Научная статья на тему 'Практика применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Содружества Независимых Государств'

Практика применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Содружества Независимых Государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкина Н. В., Шакирова Р. К.

Введение. Сельское хозяйство одна из крупнейших отраслей экономики стран Содружества Независимых Государств (СНГ), состоящая из множества организаций и крестьянских фермерских хозяйств, продающих стандартизованные продукты и обеспечивающих продовольственную безопасность. Однако в результате стремительного роста цен на ресурсы, диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию, приводящих к нерентабельности аграрного производства, устаревшей материально-технической базе данная отрасль требует дополнительной государственной поддержки. Одной из важнейших мер государственной поддержки аграрного производства государствами стран СНГ являлось введение систем налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цель. Цель исследования обобщить опыт применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах СНГ для оценки возможности адаптации лучшей практики ее применения к Российской Федерации. Материалы и методы. С помощью эмпирических методов познания изучены специальные режимы налогообложения для аграрных товаропроизводителей, применяемые в странах СНГ. Результаты исследования, обсуждения. Уточнено определение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, выявлены сходства и различия, достоинства и недостатки налогового законодательства Российской Федерации и стран СНГ, касающиеся системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведена сравнительная характеристика основных элементов налогообложения единого сельскохозяйственного налога, даны рекомендации по совершенствованию положений российского законодательства в плане применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом опыта стран СНГ. Заключение. Положения налогового законодательства Российской Федерации, как и положения налогового законодательства других стран СНГ в области применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют как свои достоинства, так и свои недостатки, устранение которых возможно при использовании и адаптации к своим экономическим условиям лучших положений каждого из этих законодательств в процессе дальнейшего реформирования системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курочкина Н. В., Шакирова Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Содружества Независимых Государств»

УДК 336.226

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Н. В. Курочкина, Р. К. Шакирова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

PRACTICE OF TAXATION AGRICULTURAL PRODUCERS IN THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

N. V. Kurochkina, R. K. Shakirova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Введение. Сельское хозяйство - одна из крупнейших отраслей экономики стран Содружества Независимых Государств (СНГ), состоящая из множества организаций и крестьянских фермерских хозяйств, продающих стандартизованные продукты и обеспечивающих продовольственную безопасность. Однако в результате стремительного роста цен на ресурсы, диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию, приводящих к нерентабельности аграрного производства, устаревшей материально-технической базе данная отрасль требует дополнительной государственной поддержки. Одной из важнейших мер государственной поддержки аграрного производства государствами стран СНГ являлось введение систем налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Цель. Цель исследования - обобщить опыт применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах СНГ для оценки возможности адаптации лучшей практики ее применения к Российской Федерации. Материалы и методы. С помощью эмпирических методов познания изучены специальные режимы налогообложения для аграрных товаропроизводителей, применяемые в странах СНГ. Результаты исследования, обсуждения. Уточнено определение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, выявлены сходства и различия, достоинства и недостатки налогового законодательства Российской Федерации и стран СНГ, касающиеся системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, приведена сравнительная характеристика основных элементов налогообложения единого сельскохозяйственного налога, даны рекомендации по совершенствованию положений российского законодательства в плане применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом опыта стран СНГ Заключение. Положения налогового законодательства Российской Федерации,

