УДК 376.3(075.8)
СПЕЦИФИКА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Шестакова В.Н., Ермашева М.А., Сосин Д.В., Свобода П.А., Козиева Л.Г.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] - Ермашева Марина Александровна
Резюме. В результате исследования были выявлены факторы, ухудшающие здоровье детей с различными формами дизартрии. Результаты показали, что дети со средней формой дизартрии чаще формируют хронические заболевания, чем дети с легкой формой дизартрии. Дети с дислалией чаще имеют функциональные нарушения, чем дети с легкой и средней формой дизартрии. В структуре у детей с дизартрией в 2 раза чаще преобладают болезни центральной нервной, костно-мышечной и сердечнососудистой систем, ЛОР органов и пищеварения, чем у детей с дислалией, что требует своевременной коррекции и привлечения неврологов, логопедов, ортопедов, сурдологов, кардиологов, отоларингологов и гастроэнтерологов, под контролем педиатрической службы. Основными направлениями работы в образовательной организации должно быть создание оптимальных условий пребывания детей в школе, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, организацию рациональной двигательной активности и питания учащихся.
Ключевые слова: школьники, дети с дизартрией, дислалией, здоровье.
SPECIFICS OF THE HEALTH OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE WITH VARIOUS FORMS OF SPEECH VIOLATIONS
Shestakova V.N., Ermasheva M.A., Sosin D.V., Svoboda P.A., Kozieva L.G.
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia
Summary. As a result of the study, factors that worsen the health of children with various forms of dysarthria were identified. The results showed that children with an average form of dysarthria more often form chronic diseases than children with mild form of dysarthria. Children with dyslasia often have functional disorders than children with mild and moderate dysarthria. In the structure of children with dysarthria, diseases of the central nervous, musculoskeletal and cardiovascular systems, ENT organs and digestion are more prevalent than in children with dyslasia, which requires timely correction and involvement of neurologists, speech therapists, orthopedists, surdologists, cardiologists, otolaryngologists and gastroenterologists, under the supervision of the pediatric service. The main areas of work in the educational organization should be the creation of optimal conditions for children to stay in school, including sanitary and epidemiological well-being, the organization of rational motor activity and nutrition of schoolchildren.
Key words: schoolchildren, children with dysarthria, dyslasia, health.
Введение. Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья детей. По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года, частота речевых нарушений среди дошкольников и школьников составляет от 30,7% до 92,0%, отмечается увеличение частоты дефектов речи у детей младшей школы и при переходе к предметному обучению (до 44,3%). По данным статистики число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. У этих детей чаще определяются Ш-я (77,4%) и IV-я (14,3%) группы здоровья при незначительном количестве II-ой (8,3%) и отсутствии I-ой группы здоровья. У них формируются отклонения в основном со стороны центральной нервной, сердечно -
сосудистой и костно-мышечной систем, ЛОР - органов, диагностируются отклонения в физическом развитии, преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного развития и созревания биоэлектрической активности головного мозга. На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Выявлено, что наследственные факторы часто являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий. У детей с нарушениями речевого развития в 40,5% случаев отмечается отягощенность по нервно-психической и в 10,0% - по речевой патологии. В 77,3% случаев в родословных детей с дизартрией встречаются дефекты звукопроизношения и заикание, задержка речевого развития [2, 4, 8]. В 2003 году О.П. Ковтун и соавторами доказала, что 37,0% детей с диагнозом минимальная мозговая дисфункция имеют близких родственников с этим заболеванием, кроме того, 30,0% детей с локомоторными дефектами и 70,0% детей с речевыми дефектами имеют родственников с такими же нарушениями по женской и мужской линии. В этих случаях дети наследуют от родителей качественную незрелость мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость структур головного мозга проявляется в специфических задержках развития определенной функции. В работах Волковой Л.С. (2003) имеются указания на то, что речевые нарушения, наблюдаемые при хромосомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, составляют особую группу так называемых вторичных речевых расстройств. Выявлено, что умственная отсталость, которая часто сопровождается нарушениями речевого развития, является результатом, прежде всего, разнообразных внутриутробных поражений мозга, а также генетических дефектов, которые приводят к общему недоразвитию психики. О.С. Волкова (2007), В.Н. Шестакова, Е.Ю. Муц (2016) подтверждают, что речевые нарушения чаще возникают при патологически протекавшей беременности и осложненных родах у матери. Также при выраженной острой и хронической гипоксии плода, при родовых травмах, особенно спинального отдела, которые сопровождаются нарушениями нервной системы. У 20,2% детей с отечным синдромом, коньюгационной желтухой, гнойно-септическими заболеваниями в неонатальном периоде, в последующем диагностируются различные речевые нарушения [1-4, 8]. По данным зарубежных авторов (Broom, 1995; Neligan G. et al., 1976; Zorman M., 1999), даже незначительное внутриутробное повреждение головного мозга в дальнейшем может привести к отклонениям в речевом развитии. При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественно нарушения звукопроизносительной ее стороны - дизартрии. