Научная статья на тему 'Невротический энурез глазами психолога'

Невротический энурез глазами психолога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6582
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
невротический энурез / эмоционально-личностная сфера / психотерапевтическая помощь / neurotic enuresis / emotionally-personal sphere / psychotherapeutic care

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е А. Жарикова

Цель исследования – провести оценку эффективности авторской программы по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у детей с невротическим и неврозоподобным энурезом. Было обследовано 40 детей в возрасте от 6 до 14 лет, средний возраст составил 8,8±2,5 года, которые проходили обследование и лечение в детском стационаре ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России с неврозоподобным и невротическим энурезом. Из них неврозоподобный энурез выявлен у 25 (62,5%) детей, невротический у 15 (37,5%). Эффективность авторской программы была выше у детей по сравнению с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е А. Жарикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROTIC ENURESIS: VIEW OF PSYCHOLOGIST

Research objective – to spend an estimation of efficiency of the author’s correction program on development of emotionally-personal sphere in children with neurotic enuresis. We observed 40 children age from 6 till 14 years, mean 8,8 ± 2,5 year. Children treated in a Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, include 29 (72,5 %) children and 11 (27,5 %) adolescents. Efficiency of the author’s correction program was above at children versus adolescents.

Текст научной работы на тему «Невротический энурез глазами психолога»

© ЖАРИКОВА Е.А.

НЕВРОТИЧЕСКИМ ЭНУРЕЗ ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА

Е.А. Жарикова

ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, детский стационар, Железногорск, Красноярский край, РФ

662990, Красноярский край, г Железногорск, ул. Кирова, д.5 E-mail: [email protected]

Резюме. Цель исследования - провести оценку эффективности авторской программы по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у детей с невротическим и неврозоподобным энурезом. Было обследовано 40 детей в возрасте от 6 до 14 лет, средний возраст составил 8,8±2,5 года, которые проходили обследование и лечение в детском стационаре ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России с неврозоподобным и невротическим энурезом. Из них неврозоподобный энурез выявлен у 25 (62,5%) детей, невротический - у 15 (37,5%). Эффективность авторской программы была выше у детей по сравнению с подростками.

Ключевые слова: невротический энурез, эмоционально-личностная сфера, психотерапевтическая помощь.

Введение. Под энурезом, как психическим расстройством детского возраста, подразумевается, прежде всего, так называемый неорганический энурез, т. е. энурез, не связанный с какой-либо органической патологией мочеполовой системы или неврологическими расстройствами. В отечественной детской психиатрии энурез традиционно подразделяется на два основных варианта: невротический и неврозоподобный. При невротическом энурезе в качестве главного этиологического фактора выступают те или иные психотравмирующие обстоятельства в жизни ребенка. Неврозоподобный энурез, в основном, определяется незрелостью центральных механизмов контроля функции мочеиспускания, обычно связанной с временной задержкой функционального развития центральной нервной системы на фоне резидуальной церебрально-органической недостаточности, обусловленной, в свою очередь, влиянием различных перинатальных вредных факторов [1].

В зависимости от времени возникновения энуреза его подразделяют на первичный и вторичный. При первичном энурезе недержание мочи отмечается в раннем детстве без промежуточного периода сформированного навыка опрятности, характеризующегося способностью удерживать мочу не только во время бодрствования, но и во время сна. Вторичный энурез возникает после более или менее длительного (не менее года) периода наличия навыка опрятности. При этом невротический энурез всегда является вторичным [5].

Динамика возникновения и развития энуреза может быть различной. В ряде случаев, чаще всего при невротическом энурезе, недержание мочи возникает остро, непосредственно или вскоре после испуга и выражается в форме невротической моносимптомной реакции со сравнительно редким ночным недержанием мочи. При этом во многих случаях спустя один-три ме-

сяца заболевание заканчивается спонтанным выздоровлением. Однако у части детей, особенно при наличии соответствующего анамнеза (неврастения, заторможенность, резидуально-органическая церебральная недостаточность), к ночному недержанию мочи присоединяются расстройства сна, пониженное настроение, плаксивость, снижение аппетита. Постепенно происходит переход от невротической реакции к более затяжному невротическому состоянию. На этом этапе динамики заболевания наряду с ночным недержанием мочи, которое становится более частым (два-три раза в неделю), наблюдаются астенические проявления, дистимический фон настроения, ипохондрические жалобы и опасения, повышенная раздражительность, нарушения поведения. Дальнейшее течение заболевания носит волнообразно-рецидивирующий характер. Во время обострений недержание мочи может возникать каждую ночь [1].

