Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика системы налоговых платежей России и Республики Таджикистан'

Сравнительная характеристика системы налоговых платежей России и Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1096
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГ / СБОР / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ЛЬГОТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К., Махмудов Ш. Х.

Введение. Налоговая система государства является важнейшим элементом рыночной экономики, постоянно находящимся в динамичном состоянии. Понятие «налоговая система» имеет неоднозначное толкование. На практике чаще используется узкое толкование данного термина. Обычно налоговая система рассматривается как совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью формирования бюджета страны. Сравнительный анализ налоговых систем различных государств дает возможность находить варианты оптимизации системы налоговых платежей с целью обеспечения эффективной взаимосвязи общегосударственных и частных интересов организаций и физических лиц. Цель. Основной целью исследования является выявление возможностей для оптимизации структуры системы налоговых платежей Российской Федерации на основе сравнительной характеристики общей структуры системы налогов, сборов, налоговых режимов Российской Федерации и Республики Таджикистан. Материалы и методы. Работа выполнена с применением методов научной абстракции и системного анализа. Использована совокупность общих формально-логических методов и приемов: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. Из частных наиболее активное применение нашел графический метод (таблицы, рисунок), в меньшей степени использовался статистический метод. Результаты исследования, обсуждения. Основным результатом работы является осуществление сравнительной характеристики структуры налоговых платежей России и Таджикистана, кроме того, проведен анализ понятийного аппарата в соответствующей части, сопоставлена совокупность налоговых платежей отдельно по их видам. Заключение. Важнейшей задачей современного государства является принятие решений по вопросам оптимизации структуры налоговых платежей с учетом внешних и внутренних условий социально-экономического развития и опыта зарубежных стран. Для Российской Федерации целесообразна трансформация системы налоговых платежей, что могло бы способствовать достижению паритета между публичными и частными интересами в налоговых отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шакирова Р. К., Махмудов Ш. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика системы налоговых платежей России и Республики Таджикистан»

УДК 336.2

DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-1-112-118

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Р. К. Шакирова, Ш. Х. Махмудов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE SYSTEM OF TAX PAYMENTS OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

R. K. Shakirova, Sh. H. Mahmudov

Mari State University, Yoshkar-Ola

Введение. Налоговая система государства является важнейшим элементом рыночной экономики, постоянно находящимся в динамичном состоянии. Понятие «налоговая система» имеет неоднозначное толкование. На практике чаще используется узкое толкование данного термина. Обычно налоговая система рассматривается как совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью формирования бюджета страны. Сравнительный анализ налоговых систем различных государств дает возможность находить варианты оптимизации системы налоговых платежей с целью обеспечения эффективной взаимосвязи общегосударственных и частных интересов организаций и физических лиц. Цель. Основной целью исследования является выявление возможностей для оптимизации структуры системы налоговых платежей Российской Федерации на основе сравнительной характеристики общей структуры системы налогов, сборов, налоговых режимов Российской Федерации и Республики Таджикистан. Материалы и методы. Работа выполнена с применением методов научной абстракции и системного анализа. Использована совокупность общих формально-логических методов и приемов: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. Из частных наиболее активное применение нашел графический метод (таблицы, рисунок), в меньшей степени использовался статистический метод. Результаты исследования, обсуждения. Основным результатом работы является осуществление сравнительной характеристики структуры налоговых платежей России и Таджикистана, кроме того, проведен анализ понятийного аппарата в соответствующей части, сопоставлена совокупность налоговых платежей отдельно по их видам. Заключение. Важнейшей задачей современного государства является принятие решений по вопросам оптимизации структуры налоговых платежей с учетом внешних и внутренних условий социально-экономического развития и опыта зарубежных стран. Для Российской Федерации

