Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красулина С.Н.

Статья посвящена использованию информационных и коммуникационных технологий (на примере квестов) в экологическом воспитании учащихся. Так же отмечается актуальность рассматриваемой темы в системе российского образования и влияние на нее деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственных органов, общественных объединений. В статье дается пояснение таким терминам, как «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура», «интерактивное обучение», «квест», дается классификация квестов и преимущество этой формы обучения перед друними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL SPACE

The article is devoted to the use of information and communication technologies (on the example of quests) in the ecological education of students. Also, the urgency of the topic under consideration in the system of Russian education and the impact on it of the activities of organizations engaged in educational activities, state bodies, and public associations are noted. The article explains such terms as "ecological education", "ecological education", "ecological culture", "interactive learning", "quest", the classification of quests and the advantage of this form of training in front of others.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 374+37.0+502

Красулина С.Н. студент магистратуры Новосибирский государственный педагогический университет

Россия, г. Новосибирска

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: Статья посвящена использованию информационных и коммуникационных технологий (на примере квестов) в экологическом воспитании учащихся. Так же отмечается актуальность рассматриваемой темы в системе российского образования и влияние на нее деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственных органов, общественных объединений. В статье дается пояснение таким терминам, как «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура», «интерактивное обучение», «квест», дается классификация квестов и преимущество этой формы обучения перед друними.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура, интерактивное обучение, квест.

Krasulina S.N.

Master's Degree Students Novosibirsk State Pedagogical University

Novosibirsk

ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEMPORARY EDUCATIONAL SPACE

Abstract: The article is devoted to the use of information and communication technologies (on the example of quests) in the ecological education of students. Also, the urgency of the topic under consideration in the system of Russian education and the impact on it of the activities of organizations engaged in educational activities, state bodies, and public associations are noted. The article explains such terms as "ecological education", "ecological education", "ecological culture", "interactive learning", "quest", the classification of quests and the advantage of this form of training in front of others.

Key words: ecological education, ecological education, ecological culture, interactive training, quest.

Во многих странах мира последние лет десять наблюдается повышение интереса к экологическим проблемам и наша страна не исключение. Под воздействием научно-технического прогресса остро встает вопрос об ухудшении экологической ситуации не только в России, но и в мире. Не осталась без внимания и конференция по окружающей среде, проведенная Организации Объединенных Наций летом 1992 года, где наша страна попала в число самых грязных в экологическом отношении стран планеты.

В государственной политики важное положение занимает

экологическое воспитание молодежи. Правовые основы этого направления государственной политике отражены в Законе РФ «Об образовании», Распоряжении Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации», Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы (с изменениями на 6 июля 2017 года), Указе Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», положении Конституции Российской федерации, «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утвержденной Президентом РФ 30.04.2012), Федеральных Конституционных законах, таких как ФЗ «Об охране окружающей среды», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и других, положениях Федерального государственного образовательного стандарта и нормативных актах.

Стоит отметить, что 5 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны [1]. Год экологии в России - тематический год, определенный Правительством России для активного решения экологических проблем в стране, вопросов охраны окружающей среды и привлечения внимания общественности к этой проблеме. Так же его называют годом экологических реформ [2].

В 2017 году осуществляться практическая реализация изменений законодательства в сфере экологии, которые разрабатывались в предшествующие годы.

«Год экологии» не прошел незамеченным для каждого региона страны.

Так, в конце 2017 года на подведении итогов реализации данного указа, в частности в Новосибирской области было выявлено общее улучшение экологической обстановки в области, а также успешное выполнение принятой в начале годы программы мероприятий. В ходе реализации мероприятий в рамках принятых программ, а также таких экологических акций, как «Вода России», «Зеленая Россия», «Дни защиты от экологической опасности», на территории области и города Новосибирска прошло почти 9 тыс. различных мероприятий, в которых приняли участие более 600 тыс. жителей и 3 тыс. организаций. На площади 130 га собрано около 100 тыс. куб. м мусора. Так же была подчеркнута значимость проведенных мероприятий, приуроченных к Году экологии, и организации региона призвали следовать положительным примерам и уделять внимание экологической безопасности не только в рамках специальных государственных программ[1].

