Научная статья на тему 'Последствия влияния инфляции на налоговые доходы бюджета и их корректировка'

Последствия влияния инфляции на налоговые доходы бюджета и их корректировка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2792
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ФИСКАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТВЕРДЫЕ (СПЕЦИФИЧЕСКИЕ) НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / НОМИНАЛЬНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / РЕАЛЬНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ИНДЕКС-ДЕФЛЯТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К., Сапунова А. Е., Романюк И. В.

В статье проведен ретроспективный анализ номинальных и реальных налоговых доходов бюджета в части налоговых платежей, взымаемых по твердым ставкам, за период с 2006 по 2014 гг., дана оценка факторов, влияющих на динамику налоговых доходов бюджета. Сгруппированы приемы сглаживания воздействия инфляции на сумму налоговых поступлений, используемые в современной практике налогового администрирования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия влияния инфляции на налоговые доходы бюджета и их корректировка»

УДК 336.02

Р. К. Шакирова, А. Е. Сапунова, И. В. Романюк Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Последствия влияния инфляции

на налоговые доходы бюджета и их корректировка

В статье проведен ретроспективный анализ номинальных и реальных налоговых доходов бюджета в части налоговых платежей, взымаемых по твердым ставкам, за период с 2006 по 2014 гг., дана оценка факторов, влияющих на динамику налоговых доходов бюджета. Сгруппированы приемы сглаживания воздействия инфляции на сумму налоговых поступлений, используемые в современной практике налогового администрирования России.

Ключевые слова: инфляция, фискальная система, эффекты воздействия, адаптационная политика, твердые (специфические) налоговые ставки, номинальные поступления, реальные поступления, индекс-дефлятор.

Половина действующих налогов в России полностью или частично исчисляется исходя из твердых ставок в денежном выражении. Такие ставки установлены в отношении акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, госпошлины; водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов, налога на игорный бизнес, транспортного налога. По последним четырем из перечисленных видов платежей размеры ставок не пересматривались с момента их установления Налоговым кодексом РФ. Размеры госпошлины повышались в 2009 г. и в конце 2014 года. Вместе с тем для построения эффективной налоговой системы [1] в условиях инфляции государству необходимо активнее использовать методы адаптационной политики [4].

Согласно данным Федеральной налоговой службы [3], максимальный объем поступлений водного налога, сбора за пользование объектами животного мира и налога на игорный бизнес приходился на 2006-2007 гг. - период общего подъема российской экономики (табл. 1). С 2008 года наблюдается уменьшение объема поступлений в бюджетную систему РФ по указанным платежам, что можно частично объяснить последствиями мирового кризиса.

Снижение фискальной функции перечисленных налогов и сборов связано с проблемами развития отраслей экономики, на которые в большей степени ложится бремя уплаты данных платежей. В России в упадочном состоянии находится рыбный промысел, после реформ 2009 г. свернуло деятельность большинство занимающихся игорным бизнесом организаций. Судя по приведен-

ным данным, предприятия, являющиеся плательщиками водного налога, также не могут восстановиться после кризиса 2008-2009 гг. [5], что связано с общими проблемами организации произ-производства в стране.

Ежегодный рост поступлений в бюджетную систему России происходит по госпошлине и транспортному налогу. За 2006-2014 гг. сумма доходов федерального бюджета РФ, связанная с их взиманием, возросла более чем в 3 и в 4 раза соответственно.

Механизм воздействия инфляции на налоговые доходы бюджета при применении твердых налоговых ставок заключается в инфляционном обесценении налоговых поступлений, в случае если ставки не пересматриваются в течение длительного периода времени. По официальным данным [2], годовой уровень инфляции в России за период с 2006 по 2014 гг. колебался в пределах от 6,10 % в 2011 г. до 13,28 % в 2008 г. (табл. 2).

Данные, представленные в таблице 3, отражают динамику реальной величины бюджетных поступлений, скорректированной с учетом инфляции.

