Научная статья на тему 'Верификация концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза'

Верификация концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / УЧАСТНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОЦЕНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ АППАРАТ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / UNIVERSITY GRADUATES / COMPETITIVENESS / CONCEPT / PARTICIPANTS IN THE FORMATION OF COMPETITIVENESS / EVALUATION MECHANISMS / CRITERIA AND EVALUATION APPARATUS / EMPIRICAL RESEARCH / ANALYSIS AND EVALUATION OF PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

В статье раскрывается актуальная проблема формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Особое внимание уделено необходимости разработки концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза и проведения верификации её реализации. Представлена характеристика участников концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Предложены механизмы оценочной шкалы, раскрыты параметры и критериально-оценочный аппарат процесса формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Разработана методика организации и проведения экспериментальной работы. Использована квалиметрическая оценка уровня сформированности конкурентоспособности выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERIFICATION OF THE CONCEPT OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES

The article reveals the actual problem of formation of competitiveness of University graduates. Special attention is paid to the need to develop the concept of forming the competitiveness of University graduates and verification of its implementation. The characteristic of participants of the concept of formation of competitiveness of graduates of higher education institution is presented. The mechanisms of the evaluation scale are proposed, the parameters and criteria-evaluation apparatus of the process of forming the competitiveness of graduates are revealed. The method of organization and carrying out of experimental work is developed. The qualimetric estimation of level of formation of competitiveness of graduates of higher education institution is used.

Текст научной работы на тему «Верификация концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза»

11. Троянская, Е.С. Лингвостилистическое исследование немецкой научной литературы / Е.С. Троянская // М.: Наука, 1982. - 312 с.

12. Цвиллинг, М.Я. Качество перевода научно-технических текстов и проблема выбора эквивалента / М.Я. Цвиллинг // Тетради переводчика. Науч.-теор. сб. под ред. С.Ф. Гончаренко. - М.: Высшая школа, 1989. -Вып. 23. - С. 102-112.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Коноплянский Дмитрий Алексеевич

Базовая кафедра

Томского государственного архитектурно-строительного университета (г. Ленинск-Кузнецкий)

ВЕРИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Особое внимание уделено необходимости разработки концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза и проведения верификации её реализации. Представлена характеристика участников концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Предложены механизмы оценочной шкалы, раскрыты параметры и критериально-оценочный аппарат процесса формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Разработана методика организации и проведения экспериментальной работы. Использована квалиметрическая оценка уровня сформированности конкурентоспособности выпускников вуза.

Ключевые слова: выпускники вуза, конкурентоспособность, концепция, участники формирования конкурентоспособности, оценочные механизмы, критериально-оценочный аппарат, эмпирическое исследование, анализ и оценка результативности.

Annotation. The article reveals the actual problem of formation of competitiveness of University graduates. Special attention is paid to the need to develop the concept of forming the competitiveness of University graduates and verification of its implementation. The characteristic of participants of the concept of formation of competitiveness of graduates of higher education institution is presented. The mechanisms of the evaluation scale are proposed, the parameters and criteria-evaluation apparatus of the process of forming the competitiveness of graduates are revealed. The method of organization and carrying out of experimental work is developed. The qualimetric estimation of level of formation of competitiveness of graduates of higher education institution is used.

Keywords: University graduates, competitiveness, concept, participants in the formation of competitiveness, evaluation mechanisms, criteria and evaluation apparatus, empirical research, analysis and evaluation of performance.

Введение. Актуальность проблемы исследования конкурентоспособности выпускников вуза - молодых специалистов обусловлена потребностями личности в самоактуализации, самоопределении и самореализации, а также развитием экономики страны, характеризующимся интенсификацией процессов интернационализации, транснационализации и интеграции.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечается роль высшего образования в подготовке конкурентоспособных выпускников вуза. На государственном уровне поставлена задача: гармонизировать взаимодействие «государство - вуз -работодатели», что обеспечит подготовку специалистов высшими учебными заведениями для рынка труда. Правительство Российской Федерации на законодательном уровне утвердило Государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, где основными направлениями развития высшего образования является повышение конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда [6].