У системных семейных психологов энурез у ребенка рассматривается как следствие нарушений семейных отношений, и поэтому предписывают лечение не только ребенку, но и всей семье. Считается, что ребенок является наиболее психологически уязвимым «звеном» в семье и поэтому многие семейные неурядицы и конфликты дети «пропускают через себя» и выдают в форме невротических реакций, например, в виде невротического энуреза. Там, где детей окружают забота и понимание, где щадят их психику, они быстрее выздоравливают. И наоборот, если в семье часто бывают ссоры и родители мало обращают внимания на ребенка или, того хуже, стыдят, упрекают, запугивают его либо подшучивают над ним, лечение продвигается с трудом, осложняется рецидивами, а то и вовсе не дает результата.

На сегодняшний день количество детей с диагнозом энурез, проходящим лечение в детском стационаре ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России,

составляет 13% от общего числа обратившихся за помощью на консультацию к психологу. Подобная статистика говорит о необходимости комплексного лечения, немаловажную роль в котором играет своевременное оказание психотерапевтической помощи специалиста.

Цель исследования: провести оценку эффективности авторской программы по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у детей с невротическим и неврозоподобным энурезом.

Материалы и методы. Было обследовано 40 детей в возрасте от 6 до 14 лет, средний возраст составил 8,8±2,5 года, которые проходили обследование и лечение в детском стационаре ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России с неврозоподоб-ным и невротическим энурезом и предъявляли жалобы на ночное, реже - дневное, недержание мочи. Из них неврозоподобный энурез выявлен у 25 (62,5%) детей, невротический - у 15 (37,5%). С учетом возрастной психофизиологии, испытуемые были поделены на две группы наблюдения: дети от 6 до 11 лет, средний возраст 7,5±1,3 лет (п1=29), и подростки от 11 до 14 лет, средний возраст 13,6±1,3 лет (п2=11).

Все пациенты получали комплексное лечение, включая психотерапевтическую помощь. Все дети (по рекомендации лечащего врача) консультировались детским психологом во время стационарного лечения.

При работе с детьми большое внимание уделялось психической стороне развития (состоянию эмоционально-личностной сферы) ребенка. Для этой цели использовались различные направления психотерапии: бихевиоральные (поведенческие) методики, коррекционно-развивающие занятия.

Нами разработана авторская программа коррекции и развития эмоционально-личностной сферы ребенка (табл. 1), которая внедрена в клиническую практику на базе детского стационара ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России с 2010 года.

Особенностью данной коррекционно-развивающей программы являются занятия, проходящие в игровой форме, в которых участвует не только ребенок, но и его родители. Продолжительность занятий составляла 30-40 минут в зависимости от возрастной группы детей. Психотерапевтический курс составлял 1012 занятий.

При этом родителям давались следующие рекомендации.

• Стыдить ребенка за то, с чем он справиться пока не может, бесполезно в плане практических навыков и крайне вредно в плане психологического комфорта ребенка. Любое наказание или нравоучения лишь усугубят ситуацию и приве-

дут малыша в состояние депрессии, провоцирующей еще более глубокое нервное расстройство.

• Расскажите, что такое возможно у многих детей, что со временем все это пройдет, нужно только постараться выполнять некоторые несложные требования, например, регулярно тренировать мышцы мочевого пузыря и соблюдать режим.

• Постарайтесь решать конфликты таким образом, чтобы ребенок этого не мог видеть и слышать.

• Не следует сурово и категорично ограничивать потребление жидкости в вечернее время. Когда ребенок ложится спать, мечтая о воде, скорее всего, он обмочится.

• Если уж вы решили будить ребенка ночью, необходимо убедиться, что он полностью проснулся и чувствует наполненность мочевого пузыря, ощущает сам позывы к мочеиспусканию, в противном случае мозг ребенка еще не проснулся и эффективность от данных действий будет крайне низкой.

• Важно устранить отрицательное внимание с ситуации ночных происшествий. Для этого покажите ребенку застеленный клеенкой матрас, объясните, что благодаря клеенке совершенно безразлично, намочит он постель во сне или нет.

Занятия проводились ежедневно, в утренние часы.

Результаты и их обсуждение. Эффективность авторской методики оценивалась с учетом психофизиологических особенностей по следующим параметрам: для детей отмечалось выраженность нарушения сна (инсомнии, пара-сомнии), изменение двигательной активности, неадекватное отношение к своему дефекту, нарушение эмоционально-волевого поведения (аффективные нарушения) и непроизвольное мочеиспускание во время сна (табл. 2). У подростков оценивалось нарушение процесса сна (парасомнии), нарушение эмоционально-волевого поведения (нарушение влечения), отношение к своему дефекту, непроизвольное мочеиспускание во сне (табл. 3).

