Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития судостроительной и судоремонтной отрасли в Российской федерации'

Состояние и перспективы развития судостроительной и судоремонтной отрасли в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2020
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА / ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / SHI PBUILDING AND SHI P-REPAIRING ENTERPRISES / PROJECT MANAGEMENT SYSTEM IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова Елена Николаевна, Бородин Иван Васильевич

В статье рассматриваются состоянии и проблемы развития судостроительного комплекса страны, представлено описание специфики данного бизнеса и масштабов выполняемых заказов. Актуализируется потребность создания на предприятиях системы управления проектами, которая позволит решить целый комплекс задач экономического, инновационного, научно-технического и социального характера. Рассматриваются основные проблемы внедрения данной системы в сфере судостроения и судоремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богданова Елена Николаевна, Бородин Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects of shi pbuilding and shi prepairing industry in the Russian Federation

The article reviews issues of project current situation,development of shi pbuilding and shi p-repairing enterprises,descri ption of specifics of this type of business and large-scale orders. Necessity of creating the system of project management at the plants to solve the range of economic,innovative,scientific technical and social goals has been actualized. The main problems of the system implementation in the field of shi pbuilding and shi p repair are discussed.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития судостроительной и судоремонтной отрасли в Российской федерации»

Е. Н. Богданова, И. В. Бородин

Состояние и перспективы развития судостроительной и судоремонтной отрасли в Российской (федерации

В статье рассматриваются состоянии и проблемы развития судостроительного комплекса страны, представлено описание специфики данного бизнеса и масштабов выполняемых заказов. Актуализируется потребность создания на предприятиях системы управления проектами, которая позволит решить целый комплекс задач экономического, инновационного, научно-технического и социального характера. Рассматриваются основные проблемы внедрения данной системы в сфере судостроения и судоремонта.

Ключевые слова: предприятия судостроения и судоремонта, внедрение системы управления проектами

E. N. Bogdanova, I. V. Borodin

Status and prospects of shi pbuilding and ship-repairing industry in the Russian Federation

The article reviews issues of project current situation,development of shipbuilding and ship-repairing enterprises,description of specifics of this type of business and large-scale orders. Necessity of creating the system of project management at the plants to solve the range of economic,innovative,scientific technical and social goals has been actualized. The main problems of the system implementation in the field of shipbuilding and ship repair are discussed.

Keywords: shipbuilding and ship-repairing enterprises, project management system implementation

России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

На данный момент около 160 российских судостроительных заводов и верфей занимаются только крупным морским и речным судостроением, большое количество судоремонтных предприятий специализируется на плановом и послеаварийном ремонте, доковании, модернизации и других специальных работах [3].

В соответствии с указом президента РФ В. В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году. Она консолидировала крупные су-¡доЙШЙительные и судоремонтные предприятия.

В составе ОСК — три региональных центра: Западный центр судостроения, Северный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта [2]. В 2013 году в составе ОСК появился Южный центр судостроения и судоремонта, в который вошли профильные предприятия Приволжского и Южного федеральных округов. Ожидается, что его верфи в ближайшие 20 лет будут обеспечены заказами на специализированные суда и жилые модули для офшорного бурения на шельфе Каспийского моря.

Структура размещения предприятий судостроительной промышленности по территории страны в целом характеризуется следующими пропорциями: Северо-Запад — 47 %, Центр и Поволжье — 27 %, Юг — 10 %, Урал и Сибирь — 4 %, Дальний Восток — 12 %.

Наиболее крупные предприятия судостроения и судоремонта сконцентрированы в субъектах Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Они обслуживают, в том числе, корабли Балтийского и Северного военно-морского флота. КромеЛт.ого||

Ир раопЗШженсГоольшое^чййШ'' предприятий Пудового машиностроения и судового приборостроения, а также ряд научно-исследователь-рких и проектно-конструкторских организаций Судостроения.

Предприятия Санкт-Петербурга имеют раз-Ию специализацию: ОАО «Адмиралтейские верфи» является центром неатомного подводного кораблестроения России; ОАО «Балтийский завод» специализируется на судовом машиностроении, изготовлении изделий судовой и стационарной специальной энергетики, котельном, металлогальваническом, металлургическом производствах и литье колоколов; ОАО «Пролетарский завод» ориентирован на судовое и энергетическое машиностроение; ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» строит корабли и суда нового поколения из стеклопластика с использованием новейших технологических достижений и разработок.

В Калининградской области работает 3 ведущих предприятия данной отрасли: ОАО «ПСЗ «Янтарь» занимается судостроением различных классов и назначений; ОАО «33 СРЗ» занимается производством судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств, строительством и ремонтом судов, предоставлением услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделка и разрезка на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций; ОАО «Светловское предприятие «ЭРА» проводит электромонтажные работы на судах, ремонт, монтаж, наладка и испытания судового электрооборудования, а также изготовление электрораспределительных устройств.