Introduction. Agriculture - one of the largest sectors of the economies of the Commonwealth of Independent States (CIS), consisting of a multitude of organizations and peasant farmers who sell standardized products and ensuring food security. However, as a result of the rapid growth of prices for resources, disparity of prices for agricultural products, which leads to non-profitability of agricultural production, outdated material and technical base of this industry requires additional state support. One of the most important measures of state support for agrarian production by the states of the CIS countries was the introduction of taxation systems for agricultural commodity producers. Purpose. The purpose of the study is to summarize the experience of applying the taxation system for agricultural producers in the CIS countries to assess the possibility of adapting the best practice of applying its application to the Russian Federation. Materials and methods. With the help of empirical methods of cognition, special taxation regimes for agricultural producers used in the CIS countries have been studied. Results, discussion. The definition of the taxation system for agricultural producers is clarified, similarities and differences, advantages and disadvantages of the tax legislation of the Russian Federation and the CIS countries concerning the taxation system for agricultural producers, are revealed, a comparative description of the main elements of the taxation of the single agricultural tax is given, recommendations for improving the provisions of Russian legislation in terms of applying the tax system for agricultural producers taking into account the experience of the CIS countries are given. Conclusion. The provisions of the tax legislation of the Russian Federation, as well as the provisions of the tax legislation of other CIS countries in the field of applying the tax system for agricultural producers have both their advantages and their shortcomings, which can be eliminated by using and adapting to their economic conditions the best provisions of

как и положения налогового законодательства других стран СНГ в области применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют как свои достоинства, так и свои недостатки, устранение которых возможно при использовании и адаптации к своим экономическим условиям лучших положений каждого из этих законодательств в процессе дальнейшего реформирования системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевые слова: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый сельскохозяйственный налог, элементы налогообложения, налоговое законодательство, Содружество Независимых Государств.

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 16-12-12008 а(р)

each of these laws in the process of further reforming the taxation system for agricultural producers.

Keywords: taxation system for agricultural producers, unified agricultural tax, tax items, tax laws, Commo wealth of Independent States.

Acknowledgements: the article was made with the financial support of the Russian Humanitarian Scientific Foundation. Grant No. 16-12-12008 a(p).

Сельское хозяйство - одна из крупнейших отраслей национальной экономики стран Содружества Независимых Государств (СНГ), состоящая из множества организаций и крестьянских фермерских хозяйств, продающих стандартизованные продукты и обеспечивающих продовольственную безопасность [1]. Однако в результате стремительного роста цен на ресурсы [2], диспаритете цен на сельскохозяйственную продукцию, приводящих к нерентабельности аграрного производства, устаревшей материально-технической базе [3] и низкой инвестиционной привлекательности данная отрасль требует дополнительной государственной поддержки. Одной из важнейших мер поддержки аграрного производства государствами стран СНГ являлось предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения [9] и введение систем налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей [2].

В настоящее время данный специальный налоговый режим (СНР) [5] применяется в Республике Беларусь - единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, Республике Казахстан - специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и специальный налоговый режима для юридических лиц -производителей сельскохозяйственной продукции, Республике Таджикистан - упрощенный режим налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции, Республике Узбекистан -

единый земельный налог и в Украине - фиксированный сельскохозяйственный налог. Налоговым законодательством Азербайджанской Республики, Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Туркменистан такой налоговый режим не предусмотрен.

Проанализировав налоговое законодательство стран СНГ, в которых применяются СНР для аграрных товаропроизводителей [8], можно сделать вывод, что в большинстве из них, как и в РФ, отсутствует определение такого специального режима налогообложения. Исключение составляет Республика Таджикистан, в соответствии со ст. 298 Налогового кодекса которой упрощенный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей представляет собой специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции без последующей переработки1.

В главе 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) отсутствует определение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому данная глава должна быть дополнена определением такого специального режима налогообложения, раскрывающим его назначение и сущность. На базе сформулированных ранее сущностно-функциональных особенностей данного специального налогового

1 Налоговый кодекс Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legistation-base/codecs/

режима нами было уточнено определение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: регламентируемый законодательством о налогах и сборах специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленный на обеспечение повышения эффективности сельскохозяйственного производства, применяемый наряду с иными режимами налогообложения при соблюдении налогоплательщиками ряда обязательных условий, включающий все законодательно установленные элементы налога, предполагающий добровольный порядок перехода и замену уплаты ряда налогов и сборов уплатой единого сельскохозяйственного налога [4].

