Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ПО БОЕВОМУ САМБО НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ПО БОЕВОМУ САМБО НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
БОЕВОЕ САМБО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КАЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давлетова Н.Р.

Жанговар самбо билан шуғулланувчи курсантларнинг жисмоний ва функционал тайёргарлигини такомиллаштиришда машқлантириш жараёнида техник воситаларни қўллаш натижасида рўй берган ўзгаришлар баҳоланди. Тажриба дастурига оид машқлантириш жараёнида техник воситаларни қўллаш 7,5 ой давом этди ва бу муддат оралиғи 3 босқичга ажратилди ва ҳар 2,5 ойдан сўнг кўрсаткичлар таҳлил қилинди. Бошланғич даврда назорат ва тажриба гуруҳларни натижалари деярли бир хил бўлиб, ишонарли даражага эга эмаслиги аниқланди. Тажрибаннг иккинчи босқичида 50% кўрсаткич қийматлари ишонарли даражада ошганлиги баҳоланди. Тажрибанинг учинчи босқичида тажриба гуруҳида барча текширилаётган кўрсаткиичларни қийматлари ошганлиги ва ишонарли даражада кўтарилганлиги исботланди.Проведена сравнительная оценка уровня физической подготовленности курсантов специализирующихся в боевом самбо тренировавшихся по разработанной экспериментальной программе, в которой предусмотрено применение в тренировочном процессе технических средств подготовки в течение 7.5 месяцев, представленных из 3 этапов. Анализ результатов полученных на третьем этапе эксперимента показал, что практически все результаты тестов значительно возросли. Следует отметить, что на исходном этапе обе группы были идентичны, а полученные результаты имели недостоверные значения, на втором этапе эксперимента 50% показателей уже имели достоверные значения, а на третьем этапе эксперимента установлено повышение значений исследуемых физических качеств, на статистически достоверном уровне.A comparative assessment of the level of physical fitness of cadets specializing in combat sambo, who trained according to the developed experimental program, which provides for the use of technical means of training in the training process for 7.5 months, presented from 3 stages, was carried out. Analysis of the results obtained at the third stage of the experiment showed that almost all test results have increased significantly. It should be noted that at the initial stage, both groups were identical, and the results obtained had unreliable values, at the second stage of the experiment, 50% of the indicators already had significant values, and at the third stage of the experiment, an increase in the values of the studied physical qualities was established, at a statistically significant level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давлетова Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ПО БОЕВОМУ САМБО НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Подготовка педагогических кадров

тестлари натижалари; ижодий сухбатлар; кузатишлар; рейтинг; социометрия; касбий фаолият натижалари; дидактик, психологик тайёргарлиги; тренер тугрисида хамкасблари, булим бошликлари, бош тренер фикр-ларини билиш; ташкилот маъмурияти ва шугулланув-чиларнинг фикрлари хам хисобга олинади.

Диагностика натижасига кура тингловчиларга малака ошириш варакалари юритилади, бу тинглов-чининг пировард натижалари, унинг билим даражаси, касбий билимлари, методик махорати ва педагогик фаолиятидаги камчиликлари кайд этилиб, тегишли тавсиялар берилади.

Мазкур талаблар асосида спорт таълими ташки-лотида мустакил малака оширишга тегишли методик хизматни ташкил этиш тизими боскичлари белги-ланади ва бу ишни ташкилот маъмурияти, булим бошликлари, бош тренер, методистлар ташкил этади.

Спорт таълими ташкилотлари уз имкониятлари-

дан келиб чивда холда жисмоний тарбия ва спрот мутахассислари, тренерларни касбий диагностикага ёндошув асосида малака оширишни ташкил этсалар, тингловчиларда илмий изланувчанлик, узлуксизлик ва узвийлик, яратувчанлик, бунёдкорлик, компетентлик талабларида ракобатбардош, ижодкор мутахассисни билим, куникма ва малакасини такомиллаштиришда, сифат ва самарадорликлик кафолатланади.

