УДК 616.89 (075)
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2
А. Э. Вейц
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НЕВРОЗОПОДОБНЫМИ И НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Психологическая диагностика специфики эмоциональных нарушений у детей имеет важное значение в дифференциальной диагностике невротических и неврозо-подобных расстройств.
На сегодняшний момент установлено, что неврозоподобные расстройства имеют четкую связь с церебрально-органической недостаточностью или соматическими заболеваниями у ребенка[1-3]
Клинические проявления неврозоподобных расстройств, по М. Буянову, «куда более заметны, длительны, чем невротические» и в несравненно большей степени дезадаптируют пациентов, но тем не менее пациенты их не переживают, не страдают из-за них (в отличие от неврозов). Своеобразная «анозогнозия — это типичный для неврозоподобных пациентов симптом, является его сутью, его сердцевиной» [3].
Неврозам и неврозоподобным расстройствам свойственна определенная динамика [4, 5]. Выделяют периодическое, приступообразное и непрерывное течение каждого расстройства. Главным для клинической диагностики того или иного типа течения невроза является не продолжительность и выраженность клинической картины невроза, а отсутствие или нарастание тех или иных изменений личности после невроза [6]. При неврозоподобных состояниях наблюдается снижение уровня личности [7]. Однако, на динамику неврозов и неврозоподобных состояний наряду с хронической психотрав-мирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями большое влияние оказывают аномалии семейного воспитания [8-13].
«Сквозными», осевыми симптомокомплексами, способствующими формированию невротических реакций и состояний, по утверждению Ю. А. Александровского, являются эмоционально-аффективные расстройства, в первую очередь — тревога и страх. «Отсюда следует», — пишет он, — «что своевременная коррекция эмоционально-аффективных расстройств у детей предупредит переход невротической реакции в невротическое состояние, будет препятствовать развитию невроза» [14]. Г. Е. Сухарева отмечает, что «церебрастенический синдром, являющийся обязательным в структуре неврозоподобных расстройств, — это проявление синдромов «дефектного состояния» в эмоционально-волевой сфере» [15].
По данным Американской национальной ассоциации психического здоровья, каждый десятый ребенок в США имеет нарушение, обозначаемое термином «серьезное эмоциональное расстройство» (Serious Emotional Disorders), который интерпретируется, как «группа психических нарушений, включающих нарушения поведения и (или) мышления и (или) эмоций». Под этим термином понимаются все нарушения невротического регистра. В руководстве «Guidelines for Identifying and Educating Student with Serious Emotional Disturbance» отмечается, что термин «серьезное эмоциональное рас-
© А. Э. Вейц, 2012
стройство» подразумевает нарушения, возникающие как на биологической почве, так и на психогенной [16].
Резидуально-органическая недостаточность способствует возникновению хронической психотравмирующей ситуации в связи с трудностью обучения детей [17-20]. Но сами по себе вредности не приводят к школьной дезадаптации, большое значение имеет психосоциальное окружение ребенка [10, 13, 21].
Таким образом, психологическое исследование эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобными и невротическими расстройствами представляется актуальным. Во-первых, психологическая диагностика позволяет разграничить характер, динамику и специфику протекания эмоциональных нарушений у детей этих двух групп, что имеет важное значение для дифференцированного подхода к процессу лечения и психологической коррекции детей. Во-вторых, психологическая диагностика дает возможность определить особенности ближайшего развития ребенка, прогнозировать эффективность школьной и социальной адаптации детей с невротическими и невро-зоподобными расстройствами.
Цель нашего исследования — разработка критериев психологического неблагополучия у детей с церебрально-органической патологией и комплекса психокоррекци-онных мероприятий, позволяющих предотвратить и (или) уменьшить влияние социально-психологических факторов на клинику и динамику эмоциональных нарушений. В исследовании приняли участие 256 детей дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного возраста (8-10 лет), разделенных на 2 группы по 128 человек каждая: дети с не-врозоподобным расстройством (1-я группа — основная: 76 мальчиков и 52 девочки) и с неврозами неорганической этиологии (2-я группа: 68 мальчиков и 60 девочек). Для сравнения была взята контрольная группа здоровых детей — 52 человека (3-я группа: 30 мальчиков и 22 девочки).
