Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО РИСКА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN FROM FAMILIES OF HIGH SOCIAL RISK / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / CHILDREN FROM WEALTHY FAMILIES / SOMATIC / REPRODUCTIVE HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шестакова В.Н., Боровкова В.Н., Анисимов Д.С., Миронова Т.А., Ермашева М.А.

Целью данной работы явилось изучение психоэмоциональное состояние детей с отклонениями репродуктивного здоровья, воспитывающихся в семьях высокого социального риска. В результате исследования выявлено, что при нарушенном стоянии репродуктивного здоровья у детей из семей высокого социального риска достоверно чаще происходит акцентуация личности, отклонения в психоэмоциональной сфере проявляются повышенной раздражительностью, чувством страха, повышенной тревожностью, агрессивностью, импульсивностью, нарушением поведения. Вероятно, это обусловлено частыми стрессовыми ситуации в семье, отсутствием положительных эмоций со стороны родителей, недостаточными мерами воспитании. Эти дети являются группой риска по нарушению не только психоэмоциональной сферы, но и соматического компонента здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шестакова В.Н., Боровкова В.Н., Анисимов Д.С., Миронова Т.А., Ермашева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF CHILDREN WITH REPRODUCTIVE HEALTH DISORDERS WHO ARE BROUGHT UP IN FAMILIES OF HIGH SOCIAL RISK

The aim of this work was to study the psycho-emotional state of children with reproductive health disorders, raised in families of high social risk. As a result of the study, it was revealed that with impaired standing of reproductive health in children from families of high social risk, accentuation of personality is significantly more frequent, deviations in the psycho-emotional sphere are manifested by increased irritability, fear, increased anxiety, aggressiveness, impulsiveness, violation of behavior. This is probably due to the frequent stressful situation in the family, the lack of positive emotions on the part of parents, insufficient measures of education. These children are at risk for violation of not only the psycho-emotional sphere, but also the somatic component of health.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»

......................................W 616-053.2-007.21........................................................................................................................................................................................................................................doi 10.37903/sma.2020.2.34

i СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ ВЫСОКОГО СОЦИАЛЬНОГО РИСКА Шестакова В.Н., Боровкова В.Н., Анисимов Д. С., Миронова Т.А., Ермашева М.А. Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214018, ул. Крупской bor.vika2016@yandex.ru - Боровкова Виктория Николаевна

Резюме: Целью данной работы явилось изучение психоэмоциональное состояние детей с отклонениями репродуктивного здоровья, воспитывающихся в семьях высокого социального риска. В результате исследования выявлено, что при нарушенном стоянии репродуктивного здоровья у детей из семей высокого социального риска достоверно чаще происходит акцентуация личности, отклонения в психоэмоциональной сфере проявляются повышенной раздражительностью, чувством страха, повышенной тревожностью, агрессивностью, импульсивностью, нарушением поведения. Вероятно, это обусловлено частыми стрессовыми ситуации в семье, отсутствием положительных эмоций со стороны родителей, недостаточными мерами воспитании. Эти дети являются группой риска по нарушению не только психоэмоциональной сферы, но и соматического компонента здоровья.

Ключевые слова: дети из семей высокого социального риска, психоэмоциональное состояние, дети из благополучных семей, соматическое, репродуктивное здоровье.

i COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF CHILDREN WITH REPRODUCTIVE HEALTH DISORDERS WHO ARE BROUGHT UP IN FAMILIES OF HIGH SOCIAL RISK

Shestakova V.N., Borovkova V.N. Anisimov D.S., Mironova T.A., Ermashova M.A.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj St., 214019, Smolensk, Russia

Summary: The aim of this work was to study the psycho-emotional state of children with reproductive health disorders, raised in families of high social risk. As a result of the study, it was revealed that with impaired standing of reproductive health in children from families of high social risk, accentuation of personality is significantly more frequent, deviations in the psycho-emotional sphere are manifested by increased irritability, fear, increased anxiety, aggressiveness, impulsiveness, violation of behavior. This is probably due to the frequent stressful situation in the family, the lack ofpositive emotions on the part of parents, insufficient measures of education. These children are at risk for violation of not only the psycho-emotional sphere, but also the somatic component of health.

Key words: children from families of high social risk, psycho-emotional state, children from wealthy families, somatic, reproductive health.

Введение. Особенностью здоровья современных российских подростков является стремительный рост числа функциональных и полисистемных нарушений. Как известно подростковый возраст охватывает годы жизни от 10 до 18 лет и считается сложным периодом для любого человека. А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина (2000); А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий (2003); Е.Н. Беляев (2006); А.М. Куликов, В.П. Медведев (2008) отметили, что в этом возрастном отрезке времени происходит формирование пожизненных социальных навыков, включая навыки, которые связанны со здоровьем. Именно в этот период завершается формирование всех морфологических и функциональных структур организма. Под влиянием половых гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, заметно меняется тонус вегетативной нервной системы, регулирующей темпы роста и характер функционирования внутренних органов, интенсивно протекают процессы роста и развития. В результате чего окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма, начинают проявляться многие хронические заболевания. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева (2004); Е.И. Шубочкина (2008); Ю.В.