Что касается сферы образования, то был запущен региональный

экологический проект «Зеленые школы». Он направлен на создание комплексного подхода к работе по улучшению качества природной среды, экологических условий жизни человека и на повышение экологической культуры подрастающего поколения, а так же на выявление в регионе будущих эколидеров и экоактивистов.

С сентября по ноябрь в рамках «Зеленых школ» было проведено 18 уроков по различным темам, посвященным экологии, например: «Мобильные технологии в экологии», «Заповедная система Российской Федерации и Новосибирской области», «Животный мир Новосибирской области».

В проекте приняли участие порядка 629 учеников с 5 по 8 классы из 6 школ города Новосибирска, а если точнее, то это МБОУ «Гимназия №4», МБОУ СОШ №178, МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко, МАОУ «Гимназия №12», МБОУ «Лицей №200», МАОУ «Лицей №9». Преподаватели, реализующие этот проект в школах уже отмечают результаты и отмечают, что уже сейчас подрастает новое поколение, которое ориентировано на сохранение окружающей среды и бережное отношение к таким ценностям, как дом, РОДИНА, ПЛАНЕТА[1].

В Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации об этом гласит статья 74 [3].

Согласно статье 71 главы XIII «Основы формирования экологической культуры» закона, в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и так далее [3].

В пункте 1 статьи 72 закона сказано, что преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм [3].

Из этого следует, что с января 2002 года законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ.А уже в апреле 2012 года были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых

прописаны конкретные задачи, связанные с развитием экологического образования и просвещения и механизмы их реализации [4].

Термин «экология» впервые был предложен 1866 году немецким ученым, а так же биологом Эрнстом Геккелем в книге «Общая морфология организмов». Данное слово произошло от двух греческих слов «оikos»-в переводе означающее «дом» или «жилище», и «logos»-«наука». Дословно экология- это наука о доме, о среде обитания.[19,20].

Что же такое экологическое образование и воспитание? Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью [5,6,7,8].

Непрерывное экологическое образование по А.А.Вербицкому -обогащение экологическое культуры личности человека на протяжении всей его жизни [21].

Непрерывное экологическое образование, по мнению С.И.Барановского, следует понимать как систему, где «основной ствол» образования составляет единое целое со всеми параллельными образовательными структурами, которые уже существуют и имеют тенденцию к развитию. Это как бы взгляд «по горизонтали» [21].

К результатам экологического образования относят экологически культурную личность. Понятие экологическая культура дают Сыдыкова З.Е., Б.Т. Лихачв, Э.В. Гирусова. В общем понятии под «экологической культурой» понимается целостное свойство личности, включающее в себя совокупность экологически знаний, умений и практических навыков разумного природопользования, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей-социально природной среде и здоровью. Компонентами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе [10,11,7].

Экологическое воспитание - это процесс формирования мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и направленности своей культуры и всей практической деятельности на развитие природы, способное содействовать развитию общества [21].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дается определение экологического воспитания. «Экологическое воспитание -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» [9].

Под «экологическим воспитанием» понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура, основанная на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающих его глубокую убежденность личности в понимании

единства человека и природы.

Экологическое воспитание имеет две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, которое формируется годами на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности [22].

На сегодняшний день во многих регионах нашей страны и мира в целом складывается неблагоприятная экологическая обстановка, на это указывают многие статистические данные, на основании которых можно сделать вывод о том, что здоровье населения ухудшается с каждым годом. К основной причине этих событий, можно отнести стремительное развитие научно технического прогресса, а именно: высокий рост промышленного потенциала, мощное развитие науки, техники. Чаще всего, для достижения этих целей, люди пренебрегают природными ценностями [20].

