и 8-м местах располагались поражения органов дыхания (12,5%), крови (10,0%) и мочеполовой системы (7,5%). У них за период школьного обучения отмечалось увеличение патологии сердечно-сосудистой системы в 5,2 раза, костно-мышечной — в 2,5, органов зрения — в 2, ЛОР — в 2,6 раза.
Следует отметить, что частота встречаемости хронической патологии у девочек из группы сравнения выше, чем у воспитанниц из семей с высоким уровнем благосостояния, но ниже, чем в группе контроля. Обращало на себя внимание, что в семьях низким уровнем благосостояния больных девочек достоверно больше, чем в семьях со средним и высоким уровнем благосостояния (45,0 против 30,0 и 41,7%). У них чаще формировались нарушения трех и более систем (23,0 против 20,0 и 16,7%) и достоверно реже — поражения одной или двух систем.
Нарушения репродуктивного здоровья у девочек основной группы наблюдения выявлялось в 75,9% случаев. Оказалось, что гинекологические заболевания регистрировались у 71,0% (у 70,8% девочек основной группы наблюдения, 66,5% группы сравнения и у 75,0%) девочек. Структура гинекологических заболеваний представлена следующим образом: нарушения менструального цикла выявлялись у 24,4% (22,9 и 25,0, 27,0%), задержка полового развития — у 12,4% (9 и 12,5, 15,0%), мастопатия - у 15,9% (16,7 и 15,0, 13,0%), воспалительные заболевания половых органов - у 73,1% (75,0 и 70,0, 77,0%). Необходимо
отметить, что наибольшее число заболеваний гени-тальной сферы встречалось у девочек в 16-17 лет. У них чаще формировались сочетанные поражения двух и более систем. Установлено, что 18,9% девочек имели сочетанную экстрагенитальную патологию (20,8 и 15,0, 22,0%).
Следует отметить, что у 49,3% девушек отмечались генитальные поражения на фоне соматической патологии (54,2 и 40,0, 56,0%), среди них в 1,7 раза выявлялись сочетанные поражения вульвы, влагалища и шейки матки и в 1,3 раза реже встречались изолированные поражения вульвы, влагалища, шейки матки и нарушения менструального цикла.
Установлено, что длительность воспалительного процесса у девушек, имевших соматическую и ге-нитальную патологию, в большинстве случаев превышала месяц (34,3%), чаще заболевание носило острый характер (49,1%), у 12,4% наблюдалось подо-строе течение (15,4%), у 38,1% — хроническое, чаще в контрольной (43,0%) и основной группах наблюдения (40,4%) и реже — в группе сравнения (33,0%).
Следовательно, репродуктивное здоровье у девочек с достаточно высоким и низким уровнем благосостояния хуже, чем у девочек, воспитывающихся в семьях со средним уровнем благосостояния, что важно учитывать при планировании профилактических мероприятий, и эту категорию необходимо относить в группу риска как по нарушению репродуктивного, так и соматического здоровья.
УДК 616-053.5
динамика состояния здоровья детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста, и их морфофункциональные особенности при выпуске из начальной школы
Г.П. Лукина, Ж.Г. Чижова, О.В. Молотков
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»; Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия
В условиях постоянных изменений, вызвавших ухудшение качества жизни, социальную напряженность, снижение жизненного уровня населения и другие последствия кризисного развития общества, детская популяция становится одной из наиболее социально уязвимых групп (Баранов А.А., 1997—2005; Стародубов В.И., 2001; Чичерин Л.П. и соавт., 2003; Ваганов Н.Н., 2004; Максимова Т.М. и соавт, 2004; Юрьев В.К., 2005; Лукевич В.С., 2005; Середа В.М., 2005). Особенно остро эти проблемы отражаются на состоянии здоровья и морфофункциональных особенностях детей в процессе обучения, так как посту-
пление ребенка в школу вызывает необходимость приспособления его организма к новым условиям жизни. Даже здоровые дети под влиянием высокой умственной нагрузки и новой обстановки испытывают нервное и психическое напряжение. У них нередко меняется характер поведенческих реакций, ухудшается аппетит, сон, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям. Многие первоклассники не адаптируются к школе на протяжении всего учебного года, особенно если они уже изначально имеют нарушения в состоянии здоровья. А постоянное негативное воздействие внутри- и внешкольных факто-
ров усиливает их дезадаптацию, приводя к формированию сочетанных форм патологических состояний, нарушая многие компоненты здоровья. Чаще всего нарушения здоровья школьников отмечаются в переломные периоды онтогенеза (Жданова Л.А., 1990; Русова С.И. и др., 1995, Шестакова В.Н., 2000; Борисова М.А., 2003), такие как 7, 10 и 14 лет. Во многих исследовательских работах показано, что состояние здоровья учащихся лицеев и гимназий хуже, чем в общеобразовательных школах (Рапопорт И.К. и др., 1998; Баранов А.А., 1999; Аветесян Л.Р., Кочаро-ва С.Г., 2001; Пляскина И.В., 2000; Шестакова В.Н., 2000, Ярощук Е.А., 2003). Среди выпускников инновационных школ только 6,0% детей считаются практически здоровыми (Куинджи Н.Н., 1995; Сухарева Л.Н., 1997; Баранов А.А., 1999; Шестакова В.Н., 2000—2008). Поэтому вся наша работа строилась согласно действующим приказам и методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Из 1780 первично осмотренных дошкольников 340 детей имели дополнительное обучение с 3-летнего возраста (рис. 1).