- 167 -

Макарова, Ж.Г. Чижова, В.Н. Шестакова (2011) установили, что в этом возрасте наблюдаются глубокие нервно-психические, гормональные изменения, интенсивный рост и половое созревание. В.Р. Кучма (2013), В.А. Доскин, И.В. Мусорина (2013), В.Н. Шестакова, Ю.В. Марченкова (2015) указали на то, что у части подростков выявляются патологические поведенческие реакции, возникающие на основе биологических и социально-психологических предпосылок. Как известно, в сложившихся условиях особую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья девочек подросткового возраста. Его охрана становится междисциплинарной задачей, в решении которой должны участвовать врачи разных специальностей, механизмы регуляции у подростков окончательно не сформированы, система очень чувствительна к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Особенно если девочки воспитываются в постоянном стрессе. Поэтому этот период можно рассматривать как период риска по возникновению нарушений репродуктивной системы. Как известно десоциализированные семьи, семьи высокого социального риска, ведут аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такие семьи активно формируют у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находятся в конфликте с окружающим их социумом. В таких семьях отсутствует контроль над подростком. У детей подросткового возраста формируется потребность скрывать алкоголизм и наркотическую зависимость своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти подростки становятся социально изолированными. Они чувствуют себя в опасности в своем доме, где должны были бы чувствовать себя защищенными, и видят несоответствие между тем, что говорят и делают их близкие. С. Г. Ахмерова, З. Ф. Мубинова, Э. А. Ижбулатова (2005) считают, что в таких семьях очень часты ссоры, драки, оскорбления, и у подростков формируются чувство вины и заниженная самооценка. Подростки в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность. У подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствий душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где они имеют реальные возможности для самоутверждения и, прежде всего, через приобщение к алкогольным традициям компании. В доступной литературе отсутствуют данные о психоэмоциональных особенностях детей с отклонениями репродуктивного компонента здоровья, воспитывающихся в семьях высокого социального риска, где часто возникают стрессовые ситуации, нарушаются коммуникативные навыки, формируются патологические привычки.

Целью явилось изучение психоэмоционального статуса у детей с отклонениями репродуктивного компонента здоровья, воспитывающихся в семьях высокого социального риска для своевременной корректировки и оказания помощи.

Методика. Объектом исследования стали дети (п=100) 13-15 летнего возраста с отклонениями в репродуктивном здоровье. Из них основную группу составили 13 -15 летние школьники, воспитывающиеся в семьях высоко социального риска (п=40). В группу сравнения вошли дети аналогичного возраста, воспитывающиеся в благополучных семьях (п=60). Оценку интеллектуального развития проводили по методу Векслера в модификации Ю.А. Панасюка (1973), а также школьному тесту умственного развития и краткому отборочному тесту (КОТ). Личностные особенности уточняли по психологическому паспорту (Васильева Н. Л., Афанасьева Е. И., 1996). Оценка репродуктивного здоровья и полового поведения проводилась совместно с гинекологами и андрологами - урологами. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.

Результаты исследования. Установлено, что большинство детей в среднем из основной группы наблюдения, имели средний (65,0%) или ниже среднего уровень умственное развитие (20,0%). В то время как дети из группы сравнения 2 раза чаще имели высокое и выше среднего

умственное развитие, чем дети из основной группы наблюдения (р<0,05), что положительно сказывалось на учебном процессе и адаптации их в период обучения. По мере взросления часто встречаемости умственного развития выше среднего уровня увеличивалась на 2,5% в основной группе и на 5,0% снизилась в группе сравнения (рис. 1 и 2).

основная группа группа сравнения

□ УМР высокое □ УМР выше среднего □ УМР среднее □ УМР ниже среднего В УМР низкое

Рисунок 1. Характеристика умственного развития детей с отклонениями репродуктивного здоровья, воспитывающихся в семьях высокого риска и благополучных семьях на начало наблюдения

Подтверждая мнение о том, что по мере взросления происходит увеличения количества детей с уровнем умственного развития выше среднего и чем лучше их состояние здоровья, тем выше темп прироста.

