Научная статья на тему 'Особенности состояния здоровья детей 12-14 летнего возраста, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита'

Особенности состояния здоровья детей 12-14 летнего возраста, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ОСТРЫЙ АППЕНДИЦИТ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / SCHOOLCHILDREN / ACUTE APPENDICITIS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лабузов Д. С., Тарасов А. А., Шестакова В. Н.

Выявлено худшее состояние здоровья учащихся в возрасте 12-14 лет, подвергавшихся оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита, чем у школьников, не имевших оперативных вмешательств, и темп его нарушения более выражен, чем в 10-11 летнем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лабузов Д. С., Тарасов А. А., Шестакова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF CHILDREN 12-14 YEARS OF AGE SINCE SURGICAL INTERVENTIONS FOR ACUTE APPENDICITIS

Revealed the worst health status of pupils aged 12-14 years, underwent surgery for acute appendicitis than students who had no surgical intervention, and the pace of its breach is more pronounced than in 10-11 years of age.

Текст научной работы на тему «Особенности состояния здоровья детей 12-14 летнего возраста, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанова А.В., Насыбуллина Г.М. Роль родителей и персонала школ в организации начального периода обучения детей// Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 51 - 54.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. - М.: Династия, 2003. - 512 с.

3. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей групп риска// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - № 2. - С. 21 - 32.

4. Зорина И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся// Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 48 -51.

5. Капитонов В.Ф. Медико-демографическая характеристика некоторых типов семей// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2003. - № 1. - С. 12 - 14.

6. Концептуальные взгляды на здоровье ребёнка / Под редакцией В.Н. Шестаковой. - Смоленск: СГМА, 2003. - 548 с.

7. Лебедев А.А. Медико-социальные особенности внебрачных детей и их родителей// Здравоохранение РФ. - 1990. - № 4. - С. 43 - 44.

8. Максимова Т. М., Белов В.Б., Лушкина Н.П. Физическое развитие и здоровье детей России (2000-2001 гг.) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2004-№5.-с.6-11

9. Монахов М.В., Соколовская Т.А. Социальная характеристика семей в современной России и здоровье детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - № 1. - С. 77 - 82.

10. Сычев М.М. Счастливый брак и здоровый образ жизни: биосоциальные аспекты// Методологические и медико-психологические аспекты здорового образа жизни. - Смоленск: Универсум. - 2004. - С. 159 - 170.

УДК: 616.346.2-002-089-053.5

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 12-14 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕВШИХ ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПО ПОВОДУ ОСТРОГО АППЕНДИЦИТА

Д.С. Лабузов, А.А. Тарасов, В.Н. Шестакова.

ГОУ ВПО СГМА Росздрава

Резюме: Выявлено худшее состояние здоровья учащихся в возрасте 12-14 лет, подвергавшихся оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита, чем у школьников, не имевших оперативных вмешательств, и темп его нарушения более выражен, чем в 10-11 летнем возрасте.

Ключевые слова: школьники, острый аппендицит, состояние здоровья

CHARACTERISTICS OF CHILDREN 12-14 YEARS OF AGE SINCE SURGICAL INTERVENTIONS FOR ACUTE APPENDICITIS

D.S. Labuzov, A.A. Tarasov, V.N. Shestakova.

Resume: Revealed the worst health status of pupils aged 12-14 years, underwent surgery for acute appendicitis than students who had no surgical intervention, and the pace of its breach is more pronounced than in 10-11 years of age.

Key words: schoolchildren, acute appendicitis, health

Одной из самых уязвимых групп населения считались и считаются дети школьного возраста [1, 3, 8, 9, 11]. Только 28,0 % дошкольников относятся к первой группе здоровья, а у 62,0 % - регистрируются функциональные расстройства. К концу первого года обучения число больных детей увеличивается в 1,5 раза [7, 10]. По мере взросления ребенка, число больных возрастает и к окончанию школы, по данным различных авторов от 40,0 % до 99,0 % детей имеют уже ту или иную патологию [3, 4, 7]. Распространенность функциональных отклонений среди учащихся

младших классов увеличивается на 84,7 %, хронических болезней на 83,8 %. Для старшеклассников соответствующие значения составляют 73,8 % и 39,6 %. По данным официальной статистики заболеваемость учащихся до 14 лет увеличивается на 50,0 %, у подростков 15-17 лет - на 64,0 % [3]. За последние годы число здоровых детей в первых классах снижается на 15,0 %, в восьмых классах - до 67,0 % [4, 11]. Чаще всего нарушения в здоровье школьников отмечаются в переломные периоды онтогенеза [5, 7, 11], такие как 7, 10 и 14 лет. Среди различных заболеваний, возник-

