Научная статья на тему 'Психологическая диагностика особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами'

Психологическая диагностика особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3404
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ / НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ / НЕВРОЗОПОДОБНЫЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ / НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ / РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ ЦНС / EMOTIONAL DISORDERS IN CHILDREN / VOLITIONAL SPHERE DISORDERS IN CHILDREN / NEUROSIS-LIKE SYNDROME IN CHILDREN / NEUROSES IN CHILDREN / RESIDUAL ORGANIC PATHOLOGY OF CNS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вейц Алина Эмильевна

В статье выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F06.8 по МКБ-10). Проведен анализ фрустрационных реакций, структуры личности, характера конфликтов и отношения к ближайшему окружению детей исследуемых групп. Данные получены по результатам обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проведенное исследование позволит разработать дифференциальные диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что даст возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вейц Алина Эмильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological diagnostics of peculiarities of emotional disorders of children with neurosis-like and neurotic disorders

The paper reveals clinical-andpsychological peculiarities of emotional disorders of children with neurosis of inorganic etiology and children with neurosis-like syndrome caused by CNS residual organic pathology (F06.8 by ICD-10). Frustration reactions, structure of personalities, character of conflicts and relations to people surrounding the children among the groups under the study have been analyzed. The data obtained as a result of the study of pre-school and primary school students has been presented. The study allowed to develop differential diagnostic criteria of emotional disorders of organic origin which makes possible to implement more efficient differential approach to diagnostics, treatment, psychological correction and rehabilitation of children with neurosis-like syndrome caused by CNS residual organic pathology.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами»

УДК 616.89 (075)

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

А. Э. Вейц

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НЕВРОЗОПОДОБНЫМИ И НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Психологическая диагностика специфики эмоциональных нарушений у детей имеет важное значение в дифференциальной диагностике невротических и неврозо-подобных расстройств.

На сегодняшний момент установлено, что неврозоподобные расстройства имеют четкую связь с церебрально-органической недостаточностью или соматическими заболеваниями у ребенка[1-3]

Клинические проявления неврозоподобных расстройств, по М. Буянову, «куда более заметны, длительны, чем невротические» и в несравненно большей степени дезадаптируют пациентов, но тем не менее пациенты их не переживают, не страдают из-за них (в отличие от неврозов). Своеобразная «анозогнозия — это типичный для неврозоподобных пациентов симптом, является его сутью, его сердцевиной» [3].

Неврозам и неврозоподобным расстройствам свойственна определенная динамика [4, 5]. Выделяют периодическое, приступообразное и непрерывное течение каждого расстройства. Главным для клинической диагностики того или иного типа течения невроза является не продолжительность и выраженность клинической картины невроза, а отсутствие или нарастание тех или иных изменений личности после невроза [6]. При неврозоподобных состояниях наблюдается снижение уровня личности [7]. Однако, на динамику неврозов и неврозоподобных состояний наряду с хронической психотрав-мирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями большое влияние оказывают аномалии семейного воспитания [8-13].

«Сквозными», осевыми симптомокомплексами, способствующими формированию невротических реакций и состояний, по утверждению Ю. А. Александровского, являются эмоционально-аффективные расстройства, в первую очередь — тревога и страх. «Отсюда следует», — пишет он, — «что своевременная коррекция эмоционально-аффективных расстройств у детей предупредит переход невротической реакции в невротическое состояние, будет препятствовать развитию невроза» [14]. Г. Е. Сухарева отмечает, что «церебрастенический синдром, являющийся обязательным в структуре неврозоподобных расстройств, — это проявление синдромов «дефектного состояния» в эмоционально-волевой сфере» [15].

По данным Американской национальной ассоциации психического здоровья, каждый десятый ребенок в США имеет нарушение, обозначаемое термином «серьезное эмоциональное расстройство» (Serious Emotional Disorders), который интерпретируется, как «группа психических нарушений, включающих нарушения поведения и (или) мышления и (или) эмоций». Под этим термином понимаются все нарушения невротического регистра. В руководстве «Guidelines for Identifying and Educating Student with Serious Emotional Disturbance» отмечается, что термин «серьезное эмоциональное рас-

© А. Э. Вейц, 2012

стройство» подразумевает нарушения, возникающие как на биологической почве, так и на психогенной [16].