Адабиётлар:

1. Узбекистан Республикасининг "Таълим ту^рисида"ги Конуни, 23.09.2020 й. Lex .us. 637.

2. Узбекистан Республикасининг "Лицензиялаш, рухсат бериш ва хабардор килиш тартиб тамойиллари тугрисида"™ 2021 йил 12 - октябр-даги УРК - 721 сонли Конуни.

3. O'zbekiston Respublikasi Sportni rivojlantirish vazirining 2022-yil 26-may, 3- mh - son "O'zbekiston Respublikasida trenerlik faoliyati to'g'risidagi nizomni tasdiqlash to'g'risida"gi buyruqqa o'zgartirishlar kiritish haqida Buyrug' [O'zbekiston Respublikasi Adliya vazirligi tomonidan 2022-yil 6-iyunda ro'yxatdan o'tkazildi, ro'yxat raqami 2247-1.

Мастер спорта международного класса по самбо,

Соискатель

Н.Р. ДАВЛЕТОВА1

Академии МВД Республики Узбекистан, город Ташкент, Узбекистан

Информация для связи с автором:

davletovaN89-@mail.ru

сравнительная оценка изменении показателей специальной

физической подготовленности

курсантов специализирующихся по боевому самбо на этапе

спортивного совершенствования

Аннотация

Annotation

Проведена сравнительная оценка уровня физической подготовленности курсантов специализирующихся в боевом самбо тренировавшихся по разработанной экспериментальной программе, в которой предусмотрено применение в тренировочном процессе технических средств подготовки в течение 7.5 месяцев, представленных из 3 этапов. Анализ результатов полученных на третьем этапе эксперимента показал, что практически все результаты тестов значительно возросли. Следует отметить, что на исходном этапе обе группы были идентичны, а полученные результаты имели недостоверные значения, на втором этапе эксперимента 50% показателей уже имели достоверные значения, а на третьем этапе эксперимента установлено повышение значений исследуемых физических качеств, на статистически достоверном уровне.

Ключевые слова: боевое самбо, педагогический эксперимент, физическая подготовка, силовые качества, биомеханические характеристики, физическая качества,индивидуальная подготовка.

Жанговар самбо билан шугулланувчи курсантларнинг жисмоний ва функционал тай-ёргарлигини такомиллаштиришда машклантириш жараёнида техник воситаларни куллаш натижасида руй берган узгаришлар бахоланди. Тажриба дастурига оид машклантириш жараёнида техник воситаларни куллаш 7,5 ой давом этди ва бу муддат оралиги 3 боскичга ажратилди ва хар 2,5 ойдан сунг курсаткичлар тахлил килинди. Бошлангич даврда назорат ва тажриба гурухларни натижалари деярли бир хил булиб, ишонарли даражага эга эмас-лиги аникланди. Тажрибаннг иккинчи боскичида 50% курсаткич кийматлари ишонарли даражада ошганлиги бахоланди. Тажрибанинг учинчи боскичида тажриба гурухида барча текширилаётган курсаткиичларни кийматлари ошганлиги ва ишонарли даражада кута-рилганлиги исботланди.

Калит сузлар: жанговар самбо, педагогик эксперимент, жисмоний тайёргарлик, куч сифатлари, биомеханик курсаткичлар, жисмоний сифатлар, индивидуал тайёргарлик.

A comparative assessment of the level of physical fitness of cadets specializing in combat sambo, who trained according to the developed experimental program, which provides for the use of technical means of training in the training process for 7.5 months, presented from 3 stages, was carried out. Analysis of the results obtained at the third stage of the experiment showed that almost all test results have increased significantly. It should be noted that at the initial stage, both groups were identical, and the results obtained had unreliable values, at the second stage of the experiment, 50% of the indicators already had significant values, and at the third stage of the experiment, an increase in the values of the studied physical qualities was established, at a statistically significant level.

