Научная статья на тему 'Ретроспективная оценка состояния здоровья детей, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в школьном возрасте'

Ретроспективная оценка состояния здоровья детей, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д. С. Лабузов, А. А. Тарасов, В. Н. Шестакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ретроспективная оценка состояния здоровья детей, имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в школьном возрасте»

у данного контингента школьниц. Анализ генитальной патологии показал, что гинекологические заболевания у девушек первоначально характеризовались нарушениями менструального цикла (39,4%), что свидетельствовало о снижении репродуктивной функции на данном этапе развития. В последующем гинекологические нарушения проявлялись специфическими и неспецифическими вульвовагинитами (54,3 и 32,1%, р<0,05). Среди генитальной патологии ведущими являлись воспалительные заболевания половых органов, доля которых возрастала из года в год. Сочетанные поражения вульвы и влагалища диагностировались в 73,1% случаев, с большей достоверностью у девочек 15—16-летнего возраста (85,4%), в то время как поражения шейки матки чаще регистрировались у респонденток 17-летнего возраста (33,7 против 19,2%). Следует отметить, что сочетанная генитальная патология (нарушения менструальной функции, отклонения в половом развитии) диагностировалась у 32,7% больных вульвовагинитом. Поэтому девочки являются группой риска по формированию сочетанной патологии вульвы, влагалища и шейки матки и должны браться на диспансерное наблюдение в более ранние сроки. Установлено, что изолированный вульвовагинит был диагностирован у 46,2% девочек во время профилактического осмотра (63,6%), что свидетельствовало о плохой медицинской активности и поздней диагностике. При этом 57,7% школьниц жалоб не предъявляли. У всех обследованных в этой возрастной категории при осмотре выделения из влагалища носили умеренный характер, у 40,4% пациенток воспалительный процесс носил острый характер, у 22,1% — хронический, что свидетельствует о несвоевременной диагностике и недостаточной настороженности по формированию данной патологии у девочек.

Среди факторов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье девочек и способ-

ствующих формированию сочетанных поражений, являлись: перенесенные гинекологические заболевания в раннем возрасте 0=9,3) частые ОРВИ 0=7,6); наличие патологии мочевыделительной системы в дошкольном возрасте 0=6,5); наличие патологии желудочно-кишечного тракта и ЛОР-заболеваний с раннего возраста 0=5,9); низкая медицинская активность 0=5,8); неправильные гигиенические установки в семье 0=5,5); низкий культурный уровень семьи 0=5,3); плохие условия проживания 0=4,6); нарушения режимных моментов 0=3,9); раннее начало половой жизни 0=3,6); наличие вредных привычек у ребенка 0=3,0), повышенные психологические и физические нагрузки 0=2,9) и сочетанная патология 0=2,1).

Следовательно, при нарушенном репродуктивном здоровье возникают отклонения не только соматической, физической, но и социальной и психологической направленности, что необходимо учитывать при разработке программ по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек подросткового возраста. Своевременная коррекция нарушений, профилактические мероприятия, проводимые совместно педиатром и гинекологом, будут способствовать укреплению репродуктивного здоровья и профилактике осложненных и сочетанных форм заболеваний половой сферы. Особое внимание должно быть уделено девочкам с сочетанной патологией, у которых воспалительный процесс вульвовагинальной сферы приобретает длительный, рецидивирующий характер и плохо поддается лечению. Девочек с нарушениями репродуктивного возраста необходимо считать группой высокого риска по нарушению здоровья. В период полового созревания происходит бурный рост девочек, начинающийся значительно раньше, чем у мальчиков, и занимающий продолжительный период.

УДК 616.346.2-089.87-053.5

ретроспективная оценка состояния здоровья детей,

имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в школьном возрасте

Д.С. Лабузов, А.А. Тарасов, В.Н. Шестакова

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

Во многих работах раскрываются проблемы нарушения состояния здоровья детей в процессе школьного обучения. Имеются убедительные данные о значительном влиянии образования, социально-экономического статуса родителей, их образа жизни на здоровье детей в процессе их роста и развития (Максимова Т.М., Гашко О.Н., 2003; Шестако-

ва В.Н., 2005; Лукина Г.П., 2006; Пунина М.А., 2008). Но до сих пор в доступной литературе отсутствуют убедительные данные о влиянии факторов риска на состояние здоровья ребенка, имевшего оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в период школьного обучения, с учетом первоначального состояния здоровья. Не освещены вопро-

