Научная статья на тему 'Сравнительная оценка совершенных уголовно-наказуемых деяний подростками на территории г. Иркутска и Иркутской области'

Сравнительная оценка совершенных уголовно-наказуемых деяний подростками на территории г. Иркутска и Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
31
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка совершенных уголовно-наказуемых деяний подростками на территории г. Иркутска и Иркутской области»

жели психологические теории). Клиническая психотерапия (в классическом ее понимании по М.Е. Бурно) показана при всех клинических картинах. При клиническом подходе психотерапевт учитывает особенности личности соматических больных, их реагирование на заболевание, регистр психических нарушений, выраженность сомато-неврологического заболевания и его «вклад» в психические и поведенческие расстройства. Воздействие на соматических больных с коморбидной психической патологией должно быть системным и многоуровневым, сориентированным в трёх основных направлениях: биологическом, психическом (психологическом) и социальном. Клинический подход к соматическим пациентам с коморбидными психическими расстройствами в КОКБ осуществляется с психосоматических позиций, предложенных А.Б. Смулевич (1999).

Психотерапевтическая помощь в соматическом стационаре должна учитывать следующие аспекты: а) краткосрочность пребывания пациента в стационаре; б) простота и доступность психотерапии; в) системность и многоуровне-вость психотерапевтического воздействия; г) этапность мероприятий; д) комплексное воздействие на пациента; е) антропоцентризм (максимальная индивидуализация психотерапевтического подхода); ж) антропность (ощущение психотерапевтического воздействия).

Используемый в КОКБ психотерапевтический подход основан на синергетических принципах. Проводятся как групповые, так и индивидуальные сеансы психотерапии.

Одним из видов специфической деятельности врача-психотерапевта является связующая психотерапия. Ее суть заключается он в том, что психотерапевт, являясь союзником пациента доходчиво, терпеливо и квалифицированно разъясняет и проводит единую с лечащим врачом линию.

Критерием эффективности проводимых психотерапевтических программ нами принят не только регресс психической симптоматики у соматических больных, но и изменения их общего состояния.

По результатам анализа установлено, что использование психотерапевтических программ с применением индивидуальной психотерапии достоверно (р<0.01) повышает эффективность терапии в целом у 87,0% соматических пациентов с коморбидными психическими расстройствами.

РАЗНОЕ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОВЕРШЕННЫХ УГОЛОВНО-НАКАЗУЕМЫХ ДЕЯНИЙ ПОДРОСТКАМИ НА ТЕРРИТОРИИ г. ИРКУТСКА И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.В. Вальздорф

Иркутский ОПНД

Цель исследования: изучение характера и частоты преступлений, совершенных подростками на протяжении 2001 - 2009 гг.

Материал и методы исследования: обработано 150 заключений комиссии судебно -психиатрических экспертов, 50 из них охватывают период с января 2001 по декабрь 2003 гг. (1-я группа заключений комиссии судебно-психиатрических экспертов), 50 - с января 2004 по декабрь 2006 гг. (2-я группа заключений комиссии судебно-психиатрических экспертов), 50 - охватывают период с января 2007 по декабрь 2009 гг. (3-я группа заключений комиссии су-дебно - психиатрических экспертов) в условиях амбулаторного отделения. Из исследованных заключений выявлено 142 подростка мужского пола и 8 подростков женского пола в возрасте от 14 до 18 лет.

Использован статистический метод с проведением сравнительного анализа данных судебных психолого - психиатрических и судебно -психиатрических экспертиз.

Результаты и обсуждение.

В ходе исследования было установлено, что среди подэкспертных 1-й группы было выявлено 22 человека, которые привлекались к уголовной ответственности по ст. 158 УК РФ (кража), 10-ст. 161 УК РФ (грабеж), 6 человек - ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), по 3 человека - ст. 105 и 228 УК РФ (убийство и незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), по 2 человека - ст. 162, 166 УК РФ (разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), по 1 чел. - ст. 213 и 230 УК РФ (хулиганство, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ). Среди подэкспертных 2-й группы было выявлено 23 человека - по ст. 158 УК РФ, по 6 чел. - ст. 105, 161, 111 УК РФ, 3 чел. - ст. 162 УК РФ, 2 чел. -ст. 166 УК РФ, по 1 чел. - ст. 131 (изнасилование), 163 (вымогательство), 213, 228 УК РФ; среди подэкспертных 3-й группы было выявлено 19 чел.- по ст. 158 УК РФ, по 6 чел. - ст. 111, 161 УК РФ, 5 чел. - ст. 105 УК РФ, по 2 чел. - ст.