Перечень налогоплательщиков, имеющих право применять СНР для аграрных товаропроизводителей, в странах СНГ значительно отличается.

Во всех странах СНГ, в которых введена система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее имеют право применять юридические лица. Налоговое законодательство [10] РФ и Украины допускает применение такого режима налогообложения индивидуальными предпринимателями. Помимо этого, в таких странах, как РФ, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Украина на уплату единого налога (ЕН) [7] могут быть также переведены крестьянские или фермерские хозяйства.

Следует отметить, что только в Республике Узбекистан, к сельскохозяйственным товаропроизводителям приравнены экспериментальные хозяйства научно-исследовательских организаций сельскохозяйственного профиля и учебно-опытные хозяйства образовательных учреждений. Такие налогоплательщики не могут быть переведены на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в РФ, так как доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки в общем объеме доходов от реализации у таких организаций составляет менее 70 %.

Как и в РФ, в ряде стран СНГ, для применения данного СНР, должно соблюдаться требование по доле выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки в общем объеме доходов: в Республике Беларусь - не менее 50 %, в Республике Казахстан -не менее 90 % совокупного годового дохода, в Республике Узбекистан - не менее 50 % от общего объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в Украине - не менее 75 %.

При этом, согласно ст. 308 НК Украины, если плательщики налога не могут выполнить требование относительно 75 % критерия доли сельскохозяйственного товаропроизводства в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы в предыдущем налоговом году, к таким плательщикам налога в следующем налоговом году не применяется требование, согласно которому доля сельскохозяйственного товаропроизводства должна равняться или превышать 75 %1. В целях поддержки аграрных товаропроизводителей, потерявших урожай или сельскохозяйственных животных в результате болезней, пожара, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации аналогичное положение необходимо ввести в гл. 26.1 НК РФ.

Кроме того, в таких странах, как Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина, дополнительное условие для применения режима налогообложения с более щадящим налоговым бременем - наличие на праве собственности и(или) землепользовании земельных участков. Таким образом, в этих странах ЕН ориентирован на рентный доход. Однако, как и ЕСХН в редакции Федерального закона от 29.12.2001 г. № 187-ФЗ, такой налог нельзя отнести к классическому варианту земельных налогов на основе ренты, так как критерием возникновения обязанностей налогоплательщика является не только наличие права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком, но и осуществление сельскохозяйственного производства на нем.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что из всех стран СНГ в РФ наибольшее число налогоплательщиков имеют право применять специальный налоговый режим для аграрных товаропроизводителей, так как:

1) в гл. 26.1 НК РФ приведен наиболее широкий перечень налогоплательщиков, которые относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям: организации, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации;

2) установлено среднее значение по доле выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки;

1 Налоговый кодекс Украины. URL: http://meget.kiev.ua/ Kodeks/nalogoviy-kodeks/

3) ЕСХН не относится к рентным налогам, т. е. для перехода на его уплату отсутствует необходимость в наличии права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Как и в РФ, в большинстве стран СНГ переход на такой СНР осуществляется добровольно. Исключение - Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Однако применение режима налогообложения с более низкой налоговой нагрузкой должно быть не обязательством, а возможностью налогоплательщиков. Поэтому аграрным товаропроизводителям в данных странах целесообразно разрешить выбирать наиболее оптимальный для них налоговый режим, который будет способствовать их дальнейшему успешному развитию.

Значительным недостатком применения упрощенного режима налогообложения для производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Таджикистан, кроме того, является допол-

нительная постановка налогоплательщиков ЕН на учет в качестве налогоплательщиков налога по упрощенной системе или налогов по общей системе налогообложения в отношении доходов от несельскохозяйственной деятельности. Таким образом, они вынуждены вести раздельный учет доходов и расходов по разным видам деятельности, что может привести к неправильному исчислению налоговой базы, сумм налогов, и, соответственно, к начислению пеней и штрафов. Чтобы упростить ведение налогового учета в Республике Таджикистан, сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо разрешить уплачивать ЕН по всем видам предпринимательской деятельности.