ших у детей школьного возраста, немалое место занимает и хирургическая патология, а именно острый аппендицит. Наиболее часто диагноз «острый аппендицит» ставиться детям в возрасте 7-14 лет (80,0-82,0 %), то есть период обучения в школе, составляя при этом около 75,0 % всех экстренных операций на органах брюшной полости, что и является актуальным. Поэтому нами велось наблюдение за состоянием здоровья детей, оперированных по поводу острого аппендицита (п=197, основная группа наблюдения). Группу сравнения составили дети, которые не подвергались оперативному вмешательству (п=247). Как известно возрастной диапазон от 12 до 14 лет очень важен в жизни ребенка, в это время начинается формирование полового развития, требующее большого напряжения, огромных энергетических затрат и любые негативные факторы могут привести к различным отклонениям в состоянии здоровья ребенка. Нами установлено, что в этом возрастном диапазоне происходило ухудшение состояние здоровья, но с большими темпами в основной группе наблюдения. Практически здоровые дети не превышали 6,8 %, что согласуется и с литературными данными [3, 7, 9, 11]. Наименьшее количество здоровых детей выявлялось в основной группе наблюдения (5,6 %), чем в группе сравнения (7,7 %). Ухудшение здоровья у них составляло 16,8 %, в группе сравнения 8,5 % (р<0,05), что на 3,6 % больше, чем в возрасте 10-11 лет и на

4.5 % меньше, чем в 7-9 летнем возрасте. Улучшили здоровья 4,1 % школьников из основной группы наблюдения и 6,5 % учащихся из группы сравнения, что на 1,6 % меньше, чем в 10-11 летнем возрасте. В этом возрастном диапазоне отсутствовала динамика в состоянии здоровья у 82,4 % школьников. В группе сравнения она составляла (85,0 %), в основной группе наблюдения (79,1 %).

Большинство детей имели функциональные нарушения, количество которых возрастало с 32,9 % до 35,1 % и составляло в группе сравнения 30,0 %, в основной группе наблюдения 34,5 %. Эти дети состояли под наблюдением участковых педиатров по II группе здоровья. Количество респондентов, наблюдавшихся по II группе здоровья, оказалось на 1,1 % больше, чем в возрасте 10-11 лет и на 2,0 % больше, чем в 7-9 летнем возрасте. Дети группы сравнения на

3.6 % чаще состояли на учете по II группе здоровья (61,5 %), чем школьники из группы сравнения (57,9 %) и на 1,6 % чаще, чем в 10-11 летнем возрасте и на 3,6 % чаще, чем в 7-9 лет (рис. 24, 25). В то время как у детей основной группы наблюдения хронические заболевания возникали чаще (36,6 %), чем дети группы сравнения (30,8 %), число которых возросло на 2,0 %, в то время как в группе сравнения на 0,4 %.

Среди детей, состоявших на учете по III группы здоровья (33,3 %), большую долю составляли дети

группы сравнения (28,3 % против 26,4 %). В то же время, они реже состояли на учете по IV группе здоровья (2,4 % против 10,2 %, р<0,05), куда входили дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, что свидетельствовало о более тяжелом отклонении в состоянии здоровья у детей, подвергавшихся оперативному вмешательству. Обращало на себя внимание, что у детей из основной группы наблюдения в возрасте 12-14 лет чаще выявлялись сочетанные нарушения двух и более систем (69,0 %) и реже поражения одной системы (5,1 %, р<0,05), прирост таких поражения увеличился на 10,6 %, в 10-11 лет прирост не превышал 2,6 %. У респондентов группы сравнения, в этом возрастном диапазоне, сочетанные патологии встречались так же чаще (49,2 %), чем поражения одной системы (12,1 %, р<0,05). Прирост их составлял 11,1 %, в 10-11 лет он не превышал 9,4 %. У школьников группы сравнения прирост сочетанных поражений более 3 систем наблюдался в 1,96 раз реже (16,3 %против 32,0 %), чем в основной группе, что свидетельствовало о более тяжелом нарушении здоровья у пациентов, имевших оперативные вмешательства по поводу острого аппендицита.

