Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ВЕРФЯХ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ВЕРФЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / SOFTWARE PRODUCT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / SHIPYARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева Т.А.

В статье рассматриваются современные тенденции развития судостроения, которое невозможно без совершенствования и модернизации российской экономики. В то же время развитие производства является основой экономического роста. Одним из путей достижения производственного и экономического роста предприятий судостроения является внедрение систем управления проектами. Специфика судостроения, возросшая конкурентность в отрасли, способствовали применению данной системы на судостроительных верфях. Приведены основные направления развития систем управления проектами на судостроительных верфях, обобщён опыт разработки организационных структур управления проектами, перечислены основные программные продукты и информационные системы, применяемые на отечественных предприятиях судостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF SOFTWARE PRODUCTS IN THE FIELD OF PROJECT MANAGEMENT AND PROBLEMS OF THEIR APPLICATION IN DOMESTIC SHIPYARDS

The article considers modern tendencies of development of shipbuilding, which is impossible without improvement and modernization of the Russian economy. At the same time, the development of production is the basis for economic growth. One way of achieving industrial and economic growth of the shipbuilding companies is the introduction of project management systems. The specifics of the shipbuilding industry, the instability of the external environment resulted in a particular implementation of the tool in shipyards. The main directions of development of systems of project management in shipyards, generalized experience in the development of organizational structures of management of projects the main software used in the shipbuilding industry are listed

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ВЕРФЯХ»

The work is aimed at improving the reliability and durability of the shafting system of a vessel. We propose a new method for calculating the transverse vibrations of the propeller shaft of the ship. The design scheme takes into account rotation of the shaft about its longitudinal axis without considering the static deformation of the system. Differential equation of bending vibrations has been compiled and solved. The algorithm can be used for the calculation of shafting vibrations of more complex structure.

Статья поступила в редакцию 12.05.2016 г.

УДК 658.5: 629.5

Т.А. Михеева, к.т.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ВЕРФЯХ

Ключевые слова: предприятия судостроения, управление проектами, эффективность, промышленное развитие, программный продукт, информационные технологии.

В статье рассматриваются современные тенденции развития судостроения, которое невозможно без совершенствования и модернизации российской экономики. В то же время развитие производства является основой экономического роста. Одним из путей достижения производственного и экономического роста предприятий судостроения является внедрение систем управления проектами. Специфика судостроения, возросшая конкурентность в отрасли, способствовали применению данной системы на судостроительных верфях. Приведены основные направления развития систем управления проектами на судостроительных верфях, обобщён опыт разработки организационных структур управления проектами, перечислены основные программные продукты и информационные системы, применяемые на отечественных предприятиях судостроения.

В современных экономических условиях дальнейшее совершенствование и промышленное развитие отечественных судостроительных верфей невозможно без слаженного, чёткого управления и координации производства. Достижение эффективной и планомерной работы судостроительных предприятий может быть осуществлено посредством внедрения системы управления проектами.

Управление проектами в данном случае это деятельность, направленная на определение и достижение четких целей в судостроительном производстве с учётом соблюдения равновесия между стоимостью, длительностью и качеством проекта [1]. Иначе говоря - организация постройки судна или серии судов в строго обозначенные сроки при запланированных затратах с требуемым качеством. Основными составляющими успеха системы управления проектами являются: создание четкого плана проекта, сокращение рисков и отклонений от намеченных целей и задач.

При внедрении проекта в производство существует несколько видов рисков: внешние, внутренние и независимые. Внешние риски связаны с выбором системы и поставщиков оборудования и комплектующих (например, риск из-за низкого уровня профессионализма у привлечённых к работе консультантов, недостаточность опыта). Внутренние риски относятся к рискам планирования (например, значительное сокращение бюджета или сроков выполнения проекта и загрузка специалистов, задейство-130

