УДК 658.5: 629.5
Е.Г. Бурмистров, профессор, д.т.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Т.А. Михеева, доцент, к.т.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Ключевые слова: судостроительные и судоремонтные предприятия (верфи), автоматизация систем управления и планирования, управление проектами на предприятиях, эффективность систем управления проектами, информационные технологии.
В статье рассматриваются вопросы целесообразности внедрения автоматизированных систем управления проектами и производством на отечественных судостроительных и судоремонтных предприятиях. Приведены общие рекомендации к внедрению и адаптации эффективных систем управления проектами с учётом специфики предприятий.
В настоящее время на отечественных судостроительных и судоремонтных предприятиях приобретают всё более широкую популярность различные автоматизированные системы управления проектами. Зачастую такие системы позиционируются как некая панацея от возможных кризисных явлений и инструмент для достижения конкурентных преимуществ на внутреннем и мировом рынках судостроительных и судоремонтных услуг. Это (особенно последнее) не лишено оснований, так как автоматизация процедур управления проектами в целом действительно является весьма эффективным способом обеспечения выполнения контрактных обязательств, развития предприятия, повышения эффективности его работы, планирования и управления производством продукции.
Таким образом, обстоятельствами, обуславливающими внедрение систем управления проектами на отечественных верфях, можно считать следующие:
- высокая степень конкуренции и повышенные требования к качеству продукции, необходимость применения сертификации и систем управления качеством;
- необходимость в оптимизации и координации действий верфи со смежными предприятиями, включая определённую синхронизацию структур управления ими;
- необходимость серьёзных изменений в существующей структуре предприятия и организации производства;
- необходимость сокращения сроков маркетинговых исследований, проектирования изделий, материально-технического снабжения предприятия и подготовки производства;
- возникновение конкурирующих проектов и производств;
- необходимость работ по совершенствованию структуры системы управления проектами на основе комплексных решений;
- всё возрастающие объёмы информации всех видов, необходимость увеличения скорости её обработки и т.д.
Напомним, что система управления проектами представляет собой комплекс мероприятий по разработке и реализации управленческих решений, которые охватывают все этапы проектирования и изготовления продукции с учётом установленных временных, бюджетных и ресурсных ограничений [1]. То есть, автоматизированная система управления проектами объединяет разнообразные виды деятельности, направленные на достижение чётко определённых целей и результатов, синхрониза-
73
цию в пространстве и времени большого числа взаимосвязанных действий с чётким определением и строгими ограничениями начала и окончания этих действий.
При внедрении на верфях систем управления проектами выделяют следующие основные этапы (см. табл. 1) [2].
Таблица 1
Основные этапы внедрения на верфях систем управления проектами и их содержание
№ п/п Наименование этапа Содержание этапа
1 Инициализация проекта Процесс управления проектом, который состоит из авторизации, начала и очередной фазы жизненного цикла проекта
2 Планирование Процесс, включающий определение и согласование способа действий для достижения определённых целей проекта
3 Исполнение Процесс осуществления плана проекта посредством организации выполнения работ и координации исполнителей
4 Контроль исполнения Процесс сравнения запланированных и фактических показателей выполнения проекта, анализ отклонений и их причин, ликвидация нежелательных отклонений
5 Завершение проекта Процесс окончания работ и завершения всего проекта
Ожидаемые конкурентные преимущества при этом сводятся к следующему:
- повышение качества планирования и управления производством и, как следствие, качества выпускаемой продукции;
- разработка и совершенствование базы знаний предприятия по управлению проектами, связанной с накоплением, обобщением, систематизацией и анализом опыта реализованных проектов;
- создание сбалансированной системы организации и управления производством (и предприятием), ориентированной на достижение стратегических целей предприятия;
- возможность корректировать производственные задачи в соответствии с чёткими критериями, учитывая их взаимное влияние;
- возможность оценки процесса внедрения системы и корректировки вероятных отклонений от поставленной цели;
- проверка и координация использования ресурсов, повышение эффективности их использования и точности планирования запасов;
- повышение эффективности взаимодействия сотрудников и подразделений верфи;
- возможность получения «единой картины» выполнения всех проектов;
- возможность оперативного контроля статуса проектного портфеля;
- контроль достижения стратегических целей предприятия;
- контролирование сроков выполнения проектов;
- контролирование бюджета проектов и прогнозирование освоения выделенного бюджета, а также соблюдение финансовой дисциплины;
- непрерывное контролирование по основным точкам общего хода проекта;
- возможность оперативного проведения внутренних аудитов и выполнения своевременных корректирующих воздействий.
