УДК: 616.89-008.19-053.5
АДАПТАЦИЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ, ПРОЖИВАЮЩИХ
В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
М.А. Пунина, Н.Н. Рябкина, З.В. Липень, О.А. Сивакова, В.Н. Шестакова
ГОУ ВПО СГМА Росздрава РМАПО, Смоленск
Резюме: Дети из неполных семей в 3-м классе чаще имеют нарушения в состоянии здоровья, чем их сверстники из полных семей и являются группой высокого риска по формированию сочетанных заболеваний. Они достоверно чаще имеют низкую резистентность, высокий уровень тревожности, более худшие адаптационные возможности, выраженные признаки утомления, отклонения в поведении.
Ключевые слова: неполная семья, ребенок, состояние здоровья
ADAPTATION AND PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF CHILDREN IN THE THIRD YEAR OF STUDY AT SCHOOL, LIVING IN-PARENT FAMILIES
M.A. Punina, N. Ryabkina, Z.V. Lipen, O.A. Sivakov, V.N. Shestakova
Resume: Children from single-parent families in the 3 rd class tend to have a violation in the state of health than their peers from intact families and are at high risk for the formation of comorbidities. They are significantly more likely to have low resistance, high levels of anxiety over the worst adaptation possibilities, expressed signs of fatigue, behavioral abnormalities.
Key words: single-parent family, child, state of health
В последние годы стала распространенным явлением неполная семья или семья с одним родителем, где воспитывает ребёнка чаще мать. Такая семья -результат рождения ребёнка вне брака, развода или смерти родителя. Злоупотребление алкоголем, наркомания, семейные скандалы часто являются причиной распада семьи [1, 2, 6]. По литературным данным, в настоящее время вне брака рождается каждый шестой ребенок [5, 6]. Если причины демографических процессов, ведущих к возникновению неполных семей, уже изучены подробно, то здоровье и образ жизни детей из неполных семей освещены в литературе недостаточно полно. Неполные семьи разнородны по материальной обеспеченности, социальному статусу, психологическому микроклимату в семье и наличию других факторов социального риска. Однако, отсутствие одного из родителей часто является фактором, усугубляющим проблемы, неизбежно возникающие при воспитании детей, поэтому, по мнению ряда авторов, неполные семьи всегда относятся к группе риска по формированию нарушений в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в таких семьях. На необходимость изучения особенностей формирования патологии у детей из неполных семей и разработки профилактических мероприятий по укреплению их здоровья указывают многие авторы [1, 5, 7, 8]. По данным литературы [5, 8, 9], из-за распада семьи более 500 тысяч детей ежегодно лишаются одного из
родителей, 300 тысяч детей (25,0 %) рождаются вне брака, что приводит к образованию значительного числа неполных семей. По материалам социальной защиты населения, в Смоленской области 20972 семей считаются неполными.
По данным Т.М Максимовой (2004), материальный доход в неполных семьях уступает доходу полных семей. В то же время ряд авторов указывают на аналогичные материальные проблемы полных семей, где родители имеют низкий достаток вследствие своего социального статуса или образа жизни. В малообеспеченных семьях, независимо от наличия одного или обоих родителей, доля детей с удовлетворительным и плохим здоровьем уже на первом году жизни составляет 40,0 %. В семьях с уровнем жизни выше среднего дети с отклонениями в состоянии здоровья встречаются в 4 раза реже. Ухудшение состояния здоровья ребёнка зачастую потенцируется неудовлетворительными условиями жизни, порождаемыми дефицитом материальных средств. Низкий уровень жизни семьи, недостаток семейного бюджета и связанный с ним неудовлетворительный социальный и психологический фон создают неблагоприятные условия для формирования психологически и физически здорового ребенка [8].