ванных в проекте), отсутствие заинтересованности основного руководителя предприятия и его заместителей, не профессионализм специалистов по экспертизе, отсутствие четкости в формулировке метода и описания процессов бизнеса, отказ персонала от внесения изменений в рабочий процесс. Независимые риски возникают при существенных изменениях следующих аспектов: в законодательстве, в работе предприятия на рынке, среди конкурентов, в планировании развития предприятия и т.д. Важным инструментом управления проектом является соответствующий ему программный продукт, который способствует выполнению качественного планирования и производит необходимые расчёты. При классификации программного обеспечения (ПО) используют различные подходы для управления проектами на производстве. Самые распространённые из них это деление программного обеспечения по стоимости - на дорогое ПО (более 1000 $) и недорогое ПО (менее 1000 $), а также по количеству поддерживаемых функций - на профессиональное и не профессиональное. Известно, что системы управления проектами делятся на системы начального уровня, более простые - для небольших судостроительных предприятий с достаточно узкими целями, и на профессиональные системы управления проектами - для совершенствования работы крупных судостроительных корпораций и многофункционального регулирования. В связи с этим применять их можно для различных целей. Например, системы управления проектами можно использовать для компьютерного моделирования проекта с последующим расчётом последствий принимаемых решений до их выполнения, также их можно применять в качестве средства для получения показателей и отчетности. Программный продукт для управления проектами выбирают в зависимости от целей и задач, которые требуется выполнить организацией, и масштабов реализовы-ваемых проектов. При выборе оптимального программного продукта с целью создания системы управления проектами на предприятии необходимо хорошо знать функции и требования, предъявляемые к системе. В связи с тем, что управление проектами на судостроительной верфи выполняется на различных уровнях административного управления, следовательно, требования к программному продукту на каждом конкретном уровне также будут разными. Так руководство высшего звена и администрация требуют наличие таких характеристик программного продукта как легкость в использовании, наличие возможности для проведения планирования «сверху вниз» и получение обобщенных отчетов. Руководители цехов и участков ставят на первое место мощность планирования: временного, стоимостного и ресурсного, а также анализ возникающих рисков и инструменты контроля выполнения проекта. ИТР, МОП и низшее управленческое звено придают большое значение простоте использования, наглядности и легкости освоения. Кроме того, определяющим фактором в создании системы управления является выбор оптимального программного продукта, который сможет реализовать новые процессы в бизнесе предприятия и достигнуть поставленных целей с наилучшим результатом.

На современном рынке существует огромное количество программных продуктов, в связи с этим сделать верный выбор очень сложно. В настоящее время количество фирм, которые предлагают программные продукты по управлению проектами, постоянно увеличивается, их число составляет нескольких сотен. Наиболее известными пакетами в России являются такие программные продукты, как Microsoft Project, Spider Project, Primavera, Open Plan и другие, адаптированные под российский рынок. [2]. Рассмотрим подробнее перечисленное программное обеспечение для управления проектами. Как упоминалось выше, все программные продукты классифицируются по стоимости.

Программные продукты недорогого сегмента рынка

Microsoft Office Project - это продукт корпорации Майкрософт по управлению корпоративными проектами, которое состоит из системы программных продуктов

(MS Office Project Standart (стандартная версия), MS Office Project Professional (про-

фессиональная версия), MS Office Project Server (серверный продукт), технологию MS Office Project Web Access (веб-интерфейс MS Project, позволяющий участникам проектов получить доступ к проектной информации через Internet Explorer). Объединение MS Office Project с другими составляющими Microsoft Office позволяет представить данные в разных форматах (Excel, Word, Power Point, Visio). Это значительное преимущество данного пакета по сравнению с другими программными продуктами. Microsoft Project является в настоящее время наиболее распространенной системой планирования проектов. Программу отличает ее простота и интерфейс, взятый от продуктов серии Microsoft Office 2000. В этом пакете отсутствуют сложные алгоритмы ресурсного и календарно-сетевого планирования [3].

Программа позволяет обеспечить участников проекта обменом проектной информацией. Имеются средства для планирования графика работ, анализа информации по портфелю проектов и отдельным проектам, а также отслеживанию их выполнения (просмотр списка поручений, табели рабочих и т. д.).

Основным средством визуализации плана проекта в MS Project служит диаграмма Ганта (Gantt Chart). Она представлена в виде графика, где по горизонтали находится шкала времени, а по вертикали - список основных задач.

Эта диаграмма названа в честь Генри Ганта (1861-1919), который являлся единомышленником «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора (1856-1915). Изучая менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны, Гант предложил свою диаграмму, которая состояла из отрезков (задач) и точек (завершающих задач), как инструмент для отражения длительности и последовательности задач в проекте. Диаграмма Ганта являлась сильным аналитическим инструментом, в связи с этим она не изменялась в течение почти ста лет. Вначале 1990-х в диаграмму были добавлены линии связи между задачами для более подробного описания взаимосвязей.