1780 детей
N=320 (18,0%) детей, имевших дополнительное обучение с дошкольного периода
80 (25,0%) детей, не продолживших дополнительное обучение в школьный период
N=1460 (82,0%) детей без дополнительного обучения
240 (75,0%) детей, имевших дополнительное обучение с дошкольного периода
Рис. 1. Характеристика групп наблюдения
Согласно поставленной цели дети, которые посещали традиционные детские дошкольные образовательные учреждения, в последующем 80 человек, составили контрольную группу. Из 320 детей, имевших дополнительное обучение с дошкольного возраста, были выделены: основная группа наблюдения в количестве 240 учащихся, которые сохранили его при обучении в начальной школе; группа сравнения в количестве 80 человек, которые с 1 класса прекратили дополнительные занятия. Такой подход позволил установить разнородность групп с учетом дополнительного обучения, охарактеризовать здоровье ребенка в динамике, уточнить его морфологические и функциональные особенности, обосновать последовательность их нарушения. В ходе исследования было отмечено, что в процессе школьного обучения у детей имелась тенденция к ухудшению состояния здоровья, особенно среди учащихся основной группы. За период обучения в начальной школе ухудшилось состояние здоровья у 43,5% учащихся, в то время как количество школьников с положительной динами-
кой не превышало 16,3%, доля детей, у которых не выявлялось какой-либо динамики, достигало 38,3%. К концу выпуска из начальной школы потеря здоровья составила 12,0%, а улучшили его всего 6,3% школьников. Дети основной группы наблюдения ухудшили здоровье в 14,6% случаев, что на 3,3% больше, чем дети из группы сравнения (11,6%) и на 4,6% больше, чем школьники из группы контроля (10,0%). Темп ухудшения здоровья более выражен у детей основной группы наблюдения (в 1,58 раза), менее — в группе сравнения (1,28 раза) и группе контроля (в 1,36 раза). Следовательно, дети, имевшие дополнительное обучение с раннего возраста и продолжившие такое направление в начальной школе, ухудшали здоровье чаще, чем дети, которые не имели дополнительного обучения. Ухудшение здоровья было обусловлено ростом функциональных нарушений (с 28,5 до 44,0%) и хронических заболеваний (с 14,0 до 24,5%), а также манифестацией сочетанных форм (с 47,5 до 63,8%). Следует подчеркнуть, что за период обучения в начальной школе поражения трех и более систем возросли в 1,8 раза (с 18,8 до 33,8%), прирост сочетанной патологии достиг 22,3% (в основной группе он составлял 22,5%, в группе сравнения — 21,3%, в группе контроля — 22,5%). На первом году обучения прирост не превышал 6,0%, на втором — 6,3%, на третьем — 6,5% и на четвертом году 3,5%. У детей из основной группы наблюдения прирост сочетанной патологии не превышал 5,0; 7,5; 6,7 и 3,3% соответственно. У школьников из группы сравнения темп формирования сочетанной патологии более выражен. На первом году обучения ее прирост составил 7,5%, на втором и третьем — по 8,8%, на четвертом — 3,7%. У респондентов контрольной группы прирост сочетанной патологии колебался от 7,5; 5,0; 6,2 до 3,8% соответственно. У детей основной группы со-четанная патология увеличивалась достоверно чаще (с 45,0 до 67,5%), чем в группе сравнения (с 41,3 до 50,0%) и группе контроля (с 31,3 до 43,0%). Прирост поражений трех и более систем у детей на первом году обучения составлял 3,5%, на втором — 6,0%, на третьем — 5,5%, на четвертом — 3,5%. У школьников основной группы наблюдения поражения трех и более систем возрастали большими темпами (с 20,8 до 41,7%), чем у детей из группы сравнения (с 18,8 до 27,5%) и группы контроля (с 12,5 до 16,5%).