Особую значимость развитие судостроения и судоремонта имеет в регионах, которые относятся к северным территориям, — Архангельская, Мурманская области и Республика Карелия, где сосредоточены одни из самых крупных предприятий судового машиностроения и судового приборостроения, ряд научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, предприятия судостроения и судоремонта, специализирующиеся на атомном подводном судостроении, а также строительстве морских нефтегазовых сооружений и судов обеспечения, модернизации и ремонте кораблей Северного флота. Другим важным направлением является судостроение и судоремонт судов класса «река-море», промысловых судов тралового флота.

В Республике Карелия в настоящее время в этой отрасли работает 6 предприятий, специализирующихся на судоремонте и судостроении малотоннажных кораблей и речного транспорта. ОАО «Судостроительный завод «Авангард» — предприятие ВПК, включенное распоряжением Президента РФ в реестр стратегических компаний страны, — выполняет комплексный судоремонт и судостроение для военного и гражданско-

Ц флЖа суШ?. ООО ТПНК «Мещрежьегорская

ремонтно-эксплуатационная база» занимается строительством и ремонтом речных судов и судов класса «река-море». ЗАО «Варяг» — уникальное предприятие, специализирующееся на строительстве судов-реплик, стилизованных под старинные парусные и паровые корабли. ООО «Петровская верфь» занимается производством алюминиевых катеров и лодок марки «Уралъ». Деятельность компании «Полярный Одиссей» связана с деревянным судостроением исторических судов и парусников, традиционных лодок и яхт. Торгово-производственная компания ООО «ОнегоКомпозит» строит лодки и катера. Предприятие ЗАО «Онежский судостроительный завод» начало 2013 году процедуру банкротства. Таким образом, в регионе отсутствуют крупные судостроительные и судоремонтные предприятия. Основные компании, работающие в этой отрасли, специализируются на строительстве и ремонте небольших речных судов и судов класса «река-море», лодок и катеров; также здесь развивается новое направление — историческая реконструкция судов.

В Мурманской области работает восемь крупных предприятий, семь из которых сконцентрированы в Мурманске. ОАО «10 ордена Трудового Красного знамени судоремонтный завод» выполняет заказы Минобороны РФ. ОАО «База технического обслуживания флота» осуществляет навигационный ремонт судов. Филиал ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» «35 судоремонтный завод» специализируется только на ремонте кораблей Северного флота. Предприятие госкорпорации «Росатом» занимается техническим обслуживанием и проведением ремонтных работ общесудового и специального назначения для атомного флота. Основным видом деятельности ООО «Фирма-Сервис», Мурманской судоверфи «Кузнечно-инструменталь-ное производство» и ОАО «82 Судоремонтный завод» (Североморск) является предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию (в том числе судоремонт), проектирование и документарная техническая поддержка. Еще одно мурманское предприятие — ОАО «Мурманский судоремонтный завод морского флота» — находится на грани банкротства: по состоянию на февраль 2013 г. оно передано в конкурсное управление. Таким образом, основной специализацией мурманских предприятий является ремонт кораблей и судов морского, ледокольного и ледового класса.

Особый интерес представляют судостроительные и судоремонтные предприятия Архангельской области, которые отличаются по своим мощностям, доковым возможностям, стапельным сооружениям, крановому оборудованию, составу и внутреннему насыщению цехов и производств. Три крупнейших предприятия региона сосредоточены в Северодвинске и имеют широкую специализацию: ОАО «ПО «Севмаш»

186 |55М 2307-2447

осуществляет строительство, ремонт и модерни-рацию атомных и дизель-электрических подводных лодок, ремонт и модернизацию надводных кораблей, строительство гражданских судов, рорской техники для освоения шельфовых углеводородных месторождений; ОАО «ЦС Звез-Вочка» ремонтирует и модернизирует атомные и дизель-электрические подводные лодки, надводные корабли и гражданские суда; ОАО «СПО Арктика» занимается электромонтажными работами на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике. Суммарные потенциальные возможности предприятий судостроения только г. Северодвинска составляют около 50 млн н/ч в год, тогда как мощности остальных предприятий судостроительного комплекса Архангельской области могут составить 6 млн н/ч.

ОАО «Соломбальская судостроительная верфь» занимается деревянным судостроением и всеми видами ремонта деревянных судов. Кроме того, в Архангельской области в данной отрасли работают ОАО «Лайский судоремонтный завод», ОАО «Лимендский судостроитель-но-судоремонтный завод», ОАО «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота» и группа компаний «Оптимист», в состав которой в настоящее время входят следующие организации: «Нью Оптимист», «Оптимист», «СМНП», «СМНУ», ИП Герасимов П.А. Таким образом, основной специализацией региона является строительство всех классов кораблей и судов.