Для исследования клинико-психологических особенностей эмоциональной сферы у детей мы использовали метод изучения фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант) [19, 22]; метод изучения структуры личности Кеттелла (опросник CPQ) [23]; детский апперцептивный тест (ДАТ) [24], направленный на психологический анализ детских конфликтов; проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки [25], позволяющий определить уровень тревожности в типичных для ребенка 4-7 лет жизненных ситуациях; проективную методику диагностики школьной тревожности в модификации А. М. Прихожан [26], предназначенную для детей 6-9 лет; цветовой тест отношений [27], позволяющий определить отношение ребенка к окружающим, собственной личности и значимым понятиям. Полученные экспериментальные данные сопоставлялись с клиническими и педагоги- гп
эи
ческими характеристиками детей, предоставленными клиницистами и педагогами. 40
Результаты исследования по методу ^^ Розенцвейга показали, что коэффициент социальной адаптации (ССЯ) у детей с не- 20 врозоподобными нарушениями достоверно ниже, чем у детей с невротическими расстройствами и контрольной группы о
(рис. 1). Рис. 1. Коэффициенты GCR.
У детей с неврозоподобными и невротическими нарушениями наблюдаются достоверно низкие показатели упорствующих реакций (ОТ) (р < 0,05) в ситуации фрустрации, что отражает неспособность детей этих групп найти адекватные выходы из конфликтной ситуации. По направленности реакций у детей всех 3-х групп преобладают экстрапунитивные реакции (Е), но у детей с неврозоподобным расстройством Е > М > I, а у детей с неврозами и здоровых — Е > 1> М, то есть удельный вес реакций импунитивного направления (М) гораздо выше в основной группе, что отражает склонность детей этой группы к эмоциональному замыканию с целью ослабления аффективных реакций. В то же время низкий процент интрапунитивных (I) реакций у этих детей свидетельствует об отсутствии способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в необходимости их оценивать.
Результаты исследования по методу Кеттелла показали, что в отличие от детей с неврозами, дети основной группы предпочитают обособленность, уединение, они скрытны, ригидны, упрямы, у них отсутствует выраженная эмоциональная окраска переживаний, а эмоциональные проявления носят стертый, однообразный оттенок (А-), они невыдержанны, возбудимы, нетерпеливы, не осознают всей остроты травмирующей ситуации, неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца (С-), их эмоциональная сфера недостаточно зрелая и не сформирована для адекватного реагирования на психотравмирующую ситуацию, ответственность за поступки у них — минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств, привыкли к сиюминутному исполнению желаний, а когда это не удается — становятся агрессивными и дисфорич-ными не хотят ничего менять, им свойственна ригидность мышления и поведения, склонность к однообразию, они не любят перемен Эти дети обладают плохим самоконтролем, не могут направить свою энергию в конструктивное русло, не могут организовать свое время и планировать свои дела, им трудно сосредоточиться на чем-то одном ^3-). Также у них часто наблюдаются возбуждение (в основном, двигательное), дисфория и эмоциональная лабильность ^4+).
У детей с неврозами наблюдается повышенная реактивность на слабые провоцирующие стимулы, отвлекаемость, постоянное беспокойство, бурные вспышки по незначительному поводу ф+), они склонны к доминантности и конфликтности (Е+), обусловленным незнанием навыков конструктивного общения, им свойственна тревожность, ипохондричность, мнительность, зависимость от мнения окружающих (1+), фрустрированность и эмоциональная напряженность ^4+).
Если высокие оценки по фактору ^4+) у детей 1 группы обусловлены перенесенной перинатальной патологией, то у детей 2 группы — переживаниями по поводу неумения общаться в социуме.
Личностные профили детей исследуемых групп представлены на рис. 2-4.
Мы проанализировали показатели в следующих блоках:
— эмоционально-волевая неустойчивость (факторы С-, G-, I-, 0+, Q3-, Q4+), эмоциональные переживания (Н-, 0+, Q4+)
— контроль над эмоциями (С-, Q3-)
— потребность в общении (А+)
— реализация потребности в общении (Е+, F+, Н+).
Результаты анализа представлены в табл. 1.
Рис. 2. Личностные профили детей с неврозоподобным расстройством.
Рис. 3. Личностные профили детей с неврозами.
Рис. 4. Личностные профили здоровых детей.
Таблица 1. Показатели личностных блоков
Название блока Дети с неврозоподобным расстройством 1-я группа Дети с неврозами 2-я группа Здоровые дети 3-я группа Р
Эмоционально-волевая неустойчивость 5,8 6,2 5,5 < 0,05
Эмоциональные переживания 5,4 5,4 4,7 < 0,05
Контроль над эмоциями 5,1 5,9 6,7 < 0,01
Потребность в общении 5,0 5,8 6,2 < 0,03
Реализация потребности в общении 4,7 4,8 4,9 < 0,01
Из табл. 1 видно, что дети 1-й группы обладают низким контролем над эмоциями — они импульсивны, взрывчаты, непредсказуемы, мнение окружающих для них малозначимо, они не чувствуют потребности в общении.
