Научная статья на тему 'Защитные механизмы личности и копинг-поведение у детей с неврозами и неврозоподобным синдромами, обусловленными резидуально-органической патологией ЦНС'

Защитные механизмы личности и копинг-поведение у детей с неврозами и неврозоподобным синдромами, обусловленными резидуально-органической патологией ЦНС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1025
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЗЫ / НЕВРОЗОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНФЛИКТОВ / НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ / NEUROSIS / NEUROSIS-LIKE SYNDROMES / DEFENSE MECHANISMS / COPING STRATEGIES / PERSONALITY TYPES / CONFLICT TRENDS / PSYCHO-CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамайчук Ирина Ивановна, Вейц Алина Эмильевна

В статье представлен анализ психологических защит и копинг-стратегий, наиболее часто используемых детьми с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС. Представлена сравнительная характеристика особенностей типов личности, психологических защит и копинг-стратегий каждой из групп. Выявлены причины применения тех или иных защит у детей исследуемых группах. Показано влияние предпочтения той или иной защиты на дальнейшее формирование типа личности у подростков с неврозами и с неврозоподобным синдромом. Отражена зависимость психологических защит и копинг-стратегий от особенностей родительского отношения и типов семейного воспитания у детей исследуемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамайчук Ирина Ивановна, Вейц Алина Эмильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of defense mechanisms and coping strategies most frequently used by children suffering neurosis and neurosis-like syndromes associated with residual-organic CNS pathology is presented. Comparative analysis of personality types’ peculiarities, defense mechanisms and coping strategies in each of the groups is performed. It shows why children use one or another mechanism. The article also shows how preferences of one or another defense mechanism impact further personality development of teenagers who are suffering neurosis and neurosis-like syndromes. It is argued that defense mechanisms and coping strategies of children are dependent on parents’ attitude and types of family education.

Текст научной работы на тему «Защитные механизмы личности и копинг-поведение у детей с неврозами и неврозоподобным синдромами, обусловленными резидуально-органической патологией ЦНС»

УДК 159.922.76 - 056.34 : 616.8 : 316.613.432

И. И. Мамайчук,

А. Э. Вейц

Защитные механизмы личности и копинг-поведение

у детей с неврозами и неврозоподобным синдромами, обусловленными резидуально-органической патологией ЦНС

В статье представлен анализ психологических защит и копинг-стратегий, наиболее часто используемых детьми с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС. Представлена сравнительная характеристика особенностей типов личности, психологических защит и копинг-стратегий каждой из групп. Выявлены причины применения тех или иных защит у детей исследуемых группах. Показано влияние предпочтения той или иной защиты на дальнейшее формирование типа личности у подростков с неврозами и с неврозоподобным синдромом. Отражена зависимость психологических защит и копинг-стратегий от особенностей родительского отношения и типов семейного воспитания у детей исследуемых групп.

Analysis of defense mechanisms and coping strategies most frequently used by children suffering neurosis and neurosis-like syndromes associated with residual-organic CNS pathology is presented. Comparative analysis of personality types’ peculiarities, defense mechanisms and coping strategies in each of the groups is performed. It shows why children use one or another mechanism. The article also shows how preferences of one or another defense mechanism impact further personality development of teenagers who are suffering neurosis and neurosis-like syndromes. It is argued that defense mechanisms and coping strategies of children are dependent on parents’ attitude and types of family education.

Ключевые слова: неврозы, неврозоподобные состояния у детей, копинг-поведение, защитные механизмы личности, типы личности, направленность конфликтов, направления психокоррекции.

Key words: neurosis, neurosis-like syndromes, defense mechanisms, coping strategies, personality types, conflict trends, psycho-correction.

Эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного развития ребенка, эффективности его психической и социально-психологической адаптации. Исследование особенностей механизмов психологической защиты и копинг-стратегий, имеющих важное значение в формировании эмоционального благополучия детей, является весьма актуальным. Во-первых, механизмы психологической защиты личности являются производными эмоций, а эмоции определяются как базисная основа её адаптации и способность ребенка защитить себя, справиться с внутренним и внешним дискомфортом, умение принимать само-

© Мамайчук И. И., Вейц А. Э., 2012

стоятельные решения зависят от зрелости его «Я». Во-вторых, эффективное использование копинг-стратегий как целенаправленных и потенциально осознанных действий указывает на эмоциональную зрелость ребенка [2, 13, 17, 21 и др.].

