Научная статья на тему 'Экспериментальное ИСС ледование агресс ивности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией'

Экспериментальное ИСС ледование агресс ивности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
550
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ОТКРЫТОЕ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / ПРОФИЛЬ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ / ДИЗАРТРИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марченко Т. М.

В статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования агрессивности у детей с нарушениями речи. Выявлено, что в целом дети со стертой дизартрией более агрессивно устремленные, чем дети без нарушений речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное ИСС ледование агресс ивности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

экспериментальное исследование агрессивности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Т.м. МАРЧЕНКО* Детский сад компенсирующего вида № 1371, Москва

В статье представлены результаты экспериментально-психологического исследования агрессивности у детей с нарушениями речи. Выявлено, что в целом дети со стертой дизартрией более агрессивно устремленные, чем дети без нарушений речи.

Ключевые слова: агрессивность, открытое агрессивное поведение, потенциальная агрессивность, профиль фрустрационных реакций, дизартрия, дошкольники.

В современном обществе отмечается возрастающий уровень напряженности в межличностном общении, насилия и агрессии не только у детей и подростков школьного, но и дошкольного возраста. В связи со значимостью влияния свойства агрессивности в структуре личности на формирование как социально позитивных, конструктивных, так и асоциальных, деструктивных форм поведения, проблема агрессивности и агрессивного поведения в условиях социальной нестабильности относится к числу наиболее актуальных.

При этом в ряде исследований устанавливается взаимосвязь между агрессивностью и другими психологическими характеристиками (тревожность, самооценка, локус контроля, импульсивность), биологическими (пол, возраст, наличие заболевания) и социально-фрустрирующими факторами, а также с особенностями агрессивного поведения, в котором агрессивность реализуется. Тем не менее при

© Марченко Т.М., 2011

* Для корреспонденции:

Марченко Татьяна Михайловна

психолог детского сада компенсирующего вида

№ 1371

111555 Москва, Свободный проспект, 9б Тел.: 8(495) 300-44-11

исследовании данной проблемы возникает ряд вопросов, которые пока не получили достаточной научной проработки в психологической науке. одним из таких вопросов является изучение особенностей агрессивности и агрессивного поведения у детей с различными нарушениями речи.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что:

- свойство агрессивности влияет на формирование различных форм поведения [3, 5, 6, 10, 16, 19];

- речь является основным регулятором поведения и средством формирования личности [1, 7, 12, 15];

- в настоящее время наблюдается широкая распространенность речевых нарушений у детей дошкольного возраста (дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия). по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, только в массовых детских садах в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии [1, 15];

- речевые нарушения при стертой дизартрии возникают вследствие невыраженного органического поражения головного мозга, проявляются в расстройствах звукопроизносительных компонентов ре-

чевой функциональной системы, стойки и во многих случаях не поддаются коррекции, способствуя развитию вторичных психогенных расстройств в виде нарушений поведения, в том числе агрессивного [9, 10];

- имеющиеся психологические исследования детей дошкольного возраста с нарушениями речи отражают в основном особенности речи [17];

- остается малоизученной проблема психологических особенностей детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи, в частности, проблема их агрессивности [10, 13];

- недооценивается социальная ситуация развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, которая ведет к повышению агрессивности, в том числе: 1) выход за пределы семьи, развитие Я-концепции, самоотношение к себе и другому, развитие коммуникативных навыков [11]; 2) пато-логизирующее влияние семьи (стиль воспитания, фрустрация основных потребностей и связанные с ней тревожность и агрессивность) [2, 9, 10, 14, 20]; 3) патоло-гизирующее влияние дошкольных учреждений (низкая эффективность оказываемой специалистами помощи детям с нарушениями речи) [3];

- в связи с обратимостью речевых нарушений недооценивается важность психологического сопровождения данной категории детей и их родителей в целях психопрофилактики деструктивного поведения [3, 9, 10, 14] .