Key words: combat sambo, pedagogical experiment, physical training, strength qualities, biomechanical characteristics, physical qualities, individual training.

Актуальность исследования: В достижении рекордных спортивных результатов наблюдается тенденция к повышению качества выполнения тех-

нико-тактических действий спортсмена на основе высоких функциональных возможностей организма. Не зря девизом Олимпийских игр является «быстрее,

CN CN

о

CN

СО

■с

0 d со

1

см см о см

го га t

0 Q. W

1

выше, сильнее». Данная ситуация свидетельствует о том, что в процессе всестороннего развития спортсмена приоритетным направлением является совершенствование скоростно-силовых, скоростных, силовых и координационных способностей. Сохранение оптимального положения тела, его сегментов в пространстве и высокий уровень способности к сохранению равновесия обеспечивает наиболее благоприятные условия для эффективной реализации двигательных задач и возможностей курсантов [8, 12, 13].

Степень изученности проблемы. Боевое самбо характеризуются усложненными условиями выполнения двигательных задач, при этом требуется учет действия негативных факторов влияющих на функциональное состояние самбиста. Синтез технических действий различных видов борьбы позволил взять из них лучшие приемы и создать новый вид спорта, получивший широкое международное признание. При этом вполне естественно, что отечественные борцы-самбисты занимали и занимают в настоящее время доминирующее положение на международных соревнованиях [2, 9, 11, 6 ,7].

В Узбекистане признанными учеными в области спортивных единоборств, разработавших современные подходы в вопросах теории и методики видов спортивной борьбы являются Керимов Ф.А., Югай Л.П., Ю.С.Ким, Тастанов Н.А., Мирзакулов Ш.А., Байтураев Е.И., Таймуратов [3, 4, 5, 1, 10]. В настоящее время в высших учебных заведениях правохра-нительных учреждений при подготовке единоборцев существует еще нерешенная проблема - что роднит, и что отличает спортивное самбо и боевое самбо. Во-первых - это задачи стоящие перед каждым видом самбо. Прежде всего, прикладной характер подготовки, так как каждый из них требует особенности тренировочной подготовки, определяющий специфический набор, комбинацию и остроту выполнения приемов. Боевая прикладность представляет собой главную, но не единственную особенность, так как в боевом самбо существуют принципы, отличающиеся от спортивного самбо. До настоящего времени научные разработки и практические рекомендации в боевом самбо носят единичный характер. Эта проблема связана с выбором оптимальных путей формирования необходимого объема двигательных действий, определяющих техническую подготовленность спортсмена и в настоящее время она приобретает особую актуальность. Вышесказанное явилось обоснованием для проведения данного исследования.

Цель исследования: Проведение сравнительной оценки изменений показателей специальной физической подготовленности курсантов специализирующихся по боевому самбо на этапе спортивного совершенствования.

Методы исследования: Организация исследования.

Педагогический эксперимент проводился с целью апробации методики по совершенствованию физической подготовленности единоборцев по боевому самбо с использованием технических средств, проведению сравнительного анализа по уровню физической под-

Подготовка педагогических кадров

готовленности курсантов специализирующимися в боевом самбо, обучающихся в Академии милиции МВД Р.Узбекистан.

Исследования проводились на базе Узбекского Государственного университета физической культуры, при кафедре теории и методики международных видов борьбы. У 20 спортсменов - самбистов обучающихся в УзГУФКС и 20 курсантов обучающихся в Милицейской Академии МВД Р.Узбекистан занимающихся в отделении по специализации самбо и имеющих спортивные квалификации КМС. Проведена сравнительная оценка уровня физической подготовленности курсантов тренировавшихся по разработанной экспериментальной программе, в которой предусмотрено применение в тренировочном процессе технических средств подготовки. Эксперимент продолжался в течение 7.5 месяцев, представленный из 3 этапов. Контрольное тестирование проводилось через каждые 2,5 месяцев.