Следовательно, для детей в период школьного обучения свойственно формирование сочетанных заболеваний, с большей достоверностью — у детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста, что важно учитывать при составлении профилактических мероприятий и программ обучения.
Функциональная патология чаще формировалась у детей основной группы наблюдения (от 37,5 до 45,8%) и группы сравнения (от 35,0 до 43,8%) и реже — в группе контроля (от 32,5 до 38,8%). У школьников
основной группы наблюдения из года в год ее прирост колебался и составил в среднем ежегодно 2,07% (2,5% на первом году обучения, 1,7% - на втором, 2,1% - на третьем и 2,0% - на четвертом году обучения). У респондентов группы сравнения прирост со-четанных заболеваний составлял в среднем ежегодно 2,2% (2,5; 2,5; 1,3 и 2,5% соответственно). У детей из группы контроля просматривалась аналогичная ситуация, но темп прироста сочетанных заболеваний не превышал в среднем за год 1,57% (2; 1,3; 1,2 и 1,3% соответственно). Кроме того, установлено, что доля детей с хроническими заболеваниями за период обучения в начальной школе возросла на 10,26% (в основной группе наблюдения — на 10,8%, в группе сравнения и контроля — на 10,0%). За период обучения в начальной школе хроническая патология возросла с 14,0 до 16,8%. При выпуске из начальной школы количество детей с хронической патологией было больше (25,8%), чем в группах сравнения (23,8%) и контроля (21,3%).
Аналогичная ситуация прослеживалась и при поступлении детей в школу, но частота встречаемости хронических заболеваний была достоверно ниже (р<0,05), что указывает на отрицательную динамику показателей здоровья у школьников, имевших дополнительное обучение с раннего возраста. Следует отметить, что темп прироста хронической патологии у детей более выражен в первые три года обучения, у детей группы контроля он составил 2,5; 2,5; 3,7 и 1,3% соответственно, в группе сравнения — 3,7; 2,5; 3,8 и 0,0% соответственно и в основной группе 2,0; 4,7; 3,7 и 0,4% соответственно.
За период обучения в начальной школе у мальчиков в 1,7 раза чаще возникали хронические заболевания (с 14,1 до 23,7%), чем у девочек (с 19,3 до 25,2%), и они чаще состояли на учете по третьей и четвертой группам здоровья. У мальчиков, которые имели дополнительное обучение с раннего возраста и сохранили такую направленность в школе, в 1,5 раза чаще возникали хронические заболевания (с 15,0 до 25,0%), чем у девочек (с 20,0 до 26,7%). В группах сравнения и контроля просматривалась подобная тенденция. Мальчики, имевшие дополнительное обучение с раннего возраста, но не сохранившие его в процессе учебы в школе, в 1,64 раза чаще формировали хронические заболевания (15,8 до 23,7%), чем девочки (с 19,0 до 23,8%). Мальчики, которые не имели дополнительного обучения с раннего возраста, в 2 раза чаще формировали хронические заболевания за период обучения в начальной школе (с 10,0 до 20,0%), чем девочки (с 17,5 до 22,5%). Обращало на себя внимание то, что при выпуске из школы количество мальчиков в основной группе наблюдения с хроническими заболеваниями (25,0%) больше, чем в группе сравнения (23,7%) и контроля (20,0%), их доля в основной группе увеличилась на 10,0%, в группе сравнения — на 7,9%, контроля — на 10,0%.
При выпуске из начальной школы количество девочек с хронической патологией в основной группе составляло 26,7%, что на 3,0% больше, чем в группе сравнения (23,8%) и на 4,2% больше, чем группе контроля (22,5%). Доля прироста хронических заболеваний у девочек основной группы наблюдения составила 6,7%, в группе сравнения — 4,8% и контроля — 5,0%, что несколько больше, чем у мальчиков.
Отсюда следует, что у мальчиков состояние здоровья лучше, чем у девочек, но при наличии хронической патологии в процессе школьного обучения им свойственно чаще прогрессирование состояния, что требует тщательного наблюдения динамической коррекции.
Функциональные нарушения при выпуске из школы выявлялись у 63,3% учащихся. Они встречались с одинаковой частотой как у мальчиков, так и у девочек (63,1 и 63,4%). При выпуске из начальной школы функциональные нарушения выявлялись в 45,8% случаев у детей основной группы и в 43,8% — у респондентов группы сравнения, в то время как у детей без дополнительного обучения частота функциональных нарушений выявлялась реже (38,8%), а частота нереализованного риска выше (23,8 против 20,0 и 16,7%), что достоверно меньше, чем при поступлении в школу.