Поскольку проблема связи речевых нарушений и агрессивности недостаточно разработана и мало представлена в научной литературе, мы считаем, что исследование особенностей агрессивности детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволит повысить эффективность и обоснованность психопрофилактической и коррекционной работы с детьми и родителями и уровень подготовки специалистов, участвующих в реабилитации детей с нарушениями речи.

Задачей данного исследования было изучение уровня и специфики агрессивности и агрессивного поведения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Методика

Методологической основой экспериментального исследования явились общенаучные принципы, позволившие обеспечить изучение агрессивности: принцип системного подхода, принцип развития в деятельности, принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, принцип комплексности психологического исследования агрессивности.

Исследование проведено на базе учреждений здравоохранения и образования г. Москвы. Общая выборка участников эксперимента составила 160 детей в возрасте 5,5-6,0 лет (контрольная группа N -дети без нарушения речи в количестве 70 человек; основная или экспериментальная группа В - дети со стертой дизартрией в количестве 90 человек). отбор детей проводился на основе комплексного обследования психиатром, невропатологом, психологом, логопедом и дефектологом, что дало возможность всесторонне оценить особенности психического развития детей с выявлением основного симптома стертой формы псевдобульбарной дизартрии, выраженным нарушением звукопроизноси-тельной стороны речи. Критериями включения в основную группу служили:

- отсутствие психических заболеваний, умственной отсталости, задержки психического развития и нарушения слуха;

- наличие первичного недоразвития речи, диагностированного по МКБ-10 в рубриках Е80.0 и Е80.1;

- возраст детей от 5 лет 7 мес. до 6 лет 6 мес. на момент обследования;

- согласие родителей на участие детей в эксперименте.

В качестве основных методов нами были выбраны клинико-биографический (изучение историй развития детей и

историй болезни детей с нарушениями речи, беседы с родителями, психолого-педагогическим и медицинским персоналом) и психологический, которые учитывают комплекс влияний биологических и социальных факторов на формирование агрессивности детей с использованием метода включенного наблюдения.

Психологическое исследование проводилось в 2 этапа с помощью диагностического комплекса для изучения проявлений агрессивности у детей: I этап - проективный «тест руки» Э. Вагнера, адаптированный для детей в возрасте до 11 лет Н.Я. Семаго (1988), и II этап - фрустрационный тест С. Розенцвейга в детском варианте, адаптированный Е.Е. Даниловой (1997). Сочетание перечисленных методик позволяет получить более полную информацию о предмете исследования.

С помощью методики «Тест руки» Э. Вагнера [8, 18] были исследованы дети основной (с нарушениями речи) и контрольной групп (без нарушения речи). Стимульный материал представлен в виде 9 стандартных карточек с изображением кистей руки и десятой карточки пустой, без изображения, при показе которой исследуемого просят представить кисть руки и описать ее воображаемое действие. Все ответы испытуемого относятся к 11 оценочным категориям, в которых отражены агрессивность и тенденция к социальной кооперации:

по общепринятой методике подсчиты-ваются:

- показатель явного агрессивного поведения (А), который предсказывает тенденцию к действиям агрессивного характера. подсчет баллов по таким «проявлениям» основан на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные установки преобладают над установками социального сотрудничества и зависимости.

- коэффициент потенциальной агрессивности (К) как показатель готовности

личности к агрессивному восприятию и потенциально агрессивной интерпретации поведения другого.

Если показатель потенциальной агрессивности К>1, то человек не является агрессивно устремленным, несмотря на наличие у него акцентуаций или нарушений поведения. Его агрессивность существует в форме страха, зависимости или ауто-агрессии и направлена на социальное сотрудничество. С увеличением показателя потенциальной агрессивности снижается вероятность открытого агрессивного поведения деструктивного характера.

Если показатель К<1, то агрессивность определяется как склонность личности к разрешению конфликтных ситуаций типичным для нее агрессивным способом. Чем ниже показатель потенциальной агрессивности, тем выше вероятность враждебного агрессивного поведения.

