нутости, планомерная подготовка к уходу на пенсию. В этой связи весьма актуальной проблемой становится изучение превенции НППР -т.е. комплекса медико-социальных мероприятий, направленных как на повышение уровня психического здоровья лиц пожилого возраста, так и на раннее выявление донозологических доклинических форм пограничных психических расстройств. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с масштабным реформированием отечественного здравоохранения, основным вектором которого является профилактическое направление и приближение оказания специализированной помощи к конкретным социальным группам, в частности - создание Центров здоровья. Признавая существенную роль социальных институтов в превенции психическое патологии, мы считаем, что лишь в системе здравоохранения возможно проведение предметных превентивных мероприятий НППР позднего возраста.
Одной из особенностей организации работы Центров здоровья в Омской области является включение в их функциональную структуру врача-психотерапевта, который 1 раз в неделю проводит амбулаторный прием посетителей данного учреждения. В ходе общего исследования состояния здоровья посетителям предлагается пройти тестирование по апробированному и простому в использовании опроснику HADS (Госпитальная шкала тревоги и депрессии). При превышении клинически значимых показателей рекомендуется консультация врача - психотерапевта, в ходе которой проводится углубленное исследование состояния психического здоровья с предметным выявлением пограничных психических расстройств. Также посетители могут самостоятельно обратиться за консультацией к врачу-психотерапевту.
К преимуществам данной формы организации специализированной помощи является возможность получения высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи, осуществляемой бесплатно и вне стен психиатрических учреждений. Подобная консультация не предполагает установление диагноза психического заболевания со всеми вытекающими социально-негативными последствиями для личности. При наличии купируемых проблем в ходе консультации проводится их психотерапевтическая коррекция, а при подозрении на психическое расстройство посетитель Центра здоровья направляется в Психотерапевтический комплекс областной психиатрической больницы. В этом отличие принципа работы Центров здоровья от диспансеризации в ЛПУ, где делаются углубленные исследования на стационарном оборудовании, ставится точный диагноз и назначается лечение. Непосредственный контакт с врачом-психотерапевтом, его разъяснительная деятельность о возможностях лечения непсихотических
нарушений, позволяет снять существующее у лиц пожилого возраста негативное отношение к психиатрической службе. Подобная организационная форма психиатрической помощи дает возможность вести адресную консультативно-диагностическую и психообразовательную работу среди лиц пожилого возраста, которые составляют значительную часть среди посетителей Центров здоровья.
ЭКСПЕРТИЗА
СООТНОШЕНИЕ ПРИЧИН НАЗНАЧЕНИЯ АМБУЛАТОРНОЙ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ С ЕЁ НЕОБОСНОВАННОСТЬЮ
Е.В. Вальздорф Иркутский ОПНД
Цель исследования: изучить и оценить причины назначения амбулаторной судебно -психиатрической экспертизы (СПЭ) в отношении подэкспертных, которые были признаны психически здоровыми.
Материал и методы исследования: исследование проводилось 150 подэкспертным (134 мужчин и 16 женщин в возрасте от 16 до 56 лет), 50 из которых были признаны психически здоровыми. Использован клинико - психопатологический метод в сочетании с анализом данных соматоневрологического и экспериментально - психологического исследования, а также с постановлениями о назначении амбулаторной СПЭ от органов дознания, следствия и суда.
Результаты и обсуждение.
В ходе обследования были выделены следующие причины назначения амбулаторной СПЭ в качестве обоснования, согласно постановлениям: употребление наркотических средств - 6 постановлений, совершение особо тяжкого преступления - 5, наличие ранее перенесенных черепно-мозговых травм - 5 постановлений, ограниченная годность к военной службе - 5, учет в инспекции по делам несовершеннолетних - 4 постановления, ранее проведенная СПЭ - 3, наличие ранее установленного диагноза «транзиторное расстройство личности» - 3 постановления, обследование и лечение в психиатрической больнице с последующим учетом у психиатра по месту жительства преимущественно в подростковом и юношеском возрасте - 2, злоупотребление спиртными напитками - 1 постановление, лечение у врача-невролога по поводу неврологического заболевания - 1, сопротивление власти - 1 постановление.