По классификации В.В.Ковалева из онтогенетических уровней нервно-психического реагирования детей и подростков на различные вредности самым эмоционально-насыщенным считается аффективный возраст (7-11 лет), характеризующийся повышением общей эмоциональной возбудимости, страхами, агрессивным поведением, негативизмом, тревожностью. По данным психологов, у детей младшего школьного возраста эти симптомы связаны чаще всего с повседневными событиями, т.н. «стрессом обыденной жизни». Их нужно ежедневно преодолевать и каждый раз находить то или иное решение. И если ребенок на пути преодоления трудностей постоянно сталкивается с препятствиями, он невротизируется, у него возникают эмоциональные, двигательные и вегетативные нарушения [9, 14 и др.].

В нашем исследовании приняли участие дети 8-10 лет, разделенные на 3 группы по 36 человек в каждой. Группа 1 - дети с неврозоподобным синдромом, обусловленным органической патологией ЦНС, группа 2 - дети с неврозами - и здоровые дети (3 группа, контрольная группа).

Использовались следующие методики:

1 Опросник Г.Б. Мониной и Е.К. Лютовой-Робертс, направленный на выявление 20 основных трудностей, наиболее часто встречающихся в жизни младших школьников [21].

2. Опросник Р. Кеттелл, адаптированный Э.М. Александровской и И.Н. Гельяшевой, направленный на анализ структуры и типов личности ребенка и [5, 6].

3. Методика Рене-Жиля с целью оценки особенностей межличностного общения ребенка.

4. Методика, ДАТ (САТ) - для оценки особенностей защитных механизмов личности ребенка, направленности конфликтов.

5. Опросник копинг-стратегий, адаптированный Н. А. Сиротой и

В.М. Ялтонским в варианте И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2006) для диагностики совладающего поведения в детском возрасте;

6. Методика «Особенности родительских отношений» (А.Я. Варга, В.В. Столин) [7].

7. Методика «Особенности семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) [27].

8. Опросник Киллермана-Плучека - для исследования особенностей защитных механизмов личности у подростков.

Содержательный анализ жизненных трудностей показал следующее.

В контрольной группе (здоровые дети) достоверно часто встречающимися жизненными трудностями являются следующие: «родители заставляют читать книги» (р-0.04) и «обижают одноклассники» (р-0.006), т. е. коммуникативные проблемы для здоровых детей являются высоко значимыми. У детей с неврозоподобными нарушениями (группа 1) наиболее часто встречающимися трудностями являются следующие: «запрещают громко говорить»

(р-0.05), «заставляют читать книги» (р-0.04), «запрещают есть сладости» (р-0.006), «нельзя делать то, что хочешь». Это свидетельствует о фиксации на удовлетворении потребностей и практически безразличном отношении к реакции окружающих. Девочкам этой группы чаще всего «запрещают трогать и приносить домой животных» (р-0.02), а мальчикам - «запрещают есть сладости», «заставляют читать книги» и «родители любят больше других детей» (р-

0.05), что указывает на большее стремление мальчиков к социальным контактам, в сравнении с девочками. Последние чаще мальчиков испытывают потребность в домашних животных, т. е. тепле, понимании, ласке.

У детей с неврозами основными трудностями по частоте встречаемости наблюдаются следующие: «запрещение трогать и приносить домой животных» (р-0.04), «запрещение перебивать взрослых» (р-0.05), «не покупают, что хочу» (р-0.05), «родители любят больше других детей» (р-0.005), «нет настоящего друга» (р-0.03). Эти данные отражают повышенную тревожность, потребность в защите у животных, которые всегда поймут и примут ребенка таким, какой он есть, а также проблемы в процессе взаимоотношений со взрослыми. Девочкам этой группы чаще всего «не покупают, что хочешь», а «родители любят больше других детей», а реже всего «нет настоящего друга», что свидетельствует о неадекватной самооценке, конфликте между «хочу» и «могу» [9], склонности к истерии.

Корреляционный анализ показал, что реакции детей на трудности и неприятности в значительной степени зависят от типа личности.