В условиях нестабильной экономической ситуации перечисленные конкурентные преимущества могут оказаться решающими в борьбе за портфель заказов.
Несмотря на преодоление (в целом) негативных проявлений экономического кризиса, в своём большинстве российские верфи продолжают сталкиваться со сложностями в виде [3]:
- неполной загрузки производственных мощностей и, как следствие, - увеличением доли накладных расходов в себестоимости изготавливаемой продукции;
- нехваткой средств на обновление структур управления предприятием. Как следствие, устареванием систем управления и продолжением использования структур, основанных на бюрократических принципах управления, включая иерархическое распределение полномочий и ответственности, стандартные правила управление исходя из прецедентов и т.д.;
- острый дефицит финансирования предприятия с одной стороны, а с другой - неэффективное использование ресурсов: оборудования, материальных запасов, персонала.
В результате, большинство верфей имеют низкую эффективность производства и сложно управляемы. Внедрение автоматизированных систем управления проектами может оказаться весьма кстати, так как позволит сосредоточиться на достижении поставленных целей, осуществлять короткое и прямое взаимодействие между смежными предприятиями и структурными подразделениями верфи, разделять и координировать этапы производственного процесса. Это может способствовать достижению высокой эффективности управления производством по срокам выполнения контрактных обязательств, оптимизации сроков и затрат на выполнение отдельных этапов и работ, координации работ по всем разделам подготовки и обеспечения производства.
Как показывает практика, основную сложность при внедрении автоматизированных систем управления проектами представляет грамотный выбор программного продукта и соответствующего информационного обеспечения, адекватного всем требованиям конкретной верфи. В источнике [4] рассмотрены наиболее популярные у отечественных пользователей программные продукты - иностранные: Microsoft Project, Spider Project, Primavera, Open Plan, AVEVA PDMS 12 в различных версиях; и отечественные: ЛОЦМАН:КБ (разработчик «Аскон»), Global-MFS, «Троникс» (САПР «Невского» ПКБ), Адванта В настоящее время некоторые из перечисленных систем управления проектами успешно внедрены на нескольких отечественных верфях.
В качестве примера можно привести внедрение системы «Троникс» на «Северной верфи» (г. Санкт-Петербург). Эта информационная система может выполнять все задачи управления производством от его инженерной подготовки до планирования, снабжения, складского учёта и управления производственными участками на безбумажной основе в единой базе данных, обеспечивая соответствие уровню мировых систем класса MRP II. По мнению специалистов завода - пользователей данной системы, в настоящее время она является единственной на российских верфях системой, комплексно решающей всю совокупность задач верфи, включая гарантийное и постгарантийное обслуживание продукции предприятия.
Ещё одним примером успешного внедрения информационной системы управления проектами является ОАО «Выборгский судостроительный завод». На этом предприятии внедрена отечественная система Global «Судостроительное производство» (Global-MFS). Разработчиком системы является компания ООО «Бизнес Технологии». Данная система имеет различные блоки, которые позволяют управлять не только строительством, но и ремонтом судов Global-EAM (ТОиР). В результате реализации этого проекта решены следующие задачи: повышена оперативность работы конструкторов и технологов и эффективность расчёта потребности в материалах и в трудовых ресурсах на заказ за счёт предоставления доступа к актуальной и достоверной информации о деятельности технического центра. В информационной базе данных системы оперативно отражается и хранится весь комплекс информации о каждом используемом документе и обо всех справочных материалах, а также данные оперативного учёта - начиная от графика разработки конструкторской документации и заканчивая данными об изготовлении деталей и сборочных единиц. Информационная база данных системы имеет доступ с любого рабочего места при условии наличия права доступа, что облегчает принятие оперативных решений, позволяет проводить быстрый анализ той или иной производственной ситуации и способствует повышению эффективности производства.