Показатели эмоционально-волевой неустойчивости у них ниже, чем у детей 2-й группы, что обусловлено меньшей зависимостью от мнения окружающих, нечувствительностью к замечаниям и критике в свой адрес, склонностью к интроверсии. Эмоциональные переживания вызваны неудовлетворением сиюминутных желаний, в отличие от детей 2-й группы, эмоциональные переживания которых связаны с отношениями с окружающими, неуверенностью в правильности своего поведения и мыслями «А что скажут другие?».
На основании данных, полученных в результате проведенного исследования младших школьников по методу Розенцвейга и Кеттелла, мы вывели коэффициент ПД (уровень психической адаптации) [28] для каждой группы. Показатель психической адаптации мы определяли по следующей формуле: ПД = (ОD) + (М) + Q4/С где:
ПД — показатель психической адаптации;
ОD — показатель реакций с фиксацией на препятствия;
М — показатель импунитивного реагирования на конфликт;
Q4 — показатель фрустрационной напряженности;
С — показатель интеграции поведения.
ПД во всех 3-х группах распределился следующим образом:
Дети с неврозоподобным расстройством (ПД — 18) > дети с неврозами (ПД — 10) > здоровые дети (ПД — 5,2).
Если учесть, что нормальный уровень адаптации — 0-3 балла, неустойчивая адаптация — 3-7 балла, а стойкое нарушение адаптации — свыше 7 баллов, то можно сделать вывод, что у здоровых детей наблюдается неустойчивая психическая адаптация, что обусловлено еще несформировавшейся личностью, недостаточной эмоционально-волевой зрелостью в этом возрасте (8-10 лет). У детей 2-й группы ПД переходит за границу стойкой дезадаптации, а у детей 1-й группы — стойкая дезадаптация, что обусловлено меньшей интегрированностью структуры личности, недостаточной диф-ференцированностью эмоций по сравнению со здоровыми детьми, и, в конечном итоге — их психическим инфантилизмом.
Специальный анализ направленности и содержания конфликтов в изучаемых группах показал следующее.
При изучении детских конфликтов мы учитывали, что детские конфликты по принципу направленности подразделяются на три группы: внутриличностные (ВК), межличностные (МК) и сочетанные. ВК характеризуются высоким уровнем тревожности, эмоциональной ранимостью, необоснованными страхами, чувством одиночества, нарушенной самооценкой. Для МК характерна агрессивность, вспыльчивость, демонстративность, чувство соперничества, болезненное реагирование на оценку окружающих. Сочетанные конфликты объединяют и те, и другие признаки [12, 29].
Из табл. 2 видно, что зона межличностных конфликтов у детей 1-й группы связана с семьей и представлена высоким процентом потребности в защите (87%) при практическом отсутствии этого параметра в двух других группах, потребности в отце, матери, в родительской ласке, понятии и принятии, что обусловлено нарушенными семейными взаимоотношениями и патологическими типами семейного воспитания [30]. Преобладает воспитание по типу повышенной гиперпротекции, что побуждает детей
этой группы стремиться вырваться из-под родительской опеки, искать самостоятельные пути решения проблем, уединиться от всех. Рисунки с изображением семьи комментируются отстраненно. Дети не связывают себя с персонажами, употребляют минимум прилагательных, характерны односложные ответы, лишенные эмоциональной окраски. Отмечается смятение в душе, потребность укрыться, спрятаться от действительности. Ответы показывают, что дети нуждаются в проявлении истинной родительской любви. Зачастую же она показная. Характерно парадоксальное мышление, то есть ответы, неадекватные изображенной ситуации. Наблюдается высокий уровень агрессивности и раздражительности (46%) наряду с высокими показателями по шкале одиночества (38%). У детей этой группы практически отсутствует самооценка, чувство соперничества, желание выделиться в группе сверстников, что обусловлено низкой дифференцировкой эмоций, незрелостью эмоционально-волевой сферы.