Microsoft Project часто применяется для планирования и контроля малых проектов непрофессиональными пользователями в управлении проектами.

Главные возможности Microsoft Project следующие:

Выполнение планирования:

- планирование работ с учетом сроков их выполнения и имеющихся ресурсов;

- ввод и структурирование содержание работ, их продолжительность и ограничения по срокам, установление логистики между работами;

- расчет трудоемкости работ, корректировка продолжительности работ в зависимости от применения ресурсов на работах;

- ввод ресурсных потребностей работ;

- расчет последовательности проекта методом критического пути; планирование последовательности от даты начала или к дате окончания проекта;

- расчет стоимостей работ и ресурсов, затрачиваемых на работы;

- ручное и автоматизированное выравнивание уровня загрузки ресурсов с целью наилучшего распределения ресурсов между работами.

Реализация и контроль выполнения:

- учет реальных сроков производства работ, трудовые затраты (в т. ч. сверхурочных) ресурсов, расхода материалов и денежных ресурсов;

- создание базового плана (до 10 экземпляров) для отслеживания аномалий;

- экспорт полученных данных в Microsoft Excel для проведения анализа;

- выдача отчетов по отклонениям от планируемых критериев, использование наглядных показателей.

Заключительный этап проекта:

- формирование заключительных отчетов по всем показателям плана проекта: стоимость и сроки выполнения работ, трудовые затраты рабочих и расход потребляемых ресурсов;

- передача в архив плана проекта.

Основные данные в Microsoft Project выводятся в виде таблицы работ, диаграммы Ганта, ресурсов и назначений, графика загрузки ресурсов, сетевого графика и вычисляемых пользовательских полей.

Существуют следующие аналоги вышеназванных программных продуктов: Time Line (Time Line Solutions), Primavera Project Planner (P3) (Primavera; Open Plan (Welcome Software); Project Scheduler (Scitor Corp.); Artemis Views (Artemis Management Systems); CA-Super Project (Computer Associates International Inc.); TurboProject (IMSI); Project Workbench (Applied Business Technology); Spider Project (технологии управления Спайдер).

Spider Project, разработчик - Spider Technologies Group.

Программный аналог Spider Project является разработкой российских специалистов. Он имеет ряд отличительных особенностей, которые позволяют ему быть конкурентоспособным с системами западных производителей.

Преимущества программного продукта состоят в современных алгоритмах планирования при использовании ограниченных ресурсов, что позволяет при составлении программ использовать взаимозаменяемые ресурсы при составлении расписания работ. Благодаря этому менеджер избавляется от необходимости жестко назначать на работы проекта конкретных исполнителей. Он указывает только общее количество ресурсов, необходимых для производства работ и из каких ресурсов выбирают это количество.

Следующей важной особенностью пакета является возможность использования нормативно-справочной информации, содержащей сведения о производительной способности ресурсов на различных видах работ, потреблении материалов, стоимостях ресурсов и работ. Spider Project имеет возможность создания и использования в расчетах любых дополнительных табличных документов и баз данных, а также позволяет вводить расчетные формулы, при этом количество показателей, учитываемых в проектах, не ограничено.

Система управления Spider Project уступает в области программной реализации многим западным пакетам (пользовательский интерфейс, использование стандартов обмена данными и т. д.), хотя и превосходит их по мощности и гибкости отдельных функций.

Кроме рассмотренной выше системы управления проектами, существует более современная и адаптированная под судостроительное производство версия Spider Project Professional (разработчик - «Технологии управления Спайдер»). Этот пакет управления проектами спроектирован и разработан с учетом практического опыта, потребностей, особенностей и приоритетов Российского рынка, является единственным из известных в России программных продуктов отечественной разработки.

Пакет Spider Project Professional отличается от западных аналогов следующими функциями:

- оптимальные расписания при выполнении работ с наиболее рациональным использованием ресурсов проектов;

- включённая в состав конструкции система анализа управления резервами по срокам, стоимости работ и рискам;

- возможность включения в проекты типовых фрагментов, их создания и хранения;

- наилучшая организация работы в группах работы и одновременного управления несколькими проектами, а также многие другие.