Успешное внедрение зарубежной информационной системы управления проектами выполнено на АО «Средне-Невский судостроительный завод», где в качестве основного программного продукта использована «AVEVA» и различные её подсистемы (AVEVE Marine ^D-моделирование судов), AVEVA NET, AVEVA ERM). В результате внедрения этой системы появилась возможность автоматизированной обработки электронных массивов информации - от проектирования судна до планирования ресурсов и управления проектом на всех стадиях постройки заказа. То есть, автоматизированы процессы конструкторской и технологической подготовки производства, материально-технического снабжения и планирования производства, выполнено решение задач бухгалтерского и управленческого учёта; внедрён электронный документооборот. Это позволило сократить сроки подготовки производства, повысить точность изготовления сборочных единиц и выполнять их предварительное насыщение, рассчитывать, моделировать и анализировать планируемые технологические процессы.
Из приведённых примеров следует, что в современных экономических условиях без использования автоматизированных систем управления проектами в качестве инструмента, отечественным верфям весьма сложно конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынках судостроительных и судоремонтных услуг. Однако, небольшое число верфей, на данный момент внедривших подобные системы, указывает и на то, что этот процесс проходит весьма сложно. Очевидно, это связано не только с отсутствием на верфях квалифицированных специалистов (ни один ВУЗ сегодня их не готовит), но, зачастую, и с нежеланием руководства предприятий проводить нужные изменения, так как они, как правило, связаны с определёнными материальными затратами и необходимостью реконструкции системы управления производством в целом. Из источника [5] известно, что затраты на внедрение полных автоматизированных систем управления сопоставимы с затратами на приобретение современного промышленного оборудования. При этом использование оборудования даёт прямой экономический эффект, который проявляется сразу и обеспечивает функционирования предприятия, а эффективность от автоматизированных систем управления проектами в лучшем случае проявляется через год-полтора и, к тому же, косвенным образом. К тому же, затраты времени на внедрение системы управления по срокам сопоставимы с развертывания нового производства [6]. Кроме того, процесс внедрения усложняется необходимостью учёта требований множества национальных и международных стандартов, в том числе, необходимостью создания единой информационной среды, формирования основных правил, регламентирующих терминологию, принципы и методологические подходы к управлению в различных сферах производства и т.д. Наглядную иллюстрацию возникающих при этом проблем даёт диаграмма, представленная на рис 1.
■ Высокая стоимость полного пакета информационного обеспечения
■ Низкая квалификация кадров на предприятии и трудоёмкий процесс обучения Высокие риски внедрения
■ Нестабильность законодательства
■ Неготовность предприятия к изменениям Отсутствие системы делегирования полномочия Отсутствие поддержки со стороны руководства Отсутствие системы стимулирования персонала Высокая итоговая стоимость внедрения
Рис. 1. Процентное соотношение основных причин, вызывающих сложности при внедрении систем управления проектами на российских верфях
Исследования авторов в области внедрения систем управления проектами позволяют сделать некоторые обобщения и выработать ряд рекомендаций, которые могут быть полезны руководству верфей при решении вопроса о внедрении системы управления проектами на верфи.
1) Цели реализации проекта должны быть определены стандартом предприятия. При этом наиболее важным является чёткая постановка задачи. Наилучший эффект можно получить, если данную часть работы выполнять вместе с заказчиком.
2) Необходимо сразу же сформировать систему показателей для внедрения на предприятии. Хороший результат могут дать регулярные совещания и обмены мнениями, мозговые штурмы и т.д., проводимые на системной основе. При этом следует внедрять именно систему, а не программу и не сетевое планирование. Сотрудники верфи должны знать о планируемых улучшениях.
3) В рамках данной системы полезно организовать соответствующее обучение сотрудников, особенно начинающих пользователей. Обучать следует аналитиков, которые непосредственно работают с программным комплексом и обеспечивают всех участников проекта необходимой информацией, а также менеджеров, сотрудников служб материально-технического снабжения и организационно-планового бюро. Полезна также разработка специальной программы помощи пользователям в освоении программного комплекса и системы мотивации персонала верфи в процессе использования этого комплекса.
4) Недостаточно ограничиваться только автоматизацией бухгалтерии, проектирования и коммерческой части документооборота. Практика показывает, что работа по внедрению современных информационных технологий сводится на нет ошибками, состоящими во внедрении новых технологий в старые проекты без коренной их реорганизации, и «точечным» их финансированием в целях сиюминутной экономии.