Проведен отбор технико-тактических действий, являющихся наиболее информативными как в спортивном, так и боевом самбо. Оценка технико-тактических действий в динамике проведена согласно разработанным стандартам ведущими экспертами и квалифицированными тренерами по самбо. Проведена классификация технических средств, необходимых для тренировок. Выбор технических средств запланирован для использования в 2 круга. Первый круг технических средств был запланирован для повышения общей физической подготовленности, в частности, повышения силовых качеств: подтягивания на турнике для развития мышц туловища, использование «блинов» или дисков, эспандеров для развития силы кистей - работа курсанта с гантелями, дисками в различных положениях тела. Используется сенсорный датчик регистрирующий силу и мощность ударов рукой.

Второй комплекс включает в себя несколько тренажерных устройств, которые используются во втором круге после тренировок с использованием первого комплекса технических средств. Так тренажер «Тредбан» на платформе и «Призма» используется для развития координационных способностей. Работа на тренажерах sv. gym.- Тяга верхнего блока - базовая многосуставная техника для тренировки широчайших мышц спины, использование «Тренажера, совмещенного с лыжами» направлено на развитие мышц нижних конечностей. Тренажер «Отскок» помогают максимально увеличить частоту ударов и уменьшить время контакта с мишенью, а все это в комплексе оказывает воздействие на биомеханические характеристики атакующих действий.

Для определения влияния разработанной методики на спортивно-техническую подготовленность нами была проведена оценка специальной физической подготовленности самбистов: в качестве контрольного тестирования был выбраны тесты для оценки скоростных качеств - бег на 60 м и на 100 м, скорост-но-силовые качества оценивались по тесту - прыжок в длину с места, качество выполняемых технических

Подготовка педагогических кадров

действий оценивались по следующим показателям: 10 бросков подворотом (с), 10 переворотов на мосту (с), 10 кувырков вперед (с), сгибание рук лежа (кол-во раз) , лазание по канату 4м, без помощи ног.

Результаты исследований и их обсуждение: Оценка уровня исходных показателей физической подготовленности самбистов КГ и в ЭГ подтвердили качественную однородность КГ и ЭГ групп на начальном этапе эксперимента. Анализ технико-тактических показателей курсантов - самбистов на втором этапе исследования показал, что выявлены достоверные изменения лишь по 5 показателям - это время выполнения комплексного упражнения на борцовском мосту, пять бросков подворотом (с), количество ударов руками за 15 с., количество ударов ногами за 15 с., количество бросков манекена в переменном темпе в течение 5 минут. Представленные данные свидетельствует об улучшении ряда тестируемых показателей у самбистов КГ и ЭГ. При этом выявляется вполне определенная тенденция более значительного прироста результатов физических качеств у курсантов экспериментальной группы по сравнению курсантами - самбистами КГ. Наилучшие результаты курсанты проявили в тесте «время удержания равновесия тела» по пробе А.И.Яроцкого как в КГ, так и в ЭГ, хотя курсанты ЭГ значительно превзошли по такому координационному качеству как умение сохранять устойчивое положение тела, прирост которого составил - 22,8%. По нашему мнению, данное качество является необходимым именно в боевом самбо, так как нагрузки чаще носят односторонний характер, в результате чего может развиться функциональная асимметрия. Так в тесте «время выполнения комплексного упражнения на борцовском мосту», прирост показателя в ЭГ составил 8,42% , при t=2,38; в «тесте пять бросков подворотов через спину» прирост составил 7,58%, при t=2,48. Из технико-тактических действий специфичных для самбистов является тест «количество ударов руками в течение 15 секунд с.» выявлены более существенные изменения по сравнению с другими показателям, прирост которого составил - 19,7%. В тесте «количество ударов руками в течение 15 секунд с.» прирост составил 8,67%. Это связано с тем, что основная локализация мощных и массивных мышц организма человека расположена в нижней половине тела, что несколько затрудняет подъёмы ноги, в которую вовлекаются не только мышцы ног (четырехглавая мышца бедра), но и мышцы нижнего этажа живота, а также мышцы расположенные в поясничной области, в частности, подвздшно-поясничная мышца, напрягатель широкой фасции бедра. Так, если в тестах «лазание по канату», «подтягивания на перекладине», «динамометрия разгибателей бедра», разница в величинах прироста не очень значительна, то по другим показателям, в частности, «броски манекена в переменном темпе в течение 5-ти минут» преимущество самбистов ЭГ стало весьма весомым, прирост составил 9,29% при t= 2,71, что свидетельствует о развитии качества выносливости, а значения тестов приблизились к достоверным значениям. Развитие указанных физи-