Как и в предыдущие периоды жизни, невысокие адаптационные возможности выявлялись чаще в группе школьников, подвергавшихся оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита (34,0 % против 22,3 %, р<0,05), которые ухудшались (на 3,0 %) по сравнению с 10-11 летним возрастом (рис. 34, 35). У детей этого возраста адаптационные возможности чаще снижались при физических (р<0,05) и психических (р<0,05) нагрузках. Низкие адаптационные возможности при физических (50,3 % против 36,4 %, р<0,05) и психических (48,7 % против 40,1 %, р<0,05) нагрузках достоверно чаще наблюдались у детей основной группы наблюдения. Хорошую личностную (13,4 %), социальную (22,3 %) и академическую (30,4 %) адаптацию имели чаще дети, которые не подвергались оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита и реже школьники из основной группы наблюдения (6,1 %; 6,1% и 29,7 %, р<0,05), что положительно сказывалось на здоровье детей группы сравнения.

Острые респираторно-вирусные заболевания за этот период перенесли 95,7 % школьников, (97,5 % пациентов основной группы наблюдения и 93,8 % детей группы сравнения), что на 2,2 % чаще, чем в 10-11 летнем возрасте. ОРВИ возникали на 3,7 % чаще у детей основной группы наблюдения, что явилось поводом для перевода их в группу ЧБД, которая составила 31,6 %. Количество ЧБД оказалось больше в основной группе наблюдения (37,1 %) и достоверно реже в группе сравнения (26,1 %, р<0,05), но меньше, чем в возрасте 10-11 ле. Выявлено, что сни-

женные показатели резистентности чаще имели дети основной группы наблюдения. Количество детей с низкой резистентностью возросло с 8,3 % до 10,6 %, преимущественно у респондентов из основной группы наблюдения (с 12,2 % до 15,2 %, р<0,05) и реже из группы сравнения (5,3 % до 6,1 %).

«Детскими» инфекциями переболело 13,5 % школьников, что на 1,1 % меньше, чем в 10-11 летнем возрасте (рис. 36). Чаще болели дети основной группы наблюдения (19,3 % против 8,3 %, р<0,05), что свидетельствовало о низких резервных возможностях у данной группы школьников.

У респондентов 12-14 летнего возраста из основной группы наблюдения лидировали нарушения желудочно-кишечного тракта (35,5 %), сердечнососудистой системы (33,0 %), центральной нервной (24,4 %) систем, опорно-двигательного аппарата (22,8 %), органов кроветворения (17,8 %), органов зрения (17,3 %) и мочеполовой системы (16,8 %). Их количество возросло на 7,6 %; 13,2 %; 7,6 %; 3,0 % соответственно по сравнению с 10-11 годами и на 2,8 %; 14,8 %; 2,5 % и 1,3 % по сравнению со сверстниками из группы сравнения. Такие заболевания как органы кроветворения, зрения и мочеполовой системы возрастали на 7,6 %; 6,1 % и 8,2 % соответственно. На восьмом девятом и десятом местах находились заболевания ЛОР (13,7 %), эндокринной системы (13,2 %) и органов дыхания (12,7 %). Количество детей с этими заболеваниями увеличивалось на 3,0 %; 7,1%; 5,7 %, что достоверно больше, чем в 10-11 летнем возрасте и на 3,7 %; 5,5 %; 5,4 % соответственно чаще, чем у сверстников группы сравнения, подчеркивая свою индивидуальность при однотипности в структуре заболеваний.

В группе сравнения ведущими считались нарушения желудочно-кишечного тракта (22,7 %), опорно-двигательного аппарата (21,5 %) и центральной нервной системы (21,9 %), что на 10,6 %; 8,5 %; 11,0 %, чаще встречались, чем в 10-11 лет. Как оказалось реже, чем в основной группе наблюдения. Сердечнососудистой системы заболевания встречались достоверно реже (18,2 %), занимая четвертую позиции, которую делили с заболеваниями органов кроветворения (18,2 %), уступая лидерство патологиям желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата. На пятом, шестом седьмом местах размещались заболевания органов дыхания (12,1 %), зрения (10,5 %), ЛОР (10,5 %) и эндокринной системы (8,1 %). Количество детей с данными нарушениями возросло на 4,8 %; 3,6 %; 2,8 % и 0,4 % соответственно по сравнению с долей детей в 10-11 летнем возрасте.

Отмечено, что количество детей по всем соматическим патологиям в группе сравнения, как и в 10-11 летнем возрасте, так и в 7-9 летнем возрасте меньше,

чем в группе оперированных детей по поводу острого аппендицита. У них реже встречалась генитальная патология (17,0 % против 27,4 %, р<0,05), заболевания зубов (7,7 % против 12,3 %) и инфицирование микобактериями туберкулеза (25,5 % против 35,5 %, р<0,05). Количество детей с данными нарушениями увеличилось на 8,6 % (27,0 % до 35,6 %, р<0,05). В то время как в 10-11 летнем возрасте их количество уменьшалось, что послужило поводом для выделения критических периодов по формированию данных нарушений, ими являлись возраст 5-6 лет, 7-9 лет и 12-14 лет.