Резидуально-органическая недостаточность способствует возникновению хронической психотравмирующей ситуации в связи с трудностью обучения детей [17-20]. Но сами по себе вредности не приводят к школьной дезадаптации, большое значение имеет психосоциальное окружение ребенка [10, 13, 21].

Таким образом, психологическое исследование эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами представляется актуальным. Во-первых, психологическая диагностика позволяет разграничить характер, динамику и специфику протекания эмоциональных нарушений у детей этих двух групп, что имеет важное значение для дифференцированного подхода к процессу лечения и психологической коррекции детей. Во-вторых, психологическая диагностика дает возможность определить особенности ближайшего развития ребенка, прогнозировать эффективность школьной и социальной адаптации детей с невротическими и невро-зоподобными расстройствами.

Цель нашего исследования — разработка критериев психологического неблагополучия у детей с церебрально-органической патологией и комплекса психокоррекци-онных мероприятий, позволяющих предотвратить и (или) уменьшить влияние социально-психологических факторов на клинику и динамику эмоциональных нарушений. В исследовании приняли участие 256 детей дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного возраста (8-10 лет), разделенных на 2 группы по 128 человек каждая: дети с не-врозоподобным расстройством (1-я группа — основная: 76 мальчиков и 52 девочки) и с неврозами неорганической этиологии (2-я группа: 68 мальчиков и 60 девочек). Для сравнения была взята контрольная группа здоровых детей — 52 человека (3-я группа: 30 мальчиков и 22 девочки).

Для исследования клинико-психологических особенностей эмоциональной сферы у детей мы использовали метод изучения фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант) [19, 22]; метод изучения структуры личности Кеттелла (опросник CPQ) [23]; детский апперцептивный тест (ДАТ) [24], направленный на психологический анализ детских конфликтов; проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки [25], позволяющий определить уровень тревожности в типичных для ребенка 4-7 лет жизненных ситуациях; проективную методику диагностики школьной тревожности в модификации А. М. Прихожан [26], предназначенную для детей 6-9 лет; цветовой тест отношений [27], позволяющий определить отношение ребенка к окружающим, собственной личности и значимым понятиям. Полученные экспериментальные данные сопоставлялись с клиническими и педагоги- гп

эи

ческими характеристиками детей, предоставленными клиницистами и педагогами. 40

Результаты исследования по методу ^^ Розенцвейга показали, что коэффициент социальной адаптации (ССЯ) у детей с не- 20 врозоподобными нарушениями достоверно ниже, чем у детей с невротическими расстройствами и контрольной группы о

(рис. 1). Рис. 1. Коэффициенты GCR.

У детей с неврозоподобными и невротическими нарушениями наблюдаются достоверно низкие показатели упорствующих реакций (ОТ) (р < 0,05) в ситуации фрустрации, что отражает неспособность детей этих групп найти адекватные выходы из конфликтной ситуации. По направленности реакций у детей всех 3-х групп преобладают экстрапунитивные реакции (Е), но у детей с неврозоподобным расстройством Е > М > I, а у детей с неврозами и здоровых — Е > 1> М, то есть удельный вес реакций импунитивного направления (М) гораздо выше в основной группе, что отражает склонность детей этой группы к эмоциональному замыканию с целью ослабления аффективных реакций. В то же время низкий процент интрапунитивных (I) реакций у этих детей свидетельствует об отсутствии способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в необходимости их оценивать.

