Научная статья на тему 'Традиционное обучение и новые педагогические технологии как основа современной педагогической системы'

Традиционное обучение и новые педагогические технологии как основа современной педагогической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3777
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классно-урочная система / дидактика / принципы обучения / личность ученика / процесс обучения / педагогическая система / логика / class-lesson system / didactic / principles of teaching / pupil’s person / process of teach- ing / pedagogical system / logics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов И. Р.

В статье на основе дидактических принципов рассматриваются особенности традиционного обучения, роль классно-урочной формы в развитии педагогической системы, положительные стороны и требующие совершенствования аспекты традиционного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL TEACHING AND NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS BASIS OF PEDAGOGICAL SYSTEM

Based on didactical principles in the article are considered specifics of traditional teaching, role of class-lesson forms in pedagogical system development.

Текст научной работы на тему «Традиционное обучение и новые педагогические технологии как основа современной педагогической системы»

Ахмедов И.Р.,

Узбекский государственный институт физической культуры

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

АХМЕДОВ И.Р. АНЪАНАВИЙ ТАЪЛИМ ВА ЯНГИ ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР ЗАМОНАВИЙ ПЕДАГОГИК ТИЗИМ АСОСИ СИФАТИДА

Маколада дидактика тамойиллари асосида юзага келган анъанавий таълим, унинг узига хос хусусиятлари, синф-дарс таълим шаклининг педагогик тизим тараккиётида тутган урни, анъанавий таълимнинг ижобий ва такомиллаштирилиши лозим булган жих,атлари туFрисида фикр-мулох,азалар келтирилган.

Таянч суз ва иборалар: синф-дарс тизими, дидактика, таълим тамойиллари, укувчи шахси, таълим жараёни, педагогик тизим, изчиллик, мантикийлик.

АХМЕДОВ И.Р. ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В статье на основе дидактических принципов рассматриваются особенности традиционного обучения, роль классно-урочной формы в развитии педагогической системы, положительные стороны и требующие совершенствования аспекты традиционного обучения

Ключевые слова и понятия: классно-урочная система, дидактика, принципы обучения, личность ученика, процесс обучения, педагогическая система, логика.

AHMEDOV I.R. TRADITIONAL TEACHING AND NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AS BASIS OF PEDAGOGICAL SYSTEM.

Based on didactical principles in the article are considered specifics of traditional teaching, role of class-lesson forms in pedagogical system development. Positive sides of traditional teaching are discussed, considering some aspects needs to be improving.

Keywords: class-lesson system, didactic, principles of teaching, pupil's person, process of teaching, pedagogical system, logics.

Традиционное обучение сложилось в XVII веке на принципах дидактики Я.А.Коменского, и до сих пор является единственной образовательной системой, не нашедшей полноценной альтернативы.

Традиционное обучение основывается на классно-урочной организации образования. Отличительные признаки традиционной классно-урочной формы обучения: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют в школе - класс, в лицее, колледже, вузе - академическую группу,

которые сохраняют в основном постоянный состав на весь период школьного, вузовского обучения; все образовательные учреждения работают по единым годовым учебным планам и учебным программам для данного класса и его специализации - в школе, курса и специальности - в вузе. Эти планы и про-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

Рис. 1. Принципы педагогики в процессе образования

Научность (излагаю придуманное мною,

проверенное наукой);

Мотивированность и

активность

(внутренняя

мотивация к учению

важнее всего, без

нее невозможно

педагогическое

воздействие и

активность,

работоспособность

личности);

Природосообразность (нельзя идти против человеческой природы, а учитывать его возраст, пол, биологию, физиологию, психологию, генетику);

связь теории с практикой (теория без практики мертва, а практика без теории сложна);

Принципы педагогики в процессе образования:

Последовательность и

систематичность (последовательная логика процесса описания,

повествования, рассуждения, доказательства и приведение в типологию, систему);

Сознательность (трудно заучить непонятное и легко -понятное уму);

Наглядность (мало^ сказать, надо и показать, а еще и научить применять на практике);

Индивидуализация и дифференциация образования (способности, возможности, призвание людей разные, но внутри коллектива возможно их учитывать и, соответственно, планировать индивидуальную работу внутри коллективной).

Доступность и прочность (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному; (объяснить мало, надо еще закрепить, обобщить,

повторить, применить на практике, проконтролировать и оценить);

граммы утверждены государственными органами согласно стандартам конкретного образования и профессии; основной единицей занятий является урок. Он посвящен одному учебному предмету, теме, все учащиеся работают над одним материалом; образованием и воспитанием учащихся на уроке руководит педагог - специалист данного учебного предмета: он объясняет, учащиеся под его руководством усваивают, закрепляют, обобщают, повторяют учебный материал, он контролирует и оценивает результаты учебы, уровень обученности каждого ученика, студента, о чем делает отметки в необ-

ходимых государственных документах (классный, групповой журнал, ведомость, зачетная рейтинговая книжка). Учебный год, учебный день, урочное время (45 и 80 минут), расписание уроков, учебные каникулы, перемены - атрибуты классно-урочной системы.