Как мы видим, после применения программы по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы у детей с невротическим и неврозоподобным энурезом, выраженность параметров в первой группе по некоторым показателям снизилась почти в два раза, в отдельных случаях наблюдалась стойкая положительная динамика на протяжении полугода и более (20,6%). В группе подростков добиться столь же существенных изменений не удалось (табл. 3).

Таблица 1. Коррекционно-развивающие занятия для детей с невротическим и неврозоподоб-ным энурезом

Тема занятия Задачи Используемые упражнения

«Я - уникальный на планете» 1. Знакомство ребенка с психологом 2. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях 3. Первое знакомство с целью тренинга рассказ про энурез 1. Приветствие 2. «Внимание» 3. «Чудесное путешествие» 4. «Снежный ком» 5. Ознакомительная беседа про энурез 6. Прощание

«Наше настроение» 1. Развитие понимания мимических выражений и выражения лица 2. Развитие эмпатии 3. Повышение самооценки 4. Развитие умения чувствовать партнера 1. Приветствие 2. «Угадай эмоцию» 3. Мимические этюды 4. «Аплодисменты» 5. «Парный танец» 6. Домашнее задание 7. Прощание

«Волшебные маски» 1. Развитие у ребенка интереса к самому себе 2. Повышение самооценки 1. Приветствие 2. Вход в волшебную страну чувств 3. Представление масок в парах 4. Совместное сочинение сказки 5. Выход из волшебной страны чувств 6. Прощание

«Обыкновенное чудо» 1. Развитие навыков взаимодействия 2. Снятие напряжения, тревожности 3. Развитие у ребенка интереса к себе 1. Приветствие 2. «Обыкновенное чудо» 3. «Камень-веревка» 4. «Скала» 5. «На берегу моря» 6. «Волшебный камень» 7. «Прощание»

«Сказкотерапия» 1.Сознательное и подсознательное отождествление себя с героем и его проблемой 2.Развитие навыков эмпатии 3.Умение «увидеть» возможность справиться с данной проблемой 1. Приветствие 2. Сказка про «Энни» 3. Прощание

«Сказкотерапия» 1. Обсуждение проблем главного героя сказки 2. Возможные пути решения проблемы 3. Развитие рефлексии 1.Приветствие 2. Обсуждение истории 3. Сочинение своей истории 4. Прощание

«Капризка» 1. Разрядка агрессивных импульсов 2.Актуализация упрямства 3. Коррекция упрямства 1.Приветствие 2.Беседа «Когда я был упрямым» 3. «Волшебный круг» 4. «Родитель и ребенок» 5. «Капризная лошадка» 6. «Волшебная подушка» 7. Прощание

«Ссора» 1.Обучение детей отреагированию эмоций в конфликте 2. Формирование адекватных форм поведения 1. Приветствие 2. Вход в сказочную страну 3. Создание сказочной страны в песочном подносе 4. Сказка «Ссора» 5. Разыгрывание ситуаций 6. Прощание

«Волшебный сон» 1. Обучение детей навыкам релаксации 2. Тренировка отдельных групп мышц 3. Создание ощущения психологического комфорта 1. Приветствие 2. «Волшебный сон» 3. «Задуй свечу» 4. «Ленивая кошечка» 5. «Рот на замочке» 6. «Лимон» 7. «Слон» 8. Прощание

«Воздушное облако» 1. Обучение детей навыкам релаксации 2. Тренировка отдельных групп мышц 3. Создание ощущения психологического комфорта 1. Приветствие 2. «Воздушные шарики» 3. «Облака» 4. «Лентяи» 5. «Водопад» 6. Нарисуй свое настроение 7. Прощание

Таблица 2. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы у детей с невротическим и неврозоподобным энурезом (группа 1, п=29).

Параметр Выраженность параметра у пациентов до использования программы Абс. (%) Выраженность параметра у пациентов после программы Абс. (%)

1.Нарушение процесса сна (инсомнии - нарушение засыпания и поддержания сна) 20 (68,9) 14 (48,2)**

2.Нарушение процесса сна (парасомнии - неполное пробуждение) 22 (75,8) 10 (34,4)**

З.Изменение двигательной активности днем (двигательная расторможенность) 25 (86,2) 12 (41,3)**

4.Нарушение эмоционально-волевого поведения (аффективные нарушения) 20 (68,9) 10 (34,4)**

5.Неадекватное отношение к своему дефекту (стеснялись или игнорировали его) 17 (58,6) 11(37,9)**

б.Непроизвольное мочеиспускание во сне (ночью) 29 (100) 19 (65,5)**

7.Непроизвольное мочеиспускание во сне (днем) 5 (17,2) 1 (3,4)**

Примечание: коэффициент статистической значимости ** р<0,01.

Таблица 3. Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы у подростков с невротическим и неврозоподобным энурезом (группа 2, п2=11).