Результаты исследования по методу Кеттелла показали, что в отличие от детей с неврозами, дети основной группы предпочитают обособленность, уединение, они скрытны, ригидны, упрямы, у них отсутствует выраженная эмоциональная окраска переживаний, а эмоциональные проявления носят стертый, однообразный оттенок (А-), они невыдержанны, возбудимы, нетерпеливы, не осознают всей остроты травмирующей ситуации, неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца (С-), их эмоциональная сфера недостаточно зрелая и не сформирована для адекватного реагирования на психотравмирующую ситуацию, ответственность за поступки у них — минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств, привыкли к сиюминутному исполнению желаний, а когда это не удается — становятся агрессивными и дисфорич-ными не хотят ничего менять, им свойственна ригидность мышления и поведения, склонность к однообразию, они не любят перемен Эти дети обладают плохим самоконтролем, не могут направить свою энергию в конструктивное русло, не могут организовать свое время и планировать свои дела, им трудно сосредоточиться на чем-то одном ^3-). Также у них часто наблюдаются возбуждение (в основном, двигательное), дисфория и эмоциональная лабильность ^4+).

У детей с неврозами наблюдается повышенная реактивность на слабые провоцирующие стимулы, отвлекаемость, постоянное беспокойство, бурные вспышки по незначительному поводу ф+), они склонны к доминантности и конфликтности (Е+), обусловленным незнанием навыков конструктивного общения, им свойственна тревожность, ипохондричность, мнительность, зависимость от мнения окружающих (1+), фрустрированность и эмоциональная напряженность ^4+).

Если высокие оценки по фактору ^4+) у детей 1 группы обусловлены перенесенной перинатальной патологией, то у детей 2 группы — переживаниями по поводу неумения общаться в социуме.

Личностные профили детей исследуемых групп представлены на рис. 2-4.

Мы проанализировали показатели в следующих блоках:

— эмоционально-волевая неустойчивость (факторы С-, G-, I-, 0+, Q3-, Q4+), эмоциональные переживания (Н-, 0+, Q4+)

— контроль над эмоциями (С-, Q3-)

— потребность в общении (А+)

— реализация потребности в общении (Е+, F+, Н+).

Результаты анализа представлены в табл. 1.

Рис. 2. Личностные профили детей с неврозоподобным расстройством.

Рис. 3. Личностные профили детей с неврозами.

Рис. 4. Личностные профили здоровых детей.

Таблица 1. Показатели личностных блоков

Название блока Дети с неврозоподобным расстройством 1-я группа Дети с неврозами 2-я группа Здоровые дети 3-я группа Р

Эмоционально-волевая неустойчивость 5,8 6,2 5,5 < 0,05

Эмоциональные переживания 5,4 5,4 4,7 < 0,05

Контроль над эмоциями 5,1 5,9 6,7 < 0,01

Потребность в общении 5,0 5,8 6,2 < 0,03

Реализация потребности в общении 4,7 4,8 4,9 < 0,01

Из табл. 1 видно, что дети 1-й группы обладают низким контролем над эмоциями — они импульсивны, взрывчаты, непредсказуемы, мнение окружающих для них малозначимо, они не чувствуют потребности в общении.

Показатели эмоционально-волевой неустойчивости у них ниже, чем у детей 2-й группы, что обусловлено меньшей зависимостью от мнения окружающих, нечувствительностью к замечаниям и критике в свой адрес, склонностью к интроверсии. Эмоциональные переживания вызваны неудовлетворением сиюминутных желаний, в отличие от детей 2-й группы, эмоциональные переживания которых связаны с отношениями с окружающими, неуверенностью в правильности своего поведения и мыслями «А что скажут другие?».

На основании данных, полученных в результате проведенного исследования младших школьников по методу Розенцвейга и Кеттелла, мы вывели коэффициент ПД (уровень психической адаптации) [28] для каждой группы. Показатель психической адаптации мы определяли по следующей формуле: ПД = (ОD) + (М) + Q4/С где:

ПД — показатель психической адаптации;

ОD — показатель реакций с фиксацией на препятствия;

М — показатель импунитивного реагирования на конфликт;

Q4 — показатель фрустрационной напряженности;

С — показатель интеграции поведения.