Таким образом экологические проблемы или проблемы окружающей среды с каждым годом приобретают все большее значение в современном мире. На сегодняшний день, во многих развитых странах экологические знания активно распространяются в различных сферах общества и это является актуальной проблемой таких стран. В связи с этим, особо остро встала задача экологического образования населения. В современных школах экологическое образование и воспитание активно внедряется в теорию и практику школьного обучения. Начинать работу в этом направлении нужно необходимо с младшего возраста, пока в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру, и они восприимчивы к добру и любознательны [18,22].

В экологическом воспитании и обучении младших школьников используют следующие формы и методы: экскурсии, наблюдение за объектами как в природе, так и в классе; на уроках - беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры; во внеклассной работе есть возможность применять утренники, праздники, КВН или викторины. Используемые методы в экологическом воспитании подразделяют на традиционные и инновационные. К традиционным относятся: урок (традиционная и основная форма учебно-воспитательного процесса), экскурсия, игровая деятельность (игры дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные), организация эколого-краеведческой работы, проведение недели экологии (включает в себя различные развлекательные программы, экологического содержания). К инновационным можно отнести: учебную «экологическую тропу», полевые практикумы, метод проектов, кружок или школьный экологический клуб, а так же индивидуальные формы экологической работы, которая предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепку.

Что касается основной и старшей школы, то самой активной формой организации экологического образования и воспитания является урок, это

связано с тем, что он охватывает всех учащихся и проводится систематически на протяжении нескольких лет обучения. Такие предметы как природоведение, география, биология, экология, окружающий мир и даже ОБЖ - решают не только познавательные, развивающие, но и воспитательные задачи, и имеют большое значение в экологическом образовании и воспитании учащихся. В рамках урочного предмета, в соответствии с возрастными особенностями используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Так, в рамках уроках учащиеся имеют возможность вести наблюдения за различными явлениями, выполнять опыты и практические работы, творческие задания, носящие и исследовательский характер, так же возможны и внедрения игровой деятельности, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений природы, экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие учащегося с окружающим миром [22]. Уроки могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее.

Хочется отметить, что эффективно показала себя взаимосвязь классно-урочной системы обучения с внеклассной и внешкольной работой учащихся. К системе внеурочной работы экологической направленности относя: экологические олимпиады различного уровня, межпредметные конференции, творческие конкурсы, викторины, олимпиады, ток-шоу по типу популярных телевизионных передач, спектакли на экологическую тематику, работа на экологической тропе, устройство метеоплощадок или лабораторий на открытом воздухе; работы не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах; участие в натуралистических кампаниях; наблюдения в природе, постановка опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах; кружковая деятельность; сотрудничество с экологическими организациями [22]. Формирование экологической культуры эффективно развивать во внеклассной работе. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный материала, расширяет природоохранный кругозор и конкретизирует знания ученика [12]. Эффективность внеклассной работы при экологическом воспитании зависит от взаимосвязи с урочными предметами. Материал используемый при проведении внеклассных занятий по разным предметам, может иметь экологическую направленность и тем самым способствовать формированию экологической культуры школьника.

Одной из эффективных форм и методов учебно-воспитательной деятельности является образовательная экскурсия. В таких экскурсиях особое внимание уделяется общеобразовательным познавательным и воспитательным аспектам. Верзилин Н.М. и Корсунская В.М. дали наиболее

полное определение термина «экскурсия», как формы организации учебной работы, по их мнению: «школьная экскурсия- это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой» [23]. В основном образовательные экскурсии тесно связаны с программами учебного материала и в основном являются комплексными, то есть содержат материал нескольких предметов. Использование такой формы учебной деятельности способствует развитию познавательного интереса, коллективистических отношений, различных качеств личности, подготовке учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации [15]. Экскурсия дает возможность конкретизировать программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания, дает большие возможности для творческой работы, инициативы, наблюдательности; формирует навыки самостоятельной работы и знакомит учащихся со сбором, с сохранением, обработкой экскурсионного материала, формирует поведенческие основы, укрепляет дисциплину. Все это безусловно имеет большое педагогическое значение. Стоит отметить, что экскурсия имеет воспитательное значение и способствует формированию экологического сознания учащихся, так как содержат эмоционально-ценностную направленность[15].