Таблица 2. Результаты теста ДАТ у дошкольников и младших школьников
Параметры (%) Дети-дошкольники Дети-школьники Р
С неврозо-подобным расстройством С неврозами С неврозо-подобным расстройством С неврозами
Агрессивность 37 28 46 32 < 0,01
Тревожность 25 39 33 45 < 0,01
Страхи 17 30 21 44 < 0,01
Одиночество 29 25 38 33 < 0,01
Демонстративность - 18 11 25 < 0,01
Соперничество - 31 19 37 < 0,01
Низкая самооценка - 37 13 51 < 0,01
Потребность в отце 38 42 46 53 < 0,01
Потребность в матери 56 54 52 48 < 0,01
Потребность в защите 79 22 87 14 < 0,01
У детей с неврозами наблюдается преобладание в ответах необоснованных страхов (44%) и низкой самооценки (51%). Потребность в родительском тепле выражена почти в равной степени у детей 1-й и 2-й групп (52% и 48% соответственно). Но у детей 2-й группы зона межличностных конфликтов связана как с семьей, так и со сверстниками, что представлено высокими показателями по шкалам демонстративности (25%), соперничества (37%), одиночества (33%). В этой группе наблюдается сочетанный характер конфликтов, но доля внутриличностных конфликтов значительно выше по сравнению с межличностными. Дети же с неврозоподобным расстройством не склонны к глубоким эмоциональным переживаниям, для них не важна оценка окружающих.
В обеих группах показатели по параметрам агрессивности, тревожности, одиночества, страхов возрастают в соответствии с возрастом, то есть у школьников сильнее, чем у дошкольников, выражены ВК, что обусловлено большей зрелостью эмоциональ-
но-волевой сферы. Потребность в отце также усиливается в школьном возрасте, когда отец для детей становится значимой личностью, примером для подражания, ассоциируется с тылом, защитой. Потребность в матери выражена во всех возрастах и в обеих группах одинаково.
Результаты исследования дошкольников по тесту Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки показали преобладание высокого уровня тревожности как у детей с неврозоподобным расстройством, так и у детей с неврозами (68% и 56% соответственно). Если у детей 1-й группы высокий индекс тревожности (ИТ) обусловлен потребностью в родительском тепле, понимании и принятии, то есть нарушением семейных взаимоотношений, межличностными конфликтами, то у детей с неврозами — внутриличностными конфликтами.
Результаты исследования по методике диагностики школьной тревожности (табл. 3) выявили преобладание среднего ИТ (71%) у детей с неврозоподобным расстройством младшего школьного возраста, в то время, как высокий ИТ составил всего 12%. У детей с неврозами этого же возраста значения среднего и высокого ИТ почти совпадают (34% и 38% соответственно). У младших школьников исследуемых групп появляется и низкий ИТ, что свидетельствует о большей эмоциональной зрелости, устойчивости в этом возрасте по сравнению с дошкольниками. Высокий же ИТ у детей 2-й группы объясняется большим удельным весом внутриличностных конфликтов при неврозах.
Таблица 3. Индекс тревожности у дошкольников и младших школьников
Индекс тревожности Дети-дошкольники Дети-школьники
С неврозоподобным расстройством С неврозами С неврозоподобным расстройством С неврозами
Низкий - - 11 14
Средний 43 37 71 34
Высокий 68 56 12 38
ЦТО проводился следующим образом: сопоставлялся цвет, ассоциированный с одним из членов семьи, и цвет, выбранный для обозначения одного из следующих понятий: добрые, хорошие, жадные, грустные, злые, плохие, трусливые. Затем отмечался ранг выбранного цвета в цветовом ряду.
Результаты ЦТО (табл. 4) показали, что у детей основной группы прослеживается неоднозначное, амбивалентное отношение к матери и отцу, стойко негативное отношение к братьям и сестрам, позитивное отношение к бабушкам и дедушкам. Для детей 2-й группы характерно стойко негативное отношение к отцу и низкая самооценка, обусловленные отрицательным воздействием исключительно психолого-социальных факторов.
Таблица 4. Результаты теста ЦТО
Положительная цветоидентификация Дети с неврозоподобным расстройством Дети с неврозами Здоровые
Мать 47% 47% 65%
Отец 41% 17% 41%
«Я» 53% 17% 65%
Братья и сестры 21% 41% 64%
Бабушка и дедушка 53% 53% 58%
Р < 0,04 < 0,01 < 0,02
Итак, при определении критериев эмоциональных нарушений у детей с невро-зоподобными и невротическими расстройствами необходимо учитывать следующие особенности:
1. В силу незрелости эмоционально-волевой сферы, дети с неврозоподобным расстройством не способны четко дифференцировать эмоции, разделять их на положительные и отрицательные.
2. Им свойственен эмоциональный инфантилизм, в силу чего они не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование.