ПД во всех 3-х группах распределился следующим образом:

Дети с неврозоподобным расстройством (ПД — 18) > дети с неврозами (ПД — 10) > здоровые дети (ПД — 5,2).

Если учесть, что нормальный уровень адаптации — 0-3 балла, неустойчивая адаптация — 3-7 балла, а стойкое нарушение адаптации — свыше 7 баллов, то можно сделать вывод, что у здоровых детей наблюдается неустойчивая психическая адаптация, что обусловлено еще несформировавшейся личностью, недостаточной эмоционально-волевой зрелостью в этом возрасте (8-10 лет). У детей 2-й группы ПД переходит за границу стойкой дезадаптации, а у детей 1-й группы — стойкая дезадаптация, что обусловлено меньшей интегрированностью структуры личности, недостаточной диф-ференцированностью эмоций по сравнению со здоровыми детьми, и, в конечном итоге — их психическим инфантилизмом.

Специальный анализ направленности и содержания конфликтов в изучаемых группах показал следующее.

При изучении детских конфликтов мы учитывали, что детские конфликты по принципу направленности подразделяются на три группы: внутриличностные (ВК), межличностные (МК) и сочетанные. ВК характеризуются высоким уровнем тревожности, эмоциональной ранимостью, необоснованными страхами, чувством одиночества, нарушенной самооценкой. Для МК характерна агрессивность, вспыльчивость, демонстративность, чувство соперничества, болезненное реагирование на оценку окружающих. Сочетанные конфликты объединяют и те, и другие признаки [12, 29].

Из табл. 2 видно, что зона межличностных конфликтов у детей 1-й группы связана с семьей и представлена высоким процентом потребности в защите (87%) при практическом отсутствии этого параметра в двух других группах, потребности в отце, матери, в родительской ласке, понятии и принятии, что обусловлено нарушенными семейными взаимоотношениями и патологическими типами семейного воспитания [30]. Преобладает воспитание по типу повышенной гиперпротекции, что побуждает детей

этой группы стремиться вырваться из-под родительской опеки, искать самостоятельные пути решения проблем, уединиться от всех. Рисунки с изображением семьи комментируются отстраненно. Дети не связывают себя с персонажами, употребляют минимум прилагательных, характерны односложные ответы, лишенные эмоциональной окраски. Отмечается смятение в душе, потребность укрыться, спрятаться от действительности. Ответы показывают, что дети нуждаются в проявлении истинной родительской любви. Зачастую же она показная. Характерно парадоксальное мышление, то есть ответы, неадекватные изображенной ситуации. Наблюдается высокий уровень агрессивности и раздражительности (46%) наряду с высокими показателями по шкале одиночества (38%). У детей этой группы практически отсутствует самооценка, чувство соперничества, желание выделиться в группе сверстников, что обусловлено низкой дифференцировкой эмоций, незрелостью эмоционально-волевой сферы.

Таблица 2. Результаты теста ДАТ у дошкольников и младших школьников

Параметры (%) Дети-дошкольники Дети-школьники Р

С неврозо-подобным расстройством С неврозами С неврозо-подобным расстройством С неврозами

Агрессивность 37 28 46 32 < 0,01

Тревожность 25 39 33 45 < 0,01

Страхи 17 30 21 44 < 0,01

Одиночество 29 25 38 33 < 0,01

Демонстративность - 18 11 25 < 0,01

Соперничество - 31 19 37 < 0,01

Низкая самооценка - 37 13 51 < 0,01

Потребность в отце 38 42 46 53 < 0,01

Потребность в матери 56 54 52 48 < 0,01

Потребность в защите 79 22 87 14 < 0,01

У детей с неврозами наблюдается преобладание в ответах необоснованных страхов (44%) и низкой самооценки (51%). Потребность в родительском тепле выражена почти в равной степени у детей 1-й и 2-й групп (52% и 48% соответственно). Но у детей 2-й группы зона межличностных конфликтов связана как с семьей, так и со сверстниками, что представлено высокими показателями по шкалам демонстративности (25%), соперничества (37%), одиночества (33%). В этой группе наблюдается сочетанный характер конфликтов, но доля внутриличностных конфликтов значительно выше по сравнению с межличностными. Дети же с неврозоподобным расстройством не склонны к глубоким эмоциональным переживаниям, для них не важна оценка окружающих.