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). Н.П. Шабаловым, Ю.В. Цвелевым (2002) установлено, что родовая травма выявляется у 47,0% детей с выраженными речевыми нарушениями. Имеется ряд научных исследований, указывающих на роль в генезе речевых нарушений у детей следующих неблагоприятных факторов: наличие неполной семьи, развод родителей, отсутствие у них высшего образования, неблагоприятный психологический микроклимат и наличие вредных привычек в семье [2-4, 6, 7]. Наиболее частой причиной общего недоразвития речи выступает совокупности причин. Индивидуальный темп продвижения ребенка с общим недоразвитием речи зависит от тяжести первичного дефекта и его формы, своевременности и грамотности коррекционной работы, от компенсаторных механизмов. Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для специалистов, поскольку дает основу для грамотной дифференциальной диагностики, отбора детей в специализированные учреждения, определения наиболее эффективного приема коррекции, предупреждения трудностей в период школьного обучения, сохранения здоровья. У таких детей понижена самооценка, выражена тревожность,
обилие страхов, склонность к агрессивности и негативизму, что затрудняет становление у них полноценных коммуникативных связей с взрослыми и сверстниками. Но в доступной литературе не освещены вопросы, которые касались бы факторов риска, ухудшающих состояние здоровья ребенка с дефектами речевого развития, что и послужило поводом для нашего исследования.
Целью настоящей работы явилось изучение факторов риска и состояния здоровья детей младшего школьного возраста с различными формами речевых нарушений.
Методика: сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), карт логопеда и дефектолога, результатов анкетирования родителей и педагогов, заключений психолога. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003г. и № 1346н от 21.12.2012г. Наблюдения фиксировались исследователями в ходе учебных занятий. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. При определении значимых и достоверных факторов для каждого кластера вычислялись прогностические коэффициенты признаков, и определялась информативность факторов ( J ), при значениях p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Под наблюдением находилось 80 детей. Из них 20 детей (25,0%) с легкой формой дизартрии (первая основная группа наблюдения) и 20 детей (25,0%) со средней формой дизартрии (вторая основная группа наблюдения). В группу сравнения вошли дети с дислалией (п=20). Контрольную группу составили дети без дефектов речевого развития (п=20).
Доказано, что у 75,0% детей с легкой формой дизартрии при недоразвитии речевого аппарата, эмоционально-волевые нарушения проявлялись в виде повышенной эмоциональной возбудимости (46,7%), истощаемости нервной системы (26,7%), нарушением сна (40,0%), аппетита (33,3%), что достоверно реже, чем со средней формой дизартрии (66,7%, 40,0%, 60,0%, 53,3% соответственно, p<0,05). У детей, с дислалией, отклонения в психоэмоциональном статусе встречались достоверно реже (53,3%), чем у детей с легкой формой дизартрии при недоразвитии речевого аппарата ф<0,05). Они проявлялись беспокойным сном (26,7%), периодически повышенной возбудимостью (33,3%), нарушением аппетита (20,0%). У детей без дефектов речи отклонения в психоэмоциональном статусе диагностировались на 53,4% реже, чем у детей со средней формой дизартрии, на 41,7% реже, чем у детей с легкой формой дизартрии и на 20,0% реже, чем у детей с дислалией. Они проявлялись только затруднениями при засыпании ребенка (26,7%), повышенным утомлением (20,0%), возможно, это обусловлено дефектами воспитания.
Установлено, что дети с легкой формой дизартрии при недоразвитии речевого аппарата, чаще имели III группу здоровья (66,7%), реже II группу здоровья (33,3%, p<0,05), что достоверно реже, чем у респондентов со средней формой дизартрии (93,3%, 6,7% соответственно, p<0,05). В то время как дети с дислалией достоверно чаще состояли на учете по II группе здоровья (60,0%), чем по III группе здоровья (40,0%, p<0,05). Они на 13,3% чаще имели III группу здоровья, чем дети без дефектов речевого развития (26,7% соответственно, p<0,05), но на 13,3% реже, чем II группу здоровья (73,3%, p<0,05).
Также доказано, что структура, частота заболеваний и ранговое ее размещение тесно связано со спецификой речевых нарушений. У детей со средней формой дизартрии лидирующими заболеваниями являются поражения опорно-двигательного аппарата (80,0%), сердечно - сосудистой системы (73,3%), органов пищеварения (66,7%), ЛОР органов (53,3%) и зрения (40,0%). Распространенность их достоверно выше, чем у детей с дислалией ф<0,05) и у респондентов с легкой формой дизартрии (53,3%, 46,7%, 40,0%, 26,7% соответственно, p<0,05). У детей с дислалией лидирующими заболеваниями
являлись поражения опорно-двигательного аппарата (40,0%), ЛОР органов (26,7%) и сердечно - сосудистой системы (33,3%). Частота встречаемости данных нарушений у этого контингента детей достоверно выше, чем у детей без речевых нарушений (p<0,05), но на 13,3%, 13,4%, 13,3% ниже, чем у детей с легкой формой дизартрии и на 40,0%, 40,0%, 16,0% ниже, чем в группе со средней формой дизартрии (p<0,05). У детей без речевых нарушений, ведущими заболеваниями являются патология органов пищеварения (40,0%) и сердечно - сосудистой системы (33,3%), распространенность ее достоверно ниже, чем у детей с любыми речевыми нарушениями (p<0,05).