В условиях выраженной ограниченности материальных средств и, соответственно, отсутствия возможности реализовать даже скромные запросы се-
мьи и ребенка обостряются психологические проблемы. Увеличение числа детей-сирот, детей-инвалидов, детей из неполных семей, детей с нарушением поведения связано с прогрессирующей тенденцией разрушения правовых устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных ценностей, ухудшением социально-экономических условий. Среди изученных факторов образа жизни, влияющих на вероятность возникновения заболеваний, многие являются управляемыми, и воздействие на них целиком и полностью зависит от самого человека. Это отношение в семье к курению, алкоголю, занятиям гимнастикой и закаливанием, особенности питания, своевременность обращения к врачу, выполнение медицинских рекомендаций, повышение медицинской грамотности и общей культуры, нормализация внутрисемейных отношений. Следовательно, зная особенности управляемых факторов риска в неполных семьях, можно повысить эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка. Необходимость таких мероприятий продиктована уже тем фактом, что общая заболеваемость в неполных семьях среди детей школьного возраста почти в два раза выше, чем в полных семьях. У детей из неполных семей достаточно часто выявляются функциональные расстройства в виде неврастении, астеноневротического синдрома, ситуационных неврозов, расстройств речи [2, 3, 4, 6]. Однако полная семья также не является гарантом благополучия. Значительное количество детей с девиантным поведением обучаются в специализированных школах и имеют психоневрологические расстройства на основе факторов неблагополучия, полученных в полных семьях, где у ребенка развились все черты десоциализации [5]. Все это негативно сказывается и на школьную мотивацию. Дети - это тонкий социальный индикатор, четко реагирующий на различные экономические, политические, социальные и экологические проблемы, именно поэтому важно акцентировать внимание на проблемах здоровья и образе жизни детей из семей, имеющих различные факторы риска.
Нами проводилась оценка адаптационных возможностей и психоэмоционального статуса у детей из полных (группа сравнения, п=280) и неполных семей (основная группа наблюдения п=260). Оказалось, что при проведении психолого-педагогической и медицинской оценки готовности детей к обучению в школе, 79,6% дошкольников были готовы к коллективному обучению. Считались не готовыми или условно готовыми к обучению 20,4% респондентов, среди которых лидировали дети, воспитывающиеся в неполных семьях (26,9% детей из неполных и 14,3% -полных семей, р<0,05). Высокий уровень умственного развития (УУР) имели 3,1% дошкольников, выше
среднего - 27,0%, ниже среднего - 9,0%. У остальных детей (61,0 %) УУР расценивался как средний. У дошкольников из полных семей УУР ниже среднего встречался реже (3,6%), чем у их сверстников из основной группы (14,6%, р<0,007). При поступлении в школу различные поведенческие нарушения (10,7%) и задержка речевого развития (9,3%) встречались чаще у учащихся из основной группы, чем у детей из группы сравнения (18,5% против 3,6% и 14,2% против 4,6%, соответственно, р<0,001). У 7,7% детей из неполных семей выявлялись нарушения мелкой моторики, у 8,8% - недостаточно развитое внимание, у 4,2% - плохая память, у 6,9% - патологические привычки, а у 5,8% - навязчивые движения. Кроме того, у учащихся из основной группы достоверно чаще наблюдались повышенная утомляемость (55,7% против 17,2%), раздражительность (42,4% против 23,0%), тревожность (33,7% против 20,3%), склонность к не-вротизации (11,7% против 5,3%), (р<0,05).