Формирование и развитие конкурентоспособности личности является выходом из ситуации, сложившейся с трудоустройством выпускников вузов. А потому стратегической задачей высшей школы является ориентированность воспитательно-образовательного процесса вуза на подготовку конкурентоспособных выпускников вуза. Характеризуя разрабатываемую концепцию формирования конкурентоспособности выпускников вуза, мы отметили, что современное высшее образование учитывает нормативно-правовую базу, так как согласование целей, задач, направлений образования с нормативно-правовыми актами позволяет содержательно определить роль и место в процессе формирования конкурентоспособности выпускников вуза и научно-педагогических работников вуза [4, с. 56].

Изложение основного материала статьи. Проверка предлагаемой концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза проводится в контексте стратегического планирования изучаемого явления и определяется как программный документ, который может быть реализован с учетом интересов всех участников процесса формирования конкурентоспособности выпускников вуза. При этом все верифицируемые параметры должны иметь не только точное основание относительно применяемого инструментария, но также документационное и научно-методическое обеспечение данного процесса [5, с. 13].

Первым документом является программа развития вуза, который утверждается на ученом совете вуза. В этот документ закладывается не только стратегия развития вуза, но и его филиалов. Так как сюда включаются:

- организационный анализ, включающий идентификацию заинтересованных лиц, анализ сильных и слабых сторон вуза;

- определение миссии вуза;

- формирование концепции развития вуза;

- разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к новому состоянию;

- формирование перспективного плана работы;

- экспертиза программы.

Стоит уточнить, что концепция формирования конкурентоспособности выпускников вуза должна согласовываться с педагогическим сопровождением проводимых федеральных, региональных или иных

программам, в которых участвует сам вуз [4, с. 67]. Каждая программа имеет набор ограниченных параметров, которые формируют в целом программу развития, а также функционирование в целом образовательной среды. Для оценки в частности начальных этапов формирования конкурентоспособности выпускников вуза используются документы:

1. Положение о Центре мониторинга качества образования и конкурентоспособности выпускника

вуза.

2. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации студентов вуза.

4. Приказы «О порядке проведения промежуточной аттестации студентов», «О проведении зачетно-экзаменационной сессии», «О проведении государственных экзаменов» и т.п.

После этого определяется круг стейкхолдеров, которые выявляют возможность оценки стратегических карт развития. Для начала оценки следует разработать карту участников, которые будут составлять в целом организационно-педагогическое и содержательно-технологическое наполнение реализуемой концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза. В частности, сюда относится через личностный компонент все участники, которые позволяют получить на выходе конкурентоспособную личность. В частности, ключевыми участниками данной концепции нами определяются:

- сами студенты как непосредственно участники процесса подготовки конкурентоспособного выпускника. Они не только выступают объектами, который может быть использован или на который может быть использован инструментарий для проверки конкурентоспособности выпускников вуза, но также и исследован вопрос относительно того, каким образом студенты могут на рынке труда, независимо от его уровня (федеральный или региональный) реализовать себя как профессионала и личность. В этой связи место студента можно охарактеризовать как полностью центральное и основополагающее, то есть центральный субъект;

- внутренним субъектом, который определяет возможность реализации и непосредственно влияет на организацию формирования процесса подготовки конкурентоспособных выпускников - это педагогический коллектив. Однако, в большинстве своем, требования к научно-педагогическим работникам вуза, прописаны в должностной инструкции и нормативной документации министерства образования и науки. Педагогический коллектив, по сути, является лишь фактором, который позволяет реализовать качественно и в полном объеме весь процесс подготовки конкурентоспособных выпускников вуза. В нашем случае мы его воспринимаем как среду, которая готовит студента к практической деятельности. Мы считаем, что преподавательский состав не может выступать лишь транслятором знаний, а должен определяться тем, что именно преподаватель закладывает в студентов большинство полезных навыков, которые затем будут востребованы самим студентом в личностном компоненте и в общественной формации. Отсюда можно сказать, что важнее всего не отношение преподавателя и студента как потребителя и автора образовательных услуг, но прежде всего сотрудников, которые могут совместно производить интеллектуальный продукт и формировать личностные установки для устойчивого функционирования на рынке труда;

