Научная статья на тему 'Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, обеспеченные налогоплательщиками Республики Марий Эл в 2012-2014 гг'

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, обеспеченные налогоплательщиками Республики Марий Эл в 2012-2014 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ДИНАМИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ / УРОВЕНЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К.

В статье анализируется структура и динамика налоговых поступлений, администрируемых Управлением ФНС РФ по Республике Марий Эл. Делаются выводы о недостаточности роли региональных и местных налогов; об обоснованности применения налоговых преференций в отношении отдельных видов деятельности; об эффективности введения в РМЭ льгот в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Анализ показал, что с точки зрения формирования бюджетных доходов в РМЭ наибольший интерес представляют отрасли промышленность и строительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, обеспеченные налогоплательщиками Республики Марий Эл в 2012-2014 гг»

УДК 336.02

Р. К. Шакирова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ,

обеспеченные налогоплательщиками

Республики Марий Эл в 2012-2014 гг.

В статье анализируется структура и динамика налоговых поступлений, администрируемых Управлением ФНС РФ по Республике Марий Эл. Делаются выводы о недостаточности роли региональных и местных налогов; об обоснованности применения налоговых преференций в отношении отдельных видов деятельности; об эффективности введения в РМЭ льгот в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Анализ показал, что с точки зрения формирования бюджетных доходов в РМЭ наибольший интерес представляют отрасли промышленность и строительство.

Ключевые слова: бюджет, налоговые доходы, динамика налоговых поступлений, структура налоговых поступлений, уровень налоговой нагрузки.

Материал подготовлен при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 14-12-12005 а(р).

В России остается актуальной проблема обеспеченности бюджетов субфедерального уровня собственными доходами. Одним из основных доходных источников консолидированного бюджета страны являются налоговые поступления. Эффективность функционирования налоговой системы государства во многом зависит от справедливости распределения налоговой нагрузки между плательщиками различных категорий, а также от рациональной дифференциации налоговых изъятий в разрезе видов экономической деятельности.

К налоговым доходам относятся обязательные платежи в бюджетную систему государства, взимание которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В структуре налоговых доходов бюджета преобладают платежи по федеральным налогам.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в 2014 г. доля федеральных налогов [2], уплаченных на территории региона в консолидированный бюджет РФ, составила 81,1 % (в 2013 г. - 80,3 %; в 2012 г. -81,8 %). Доля региональных налогов в 2014 г. составила 11 %; налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов, - 7 %; наименьшая доля приходилась на местные налоги - всего 1 % (рис. 1). Указанные соотношения за 2012-2014 гг. менялись незначительно.

В составе федеральных налогов доминирует налог на доходы физических лиц - 51 %; налог на добавленную стоимость составляет около четверти федеральных налогов (24 %); налог на прибыль организаций - 21 %; все остальные

федеральные налоги и сборы (в т. ч. налог на добычу полезных ископаемых и акцизы) - лишь 4 % (рис. 2). Таким образом, структура налоговых платежей, взымаемых на территории РМЭ, значительно отличается от соответствующей структуры в целом по стране, где существенную роль играют НДПИ и акцизы [1].

Федеральные налоги I Региональные налоги Местные налоги Специальные налоговые режимы

Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, поступивших в Республике Марий Эл за 2014 г.

Налог на прибыль О НДС

I IНДФЛ I I Прочие налоги

Рис. 2. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ по федеральным налогам за 2014 г., собранных на территории РМЭ

За трехлетний период в Республике Марий Эл наблюдается положительная динамика в разрезе

Необходимо отметить, что динамика налоговых поступлений в разрезе видов экономической деятельности за анализируемый период весьма неоднородна (табл. 1). Самый большой прирост демонстрирует отрасль «Обрабатывающие производства» - 46,9 %; на треть увеличились поступления по видам экономической деятельности «Операции с недвижимостью» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 32,6 % и 32,8 %, соответственно. В связи с возместительным характером НДС существенно уменьшилась сумма налоговых поступлений по сельскохозяйственной отрасли, в два раза уменьшились поступления по НДФЛ от физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, что связано с реализацией прав граждан на получение налоговых вычетов.

Таблица 1

Поступило налогов и сборов всего в консолидированный бюджет РФ на территории Республики Марий Эл за 2012-2014 гг.