На третьем году обучения выявлялось снижению успешности обучения у 18,7 % третьеклассников. Отмечено, что 30,4 % школьников учились на «хорошо» и «отлично». Дети из полных семей учились более успешно (42,1 % против 17, 7%, р<0,001). Однако у 18,7 % учеников 3-го класса возникали трудности в усвоении материала, чаще у детей из неполных семей (26,5 % против 7,1 %, р<0,05), что выше, чем на 2-м и 1-м годах обучения (13,9 % и 11,3 % соответственно). Средний уровень умственного развития определялся у 57,0 % учащихся, у 8,3 % - высокий, у 24,4 % - выше среднего и у 10,4 % сохранялся УУР ниже среднего. По-прежнему дети из основной группы (14,2 %) чаще, чем их сверстники из группы сравнения имели уровень умственного развития ниже среднего (6,4 %). Следует подчеркнуть, что доля учащихся в обеих группах наблюдения с высоким уровнем умственного развития была больше на 3-м году обучения, чем на 2-м (8,3 % и 6,8 % соответственно). В 3-м классе УУР ниже среднего у мальчиков выявлялся чаще, чем у девочек (12,0 % и 8,4% соответственно), а высокий (8,2 % и 8,4 %, соответственно) и выше среднего (23,1 % и 25,1 %) уровень умственного развития встречались с одинаковой частотой. Отмечено, что из года в год количество детей с высоким и ниже среднего УУР возрастало. Со средним УУР количество школьников снижалось. Учащиеся из основной группы имели показатели УУР ниже, чем дети из группы сравнения. В течение 3-го года обучения в школе сохранялся рост сомато-вегетативных нарушений и эмоциональных расстройств - в 2,1 раза чаще у школьников из неполных семей. Патологические привычки выявлялись у 9,6 % школьников, что в 1,3 чаще, чем во 2-м классе (7,4 %). Высокий уровень тревожности определялся у 36,5 % школьников, чаще у детей из
основной группы (46,9 % против 28,8 %, р<0,002). Очень высокий уровень тревожности выявлялся у 15,0 % школьников (21,2 % против 9,3 %, р<0,05), чаще у детей из внебрачных семей. Продолжали нарастать невротические реакции: увеличилось количество детей с повышенной раздражительностью (с 35,2 % до 39,3 %), плаксивостью (с 7,6 % до 10,2 %), чувством страха (с 3,0 % до 5,9 %), особенно у школьников из неполных семей. На третьем году обучения возросло количество детей с навязчивыми движениями с 5,2 % до 7,0 %. Увеличилась доля детей с нарушениями сна с 31,5 % до 34,3 %, аппетита - с 29,9 % до 31,5 %, проявлениями астенического синдрома - с 13,9 % до 20,6 %, колебаниями настроения - с 28,5 % до 31,9 %, но достоверных различий нет, что, вероятно, характеризует общую динамику нарушений эмоциональной сферы у детей в период школьного обучения. Следует подчеркнуть,
У мальчиков из обеих групп наблюдения по-прежнему чаще отмечалось нарушение соматического компонента здоровья, чем у их сверстниц. Доля детей, не реализовавших риск формирования хронической патологии к окончанию 3-го года обучения, уменьшилась в неполных семьях с 6,2 % до 2,7 %, а в полных - с 27,1 % до 23,2 %.
Следовательно, дети из неполных семей в 3-м классе чаще имеют нарушения в состоянии здоро-
что третьеклассники чаще, чем ученики 2-го класса предъявляли жалобы на утомление при умственной нагрузке (42,6 % и 38,1% соответственно, р<0,02). У школьников из обеих групп наблюдения продолжали ухудшаться все компоненты здоровья: соматическое 76 %, психологическое - 80,0%, физическое - 36,5 %, психическое - 33,1 %, социальное - 14,6 % по сравнению со 2-м классом (74,4 %; 74,8 %, 34,4 %; 30,0 %; 10,2 %). Наиболее часто эти нарушения выявлялись у учеников из неполных семей (90,4 %, 83,8 %, 39,6 %, 36,2, % 15,4 %) по сравнению с детьми из группы сравнения (64,3 %, 71,1 %, 33,6 %, 30,4 %, 13,9 %). У мальчиков из основной группы отклонения в соматическом (92,0 %), психологическом (86,4 %), физическом (42,4 %), психическом (38,4 %) и социальном (16,0 %) здоровье встречались чаще, чем у девочек их группы (88,9 %, 81,5 %, 37,0 %, 34,1 %, 14,8 %).
Рисунок 1. Динамика адаптационн ых возможностей детей из различных типов семей на 3 году обучения в школе
вья, чем их сверстники из полных семей и являются группой высокого риска по формированию сочетан-ных заболеваний, усиливая риск из года в год. Они достоверно чаще имеют низкую резистентность, высокий уровень тревожности, более худшие адаптационные возможности, выраженные признаки утомления, отклонения в поведении, что важно учитывать при решении вопроса о профилактической работе в амбулаторно-поликлиническом звене.