Высокое умственное развитие сохраняли 1,8 % школьников (1,5 % и 2,0 % соответственно), что на 0,4 % больше, чем в возрасте 10-11 лет. Выше среднего показатели уровня умственного развития встречались у 9,2 % учащихся, чаще в группе сравнения (10,1 % против 8,1 %), что чаще, чем в 10-11 лет, но достоверных различий не установлено. Отмечено, что у 9,2 % респондентов определялся ниже среднего уровня умственного развития (11,2 % и 7,7 %), чаще в основной группе наблюдения, но достоверных различий не установлено. У остальных школьников (72,1 %) уровень умственного развития расценивалось как среднее (79,2 % и 80,2 % соответственно). Различные поведенческие нарушения ярче проявляясь в основной группе (10,2 % против 8,1 %), на 2,0 % реже, чем в 10-11 летнем возрасте.

Повышенная утомляемость при физических (16,2 % против 40,6, р<0,001) и психических (26,3 % против 37,6 %, р<0,05) нагрузках реже возникала у школьников из группы сравнения, но достоверно чаще, чем в 10-11 летнем возрасте (р<0,05). Доказано, что в 1214 лет, колебания настроения (45,7 %), усиления раздражительности (19,1 %), проявления тревожности (29,1 %), в том числе и склонность к невротизации (19,3 %) проявлялись чаще, чем в 10-11 лет. Кроме того, установлено, что повышения плаксивости (29,1 %), усиление чувства страха (5,6%) так же возникали чаще в этом возрасте, чем в 10-11 лет. У школьников группы сравнения эти нарушения проявлялись достоверно реже (35,8 %; 15,8 %; 8,5 %; 15,8 %; 20,2 % и 3,6 %), чем в основной группе наблюдения (58,4 %; 23,4 %; 23,4 %, 23,4 %; 40,1 % и 8,1 %), но чаще, чем в 10-11 лет. Это, вероятно обусловлено неустойчивостью вегетативной, нервной и эндокринной систем.

В возрасте 12-14 лет зафиксирован наибольший прирост астено-невротических нарушений с 13,5 % до 25,2 % (р<0,05), несколько чаще в группе школьников которые подвергались оперативному вмешательству (25,9 % против 24,7 %).

Школьники, оперированные по поводу острого аппендицита, имели нарушения 6 компонентов здоровья чаще и темп поражений у них больше, чем среди детей, не подвергавшихся оперативному вме-

шательству, но реже, чем в 10-11 лет, что отражало отрицательную динамику у респондентов этой группы наблюдения (рис. 1). Обращало на себя внимание, что нарушение соматического здоровья выявлялось у детей обеих групп наблюдения на 3,9 % чаще (68,5 %), чем в 10-11 летнем возрасте и на 5,9 % чаще, чем

в 7-9 лет. С большей частотой нарушения соматического здоровья возникали у школьников, подвергавшихся оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита (74,1 %), что на 10,6 % чаще, чем у сверстников группы сравнения (64,0 %, р<0,05) и на 4,1 % чаще, чем в 10-11 лет (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика нарушений различных компонентов здоровья у школьников 12-14 лет

По-прежнему в основной группе наблюдения первоначально возникали отклонения в соматическом (74,1 %), затем психологическом (69,0 %) и репродуктивном (36,5 %) компоненте здоровья. В последующем в психическом (37,1 %), физическом (35,5 %) и социальном (30,5 %) компоненте здоровья. Изменения в них происходили чаще, чем в группе сравнения, но реже, чем в 10-11 летнем возрасте. Их прирост составил 4,0 %; 4,0 %; 1,0 %; 3,0 %; 3,0 % и 2,6 % % соответственно, что меньше, чем в 10-11 лет.

Среди школьников группы сравнения первоначально изменения формировались в психологическом (66,4 %) и соматическом (60,0 %) компоненте здоровья. В этом возрасте количество детей с нарушением психологического компонента здоровья на 6,5 % больше, чем соматического (рис. 1). В последующем изменения возникали в физическом (32,4 %) и репродуктивном (26,7 %), а затем в психическом (22,7 %) и социальном (17,0 %) компоненте здоровья, что достоверно реже, чем в основной группе наблюдения, но чаще, чем в 10-11лет. Прирост их составил 2,1 %; 3,1 %; 2,7 % и 2,0 % соответственно. Частота встречаемости нарушений компонентов у

детей, которые не подвергались оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита, менее выражена, чем у пациентов основной группы наблюдения, но чаще, чем в 10-11 и 7-9 лет. Доказано, что последовательность компонентов здоровья сохранялась, а частота их возрастала, что характеризовало индивидуальность в нарушении состояния здоровья и ее взаимосвязь не только с возрастными параметрами, но и хирургическим вмешательством, требуя своевременного привлечения узких специалистов по оказанию помощи такому контингенту детей с целью прерывания прогрессирования сложившейся закономерности.