ческих качеств в свидетельствует о подверженности к изменчивости в динамике тренировочного года и отражает характер становления спортивной формы курсантов-самбистов.

Анализ результатов полученных на третьем этапе эксперимента показал, что практически все результаты тестов значительно возросли. Следует отметить, что на исходном этапе обе группы были идентичны, а полученные результаты имели недостоверные значения, на втором этапе эксперимента 50% показателей уже имели достоверные значения, а на третьем этапе эксперимента установлено повышение значений исследуемых физических качеств, на статистически достоверном уровне.

Как видно из данных таблицы №2 преимущество самбистов экспериментальной группы на третьем этапе эксперимента значительно возросло по всем показателям физической подготовленности. При этом различия в приросте показателей в тестах, характеризующих специальную выносливость и специальные скоростно-силовые качества, достигли достоверных значений (при р<0,05). Так, среднегрупповые показатели в тесте «броски манекена в переменном темпе в течение 5-ти минут» составили у курсантов экспериментальной группы - 59,8±1,30 бросков. Это достоверно больше, чем у самбистов КГ значения которого составили - 54,2±1,28,при 1=_3,08, р<0,05. Похожее положение отмечается в среднегрупповых показателях в тестах «пять бросков подворотом (через спину)» (в экспериментальной группе - 7,35±0,17 с, в контрольной группе - 8,14±0,19 с), а время выполнения «комплексного упражнение на борцовском мосту» (в экспериментальной группе составило - 15,9±0,41 с, в контрольной группе - 17,6±0,48 с. Эти различия также достоверны, что подтверждает показатель при р<0,05. Полученные различия в тестах, характеризующих специальную физическую подготовленность борцов, свидетельствуют о более быстром приросте основных двигательных качеств самбистов ЭГ, что является доказательством эффективности примененной нами программы подготовки курсантов по боевому самбо. Обращает на себя внимание и динамика прироста показателей в других тестах, в которых также наблюдалось превосходство испытуемых экспериментальной группы, хотя это превосходство в отдельных случаях и не носит статистически значимого характера. Вновь возвращаясь к пробе А.И. Яроцкого следует указать, что прирост отмечен в варианте вращение головой с открытыми глазами, однако значения носят недостоверный характер, в случае вращения головой с закрытыми глазами прирост составил 33,69%, при 1- 2,8 и Р<0.05, что свидетельствует о достоверности полученных результатов. Так, в тесте «лазание по канату» прирост физических качеств у самбистов ЭГ составило 0,11 с по сравнению с контрольной группой, в тесте «динамометрия разгибателей бедра» - сила мышц возросла на 3,3 кг. при Р<0,05, что свидетельствует о достоверном характере.

Все эти данные показывают на существенно более интенсивный прирост большинства показателей

см см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

физической подготовленности спортсменов экспериментальной группы на анализируемом этапе эксперимента. При этом такой прирост весьма значителен не только по показателям специальной физической подготовленности, но и по результатам тестирования показателей общей физической подготовленности. Это подтвердило сделанное на втором и третьем этапа эксперимента предположение об эффективности программы и ее существенном преимуществе сравнению с традиционными тренировочными программами.