Стимульный материал рисуночного теста фрустрации С. розенцвейга [8, 18] представлен двумя группами ситуаций -блокирования и обвинения, что определяется именно таким пониманием связи между фрустрацией и агрессией. Методика состоит из 24 картинок, на каждой из которых изображен персонаж, произносящий слова, фрустрирующие ребенка - второго персонажа в этой ситуации. Выявленные соотношения различных вариантов реагирования в ситуациях фрустрации образуют общую, характерную для данного человека структуру фрустрационных реакций, которая позволяет прогнозировать поведение ребенка в межличностных отношениях. Соотношение двух параметров, введенных С. розенцвейгом (направление

- экстрапунитивные (Е), интрапунитив-ные (I), импунитивные (М) и тип реакции

- препятственно-доминантные (OD), самозащитные (ED) и (ЫР) - необходимо-упорствующие), дает девять счетных факторов, на основании которых выстраивается индивидуальный профиль фрустра-ционных реакций испытуемого. Основной показатель агрессивного отношения к

окружающим - это выраженность в профиле экстрапунитивной направленности, отражающей глубинные агрессивные установки, и импунитивности, высокие показатели которой свидетельствуют об инструментальном характере агрессии.

Выбор проективного и полупроективного методов исследования агрессивности у детей с нарушениями речи обусловлен, во-первых, нарушением у них коммуникативной функции речи, во-вторых, более высоким уровнем их невербального интеллекта по сравнению с вербальным [1, 10, 15], в-третьих, минимальным влиянием на результаты экспериментальной ситуации и личности психолога, в-четвертых, стан-дартизированностью предъявления и обработки результатов.

Результаты и обсуждение

По результатам I этапа исследования детей дошкольного возраста по методике «Тест руки» Э. Вагнера было установлено, что показатели явного агрессивного поведения (А) в основной группе детей без нарушений речи достоверно не отличаются от показателя контрольной группы детей со стертой дизартрией (табл. 1).

На фоне практически одинаковых показателей явного агрессивного поведения в структуре проявлений агрессивности (рис. 1) у детей контрольной группы (без нарушений речи) средний показатель агрес-

сивных и директивных ответов составляет 14%, средний показатель ответов социального сотрудничества или зависимости -29%, средний показатель других категорий - 57% от общего числа ответов по тесту.

У детей основной группы (со стертой дизартрией) средний показатель агрессивных и директивных ответов составляет 31%, средний показатель социального сотрудничества или зависимости - 15%, другие 5 категорий - 54% от общего числа ответов по тесту.

Следовательно, в структуре ответов у детей контрольной группы преобладают проявления социальной кооперации и зависимости, а у детей основной группы -симптомы агрессивности и директивности.

это позволяет нам утверждать, что несмотря на одинаковые показатели вероятности проявлений открытого агрессивного поведения в обеих группах, у детей со стертой дизартрией больше, чем у детей без нарушений речи, вероятность возникновения открытой агрессии, направленной на нанесение ущерба окружающим.

Анализ результатов исследования потенциальной агрессивности у детей основной и контрольной групп показал (см. табл. 1), что в контрольной группе (без нарушений речи) у 37% детей коэффициент потенциальной агрессивности К>1. Поэтому агрессивность у них существует лишь потенциально - в форме страха, зависимости или аутоагрессии.

Таблица 1

Результаты обследования по методике «Тест руки» Э. Вагнера детей дошкольного возраста без нарушения речи (группа N и со стертой дизартрией (группа В)

Показатели теста N - дети без нарушения речи (п=70) В - дети со стертой дизартрией (п=90) Достоверность различий (р<)

х а х а

А (открытая или явная агрессивность) 15,3 9,0 16,1 8,27 0,556

К (коэффициент потенциальной агрессивности) 0,97 0,52 0,54 0,11 0,001

Примечание: х - среднее значение, а - среднеквадратичное отклонение

Рис. 1. Средние значения по основным показателям методики «тест руки»

у детей контрольной и основной групп. Ряд 1 - средний показатель агрессивных и директивных ответов. Ряд 2 - средний показатель ответов социальной направленности или зависимости. Ряд 3 - средний показатель ответов других категорий.