Вид деятельности 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

1. Всего 14297,5 100 14553,9 100 101,8 16244,5 100 111,6

2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 284,6 2,0 229,6 1,6 80,7 -1240,9 -9,4 -540,5

3. Рыболовство, рыбоводство 2,3 0,0 2,9 0,0 125,2 1,2 0,0 41,4

4. Добыча полезных ископаемых 30,0 0,2 32,9 0,2 109,9 26,2 0,2 79,6

5. Обрабатывающие производства 4459,3 31,2 4555,3 31,3 102,2 6693,7 50,8 146,9

6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1172,1 8,2 919,8 6,3 78,5 1221,9 9,3 132,8

7. Строительство 976,6 6,8 1039,6 7,1 106,4 1209,7 9,2 116,4

8. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 1812,8 12,7 1817,2 12,5 100,2 1818,6 13,8 100,1

9. Гостиницы и рестораны 97,1 0,7 108,6 0,7 111,8 124,2 0,9 114,4

10. Транспорт и связь 1051,2 7,4 961,9 6,6 91,5 1012,6 7,7 105,3

11. Финансовая деятельность 699,6 4,9 660,2 4,5 94,4 658,7 5,0 99,8

12. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг 941,7 6,6 1018,2 7,0 108,1 1349,8 10,3 132,6

13. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 1212,1 8,5 1414,1 9,7 116,7 1494,6 11,4 105,7

14. Образование 664,2 4,6 786,5 5,4 118,4 811,2 6,2 103,1

15. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 472,8 3,3 566,5 3,9 119,8 644,9 4,9 113,8

16. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 310,7 2,2 327,3 2,2 105,3 364,5 2,8 111,4

17. Суммы налогов и сборов, не распределенные по видам деятельности, а также сведения о физических лицах, не относящихся к ИП 110,1 0,8 113,2 0,0 102,8 53,7 0,4 47,4

каждой группы налоговых поступлений (рис. 3). При этом наибольший рост в абсолютном выражении наблюдался в части федеральных налогов и сборов.

млн руб.

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Специальные налоговые режимы

I 2012

] 2013

2014

Рис. 3. Динамика налоговых поступлений за 2012-2014 гг.

Высокий темп роста в части федеральных налогов наблюдается по отраслям «Образование» и «Здравоохранение» (табл. 2). Он обеспечивается

Самый высокий индекс роста отмечается в части региональных налогов (табл. 3). Данное обстоятельство связано с отменой ряда льгот по налогу на имущество организаций на федеральном уровне, а также с расширением и частичным обновлением фонда основных средств в ряде отраслей экономики (сельское хозяйство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

увеличением суммы поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Таблица 2

оптовая и розничная торговля; операции с недвижимостью). В то же время сумма поступлений по налогу на имущество организаций снизилась в отдельных отраслях в связи с ростом изношенности основных средств, а также в связи с предоставлением налогоплательщикам возможности исключить из налоговой базы движимое имущество, учтенное на балансе после 01.01.2013. г.

Поступило федеральных налогов в консолидированный бюджет РФ на территории Республики Марий Эл за 2012-2014 гг.

Вид деятельности 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

1. Всего 11700,4 100 11688,1 100 99,9 13167,5 100 112,5

2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 151,3 1,3 46,7 0,4 30,8 -1446,0 -11,0 -955,7

3. Рыболовство, рыбоводство 1,3 0,0 1,6 0,0 122,8 0,7 0,0 53,8

4. Добыча полезных ископаемых 22,7 0,2 24,6 0,2 108,3 17,5 0,1 77,1

5. Обрабатывающие производства 3972,3 34,0 4017,2 34,4 101,1 6220,3 47,2 156,6

6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1075,8 9,2 835,6 7,1 77,7 1108,8 8,4 103,1

7. Строительство 845,2 7,2 896,6 7,7 106,1 1054,9 8,0 124,8

8. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 1343,8 11,5 1329,9 11,4 99,0 1281,9 9,7 95,4

9. Гостиницы и рестораны 70,2 0,6 77,8 0,7 110,8 88,8 0,7 126,5

10. Транспорт и связь 859,9 7,3 758,6 6,5 88,2 834,2 6,3 97,0

11. Финансовая деятельность 640,9 5,5 601,1 5,1 93,8 599,3 4,6 93,5

12. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг 639,4 5,5 636,2 5,4 99,5 798,7 6,1 124,9

13. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 1165,5 10,0 1359,9 11,6 116,7 1440,6 10,9 123,6

14. Образование 485,6 4,1 610,4 5,2 125,7 641,3 4,9 132,1

15. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 372,3 3,2 456,4 3,9 122,6 536,3 4,1 144,1

16. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 181,8 1,6 196,8 1,7 108,3 240,8 1,8 132,5

17. Суммы налогов и сборов, не распределенные по видам деятельности, а также сведения о физических лицах, не относящихся к ИП -127,7 -1,1 -161,4 0,0 126,4 -250,7 -1,9 196,3

Таблица 3

Поступило региональных налогов в консолидированный бюджет РФ на территории Республики Марий Эл за 2012-2014 гг.

