузнецкий и база выпускников составила порядка 270 студентов. Средний выпуск составляет 85-90 человек в год. По общему анализу внедрение мероприятий дорожной карты показало увеличение количества выпускников, которые самостоятельно трудоустроились с 57 до 62 %. Это означает, что сформи-рованность навыков самопрезентации и реализация мероприятий педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза также имеет свою эффективность, так как выпускник по своей сути должен показать навыки работодателю на основе приобретенных знаний, умений и владений в процессе профессиональной

подготовки. Значительно снизилась доля тех, кто встал на биржу труда для помощи в трудоустройстве. Показатель с 2013 года по 2015 год упал в 2,2 раза до 95 от общего количества выпускников. Если принять во внимание фактор неофициальной занятости и динамику кризисной ситуации в экономике, то данный показатель может быть незначительно увеличен, но даже если допустить погрешность в 40-50 %, то 45 % снижение обращений в службу занятости является также положительным фактором реализации мероприятий дорожной карты. Также в ходе ее реализации получены более чем 20 заявок на трудоустройство со стороны работодателей. Доля выпускников, направленных на конкретное место работы увеличилось до 8 % в 2015 году, В числовом выражении это более 20 заявок. Учитывая, что предприятие затребовало к себе выпускников филиала ТГАСУ в г. Ленинске-Кузнецком, можно говорить о целевой подготовки и высокой степени удовлетворенности выпускниками. Перспективой может стать целевая подготовка по заявкам предприятий, но в условиях финансово-экономического кризиса подобные мероприятия затруднительны [5]. Показателем качественности профессиональной подготовки выпускника вуза также является параметр, когда сам выпускник может стать работодателем. Это свидетельствует о высоком уровне тех компетенций, которые делегированы преподавателями студентам и о той работе в среде вуза, которая обеспечивается административными методами и усилиями администрации вуза и его филиала. Доля самозанятых выпускников выросла с 12 до 21 %. А это, в свою очередь, дает возможность к международной деятельности.

Следующий параметром анализа эффективности реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза является показатель раннего трудоустройства на этапе получения диплома (осуществления дипломного проектирования) (см. рис. 2).

- 2013 - 2014 - 2015

Трудоустроены официально 60 Л

Занимаются дипломным проектированием

Проходят практическое обучение

Стажировка

Рис. 2. Профиль трудоустройства выпускников на этапе дипломного проектирования

Мониторинг проводился путем опроса студентов на этапе начала проектирования выпускной квалификационной работы (март-апрель). За период 2013-2015 годов основные положения данного опроса зафиксировали, что в результате внедрения мероприятий дорожной карты доля выпускников, которые трудоустроены еще до окончания обучения возросло с 21,25 % до 31,86 %. Официальные сведения о практическом прохождении мероприятий по трудоустройству составляют 14,56 % от общего количества выпускников в 2015 году. Параметр удвоил свое значение относительно уровня 6,41 % в 2013 году. Это свидетельствует о том, что работодатели рассматривают в условиях стагнации и снижения уровня общей занятости именно выпускников ТГАСУ и его филиалов и дают возможность трудоустройства по результатам практической деятельности. Происходит снижение параметров стажировки и самостоятельного проектирования выпускной квалификационной работы, но данные параметры могут не обладать достоверностью, так как подтверждающих документов о процессе предоставлено быть не может. В целом можно констатировать, что в результате апробации дорожной карты реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускников вузов за 3 года количество выпускников, которые имеют практические навыки при окончании вуза или уже имеют рабочее место увеличилось с 27,66 % до 46,41 %, что составляет 60 % прироста — показатель довольно высокой эффективности.