- так как студенты и преподаватели образуют некий симбиоз, который постепенно формирует конкурентоспособную личность, возникает необходимость того, чтобы были реализованы принципы и среда, которые в свою очередь могли бы способствовать общей реализации концепции подготовки конкурентных выпускников вуза. К таким условиям, безусловно, относятся материально-техническое оснащение образовательного процесса, а также построение управленческих процессов, которые реализуются на уровне руководства высшего учебного заведения. В частности, именно администрация вуза может дать разрешение на использование определенных методов или средств преподавания, допускает каким именно преподаватели реализуют тот или иной концепт и отвечают за коммуникацию с внешним миром. Если рассмотреть сферу именно коммуникации, то речь идет не только о прохождении проверок и процедур лицензии и аккредитации. Для вуза важен внешний отклик, постоянное поддерживание связи с бывшими выпускниками и поиск дополнительных источников финансирования. Это важно для того, чтобы каждый из выпускников приходил в вуз не по остаточному принципу, но прежде всего из-за его высоких показателей. Также стоит отметить, что и взаимодействие с работодателями позволит в большей степени готовить специалистов, которые ориентированы на рынок труда и обладают актуальными знаниями;

- внешняя оценка, а именно критерий успешности формирования конкурентоспособности выпускников вуза - это его понимание и взаимодействие с работодателями или внешним рынком труда в целом. Если иные формы коммуникации между стейкхолдерами могут выступать на основе обыкновенных связей, то в данной сфере речь идет только о глобальных экономических основах. Дополнительно следует определить участие работодателей в подготовке специалистов и постепенное участие в реализации отдельных программ в структуре подготовки ФГОС-4 [2, с. 177].

Для этого использовался прогностический метод, который формирует дорожную карту -последовательность действий в целом от получения исходных значений до выдачи рекомендаций конкретному учебному заведению. Диагностика идет по определенным механизмам: организационно-управленческий; научно-методический; социально-экономический; информационно-педагогический; кадровый; правовой.

Для каждого механизма создается оценочная шкала и по ней определяется уже не только числовое значение, но также и общий уровень, который градируется по достаточности. При этом используется ряд методик: опросные листы; контент-анализ; долевое участие в общей сумме критериев; уровневые параметры; индикаторные функции [1, с. 37].

Это позволяет сформировать комплексное восприятие по повышению или иной динамике разных этапов эксперимента в различных студенческих группах. И далее на основе методов математической статистики мы закладываем возможность оценки каждого критерия (содержательно-процессуальный, социально-ролевой, мотивационный, коммуникативный, когнитивный, рефлексивно-оценочный), который формирует конкурентоспособность выпускников вуза на основе их совместного действия (качество психолого-педагогических знаний, мотивация овладения профессией, мотивация значимости избранной профессии, мотивация карьерного роста (перспективы), мотивация профессионального мастерства, успеваемость по специальным курсам в ОО (вузе), уровень развитости общих умений и навыков, умения разрешать проблемные ситуации, развитость психолого-педагогических умений и навыков). Для каждого параметра

рассчитывается долевое участие и на основе уровневых значений определяется индекс, который показывает каким образом изменяется понимание конкурентоспособности с учетом интересов всех стейкхолдеров [7, с. 109].

В процессе практической деятельности используется ряд организационно-педагогических форм воздействия:

1. Цикл деловых игр «Я - строитель».

2. Цикл деловых игр «Коммуникативные навыки строителя».

3. Цикл деловых игр «Лучший сотрудник».

4. «Клуб будущих профессионалов».

5. Групповая оптимизация производственных процессов.

6. Конкурс студенческих проектов.

7. Углубленное знакомство с предприятием.

Исходные значения определялись на основе проведенного ранее опроса об удовлетворенности процессом обучения и формирования знаний среди 240 студентов 3-5 курсов, 18 представителей работодателей, а также 25 преподавателей вуза и 27 человек административно-управленческого аппарата, кто участвовал в опросах. Среднее матричное отклонение составило не более 0,03, что является допустимой погрешностью и может быть классифицировано как достоверное на уровне 97%. Списки вопросов формировались нами по методике Нориаки Кано и содержали 6 вариантов ответа по 5-ти бальной шкале. Сравнительные диаграммы были нами представлены в табличном варианте, а также иллюстрированы гистограммами и полигональными моделями.

