Эприфен, БЛБД + алфен и КМБ-12 + Феналбен оказывает благоприятное действие на динамику прироста живой массы птиц мясного направления. У цыплят I гр. живая масса увеличилась от 1160 до 3063 г, II гр. от 1200 до 3126 г, III гр. - от 1240 до 3280 г, IV гр. — от 1186 до 2920 г. У цыплят V гр. (контроль) живая масса увеличилась от 900±4,9 г до 2630±7,6 г, что свидетельствует о высокой конверсии протеина корма в белок мышц.
Литература
1. Диданова А.А. Эпизоотологические особенности распространения Ascaridia galli, Heterakis gallinarum и Singamus trachea у кур // Сборник научных работ КБНИИСХ. Нальчик, 2002. С. 65—68.
2. Диданова А.А., Фиапшева А.Б. Рекомендации по применению лечебных премиксов «Мепринал», «Эприфен», «БЛБД + алфен» и «КМБ-12 + феналбен» при смешанной инвазии аскаридоза, гетеракидоза и сингамоза мясной птицы. Нальчик, 2003. 21 с.
3. Диданова А.А. Убойные показатели бройлеров «Конку-рент-2» при назначении лечебных премиксов «Мепринал», «Эприфен», «БЛБД + алфен» и «КМБ-12 + феналбен» // Теория и практика развития отраслевой науки в системе регионального АПК: матер. межрегион., науч.- практич. конф. Нальчик, 2004. С. 105-107.
4. Диданова А.А. Влияние премикса «КМБ-12 + феналбен» гематологические и биохимические показатели организма кур // Вестник ветеринарии. 2006. № 7. С. 124-126.
5. Даугалиева Э.Х. К механизму патогенеза и иммунитета при гельминтозах // Матер. II Закавказ. конф. по паразитологии. М., 1981.
6. Даугалиева Э.Х. Особенности реактивности при гельминтозах и её роль в системе паразит-хозяин // Вестник сельскохозяйственной науки. 1984. Ч. 1. С. 128-135.
7. Лазарев Д.Н., Алехин Е.К. Стимуляторы иммунитета. М., 1995. 265 с.
8. Петров Ю.Ф. Проблемы паразитоценозов и перспективы их профилактики // Итоги координационного совещания ВОГ. ВИГИС. 2003. С. 77-80.
9. Ромашов В.А. Распространение гельминтозоонозов в Центральном Черноземье России / В.А. Ромашов, В.В. Не-пышевская, Б.В. Ромашов [и др.] // Тезисы докладов объединенной сессии Центрального Совета ВОГ и
Сравнительная морфофункциональная характеристика длиннейшей мышцы спины бычков-кастратов двух породных типов (Айта и Вознесеновский) калмыцкой породы крупного рогатого скота
Р.Ф. Третьякова, специалист, ФГБНУ ФНЦ БСТРАН; Н.Н. Шевлюк, д.б.н., профессор, Оренбургский ГМУ
Калмыцкая порода крупного рогатого скота, известная в России с XVII в., разводится в регионах Российской Федерации в условиях резко континентального климата (в республиках Калмыкии, Бурятии, Якутии, Кабардино-Балкарии, в Ставропольском, Приморском краях, Ростовской области и ряде других регионов России) [1]. В последние годы в результате селекционной работы был создан ряд новых внутрипородных структур калмыцкой породы. К их числу относятся заводские типы Айта и Вознесеновский. Каждую структурную единицу характеризуют продуктивные, физиологические и адаптационные качества, которые методом подбора можно комбинировать для получения потомства с новым наследственным потенциалом, превосходящим родительские генотипы [1, 2]. В связи с этим невозможно переоценить важность для науки и практики мясного скотоводства усиления внутри-породной дифференциации и поддержания изменчивости хозяйственно-биологических особенностей. Несмотря на большое количество литературы по различным вопросам структурно-функциональных характеристик крупного рогатого скота [1-9 и др.], работы, посвящённые гистологической характеристике мышечной ткани крупного рогатого скота калмыцкой породы, являются единичными [6, 9], и многие вопросы структурно-функциональной организации мышечной ткани животных этой породы нуждаются в уточнении и дополнении.
Целью настоящего исследования явилось выяснение особенностей морфофункциональной организации длиннейшей мышцы спины бычков-кастратов двух породных типов (Айта и Вознесеновский) калмыцкой породы крупного рогатого скота.