У 63% детей - К<1, агрессивность у них обнаруживается как тенденция или реальность поведения. В основной группе (со стертой дизартрией) у 100% детей коэффициент агрессивности - зависимости К<1, их агрессивность - также тенденция или реальность.

При сравнении обследованных детей по показателям потенциальной агрессивности (см. табл. 1) найдено, что показатель К существенно ниже (почти в 2 раза) у детей со стертой дизартрией по сравнению с показателем у детей без нарушений речи (р<0,001), а чем ниже коэффициент агрессивности - зависимости, тем выше уровень потенциальной агрессивности [8, 18].

Таким образом, сравнивая показатели уровня потенциальной агрессивности и ее структуры у детей основной и контрольной групп, можно утверждать, что у детей основной группы уровень готовности к агрессивному восприятию и агрессивной интерпретации действий окружающих выше, чем у детей контрольной группы. Дети со стертой дизартрией более агрессивно устремлены, чем дети без нарушений речи.

У детей без нарушений речи между показателями явного агрессивного поведения А и показателем потенциальной агрессивности К корреляционных связей не обнаружено. Это служит подтверждением наличия у детей без нарушений речи установок, связанных с конструктивным страхом и тенденцией к социальной кооперации, что значительно снижает вероятность проявлений открытой агрессии.

Существует значимая взаимосвязь между явным агрессивным поведением А и потенциальной агрессивностью К у детей со стертой дизартрией (р<0,05).

У детей со стертой дизартрией продемонстрирована отрицательная корреляционная связь показателя открытой агрессии и потенциальной агрессивности (г= -0,59). Чем ниже показатель уровня потенциальной агрессивности, тем выше вероятность явной агрессии. Это подтверждается наличием у детей основной группы в структуре агрессивности директивных и агрессивных установок, которые повышают вероятность восприятия ситуации как угрожающей и провоцируют проявления открытой агрессии.

Анализ литературы показал, что несмотря на обнаруженную взаимосвязь, снижение/повышение уровня потенциальной агрессивности не представляет собой гарант снижения/повышения признаков открытой агрессии, поскольку потенциальная агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, реализуется в виде агрессивного поведения под комплексным влиянием определенных личностных характеристик и ситуационных факторов.

По методике С. Розенцвейга (II этап) между результатами основной и контрольной групп значимые различия найдены всего по двум категориям: по эстрапуни-тивным, или внешнеобвинительным (Е), реакциям и импунитивным, безобвинительным (М) реакциям (табл. 2).

У детей со стертой дизартрией по сравнению с детьми без нарушения речи значительно повышена экстрапунитивность (р<0,001), что указывает на наличие у детей этой группы агрессивных установок, предрасположенности к нападению в ситуациях фрустрации.

У детей со стертой дизартрией констатировано снижение импунитивности по сравнению с детьми без нарушения речи (р<0,03). Это служит свидетельством снижения конструктивности поведения в конфликтных ситуациях у детей основной группы по сравнению с детьми контрольной.

Выявлены достоверные различия по показателю защитных агрессивных реакций, направленных вовне (EDE). Показатель защитной реакции экстрапунитивной направленности (враждебность) у детей со стертой дизартрией значительно выше, чем у детей без нарушений речи (p<0,001).

показатель защитных агрессивных реакций интрапунитивной направленности (EDI - агрессивные реакции, направленные на себя), у детей основной группы существенно ниже, чем у детей контрольной группы (p<0,001).

Выявлено существенное снижение показателя импунитивных защитных реакций (EDM) у детей со стертой дизартрией, по сравнению с показателем EDM у детей без нарушений речи (p<0,001).