сы, касающиеся ретроспективной оценки состояния здоровья таких детей в периоде новорожденности, не выделены критические периоды нарушения их здоровья, не уточнена структура заболеваний, не определена группа риска по формированию острого аппендицита. Поэтому нами проводилась ретроспективная оценка состояния здоровья детей, которые подвергались оперативному вмешательству по поводу острого аппендицита в школьном возрасте (основная группа наблюдения n=197 детей); группой сравнения являлись дети, не имевшие оперативного вмешательства (n=240).

Анализируя состояние здоровья детей, установлено, что в периоде новорожденности у респондентов, рожденных от женщин основной группы наблюдения, достоверно чаще выявлялись: врожденные пороки развития (23,9 против 16,2%, p<0,05), мор-фофункциональная незрелость (22,8 против 17,4%, p<0,05), поражения центральной нервной системы (18,8 против 7,3%, p<0,05). Кроме того, у них чаще встречались внутриутробные инфекции (10,7 против 6,5%), конъюгационные желтухи (26,4 против 21,1%), задержка внутриутробного развития (7,1 против 2,8%, p<0,05) и кардиопатии (4,4%). Вероятно, наличие хронической патологии у матери (51,1%), неблагоприятное течение беременности (50,0%), развитие фетоплацентарной недостаточности (16,9%) и гипоксия плода (40,1%) способствовали проявлению задержки внутриутробного развития (ЗВУР), которая выявлялась у 4,7% новорожденных, чаще в основной группе наблюдения (7,1 и 2,8%). Как отметили Ю.А. Гуркин, Л.А. Суслопаров, Е.А. Островская (2003), заболевания беременных анемией усугубляют ситуацию, так как количество детей с задержкой развития увеличивается, особенно в поздний феталь-ный период, что и наблюдалось в нашем случае. Помимо различных патологических состояний у 7,9% респондентов выявлялись и стигмы дизэмбриогенеза (12,7 и 4,0% соответственно, p<0,05) и у 1,6% — врожденные пороки сердечно-сосудистой системы (2,5 и 0,8% соответственно). Среди пограничных состояний периода новорожденности у детей (16,5%) чаще встречались родовая опухоль (5,4%) и транзиторные изменения кожных покровов (4,2%). Необходимо подчеркнуть, что большинство детей имели II группу здоровья (68,5 и 69,2%). Причем количество детей, имеющих I группу здоровья среди новорожденных, которые родились от матерей группы сравнения, больше (28,3%), а количество детей с III группой здоровья меньше (2,9%), чем в основной группе наблюдения (27,9 и 3,6%).

Таким образом, можно предположить, что осложненная беременность, проявляясь геста-ционной анемией, пиелонефритом, инфицированием родовых путей, перенесенными острыми респираторно-вирусными заболеваниями, обостре-

ниями хронической патологии, и осложненные роды увеличивали риск развития травматического поражения нервной системы у детей, способствуя задержке их внутриутробного развития, формированию морфофункциональной незрелости, возникновению врожденных пороков и инфицированию, нарушая соматическое здоровье. Относительно высокий уровень патологии у новорожденных детей может быть обусловлен и несвоевременной коррекцией, недостаточным наблюдением беременных женщин, характеризуя высокий риск формирований антенатальных, интранатальных и постнатальных осложнений как со стороны плода, так и ребенка, что требует продолжения научного исследования в этом направлении. Следовательно, наши данные еще раз подтверждают мысль о том, что любые отклонения в раннем онтогенезе препятствуют полной реализации генетической программы ребенка, нормальному физиологическому развитию, способствуя формированию отклонений в состоянии здоровья в последующем. Генетическая отягощенность определяет качество, нозологическую форму отклонения, условия биологического и социального созревания, в большей степени — время и интенсивность его манифестации. Появление манифестных форм происходит уже под влиянием неблагоприятных постнатальных факторов (Макарова З.С., 2002).