В связи с резким падением объема налоговых поступлений по сборам за пользование объектами животного мира, водному налогу и налогу на игорный бизнес разрыв между номинальными и реальными платежами снижается (табл. 4). Таким образом, влияние инфляции уменьшается. Однако данный факт не говорит о том, что явление имеет положительную динамику, поскольку связано с падением бюджетной эффективности названных налогов и сборов.

Таблица 1

Фактические (номинальные) поступления по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 14249 14836 13017 8091 6174 3860 2757 2483 2202

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 5655 5857 1492 388 426 411 411 406 430

Налог на игорный бизнес 31127 31549 26432 10998 -115 86 291 460 525

Госпошлина 4058 4584 6214 8541 10459 10416 11251 12569 14297

Транспортный налог 26948 40330 53102 62029 75616 83203 90164 106133 117533

Таблица 2

Динамика годового индекса инфляции в России за 2006-2014 гг.

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Показатель инфляции, % 9,00 11,87 13,28 8,80 8,78 6,10 6,58 6,45 11,36

Таблица 3

Реальные бюджетные поступления по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 12966 13074 11288 7379 5631 3624 2576 2322 1951

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 5145 5162 1294 353 389 385 384 379 381

Налог на игорный бизнес 28325 27804 22921 10030 -125 80 272 430 465

Госпошлина 3692 4040 5388 7789 9540 9781 10510 11758 12673

Транспортный налог 24522 35543 46049 56570 68976 78127 84231 99287 104181

Таблица 4

Разница между реальными и номинальными бюджетными поступлениями по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 1283 1762 1 729 712 543 236 181 161 251

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 510 695 198 35 37 26 27 27 49

Налог на игорный бизнес 2802 3745 3 511 968 10 6 19 30 60

Госпошлина 366 544 826 752 919 635 741 811 1624

Транспортный налог 2426 4787 7053 5459 6640 5076 5933 6846 13352

За период с 2006 по 2014 гг. сумма поступлений по водному налогу упала в почти в 6,5 раза, по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - более чем в 13 раз, а по налогу на игорный бизнес - почти в 60 раз.

В отношении госпошлины в 2009 г. была проведена частичная индексация твердых ставок, что не могло не отразиться на сумме поступлений в бюджет. Увеличение в 3,5 раза доходов бюджета, связанных с взиманием госпошлины, также можно объяснить увеличением количества обращений

юридических и физических лиц к уполномоченным органам за совершение юридически значимых действий. Рост почти в 4,5 раза суммы поступлений в бюджет по транспортному налогу связан с ростом количества транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщиков. Поскольку объемы платежей по государственной пошлине и транспортному налогу имеют положительную динамику, уровень влияния инфляции на величину реальных налоговых поступлений по ним также растет.

Современной практикой администрирования налогообложения в России наработано несколько приемов сглаживания негативных последствий инфляции, к которым можно отнести:

ежегодное установление ставок налога в размерах, учитывающих изменение индекса цен. В качестве примера можно привести акцизы. Другим примером является единый налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения (в данном случае может изменяться не размер налоговых ставок, а величина потенциального годового дохода, которая лежит в основе расчета налога). Указанный метод корректировки элементов налогообложения (ставок, налоговой базы) достаточно трудоемок;

введение на определенный период ежегодных прогрессивно увеличивающихся коэффициентов, действующих с периодической цикличностью. Для российской налоговой системы опыт введения подобных методов противодействия инфляции нов и касается водного налога. Соответствующие поправки были приняты лишь в конце 2014 г. и начали действовать только с января 2015 г. На сегодняшний день нет аналитических данных,

позволяющих сделать выводы о последствиях применения указанных коэффициентов. Недостатком метода является то, что размер налоговых ставок определяется налогоплательщиком самостоятельно и требует округлений;

- применение индекса-дефлятора, который устанавливается ежегодно на правительственном уровне и должен учитывать изменение индекса цен за предыдущий период. Этот прием в отечественной практике используется давно в отношении единого налога на вмененный доход и, несмотря на то, что в данном случае корректировка касается величины налоговой базы, подобная практика может быть распространена на другие виды налоговых платежей в части налоговых ставок, так как вполне оправдывает себя.