На сегодняшний день, стремительное развитие инновационных технологий по всему миру открывает возможность их использования в образовательном процессе как средств формирования экологической культуры.

Преимущества использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании перед традиционными формами: расширяют возможности предъявления учебной информации (применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности); позволяют контролировать деятельность обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом; использование в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений; способствует формированию рефлексии (обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее)

Одной из форм интерактивных приемов является «квест-технология», считающаяся инновацией в организации учебно-воспитательного процесса. Слово с английского переводится как «поиск». История появления данной методики уходит в 1970 годы. Она была заимствована у разработчиков компьютерных игр и основана на их принципе. Суть состоит в том, что в которой обязательно ставится конкретная цель, а игроки, используя свои

ресурсы знаний должны добиваться максимально высокого результата. Методика была предложена и даже успешно апробирована в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем [14].

Основной особенностью квеста является движение к определенно цели через преодоление препятствий. Он может быть реальным, игровым или виртуальным и обычно предназначен для участия в командах, которые придерживаются определенного маршрута и выполняют задания.

Представляя интерактивное обучение, квест нашел свое применение в образовательных экскурсиях. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное общение, представляющее специальную форму организации познавательной деятельности учащихся, участники которого находятся в режиме непрерывного диалога, беседы. Квесты могут проводится в любых местах, например в классе, в городе или на природе. Такая технология расширяет кругозор учащихся, позволяет применять на практике свои знания и умения и повышает интерес к учебе. Так же в каждом квесте присутствует элемент обучения [15].

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

- линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Технология педагогических квестов дает широкие возможности для важных образовательных компетенций в образовании, каких именно представлено на рисунке 1.

Рис. 1 . Образовательные компетенции формируемые квест-

технологией [27] Структура образовательного квеста представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура (основные этапы) квеста

Экскурсионные квесты по форме проведения можно разделить на 3 группы, которые представлены на рисунке 3.

Учктхкш иадое аднга? и.с1\рссюл(1(л>шй лияштср) пиал течке

фетиши пптучкот m pyiH Ufa nn rr-,irrou\

УИОШЯ ПСЛуйЮ! ЦД1Ш!? арн асмсвн сшртфв:» ЦЛШКЯ тизг ярониодтт ново; vuunroft тли ара аоиззи GPS шит jicji

Рис. 3. Основные формы проведения экскурсионных квестов [28]

Образовательный квест решает следующие задачи в экологическом воспитании детей [17]:

• расширить экологический кругозор дошкольников

• расширить знания детей о родном крае: особенностях природы, растительном и животном мире, воспитание бережного отношения к природе родного края

• привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников

• повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников [17].

Таким образом, экологические квесты на уроках и во внеурочное время способствуют соблюдению целостного подхода в развитии личности, обеспечивают преемственность экологической культуры от младшего к старшему возрасту, так же при разработке игр непроизвольно происходит повышение экологической культуры самих учителей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение экологически ориентированных игр в образовательный процесс культуры для младших школьников способствует воспитанию экологической культуры личности в целом.

Использованные источники:

1. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://ecoyear.ru [05.12.2017].

2. Паначук Ю., Гришуков Е. 2017 -год экологии в России//Весть университет (Новосибирск). 2017. №1 (82).

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]//сайт КонсультантПлюс.-URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/31cbdcc572222c93a5 1 fed78205b68b35c0d8fe0/ [02.01.2018].

4. Указ Президента РФ от 30.16.2012 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // сайт Гарант. - URL: http: //base.garant.ru/70169264/#friends [09.01.2018].