5) Целесообразность внедрения системы управления проектами следует оценивать путём сравнения затрат и возможного эффекта. Полезно создание специальной экспертной группы для консультационной поддержки, обеспечения литературой, общего руководства, разработки пилотных программы для тестирования системы и проч.
Более подробно алгоритм внедрения системы управления проектами на судостроительной верфи представлен на рис. 2.
В заключение необходимо отметить, что никакая информационная система не может одномоментно, раз и навсегда решить все проблемы предприятия. Не существует некоего универсального средства, с помощью которого можно разом разрешить все сложные производственные ситуации и преодолеть разного рода препятствия. Даже при условии внедрения системы не за 1,5 года, а за 1,5 месяца (что технически возможно), само предприятие вряд ли сможет адаптироваться к новой форме работы за столь короткое время. То есть, необходим постепенный перевод каждого проекта на новый уровень. При этом серьёзные изменения должны затрагивать все этапы подготовки производства и осуществления собственно производственного процесса в цехах. А любые улучшения в управлении проектами сами по себе нуждаются в применении эффективного менеджмента и должны рассматриваться только в средне- и долгосрочной перспективе, нацеленной на радикальное повышение конкурентоспособности верфи.
Рис. 2. Алгоритм процесса внедрения системы управления проектами на судостроительных верфях
Список литературы:
[1] Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.
[2] Управление проектами: От планирования до оценки эффективности: Практ. пособие / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М. : Омега-Л, 2009. - 251 с. - (Организация и планирование бизнеса).
[3] Судакова Л.Ю. Опыт управления проектами внедрения, эксплуатации и модернизации корпоративных информационных систем // Финансы и кредит. 2012. №32 (512) С. 18-28. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-upravleniya-proektami-vnedreniya-ekspluatatsii-i-modernizatsii-korporativnyh-infoimatsionnyh-sistem.
[4] Михеева Т.А. Сравнительная характеристика программных продуктов в области управления проектами и проблемы их применения на отечественных судостроительных верфях.// Вестник ВГАВТ. 2016. № 49, С130-141 URL: http://www.vsuwt.ru/newsite/departments/science_innovation/ vestnik vgavt/Vestnik%2049.rar.
[5] Материалы сайта «Управление проектами: теория и практика современного менеджмента». / http://projectm.narod.ru/.
[6] Материалы сайта Российской Ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ». / http://www. sovnet.ru/.
THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF AUTOMATED PROJECT MANAGEMENT SYSTEMS IN THE SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR ENTERPRISES
E. G. Burmistrov, T.A. Mikheyeva
Key words: shipbuilding and ship repair facilities (shipyards), automation systems management and planning, project management in enterprises, the effectiveness of project management systems, information technology.
In the article the questions of the feasibility of implementing automated control systems projects and production for domestic sudostroy-tional and ship-repair enterprises. Provides General guidelines for the introduction and adaptation of effective project management systems with specific companies.
Статья поступила в редакцию 05.06.2017 г.
УДК 669.14.018.54; 669.172.539.382
В.В. Глебов, доцент, к.ф.-м.н., ФГБОУВО «ВГУВТ» В.М. Блинов, профессор, д.т.н., ИМЕТРАН, Ф.Ф. Репин, профессор, к.т.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951 , г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУРНОГО УПРОЧНЕНИЯ АЗОТСОДЕРЖАЩЕЙ АУСТЕНИТНОЙ СТАЛИ ТИПА 05Х22АГ14Н7М
Ключевые слова: азотсодержащая сталь, механизм упрочнения, твердорастворное упрочнение, зернограничное упрочнение, аустенит.
Рассмотрены механизмы твердорастворного и зернограничного упрочнения высокопрочных аустенитных сталей атомами азота. Проведено сравнение экспериментальных и расчетных значений прочностных характеристик в зависимости от содержания азота. Показано, что твердорастворное упрочнение является основным механизмом повышения прочности стали.
Аустенитные коррозионностойкие стали, обладая комплексом важных и полезных свойств, нашли широкое применение во многих отраслях машиностроения. Аусте-нитные стали имеют высокую коррозионную стойкость, хорошую жаростойкость и жаропрочность, повышенную пластичность и парамагнитность. Однако, существенным недостатком этих сталей, сдерживающим их применение в качестве материала