На наш взгляд, третий из перечисленных способов является наименее трудоемким и простым в практическом применении. Введение индекса-дефлятора целесообразно в отношении рассчитываемых по твердым ставкам налогов. Величина индекса должна учитывать фактическое изменение уровня цен за период, прошедший с момента установления специфических ставок. За период с 2006 по 2014 гг. уровень инфляции достигал в среднем примерно 10 %. В связи с этим для оценочных расчетов логично использование повышающих коэффициентов в следующих размерах: 2006 - 1,1; 2007 - 1,2; 2008 - 1,3; 2009 - 1,4; 2010 -1,5; 2011 - 1,6; 2012 - 1,7; 2013 - 1,8; 2014 - 1,9.

Для оценки последствий применения указанных индексов определены суммы реальных налоговых поступлений, скорректированные с учетом соответствующих коэффициентов (табл. 5).

Таблица 5

Реальные поступления по анализируемым налогам и сборам за 2006-2014 гг., определенные с учетом корректирующих коэффициентов, млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Водный налог 14262,8 15689,1 14674,3 10330,0 8446,8 5798,3 4378,5 4180,5 3707,6

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов 5659,9 6194,2 1682,0 494,4 583,0 616,3 652,1 682,3 723,2

Налог на игорный бизнес 31157,2 33364,7 29797,9 14041,8 -188,2 128,7 462,0 773,8 883,6

Госпошлина 4061,1 4847,9 7005,0 10904,7 14310,0 15649,1 17866,9 21164,5 24078,1

Транспортный налог 26974,0 42651,2 59864,2 79198,2 103464,5 125003,3 143192,7 178716,9 197943,1

Применение повышающих коэффициентов животного мира может нивелировать действие к ставкам сборов за пользование объектами инфляции на величину поступлений в бюджет

по сбору. Сумма сбора, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов, даже превосходит сумму номинальных платежей по сбору, отраженных в отчетности ФНС РФ.

Так, сумма номинальных поступлений составляет: 2006 г. - 565 4265 тыс. руб.; 2011 г. -410 221 тыс. руб.; 2014 г. - 429 431 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. - 5 659 919 тыс. руб.; 2011 г. - 616 317 тыс. руб.; 2014 г. - 723 231 тыс. руб.

В отношении водного налога также наблюдается устранение негативного влияния инфляции, хотя и происходит общее снижение объема платежей, которое не связано с инфляционными явлениями. При этом сумма номинальных поступлений по данному налогу составляет: 2006 г. -14 248 596 тыс. руб.; 2011 г. - 3 859 331 тыс. руб.; 2014 г. - 2 201 473 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. - 14 262 844 тыс. руб.; 2011 г. -5 798 259 тыс. руб.; 2014 г. - 3 707 633 тыс. руб.

То же самое можно сказать и по поводу налога на игорный бизнес. Номинальные поступления по налогу составляют: 2006 г. - 31 126 117 тыс. руб.; 2011 г. - 85 679 тыс. руб.; 2014 г. - 524 644 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. - 31 157 243 тыс. руб.; 2011 г. - 128 725 тыс. руб.; 2014 г. -883 584 тыс. руб.

Положительная динамика объемов поступлений по государственной пошлине, как указывалось ранее, не устраняет отрицательных последствий инфляции (даже, наоборот, усиливает их). Вместе с тем применение индекса-дефлятора при расчете величины данного сбора может устранить нежелательный эффект, связанный с инфляцией. Так, величина номинальных поступлений составляет: 2006 г. - 4 057 016 тыс. руб.; 2011 г. -10 416 047 тыс. руб.; 2014 г. - 14 296 825 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. - 4 061 074 тыс. руб.; 2011 г. - 15 649 069 тыс. руб.; 2014 г. -24 078 141 тыс. руб.