В обеих группах показатели по параметрам агрессивности, тревожности, одиночества, страхов возрастают в соответствии с возрастом, то есть у школьников сильнее, чем у дошкольников, выражены ВК, что обусловлено большей зрелостью эмоциональ-

но-волевой сферы. Потребность в отце также усиливается в школьном возрасте, когда отец для детей становится значимой личностью, примером для подражания, ассоциируется с тылом, защитой. Потребность в матери выражена во всех возрастах и в обеих группах одинаково.

Результаты исследования дошкольников по тесту Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки показали преобладание высокого уровня тревожности как у детей с неврозоподобным расстройством, так и у детей с неврозами (68% и 56% соответственно). Если у детей 1-й группы высокий индекс тревожности (ИТ) обусловлен потребностью в родительском тепле, понимании и принятии, то есть нарушением семейных взаимоотношений, межличностными конфликтами, то у детей с неврозами — внутриличностными конфликтами.

Результаты исследования по методике диагностики школьной тревожности (табл. 3) выявили преобладание среднего ИТ (71%) у детей с неврозоподобным расстройством младшего школьного возраста, в то время, как высокий ИТ составил всего 12%. У детей с неврозами этого же возраста значения среднего и высокого ИТ почти совпадают (34% и 38% соответственно). У младших школьников исследуемых групп появляется и низкий ИТ, что свидетельствует о большей эмоциональной зрелости, устойчивости в этом возрасте по сравнению с дошкольниками. Высокий же ИТ у детей 2-й группы объясняется большим удельным весом внутриличностных конфликтов при неврозах.

Таблица 3. Индекс тревожности у дошкольников и младших школьников

Индекс тревожности Дети-дошкольники Дети-школьники

С неврозоподобным расстройством С неврозами С неврозоподобным расстройством С неврозами

Низкий - - 11 14

Средний 43 37 71 34

Высокий 68 56 12 38

ЦТО проводился следующим образом: сопоставлялся цвет, ассоциированный с одним из членов семьи, и цвет, выбранный для обозначения одного из следующих понятий: добрые, хорошие, жадные, грустные, злые, плохие, трусливые. Затем отмечался ранг выбранного цвета в цветовом ряду.

Результаты ЦТО (табл. 4) показали, что у детей основной группы прослеживается неоднозначное, амбивалентное отношение к матери и отцу, стойко негативное отношение к братьям и сестрам, позитивное отношение к бабушкам и дедушкам. Для детей 2-й группы характерно стойко негативное отношение к отцу и низкая самооценка, обусловленные отрицательным воздействием исключительно психолого-социальных факторов.

Таблица 4. Результаты теста ЦТО

Положительная цветоидентификация Дети с неврозоподобным расстройством Дети с неврозами Здоровые

Мать 47% 47% 65%

Отец 41% 17% 41%

«Я» 53% 17% 65%

Братья и сестры 21% 41% 64%

Бабушка и дедушка 53% 53% 58%

Р < 0,04 < 0,01 < 0,02

Итак, при определении критериев эмоциональных нарушений у детей с невро-зоподобными и невротическими расстройствами необходимо учитывать следующие особенности:

1. В силу незрелости эмоционально-волевой сферы, дети с неврозоподобным расстройством не способны четко дифференцировать эмоции, разделять их на положительные и отрицательные.

2. Им свойственен эмоциональный инфантилизм, в силу чего они не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование.

3. Им свойственна низкая фрустрационная толерантность. У них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями.

4. Они склонны к интроверсии, неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца, ответственность за поступки у них — минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств.

5. У них наблюдается тенденция к стойкому нарушению психической адаптации.

6. Дети основной группы не осознают свои недуги, не стесняются их и не пытаются с ними бороться. Им безразлично мнение окружающих, самооценка их не выражена, так как эти дети не осознают себя как личность.