Introduction. The tax system of the state is the most important element of the market economy, constantly in a dynamic state. The concept of "tax system" has an ambiguous interpretation. In practice, a narrow interpretation of this term is more often used. Usually, the tax system is considered as a set of taxes and fees established by the state and levied for the purpose of forming the country's budget. Comparative analysis of tax systems of different countries makes it possible to find options for optimizing the system of tax payments in order to ensure an effective interrelation between the public and private interests of organizations and individuals. Purpose. The main objective of the study is to identify opportunities for optimizing the structure of the system of tax payments of the Russian Federation on the basis of a comparative characteristic of the overall structure of the system of taxes, fees, tax regimes of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan. Materials and methods. The work was carried out using the methods of scientific abstraction and system analysis. The set of general formal-logical methods and methods is used: analysis and synthesis, induction and deduction, comparison. Of the most active, the graphical method (tables, figures) was used most actively, and the statistical method was used to a lesser degree. Results, discussion. The main result of the work is the comparative characterization of the structure of tax payments in Russia and Tajikistan, in addition, an analysis of the conceptual apparatus in the relevant part has been carried out, a set of tax payments has been compared separately for their types. Conclusion. The most important task of the modern state is the adoption of decisions on the optimization of the structure of tax payments, taking into account the external and internal conditions of socio-economic development and the experience of foreign countries. For the Russian Federation, it is expedient to transform the system of tax payments, which could help achieve parity between public and private interests in tax relations.

целесообразна трансформация системы налоговых платежей, что могло бы способствовать достижению паритета между публичными и частными интересами в налоговых отношениях.

Ключевые слова: налоговые платежи, налог, сбор, специальные налоговые режимы, страховые взносы, льготный налоговый режим, структура налоговой системы, оптимизация.

Keywords: tax payments, tax, levy, special tax regimes, insurance premiums, preferential tax treatment, structure of the tax system, optimization.

Введение. Важнейшей активной составляющей рыночной экономики является налоговая система государства [1]. Понятие «налоговая система» имеет неоднозначное толкование. В научной литературе встречаются два основных варианта трактовки данного термина. В более широкой интерпретации под налоговой системой понимают совокупность общественных отношений в сфере налогообложения, урегулированных нормами права, основанных на определенных принципах. В данном случае к элементам налоговой системы следует отнести налоговое законодательство (правовая основа налогообложения), налоговые правоотношения (участники налоговых отношений, их права и обязанности), налоговое администрирование (управление процессом налогообложения), а также систему налогов и сборов. На практике чаще всего используется узкое толкование рассматриваемого термина: налоговая система - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального фонда финансовых ресурсов. В этом случае налоговой системой считается лишь система налогов и сборов, взымаемых в стране.

Цель исследования. Поиск способов оптимизации структуры системы налоговых платежей Российской Федерации на основе сравнительной характеристики налоговой системы России и Таджикистана.

Материалы и методы. Настоящее исследование базируется на законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации и Республики Таджикистан (РТ). В работе использовано сочетание диалектического, абстрактно-логического, системного, дескриптивного и нормативного подходов.

Результаты исследования, обсуждения. Система налогов и сборов является одним из самых значимых компонентов в структуре существенных условий налогообложения и важнейшим парамет-

ром, характеризующим налоговую систему государства, в целом [9]. На формирование структуры системы налоговых платежей влияет множество факторов. Приоритетное значение среди этих факторов имеют: 1) государственное устройство;

2) общественно-экономическое устройство (соотношение рыночных и государственных институтов);

3) экономическая доктрина государства (построение государственной политики с учетом принципа нейтральности налоговой политики либо активное вмешательство государства в экономику);

4) уровень социально-экономического развития страны и другие.

Сравнительный анализ налоговых систем различных государств дает возможность находить варианты оптимизации системы налоговых платежей с целью обеспечения эффективной взаимосвязи общегосударственных и частных интересов организаций и физических лиц [3]. Следует заметить, что налоговые системы Российской Федерации и других стран постсоветского пространства, в том числе Республики Таджикистан, имеют много общего. Имеющиеся различия обусловлены обозначенными ранее факторами.

Совокупность налоговых платежей России включает три элемента: а) налоги и сборы, система которых имеет трехуровневую структуру в силу федеративного устройства РФ; б) специальные налоговые режимы; в) страховые взносы (рис.).