Следует отметить, что у детей контрольной группы наблюдения данные нарушения выявлялись чаще, чем в группе сравнения (63,8%) и основной (62,5%), без достоверных различий. Дети этой группы наблюдения реже болели острыми респираторно-вирусными инфекциями, у них реже формировалась группа часто болеющих детей (25,0 против 33,8 и 30,0%). Они чаще имели хорошую резистентность организма (58,8 против 42,5 и 32,1%, р<0,05), но достоверно реже, чем при поступлении в школу (на 17,7; 17,5; 15,8% соответственно). Их адаптационные возможности были выше (51,3 против 42,5 и 37,5%), но (на 10,0; 10,0; 14,6%) хуже, чем при поступлении в школу (58,8%).
Установлено, что дети группы контроля в процессе обучения успешнее адаптировались к школьному процессу (р<0,05). В группе сравнения количество дезадаптированных учащихся достигало 7,8%, что на 4,3% меньше, чем в основной группе, но на 1,3% больше, чем в группе контроля (7,5%). Большинство учащихся с низкой академической (7,9%), личностной (12,1%) и социальной (2,9%) адаптацией встречалось в основной группе наблюдения, реже — в группе сравнения (2,5; 8,8 и 2,5% соответственно) и контроля (7,5; 6,3 и 2,5% соответственно). У респондентов группы контроля реже сохранялись нарушения психоэмоциональной сферы (52,5 против 72,5% — дети из группы сравнения и 71,3% — школьники из основной группы, р<0,05), отклонения в поведении (16,3 против 17,5 и 20,8% соответственно), познавательной деятельности (17,5 против 20,0 и 25,0% соответственно).
Следует подчеркнуть, что количество детей с отклонениями в психоэмоциональном статусе из года в год возрастало. За четыре года обучения в школе количество учащихся с различными нарушениями возросло в основной группе наблюдения на 18,3%, в группе сравнения — на 19,8%, в группе контроля — на 15,0%. Доля детей с колебаниями настроения возросла в 1,32 раза (на 18,3% в основной группе; на 18,8% — в группе сравнения и на 15,0% — в группе контроля), с повышенной плаксивостью — в 1,55 раза (на 2,6; на 5,0 и на 5,0% соответственно), с раздражительностью — в 1,89 раза (на 17,0; на 10,0 и на 6,2%), с чувством страха — в 2,32 раза (на 5,8; 3,7 и 5,0% соответственно), с повышенной утомляемостью при физических нагрузках в 1,8 раза (на 13,7; 5,0 и 5,0%) и при психических нагрузках в 1,5 раза (на 14,6; 6,2 и 5,0% соответственно). Обращало на себя внимание, что по сравнению с детьми без дополнительного обучения у школьников из основной группы наблюдения достаточно высок процент учащихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы (р<0,05). Это проявлялось повышенной раздражительностью (33,3% — основная группа против 17,5% — группа контроля, р<0,05), плаксивостью (13,8 против 10,0% соответственно), нарушениями сна (31,3 против 20,0%, р<0,05, соответственно) и аппетита (22,5 против 17,5% соответственно), а также повышенной утомляемостью при физических (27,5 против 15,0%, р<0,05) и психических нагрузках (37,5 против 23,8%, р<0,05), развитием астенического синдрома (27,9 против 11,5%, р<0,05), усилением тревожности (58,3 против 35,0%, р<0,05).
Большинство учащихся при выпуске из начальной школы были социально адаптированы (98,8% — из группы контроля; 97,5% — из группы сравнения и 97,1% — из основной группы при выпуске из начальной школы против 93,8% — из группы контроля; 96,3% — из группы сравнения и 96,1% — из основной группы при поступлении в школу), имели хорошую личностную (92,5; 91,3 и 87,9 против 87,5; 86,3 и 86,7% соответственно) и академическую (91,8; 97,5 и 92,1 против 87,5; 93,8 и 93,8% соответственно) адаптацию. Дезадаптация сохранялась у 10,5% школьников. В основной группе 12,1% учащихся не смогли адаптироваться к школьному процессу и требовали своевременной коррекции. Следует подчеркнуть, что срыв адаптационных механизмов был обусловлен, с одной стороны, недостаточными функциональными резервами организма ребенка, а с другой — чрезмерной силой воздействия новых факторов школьной среды.