Последующее наблюдение показало, что состояние детей оставалось нестабильным. На естественном вскармливании с рождения находилось более половины детей. Все дети были выписаны на 5—6-е сутки домой в удовлетворительном состоянии под наблюдение врачей амбулаторно-поликлинического звена. Необходимо подчеркнуть, что большинство детей при выписке из родильного отделения имели II группу здоровья (68,5 и 69,2%), количество детей, имеющих III группу здоровья, не превышало 3,4%. I группа здоровья составляла 29,5% респондентов. В конце периода новорожденности количество детей со II группой здоровья составило 66,2% (69,0 и 66,0%), уменьшилась доля детей, имевших I группу здоровья, с 29,5 до 28,4% (с 27,9 до 26,4% детей основной группы наблюдения и с 30,8 до 30,0% группы сравнения). Третья группа здоровья возросла с 3,4 до 4,3% (с 3,6 до 4,6% и с 3,2 до 4,0% соответственно). Следовательно, 5 детей, имевших первую группу здоровья (1,1%), при уточнении анамнестических данных были переведены во вторую А группу здоровья, в то время как из второй А группы здоровья 19 респондентов (4,3%) были переведены во вторую Б группу здоровья, так как у них проявилась фоновая патология. У 4 детей (0,9%) из второй Б группы здоровья были установлены органические заболевания, что послужило поводом перевода их в третью группу здоровья (табл. 8). Следовательно, за период новорожденно-сти 28 детям была проведена переоценка состояния

здоровья (6,3%). Фоновые нарушения выявлялись у 24,3% новорожденных (27,9 и 21,5% соответственно, р<0,05), в конце периода новорожденности их количество увеличилось на 3,4% (до 27,9 и до 24,3%, р< 0,05).

Сохраняли высокую направленность риска 39,9% детей (37,1 и 41,7%, р<0,05). Обращало на себя внимание, что уже 32,0% детей имели те или иные нарушения (36,5 и 29,6%, р<0,05), что на 4,1% больше, чем при рождении, среди них органическая патология встречалась у 4,3% новорожденных, у 4,6% детей основной группы наблюдения и у 4,0% респондентов группы сравнения.

У детей выявлялась высокая направленность риска (42,8% — при рождении и 39,9% — в периоде новорожденности), что позволило их включить во вторую А группу здоровья (согласно методическим рекомендациям 1995 года). Более высокую направленность риска имели дети из группы сравнения (41,7 против 37,1%, р<0,05), в то время как у них реже встречались фоновые нарушения (32,0 против 24,3%) и органические поражения (4,6 и 4,0%), но это не давало повода для успокоения, так как в любой момент могла произойти реализация риска.

Как и при рождении, у детей в периоде новорожденности по-прежнему лидировали фоновые состояния (24,4%), среди которых поражения сердечнососудистой (16,9%) и центральной нервной систем занимали первое место (15,5%), но с большей достоверностью — в основной группе наблюдения (22,8 против 12 и 23,9 против 8,9%, р>0,05).

На втором месте размещались заболевания органов кроветворения (13,4%) и пищеварения (12,6%), третью позицию занимали болезни костно-мышечной системы (9,0%), на четвертом месте располагалась патология органов дыхания (4,5%), на пятом — поражения ЛОР-органов (3,6%), на шестом — заболевания эндокринной системы (3,2%), на седьмом — нарушения мочеполовой системы (2,3%) и органов зрения (2,3%).

Из 129 случаев поражений одна система была нарушена у 100 респондентов (22,5%), две системы — у 23 детей (5,2%) и три системы — у 5 респондентов (1,1%). Поражения одной системы чаще встречались у детей группы сравнения (24,3 против 18,8%, р<0,05), а двух и более систем — в основной группе наблюдения (12,7 против 2,4%, р<0,05).

Следовательно, здоровье детей периода ново-рожденности в обеих группах наблюдения вызывает тревогу, так как достаточно высок процент фоновых состояний, которые не диагностированы в первые недели жизни ребенка, требующие коррекции и динамического наблюдения по мере его роста и развития. При отсутствии должного внимания со стороны врачей амбулаторно-поликлинического звена достаточно высок и процент детей с риском реализации патологического процесса. Это подтверждает необ-

ходимость индивидуального подхода к наблюдению детей в динамике. Поэтому — еще задолго до рождения ребенка — необходимо брать на индивидуальный учет всех женщин групп риска, уточняя их состояние здоровья, меры профилактики текущих заболеваний и причин, способствующих их формированию. Профилактические мероприятия должны включать: соблюдение здорового образа жизни; планирование беременности, родов; высокую медицинскую активность.