Материал и методы исследования. Объектом исследования служили длиннейшие мышцы спины бычков-кастратов заводских типов калмыцкой породы крупного рогатого скота Айта (12 особей) и Вознесеновский (12 особей) в возрасте 15 мес.
Животные были получены в СПК «Племзавод «Дружба» Ставропольского края (заводской тип Вознесеновский) и в ООО «Племзавод «Агробизнес» Целинного района Республики Калмыкии (заводской тип Айта) от половозрастных калмыцких коров, племенная ценность 1-й класс и выше. Молодняк выращивали по технологии специализированного мясного скотоводства: до 8-месячного возраста — подсосное содержание под матерями. Кастрацию проводили в 8-месячном возрасте. После отъёма и до 15 мес. бычков-кастратов содержали на откормочной площадке для дальнейшего доращивания и откорма. Содержание бычков-кастратов на этом этапе было групповым, беспривязным, на выгульно-кормовом дворе с курганом, глубокой несменяемой подстилкой для отдыха и оборудованными помещениями лёгкого типа. Кормление и поение животных осуществляли на выгульно-кормовом дворе под навесом. Контрольный убой 15-месячных животных прово-
дили на мясокомбинате в селе Дивное Апанасен-ского района Ставропольского края по методике ВАСХНИЛ (1990) и ВНИИМС (1984).
Для гистологического исследования фрагменты мышц фиксировали в 12-процентном водном растворе формалина, обезвоживали в этаноле возрастающей концентрации и заливали в парафин. Парафиновые срезы толщиной 5—7 мкм изготавливали на ротационном микротоме и окрашивали с использованием обзорных гистологических (гематоксилин Майера и эозин), гистохимических (ШИК-реакция по Мак-Манусу с контролем амилазой) и иммуногистохимических (выявление коллагена 1-го типа). При проведении иммуноги-стохимического выявления коллагена использовали поликлональные антитела к коллагену 1-го типа (ABBIOTEC, США, титр 1:150, инкубация 45 мин. при комнатной температуре) и систему визуализации (Biogenex, США).
На поперечных срезах определяли толщину мышечных волокон, на продольных срезах — размеры их ядер. На условной единице площади поперечных срезов мышц (3600 мкм2) определяли содержание мышечной и соединительной тканей, а также производили подсчёт клеточных элементов соединительной ткани. В прослойках соединительной ткани подсчитывали содержание сосудов микроциркуляторного русла.
Полученные цифровые параметры обрабатывали на компьютере с использованием программ Statistica 6.0 (StatSoft, Inc.) с учётом вариабельности первичных измеряемых объектов и индивидуальной изменчивости. Различия измеряемых параметров оценивали по t-критерию Стьюдента и считали значимыми при P<0,05.
Результаты исследования. Анализ гистологических препаратов показал, что морфофункциональ-ная характеристика длиннейшей мышцы спины у животных различных генотипов различается по ряду параметров. Установлены достоверные различия в величине диаметра мышечных волокон. У 15-месячных бычков-кастратов породного типа Айта средний диаметр мышечных волокон в длиннейшей мышце был равен 21,5 ±1,0 мкм, а у бычков-кастратов породного типа Вознесенов-ский — 24,7±1,3 мкм. Подобные различия обусловлены вариабельностью в соотношении волокон разного диаметра в мышцах животных этих породных типов. Так, содержание мышечных волокон диаметром менее 20 мкм у бычков-кастратов типа Айта было в 1,5 раза больше, чем у бычков-кастратов типа Вознесеновский (18,4±1,2% и 11,6± 1,3% соответственно). Подобное превышение доли тонких мышечных волокон у бычков-кастратов типа Айта косвенно указывает на более высокое содержание красных мышечных волокон у животных этого породного типа. Объём ядер миосимпластов был равен у бычков-кастратов типа Айта 116,5±6,8 мкм3, у типа Вознесеновский — 126,4±3,1 мкм3.
Толщина эндомизия также различалась и была равна у бычков-кастратов типа Айта 8,7±0,6 мкм, а у бычков-кастратов типа Вознесеновский — 10,1±0,6 мкм. Вышеотмеченные различия в структуре длиннейшей мышцы спины бычков-кастратов двух породных типов демонстрируют рисунки 1 и 2.