Существующие программные продукты компании Primavera Inc по управлению проектами (ПМ Софт - представитель в России):

- Primavera Project Planner Professional - версия предназначена для автоматизации процессов управления проектами в соответствии с требованиями стандартов и ISO PMI (Project Management Institute). Она предназначена, в первую очередь, для применения в составе информационной корпоративной системы, но есть возможность

её автономной работы. Данная версия помогает выполнять некоторые задачи по ка-лендарно-сетевому планированию, по определению критического пути с выравниванием потребности в ресурсах, задачи типа «what - if» (что - если), а также и другие задачи по моделированию проектов, группы проектов, программ и портфелей;

- продукт SureTrack Project Manager применяют для контроля при создании мелких проектов, а также для фрагментов более масштабных проектов. Способен работать как автономно, так и вместе с Project Planner в общей системе управления проектами.

Программа Open Plan (разработчик - Welcom Software Technology, в настоящее время Deltek) позволяет обеспечить масштабное многоуровневое управление, а также планирование способом критического пути и оптимизацию при использовании ресурсов в рамках конкретного предприятия. Она может быть удачно применена на всех ступенях контроля и управления проектами - от руководителей и менеджеров проектов, до начальников производственных цехов верфи и простых исполнителей.

Open Plan даёт возможность руководителям разного уровня осуществлять нижеперечисленные функции:

- сокращать риски различного вида;

- назначать степень важности проектов;

- разрабатывать оперативные планы проектов с учетом различных дополнений;

- задавать относительную степень значимости проектов для рационального распределения ресурсов;

- выполнять регулярный анализ процесса выполнения работ по проекту.

Welcom рекомендует применять «облегченную» и профессиональную версии продукта совместно (Open Plan Professional + Open Plan Desktop), так как они весьма удачно сочетаются и дополняют друг друга функционально.

Приведённое программное обеспечение (ПО) содержит различные приложения для составления расписания, распределения задач и ресурсов, регулирования бюджета, контроля цены, совместной работы, общения, быстрого управления, документирования и администрирования системы, которые могут применяться в совокупности для управления крупными проектами [3].

P2Ware. ПО компании P2Ware представляет собой пакет программ для управления проектами наряду с методологиями PR1NCE2, PMBOK. Эти программы P2Ware могут предоставить следующие возможности:

- правильное определение и описание конечной цели внедряемого проекта;

- определение основных задач, которые должны быть достигнуты при реализации финишной цели проекта;

- выполнение конкретного описания поставленных задач с основными требованиями ее выполнения и принятия;

- одновременное выполнение и принятие задач;

- расчёт стоимости при выполнении задачи;

- рекомендации по применению определённых видов ресурсов;

- распечатка планов;

- архивация планов или их фрагментов с целью использования в других проектах;

- опубликование разработанных планов на сервере с условием доступа через веб-браузеры с автоматизацией синхронизации со следующими планами.

Программы P2Ware после завершения выполнения планирования проекта позволяют обеспечить:

- контролирование при выполнении планирования с выполнением контроля по регулированию качества продукции, различного вида рисков и возникающими вопросами;

- систематизация и сбор отчетов о выполнении от менеджеров через Интернет;

- проверка текущего состояния производства при выполнении задач, рационального использования ресурсов и бюджета;

- выполнение отчетов в процессе реализации проекта.

In-Step. Программные продукты компании In-Step подразделяются в зависимости от принадлежности к определённому методу управления проектами:

- in-Step Scrum Edition - управление проектами на основе решений по методологии Scrum;

- in-Step V-Modell XT Edition - методология V-Model XT;

- in-Step Core Process Edition - управление проектами на базе собственной концепции проекта;

- in-Step PR1NCE2 Edition - управление проектами выполняется в соответствии с

PRINCE2;

- in-Step actiF Edition - ПО разрабатывается на основании концепции Agile;

- in-Step SPICE Edition for Automotive - проекты по SPICE 3-го уровня.

Следующая версия по управлению проектами In-Step PRINCE2 Edition имеет следующие возможности:

- поддержка версии по стандарту PRINCE2;

- обеспечение поддержки сетевой работы по сетям Интернет и локальной;

- выполнение управленческих функций версиями всех результатов, поддержка со стороны центральной библиотеки проекта;

- возможность просмотра всей истории произошедших изменений и текущего состояния;

- возможность планирования в рабочем времени плановой и бюджетной информации с отображением точной даты;

- совместимость с продуктами MS Word и MS Excel;

- наличие инструментов, упрощающих проведение разработки и сопровождение проекта (имеется «помощник планирования проекта» и «помощник планирования рабочих пакетов»).