Система налоговых платежей РТ включает: а) налоги; б) специальные налоговые режимы; в) льготный налоговый режим. Таким образом, система налоговых платежей обоих государств имеет трехэлементный состав. К налоговым платежам РФ и РТ1 относятся непосредственно налоги

1 Налоговый кодекс РФ. Часть первая // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.12.17); Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Закон Республики Таджикистан от 17.09.2012 № 901.

(налоги и сборы), а также платежи, предусмотренные специальными налоговыми режимами. При этом налоги Республики Таджикистан делятся лишь на два вида: общегосударственные и местные. Это связано с тем, что Таджикистан относится к унитарным государствам. Отличительной чертой национальных налоговых систем рассматриваемых

стран является то, что в России на сегодняшний день страховые взносы выделены в отдельный вид федеральных налоговых платежей, а в Таджикистане - относятся к налогам общегосударственного уровня. Кроме того, в Таджикистане в качестве самостоятельного вида налоговых платежей установлен льготный налоговый режим.

Структура системы налоговых платежей России и Республики Таджикистан / Structure of the system of tax payments in Russia and the Republic of Tajikistan

В состав общегосударственных налогов обоих государств входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц

(подоходный налог) и налог на прибыль организаций (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Сравнительная характеристика совокупности налогов и сборов Российской Федерации и Республики Таджикистан / Comparative characteristics of the aggregate of taxes and fees of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan

Виды налогов и сборов / Types of taxes and fees

НК РФ

НК РТ

Система федеральных налогов и сборов состоит из:

1) налога на добавленную стоимость;

2) акцизов;

3) налога на доходы физических лиц;

4) налога на прибыль организаций;

5) налога на добычу полезных ископаемых;

6) водного налога;

7) сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов;

8) госпошлины

Система региональных налогов состоит из:

1) налога на имущество организаций;

2) налога на игорный бизнес;

3) транспортного налога

Система общегосударственных налогов состоит из:

1) подоходный налог;

2) налог на прибыль;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизы;

5) социальный налог;

6) налоги за природные ресурсы: а) налоги с недропользователей:

- подписной бонус;

- бонус коммерческого обнаружения;

- роялти за добычу;

6) роялти за воду;

7) налог с пользователей автомобильных дорог;

8) налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного.

Система местных налогов и сборов состоит из:

1) земельного налога;

2) налога на имущество физических лиц;

3) торгового сбора

Местные налоги включают:

1) налог на транспортные средства;

2) налоги за недвижимое имущество.

К общегосударственным налоговым платежам за природные ресурсы в РФ можно отнести: а) налог на добычу полезных ископаемых; б) водный налог; в) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В Таджикистане налоги за природные ресурсы объединены в отдельный общегосударственный налог и регулируются разделом 12 Налогового кодекса РТ. В состав платежей за природные ресурсы в РТ входят:

1. Налоги с недропользователей, в том числе: а) два фиксированных единовременных платежа -подписной бонус (уплачивается за приобретение права недропользования) и бонус коммерческого обнаружения (за обнаружение и регистрацию экономически целесообразных для добычи месторождений полезных ископаемых, а также за получение права добычи); б) один регулярный платеж -роялти за добычу (уплачивается по каждому виду добытых полезных ископаемых);

2. Роялти за воду (установлен за использование воды для производства гидроэлектроэнергии в Таджикистане).

Налогообложение пользователей недр в Таджикистане осуществляется на основании контракта, заключаемого между такими пользователями и государством в лице уполномоченных органов.

Таким образом, в РТ не установлены налоговые платежи за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов. Очевидно, это связано с тем, что в этой стране не распространены такие виды деятельности, как охота и рыболовство. При этом в РТ взымается специфический налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного в связи с особым значением данных видов деятельности для экономики страны.

Как было отмечено, в Таджикистане налоги с недропользователей включают три вида платежей. В РФ при осуществлении такого вида деятельности, как добыча полезных ископаемых, уплачивается один налог на добыче полезных ископаемых. Вместе с тем, в Российской Федерации установлен достаточно сложный порядок исчисления указанного налога, предусматривающий применение множества корректирующих коэффициентов.