0% 30% 60% 90% 120%
■ оптимальный уровень адаптации на начало 3 года обучения
■ оптимальный уровень адаптации на 3 году обучения
□ фаза напряжения на начало 3 года обучения
□ фаза напряжения на конец 3 года обучения
■ фаза резистентности на начало 3 года обучения
□ фаза резистентности на конец 3 года обучения
□ фаза истощения на начало 3 года обучения
□ фаза истощения на конец 3 года обучения
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанова А.В., Насыбуллина Г.М. Роль родителей и персонала школ в организации начального периода обучения детей// Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 51 - 54.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. - М.: Династия, 2003. - 512 с.
3. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей групп риска// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - № 2. - С. 21 - 32.
4. Зорина И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся// Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 48 -51.
5. Капитонов В.Ф. Медико-демографическая характеристика некоторых типов семей// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2003. - № 1. - С. 12 - 14.
6. Концептуальные взгляды на здоровье ребёнка / Под редакцией В.Н. Шестаковой. - Смоленск: СГМА, 2003. - 548 с.
7. Лебедев А.А. Медико-социальные особенности внебрачных детей и их родителей// Здравоохранение РФ. - 1990. - № 4. - С. 43 - 44.
8. Максимова Т. М., Белов В.Б., Лушкина Н.П. Физическое развитие и здоровье детей России (2000-2001 гг.) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2004-№5.-с.6-11
9. Монахов М.В., Соколовская Т.А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - № 1. - С. 77 - 82.
10. Сычев М.М. Счастливый брак и здоровый образ жизни: биосоциальные аспекты// Методологические и медико-психологические аспекты здорового образа жизни. - Смоленск: Универсум. - 2004. - С. 159 - 170.
УДК: 616.346.2-002-089-053.5
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕВШИХ ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПО ПОВОДУ ОСТРОГО АППЕНДИЦИТА
Д.С. Лабузов, А.А. Тарасов, В.Н. Шестакова.
ГОУ ВПО СГМА Росздрава
Резюме: Выявлено худшее состояние здоровья учащихся в возрасте 12-14 лет, подвергавшихся оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита, чем у школьников, не имевших оперативных вмешательств, и темп его нарушения более выражен, чем в 10-11 летнем возрасте.
Ключевые слова: школьники, острый аппендицит, состояние здоровья
CHARACTERISTICS OF CHILDREN 12-14 YEARS OF AGE SINCE SURGICAL INTERVENTIONS FOR ACUTE APPENDICITIS
D.S. Labuzov, A.A. Tarasov, V.N. Shestakova.
Resume: Revealed the worst health status of pupils aged 12-14 years, underwent surgery for acute appendicitis than students who had no surgical intervention, and the pace of its breach is more pronounced than in 10-11 years of age.
Key words: schoolchildren, acute appendicitis, health
Одной из самых уязвимых групп населения считались и считаются дети школьного возраста [1, 3, 8, 9, 11]. Только 28,0 % дошкольников относятся к первой группе здоровья, а у 62,0 % - регистрируются функциональные расстройства. К концу первого года обучения число больных детей увеличивается в 1,5 раза [7, 10]. По мере взросления ребенка, число больных возрастает и к окончанию школы, по данным различных авторов от 40,0 % до 99,0 % детей имеют уже ту или иную патологию [3, 4, 7]. Распространенность функциональных отклонений среди учащихся
младших классов увеличивается на 84,7 %, хронических болезней на 83,8 %. Для старшеклассников соответствующие значения составляют 73,8 % и 39,6 %. По данным официальной статистики заболеваемость учащихся до 14 лет увеличивается на 50,0 %, у подростков 15-17 лет - на 64,0 % [3]. За последние годы число здоровых детей в первых классах снижается на 15,0 %, в восьмых классах - до 67,0 % [4, 11]. Чаще всего нарушения в здоровье школьников отмечаются в переломные периоды онтогенеза [5, 7, 11], такие как 7, 10 и 14 лет. Среди различных заболеваний, возник-