«Помощник планирования проекта» помогает предприятию адаптировать стандарт PRINCE2 к своим проектам. После определения проекта и введения фаз, «помощник планирования» разрабатывает проект плана. План должен содержать основные фазы, которые требует стандарт PRINCE2. Этим стандартом также предусмотрена возможность расширения и усовершенствования проектного плана в зависимости от особенностей предприятия.

Выполнение разработки плана в программе in-Step основывается на формировании комплекта работ. Комплекты работ формируются исходя из потребностей в необходимых специалистам продуктах. «Помощник планирования рабочих пакетов» строит работы последовательно, в соответствии с проектом в хронологическом порядке и назначает определённых исполнителей-специалистов.

Time Line 6.5, производитель - Time Line Solutions Corporation.

Рассматриваемый программный продукт Time Line 6.5 предлагает нижеперечисленные возможности:

- возможность одновременного планирования нескольких проектов;

- обеспечение назначения зависимости между работами проектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- архивирование информационного обеспечения и данных по проектам в единой базе данных;

- имеет мощные алгоритмы работы с различными ресурсами, обеспечивая их равновесное перераспределение между проектами, описание обеспечения ресурсами в определённые сроки.

Программные продукты профессионального уровня

Программные продукты фирмы WST Corporation

Базовой программой профессионального уровня этой фирмы является Open Plan, которая позволяет создать систему управления проектами в рамках предприятия. Она

представляет собой профессиональный инструмент для одновременного выполнения нескольких проектов по планированию и контролю. Имеет полный набор различных параметров для описания большого количества характеристик работ по проекту. Для создания и функционирования проекта применяются:

- структуры по кодированию работ;

- структуры по разбиению работ (WBS);

- структура по организации предприятия (OBS);

- структура иерархии ресурсов (RBS).

Эта система состоит из трёх основных программных продукта: Open Plan Professional, Open Plan Desktop и Open Plan Enterprise, каждый из которых решает задачи определенных участников проекта: команды проекта, проект-менеджера, работников, ответственных за выполнение работ, субподрядчиков и т. д.

Open Plan Professional служит рабочим инструментом многих менеджеров, которые выполняют управление крупными проектами, и:

- разрешает назначать зависимости всех типов с задержками по времени в пределах одного проекта и между различными проектами;

- даёт средства для планирования ресурсов в режиме выполнения нескольких проектов, включая поддержку иерархических ресурсов и ресурсных календарей. Имеется возможность планирования и контроля альтернативных и расходуемых ресурсов.

- имеет гибкий инструмент для построения табличных и графических отчетов.

Open Plan Desktop является более простым вариантом Open Plan Professional и

применяется в качестве инструмента для выполнения задач с небольшими проектами или для части крупного проекта. Совместимость с Open Plan Professional даёт следующие возможности:

- распределение проектной работы по этапам;

- применять уже имеющиеся в Open Plan Professional шаблоны проектов с заданными в них шифрами СРР, ССО и работ, словарями необходимых ресурсов и т. п.

Программы Open Plan Desktop и Open Plan Professional:

- могут обеспечить лимит доступа к проектной информации;

- способны работать в режиме клиент/сервер на базе реляционных Oracle, Sybase и MSSQL Server;

- учитывают риски всех типов;

- хранят данные в различных форматах;

- обеспечивают публикацию данных проектов на различные (внешний (Интернет) и внутренний) web-сайты.

Программный пакет Open Plan Enterprise содержит в себе главные характеристики Open Plan Professional и интегрирован с ERP (система управления ресурсами предприятия) - приложениями. Это даёт возможность распределять исходные данные проектов среди других информационных систем (ИС) предприятия.

Пакет программных продуктов фирмы SAP AG (Германия).

SAP Business One - это программный продукт, который даёт возможность предприятиям управлять своим производством и сохранять контроль над ним и над выпуском определённой продукции. Данная система управления позволяет автоматизировать процесс производства на различных его участках и в цехах.

Наиболее важные возможности SAP Business One :

- производство продукции;

- закупки сырья и материалов, комплектующих;

- продажа продукции;

- партнеры по бизнесу;

- расчеты по платежам и закупкам;

- складское хозяйство и складирование готовой продукции;

- финансирование и вложение средств в основные фонды;

- сервисное обслуживание;

- управление персоналом на производстве.

Достоинства программного продукта:

- возможность быстрого принятия правильных решений;

- увеличение дохода за счет повышения производительности работы производственных рабочих;

- масштабный подход к решению задачи;

- обладает возможностью решения задач различной сложности;

- управление продажами;

- возможность контролирования затрат.