К местным налогам в Республике Туркменистан относятся:

1) налог на транспортные средства (отметим, что в России транспортный налог входит в группу региональных налогов);

2) налоги на недвижимое имущество, в том числе:

- земельный налог;

- налог на объекты недвижимости.

Налоги местного уровня РТ соответствуют основным налогам субфедерального уровня, установленным в РФ. Заметим, что налоговое законодательство Таджикистана не относит к налогам второго уровня такие платежи, как налог на игорный бизнес (относится к специальным налоговым режимам) и торговый сбор (не установлен). Указанные налоги в структуре налоговых поступлений РФ имеют очень незначительную долю и в какой-то степени носят лишь номинальный характер.

Налогообложение объектов недвижимости юридических и физических лиц в РТ осуществляется по общим правилам и нормам. Особо подчеркнем, что в Таджикистане, в отличие от Российской Федерации [10], налогообложению подлежит лишь недвижимое имущество налогоплательщиков. На наш взгляд, данный подход больше соответствует концепции модернизации и инновационного развития экономики, поскольку приобретение дорогостоящего высокопроизводительного оборудования не подлежит налогообложению.

Состав платежей, взымаемых в Республике Таджикистан в случае применения специальных налоговых режимов, тесно связан с общественно-экономическим устройством страны (табл. 2).

Налоговым законодательством РТ установлены особенности налогообложения для предпринимателей, функционирующих на основе: а) патента; б) свидетельства. В случае осуществления деятельности на основе свидетельства, индивидуальные предприниматели уплачивают некоторые налоги в упрощенном режиме, предусмотренном для: 1) субъектов малого предпринимательства [2]; 2) сельхозпроизводителей; 3) субъектов игорного бизнеса.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что стимулирующая функция налоговой системы Российской Федерации и Республики Таджикистан применяется в отношении: производителей сельхозпродукции, субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе патента, что способствует снижению налоговых рисков субъектом малого и среднего предпринимательства [4; 5].

Таблица 2 / Table 2

Сравнительная характеристика совокупности специальных налоговых режимов Российской Федерации и Республики Таджикистан / Comparative characteristics of the aggregate of special tax regimes of the Russian Federation and the Republic of Tajikistan

Специальные налоговые режимы / Special tax treatment

РФ РТ

Специальные налоговые режимы включают: 1) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; 2) упрощенную систему налогообложения; 3) систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности; 4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентную систему налогообложения Специальные налоговые режимы предусматривают некоторые особенности налогообложения для индивидуальных предпринимателей, функционирующих на основе: 1) патента; 2) свидетельства, в том числе: - упрощенный режим налогообложения для субъектов малого предпринимательства; - упрощенный режим налогообложения для сельскохозяйственных производителей; - специальный режим налогообложения для субъектов игорного бизнеса

В Таджикистане к специальным налоговым режимам отнесено налогообложение организаторов игорного бизнеса, что, на наш взгляд, является теоретически обоснованным, поскольку данный режим предусматривает замену уплаты нескольких налогов единым налогом. Налог на игорный бизнес, взымаемый в РФ, имеет сходный порядок исчисления и уплаты, однако относится к региональным налогам.

Помимо специальных налоговых режимов, в РТ функционирует еще одна группа налоговых режимов стимулирующего характера - льготные налоговые режимы. К таким режимам в Таджикистане относится налогообложение:

- строительства гидроэлектростанций;

- вновь созданных предприятий, занятых полным циклом переработки хлопка-волокна в конечную продукцию;

- птицеводческих хозяйств и предприятий по производству комбинированных кормов для птиц и животных;

- субъектов рынка ценных бумаг;

- по соглашениям (контрактам) о разделе продукции;

- деятельности свободных экономических зон.

Введение указанных налоговых режимов связано с экономической политикой государства, с его приоритетами в сфере социально-экономического развития.