Параметр Выраженность параметра у пациентов до использования программы Абс. (%) Выраженность параметра у пациентов после программы Абс. (%)

1.Нарушение процесса сна (парасомнии - ночные страхи) 9 (81,8) 7 (63,6)*

2.Нарушение эмоционально-волевого поведения (нарушение влечения, раздражительность, плаксивость) 10 (90,9) 8 (72,7)*

3.Неадекватное отношение к своему дефекту (игнорирование) 10 (90,9) 9 (81,8)

4.Непроизвольное мочеиспускание во сне (ночью) 11 (100) 10 (90,9)

5.Непроизвольное мочеиспускание во сне (днем) 1 (9,1) 1 (9,1)

Примечание: коэффициент статистической значимости * р<0,05.

Совместная деятельность ребенка с родителями на занятиях повысила уровень эмоционального комфорта (52,3%) и благополучия (38,9%) в межличностных отношениях, что благотворно сказалось на общем эмоциональном фоне.

В дальнейшем, пациенты повторно поступали в детский стационар ФГБУЗ КБ №51 ФМБА России, где психологом вновь проводилось психотерапевтическое лечение с использованием коррекционно-развивающей программы с целью закрепления достигнутых результатов.

Выводы. При лечении энуреза лучше всего использовать комплексную терапию, в состав которой входит не только медикаментозное лечение, но и оказание психотерапевтической помощи ребенку. Разработанная автором программа занятий коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей с неврозоподобным и невротическим энурезом

имеет высокие показатели эффективности и может с успехом применяться совместно с медикаментозным лечением для получения более стойкой положительной динамики лечения у детей.

Список литературы:

1. Бородин В.И., Будтуева Ф.С. Место Пантокальцина в комплексной терапии энуреза у детей //Трудный пациент. - 2006. - №9. - С. 10-15.

2. Геппе Н.А., Левин И.Я., Снегоцкая М.Н., Полуэктов М.Г. Диетические возможности улучшения сна детей грудного и раннего возраста //Педиатрия. - 2011. - Т.90, №2. - С.52-58.

3. Гольбин А.И. Патологический сон у детей. - Л., 1979.

4. Казанская И.В., Отпущенникова Т.В. Обоснование лечебной тактики энуреза у детей с гиперактивым мочевым пузырем // РМЖ. - 2006. - Т. 14, № 16. - С. 1-7.

5. Студеникин В.М. Лечение первичного энуреза у детей // Педиатрия. - 2004. - Т. 6, № 2. - С. 24-30.

6. Шелковский В.И., Студеникин В.М., Маслова О.И. Ночной энурез у детей // Вопросы современной педиатрии. -2002. - Т. 1, № 1.- С. 75-82.

NEUROTIC ENURESIS: VIEW OF PSYCHOLOGIST E. A. Zharikova

Clinical Hospital № 51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, RF

Abstract. Research objective - to spend an estimation of efficiency of the author's correction program on development of emotionally-personal sphere in children with neurotic enuresis. We observed 40 children age - from 6 till 14 years, mean - 8,8 ± 2,5 year. Children treated in a Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, include 29 (72,5 %) children and 11 (27,5 %) adolescents. Efficiency of the author's correction program was above at children versus adolescents. Key words: neurotic enuresis, emotionally-personal sphere, psychotherapeutic care.

Статья поступила в редакцию 12.03.2012г.

© ЖАРИКОВА Е.А.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Е.А. Жарикова

ФГБУЗ Клиническая больница №51 ФМБА России, детский стационар, Железногорск, Красноярский край, РФ

662990, Красноярский край, г Железногорск, ул. Кирова, д.5 E-mail: [email protected]

Резюме. В данной статье предложены психотерапевтические методы по оказанию психологической помощи детям от 0 до 4 лет, оставшимся без попечения родителей.

Ключевые слова: дети-сироты, психотерапия, психологическая помощь.

Постоянное увеличение числа детей, остав- Только после восстановления эмоциональ-

шихся без попечения родителей и госпитали- ного равновесия ребенка, коррекции послед-

зированных в детский стационар ФГБУЗ КБ ствий разного вида травм (психологических,

№51 ФМБА России (табл. 1), ставит вопрос о физических, эмоциональных, сексуальных)

способах оказания психологической помощи можно проводить работу по его психическому

и поддержки, направленных на компенсацию развитию. Очень часто отклонения в разви-

психического развития ребенка после получен- тии когнитивной сферы зависят от пережитых

ных эмоциональных травм, восстановление его травм. Для проведения психокоррекционной

личностной целостности, равновесия чувств работы необходимо проводить углубленную

[1,2]. диагностику по выявлению блокирующих по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.