Как известно, грудничковый период — это время, когда происходят быстрые темпы увеличения длины и массы тела, интенсивный обмен веществ, совершенствование функциональной активности центральной нервной системы. В этот период возможна реализация факторов риска, высока вероятность проявления врожденных и наследственных заболеваний, возникновения контролируемых патологий (рахит, анемия, аллергический дерматит). Поэтому анализ состояния здоровья в этом периоде необходим, так как в последующем его результаты помогут реально оценить динамику его отклонений и детализировать причины его нарушений.

Отмечено, что у детей до года состояние здоровья продолжало ухудшаться. Это происходило преимущественно за счет уменьшения количества здоровых детей на 1,4% (6 человек), формируя высокий риск по фоновой патологии, что послужило поводом перевода их во вторую А группу здоровья. На данном этапе она не превышала 38,3% (35,5 и 40,5% соответственно), что на 1,6% меньше, чем в периоде новорожденности, так как 12 детей (2,7%) сформировали фоновые заболевания (2,5 и 2,8% соответственно) и были переведены во вторую Б группу здоровья (30,5 и 22,3%, р<0,05). Из второй Б группы здоровья 20 детей (4,5%) пополнили третью группу здоровья, увеличивая ее на 4,5% за счет хронической патологии (в основной группе наблюдения — на 4,1%, в группе сравнения — на 4,9%). Потеря здоровья на данном этапе жизни ребенка составляла 8,6%. В основной группе ухудшили здоровье 7,6% респондентов, что на 1,7% меньше, чем в группе сравнения (9,3%).

Ранговую таблицу у детей основной группы наблюдения открывали перинатальные поражения центральной нервной (25,4%) и сердечно-сосудистой (25,4%) систем, анемии (22,8%), болезни органов пищеварения (14,7%) и опорно-двигательного аппарата (13,7%). Вторую позицию занимали заболевания ЛОР-органов (8,6%), болезни органов дыхания (6,6%) и эндокринной системы (5,1%), патология почек (3,0%), что требовало привлечения к работе узких специалистов по профилю. В группе сравнения первое место занимала патология сердечнососудистой системы (14,2%), второе — заболевания органов пищеварения (11,7%), третье — болезни крови (10,9%). На четвертом месте находились по-

ражения центральной нервной системы (9,7%), на пятом — заболевания опорно-двигательного аппарата (6,5%). На шестом месте располагались болезни органов дыхания (3,2%) и ЛОР-органов (2,8%), на седьмом — поражения эндокринной (2,0%) и мочеполовой (1,6%) систем. Обращало на себя внимание, что частота встречаемости лидирующих заболеваний достоверно выше у детей основной группы наблюдения (p<0,05).

Как оказалось, более 8,8% детей наблюдались по III группе здоровья. Пациенты основной группы наблюдения на 0,3% реже имели III группу здоровья (8,6%) и на 5,0% реже вторую А группу здоровья (35,5%), чем груднички группы сравнения (8,9 и 40,5%), но на 8,2% они имели чаще вторую Б группу здоровья (30,5%), чем их сверстники группы сравнения (25,5%), тем самым подтверждая реализацию риска у 2,7% детей, сохранение направленности его у 38,3% респондентов и отсутствие патологии у 27,0%. Кроме того, установлено, что 34,7% пациентов к году сформировали различные нарушения, что на 7,0% больше, чем в периоде новорожденности. Отмечено, что темп нарушения состояния здоровья в группе сравнения более выражен (9,3 против 7,6%). Это, вероятно, обусловлено первоначальным состоянием здоровья ребенка и комплексом факторов, которые необходимо проанализировать и уточнить. Сочетан-ные поражения двух и более трех систем возросли на 4,2% и составляли 11,9% (20,8 и 5,8%).

У детей основной группы наблюдения чаще формировались сочетанные нарушения двух и более систем (20,8%) и реже — поражения одной системы (18,8%). У респондентов группы сравнения сочетанные нарушения формировались достоверно реже (4,9%), чем поражения одной системы (24,3%, p<0,05), что свидетельствовало о более благоприятном состоянии здоровья. Сниженные адаптационные возможности выявлялись у 11,7% детей, чаще в основной группе наблюдения (11,7 против 10,9%).