Таблица 2

Результаты обследования по методике С. Розенцвейга детей дошкольного возраста без нарушений речи (группа N и детей со стертой дизартрией (группа В)

Направление и тип реакций N - де нарушения ти без речи (n=70) В - дети со стертой дизартрией (n=90) Достоверность различий (р<)

x а x а

OD 16,4 7,23 17,7 5,36 0,26

ED 55,8 9,68 58,1 10,1 0,17

NP 27,6 9,24 23,9 9,47 0,07

E 56,2 14,6 64,4 12,29 0,001

I 23,6 8,73 22,8 10,62 0,74

M 19,4 12,8 13,1 5,96 0,03

EDE 29,2 10,5 40,9 13,74 0,001

EDI 18,0 6,71 13,6 7,62 0,001

EDM 8,8 9,16 3,7 3,64 0,001

Примечание: x - среднее значение; а - среднеквадратичное отклонение; OD - препятственно-доминантные реакции; ED - самозащитные реакции; NP - необходимо-упорствующие реакции; E -экстрапунитивность (внешнеобвинительные реакции); I - интрапунитивность (самообвинительные реакции); M - импунитивность (безобвинительные реакции); EDE - агрессивные реакции, направленные вовне; EDI - агрессивные реакции, направленные на себя; EDM - импунитивные защитные реакции

Таким образом, по полученным нами данным и включенному наблюдению, поведение детей со стертой дизартрией характеризуется повышенной склонностью к внешнеобвинительным реакциям, враждебностью, направленной на окружающих, сниженным уровнем чувства вины и конструктивности в ситуациях межличностного общения.

Результаты сравнительного анализа подтверждаются анализом структуры усредненных профилей фрустрационных реакций детей контрольной группы N - без нарушений речи и детей основной группы В - со стертой дизартрией (табл. 3).

При сравнении табличных показателей нами установлены следующие особенности.

Увеличение удельного веса внешнеоб-винительных реакций (Е) у детей со стертой дизартрией по сравнению с тем же показателем у детей без нарушений речи происходит в основном за счет самозащитных реакций (ED), связанных с защитой своего «Я» от негативных переживаний. Это может быть прямая агрессия по отношению к партнеру по общению либо косвенная, где ребенок отрицает свою вину.

Небольшой прирост числа внешнеоб-винительных реакций у детей основной группы по сравнению с тем же показателем у детей контрольной дают «необходимо-упорствующие» реакции, связанные с фиксацией на удовлетворении потребностей (ПР). При этом количество самообвинительных реакций (I), отражающих способ-

ность брать ответственность за возникновение конфликтных ситуаций, у детей основной и контрольной групп практически одинаково. Количество безобвинительных реакций, отражающих конструктивность поведения, способность к компромиссу у детей со стертой дизартрией в 1,5 раза меньше, чем у детей без нарушений речи.

Корреляционный анализ основных показателей агрессивного отношения к окружающим - экстрапунитивности (Е), им-пунитивности (М) и враждебности (EDE, EDI, EDM) показал, что существует значимая взаимосвязь между этими показателями в группе детей со стертой дизартрией (p<0,05).

Выявлена отрицательная корреляционная связь показателей экстрапунитивности Е и импунитивности М (г= -0,54); положительная корреляционная связь показателей Е и ЕДЕ (г= +0,57); отрицательная корреляционная связь показателей Е и EDI (г= -0,72); отрицательная корреляционная связь между показателями Е и EDM (г= -0,45). Это дает возможность сделать вывод о том, что при повышенной склонности к внешнеобвинительным реакциям у детей экспериментальной группы снижается вероятность решения конфликтной ситуации в конструктивном русле, увеличивается враждебная агрессивность, снижается способность признавать себя виноватым в создавшейся ситуации и снижается инструментальная агрессивность, как один из инструментов для достижения цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Средние профили фрустрационных реакций (контрольная группа N - в числителе, основная группа В - в знаменателе)