В процессе мониторинга результатов апробации организационно-педагогических условий реализации концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза мы выделили ряд основных параметров по наполнению и структурированию содержательной знаниевой основы. Знаниевая основа у студента формировалась на основании возможностей применения полученных знаний на занятиях, усвоения базового объема, соответствия полученных знаний инновационным разработкам, понимания методологического базиса и способа фильтрации источников информации, а также способности продуцировать новое знание.

На основании созданных нами организационно-педагогических условий в вузе сегодня системно существуют, взаимодействуют друг с другом и активно развиваются такие формы студенческого самоуправления, как студенческий совет и старостат, профсоюзная студенческая организация - союз студентов, молодежное движение студенческих отрядов, спортивный клуб, программа тренинга «Трудовой отряд - вторичная занятость молодежи», студенческий строительный отряд, студенческий отряд охраны правопорядка, научное общество студентов «Интеллектуал», разнообразные творческие коллективы.

Система диагностических методик оценивания профессиональных компетенций способствует преодолению противоречия между объективной необходимостью непрерывного обновления методов оценки качества образования и педагогическими требованиями их стабильности и повышению качества подготовки конкурентоспособного выпускников вуза, самостоятельно управляющих собственным выбором действия, с высокой степенью адаптивности к ситуации изменения профессиональной пригодности. Разница в планировании карьеры и возможные отличия каждого выпускника зависят от того уровня, который каждый студент считает для себя приемлемым. В связи с этим полезным было использование спецкурса «Психологические аспекты трудовой адаптации на первом рабочем месте. Общее условие мы формируем достижение профессиональной карьерной цели по параметрам самооценки и финансовой удовлетворенности.

В ходе проводимого нами исследования по результативности реализации концепции формирования конкурентоспособности выпускников вуза мы разработали методику организации и проведения эксперимента по определению уровня апробации «дорожной карты» формирования конкурентоспособности выпускника вуза.

В исследовании нами был проведён формирующий (обучающий) этап эксперимента, включающего «промежуточный срез» в экспериментальной группе студентов ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет» и его филиалов. На этом этапе нами осуществлялось обучение в экспериментальной группе согласно технологии, отраженной в «Рабочей программе» спецкурса и спецсеминара «Механизмы и условия реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза посредством «дорожной карты», «УМК» данного спецкурса и спецсеминара, учебно-методического пособия и другое, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных выпускников вуза.

Для анализа и оценки результативности формирования конкурентоспособности выпускников вуза нами был разработан критериально-оценочный аппарат. В него были внесены критерии, которые позволяют оценить в числовом формате уровень сформированности конкурентоспособности выпускников вуза и выявить его динамику в развитии, а также - описать квалиметрически те этапы, которые позволяют проводить подобные измерения в любой среде и формировать универсальную методику оценки уровня сформированности конкурентоспособности выпускников вуза.

Квалиметрическая оценка уровня сформированности конкурентоспособности необходима, чтобы определить признаки, которыми должен обладать современный выпускник вуза. Одним из вариантов решения данной проблемы, по нашему мнению, являлась разработка технологии квалиметрического компетентностного оценивания выпускников вуза - молодых специалистов, основанной на комплексном использовании программных инструментов экспертно- аналитического оценивания.

Для получения сопоставимой оценки нами введен, по аналогии с индексом конкурентоспособности, индекс эффективности трудоустройства (ИЭТ) выпускника вуза, рассчитываемый нами как интегральный показатель по перечисленным выше параметрам мониторинга трудоустройства для каждого выпускника.

Для выявления состава перечисленных выше факторов, образующих конкурентоспособность выпускников вуза, а также для определения их весового вклада в общий интегральный показатель (индекс) конкурентоспособности нами был проведен экспертный опрос 87 представителей работодателей по специальностям «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», «Промышленное и гражданское строительство», «Жилищно-коммунальный комплекс», «Механизация и автоматизация строительства», «Автомобильное хозяйство и автосервис» в городах: Томск, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк. По результатам опроса нами были ранжированы факторы профессиональной и личностной конкурентоспособности выпускников вуза с точки зрения работодателя, а затем выполнен факторный и

кластерный анализ, в результате которого были получены весовые коэффициенты для компонентов индекса конкурентоспособности.