По аналогии с НК РФ в налоговых кодексах других стран СНГ установлен перечень налогоплательщиков, не имеющих право применять специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл.).

Перечень налогоплательщиков, не имеющих право применять специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей / List of taxpayers who do not have the right to apply special tax regimes for agricultural producers

Российская Федерация / Russian Federation Республика Таджикистан / Republic of Tajikistan Республика Казахстан / Republic of Kazakhstan Украина/ Ukraine Республика Беларусь / Republic of Belarus

производители подакцизных товаров производители подакцизных товаров, кроме п/п первичного виноделия, занимающихся производством виноматериалов виноградных для предприятий вторичного виноделия организации -плательщики налога при упрощенной системе налогообложения

налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса юридические лица (ЮЛ), имеющие дочерние организации, структурные подразделения налогоплательщики, у которых > 50 % дохода, полученного от продажи с/х продукции, составляет доход от реализации декоративных растений, диких животных и птиц, меховых изделий и меха резиденты свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков

казенные, бюджетные и автономные учреждения ЮЛ, являющееся аффилированными лицами или учредителями других ЮЛ, применяющих СНР налогоплательщики, которые состоянием на 01.01 отчетного года имеют налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего в результате форс-мажорных обстоятельств

налогоплательщики ЕНВД по данному виду деятельности налогоплательщики, применяющие налог по упрощенному режиму ЮЛ, в которых доля участия других юридических лиц>25 %

налогоплательщики, применяющие льготные налоговые режимы сельские потребительские кооперативы, членами которых являются члены других сельских потребительских кооперативов

Как видно из таблицы 1, перечень налогоплательщиков, не имеющих право переходить на уплату единого налога, в различных странах существенно отличается. При этом наиболее схож с Российской Федерацией перечень, приведенный в Налоговом кодексе Республики Таджикистан.

На наш взгляд, к налогоплательщикам, не имеющим право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ, необходимо также отнести (по аналогии с Украиной):

1) налогоплательщиков, которые по состоянию на 1 января отчетного года имеют налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего в результате форс-мажорных обстоятельств. Благодаря введению данного ограничения в гл. 26.1 НК РФ недобросовестные организации и ИП не смогут переходить на СНР с более щадящим налоговым бременем;

2) налогоплательщиков, у которых свыше 50 % дохода, полученного от продажи собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений, диких животных и птиц, меховых изделий и меха. Это связано с тем, что деятельность таких аграрных товаропроизводителей не обеспечивает продовольственную безопасность страны и, соответственно, в меньшей степени требует государственного стимулирования путем снижения налоговой нагрузки, упрощения учета и отчетности.

В целях поддержки отечественного виноделия необходимо воспользоваться опытом Украины и исключить из перечня производителей подакцизной продукции, не имеющих право применять ЕСХН в РФ, налогоплательщиков, занимающихся производством виноматериалов виноградных для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции (вин виноградных, шаманских и игристых).

Введенные в ст. 448 НК Республики Казахстан ограничения на возможность применения СНР для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакуль-туры и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, имеющих дочерние организации и структурные подразделения, могут привести к снижению эффективности сельскохозяйственного производства и развития сельского хозяйства, т. к. большинство крупных и средних организа-

ций открывают дочерние общества или структур -ные подразделения, тем самым выходя на новые территории и рынки сбыта, а в целях привлечения дополнительных источников финансирования деятельности выпускают акции или иные ценные бумаги.

Во всех странах СНГ, при применении систем налогообложения для аграрных товаропроизводителей, за исключением СНР для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Казахстан, для налогоплательщиков значительно снижено налоговое бремя путем замены уплаты ряда налогов уплатой единого налога, что является неоспоримым достоинством применения данных налоговых режимов.