В структуре личности здоровых детей достоверно часто наблюдается гармоничный тир личности (р-0.006), что проявляется в общей сдержанности, уверенности в себе, в социальной смелости, в добросовестности. На втором месте - конформный тип (р-0.003), отражающий послушность, высокий самоконтроль поведения. На третьем - интровертированный активный, отражающий низкий уровень общительности, социальную смелость, активность, и инфантильный моторно-расторможенный, что проявляется в сниженном уровне интеллекта, дистимии, снижении контроля поведения. Кроме того, выявлены такие типы, как инвертировано-пассивный, чувствительный, инфантильно-апатичный. Полученные данные совпадают с предыдущими исследованиями [6, 19].

У детей с неврозоподобными нарушениями достоверно часто встречаются два типа личности, а именно инфантильные и моторно-расторможенные (р-0.02), и интровертированные активные

(р-0.05). Инфантильно моторно-расторможенные, отличаются повышенной возбудимостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, низким самоконтролем, напряженностью и низкой чувстительно-стью. Итровертированным активным свойственна замкнутость, неуверенность, возбудимость, недобросовестность, низкий самоконтроль, робость, тревожность и высокий уровень напряженности.

У детей с неврозами достоверно часто встречается тревожный тип (р-0.02) , характеризующийся повышенной впечатлительностью, излишним волнением по незначительному поводу, пониженным настроением, постоянным предчувствием опасности и угрозы и высокой напряженностью, и доминантный (р-0.04), отличающийся напряженностью, тревожностью, доминантностью, недобросовестностью, возбудимостью и склонностью к риску.

Корреляционный анализ копинг-стратегий и типов личности показал, что детям с неврозоподобным синдромом инфантильного моторно-расторможенного типа свойственны стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу» (р-0.04), «воплю и кричу» (р-0.02), «ем или пью» (р-0.001), «сплю» (р-0.05), которые эффективно помогают им снизить напряжение. Дети интровертированного активного типа наряду со стратегиями «убегаю» (р-0.04), «гуляю вокруг дома» (р-0.01), «занимаюсь спортом» (р-0.003) применяют и дезадаптив-ные стратегии - «кусаю ногти, ломаю суставы пальцев» (р-0.01), «стискиваю зубы» (р-0.03) и «думаю, как отомщу» (р-0.02) - неот-реагировнную агрессию, направленную на себя и на окружающих (на высоте аффекта дети интровертированно активного типа могут перестать контролировать ситуацию и нанести физический вред себе или окружающим), что относит этот тип к группе риска.

Дети с неврозами тревожного типа предпочитают «рисовать, писать или читать что-нибудь» (р-0.01), «мечтать, представлять себе что-нибудь» А дети с неврозами доминантного типа - «обнимать, прижимать, гладить» (р-0.01), «смотреть ТВ» (р-0.05), «есть или пить» (р-0.03), «принимать душ» (р-0.05), т. е. используют стратегии посредством восстановления физических сил. Также детям этого типа свойственны дезадаптивные стратегии «кусаю ногти или ломаю суставы пальцев» (р-0.03), «стискиваю зубы» (р-0.04), что указывает на интрапунитивный тип реакции (агрессия направлена на себя). Итак, у детей с неврозоподобными нарушениями в процессе преодоления трудностей не используют стратегии, позволяющие выплеснуть отрицательную энергию наружу, поэтому полностью расслабиться и освободиться от негативных переживаний они не

могут, что в значительной степени способствует формированию внутренней напряженности, фрустрированности. Дети с неврозами также затрудняются в использовании стратегий, направленных вовне. Они не используют стратегии с выходом отрицательной энергии наружу, а наоборот, загоняют ее все глубже внутрь (интрапунитивные реакции). В группе здоровых детей наблюдается эффективное использование стратегии, позволяющей им полностью высвободиться от накопленных негативных переживаний.

Анализ видов психологических защит с использованием результатов обследования по методике ДАТ показал следующее:

В группе здоровых младших школьников достоверно часто наблюдается такой защитный механизм, как проекция, на втором месте вытеснение. С увеличением возраста детей актуализируются такие защитные механизмы, как компенсация и рационализация.[18]

Дети с неврозоподобным синдромом - инфантильно расторможенного типа - достоверно часто используют регрессию, т. е. перевод поведения в ранние детские формы. Например, с поступлением в школу, где от ребенка требуется наличие таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, они не могут справиться с нагрузками и мечтают о том, чтобы снова стать маленькими, показывая соответственное поведение. Как отмечал А.Е. Личко, с возрастом у таких детей формируется зависимое расстройство личности, характеризующееся перекладыванием ответственности на других, неспособностью принимать самостоятельные решения, страхом одиночества [11]. Дети интровертированного активного типа достоверно часто используют такой защитный механизм, как замещение, например, направление агрессии на кого-то другого или на что-то другое, что впоследствии способствует развитию неуправляемой агрессии на фоне общей астенизации. Кроме того, у детей этой группы часто наблюдалась идентификация, т. е. перенос на себя чувств желаемых, но недоступных.