Вид деятельности 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

1. Всего 1456,5 100 1653,8 100 113,5 1763,3 100 121,1

2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 101,6 7,0 142,9 8,6 140,6 166,8 1,3 164,2

3. Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,0 0,1 0,0 217,2 0,2 0,0 200,0

4. Добыча полезных ископаемых 3,1 0,2 2,3 0,1 72,3 0,7 0,0 22,6

5. Обрабатывающие производства 312,3 21,4 341,5 20,6 109,4 278,2 2,1 89,1

6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 81,9 5,6 70,7 4,3 86,3 105,4 0,8 128,7

7. Строительство 50,5 3,5 42,3 2,6 838,5 41,1 0,3 81,4

8. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 86,4 5,9 102,5 6,2 118,6 105,1 0,8 121,6

9. Гостиницы и рестораны 2,3 0,2 2,5 0,1 108,5 2,5 0,0 108,7

10. Транспорт и связь 144,7 9,9 165,0 10,0 114,0 131,7 1,0 91,0

11. Финансовая деятельность 42,2 2,9 38,8 2,3 92,0 38,7 0,3 91,7

12. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг 85,9 5,9 157,2 9,5 182,9 303,1 2,3 352,9

13. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 43,1 3,0 48,7 2,9 113,0 49,0 0,4 113,7

14. Образование 160,4 11,0 157,5 9,5 98,2 151,4 1,1 94,4

15. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 84,5 5,8 91,4 5,5 108,1 88,5 0,7 104,7

16. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 100,5 6,9 105,7 6,4 105,1 94,9 0,7 94,4

17. Суммы налогов и сборов, не распределенные по видам деятельности, а также сведения о физических лицах, не относящихся к ИП 156,9 10,8 184,8 11,2 117,8 206,1 1,6 131,4

Увеличение количества земельных участков, находящихся во владении юридических и физических лиц, уплачивающих земельный налог, повлекло рост поступлений местных налогов (табл. 4). В частности, повышение суммы земельного налога за 2012-2014 гг. произошло по отраслям: строительство, финансовая деятельность, операции с недвижимостью, торговля, государственное управление.

И, наоборот, наблюдается снижение в отраслях производство и распределение электроэнергии, газа и воды; добыча полезных ископаемых; образование; здравоохранение; обрабатывающие производства и, что особо удручает, сельское хозяйство. За трехлетний период в связи с увеличением жилого фонда в республике выросла сумма поступлений по налогу на имущество физических лиц.

Таблица 4

Поступило местных налогов в консолидированный бюджет РФ на территории Республики Марий Эл за 2012-2014 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид деятельности 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

1. Всего 159,5 100 182,6 100 114,4 182,6 100 114,5

2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,6 3,5 5,7 3,1 101,4 5,5 0,0 98,2

3. Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,1 0,0 81,9 0,0 0,0 0,0

4. Добыча полезных ископаемых 0,4 0,2 0,4 0,2 125,8 0,3 0,0 75,0

5. Обрабатывающие производства 31,7 19,8 44,4 24,3 140,2 31,1 0,2 98,1

6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,9 3,7 0,8 0,5 14,3 1,4 0,0 23,7

7. Строительство 3,9 2,5 4,6 2,5 116,4 6,8 0,1 174,4

8. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 14,1 8,8 15,7 8,6 111,3 18,1 0,1 128,4

9. Гостиницы и рестораны 0,7 0,4 0,8 0,4 114,2 0,8 0,0 114,3

10. Транспорт и связь 3,7 2,3 3,5 1,9 93,0 4,3 0,0 116,2

11. Финансовая деятельность 1,5 1,0 3,6 2,0 239,5 5,3 0,0 353,3

12. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг 12,2 7,6 14,2 7,8 117,0 16,5 0,1 135,2

13. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 3,3 2,0 5,3 2,9 163,3 4,6 0,0 139,4

14. Образование 12,5 7,9 12,3 6,8 98,3 11,4 0,1 91,2

15. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,5 2,8 4,4 2,4 96,1 4,4 0,0 97,8

16. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 2,6 1,6 2,8 1,5 106,7 2,7 0,0 103,8

17. Суммы налогов и сборов, не распределенные по видам деятельности, а также сведения о физических лицах, не относящихся к ИП 56,9 35,7 64,0 35,1 112,4 69,5 0,5 122,1

В части налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (табл. 5), рост произошел как по реальному сектору экономики (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство), так и по сфере услуг (здравоохранение, образование, гостиницы и рестораны, торговля, операции с недвижимостью). Приведенные данные свидетельствуют о том, что

введение льгот для отдельных отраслей (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, туризм, образование, здравоохранение) в виде пониженных ставок налога, взимаемого в связи с применением УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов, не оказали угнетающего воздействия на налоговый потенциал в этих сферах экономики.