Острые респираторно-вирусные заболевания перенесли около 2/3 респондентов, 65,0% пациентов основной группы наблюдения и 62,8% детей группы сравнения болели острыми респираторно-вирусными заболеваниями до 3 раз в год. Более 4 раз в год переболело 4,3% обследованных детей (4,1 и 4,8%). Следует подчеркнуть, что ни в той, ни в другой группе не наблюдалось детей с высокой группой риска по нарушению нервно-психического развития, но имелись достоверные различия в физическом развитии, что требует дальнейшего уточнения и анализа.

Таким образом, течение раннего и позднего неонатального периодов у детей имеет свои особенности, которые характеризуются более высокой заболеваемостью, сочетанной патологией и возрастанием по мере роста ребенка, требуя своевременной коррекции и динамического наблюдения.

Как известно, возраст от года до 3 лет включительно характеризуется менее интенсивным, но также довольно бурным ростом и развитием ребенка. Совершенствование центральной нервной системы и познание окружающего мира способствуют формированию двигательных навыков. В связи с увеличением контактов и отсутствием пассивного иммунитета дети этого возраста наиболее подвержены острым респираторным заболеваниям, инфекциям и реализации риска формирования фоновой патологии. Эмоционально-поведенческая жизнь ребенка преддошкольного возраста сверхнасыщенна, что требует индивидуальных воспитательных приемов и навыков, упущение которых приводит к плачевным результатам в последующие годы и большому напряжению. Поэтому организм ребенка в период раннего детства становится более чувствительным к повреждающим факторам. Любые, даже минимальные, перегрузки будут способствовать нарушению здоровья и прогрессированию любого патологического процесса.

Доказано, что в основной группе наблюдения она возросла на 1,0%, в группе сравнения — на 0,8%, то есть достоверных различий нет. Первая группа здоровья не превышала 24,5% (22,3 и 26,3% соответственно), что на 2,5% меньше, чем в предыдущем возрастном периоде. В третью группу здоровья вошли дети с врожденными пороками, аномалиями развития костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, и она не превышала 14,6% (13,2 и 15,8% соответственно), но в 1,66 раза была больше, чем у детей годовалого возраста. Следует подчеркнуть, что от года к году количество детей I группы здоровья уменьшается и увеличивается доля детей с III группой здоровья. Это, вероятно, обусловлено возрастными особенностями и реализацией факторов риска. Установлено, что темпы нарушения состояния здоровья с возрастом более четко выражены. Больных детей в периоде раннего детства на 6,7% стало больше (41,4%), чем в грудничковом возрасте (34,7%). Это происходило преимущественно за счет уменьшения количества здоровых детей (11 человек, 2,5%), которые сформировали высокий риск по фоновой патологии, что послужило поводом перевода их во вторую А группу здоровья. В основной группе наблюдения доля детей с вновь выявленным риском возросла на 3,0%, в группе сравнения — на 2,0%. В этом возрасте у 6,8% пациентов из второй А группы здоровья была диагностирована фоновая патология (у 5,6% респондентов из основной группы наблюдения и у 7,7% группы сравнения), что послужило поводом для их перевода во вторую Б группу здоровья. Потеря здоровья в этом возрастном периоде составляла 15,1%, что на 6,5% больше, чем у детей до года. В основной группе она была достоверно меньше, чем в группе сравнения (13,2 против 16,6%, p<0,05).

Из второй Б группы здоровья 26 детей (5,9%) пополнили третью группу здоровья, увеличивая ее за счет формирования хронической патологии (в основной группе наблюдения на 4,6%, в группе сравнения — на 8,6%). На данном возрастном этапе ухудшили здоровье 67 человек (15,7%), что на 6,5% больше, чем в предыдущем периоде (8,6%).

В обеих группах наблюдения превалировала заинтересованность одной (17,8 и 22,7%, р<0,05) или двух (17,3 и 14,2%) систем. Патологию имели 41,4% респондентов (44,4 и 38,9% соответственно, р<0,05), что на 6,7% больше, чем у детей годовалого возраста. В это время функциональные нарушения возросли на 0,9% и составили у детей основной группы наблюдения 31,5%, что на 8,4% больше, чем у пациентов группы сравнения (23,1%). В этот период 34,0% детей сохранили направленность риска.

