Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
351
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
традиционное обучение / инновационной метод обучения / авторитарный метод / систематический характер обучения / разработка проблемных задач.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мамедов Исраил Муса Оглы

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В реальной педагогической действительности методы обучения, так же, как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

Б01 10.24412/2709-1201-2024-115-116 УДК 53:37.016

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

МАМЕДОВ ИСРАИЛ МУСА ОГЛЫ

доктор философии по физике, АДПУ, Баку, Азербайджан

Аннотация. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В реальной педагогической действительности методы обучения, так же, как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников.

Ключевые слова: традиционное обучение; инновационной метод обучения; авторитарный метод; систематический характер обучения; разработка проблемных задач.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии, следующие:

•учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

•класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

•основной единицей занятий является урок;

•урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

•работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

•учебники применяются в основном для домашней работы.

Традиционный метод - авторитарный метод, в котором обучение слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Как и любой метод обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны.

К положительным сторонам в первую очередь относятся: •систематический характер обучения;

•упорядоченную, логически правильную подачу материала; •организационную четкость;

•оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление.

Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Термин «инновационный метод» означает нововведение, новшество.

Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем используются инновационные методы обучения в вузе.

К минусам данной инновации можно отнести следующее: •новые технологии связаны с огромными экономическими затратами •недостаток компьютерной и копировальной технике в школах •трудоемкость составления и разработки проблемных задач

Знакомство с содержанием этих двух методов обучения и утверждение А.Адамского «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения» позволяет нам сделать следующие выводы:

•нужно не только продвигать вперед инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах.

•Эти два метода обучения должны быть на одном уровне и в постоянной взаимосвязи дополнять друг друга.

1. С.В.Бубликов., А.С.Кондратьев Методика обучения решению олимпиадных физических задач, М.: Просвещение 2001.-320с.

2. Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы, М.: Просвещение 2001.-235с.

3. Л.А.Кирик., Л.Э.Генденштейн Методические материалы для учителя, М.: Илекса, 2005. -

4. Парфентьева Н.И, Решение задач по физике: В помощь поступающим в вузы (Часть 1 и 2) М.: Мир, 2003.-350 с.

5. В.П.Орехов, А.В.Усов Методика преподавания физики М.: Просвещение 2006.-430с.

6. Семке А.И., Нестандартные задачи по физике, Ярославль:Академия Развития,2007.-230 с.

ЛИТЕРАТУРА

400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.