При этом в РФ, Республике Казахстан (при применении единого земельного налога), Республике Таджикистан и в Республике Узбекистан сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который вызывает наибольшие трудности в определении облагаемых и необлагаемых налогом операций, правильности и своевременности исчисления и применении вычетов, а также составляет существенную часть налоговой нагрузки. Однако освобождение от уплаты НДС затрудняет реализацию продукции контрагентам, применяющим общую систему налогообложения, в силу невозможности для последних принять к вычету НДС со стоимости такой продукции. Поэтому некоторые аграрные товаропроизводители при переходе на уплату ЕСХН могут потерять часть своих покупателей. В связи с этим п. 2 ст. 442 Налогового кодекса Республики Казахстан предоставляет плательщикам единого земельного налога право добровольно подавать налоговое заявление о постановке на учет по НДС. Для того чтобы налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН в РФ, смогли удержать своих контрагентов, такое положение также необходимо внести в гл. 26.1 НК РФ.

В Республике Казахстан при применении единого земельного налога крестьянские или фермерские хозяйства не уплачивают налог на транспортные средства по:

1) одному легковому автомобилю с объемом двигателя до 2500 см3;

2) по грузовым автомобилям с предельной суммарной мощностью двигателя в размере 1000 кВт на 1000 га пашни с соблюдением соотношения 1 : 1;

3) по сельскохозяйственной технике, используемой при производстве собственной сельскохозяйственной продукции1.

В гл. 26.1 НК РФ отсутствует положение об освобождении налогоплательщиков, перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, от уплаты транспортного налога. Однако фактически аграрные товаропроизводители также освобождены от его уплаты, так как в п. 2 ст. 358 гл. 28 НК РФ прописано положение, согласно которому не являются объектом налогообложения по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции2.

Во всех странах СНГ, где введены СНР для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением РФ, плательщики единого налога освобождены от уплаты земельного налога. Это связано с тем, что для большинства из них земля является основным средством предпринимательской деятельности, которая требует дополнительных затрат на восстановление или улучшение плодородия почв, а также мелиорации и рекультивации. В РФ для организаций, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, занятых в отрасли растениеводство земля также является основным фактором производства, поэтому в целях поддержки дальнейшего развития данной отрасли, воспользовавшись опытом других стран СНГ, таких налогоплательщиков ЕСХН следует освободить от уплаты земельного налога.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 367 НК Республики Узбекистан вновь зарегистрированные аграрные товаропроизводители также освобождены от уплаты ЕН в течение 2-х лет с месяца государственной регистрации. На наш взгляд, ввод аналогичной льготы в гл. 26.1 НК РФ мог бы способствовать быстрому и эффективному развитию сельскохозяйственного производства в стране.

Объекты налогообложения и налоговая база при применении систем налогообложения для аграрных товаропроизводителей в странах СНГ

1 Кодекс Республики Казахстан. О налогах и других обязательных платежах в бюджет. URL: http://www.salyk.gov.kz/ru/ taxcode/Pages/default.aspx

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. URL: http://www.consultant.ru

существенно различаются. В РФ и Республике Беларусь при исчислении налоговой базы учитываются фактические результаты финансовой деятельности налогоплательщиков, а в Республике Казахстан, Республике Таджикистан, Республике Узбекистан и Украине величина налоговой базы не зависит от реальных доходов или расходов плательщиков ЕН, а зависит от площади и оценочной стоимости земельных участков. Следовательно, с одной стороны, аграрным товаропроизводителям в данных странах достаточно просто рассчитать ЕН, т. к. у них отсутствуют риски, связанные с неправильным учетом расходов. С другой стороны, у них отсутствует возможность влиять на сумму налога путем планирования и перераспределения расходов, и налог должен быть уплачен даже в случае убыточности деятельности.