Установлено, что при выпуске из начальной школы 18,8% (20,8% учащихся основной группы, 17,5% группы сравнения и 13,8% группы контроля) имели высокий и 32,5% — выше среднего (37,5; 27,5 и 21,3% соответственно) уровень умственного развития (УУР). Доля учеников со средним УУР выявлялась у детей группы сравнения (55,0%) и контроля (56,3%) прибли-
зительно с одинаковой частотой и достоверно реже — у школьников основной группы наблюдения (41,7%). У них достоверно чаще сохранялся высокий и выше среднего уровень умственного развития (р<0,05). В основной группе наблюдения доля учащихся с высоким уровнем умственного развития уменьшилась на 5,6%, а с показателями выше средних величин увеличилась на 2,5%. В группах сравнения и контроля количество детей с высоким УУР уменьшилось на 7,5 и на 5,0%, а с показателями выше средних величин уменьшилось на 10,0 и на 6,2% соответственно.
Установлено, что у детей, которые не имели дополнительного обучения с раннего возраста, доминировали поражения желудочно-кишечного тракта (28,8%), сердечно-сосудистой (26,3%) системы, опорно-двигательного аппарата (25,0%), реже — центральной нервной (23,8%) и бронхолегочной (23,8%) систем, ЛОР-органов (20,0%). Следует отметить, что частота встречаемости их возрастала по сравнению с первым годом обучения.
У детей, которые имели дополнительное обучение с раннего возраста и сохранили его в начальной школе, структура заболеваний однотипна со структурой патологий учащихся группы контроля, но частота встречаемости их выше.
Количество детей с патологией желудочно-кишечного тракта при выпуске из начальной школы в основной группе наблюдения составляло 39,6%, что позволило занять ей первое место в структуре соматических патологий. На втором месте располагались нарушения центральной нервной системы (37,1%), на третьем — заболевания сердечно-сосудистой системы (35,4%) на четвертом — опорно-двигательного аппарата (33,8%), на пятом — органов кроветворения (29,2%) и ЛОР-заболевания (28,3%). Патологии органов дыхания (26,7%) и зрения (22,5%) занимали шестое и седьмое места соответственно.
В группе сравнения первое место отводилось поражениям желудочно-кишечного тракта (36,7%), второе — нарушениям опорно-двигательного аппарата (32,5%), третье — сердечно-сосудистой патологии (30,0%), четвертое — заболеваниям центральной нервной системы (28,8%) и ЛОР-органов (28,8%), пятое — органов дыхания (25,0%). Патология органов кроветворения занимала седьмую позицию (17,5%), на шестом месте располагались нарушения органов зрения (20,0%). Выявлено, что поражения мочеполовой и эндокринной систем во всех группах наблюдения из года в год находились на 8 и 9 местах. ЛОР-патология у детей, имевших дополнительные нагрузки с раннего возраста, из года в год занимала ведущие места, периодически смещая заболевания органов дыхания то на пятое, то на четвертое место. Установлено, что патология органов пищеварения, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и центральной нервной систем из года в год лидировала.
Таким образом, при выпуске из начальной школы количество школьников с заболеваниями органов пищеварения (с 33,8 до 36,8%), сердечнососудистой (с 29,8 до 32,5%), нервной (с 28,8 до 32,8%) и костно-мышечной систем (с 25,5 до 31,8%), ЛОР-органов (с 23,0 до 26,8%), органов дыхания (с 21,0 до 25,8%) и зрения (с 16,5 до 21,0%) возрастало, что согласовалось с литературными данными и результатами по РФ, но частота встречаемости их от года к году увеличивалась, что требовало индивидуального подхода с учетом пола ребенка, возраста и началом обучения, с обязательным привлечением узких специалистов, включая и представителей психолого-педагогического звена, как в школе, так и в амбулаторно-поликлинических условиях для ранней их коррекции.
Установлено, что у мальчиков из года в год первые места занимала патология органов пищеварения (37,9% — на первом году обучения; на втором — 39,9%; на третьем — 37,9%; на четвертом году — 39,8%), поражения центральной нервной системы (31,8; 33,8; 35,9 и 36,9% соответственно), нарушения опорно-двигательного аппарата (29,8; 31,4; 32,3 и 33,3% соответственно), органов кроветворения (28,3; 29,3; 30,3 и 26,8% соответственно) и кровообращения (27,9; 29,8; 32,8 и 34,2%). ЛОР-заболевания размещались на шестом месте, в то время как у девочек эта патология занимала пятое место, частота которых возрастала из года в год и при выпуске из начальной школы составила 27,2%.