Подробный анализ данных таблицы №1, № 2, показывает, что в ходе эксперимента произошло существенное улучшение результатов в тестах у спортсменов обеих групп. При этом у испытуемых экспериментальной группы такое улучшение намного более значительно и достигает по большинству показателей достоверных значений по сравнению с контрольной группой.

На третьем этапе эксперимента технический арсенал спортсменов экспериментальной группы стал не только более эффективным, но и значительно изменился - в нем стали приносить победу удары руками и ногами. Они стали основными атукающими действиями спортсменов экспериментальной группы. Тесты по специальной скоростно-силовой выносливости выявляют значительное преимущество экспериментальной группы перед контрольной группой (в тесте -количество ударов руками за 15 сек., преимущество экспериментальной группы возросло на 25,3%, достоверность различий Р <0.05 ^=2,95); в тесте -количество ударов ногами за 15 сек., преимущество экспериментальной группы над контрольной группой возросло на 26,7% , достоверность различий между группами Р<0,05 ^=2,47).

Анализ данных представленных в таблицах №1для (КГ) и №2 для (ЭГ) свидетельствует о значительно большем приросте результатов в динамометрии разгибателей бедра у борцов экспериментальной группы по сравнению со спортсменами контрольной группы.

Таблица 1

Сравнительная оценка динамики изменений показателей специальной физической подготовленности курсантов специализирующихся по боевому самбо (КГ -15)

Тесты 1 этап 2 этап 3 этап Прирост (%) t Р

±с

Комплексное упражнение на борцовском мосту с. 18,1±0,50 17,8±0,48 17,6±0,44 2,76 4,46 <0.05

Пять бросков подворотом через спину- с. 8,20±0,22 8,17±0,19 8,14±0,20 0,73 0,90 >0.05

Лазание по канату -с 5,02±0,06 5,00±0,04 4.91±0,04 2,19 2.20

Кол-во ударов руками за 15 с. 12.7±2.78 13,3±1.23 15,9±1,23 25,19 9,10 <0.05

Кол-во ударов ногами за 15 с. 13.3±0.45 17.3±0.45 18,8±0,45 41,3 4,51 <0.05

Подтягивания на перекладине за 10 с. (кол-во) 7,7±0,20 8,0±0,20 8.3±0,19 -2,53 3,24 <0.05

Броски манекена в переменном темпе в течение 5-ти минут-кол. 53,2±1,27 53,8±1,31 54,2±1,28 1,88 2,48 <0.05

Подтягивания на перекладине (кол-во) 16,7±0,76 17,0±0,79 17,4±0,80 4,19 2,84 <0.05

Время удержания равновесия тела -Проба Г. Яроцкого -с. 135,6±4.59 137.8±1,35 138,3±74,5 2,7 0,03 >0.05

Динамометрия разгибателей бедра -кг 157,2±1,37 157,7±1,40 160,9±1,44 2,35 7,23 <0.05

Подготовка педагогических кадров

Таблица 2

Сравнительная оценка динамики изменений показателей специальной физической подготовленности курсантов специализирующихся по боевому самбо (ЭГ -15)

Тесты 1 этап 2 этап 3 этап При-рост(%) t Р

±с

Комплекс. упражнение борцовском мосту с. 17,8±0,42 16,3±0,41 15,9±0,38 10,67 3,36 <0.05

Пять бросков подворот через спину- с. 8,23±0,20 7,55±0,17 7,35±0,15 10,69 3,52 <0.05

Лазание по канату -с 5,05±0,06 4,95±0,04 4,91±0,03 2,77 2,09 <0.05

Кол-во ударов руками за 15 с. 12,9±0.89 15,9±1.56 20,10±1,4 30% 2,95 <0.05

Кол-во ударов ногами за 15 с. 17.6±0.87 18.8±0.98 22,3±1,89 26,7 2,47 <0.05

Подтягивания на перекладине за 10 с. (кол-во) 8,0±0,23 8,3±0,21 8,9±0,21 3,75 1,29 <0.05