Направление реакций Тип реакций сумма

OD ED NP

E 2,5/2,3 7,0/9,8 4,0/3,4 13,5/15,5

I 0,3/1,3 4,3/3,3 1,1/0,9 5,7/5,5

M 1,1/0,8 2,1/0,9 1,5/1,3 4,7/3,0

Сумма 3,9/4,4 13,4/13,8 6,6/5,7 24/24

По нашим наблюдениям и опыту практической работы с детьми с нарушениями речи, особенности фрустрационного поведения обусловлены следующими факторами: наличием патологической «почвы», нарушенным стилем семейного воспитания, эмоциональным отвержением детей родителями и сверстниками, неудовлетворенной потребности в признании, нестабильной самооценке.

Особенности агрессивности у детей со стертой дизартрией указывают на риск формирования деструктивного поведения в подростковом возрасте и подтверждают выводы других авторов [1, 4, 7, 8, 11] о роли трех основных функций речи: коммуникативной, обобщающей и регулирующей в усвоении новых социализированных форм поведения в конфликтных ситуациях и формировании способности ребенка строить конструктивные отношения с окружающими.

Для более глубокого понимания агрессивности и агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо продолжить исследование, поскольку природа и генез агрессивности и агрессии требуют изучения особенностей взаимодействия специфических биологических, психологических и социальных факторов, обусловливающих особенности поведения ребенка. Одним из таких патогенетических факторов, по мнению многих авторов [3-6, 9, 10, 20], является семья. Экспериментальное изучение агрессивности родителей и ее влияния на агрессивность у детей с нарушениями речи должно стать предметом специального исследования.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- Результаты экспериментального исследования агрессивности у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией по методикам «Тест руки» и фрустрационный тест С. Розенцвейга позволяют утверждать, что

в целом агрессивность в этой группе детей с нарушениями речи выше, чем у детей контрольной группы без нарушений речи.

- Существует взаимосвязь между потенциальной агрессивностью как свойством личности и открытым агрессивным поведением, в котором она реализуется.

- Несмотря на то, что устойчивая структура агрессивности формируется в подростковом возрасте, можно утверждать, что у детей с нарушениями речи уже в дошкольном возрасте в структуре агрессивности преобладают проявления агрессивности и директивности, а в контрольной группе - проявления социальной кооперации и зависимости.

- У детей со стертой дизартрией, по сравнению с детьми без нарушений речи, обнаружена склонность к внешнеобвини-тельным реакциям и повышенный уровень враждебности.

Литература

1. Цветкова Л.С., Семенович А.В. и др. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебн. пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - ПЭР-СЭ, 2001.

3. Барденштейн А.Н., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия у подростков. - М., ИД Медпрактико, 2005.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960.

8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001.

9. Карпова Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социореабилитации (методика групповой семейной логопсихотерапии) //

Мир образования - образование в мире. -2001. - № 3. - С. 68-69.

10. Корнев А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей с речевыми нарушениями / В кн.: Психопатические расстройства у подростков. - Л., 1987. - С. 59-64.

11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж, 1997.

12. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. - М., 2002.

13. Мастюкова Е.М. Раннее выявление отклонений в речи / В кн.; Исцеление. Вып. 2. -М., 1995.

14. Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2001. - № 4. - С. 46-49.

15. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебн. пособие. -2-е испр. и доп. - М.: Генезис, 2008.

16. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. -2002. - № 1. - С. 17-25.

17. Лубовский В.И., Розанова Т.В. и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

18. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.

19. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн., 1996.

20. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностика психотерапии / Под ред. Л.И. Вассер-мана. - М.; СПб, 1996.

experimental study of aggression preschool children with feebly marked dysarthria

T.M. MARCHENKO Compensating kindergarten No 1371, Moscow

The article presents the results of experimental psychological studies of aggression in children with speech disorders. Revealed that in general children with feebly marked dysarthria possess more aggressive aspirations than children without speech disorders.

Keywords: aggressiveness, open aggressive behavior, potentially aggressive, the profile of frustration reactions, dysarthria, preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.