В России к третьей группе налоговых платежей можно отнести страховые взносы, которые являются федеральными платежами, обязательными к уплате на всей территории РФ. Страховые взносы включают отчисления на обязательное страхование, в том числе: в Пенсионный фонд РФ; в Фонд социального страхования РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. В Республике Таджикистан установлен социальный налог общегосударственного уровня, схожий по своему социально-экономическому значению и взымаемый в целях осуществления социального страхования, в том числе пенсионного.

Отличительной особенностью налогового законодательства Таджикистана является то, что в особенной части Налогового кодекса РТ отражены только общие положения о порядке исчисления и уплаты конкретных видов налоговых платежей. Детализация порядка исчисления и уплаты налоговых платежей осуществляется отдельными инструкциями, утверждаемыми налоговым органом по согласованию с Министерством финансов РТ. Это говорит о том, что налоговое законодательство Республики Таджикистан имеет более низкий уровень кодификации по сравнению с законодательством о налогах и сборах РФ. Вместе с тем, оценка структуры системы налоговых платежей этой страны позволяет сделать вывод о наличии потенциала для оптимизации системы налогов и сборов РФ.

Заключение. Налоговая система Российской Федерации находится в динамичном состоянии. Правительством страны предпринимается множество мер по гармонизации налоговых отношений. Наряду с этими действиями целесообразна трансформация системы налоговых платежей, что могло бы способствовать достижению паритета между публичными и частными интересами в налоговых отношениях. В частности, возможно внесение следующих изменений в структуру налоговых платежей РФ: 1) отнесение налога на игорный бизнес к категории специальных налоговых режимов; 2) замена налога на имущество организаций налогом на недвижимость [6-8]; 3) применение более дифференцированного подхода к налогообложению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

природных ресурсов; 4) рассмотрение возможности выделения в отдельные налоговые режимы системы преференций для резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, инновационного центра «Сколково», для региональных инвестиционных проектов и т. п.

В заключение заметим, что налоги служат основным доходным источником бюджета государства, поэтому эффективность функционирования бюджетной системы государства во многом зависит от структуры системы налоговых платежей. Налоги

также представляют собой действенный инструмент государственного регулирования, который активно используется, и в рыночной экономике, и в экономике смешанного типа. При этом результативность реализации регулирующей фикции налоговых платежей тесно связана с устройством налоговой системы. В этих условиях важнейшей задачей современного государства становится принятие решений по вопросам оптимизации структуры налоговых платежей с учетом внешних и внутренних условий развития и опыта зарубежных стран [9].

Литература

1. Гумарова Ф. З. Инвестиционная политика региона как инструмент повышения конкурентоспособности АПК Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета, серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2015. № 3. С. 53-59.

2. Курочкина Н. В. Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 4. С. 82-87.

3. Маюнусова М. А., Матасимов Ф. И. Система налогов и сборов России и Узбекистана: сравнительная характеристика // Первые шаги в науку третьего тысячелетия: материалы XIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции (Нефтекамск, 7 апреля 2017 г.). Уфа: РИЦ БашГУ. 2017. С. 425-431.

4. Стафиевская М. В. Необходимость идентификации и управления налоговым риском // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2010. Т. 5. № 2 (16). С. 80-82.

5. Стафиевская М. В. Управление бухгалтерскими и налоговыми рисками // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 137. С. 478-481.

6. Царегородцев Е. И. Дисбаланс экономической системы, ухудшающий ее безопасность, и пути его преодоления // Инновационное развитие экономики. 2012. № 6 (12). С. 10-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18781418 (дата обращения: 13.10.2017).

7. Царегородцев Е. И. Инвестиционная привлекательность региона в контексте инновационной экономики // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 40-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21142748 (дата обращения: 13.10.2017).

8. Царегородцев Е. И. Применение кластерной стратегии в развитии регионального АПК // Дискуссия. 2013. № 10 (40). С. 95-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20842832 (дата обращения: 13.10.2017).

9. Шакирова Р. К. Бюджетный и налоговый федерализм: соотношение понятий и принципов реализации // Вестник Марийского государственного университета Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2015. № 4. С. 100-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25480612 (дата обращения: 13.10.2017).