Таким образом, введение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривающей значительное снижение налогового бремени налогоплательщиков, является одним из основных видов государственной поддержки сельского хозяйства в РФ и других странах СНГ. При этом перечень аграрных товаропроизводителей, имеющих право применять данный СНР, а также основные элементы налогообложения, в различных странах СНГ существенно отличаются. Однако во всех странах Содружества необходимым условием для перехода на такой режим налогообложения является соблюдение требования по доле выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки в общем объеме доходов. Кроме того, в Республике Казахстан, Республике Таджикистан, Республике Узбекистан и Украине дополнительное условие для перехода на уплату сельскохозяйственного налога - наличие на праве собственности и (или) землепользовании земельных участков. Таким образом, в этих странах единый налог ориентирован на рентный доход и сочетает в себе основные элементы ЕСХН и земельного налога, уплачиваемых в РФ. В большинстве стран Содружества переход на систему налогообложения для аграрных товаропроизводителей осуществляется добровольно, однако налоговым законодательством данных стран установлен перечень налогоплательщиков, не имеющих право его применять, часть из которых необходимо включить в НК РФ, а часть исключить из него. В заключение хочется отметить, что положения главы 26.1 НК РФ и положения налогового

законодательства других стран СНГ имеют как свои достоинства, так и свои недостатки, устранение которых возможно при использовании и адаптации к своим экономическим условиям лучших

положений каждого из этих законодательств в процессе дальнейшего реформирования системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература

1. Водясов П. В., Миненко А. В. К вопросу об эквивалентности межотраслевого обмена в АПК как одного из важнейших условий обеспечения продовольственной безопасности // Вестник Алтайского государственного университета. 2015. № 10 (132). С. 137-144.

2. Горелова И. В., Долгова О. Ю. Налогообложение сельскохозяйственного товаропроизводителя в контексте реализации стратегии импортозамещения // Налоги и финансовое право. 2015. № 12. С. 129-135.

3. Кибизов Т. Ф. Инвестиционно-инновационная стратегия развития аграрного сектора экономики // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики управления народным хозяйством. 2014. № 4 (32). С. 12-13.

4. Курочкина Н. В. Сущностно-функциональные особенности системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике // Актуальные проблемы экономики современной России: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2016. Вып. 3. С. 293-298.

5. Михеева Т. Н., Казаковцева М. В. Методический инструментарий оценки финансовой устойчивости доходной базы регионального бюджета // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2 (8). С. 54-59.

6. Попов А. Н., Курочкина Н. В. Развитие систем налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 405-411.

7. Терехова В. А. Об изменениях в системе налогообложения единым сельскохозяйственным налогом и упрощенной системе налогообложения // Бухгалтер и закон. 2013. № 1. С. 2-5.

8. Филиппова Н. А., Учайкина Е. В. Проблемы выбора эффективного режима налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями и пути их решения // Известия государственного Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6 (44). С. 158-160.

9. Шакирова Р. К. О снижении стимулирующей роли специальных налоговых режимов вследствие изменений налогового законодательства // Российское предпринимательство. 2014. № 18 (264). С. 171-183.

10. Шакирова Р. К. О соотношении понятий «налоговые льготы» и «налоговые расходы бюджета» и оценке их эффективности // Налоги и налогообложение. 2015. № 2. С. 146-156.

References

1. Vodyasov P. V, Minenko A. V. K voprosu ob ekvivalentnosti mezhotraslevogo obmena v APK kak odnogo iz vazhneishikh uslovii obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti [On the equivalence of an interbranch exchange in agribusiness as one of the most important conditions for food security]. VestnikAltayskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Altai State University, 2015. no. 10 (132), pp. 137-144. (In Russ.)

2. Gorelov I. V., Dolgova O. U. Nalogooblozhenie sel'skokhozyaistvennogo tovaroproizvoditelya v kontekste realizatsii strategii importozameshcheniya [Taxation of agricultural producers in the context of the implementation of the strategy of import substitution]. Nalogi i finansovoyepravo = Taxes and financial law, 2015, no. 12, pp. 129-135. (In Russ.)