Обращало на себя внимание, что девочки достоверно чаще имели поражения органов кровообращения, реже — нарушения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, чем мальчики (р<0,05). В первом и во втором классах лидировали нарушения органов кровообращения (35,6 и 33,7%), смещая патологию органов пищеварения на второе место (26,2 и 29,2%), в третьем и четвертом классах вновь нарушения органов пищеварения вышли на первое место (33,2 и 34,2%), смещая поражения органов кровообращения на второе (29,7 и 30,7%). Первые два года на третьем месте размещались нарушения центральной нервной системы (25,7 и 26,7%). В последующие два года они уступили место заболеваниям опорно-двигательного аппарата (30,2 и 29,7%), которые до этого времени находились на четвертом месте (23,8 и 25,2%).
Следовательно, структура заболеваний тесно связана с возрастом, полом ребенка, в меньшей степени — со школьным процессом и ранним началом обучения, а частота формирования заболеваний и степень их тяжести зависимы от учебного процесса и начала обучения. Установлено, что за период обучения в начальной школе доля учащихся, имевших дополнительное обучение с раннего возраста и сохранивших эту направленность, с первой группой здоровья сократилась на 6,2% (с 17,9 до 11,%). В кон-
трольной группе доля таких детей уменьшилась на 6,2%, в группе сравнения — на 6,3%. Отмечено, что I группа здоровья за период обучения в начальной школе сократилась на 6,2%, в то время как III группа здоровья возросла на 4,86% (с 15,4 до 21,3% в основной группе, с 13,8 до 17,5% в группе сравнения и с 11,3 до 16,3% в группе контроля), IV группа здоровья увеличилась на 5,0% (с 2,1 до 4,6%; с 0 до 7,5% и с 0 до 5,0% соответственно). Школьники группы сравнения и группы контроля при выпуске из начальной школы чаще имели первую (12,5 и 13,8%) и вторую группы здоровья (63,5 и 65,0%), в отличие от детей группы наблюдения (11,7 и 62,5%).
Следовательно, состояние здоровья детей, не имевших дополнительного обучения, лучше, чем тех детей, которые имели дополнительное обучение с раннего возраста. И такая тенденция сохранялась на протяжении всего обучения в начальной школе.
У мальчиков при выпуске из школы первая группа здоровья сократилась в 1,4 раза (с 18,2 до 13,1%), у девочек — в 1,5 раза (с 17,3 до 11,4%), в то время как возросло количество мальчиков с III и IV группами здоровья в 1,7 раза (с 14,1 до 23,7%), девочек — в 1,3 раза (с 19,3 до 25,2%). Обращало на себя внимание, что вторая группа здоровья у девочек, как и в первом классе, составляла 63,4%, в то время как в группе мальчиков доля детей со второй группой здоровья снизилась на 4,6% (с 67,7 до 63,1%), что свидетельствовало об ухудшении состояния здоровья по мере взросления учащихся, особенно у мальчиков.
Установлено, что в основной группе наблюдения доля мальчиков с первой группой здоровья уменьшилась на 6,2% (с 18,7 до 12,5%), а девочек - на 5,9% (с 16,7 до 10,8%), но увеличилась доля школьников с третьей группой здоровья на 10,0% (с 15,0 до 25,0%), а школьниц - на 6,7% (с 20,0 до 26,7%), в то время как в группе сравнения количество мальчиков с первой группой здоровья снизилось на 5,2% (с 18,4 до 13,2%), а девочек — на 4,8% (с 16,75 до 11,9%), но доля мальчиков с третьей группой здоровья возросла на 7,9% (с 15,8 до 23,7%), а девочек — на 6,0% (с 19,0 до 25,0%), что свидетельствовало об отрицательной динамике в состоянии здоровья школьников с более выраженной тенденцией у детей, которые имели дополнительные нагрузки с раннего возраста и сохранили их в школе. В группе контроля прослеживалась аналогичная ситуация, но темпы колебания в состоянии здоровья были различными. Установлено, что доля мальчиков с первой группой здоровья уменьшилась на 2,5% (с 17,5 до 15,0%), девочек — на 7,5% (с 20,0 до 12,5%), а доля школьников с третьей группой здоровья возросла на 10,0% (с 10,0 до 20,0%), школьниц — на 5,0% (с 17,5 до 22,5%), что еще раз подтверждало отрицательную динамику в состоянии здоровья детей в процессе обучения.