Дети с неврозами доминантного типа часто используют проекцию, т. е. перенос своих отрицательных качеств на других по принципу «все плохие, я - хороший». Кроме того, дети с неврозами со структурой личности тревожного типа чаще всего используют подавление, т. е. подсознательное блокирование информации о неприятном событии и вытеснение (подсознательное блокирование причины, приведшей к этому событию). При этом прослеживается конфликт между «должен» и «хочу». Неприятные события, вытесненные в подсознание, периодически проявляются у детей в виде страхов, тревоги, напряженности, навязчивостей. Реже у детей этой группы наблюдается отрицание (избегание проблем, уклонение от обязанности их решать). Дети поверхностны в контактах, легкомысленны, редко доводят начатое до конца, наблюдается демонстра-

тивность, манерность, показная, ложная уверенность в себе. Здесь прослеживается конфликт между «хочу» и «могу».

В целях изучения возрастной динамики мы исследовали типы личности, механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у 40 подростков с неврозоподобными расстройствами и с неврозами.

Сравнительный анализ показал, что у подростков с неврозоподобными расстройствами в сравнении с младшими школьниками достоверно чаще проявляется тенденция ухода от ситуации. Они не используют стратегий, направленных на решение проблемы. Предпочитаемые ими стратегии характеризуют интровертированный, пассивный тип личности. Анализ показал, что наиболее часто у подростков наблюдается такой вид психологической защиты, как проекция. Этот защитный механизм проявляется в том, что подросток склонен приписывать другим людям собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Например, подросток убежден в чужой непорядочности, а сам тайно склонен к ней. Поведение подростков с преобладанием данного защитного механизма отличается конфликтностью, агрессивностью [19].

У подростков с неврозами наиболее часто используемыми являются копинг-стратегии, направленные расслабление, снятие тревоги, освобождение от страхов. Ведущими защитными механизмами у них являются вытеснение, т. е. подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрозу внутренней целостности. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное с длительным волнением, переживанием и он может внезапно забыть об этом. При вытеснении неразрешимый конфликт у подростков с неврозами проявляется в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, в астенических реакциях. Второй тип защитных механизмов, встречающийся у подростков с неврозами, - это гиперкомпенсация (стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности). Подросткам с таким защитным механизмом свойственны низкая самооценка, склонность к самообвинению, болезненная реакция на мнение окружающих, страх перед необходимостью вступать в контакты с незнакомыми людьми. Эту защиту применяют подростки с тревожным типом личности, при заострении черт которой проявляется акцентуация характера по сенситивному типу, что в дальнейшем может привести в патологическому развитию личности по тревожному типу.

Итак, подростки обеих групп не используют стратегии, направленные на решение, применяемые ими стратегии носят временный эффект, в результате черты невротизации еще больше заостряются, что ведет к акцентуациям характера и риску патологического развития личности.

В формировании защитных механизмов у детей большую роль играют социально-психологические факторы, а именно - семья [1, 3, 12, 13, 16, 18, 22-25, 27, 28]. Мы изучили зависимость психологических защит и копинг-стратегий исследуемых групп от видов родительского отношения и типов семейного воспитания. Было проведено исследование матерей младших школьников исследуемых групп по методикам «Тест родительских отношений» (А.Я. Варга, В.В. Столин) [7] и «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) [27].

Результаты «Теста родительских отношений» показали, что мамам детей с неврозоподобным синдромом значительно труднее принять своего ребенка таким, как он есть, признать его индивидуальность, поддерживать и уважать его интересы. Поэтому в этой группе высок процент применения стратегии «обнимаю, прижимаю глажу» (как компенсация). Также мамы этой группы проявляют чрезмерный контроль действий ребенка, недооценивают его как личность, не верят в него. Отсюда - частое применение психологических защит по типу идентификации замещения. Матери детей этой группы считают своих детей несмышлеными, а их интересы, мысли и чувства - несерьезными, что отражается в способах психологической защиты у детей защите по типу регрессии («Считаете, что я еще малыш? Буду им!»).