Оптимальное содержание стандартного пакета решений SAP для машиностроения содержит следующие возможности:

- планирование объёмов производства и управление им;

- материально-техническое снабжение и управление им;

- управление сбытом продукции;

- управленческий учет продукции и сырья;

- бухгалтерский учет и учет основных средств (фондов);

- высокий уровень управления качеством;

- сервисное обслуживание и управление им.

В настоящее время в России отечественный рынок программных разработок по управлению проектами продолжает оставаться открытым для новых программ. Одной из таких разработок, внедрённых и успешно функционирующих на многих российских предприятиях судостроения, является система управления «ЛОЦМАН:КБ» [4]. Разработчиком её является «Аскон» - российская компания по инженерному программному обеспечению для проектирования и управления данными в машиностроении и строительстве.

и> файлов !2£072Э13| ^ !! s i-a.1

№ L4 9Й

Латчис

¿а.

— I" Че-ртеж^

95.75C-Q3G- Кат^шьэ

(J3 Я.1в№№ -

,2) - Маими*

^^ - LLid^ba полш^пл^к

95.T60-D2O - 1 ptlLUU ПруЖНПси ^ 35.T«Ml3D - к^рпрт катушгл

KpbiLu^ мскячь:?"^

Рис. 1. Коллективная работа над проектом на уровне файлов

ЛОЦМАН:КБ - автоматизированная система управления проектированием и электронным архивом конструкторской документации. Система даёт возможность:

- обеспечить быстрый поиск нужной информации, создать и поддерживать электронный архив конструкторской документации в актуальном состоянии;

- выполнять автоматизированное согласование конструкторской документации (КД);

- коллективной разработки (КД);

- управлять проектами, процессами проектирования и согласования.

Программный продукт ЛОЦМАН:КБ способен обеспечить качественную коллективную работу над проектом уже на уровне файлов (представлено на рис. 1) с поддержкой прогрессивной технологии сквозного проектирования, которая уже реализована во многих современных САПР.

Управляющая система организует процесс, следит за изменениями файлов, контролирует и раздает права пользователей, дополнительные работы по настройке системы не требуются. Основное окно ПО ЛОЦМАН:КБ представлено на рис. 2.

Рис. 2. Основное окно ЛОЦМАН:КБ

ЛОЦМАН:КБ предлагает конструктору несколько возможных вариантов формирования структуры технологического процесса:

- вручную, присоединяя файлы и добавляя документы;

- получения структуры производимого изделия, атрибутов через интеграцию с CAD-системой, есть возможность автоматического формирования вторичного выполнения в формате PDF;

- применение выбранных объектов из архива или других проектов;

- включение материалов при использовании справочника «Материалы и Сортаменты».

Система даёт возможность создавать и проводить Извещения, так как управление возможными изменениями встроено в программу ЛОЦМАН:КБ. Если в процессе формирования структуры (представлено на рис. 3) возникает документ с условным обозначением, которое имеется в Архиве, то система автоматически создает Изменение и при следующем проведении в Архив всегда помнит изменения.

Рис. 3. Формирование состава

Составляющей программного продукта ЛОЦМАН:КБ является система управления проектами и процессами согласования. Она даёт возможность:

- выполнять график реализации проекта, этапов согласования с помощью шаблона или вручную, что представлено на рис. 4;

- выполнять шаблоны проектов и этапов согласования;

- система самостоятельно выдаёт задания назначенным для этого производственным рабочим в процессе своей работы, исполняя процедуры автоматически;

- контролировать процесс выполнения работ и степень загрузки производственных рабочих в текущем времени;

- умело управлять проектами (добавлять/удалять этапы, менять производственных рабочих, сроки и др.).

Рис. 4. График проекта

ЛОЦМАН:КБ предназначен для решения только конструкторских задач в машиностроении, в его структуре нет ничего лишнего, довольно простой в применении и обслуживании. Эта система значительно снижает потери предприятия на подбор информации, организацию коллективной работы, согласование, управление. При этом не требуется продолжительных и дорогостоящих проектов при внедрении.