Для транспортного налога характерна аналогичная ситуация. Размер номинальных поступлений составляет: 2006 г. - 26 947 093 тыс. руб.; 2011 г. -83 202 428 тыс. руб.; 2014 г. - 117 532 227 тыс. руб. Сумма реальных поступлений, увеличенных на повышающий коэффициент: 2006 г. - 26 974 040

тыс. руб.; 2011 г. - 125 003 328 тыс. руб.; 2014 г. -197 943 075 тыс. руб.

Таким образом, применение к твердым налоговым ставкам повышающих коэффициентов, размер которых сопоставим с индексом инфляции, позволяет не только устранить воздействие инфляционного фактора, но и обеспечить рост реальных налоговых поступлений.

Приведенные обстоятельства приводят к выводу о необходимости ежегодной корректировки специфических налоговых ставок тем или иным методом. На сегодняшний день в российской налоговой системе применяется несколько способов проведения таких корректировок. Наименее трудоемким из всех этих методов, на наш взгляд, является применение индекса-дефлятора, устанавливаемого ежегодно с учетом уровня инфляции.

Ш

1. Гринкевич А. М. Теоретические подходы к формированию эффективно-справедливой налоговой системы // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. 2012. № 4 (20). C. 131-137.

2. Индекс потребительских цен в % к декабрю предшествующего года. URL: http://base.garantru/149900/#ixzz3aH£hIDyp (дата обращения 15.04.2015).

3. Материалы официальной отчетности ФНС РФ. URL: http://www. nalog. ru/rn12

4. Шакирова Р. К. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика // Финансы и кредит. 2015. № 2. С. 22-38.

5. Шакирова Р. К. Налоговая политика в системе государственного антициклического регулирования // Модернизация национальной экономики: проблемы и решения: коллективная монография. М.: ООО «ЭКЦ «Профессор». 2014. С. 377-403.

1. Grinkevich A. M. Teoreticheskie podkhody k formirova-niyu effektivno-spravedlivoi nalogovoi sistemy, Vestnik Toms-kogo gos. un-ta, Ekonomika, 2012, No. 4 (20), pp. 131-137.

2. Indeks potrebitel'skikh tsen v % k dekabryu predshestvuyu-shchego goda. URL: http://base.garant.ru/149900/#ixzz3aHfhIDyp (data obrashcheniya 15.04.2015).

3. Materialy ofitsial'noi otchetnosti FNS RF. URL: http://www. nalog. ru/rn12

4. Shakirova R. K. Inflyatsiya, antiinflyatsionnaya politika i nalogi: teoriya i praktika, Finansy i kredit, 2015, No. 2, pp. 22-38.

4. Shakirova R. K. Nalogovaya politika v sisteme gosu-darstvennogo antitsiklicheskogo regulirovaniya, Modernizatsiya natsional'noi ekonomiki: problemy i resheniya: kollektivnaya monografiya, M.: OOO «EKTs «Professor», 2014, pp. 377-403.

УДК 336.02

R. K. Shakirova, A. E. Sapunova, I. V. Romanyuk Mari State University, Yoshkar-Ola

Consequences of the impact of inflation

on tax revenues and their adjustment

The article gives a retrospective analysis of nominal and real tax revenues in terms of taxes, is charged at a flat rate for the period from 2006 to 2014. The factors affecting the dynamics of tax revenues were assessed. The research grouped techniques smoothing the impact of inflation on the amount of tax revenue used in current practice of tax administration in Russia.

Keywords: inflation, fiscal system, the effects of, adaptation policies, fixed (specific) tax rates, nominal revenues, actual revenues, deflator index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.