У детей основной группы наблюдения по-прежнему лидировали заболевания сердечнососудистой (25,4%), центральной нервной (21,8%) систем, органов кроветворения (17,8%), опорно-двигательного аппарата (16,8%) и органов пищеварения (16,2%). На втором месте расположились болезни органов дыхания (7,6%), ЛОР-заболевания (5,1%) и эндокринные заболевания (5,1%). На третьей позиции разместились поражения органов зрения (2,0%) и мочевыделительной системы (1,0%). По сравнению с предыдущим возрастом доля детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возросла на 3,1%, органов дыхания — на 1,0%, а количество пациентов с заболеваниями органов кроветворения, пищеварения, центральной нервной системы снизилось на 5,0, 1,6 и 3,6% соответственно.

У детей второй группы также лидировали нарушения сердечно-сосудистой системы (14,2%), органов пищеварения (11,3%) и центральной нервной системы (8,9%), которая с четвертого места переместилась на третью позицию. На четвертом месте расположились заболевания крови и кроветворных органов (8,1%) и опорно-двигательного аппарата (8,1%). Пятую позицию заняли болезни органов дыхания (4,0%) и эндокринной системы (3,2%). На шестом месте разместились заболевания мочеполовой системы (2,0%) и ЛОР-органов (2,0%). Хирургическая патология реже встречалась у детей (8,1% случаев), преимущественно в основной группе наблюдения (9,6 против 6,9%), что на 2,5 чаще, чем в предыдущем периоде.

Отмечено, что перенесли инфекционные заболевания более 20,7% пациентов (21,3 и 20,2%). Острыми респираторно-вирусными заболеваниями до 3 раз переболели 81,1% детей, чаще респонденты основной группы наблюдения (83,8 против 78,9%, р<0,05). Низкую и очень низкую резистентность не имели дети данных возрастных групп. Недостаточные адаптационные возможности имели 19,4% ре-

спондентов, несколько чаще в основной группе наблюдения (23,1 против 16,2%).

Нормальное нервно-психическое развитие формировалось более чем у 2/3 пациентов, отклонения в нервно-психическом развитии зафиксировано у 14,6% респондентов, достоверно реже — в группе сравнения (8,9 против 21,8%, р<0,05). Отклонения в поведении возникали у 8,9% детей, чаще — в основной группе наблюдения (12,7 против 5,7%), это и естественно, так как в этой группе чаще возникали нарушения центральной нервной системы, приводя к своеобразным поведенческим реакциям; нельзя исключить и дефекты в воспитании, что требует дополнительного анализа и уточнения.

На данном возрастном этапе средний уровень физического развития имели 58,8% респондентов (57,4 и 59,9% соответственно), что на 3,8% меньше, чем в предыдущем возрастном периоде. Показатели уровня физического развития выше средних (19,6%) и высоких (5,4%) величин встречались чаще, чем ниже средних (16,2%), не выявлялось детей с низким уровнем физического развития. Следует отметить, что количество детей с уровнем физического развития ниже средних величин на данном этапе развития возросло с 11,0 до 16,1%, преимущественно за счет детей основной группы наблюдения. Количество детей из основной группы наблюдения с показателями физического развития ниже средних величин возросло с 10,2 до 17,3%, в группе сравнения - с 11,3 до 15,4%. Установлено, что количество детей в основной группе наблюдения с уровнем физического развития выше средних величин снизилось на 2,0% (с 21,8 до 19,8%), в группе сравнения на 3,3% (с 22,7 до 19,4%). В то же время возросла доля детей с высокими параметрами физического развития в основной группе на 0,5% (с 5,1 до 5,6%), в группе сравнения — на 2,1% (с 3,2 до 5,3%), отражая более высокие параметры физического развития у детей группы сравнения. Это способствовало росту количества детей, имевших отклонения в физическом развитии. Выявлено, что 78,2% пациентов имели параметры физического развития, укладывающиеся в диапазон 25—90 перцентиля (у 77,7 и 79,4% соответственно), что на 6,4% чаще, чем у детей до года (78,4 и 80,9% соответственно). Параметры уровня физического развития, размещавшегося в диапазоне 25—10 перцентиля, встречались у 16,2% респондентов (17,3 и 15,4% соответственно), что на 5,2% чаще, чем на первом году жизни. Только в 5,4% случаев параметры физического развития располагались в диапазоне 90—97 перцентиля (5,6 и 5,3%), что требовало консультации узких специалистов и детального наблюдения.