Концептуальную, фундаментальную основу традиционного образования составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским (рис. 1)1.

Традиционное образование продержалось так долго (более трех веков) только потому,

1 Коменский Я.А.. Великая дидактика. - М., «Дрофа», 1999.

что оно по своей идейной основе есть гуманистическое строение, оно подтверждает канонические заповеди вырастить сильного, доброго, умного и трудолюбивого человека даже при условии полной регламентации его деятельности, принудительности обучающих процедур.

Но при всех своих плюсах традиционное образование представляет собой, прежде всего, авторитарную педагогику стандартных требований без учета индивидуальности человека. Обучение совсем не связано с внутренней жизнью человека настоящего времени, с его многообразными увлечениями, запросами и потребностями. Оно не поспевает за реалиями сегодняшнего дня. Ведь современный человек совсем не тот, что был не только три века, но и двадцать лет назад. Отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности, дифференциации в отборе учебных дисциплин, правильного выбора своего места в жизни. Авторитаризм традиционного процесса обучения проявляется в явном принуждении изучать только то, что дано в уже, может быть, устаревшей программе (например, до сих пор нигде не говорится об объективных данных, опровергающих теорию Дарвина, о беспроводном переменном электрическом токе), учить то, что сегодня просто не нужно (например, устройство лампового телеприемника). Традиционное обучение все-таки ориентируется на среднего ученика, так как невозможно при таких формах, методах и средствах обучения успеть уделить внимание сильному или слабому ученику или студенту (отсюда и постоянное требование руководства школы или вуза отчитаться о работе со слабоуспевающими и одаренными) (И.Р. Ахмедов)1.

Традиционное обучение авторитарно. Здесь позиция ученика такова: он - только объект обучающих и воспитательных воздействий, он только "должен, обязан", потому что он еще - личность несформировав-шаяся, слабая, неустойчивая. А позиция учителя: он руководитель, голова всему, коман-

дир, которому надо только верить, бог и судья, который всегда прав (Б.Л. Фарберман)2.

Методы и формы усвоения знаний при традиционном обучении основываются на:

безаналитическом сообщении готовых знаний, почерпнутых из конспекта или учебника;

обучении по образцу без выхода на логический вывод;

безальтернативной индуктивной логике от частного к общему;

заучивании только на основе механической памяти без рассуждений и доказательств;

только вербальном изложении без привлечения АВСО, машин, механизмов и аппаратов;

репродуктивном воспроизведении без выхода на продуктивное или творческое изложение.

Таким образом, традиционная форма обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны (табл. 1).

В качестве альтернативной методики сегодня в мировом образовательном пространстве предлагаются так называемые новые педагогические технологии. Педагогическая технология - это системный метод применения такого процесса преподавания, где усвоение знаний производится с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, оптимизирующих формы образования (Б. Блум)3.

Характерные отличия педагогической технологии от традиционного обучения:

возможность диагностики поставленной учебной цели (я доподлинно знаю, как я добьюсь данной цели, какую технологию применю в этом случае и что это нам даст);

воспроизводимость педагогического процесса (любая технология универсальна и может быть применена и в других фрагментах урока);

1 Ахмедов И.Р. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: Учебное пособие. - Т., «Укитувчи». -С. 101.

2 Фарберман Б.Л. Современные образовательные технологии: Методические рекомендации.-Т., ТАДИ, 2002. - С. 89.

3 Блум Б. Прогрессивные технологии обучения: Научная монография. - М., «Наука», 1995. - С.123.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

34 ПЕДАГОГИК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ч_/

Таблица 1. Положительные и отрицательные стороны традиционной формы обучения

Положительные стороны Отрицательные стороны

Цель: формирование личности Характер образования: научный, природосообразный, последовательный, систематический, доступный, прочный, сознательный, мотивированный, активный, наглядный, коллективный с элементами индивидуализации. Организация: учащиеся одного возраста, уровня подготовки составляют класс, группу; работают по единым учебным планам и программам. Они утверждены государством согласно стандартам; единицей занятий является урок. Он посвящен одному учебному предмету, теме, все учащиеся работают над одним материалом; образованием руководит педагог - специалист учебного предмета: он объясняет, учащиеся под его руководством усваивают, закрепляют, обобщают, повторяют учебный материал, он контролирует и оценивает результаты учебы, уровень обученности каждого, о чем делает отметки в документах (классный, групповой журнал, ведомость, зачетная рейтинговая книжка); учебный год, учебный день, урочное время, расписание уроков, учебные каникулы, перемены стандартизированы. Стандартные требования без учета индивидуальности человека. Обучение не связано с внутренней жизнью человека настоящего времени, с его многообразными увлечениями, запросами и потребностями. Не поспевает за реалиями сегодняшнего дня. Отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности, дифференциации в отборе учебных дисциплин, правильного выбора своего места в жизни. Авторитаризм. Явное принуждение изучать только то, что дано в программе, учить иногда то, что сегодня не нужно. Ориентированность на среднего учащегося. Он - только объект обучающих и воспитательных воздействий, он только "должен, обязан", потому что он еще - личность несформировавшаяся, слабая, неустойчивая. Педагог же -руководитель, голова всему, командир, бог и судья, который всегда прав. Методы и формы усвоения знаний: безаналитическое сообщение готовых знаний, почерпнутых из конспекта или учебника; обучение по образцу без выхода на логический вывод; только индуктивная логика от частного к общему; заучивание только на основе механической памяти без рассуждений и доказательств; только вербальное изложение без привлечения АВСО, машин, механизмов и аппаратов; репродуктивное воспроизведение без выхода на продуктивное или творческое изложение. Построение урока: нерациональное распределение времени урока; на уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания; слабая обратная связь.