7. У них преобладают межличностные конфликты с конфликтогенной зоной в семье. Внутриличностные конфликты у них практически не выражены в связи с недостаточным осознанием себя как личности, с отсутствием выраженности своего «Я». С возрастом доля ВК у них возрастает.

8. В силу вышеперечисленных особенностей эмоционального реагирования дети основной группы часто остаются непонятыми окружающими, конфликтуют с ними, у них отсутствуют коммуникативные навыки, им трудно адаптироваться в семье, садике, школе.

Учитывая выявленные в результате исследования клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным расстройством, обусловленным органической патологией ЦНС, можно будет более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Hochauf. R. Frühe Traumatisierung und Strukturstörung.// Zeitschrift für Psychotraumatologie und Psychologische Medizin. 2003. Jg. 1, ZPPM, Heft 2. S. 45.

2. Janus L., Haibach S. Geburtstrauma: psychische Auswirkungen geburtshilflicher Eingriffe // Reliving Pre- and Peri-Natal Birth Experiences / Neu-Isenberg: LinguaMed-Verl.-GmbH. 1997. P. 4-11.

3. Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов). М.: РОМ-Л, 1995. С. 5-17.

4. Гурович И. Я. с соавт. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органическо-го генеза // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. № 3. 1987. С. 400-404.

5. Подкорытов В. С. с соавт. Варианты клинической динамики неврозов и неврозоподобных состояний резидуально-органического генеза у детей до- и препубертатного возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. № 11. 1989. С. 31-33.

6. Ковалев В. В. Принципы дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков / Научные труды ЦОЛИУВ. М.: Наука, 1973. Т. CLXXVI. С. 5-6.

7. Исмаилова Т. И., Камалетдинова З. Ф. Сравнение самооценки здоровых детей и детей с не-врозоподобными нарушениями резидуально-органического генеза // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков /Научные труды ЦОЛИУВ. М.: Наука, 1973. Т. CLXXVI. С. 72-73.

8. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 301-327.

9. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, Лен. отделение, 1977. С. 134-172.

10. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология / Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004.

11. Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2007. С. 391-397.

12. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. С. 322-331.

13. Экелова-Багалей Э. М. О роли ранних органических поражений головного мозга в возникновении школьной дезадаптации // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 294-296.

14. Александровский Ю. А. К вопросу о дифференциальной диагностике начальных проявлений невротических расстройств // Пограничные и психические расстройства: социальные и клинические аспекты: сб. научных трудов / под ред. проф. Ю. А. Апександровского / Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени Научно-Исследовательский Институт общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. М., 1988. С. 6-15.

15. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974. С. 282.

16. Rowland J. G. Student with Serious Emotional Disturbance// Guidelines for Identifying and Educating / Department of Education / Connecticut, 1997. P. 5-13.

17. Emerson W. R. Birth Trauma: The Psychological Effects of Obstetrical Interventions // Emerson Training Seminars / Petaluma, CA, 2004. P. 114.

18. Lopez D. F., Little T. D. Children's action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology. 1996. № 32. Р. 299-312.

19. RosenzweigS. The picture-assotiation method and its application in study of reactions to frustration. // J. of Personality. 1945. № 13. Р. 3

20. Кулакова Т. Л., Якушева Л. В. Школьная успеваемость детей, родившихся в патологических родах // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 169-170.

21. Шкорева Э. И. О соотношении биологических и ситуационно-психологических факторов при формировании патологии характера у детей с резидуальной церебрально-органической недостаточностью // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 287-289.

22. Данилова Е. Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69-80.

23. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: метод. рекомендации. 2-е изд. М.: Фолиум, 1993. 40 с.

24. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. С. 83-91.

25. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. С. 271-280.

26. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 146 с.

27. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. С. 221-227.

28. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. С. 72-82.

29. Миланич Ю. М. Психологическсая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. С. 6-7.

30. Вейц А. Э. Дифдиагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и невро-зоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 1. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 28.02.2011).

Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.