Изучая факторы риска, которые негативно сказывались на здоровье детей с легкой формой дизартрии, установлено, что среди ведущих причин, характеризующих условия жизни ребенка в семье, играет статус семьи (J=11,6), условия проживания (J=9,5), неблагоприятная семейная обстановка (J=8,4). Также негативными факторами являлись: низкая эмоциональная устойчивость матери и отца (J=7,3), вредные привычки родителей (J=6,8), дефицит внимание со стороны родителей (J=5,4). Факторами риска ухудшения состояния здоровья у детей со средней формой дизартрии считались: неблагоприятные условия проживания (J=5,5), конфликтная семья (J=5,0), наличие вредных привычек у родителей (J=4,8). Также дефицит внимания со стороны родителей и педагога (J=4,2), нерациональное питание (J=3,4), чрезмерные учебные нагрузки (J=3,0), несовершенства условий и организации физического воспитания (J=2,5).
Следовательно, отклонения в психоэмоциональном статусе более выражены у детей со средней формой дизартрии, чем у респондентов с легкой формой дизартрии. Поэтому, детям с легкой формой речевой патологии может оказываться коррекционная помощь на логопунктах при поликлиниках и общеобразовательных учреждениях. Детям с более выраженными дефектами речевого развития коррекционная помощь должна оказываться с раннего возраста только в логопедических группах при постоянном сопровождении медицинских работников. Дети с группой риска по речевым нарушениям могут наблюдаться в амбулаторно-поликлинических условиях с привлечением логопеда, по необходимости дефектолога, сурдолога и фониатора. Основными направлениями работы в образовательной организации должно быть создание оптимальных условий пребывания детей с риском и дефектами речевого развития в школе, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, организацию рациональной двигательной активности и питания учащихся. Формирование у детей, педагогов, родителей устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в школе предполагает взаимодействие медицинских работников с педагогическим коллективом и психологами школы. Создание оптимальных условий пребывания детей в образовательных организациях должно сопровождаться контролем условий обучения, воспитания, питания, трудового обучения, физкультурно-оздоровительной работы. Контроль должен охватывать не только период урочной деятельности, но и каникулярный.
Выводы: 1. Дети с дефектами речевого развития имеют чаще хронические сочетанные заболевания, чем более выражен речевой дефект, тем чаще формируются отклонения в здоровье.
2. В структуре у детей с дизартрией в 2 раза чаще преобладают болезни центральной нервной, костно-мышечной и сердечнососудистой систем, ЛОР органов и пищеварения, чем у детей с дислалией, что требует своевременной коррекции и привлечения неврологов, логопедов, ортопедов, сурдологов, кардиологов, отоларингологов и гастроэнтерологов, под контролем педиатрической службы.
3. Несмотря на индивидуально подобранные программы, дети с более тяжелыми нарушениями речи, достоверно чаще имеют худшие показатели в обучении, что негативно отражается на их психоэмоциональном статусе.
Литература
1. Волкова О.С., Доскин В.А., Шестакова В.Н. Характеристика семей детей, страдающих речевыми нарушениями. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007; 3: 23-26.
2. Волкова О.С., Чижова Ж.Г., Терещенко Е.И., Доскин В.А. Возрастная динамика формирования речи и факторы, влияющие на возникновение дефектов речевого развития у младших школьников. Вестник Смоленской медицинской Академии. Смоленск. 2005; 4: 136-139.
3. Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей и возможности их медикаментозной коррекции. // Методическое пособие для врачей. - М. -2003, 63 с.
4. Концептуальные взгляды на здоровья ребенка / Под ред. профессора, д.м.н. Шестаковой В Н., Смоленск. - 2003, 591 с.
5. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова М.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал 2011; 4: 42 -45.
6. Соловьев В.Н. Педагогическая адаптация и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом. Фундаментальные исследования. 2008; 5: 117-122.
7. Чижова Ж.Г., Лукина Г.П., Шестакова В.Н., Молотков О.В. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста, пути сохранения и укрепления их здоровья. Смоленск: Универсум, 2011, 284 с. Книга П.
8. Шестакова В.Н. Развитие речи ребенка и факторы ее обуславливающие /Сборник научных и методических статей. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - Смоленск: «Универсум».