Выводы. Положительные результаты проверки выявленных и созданных организационно-педагогических условий, уровни сформированности конкурентоспособности выпускников вуза, результаты исследования трудоустройства и профессионального роста выпускников вуза экспериментальной группы до и после эксперимента, результаты квалиметрической оценки формирования конкурентоспособности выпускников вуза, в целом свидетельствуют о высокой результативности формирования конкурентоспособности выпускников вуза.

Литература:

1. Адольф, В. А. Оценка конкурентоспособности выпускника педагогического университета с позиции работодателя / В. А. Адольф, М. Г. Янова, Т. А. Кондратюк и др. // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. -2017. - № 2. - С. 32-38.

2. Иваненко, И. А. Концепции профессионализма в России и за рубежом. И. А. Иваненко, С. Д. Чуркин // Актуальные проблемы социально экономического развития и социального управления в современной России: Сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. - Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ. - 2012. -С. 176-182.

3. Карпова, О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография / О. Л. Карпова. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 310 с.

4. Коваленко, А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях / А. И. Ковалев // Современная конкуренция. - 2013. - № 6 (42). - С. 65-79.

5. Коноплянский, Д. А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускника вуза: монография / Д. А. Коноплянский, Б. П. Невзоров. - М.: Издательство «Спутник +», 2016. - 252 с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (по сост. на 25.12.2016) // СПС «Консультант Плюс».

7. Нуриев, Н. Оценка уровня конкурентоспособности специалистов / Н. Нуриев // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 109.

Педагогика

УДК: 378.18

доктор педагогических наук, профессор Корнилова Алла Георгиевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В

УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены результаты социологического опроса студентов-первокурсников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «СевероВосточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» Педагогического института, цель которого состояла в раскрытии проблем адаптации студентов в университете. На основе анализа исследования даны методические рекомендации по адаптации студентов к условиям обучения в университете.

Ключевые слова: адаптация студентов, профессиональная адаптация, социально-психологическая адаптация, дидактическая адаптация.

Anmtation. The article examines results of sociological survey of first-year students of Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University, which purpose is in disclosure of problems of university students' adaptation. Methodical recommendations of students' adaptation for learning conditions of the university are based on the analysis of this study.

Keywords: students' adaptation, professional adaptation, social and psychological adaptation, didactic adaptation.

Введение. Успешная адаптация первокурсников к учебной деятельности, общественной жизни в университете является основным залогом дальнейшего успешного развития каждого студента как личности и будущего специалиста.

В научных трудах российских и зарубежных ученых (Д.А.Данилов, А.В.Дмитриев, В.Н.Дружинин, В.П.Казначеев, А.В.Карпов, В.И.Ковалев, Я.Л.Коломинский, В.И.Медведев, Ю.П.Поваренков, А.А.Реан, Н.П.Фетискин), посвященных проблеме адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения, описана учебная адаптация студентов к вузу. Она рассматривается как процесс развития личности (Э.Ф.Зеер, Ю.П.Поваренков), как приспособление к новым условиям учебной деятельности (О.Ф.Алексеева, В.Г.Асеев, Т.Н.Ронгинская), непрерывный процесс и результат адаптации личности к меняющимся социальным условиям (А.Л.Свенцицкий, А.Л.Лобалде, А.Л.Мацкевич).

Изложение основного материала статьи. Термин «адаптация» использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном и растительном мире, эволюции различных форм жизни, как характеристика процессов взаимодействия организма и окружающей среды. При этом адаптация рассматривалась с позиции стрессовых ситуаций, как поддержание равновесия между средой и организмом [5. C. 8].

Адаптация рассматривается в двух аспектах: социально-психологическая и профессиональная. Профессиональная адаптация - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе, вхождение в профессиональную среду, усвоение норм и ценностей. Социально-психологическая адаптация -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.