Анализ состояния здоровья детей за период обучения в начальной школе позволил выявить
ухудшения соматического здоровья в 1,39 раза (с 50,0 до 69,8%), психологического — в 1,36 (с 41,3 до 56,3%), физического - 1,95 (с 22,0 до 43,0%), психического — в 1,96 (с 19,8 до 39,0%) и социального — в 1,82 раза (с 15,0 до 27,3%), что должно настораживать педагогический и медицинский персонал. Обращало на себя внимание то, что за период обучения в начальной школе у детей основной группы наблюдения с большой частотой ухудшились физический (в 2,14 раза), психический (в 2,16 раза) и социальный (в 2,5 раза) компоненты здоровья. Аналогичная ситуация просматривалась и у школьников групп сравнения и контроля, но темп нарушения у них менее выражен. Количество детей с отклонениями в физическом, психическом и социальном здоровье в группе сравнения возросло в 1,64 раза; в 1,66 и в 1,8 раза, в группе контроля — в 1,59 раза, в 1,64 и в 1,53 раза. Обращало на себя внимание, что количество детей с отклонениями в психологическом, физическом, психическом здоровье достоверно меньше в группе сравнения и контроля, чем в основной группе наблюдения (р<0,05). Среди детей групп контроля и сравнения достоверно чаще встречались дети с нарушением соматического компонента здоровья, чем физического, психологического, психического и социального (р<0,05). В основной группе наблюдения среди школьников достоверно реже выявляли детей с нарушением психологического и социального компонентов здоровья, чем соматического, психологического и физического (р<0,05), что важно учитывать при отработке комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей в процессе школьного обучения.
У мальчиков основной группы наблюдения первоначально нарушалось соматическое (75,0%), психологическое (60,8%) и физическое здоровье (50,0%), в последующем — психическое (50,0%) и социальное (33,3%). В группах сравнения и контроля отмечалась аналогичная последовательность нарушений компонентов здоровья. У них нарушения соматического (73,3 и 57,5%) и психологического (42,1 и 35,0%) компонента здоровья, в последующем физического (34,2 и 30,0%), психического (31,6 и 30,0%) и социального (28,9 и 27,5%), возникали реже, чем в основной группе. За период обучения в школе у мальчиков основной группы наблюдения соматическое здоровье ухудшилось в 1,36 раза, психологическое — в 1,49, физическое — в 2,3, психическое — в 2,2, социальное — в 1,97 раза. В группе сравнения доля мальчиков с нарушением соматического здоровья возросла в 1,54 раза, психологического — в 1,33,физического — в 1,85, психического — в 1,49 и социального — в 1,83 раза. В группе контроля прослеживалась аналогичная ситуация: количество мальчиков с отклонением соматического здоровья возросло в 1,35 раза, психологического — в 1,44, физического — в 1,98, психического — в 1,71 и социального — в 1,57 раза. Следовательно, у
мальчиков чаще возникали нарушения физического, психического и социального здоровья, в то время как у девочек — соматического, психологического и физического.
У девочек основной группы наблюдения продолжало ухудшаться психологическое (с 58,9 до 71,7%), физическое (с 25,0 до 50,0%), в последующем соматическое (с 50,0 до 66,7%), психическое (с 19,2 до 40,0%) и социальное (с 13,3 до 24,2%) здоровье. В группе сравнения и контроля ухудшалось соматическое (с 45,2 до 61,9% и с 45,0 до 61,9%), психологическое (с 35,7 до 50,0% и с 25,0 до 37,5%) здоровье. В последующем нарушалось физическое (с 23,8 до 38,1% и с 22,5 до 30,0%), психическое (с 16,7 до 31,0% и с 17,5 до 27,5%) и социальное (с 11,8 до 21,4% и с 15,1 до 22,5%) здоровье.
У девочек группы контроля соматическое (62,5%), психологическое (37,5%) здоровье нарушалось чаще, чем у мальчиков своей группы (57,5; 35,0%). Достоверно реже, чем у сверстниц (66,7 и 71,7%), сверстников (75,0 и 60,8%) основной группы наблюдения и одноклассниц (61,9 и 50,0%) и одноклассников (73,3 и 42,1%) группы сравнения. У девочек группы контроля нарушения психического (27,5%), социального (22,0%) здоровья возникали реже, чем у своих сверстников (30,0 и 27,5%), а также у одноклассниц (40,0 и 24,2%) и одноклассников (50,0 и 33,3%) основной группы наблюдения. Обращало на себя внимание, что у девочек более выражен темп нарушения физического здоровья, что важно учитывать при физических нагрузках, особенно у детей, которые имеют дополнительное обучение с раннего возраста и сохраняют его в процессе обучения в школе.
У детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста и сохранивших эту направленность в период начального обучения в школе, нарушения пяти компонентов здоровья отмечались с большей достоверностью (71,7%), чем среди детей группы сравнения (67,5%) и контроля (60,0%). Установлено, что при нарушениях двух компонентов здоровья у 26,8% школьников возникло нарушение и физического компонента, а при нарушении трех компонентов здоровья у 17,3% учащихся проявлялись нарушения психического здоровья, при нарушении четырех компонентов здоровья у 15,7% школьников формировались отклонения социального компонента. У детей основной группы наблюдения при нарушении двух компонентов здоровья у 21,3% респондентов нарушался третий компонент здоровья, а при нарушении трех компонентов здоровья у 21,3% возникало нарушения четвертого компонента, при нарушении четырех компонентов здоровья у 21,2% формировались отклонения в пяти компонентах здоровья.
Аналогичная ситуация возникала и в группе контроля, но частота нарушений достоверно ниже. При нарушении двух компонентов здоровья у 30,0%
школьников возникало нарушение третьего компонента, при нарушении трех компонентов здоровья у 7,5% проявлялись отклонения в четвертом компоненте здоровья, при нарушении четырех компонентов здоровья у 5,0% детей возникали нарушения в пятом компоненте здоровья.
Таким образом, состояние здоровья детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста, изначально хуже, чем у детей без дополнительного обучения. При несвоевременной коррекции соматических нарушений возникает каскад отклонений, в патологический процесс вовлекаются психологический, физический, психический и социальный компоненты здоровья. У мальчиков нарушается физическое, психическое и социальное здоровье, у девочек — соматическое, психологическое и физическое. Дети, которые не имеют дополнительного обучения, чаще обладают хорошей резистентностью, реже болеют вирусными заболеваниями, лучше адаптируются к сложившимся ситуациям, реже формируют хронические заболевания.
Следовательно, показатели здоровья как при поступлении в школу, так и при выпуске из начальной школы хуже у детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста. У детей, не имевших дополнительного обучения с раннего возраста, темп
нарушения состояния здоровья происходит медленнее, хроническая патология формируется достоверно реже (р>0,05), количество здоровых детей достоверно выше (р<0,05). Вероятно, это обусловлено как социально-экономическими условиями, так и социально-гигиеническими факторами. Как признано учеными, период обучения в начальной школе является важным периодом в формировании здоровья. Поэтому неблагоприятные экологические, социально-экономические условия на этом этапе предъявляют растущему организму повышенные требования, способствуя развитию дезадаптационных реакций, приводя к нарушению состояния здоровья. Отсюда можно предположить, что дети, имевшие дополнительное обучение с раннего возраста и сохранившие эту направленность в школьный период, труднее адаптируются, имея низкие адаптационно-резервные возможности, чем дети, не имевшие дополнительного обучения. Они являются группой высокого риска по формированию сочетанных поражений с заинтересованностью трех и более систем, срыву адаптации и требуют тщательного изучения с обязательным выделением ведущих причин, способствующих формированию каждой конкретной патологии с учетом индивидуальности возрастного периода, пола ребенка.
УДК 616-058.81
роль семьи в формировании здоровья ребенка
М.А. Пунина, Н.Н. Рябкина, З.В. Липень, В.Н. Шестакова
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»;
РМАПО, Смоленск, Россия
Специалисты в области гигиены детей и подростков и педиатры постоянно обращают внимание на ведущую роль семьи в укреплении здоровья детей, особенно относящихся к группе социального неблагополучия. Именно в семье закладываются основы здорового образа жизни, прежде всего семья противостоит формированию у детей и подростков вредных привычек (Гаджиев Р.С., Рамазанов Р.С., 2004; Шарапова О.В., 2006; Campbell J.R., Connochie R.M., Weitzman M., 1994). По данным С. Шапиро (1999), семья влияет на гармоничность развития ребенка, закладывая основы духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и социального компонентов здоровья. Семья является основным участником и непосредственным исполнителем повседневной работы по воспитанию ребенка, по профилактике у него многих видов заболеваний, по подготовке к поступлению в организованный коллектив. От семьи зависит формирование многих гигиенических и поведенческих привычек, нередко влияющих на
состояние здоровья (Калмыкова И.В., 2003; Капитонов В.Ф., 2003). По данным З.А. Хуснутдиновой (2000), каждый третий ребенок живет в семье, имеющей тот или иной фактор социального риска, а каждый десятый — в семье с двумя и более факторами риска. Установлено, что семьи высокого социального риска составляют 21,6%, причем заболеваемость у детей из этих семей в 1,5—2,0 раза выше, чем у детей из благополучных семей. Факторы социального риска в первую очередь отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи и ее способности воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.
ВНИИ социальной гигиены, организации и управления здравоохранением имени Н.А. Семашко были выделены 3 группы факторов социального риска, которые влияют на формирование семей социального неблагополучия: а) социально-гигиенические (плохие материально-бытовые условия; мать или оба родителя; работа родителей, особенно матери,