Броски манекена в переменном темпе течение 5-ти минут-кол.-во 54,8±1,31 58,8±1,30 59,8±1,30 9,12 2,71 <0.05

Подтягивания на перекладине (кол) 17,0±0,80 18,7±0,82 20,2±0,85 18,82 2,79 <0.05

Время удержания равновесия тела - з/гл Проба Яроцкого -с. 138,2±1,40 170,3±3.54 184,9±1,06 33,79 3,69 <0.05

Динамометрия разгибателей бедра -кг 158,8±1,42 160,2±1,44 164,2±1,50 3,40 2,61 <0.05

Так, на втором этапе эксперимента превосходство испытуемых экспериментальной группы составляло 2,5 кг, на третьем этапе оно было равно 4,0 кг, что достоверно при р<0,05. Такое положение возникло в связи с более интенсивным приростом результатов в анализируемом тесте у самбистов экспериментальной группы. Например, если на втором этапе эксперимента прирост в ЭГ составил 2,1 кг, то третьем он достиг 4 кг достоверных значений (при р<0,05). Все это свидетельствует об эффективности развития силовых качеств курсантов-самбистов экспериментальной группы под воздействием разработанной нами программы подготовки курсантов специализирующихся в боевом самбо. В третьей главе нами представлены показатели динамометрии, позволившие определить силу кисти в КГ и ЭГ. По приросту силы кисти спортсмены экспериментальной группы значительно опережают спортсменов контрольной группы, что наглядно продемонстрировано в соревновательной деятельности в превосходстве в захватах и в бросках.

Рассмотрев изменения показателей тестов, мы видим, что наибольшую прибавку получили показатели, отражающие уровень развития скоростных скоростно-силовых качеств, координационных способностей и скоростно-силовой выносливости. Это произошло потому, что данные тесты детерминировались соответствующими упражнениями на тренажерах и поэтому здесь произошли наибольшие изменения. Например, тренажеры "Призма" и "Тредбан на платформе" способствуют совершенствованию координационных способностей, тренажер "Отскок" помогает максимально увеличить частоту ударов и уменьшает время контакта с мишенью, а все это в комплексе оказывает воздействие на биомеханические характеристики атакующих действий. При проведении тренировки по предлагаемой программе можно индивидуально дозировать нагрузку,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка педагогических кадров

обеспечить активность занимающихся, широко использовать метод сопряженного воздействия и улучшить эмоциональный фон занятия.

Заключение: Полученные результаты свидетельствуют, что предлагаемая методика способствует повышению специальной физической подготовленности. В тоже время следует отметить, что экспериментальная группа, которая уделяла больше внимания техническим средствам подготовки, повысила свою физическую подготовленность статистически достоверно выше, чем в контрольной группе, тренировавшейся по традиционной программе. Такое положение позволило сделать заключение о предпочтительности и эффективности экспериментальной программы в подготовке курсантов по боевому самбо.

Литература:

1. Байтураев Е.И. Самбо кураши назарияси ва услубияти //Дарслик «Танаддун», 2016 ;

2. Озолин Н.Г., Воспитание координационной способности и ловкости самбиста / М.: Астрель: АСТ, 2003. 863 с.;

3. Керимов Ф.А. Теория и методика спортивной борьбы //Учебник. Т., 2001, 245 с;,

4. Ким Ю.С.,, Л.П. Югай - Основы дзюдо Изд-во Издательско-по-лиграфический отдел УзГИФК,2005, 137с.;

5. Мирзакулов Ш.А. БелбоFли кураш назарияси ва услублари //Укув кулланма Т.: 2014 - 216 б;.