основная группа группа сравнения

□ УМР высокое □ УМР выше среднего □ УМР среднее □ УМР ниже среднего В УМР низкое

Рисунок 1. Характеристика умственного развития детей с отклонениями репродуктивного

здоровья, воспитывающихся в семьях высокого риска и благополучных семьях к концу наблюдения

Сформированность навыков учебной деятельности и способность к систематизации знаний, как критерий умственного развития, наиболее выражен у детей из благополучных семей к 14 годам, а у сверстников из основной группы наблюдения только в 15 лет. Установлено, что к 13 годам 27,5% детей из основной группы наблюдения имели недостаточный уровень представления об окружающем мире и только к 15 годам они сформировали удовлетворительный уровень представления об окружающем мире, 88,3% детей из группы сравнения и 47,5% из основной группы имели достаточный уровень общей осведомленности. Среди детей из основной группы наблюдения преобладал средний уровень эмоциональной устойчивости (65,0%). В то время как у 41,7% детей из группы сравнения определялся высокий уровень эмоциональной устойчивости, чего не зафиксировано в основной группе наблюдения (р<0,05). У 37,5% респондентов из основной группы отмечался низкий уровень эмоциональной устойчивости, что на 27,5% чаще, чем в группе сравнения (р<0,05).

Установлено, что у 62,5% детей из основной группы и у 25,0% группы сравнения к 16 годам выявлены акцентуации характера или темперамента. В основной группе чаще превалировали возбудимый (12,5%), демонстративный (12,5%) и экзальтированный (10,0%)

типы. В то время как в группе сравнения частота встречаемости этих типов в 1,9 раза, 1,5 раза, 5,9 раза соответственно реже, чем в основной группе наблюдения (рис. 3). Среди детей, у которых не сформировались акцентуации, у 86,7% из основной группы имели ярко выраженную тенденцию к их формированию.

дистимный

эмотивный

застревающий

педантичный

демонстративный

циклотимный

экзальтированный

возбудимый

гипертимный тип

0 5 10 15 20 25 30

□ основная группа □ группа сравнения

0% 0%

0% 12,5%

0% 12,5%

/о 7,5%

1иЯШ43' /о ■. ■. ■ 12,5%

7,5%

Ш 1,7% 10,0%*

1

|__

1 6,7% 12,5% ;>*

5,0% 115,0%*

Рисунок 3. Характеристика типов характера и темперамента у детей с отклонениями

репродуктивного здоровья, воспитывающихся в семьях высокого социального риска и благополучных семьях

В группе сравнения не проявлялись застревающий, дистимный и эмотивный типы. Среди респондентов, у которых не сформировались акцентуации характера, не было тенденции к их формированию. Отклонения в психоэмоциональной сфере у детей основной группы наблюдения характеризовалось в 2,2 раза, 27,5 раз, в 5,5 раз, в 47,5 раз чаще раздражительностью, чувством страха, возбудимостью, вспышками гнева, чем у сверстников группы сравнения (р<0,05), что требовало своевременной коррекции и динамического наблюдения (рис. 4).

В основной группе наблюдения нарушения психоэмоциональной сферы чаще проявлялось колебаниями настроения (50,0%), склонностью к плаксивости.

Рисунок 4. Характеристика психоэмоционального статуса у детей с отклонениями

репродуктивного здоровья, воспитывающихся в семьях высокого социального риска и благополучных семьях

Обращало на себя внимания, что у детей из благополучных семей не зафиксировано проявлений вспышек гнева и страха. У детей из основной группы наблюдения ярче проявлялся страх достижения успехов (45,5%), страх сложившейся ситуации (27,3%), страх несоответствия окружающим (18,2%) и страх общения с взрослыми (36,4%), чего не возникало у сверстников группы сравнения. Это характеризовало особенности приспособление ребенка к окружающей среде, его личностную адаптацию, вызывая трудности в общении с взрослыми, добиваться цели и стремления к успеху, часто способствовало смене настроения, требовало специальной коррекции психолога, педагога, невролога и психиатра. Анализ психоэмоциональной сферы показал, что отклонения в нем достоверно чаще формируются у детей, воспитывающиеся в семьях высокого социального риска, что должно настораживать не только сотрудников медицинской службы, но и психологов, педагогов, социальных работников.

Выводы. Дети, проживающие в благополучных семьях, несмотря на нарушения репродуктивного здоровья, имеют показатели умственного развития выше, реже формируют отклонения психоэмоциональной сфере. Дети, воспитывающиеся в десоциализированных семьях, являются группой высокого риска по нарушению психоэмоциональной статуса, у них, чаще встречаются отклонения эмоционально-волевой сферы, акцентуации характера или темперамента, что важно учитывать при проведении профилактических и реабилитационных мероприятий. Дети, воспитывающиеся в десоциализированных семьях, постоянно нуждаются в медико-психолого-педагогическом и социальном сопровождении.

Литература

1. Концептуальные взгляды на здоровье ребёнка / Под редакцией В.Н. Шестаковой. - Смоленск: СГМА, 2003. С. 545 - 548.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 42 - 45.

3. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Молчанова С.С. и др. Гендерное поведение подростков и роль социальных факторов в формировании репродуктивного здоровья. Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2005.- №5. - С. 9-18.

4. Одаренный ребенок: проблемы и перспективы и социальная среда // Под ред. В.Н. Шестаковой, С.Р. Коновой, Ж.Г. Чижовой, Д.В. Сосина, Н.В. Давыдовой, А.Я. Тишуровой. -Смоленск, Универсум 2018. - С 445-450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.