У матерей детей с неврозами наблюдаются достоверно низкие показатели по шкале «Симбиоз», что отражает недостаточность близких, доверительных отношений с ребенком. Поэтому в группе детей с неврозами высок процент применения защит по типу вытеснение и подавление.

Результаты опросника «Анализ семейных взаимоотношений» показали, что 56 % детей с неврозоподобными нарушениями воспитываются по типу потворствующей гиперпротекции, т. е. ребенок находится в центре внимания семьи, стремящейся к максимальному удовлетворению его потребностей. У детей с данным типом воспитания достоверно часто наблюдается такой защитный механизм, как идентификация, т. е. ребенок живет в своем мире, в пространстве своих грез и фантазий где чувствует себя свободным от гиперпротекции. 41 % детей с неврозоподобным синдромом воспитывается по типу доминирующей гиперпротекции, т. е. сиюминутное удовлетворение потребностей сочетается с повышенным контролем над ребенком. Такой тип воспитания способствует формированию инфантилизма и использованию детьми таких защитных механизмов, как вытеснение и проекция.

58 % детей с неврозами воспитываются по типу потворствующей гиперпротекции, что способствует развитию истеройдных черт. Дети в таких семьях чаще используют защиту по типу отрицания,

что проявляется в защите себя от неприятной действительности путем отказа от адекватного восприятия ситуации. Кроме того, дети, страдающие неврозами с таким типом воспитания, высокочувствительны к мнениям и оценкам окружающих, проявляют тревожность и мнительность.

Итак, сравнительный анализ защитных механизмов и копинг-стратегий у детей с неврозами и неврозоподобными синдромами, обусловленными органической патологией ЦНС, позволяет нам определить уровень индивидуальной адаптации детей к своему социальному окружению, не только уровневые, но и структурные характеристики в формировании индивидуальной адаптации, и на основе этого разработать план психологической коррекции. Основными направлениями психологической коррекции являются:

• обучение детей применению эффективных стратегий поведения в процессе специально разработанных сюжетно-ролевых и ролевых игр;

• коррекция эмоциональных нарушений с использованием онтогенетических и структурных методов психологического воздействия с учетом системы родительских отношений и стилей семейного воспитания;

• обучение детей и их социального окружения (родители, педагоги, сиблинги и сверстники) бесконфликтному взаимодействию с окружающими в процессе целенаправленного психологического сопровождения и психологической поддержки.

Выводы:

1. Для здоровых младших школьников высокозначимыми являются коммуникативные потребности. У детей с неврозоподобным синдромом прослеживается фиксация на сиюминутном удовлетворении потребностей с недостаточным прогнозом их последствий. У детей с неврозами наблюдается высокая потребность в понимании и принятии окружающих.

2. В структуре личности здоровых детей достоверно часто наблюдается гармоничный тип личности, что проявляется в общей сдержанности, уверенности в себе, социальной смелости, в добросовестности. На втором месте - конформный тип, отражающий по-

V \ / «

слушность, высокий самоконтроль поведения. У детей с неврозоподобными нарушениями достоверно часто встречаются два типа личности, а именно инфантильные и моторно-расторможенные. У детей с неврозами достоверно часто встречается тревожный тип, характеризующийся повышенной впечатлительностью, излишним волнением по незначительному поводу, и доминантный тип с выраженными эгоцентрическими позициями.

3. В группе здоровых детей наблюдается эффективное исполь-

зование копинг-стратегий, направленных на конструктивный выход из сложной ситуации, что позволяет им полностью или частично освобождаться от накопленных негативных переживаний. У детей с неврозоподобными нарушениями наблюдаются дезадаптивные ко-пинг-стратегии, которые препятствуют их расслаблению и способствует формированию внутренней напряженности,

фрустрированности. Дети с неврозами также затрудняются в использовании стратегий, направленных вовне, что проявляется в тенденции к повышенной фиксации на проблеме (интрапунитивнные реакции).