5. Глебова В. Д., Лёшина Л. А. Создание условий для развития нравственно-волевых качеств личности в системе экологического образования в сельской национальной школе. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2.С. 4347.

6. Дереполенко М. А. Формирование положительной мотивации к охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания. // Инновационные

7. Кондратьева Н. С. Экологизация на обществознании как фактор повышения познавательной активности учащихся.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014. № 5. С. 25-31.

8. Рожкова О. Ю., Евстифеева О. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества экологического воспитания детей и подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании.2014. № 1. С. 39-52.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт КонсультантПлюс. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783 eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003.

10. Иванов С. А. Новые горизонты экологического образования: от ноосферного мировоззрения к ноосферной этике //Образование и наука. 2015. № 3. с. 29-46.

11. Иванов С. А., Ворошилова Т. А. Современное экологическое образование: от экоцентризма — к ноосферному мировоззрению. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 3. С. 60-66.

12. Ердаков Е. Н. Особенности непрерывного экологическогообразования // Начальная школа. 2006. № 7. С. 26-27.

13. Чередов И. М. Формы учебной работы в ср.школе // Кн.для уч-ля. — М. 1993. С. 160.

14. Открытый урок 1 сентября. [Электронный ресурс]. - URL: ЬН:р://открытыйурок.рф/статьи/662352/ [15.11.2017].

15. Горошко Н. В. Подготовка и проведение образовательных экскурсий: учебно-методическое пособие / Н. В. Горошко ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. - с. 125.

16. Учительский портал. [Электронный ресурс]. - URL:

http://uchitelya.com/pedagogika/24468-ispolzovanie-tehnologii-kvest-kak-interaktivnoy-obrazovatelnoy-sredy.html [09.01.2018].

17. Учебные материалы онлайн. [Электронный ресурс]. -URL: https: //studwood.ru/1038752/pedago gika/sovremennye tehnologii ekolo gic heskogo vospitaniya detey doshkolnogo vozrasta [09.01.2018].

18. Дереполенко В.А. Формирование положительной мотивации в охране окружающей среды у младших школьников средствами экологического воспитания [Электронный ресурс].- URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-polozhitelnoy-motivatsii-k-ohrane-okruzhayuschey-sredy-u-mladshih-shkolnikov-sredstvami-ekologicheskogo-vospitaniya

19. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -URL: https://slovar.cc/enc/ped/2138765.html. [22.01.2018].

20. Баграшева Ю.К. Экологическое воспитание учащихся средствами этнокультуры [Электронный ресурс].- URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekologicheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-etnokultury[22.01.2018].

21. Эколого-педагогический словарь [Электронный ресурс]. -URL:https://studfiles.net/preview/4388771/ [22.01.2018].

22. Есаулкова Н.В. Экологическое воспитание обучающихся на современном этапе [Электронный ресурс].- URL: https: //infourok.ru/statya-na-temu-ekologicheskoe-vospitanie-obuchayuschihsya-na-sovremennom-etape-1718535.html[22.01.2018].

23. Верзлин М.Н., корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976.

24. Н. В. Горошко, О. С. Литвинова. Практические работы на местности и образовательные квест-маршруты по изучению природы родного края учебно-методическое пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2017. - 188 [Электронный ресурс].- URL: https://lib.nspu.ru/views/library/70605/read.php7obi id=70605&base=library&tas k=read [22.01.2018].

25. Сокол И.Н. Классификация квестов [Электронный ресурс] . - URL: http s: //molodyvcheny .in. ua/fil es/i ournal/2014/6/89.pdf [22.01.2018].

26. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс].- URL: https: //vio.fio.ru/vio_07 [22.01.2018].

27. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: учеб. Пособие для студ. И преп. пед.вузов, слушателей и преп. Курсов повыш. квалиф. Учителей.-Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»,2005.-132 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Алексеева Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности//Вектор науки ТГ. Серия: Педагогика, психология.-2015-№1(20)-С.14-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.