Рис. 1 - Фрагмент длиннейшей мышцы спины бычка-кастрата породного типа Айта калмыцкой породы крупного рогатого скота. Продольный срез. Возраст 18 мес. Окраска: гематоксилин Майера и эозин. Увеличение: окуляр х 10, объектив
Рис. 2 - Фрагмент длиннейшей мышцы спины бычка-кастрата породного типа Вознесеновский калмыцкой породы крупного рогатого скота. Поперечный срез. Возраст 18 мес. Окраска: гематоксилин Майера и эозин. Увеличение: ок. х10, об. х40.
На этих рисунках хорошо заметна разница в диаметре мышечных волокон и в толщине эндомизия. Доля рыхлой соединительной ткани в исследованной мышце у бычков-кастратов типа Айта была равна 19,9+2,0%, а у бычков-кастратов типа Вознесеновский — 24,3+1,2%. При этом содержание жировых клеток в прослойках соединительной ткани в мышцах животных обоих породных типов было значительным. Анализ содержания белка
коллагена 1-го типа свидетельствует о том, что доля грубой соединительной ткани в исследуемой мышце невысокая, в прослойках между мышечными элементами преобладает рыхлая соединительная ткань с высоким содержанием адипоцитов. Эти факты указывают на хорошие качествен -ные показатели мясной продукции подопытных животных. По содержанию гликогена и коллагена 1-го типа не выявлено различий у исследованных бычков.
Сопоставление полученных результатов с данными литературы [6, 9] свидетельствуют о том, что у бычков-кастратов в длиннейшей мышце спины в сравнении с некастрированными бычками снижена средняя толщина мышечных волокон (прежде всего, за счёт увеличения доли мышечных волокон малого диаметра), а также повышено содержание жировой ткани в составе соединительнотканных прослоек в мышце.
Вывод. Полученные сведения о морфофунк-циональной характеристике длиннейшей мышцы спины бычков-кастратов двух породных типов Айта и Вознесеновский калмыцкой породы крупного рогатого скота указывают на высокие показатели мясной продукции этих животных, а также отражают диапазон внутрипородной изменчивости структур их мышечной ткани.
Литература
1. Калмыцкая порода скота в племенных хозяйствах Российской Федерации / Х.А. Амерханов, С.А. Мирошников, Ф.Г. Каюмов [и др.] / Под ред. проф. Ф.Г. Каюмова. М.: Изд-во Вестник РАСХН, 2016. 40 с.
2. Дубовскова М.П., Джуламанов К.М., Герасимов Н.П. Новые подходы к созданию высокотехнологичных типов мясного скота // Вестник мясного скотоводства. 2010. № 4 (63). С. 15-21.
3. Капустин Р.Ф., Гудыменко В.В. Особенности роста длиннейшей мышцы спины у представителей подсемейства бычьи // Морфология. 2018. Т. 153. № 3. С. 128-129.
4. Каюмов Ф.Г. Сравнительная оценка бычков калмыцкой породы новосозданных заводских типов / Ф.Г. Каюмов, Е.Д. Кущ, Л.М. Половинко [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2017. № 1 (97). С. 21-28.
5. Каюмов Ф.Г. Особенности формирования мясности бычков калмыцкой породы заводских типов «Айта» и «Вознесеновский» / Ф.Г. Каюмов, Н.П. Герасимов, Л.М. Половинко [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2017. № 2 (98). С. 24-29.
6. Слепцов И.И. Сравнительная морфофункциональная характеристика длиннейшей мышцы спины крупного рогатого скота двух породных типов («Айта» и «Вознесеновский») калмыцкой породы / И.И. Слепцов, Ф.Г. Каюмов, Н.П. Герасимов [и др.] // Морфология. 2018. Т. 153. № 3. С. 254-255.
7. Фириченков И.В., Фириченков В.В. Возрастные морфологические изменения мышечной ткани крупного рогатого скота костромской породы // Аграрный вестник Урала. 2009. № 9 (63). С. 80-82.
8. Шевлюк Н.Н. Сравнительная структурно-функциональная характеристика длиннейшей мышцы спины и двуглавой мышцы бедра крупного рогатого скота казахской белоголовой породы / Н.Н. Шевлюк, Е.В. Блинова, Ф.Г. Каюмов [и др.] // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2016. № 5 (61). С. 158-160.
9. Шевлюк Н.Н. Сравнительная характеристика скелетных мышц бычков калмыцкой породы крупного рогатого скота / Н.Н. Шевлюк, Ф.Г. Каюмов, Л.Г. Сурундаева [и др.] // Морфология. 2016. Т. 149. № 2. С. 32-35.