этапность, пошаговость учебной работы с делением познаваемого материала на дозы, модули;

состязательный и игровой характер усвоения;

индивидуализация подходов к целям обучения и характера деятельности учащихся; широкое использование новейших АВСО; не только репродуктивное, но и продуктивное и творческое изложение темы;

воспроизводимость педагогических результатов (такого же эффективного результата можно добиться и другими технологиями, коих множество);

обязательное наличие объективной обратной связи с тем, чтобы правильно диагностировать цель, метод и результат;

личностно - ориентированный подход и педагогика сотрудничества (Дж. Керолл).1

Но именно системный подход является главным характерным признаком педагогической технологии в отличие от тради-

1 Керолл Дж. Педагогика личностно-ориентирован-ного образования // «Педагогика», 2010. - №3. - С. 100 - 103.

ционных подходов к обучению. Ясное, четкое понимание и скрупулезное выстраивание целей и задач обучения, его содержания, форм, методов, средств обучения и учения, контроля и оценивания результатов в их взаимосвязи и взаимообусловленности - вот главная ипостась новой педагогической системы и чего нет в традиционном образовательном процессе. Поэтому мы, вслед за В.П. Беспалько определим, что главное в новых педагогических технологиях это педагогическая система. А педагогическая система - это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (В.П. Беспалько)2. Технологию учебного процесса, в свою очередь, называют системообразующим компонентом педаго-

2 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: Научная монография. - М., «Просвещение», 1999, -С.34.

Рис. 2. Компоненты педагогической системы

гической системы, которые в этом ракурсе видятся, определяются по-новому (рис. 2).

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится педагог в соответствии с программой обучения, тот результат, на который направлены его усилия и усилия учащихся.

Педагогическая цель образования -

формирование (на основе педагогики сотрудничества) личности с наличием психического и физического здоровья, с развитием образованности (эрудиции), интеллектуальных способностей, духовно - нравственных качеств, необходимых знаний в той или иной конкретной учебной дисциплине и начальными умениями в ее исследовании (для учащихся школ); профессиональной квалификации (для учащихся колледжей и студентов вузов), со знанием трех языков.

Технологическая цель обучения - это проектирование педагогом и учащимися конкретных результатов их учебного взаимодействия, в соответствии с которыми осуществляется подбор целесообразных действий, средств, технологий для ее достижения. Структура педагогической цели: целевой объект, целевой предмет, целевое действие.

Задача - это порция, часть цели. Цель конкретной педагогической технологии в составе глобальной педагогической системы есть одна из задач осуществления стратегической цели данной глобальной системы.

Содержание обучения, образования (что даю?, чему учу?) - система общественного опыта и научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения.

Метод обучения (как учу?)- способ организации взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению заданной цели. Метод - путь решения проблемы.

Педагогические методы - практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта и научных знаний.

Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение дидактических задач обучения.

Форма обучения отражает время и место обучения; совместную деятельность педагога и учащихся (фронтальная или индивидуальная работа, работа в группах).

Средства обучения (с помощью чего учу?)- это материальные объекты и предметы, предназначенные для помощи в организации и осуществлении педагогического процесса. Различаются печатные, наглядные, технические аудиовизуальные средства обучения и др.

Результаты (продукты обучения) - это то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченной цели.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 6

Литература:

1. Ахмедов И.Р. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: Учебное пособие. - Т.: «Укитувчи». - С. 101.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии: Научная монография. -М.: «Просвещение», 1999. - С. 34.

3. Блум Б. Прогрессивные технологии обучения: Научная монография. - М.: «Наука», 1995. - С. 123.

4. Керолл Дж. Педагогика личностно-ориентированного образования // «Педагогика». - 2010. - №3. - С. 100-103.

5. Коменский Я.А.. Великая дидактика. - М.: «Дрофа», 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Фарберман Б.Л. Современные образовательные технологии: Методические рекомендации. - Т., ТАДИ, 2002. - С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.