10. Шакирова Р. К. Изменения в налогообложении имущества организаций: последствия для Приволжского Федерального округа // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 2. № 2 (6). С. 85-91. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26683988 (дата обращения: 13.10.2017).

References

1. Gumarova F. Z. Investitsionnaya politika regiona kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti APK Respubliki Marii El [Investment policy of the region as a tool for improving the competitiveness of agro-industrial complex of the Republic of Mari El]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya «Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agricultural. Economics", 2015, no. 3, pp. 53-59. (In Russ.)

2. Kurochkina N. V. Znachenie i sushhnost' uproshhennoj sistemy nalogooblozhenija v Rossijskoj Federacii [Value and essence of the simplified system of taxation in the Russian Federation]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 4, pp. 82-87. (In Russ.)

3. Majunusova M. A., Matasimov F. I. Sistema nalogov i sborov Rossii i Uzbekistana: sravnitel'naja harakteristika [System of taxes and fees in Russia and Uzbekistan: comparative characteristics]. Pervye shagi v nauku tret'ego tysjacheletija = First steps in the science of the third millennium, 2017, pp. 425-431. (In Russ.)

4. Stafievskaja M. V. Neobhodimost' identifikacii i upravlenija nalogovym riskom [The need to identify and manage the tax risk]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of the Kazan State Agrarian University, 2010, no. 2 (16), pp. 80-82. (In Russ.)

5. Stafievskaja M. V. Upravlenie buhgalterskimi i nalogovymi riskami [Accounting and tax risks management]. Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii = Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2010, no. 137, pp. 478-481. (In Russ.)

6. Caregorodcev E. I. Disbalans jekonomicheskoj sistemy, uhudshajushhij ee bezopasnost', i puti ego preodolenija [Imbalance of the economic system that worsens its security, and ways to overcome it]. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Innovative development of the economy, 2012, no. 6 (12), pp. 10-12. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18781418 (accessed 13.10.2017). (In Russ.)

7. Caregorodcev E. I. Investicionnaja privlekatel'nost' regiona v kontekste innovacionnoj jekonomiki [Investment attractiveness of the region in the context of innovative economy]. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Innovative development of the economy, 2013, no. 6 (17), pp. 40-46. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21142748 (accessed 13.10.2017). (In Russ.)

8. Caregorodcev E. I. Primenenie klasternoj strategii v razvitii regional'nogo APK [Application of cluster strategy in the development of regional agribusiness]. Diskussija = Discussion, 2013, no. 10 (40), pp. 95-98. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20842832 (accessed 13.10.2017). (In Russ.)

9. Shakirova R. K. Bjudzhetnyj i nalogovyj federalizm: sootnoshenie ponjatij i principov realizacii [Budget and tax federalism: the relationship of concepts and principles of implementation]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Sel'skokhozyaistvennye nauki. Ekonomicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics", 2015, no. 4, pp. 100-105. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25480612 (accessed 13.10.2017). (In Russ.)

10. Shakirova R. K. Izmenenija v nalogooblozhenii imushhestva organizacij: posledstvija dlja Privolzhskogo Federal'nogo okruga [Changes in the taxation of property of organizations: consequences for the Volga Federal District]. VestnikMarijskogo gosudarst-vennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no. 2, pp. 85-91. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26683988 (accessed 13.10.2017). (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 15.10.2017 г.

Submitted 15.10.2017.

Для цитирования: Шакирова Р. К., Махмудов Ш. Х. Сравнительная характеристика системы налоговых платежей России и Республики Таджикистан // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 112-118. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-1-112-118

Citation for an article: Shakirova R. K., Makhmudov Sh. Kh. Comparative characteristics of the system of tax payments of Russia and the Republic of Tajikistan. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 112-118. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-1-112-118

Шакирова Рамзия Кавиевна, кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ramziya05@gmail. com

Махмудов Шерали Хотамжонович, студент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]

Ramziya K. Shakirova, Ph. D. (Economics), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ramziya05@gmail. com

Sherali H. Mahmudov, student, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.