Следовательно, здоровье учащихся в возрасте 12-14 лет, подвергавшихся оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита, хуже, чем у школьников, не имевших оперативных вмешательств, и темп его нарушения более выражен, чем в 10-11 летнем возрасте. Детей, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита, необходимо расценивать как группу высокого риска по нарушению состояния здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровое развитие современных школьников // Школа здоровья. - 1994. - Т. 18. -№1. - С. 172-178.

2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С. 6-10.

3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе// Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 3. - С. 4 - 7.

4. Бережков Л.Ф., Бондаренко Н.М., Зутлер А.С. Динамика состояния здоровья школьного возраста и значение медико-биологических факторов в его формировании. // Вестник РАМН. - 1993. -№5. - С. 8-

5. Жданова Л.А., Русова Т.В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал, 1999. №2. - С. 52-56.

6. Исаков Ю. Ф., Степанов Э.А., Крассовская Т.В.Абдоминальная хирургия у детей.-М.: Медицина, 1988.-414с

7. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка // Под ред. Проф. д.м.н. В.Н. Шестаковой. Смоленск, 2003.-591 с.

8. Кучма В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2002. - №6. - С. 51-53.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков// Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 42 - 45.

10. Пунина М.А. Влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья школьников из неполных семей: Автореф. дисс. канд. мед наук. Смоленск: СГМА, 2009 .- 22 с.

11. Шестакова В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения // Автореф. дисс. д-ра. мед. наук. - Иваново, 2000. - 48 с.

УДК 616-053.5-003.966371.711

ЗДОРОВЬЕ МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАВШИХСЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ И ЛИЦЕЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

М.А. Жилина, В.Н. Шестакова, М.В. Соколова

ГОУ ВПО СГМА Росздрава Российская медицинская академия последипломного образования

Резюме: Представлена сравнительная оценка состояния здоровья детей при поступлении и в процессе обучения в кадетском корпусе и лицее.

Ключевые слова: состояние здоровья, мальчики подросткового возраста, образование.

ADOLESCENCE HEALTHY BOY STUDYING IN CADET CORPS AND THE LYCEUM OF HUMANITIES

M. A. Zilina, V. N. Shestakova, M. V. Sokolova

Smolensk State Medical Academy Resume: The comparative assessment of children's health at admission and during training in the Cadet Corps and the Lyceum.

Key words: health, adolescent boys, education

Здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления. Среди различных групп детского населения наиболее подвержены заболеваемости дети школьного возраста. Установлено, что ряд авторов не выявляют существенного влияния школьного процесса на состояние здоровья ребенка как на первом году обучения, так и в дальнейшем, другие авторы отмечают четкую тенденцию его ухудшения [7, 8, 10, 11, 12]. Большинство работ подтверждают это мнение [2, 6, 13, 19]. По мере взросления ребенка, число больных возрастает и к окончанию школы достигает 99,0 %, заболеваемость учащихся до 14 лет увеличивается на 50,0 %, до 17 лет - на 64,0 % [4, 5, 12, 13, 14, 19]. В последние годы много спорных вопросов возникает по состоянию здоровья детей, которые обучаются в школах - интернатного типа, таких как кадетский корпус и лицеи. В настоящее время сведе-

ний по научному анализу эффективности такой формы обучения накоплено еще недостаточно.

Смоленский государственный общеобразовательный педагогический лицей-интернат им. Кирилла и Мефодия имеет четыре профиля обучения: гуманитарный, академический, физико-математический и естественно- географический. В него поступают дети после 7 класса. Кадетская форма обучения в Смоленском фельдмаршала Кутузова кадетском корпусе начинается с 11 лет (6 класса), Для идеального подбора сравниваемых групп нами отбирались дети, которые поступали в кадетский корпус после 7 класса, до этого все дети обучались в школах города или района. Отбор в эти классы осуществлялся после предварительного медицинского обследования, психологического тестирования и проверки физической подготовленности.

Кадетский корпус является военизированным, но не военным образовательным учреждением, что от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.