Таблица 5

Поступило налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в консолидированный бюджет РФ на территории Республики Марий Эл за 2012-2014 гг.

Вид деятельности 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

1. Всего 981,0 100 1029,5 100 104,9 1131,1 100 115,3

2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,1 2,7 34,5 3,3 131,8 32,8 0,2 125,7

3. Рыболовство, рыбоводство 0,9 0,1 1,1 0,1 126,0 0,3 0,0 33,3

4. Добыча полезных ископаемых 3,7 0,4 5,6 0,5 150,0 7,7 0,1 208,1

5. Обрабатывающие производства 143,1 14,6 152,2 14,8 106,3 164,2 1,2 114,7

6. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,5 0,9 12,6 1,2 148,2 6,4 0,0 75,3

7. Строительство 76,9 7,8 96,0 9,3 124,8 106,8 0,8 138,9

8. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 368,5 37,6 369,2 35,9 100,2 413,5 3,1 112,2

9. Гостиницы и рестораны 23,9 2,4 27,6 2,7 115,2 32,2 0,2 134,7

10. Транспорт и связь 42,9 4,4 34,8 3,4 81,1 42,4 0,3 98,8

11. Финансовая деятельность 15,0 1,5 16,7 1,6 848,7 15,3 0,1 102,0

12. Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг 204,2 20,8 210,6 20,5 103,1 231,5 1,8 113,4

13. Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 0,2 0,0 0,2 0,0 89,8 0,4 0,0 200,0

14. Образование 5,7 0,6 6,3 0,6 110,0 7,2 0,1 126,3

15. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 11,5 1,2 14,3 1,4 124,4 15,7 0,1 136,5

16. Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 25,8 2,6 22,0 2,1 85,4 26,1 0,2 101,2

17. Суммы налогов и сборов, не распределенные по видам деятельности, а также сведения о физических лицах, не относящихся к ИП 23,9 2,4 25,8 2,5 107,8 28,8 0,2 120,5

Динамика структуры налоговых поступлений Республики Марий Эл в разрезе основных видов экономической деятельности отражена на рисунке 4. Наиболее динамично развивающимися являются отрасли обрабатывающие производства (доля налоговых поступлений за три года увели-

чилась с 31,2 % до 50,8 %) и строительство (рост с 6,8 % до 9,2 %). По сельскохозяйственной отрасли за анализируемый период произошло уменьшение суммы налоговых поступлений (по итогам 2014 г. было осуществлено возмещение налогов из бюджета по отрасли примерно на сумму 1,2 млрд руб.).

50,8

—9,4

Сельское Обрабатывающие Строительство Оптовая и розничная

хозяйство производства торговля

■ 2012 О 2013 О 2014

Рис. 4. Изменение доли налоговых поступлений по основным видам деятельности за 2012-2014 гг.

Уменьшение налоговой нагрузки по отдельным сферам экономики, в первую очередь, по отрасли «Сельское хозяйство», нельзя относить к отрицательным явлениям, происходящим в системе налогово-бюджетных отношений. Налоговые преференции, установленные для соответствующих областей экономики, нацелены на их развитие и, в конечном счете, на увеличение налогового потенциала региона и страны в целом.

Ш

1. Шакирова, Р. К. Характеристика уровня налоговой нагрузки в Республике Марий Эл // «Теоретические и прикладные аспекты современной науки»: материалы IX Международной научно-практической конференции. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2015.

2. http://www.nalog.ru/rn12

1. Shakirova, R. K. Feature tax burden in the Republic of Mari El // «Theoretical and applied aspects of modern science»: Proceedings of the IX International scientific-practical conference. Belgorod: Agency for Advanced Studies, 2015.

2. http://www.nalog.ru/rn12

%

60 50 40 30 20 10 0 -10 -20

R. K. Shakirova Mari State University, Yoshkar-Ola

Tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation provided by taxpayers Mari El Republic in 2012-2014

In article the structure and dynamics of the tax receipts of Mari El. Conclusions about insufficiency of a role of regional and local taxes are drawn; about validity of application of tax preferences concerning separate kinds of activity.

Keywords: budget, tax revenues, the dynamics of tax revenues, the structure of tax revenue, the tax burden.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.