3. Им свойственна низкая фрустрационная толерантность. У них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями.
4. Они склонны к интроверсии, неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца, ответственность за поступки у них — минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств.
5. У них наблюдается тенденция к стойкому нарушению психической адаптации.
6. Дети основной группы не осознают свои недуги, не стесняются их и не пытаются с ними бороться. Им безразлично мнение окружающих, самооценка их не выражена, так как эти дети не осознают себя как личность.
7. У них преобладают межличностные конфликты с конфликтогенной зоной в семье. Внутриличностные конфликты у них практически не выражены в связи с недостаточным осознанием себя как личности, с отсутствием выраженности своего «Я». С возрастом доля ВК у них возрастает.
8. В силу вышеперечисленных особенностей эмоционального реагирования дети основной группы часто остаются непонятыми окружающими, конфликтуют с ними, у них отсутствуют коммуникативные навыки, им трудно адаптироваться в семье, садике, школе.
Учитывая выявленные в результате исследования клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным расстройством, обусловленным органической патологией ЦНС, можно будет более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации.
Литература
1. Hochauf. R. Frühe Traumatisierung und Strukturstörung.// Zeitschrift für Psychotraumatologie und Psychologische Medizin. 2003. Jg. 1, ZPPM, Heft 2. S. 45.
2. Janus L., Haibach S. Geburtstrauma: psychische Auswirkungen geburtshilflicher Eingriffe // Reliving Pre- and Peri-Natal Birth Experiences / Neu-Isenberg: LinguaMed-Verl.-GmbH. 1997. P. 4-11.
3. Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов). М.: РОМ-Л, 1995. С. 5-17.
4. Гурович И. Я. с соавт. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органическо-го генеза // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. № 3. 1987. С. 400-404.
5. Подкорытов В. С. с соавт. Варианты клинической динамики неврозов и неврозоподобных состояний резидуально-органического генеза у детей до- и препубертатного возраста // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. № 11. 1989. С. 31-33.
6. Ковалев В. В. Принципы дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобных состояний // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков / Научные труды ЦОЛИУВ. М.: Наука, 1973. Т. CLXXVI. С. 5-6.
7. Исмаилова Т. И., Камалетдинова З. Ф. Сравнение самооценки здоровых детей и детей с не-врозоподобными нарушениями резидуально-органического генеза // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков /Научные труды ЦОЛИУВ. М.: Наука, 1973. Т. CLXXVI. С. 72-73.
8. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 301-327.
9. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, Лен. отделение, 1977. С. 134-172.
10. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология / Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004.
11. Клиническая психология / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2007. С. 391-397.
12. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. С. 322-331.
13. Экелова-Багалей Э. М. О роли ранних органических поражений головного мозга в возникновении школьной дезадаптации // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 294-296.
14. Александровский Ю. А. К вопросу о дифференциальной диагностике начальных проявлений невротических расстройств // Пограничные и психические расстройства: социальные и клинические аспекты: сб. научных трудов / под ред. проф. Ю. А. Апександровского / Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени Научно-Исследовательский Институт общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. М., 1988. С. 6-15.
15. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974. С. 282.
16. Rowland J. G. Student with Serious Emotional Disturbance// Guidelines for Identifying and Educating / Department of Education / Connecticut, 1997. P. 5-13.
17. Emerson W. R. Birth Trauma: The Psychological Effects of Obstetrical Interventions // Emerson Training Seminars / Petaluma, CA, 2004. P. 114.
18. Lopez D. F., Little T. D. Children's action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology. 1996. № 32. Р. 299-312.
19. RosenzweigS. The picture-assotiation method and its application in study of reactions to frustration. // J. of Personality. 1945. № 13. Р. 3
20. Кулакова Т. Л., Якушева Л. В. Школьная успеваемость детей, родившихся в патологических родах // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 169-170.
21. Шкорева Э. И. О соотношении биологических и ситуационно-психологических факторов при формировании патологии характера у детей с резидуальной церебрально-органической недостаточностью // Материалы Первой Всесоюзной конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. С. 287-289.
22. Данилова Е. Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69-80.
23. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: метод. рекомендации. 2-е изд. М.: Фолиум, 1993. 40 с.
24. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. С. 83-91.
25. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. С. 271-280.
26. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 146 с.
27. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. С. 221-227.
28. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. С. 72-82.
29. Миланич Ю. М. Психологическсая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. С. 6-7.
30. Вейц А. Э. Дифдиагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и невро-зоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 1. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 28.02.2011).
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.