В настоящее время развитие систем управления проектами и внедрения ЕЯР-систем достигло высокого уровня. Они включают в себя основные направления для исследования бюджета, ресурсов, ограничение проекта во времени, а также разного

рода рисков. Применение этих продуктов даёт преимущество при внедрении ряда систем управления от разных производителей, например, аналитического инструмента от одного производителя, ДОР-системы от другого и системы документооборота от третьего. Недостатком современных программных продуктов, поддерживающих стандарты управления проектами, является то, что у них отсутствует привязка к методам внедрения. В связи с этим судостроительные верфи при внедрении новейших систем управления проектами и установки ПО сталкиваются с трудно решаемыми проблемами, которые связаны со следующими факторами:

- низкий уровень интеграции с российскими информационными системами (ИС) и технологиями;

- при использовании западных ИС класса ERP/PLM (система для планирования ресурсов предприятия/поддержки жизненного цикла изделия) пользуются лишь системой для бухгалтерского учета, финансового планирования и подготовки отчетности;

- необходимость решать огромное число организационных и технических задач при внедрении системы класса ERP/PLM;

- требуется перестройка бизнес-процессов предприятия;

- необходимость перестройки ритма работы сотрудников, которые хотят работать «как привыкли»;

- внедрение ИС требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат;

- экономический эффект от внедрения будет достигнут не сразу.

Следовательно, правильный выбор и применение систем управления проектами

даже при большом количестве на российском рынке ПО и ИС является сложным процессом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, решающим фактором при внедрении на судостроительной верфи выбранной системы управления проектами является грамотный выбор программного продукта и его адаптация к условиям и возможностям предприятия. При этом грамотно внедренный программный продукт дает возможность специалистам и работникам предприятия судостроения:

1) профессионально создать структуру, описать характеристики работ и их состав, распределить ресурсы, доходы и расходы внедряемого проекта;

2) рассчитать потребности проекта при распределении во времени по основным материалам и оборудовании;

3) определить оптимальный состав ресурсов и распределять во времени их плановую загрузку;

4) рассчитать бюджет проекта, распределяя плановые затраты времени;

5) рассчитать порядок выполнения работ проекта, учитывая имеющихся ограничения;

6) определить резервы времени и критические операции;

7) способность анализировать риски и необходимые резервы для надежной реализации проекта;

8) определить возможность качественного исполнения руководящих показателей;

9) вести учет и анализ процесса реализации проекта;

10) получить необходимую отчетность по проекту.

В целом, применение современных технологий проектного управления позволяет судостроительным предприятиям и верфям достигнуть нового уровня развития и, как следствие, повысить конкурентоспособность, когда любые проекты будут осуществляться в заданные сроки и в рамках бюджета.

Список литературы:

[1] Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] / Раздел: Информационные технологии. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Категория: Информационные технологии.

[2] Бурков В.Н. Введение в теорию управления организационными системами / В.Н. Бурков, Н.А. Коргин, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2009. - 264 с.

[3] Сингаевская Г.И. Самоучитель Microsoft Project 2002 [Текст]: учебник / Г.И. Сингаевская. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

[4] Маков Е.В., Нортов А.А., Шептунов И.В. ФГУП ЦМКБ «Алмаз»: переход к трехмерному моделированию // Судостроение. - 2006. - № 6. - С. 41-43.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF SOFTWARE PRODUCTS IN THE FIELD OF PROJECT MANAGEMENT AND PROBLEMS OF THEIR APPLICATION IN DOMESTIC SHIPYARDS

T.A. Mikheeva

Key words: shipyard, project management, efficiency, industrial development, software product, information technology.

The article considers modern tendencies of development of shipbuilding, which is impossible without improvement and modernization of the Russian economy. At the same time, the development of production is the basis for economic growth. One way of achieving industrial and economic growth of the shipbuilding companies is the introduction of project management systems. The specifics of the shipbuilding industry, the instability of the external environment resulted in a particular implementation of the tool in shipyards. The main directions of development of systems of project management in shipyards, generalized experience in the development of organizational structures of management of projects the main software used in the shipbuilding industry are listed

Статья поступила в редакцию 10.06.2016 г.

УДК 658.562.3

О.А. Паутова, инженер-эколог III категории, НОАО «Гидромаш» 603022, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 22

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РИСКОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ключевые слова: судостроительные предприятия, производственные риски, методы оценки рисков, управление качеством.

В статье приведены основные методы количественной оценки производственных рисков, применение которых при управлении качеством на всех этапах жизненного цикла продукции верфей позволяет эффективнее проводить меры по предупреждению рисков и мероприятия по повышению качества продукции для удовлетворения требований потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.