6. Плотников В.И. Структура тактической подготовленности в спортивных видах борьбы. //Теория и практ. физ. культ.,2010, № 10, стр. 73-76;

7. Похачевский А.Л. Восстановление физической работоспособности квалифицированных борцов самбистов в годичном цикле подготовки.// Ученые записки Унив-та имени П.Ф.Лесгафта, 2011, -№11, (81), с. 126130.)

8. Скворцов, Д.В. - Стабилометрическое исследование / Д.В. Скворцов. - Москва: Маска, 2010. - 176 с.

9. Таймазов В.А., Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2006. Вып. 22. стр. 74-82.).

10. Таймуратов А.Р. Курашчиларга хос куч турлари ва уларни риво-жлантирувчи машклар таснифи //Фан - спортга , 2017, №2, 67-69с.;

11. Харлампиева А.А. Харлампиева (Харлампиев А.А. Борьба самбо. М., 1977,; (Харлампиев А.А. Борьба самбо. М., 1977,;

12. Karpowicz K., Characteristics of motor abilities of young athletes of selected sports during sport training / Studies in Physical Culture and Tourism. 2010. Т. 17. №. 1. стр. 33-40.;

13. Pseunok A.A., Adaptive capabilities of junior sambo wrestlers aged 12-14 years /Theory and Practice of Physical Culture. 2015. №. 9. стр. 29-29)

Педагогика фанлари буйича фалсафа доктори (PhD) Ф.М. ЯКУБОВ1

^збекистон давлат жисмоний тарбия ва спорт университета, Чирчик ша^ри, Узбекистан

Муаллиф билан богланиш учун:

fazliddin.yaqubov.89@mail.ru

спортчи талабаларнинг te3kop царор цабул ^илиш малакасини ривожлантиришда психосоциал тадлил услубиятидан фойдаланиш

■■нотация

otation

В статье показано, как использовать метод психосоциального анализа в развитии навыков быстрого принятия решений у студентов-спортсменов.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, спортивное мышление, быстрота принятия решений, тип мышления, стиль мышления, аналитическое мышление.

Маколада спортчи талабаларнинг тезкор карор кабул килиш малакасини ривожлантиришда психосоциал тахлил услубиятидан фойдаланиш йуллари курсатиб берилган.

Калит сузлар: спортчи талабалар, спорт тафаккури, тезкор царор цабул цилиш, тафаккур тури, тафаккур услуби, аналитик фикрлаш.

The article shows how to use the method of psychosocial analysis in the development of rapid decisionmaking skills of student-athletes.

Key words: student-athletes, sports thinking, decision-making speed, type of thinking, thinking style, analytical thinking.

Долзарблиги. Мамлакатимизда жисмоний тарбия ва спорт со^асида халкаро стандартларга мувофик комплекс билимларга эга малакали кадрлар тайёрлаш сифатини яхшилаш, спортда илм-фанни жадал ривожлантириш, говори малакали ракобатбардош тренер-укитувчилар, мутахассислар ^амда илмий ходимларни тайёрлаш жараёнларини янада такомил-лаштиришга каратилган кенг куламли ишлар амалга оширилмокда [1]. Мазкур исло^отларда ^ар томон-лама кенг дунёкарашга эга, тафаккури ривожланган, назарий билимларини амалиётда куллай оладиган

мутахассисларни тайёрлаш асосий масалалардан бири булиб колмокда.

Спортчи талабаларда жисмоний сифатлар ва тафаккур ривожланишининг алокадорлиги, жисмоний тарбиянинг узига хос хусусиятлари, унинг мазмуни ва жараёнли асосларидан келиб чщади. Яъни, "ак-лий ва жисмоний тарбия уртасида икки томонлама муносабатлар мавжуд. Бир томондан, жисмоний тар-бия тафаккур ривожи учун яхши шароит яратади ва унинг ривожланишга ёрдам беради; бошка томондан, тафаккур ривожи жисмоний тарбия самарадорлигини

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.