Тюменский медицинский журнал № 1, 2610

159 (мошенничество), 162, 166, 228 УК РФ, по 1 чел. - ст. 112, 116, 117, 119 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 131, 175 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем) УК РФ.

Выводы:

Большинство лиц в возрасте от 14 до 18 лет чаще совершали преступления по ст. 158 УК РФ (кража). В каждые последующие 3 года (с 2001 по 2009 гг.) возрастало количество убийств. Характер преступлений становился более разнообразным.

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА НА СОВЕРШЕНИЕ УГОЛОВНО - НАКАЗУЕМЫХ ДЕЯНИЙ ПОДРОСТКАМИ

Е.В. Вальздорф

Иркутский ОПНД

Цель исследования: изучить влияние выявленного психического расстройства (или его отсутствие) у подростков на совершение убийства или причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Материал и методы исследования: обработано 32 заключения комиссии судебно -психиатрических экспертов за последние полгода в условиях амбулаторного отделения судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ). Из исследованных заключений выявлено 30 подростков мужского пола и 2 подростка женского пола в возрасте от 15 до 18 лет. Использован статистический метод с проведением анализа данных судебных психолого - психиатрических и су-дебно - психиатрических экспертиз.

Результаты исследования и обсуждение: в ходе исследования было установлено, что 14 подэкспертных привлекались к уголовной ответственности по ст. 105 УК РФ (убийство) и во время прохождения соответствующей экспертизы 4 из них выявляли легкую умственную отсталость, 2 - органическое расстройство личности на фоне перенесенных черепно - мозговых травм и эпилепсии, 1 - социализированное расстройство поведения, 7 подэкспертных оказались психически здоровыми; 18 подэкспертных привлекались к уголовной ответственности по ст. 111 ч. 4 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и во время прохождения судебно - психиатрической экспертизы 4 - выявляли легкую умственную отсталость,

3 - органическое расстройство личности на фоне перенесенных черепно - мозговых травм и эпилепсии, 2 подэкспертных - легкое когнитивное расстройство, 1 - эмоционально-неустойчивое расстройство личности, 1 подэкспертный - наркотическую зависимость от опиоидов, 7 - оказались психически здоровыми.

Выводы: таким образом, проведенное исследование показало, что на амбулаторной СПЭ у лиц в возрасте до 18 лет и достигших 18 летнего возраста такие уголовно - наказуемые деяния как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, совершали чаще лица без психической патологии и лица, у которых во время прохождения соответствующей экспертизы была выявлена легкая умственная отсталость.

О КАЧЕСТВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДАХ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Н.С. Давыдова, Е.И. Краснова, Л.В. Русяева, К.Ю. Ретюнский

Уральская ГМА, г. Екатеринбург

Среди принципов непрерывного улучшения учебных процессов, основанных на постоянном и объективном измерении, важнейшим является ГОСТ РИСО 9001-2001. Этот принцип определяет модель системы менеджмента качества, внедряемой в УГМА. Цель таких измерений -повышение качества конечного результата. В основном процессе жизнедеятельности академии, реализации образовательных программ, качество подготовки выпускников является не только конечным результатом, но и системообразующим фактором, определяющим все условия ведения образовательной деятельности. Под качеством подготовки выпускников понимается соответствие выпускаемого продукта требованиям потребителей и обязательным требованиям. В связи с чем, уровень достигнутых выпускником знаний, умений, навыков и компетенций в целом, необходимо сравнивать, во-первых, с требованиями государственных образовательных стандартов, во-вторых, с ожиданиями потребителя - заказчика специалистов. Следовательно, результат обучения, степень подготовленности выпускника должны быть непременно измерены, или оценены.

Современная традиционная пятибалльная (а по сути 4-х балльная) шкала оценки знаний обучающихся, независимо от их образовательного уровня, обоснованно подвергается критике за низкую информативность, а сама система оцени-

69, 2010 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.