Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
Б01 10.24412/2709-1201-2024-115-116 УДК 53:37.016
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ
доктор философии по физике, АДПУ, Баку, Азербайджан
Аннотация. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В реальной педагогической действительности методы обучения, так же, как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников.
Ключевые слова: традиционное обучение; инновационной метод обучения; авторитарный метод; систематический характер обучения; разработка проблемных задач.
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии, следующие:
•учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
•класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
•основной единицей занятий является урок;
•урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
•работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
•учебники применяются в основном для домашней работы.
Традиционный метод - авторитарный метод, в котором обучение слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Как и любой метод обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны.
К положительным сторонам в первую очередь относятся: •систематический характер обучения;
•упорядоченную, логически правильную подачу материала; •организационную четкость;
•оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление.
Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.
Термин «инновационный метод» означает нововведение, новшество.
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.
Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем используются инновационные методы обучения в вузе.
К минусам данной инновации можно отнести следующее: •новые технологии связаны с огромными экономическими затратами •недостаток компьютерной и копировальной технике в школах •трудоемкость составления и разработки проблемных задач
Знакомство с содержанием этих двух методов обучения и утверждение А.Адамского «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения» позволяет нам сделать следующие выводы:
•нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах.
•Эти два метода обучения должны быть на одном уровне и в постоянной взаимосвязи дополнять друг друга.
1. С.В.Бубликов., А.С.Кондратьев Методика обучения решению олимпиадных физических задач, М.: Просвещение 2001.-320с.
2. Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы, М.: Просвещение 2001.-235с.
3. Л.А.Кирик., Л.Э.Генденштейн Методические материалы для учителя, М.: Илекса, 2005. -
4. Парфентьева Н.И, Решение задач по физике: В помощь поступающим в вузы (Часть 1 и 2) М.: Мир, 2003.-350 с.
5. В.П.Орехов, А.В.Усов Методика преподавания физики М.: Просвещение 2006.-430с.
6. Семке А.И., Нестандартные задачи по физике, Ярославль:Академия Развития,2007.-230 с.
ЛИТЕРАТУРА
400 с.