Однако, параметры, проанализированные нами ранее, показывают преимущественно результаты краткосрочного трудоустройства. Эффективность же педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза может быть реализована и далее в течение от 3 до 5 лет. В нашем исследовании верификация трудоустройства выпускников базируется также по параметру удовлетворенности работодателей и уровню заработной платы. Если официальный уровень заработной платы составляет в целом среднюю по региону, а выбывшие выпускники из других регионов могут не формировать равноценную статистическую оценку, то наиболее корректными параметрами были выбраны нами показатели общей продолжительности трудоустройства и закрепляемости выпускников на рабочих местах в регионе, а также соответствие профиля трудоустройства профилю предприятия (см. рис. 3).

Реализация педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза в контексте соответствия планируемой деятельности и практического трудоустройства находит свое отражение в том, что показатели у выпускников 2010 и 2015 года отличаются в значительной степени в сторону уменьшения доли специалистов, работающих не по профессии. За период 5 лет наблюдается снижение доли трудоустроенных не по специальности на 38 % и составила в общей доле 12,5 % вместо 45,42 %. Вместе с тем, доля тех, кто работает по специальности может быть объединена с долей тех, кто занимается трудовой деятельностью по смежной профессии, так как подготовка конкурентоспособного выпускника вуза подразумевает, что в полной мере реализованы компетенции, которые позволяют расширить область трудоустройства. При данном способе подсчета доля трудоустроенных по профессии в ТГАСУ и его филиале в г. Ленинске-Кузнецком повысилась за 5 лет с 40,88 % до 57,8 %. Проблематика исследования также затрагивает и вопросы самозанятых граждан, но в целом анализ по данной группе затруднен в силу того, что сфера деятельности может быть

широко обозначена регистрационных документах и доля трудоустроенных по специальности может варьироваться в значительной степени. Поэтому для данной группы мы учитываем лишь компетенции, которые позволяют утверждать, что знания, полученные в вузе способствуют самостоятельности организации рабочих мест. Также доля международного устройства представляется нам корректной при отнесении к общей доле трудоустроенных по специальности, так как работа в международных компаниях предполагает проверка на квалификацию до практического трудоустройства. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общий уровень трудоустройства в результате практической реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза увеличился с 54,58 % в общей массе выпускников до 87,5, что дает прирост 60,3 % за 5 лет.

Стажировка

2010 - 2011 - 2012 - 2013 - 2014 - 2015

Трудоустроены по специальности

По анализу закрепляемости на рабочем месте официальная статистика дает достаточно большие погрешности в силу того, что выпускники зачастую меняют должность в пределах одной организации или меняют на лучшие условия работы в пределах региона. Официальный параметр закрепляемости в регионе по данным мониторинга трудоустройства составляет 23,42 % для выпускников 2015 года, что может свидетельствовать о значительной востребованности выпускников на общероссийском рынке труда.

В современных социально-экономических условиях для каждого вуза все большее значение приобретает работа по расширению и совершенствованию партнерских отношений с предприятиями и организациями [3, с. 35]. Такое взаимодействие дает возможность точнее определять цели и задачи вуза в современных условиях, реализовы-вать механизмы совершенствования образовательных программ, научной и инновационно-практической деятельности, повысить влияние вузов на общество. Эффективное взаимодействие вузов и работодателей является необходимым условием полноценного

развития системы высшего образования и трудовых отношений в России [4]. В настоящее время перед вузами стоит задача решения этих проблем: создание, отработка и широкое внедрение в практику конкретных организационных, институциональных, методических и инновационных инструментов, повышающей эффективность взаимодействия. Поэтому важным становится совершенствование существующих практик форм взаимодействия вуза и работодателей, а также внедрение в практику инновационных подходов к сотрудничеству [1].

В целом по университету и его филиалам складывается достаточно благоприятная ситуация с трудоустройством выпускников. Однако данный вывод не распространяется на все направления и специальности. По некоторым специальностям (экономика и управление на предприятии; бухгалтерский учет, анализ и аудит; промышленное и гражданское строительство, автомобили и автомобильное хозяйство) выпускники не испытывают проблем с трудоустройством по специальности, а по отдельным направлениям и специальностям — имеются некоторые затруднения, по таким как: инженерная защита окружающей среды, наземные транспортно-технологические машины и комплексы ).