Отклонения в физическом развитии возрастали преимущественно за счет избыточной массы тела (с 7,4 до 8,1%), реже — за счет ее дефицита (с 0,0 до 4,3%) и за счет высокого роста (с 4,1 до 5,4%). Дис-

гармоничное развитие встречалось у 25,0% детей (24,4 и 23,1% соответственно), что на 1,4% больше, чем в грудничковом периоде.

Следовательно, на этапе раннего детства состояние здоровья ребенка имеет тенденцию к ухудшению с большим прогрессированием, чем в годовалом возрасте, особенно из групп высокого риска, куда входят и дети с риском по острой хирургической патологии,

а именно по острому аппендициту. Структура заболеваний, уровень физического развития, адаптационные возможности их тесно связаны с возрастом, что необходимо учитывать при оформлении их в детское учреждение, проводя обязательную санацию всех источников инфекции, соблюдая динамические осмотры узкими специалистами с индивидуальной коррекцией как основной, так и фоновой патологии.

УДК 616-058.87

особенности развития детей, испытывающих физическое и психологическое насилие со стороны взрослых и сверстников

Тема насилия над детьми не сходит со страниц газет. По нашим данным и данным средств массовой информации, к этой теме обращаются от 50 до 89 раз в год. Так, газета «Комсомольская правда» (№ 26 от 22.02.2008) сообщала, что в России за год родители избивают от 2 млн. детей. Около 7 тысяч детей в возрасте от 4 до 15 лет ежегодно становятся жертвами сексуальных преступлений. Более 50 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от родительского насилия. Несмотря на большую научно-практическую значимость проблемы, актуальность имеющихся в настоящее время исследований выходит в плоскость общественных. Следует отметить, что насилие как предмет научного исследования весьма труден для изучения: нет четкого определения сущности насилия. Насилие — это крайне расплывчатый и сложный феномен. Представление о том, что приемлемо, а что неприемлемо в поведении человека, а также что считать вредом или ущербом, зависит от культурных норм, существующих в данном обществе, и постоянно пересматривается, по мере того как меняются ценности и культурные нормы. В литературе мы часто сталкиваемся с термином «жестокое обращение». Одни авторы пытаются разграничить это понятие от насилия. Большинство же исследователей рассматривают эти определения как синонимы. Последняя точка зрения наиболее близка нам, так как все определения, которые встречаются в литературе, основываются на концепции вреда, где вред — это что-то неблагоприятное для здоровья и развития ребенка (ВОЗ, 1999). В обоих случаях подразумевается какое-то воздействие на личность (физическое,

Е.А. Малявина, Ж.Г. Чижова, Ю.В. Макарова

Смоленский государственный университет, РМАПО, ГОУ ВПО «Смоленская медицинская академия»

психологическое или социальное), а чаще всего это воздействие комплексное, которое в конечном итоге несет угрозу или вред. Есть объект воздействия, им может быть любой человек или группа лиц любого возраста и пола; есть предмет воздействия, в роли чего выступает здоровье человека (в нашем случае — здоровье ребенка). Исходя из этого, насилие или жестокое обращение с детьми — это преднамеренное физическое, психологическое, социальное или же комплексное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), а также группы лиц, несущее угрозу или вред его здоровью. По природе насилия большинство авторов придерживаются следующей типологии, предложенной ВОЗ: физическое насилие; психологическое насилие (психоэмоциональное); сексуальное насилие; пренебрежение основными нуждами ребенка. Несмотря на это деление, жертва испытывает чаще всего комплексное воздействие сразу нескольких видов насилия. Например, сексуальное насилие сопровождается психологическим, а порой и физическим насилием. Физическое насилие трудно представить без психологического. При изучении проблемы насилия распространено выделять следующие категории: школьное насилие и семейное насилие. По частоте выделяют разовое, повторяющееся и хроническое насилие.

Поэтому нами велось динамическое наблюдение за детьми подросткового возраста в течение 10 лет. При опросе более полутора тысяч учащихся старших классов отметили, что из них более 25,0% ежедневно испытывали и испытывают жестокое физическое и психологическое давление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.