3. Kibizov T. F. Investitsionno-innovatsionnaya strategiya razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki [Investment and innovation strategy of development of agrarian sector of the economy]. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. Teoriya ekonomiki uprav-leniya narodnym khozyaystvom = Bulletin of the Institute of friendship between the peoples of the Caucasus. The theory of economic management of the economy, 2014, no. 4 (32), pp. 12-13. (In Russ).

4. Kurochkina N. V. Sushchnostno-funktsional'nye osobennosti sistemy nalogooblozheniya dlya sel'skokhozyaistvennykh to-varoproizvoditelei v rynochnoi ekonomike [The essential functional features of the taxation system for agricultural producers in a market economy]. Aktual'nyye problemy ekonomiki sovremennoy Rossii: sbornik materialov mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii = Actual problems of the economy of modern Russia: a collection of materials of the interregional scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, 2016, pp. 293-298.

5. Mikheeva T. N., Kazakovtseva M. V. Kazakovtseva M. V. Metodicheskii instrumentarii otsenki finansovoi ustoichivosti dokhodnoi bazy regional'nogo byudzheta [Methodical toolkit of estimation of financial stability of the revenue base of the regional budget]. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki = Innovative development of economy, 2012, no. 2 (8), pp. 54-59. (In Russ.)

6. Popov A. N., Kurochkina N. V. Razvitie sistem nalogooblozheniya dlya sel'skokhozyaistvennykh tovaroproizvoditelei [Development of systems of taxation for agricultural producers]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013. no. 10, pp. 405-411. (In Russ.)

7. Terekhova V. A. Ob izmeneniyakh v sisteme nalogooblozheniya edinym sel'skokhozyaistvennym nalogom i uproshchennoi sisteme nalogooblozheniya [Changes in the system of taxation of the unified agricultural tax and the simplified taxation system and accounting]. Bukhgalter i zakon = Accounted and law, 2013, no. 1, pp. 2-5. (In Russ.)

94 Вестник Марийского государственного университета

Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 1

8. Filippova N. A., Uchaikina E. V. Problemy vybora effektivnogo rezhima nalogooblozheniya sel'skokhozyaistvennymi tovaro-proizvoditelyami i puti ikh resheniya [Problems selecting an effective regime for the taxation of agricultural producers and their solutions]. Izvestiya gosudarstvennogo Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Proceedings of Orenburg State Agrarian University, 2013, no. 6 (44), pp 158-160. (In Russ).

9. Shakirova R. K. O snizhenii stimuliruyushchei roli spetsial'nykh nalogovykh rezhimov vsledstvie izmenenii nalogovogo zakonodatel'stva [On reducing the incentive role of special tax regimes as a result of changes in tax legislation]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo = Russian entrepreneurship, 2014, no. 18 (264), pp 171-183. (In Russ.)

10. Shakirova R. K. O sootnoshenii ponyatii «nalogovye l'goty» i «nalogovye raskhody byudzheta» i otsenke ikh effektivnosti [On the relation between the concepts of "tax relief' and "tax expenditure budget" and the evaluation of their effectiveness]. Nalogi i nalogooblozheniye = Taxes and taxation, 2015, no. 2, pp. 146-156. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 21.12.2017 г.

Submitted 21.12.2017.

Для цитирования: Курочкина Н. В., Шакирова Р. К. Практика применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Содружества Независимых Государств // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 1. С. 87-94.

Citation for an article: Kurochkina N. V., Shakirova R. K. Practice of taxation agricultural producers in the countries of the Commonwealth of Independent States. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018, vol. 4, no. 1, pp. 87-94.

Курочкина Надежда Валерьевна,

старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

nadiakyr@rambler. ru

Шакирова Рамзия Кавиевна, кандидат экономических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ramziya05@gmail. com

Nadezhda V. Kurochkina, senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, nadi-akyr@rambler. ru

Ramziya K. Shakirova, Ph. D. (Economics), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ramziya05@gmail. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.