2010 Тюменский медицинский журнал
При этом 14 постановлений из 50 не имели обоснования для назначения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что среди причин назначения СПЭ подэкспертным, которые были признаны психически здоровыми, согласно постановлениям, чаще отмечались: употребление наркотических средств, совершение особо тяжкого преступления, наличие ранее перенесенных черепно-мозговых травм и ограниченная годность к военной службе. Необходимо отметить, что 14 амбулаторных судебно - психиатрических экспертиз от общего числа проведенных, не имели обоснования для назначения.
ГИПЕРДИАГНОСТИКА ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
О. В. Молина, С.М. Уманский
Тюменская ОКПБ Тюменская ГМА
Анализ эпидемиологических исследований свидетельствует о том, что умственная отсталость продолжает занимать одно из ведущих мест среди психических расстройств (Чуркин А.А., Творогова Н.А., 2003). Одновременно с этим, показатели распространённости умственной отсталости существенно варьируют не только в различных странах мира, но и на территориях Российской Федерации, что обуславливается социокультуральными предпосылками адаптации лиц с интеллектуальным дефектом, различной выявляемостью больных (Чуркин А.А., 1997; Мохонько А.Р., 2002).
Установлена тенденция к увеличению числа лиц, страдающих указанной патологией (преимущественно за счёт лёгких форм), что может быть обусловлено потенциальными возможностями их социализации (Тиганов А.С., 1995, 1999). В то же время, увеличивается обращаемость лиц, с выставленным ранее (в период призыва в армию) диагнозом умственной отсталости, повторно к психиатру для проведения обследования с целью изменения диагноза, который существенно снижает возможность социальной адаптации в обществе.
По данным J.D. Bregman, J.C Harris (1995), число впервые выявленных больных с умственной отсталостью увеличивается с возрастом; в период 7-12 лет этот диагноз ставится наиболее часто. Установленный в детском возрасте диагноз «умственная отсталость» в дальнейшем редко пересматривается, что определяет необходимость изучения социального аспекта данной проблемы. На фоне здоровых детей, легко справляющихся с учебной нагрузкой, дети с раз-
личной степенью выраженности когнитивного дефицита ощущают себя «неполноценными», отказываются принимать участие в жизни здоровых подростков, затрудняется построение социальных контактов, тем самым, увеличивая степень существующей в силу различных причин социально-педагогической запущенности ребёнка. Низкий образовательный уровень, жилищно-бытовая неустроенность, неспособность к систематическому труду, потеря контактов с близкими, отсутствие адекватной материальной поддержки, психиатрического наблюдения и лечения приводит к формированию асоциального стереотипа поведения и совершению общественно опасных действий.
В последнее время значительно возросло количество лиц, обратившихся для повторного освидетельствования в экспертное отделение Тюменской областной клинической психиатрической больницы с целью пересмотра ранее выставленного диагноза легкой умственной отсталости. Необходимость проведения обследования у обратившихся лиц была связана с возникшими сложностями в осуществлении трудовой деятельности и социального функционирования: невозможность водить автотранспорт, трудоустройства. Нужно отметить, что до первичного освидетельствования данные лица ни разу не осматривались психиатром, обучались в массовых школах, нередко переводясь из класса в класс формально, получали специальность в профтехучилищах без учета их интеллектуального уровня и психического состояния. Поэтому, будучи освидетельствованными в период призыва с диагнозом «умственная отсталость» при дальнейшем трудоустройстве испытывали массу трудностей, и порой не могли работать по профессии, которой были обучены в ПТУ.
Так, в период с марта 2008 г. по апрель 2010 г. было обследовано повторно 47 человек, из них, диагноз легкой умственной отсталости не был подтверждён у 22 человек (46,8%). Из обратившихся лишь 15 человек (32%) в детстве осматривались психиатром и в дальнейшем обучались по облегченной программе, приобрели соответствующую профессию. Остальные же 32 испытуемых (68%) обучались в массовой школе. Аддик-тивное поведение до призыва в армию из обратившихся встречалось лишь у 11 человек (23,4%). При повторном обследовании аддиктивные тенденции сохранились лишь в 8,5% случаев (п=4). К уголовной ответственности привлекалось 5 человек (10,6%), все в подростковом периоде.
При рассмотрении архивной документации на обратившихся, а так же характеризующих их документов, обращало на себя внимание неполное, а порой и не качественно проведённое клиническое обследование, что в дальнейшем могло способствовать вынесению экспертной комиссией неверного решения. Нередко в истории бо-
Тюменский медицинский журнал № 1, 2&&