4. Дети с неврозоподобными нарушениями используют примитивные способы психологической защиты, характерные для более раннего уровня развития, а именно замещение, идентификацию, регрессию, проекцию. Причем выявлена связь между типом личности и способом психологической защиты. Дети с неврозоподобным синдромом - инфантильно расторможенного типа достоверно часто используют регрессию, а дети интровертированного активного типа достоверно часто используют такой защитный механизм, как замещение, т. е. направление агрессии на кого-то другого. Дети с неврозами доминантного типа часто используют проекцию, т. е. перенос своих отрицательных качеств на других лиц, а также подавление и вытеснение. Такие защиты, как рационализация, отрицание, возникающие как результат внутриличностных конфликтов, у детей с неврозоподобными синдромами встречаются достоверно реже, чем у детей с неврозами.

5. Подростки с неврозоподобными расстройствами также затрудняются в использовании копинг-стратегий, направленных на решение проблемы и предпочитаемые ими стратегии характеризуют интровертированный, пассивный тип личности. Наиболее часто наблюдается такой вид психологической защиты, как проекция. Поведение подростков с преобладанием данного защитного механизма отличается конфликтностью, агрессивностью. Подростки с неврозами достоверно часто используют копинг-стратегии направленные на расслабление, снижение эмоционального дискомфорта (страх, тревога). Преобладающим защитным механизмом у них являются вытеснение, что способствует повышению эмоционального дискомфорта. На втором месте - гиперкомпенсация, что отражает их заниженную, тревожную самооценку.

6. Матери детей с неврозоподобным синдромом склонны к проявлению чрезмерного контроля поведения ребенка и к его инфанти-лизации, что способствует формированию такого защитного механизма, как регрессия. Воспитание ребенка по типу потворствующей гиперпротекции способствует формированию такого защит-

ного механизма, как идентификация, а доминирующая гиперпротекция способствует формированию у ребенка регрессии и проекции. У детей с неврозами потворствующая гиперпротекция способствует формированию у ребенка таких защитных механизмов, как проекция и отрицание.

7. Полученные нами данные имеют важное дифференциальнодиагностическое значение, а также позволяют разработать дифференцированные методы психологической коррекции их эмоционального неблагополучия.

Список литературы

1. Agazade N. Individual Coping Strategies at Times of Crises / N. Agazade // Azerbaijani Journal of Psychiatry. - 2010. - Vol. 18 (1). - P. 24-37.

2. Lazarus R. S. Emotion and adaptation / R. S. Lazarus. - New York: Oxford University Press, 1991.

3. Maxwell D. The Coping Strategies Index: Field Methods Manual / D. Maxwell, R. Caldwell. - 2d Ed. - 2008.

4. Plutchk, R.,Kellerman H.,(Eds.). A general psychoevolutionary theory of emotions // Emotion: Theory, research and experience. V.I.N.Y.: Academic Press, 1980. - № 7. - P. 3-33.

5. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла: методические рекомендации. 2-е изд. - М.: Фолиум, 1993.

6. Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. - М., 1993.

7. Варга А.Я., Столин В.В. Опросник родительских отношений. - М., 1988.

8. Вейц А.Э. Дифдиагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуальноорганической патологией ЦНС // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2011. - № 1. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 28.02.2011).

9. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение.

- Л.: Медицина, Лен. отделение, 1977. - 272 с.

10. Грановская Р.М. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2010. - 476 с.

11. Детская психиатрия: учеб. / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2005. - 1120 с.

12. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. - СПб.: Речь, 2004. - 384 с.

13. Клиническая психология / под ред Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2007. - С. 391-397.

14. Ковалев В.В.Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.

16. Мамайчук И.И. Семейные отношения: Психологический анализ и пути коррекции / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С. 12-18.

17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.

18. Мамайчук И.И., Хитева А.А. Защитные механизмы и семейные отношения детей с двигательными нарушениями: сб. «Психологические проблемы самореализации личности. - СПбГУ, 2007. - Вып. 11. - С. 35-43.

43

19. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

17. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) - СПб.: Ад-дис, 1994. - 300 с.

21. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Методические рекомендации по работе с плакатами «Как я преодолеваю трудности». - СПб.: Речь, 2006.

22. Мясищев В.Н.Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 424 с.

23. Набиуллина Р. Р. Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб. пособие. - Казань: Изд-во ИП Тухтаров В.Н., 2003. - 99 с.

24. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2006. - 507 с.

25. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты.

- Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

26. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1994. - № 1. - С. 63-74.

27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. - 652 с.

28. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы.- М.: Педагогика-Пресс,1993. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.