Основными факторами успешного трудоустройства выпускников на рынке труда являются личные качества и опыт работы. Впервые за все время проведения мониторинга мы констатируем значимость формирования конкурентоспособности выпускника вуза как фактора успешного его трудоустройства на рынке труда. Оценка направлений помощи вуза при трудоустройстве выпускников показала, что они отдают предпочтения тем, где можно активно позиционировать себя: показать свои знания, умения и навыки во время практики, стажировок, встреч с работодателями.

По результатам проведённого исследования мы делаем вывод о том, что мониторинг трудоустройства выпускников представляет собой эффективный способ организации обратной связи с выпускниками вуза. Осуществление подобных исследований позволяет вузу оценить трудоустройство выпускников, вовремя диагностировать появляющиеся проблемы и принять решения по их устранению. В целом мониторинг способствует более успешному трудоустройству выпускников и повышению эффективности образовательной деятельности вуза и формированию конкурентоспособности выпускника вуза.

Литература

1. Верниенко Л.В., Кузьменко Е.С., Суховеева Н.Д., Солдатова О.Д. Развитие личной конкурентоспособности студентов в условиях полипрофессионализма деятельности / / В сборнике: Культура и общество: история и современность материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Ю. Колосовой, Т.В. Вергун. 2015. С. 297-300.

2. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мониторинг трудоустройства выпускников в системе оценки деятельности вуза// Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 19. — С. 23-27.

3. Дмитриева Ю.А. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда // Кадровый менеджмент. — 2008. — № 8. — С. 34-39.

4. Еремкин А.И. Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях на рынке труда / А.И. Еремкин / / Служба занятости. 2010. — № 7. — С. 66-74.

5. Зинченко А.В., Леонтьева Е.Г. Инновационные методы обучения в условиях интернационализации образования // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 167-174.

6. Знарикова В.Ю. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / / Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. Вып. 1 (12), 2014. — С. 64-68.

7. Коноплянский Д.А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения и принципы её реализации / Д.А. Коноплянский / / Вестник университета Российской академии образования. — М.: УРАО, — 2015. — № 5 (78). — С. 40-46.

8. Потребность в работниках снова растет (по материалам выездного совещания по вопросу «О мониторинге ситуации на рынке труда субъектов РФ» // Служба занятости. 2010. — № 8. — С. 51.

о некоторых рисках мультимедийного преподавания философии

Осипов Н.Е., Трифонов Г.Ф.

В начале выскажем общее замечание, предваряющее рассмотрение озаглавленной конкретной темы. В социальной философии уже давно сформировались два подхода в объяснении главных причин исторического развития общества, а именно — идеалистический и материалистический (да простят нас читатели за употребление, по мнению постмодернистов, «устаревших» терминов).

Исторически раньше возникло и стало господствовать идеалистическое направление. Значительно позже, в рамках марксизма было дано научно-материалистическое понимание. Согласно ему, в целом и в конечном счёте духовная жизнь общества есть результат отражения и осмысления человеком реальных условий его социального бытия. Основу же такого бытия образует уровень материального производства. В свою очередь важнейшей подсистемой последнего являются производительные силы. Именно они выступают в роли ведущей стороны способа производства. А что такое производительные силы? Проще говоря, это, прежде всего, взаимодействие человека и орудия труда, как самой активной части средств труда.

Сказанное выше является банальным положением, которое излагается в преподавании социальной философии для тех, кто на занятиях еще знакомит студентов с азами марксистской философии истории. Если говорить о современности, то, начиная со второй половины XX века, важнейшим средством человеческой деятельности становится электронно-вычислительная техника и персональные компьютеры на её основе. Первоначально ЭВМ появились для решения сугубо производственных задач, невозможного без переработки огромного объема технологической информации. Именно это

© Осипов Н.Е., Трифонов Г.Ф., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.