Все мощности судостроительного комплекса Архангельской области в настоящее время ориентированы на следующие направления: оборонная продукция — около 40%; гражданское судостроение — около 20%; средства добычи нефти и газа на Арктическом шельфе (ледостой-кие платформы) — до 20%; продукция общего машиностроения (для лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, металлургической, нефтяной и газовой промышленностей) — 10%; утилизация судов и кораблей и экологические программы — 10%. Средства добычи нефти и газа на Арктическом шельфе можно отнести к гражданскому судостроению (постройка конструкций на стапелях предприятий) и, таким образом, общий объем гражданского судостроения составит около 35%.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются судостроительные и судоремонтные предприятия РФ: высокий уровень физического и морального износа основных фондов; дефицит инвестиций; низкая производительность труда и нехватка квалифицированных инженерных, рабочих и управленческих кадров; замена конкуренции использованием административного ресурса; ориентированность на выпуск военной продукции и отсутствие эффективных схем в сфере гражданского судостроения; менее благоприятные по сравнению с зарубежными вер-

фями условия финансирования реализации проектов по строительству судов; нестабильность поставок комплектующих деталей и изделий; сложность финансовых потоков в процессе строительства крупных заказов. Усугубление всех этих проблем ведет к появлению наиболее частотной проблемы — нарушение сроков выполнения заказов. Ряд этих вопросов можно решить с помощью внедрения системы управления проектами, которая должна разрешить ключевые проблемы — повышение эффективности управления производством, оптимизация всех ресурсов, в том числе финансовых, и — как следствие — сокращение сроков реализации проектов.

В Российской Федерации особенностью отрасли судостроения и судоремонта является то, что она достаточно сильно бюрократизирована и контролируется государством. Единую стратегию развития судостроительного комплекса страны и перераспределение ресурсов и заказов между его предприятиями обеспечивает ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», что затрудняет процесс оптимизации ресурсов на каждом отдельном предприятии, т.к. сроки принятия решений значительны. Отчасти с этим связана одна из главных проблем предприятий судостроения — отставание по срокам, что ведет к росту совокупных издержек и снижению прибыли судостроительной компании.

Судостроение как бизнес имеет специфические характеристики, которые создают предпосылки для внедрения системы управления проектами:

- проектно-ориентированное производство;

- жесткая конкуренция на рынке проектантов и производителей;

- высокая потребность в детализации информации уже на начальной стадии проекта;

- производство уникальной несерийной продукции, требующей разработки нового комплекта конструкторско-технологической документации и высоких затрат на всех стадиях реализации проекта;

- высокая фондоемкость, материалоемкость и трудоемкость производства, что обусловливает высокую капитализацию проекта;

- необходимость предварительного приобретения большей части технологических комплектов;

- высокие требования к квалификации кадров;

- сложный производственный цикл изготовления продукции, связанный с активным привлечением большого количества контрагентов;

- зависимость бесперебойности процесса производства от ресурсного обеспечения, в связи с чем возрастает роль эффективного управления поставками и отношениями с субподрядчиками;

НКрНбые требования к|мен1д^!м1е1тр'качествр

производственных процессов.

Анализ основных причин низкой эффективности проектов в производственной сфере показал, что они связаны с недостаточностью определения требований (54%), слабым управлением рисками (17%), неэффективным контролем за работами по проекту (15%), плохими коммуникациями (14%), недостатком квалифицированных кадров (4%) [1].

К основным проблемам в управлении проек-рами на предприятиях судостроения и судоремонта, с нашей точки зрения, в первую очередь следует отнести:

- недостаточно высокое качество подготовки конструкторско-технологической документации, что затягивает производственный цикл в связи с необходимостью устранения недочетов в предварительном проектировании;

- значительная зависимость от политико-эко-

шая часть заказов субсидируется государством, которое зачастую является Генеральным заказчиком;

- регулярные задержки поставок оборудования и материалов;

- нарушение сроков;

- превышение бюджета;

- неудовлетворенность клиента результатом, что затягивает сроки сдачи-приемки заказа и зачастую требует проведения дополнительных испытаний.

Следовательно, необходимость модернизации не только производства, но и самого подхода к управлению, в том числе внедрение системы проектного менеджмента на предприятиях судостроительного комплекса очевидна, т.к. позволяет им эффективно работать по законам рыночной экономики и оптимизировать все ресурсы, тем самым высвободив резервы для их дальнейшего развития.

номических факторов в связи с тем, что боль-

ЛИТЕРАТУРА

1. Камко Ю.П. Управление проектами в производственной сфере // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8(63). С. 64-66.

2. Логачев С.И. Современное состояние мирового и российского судостроения // Судостроение. 2013. № 2. С. 11-17.

3. Международный форум «Морская индустрия России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mir-forum.ru/catalogue/ sudostroenie_sudoremont/ (дата обращения: 05.07.2014).

REFERENCES

1. Kamko Y.P. Project management in the industrial sector. Almanac of modern science and education - Almanakh sovremennoi nauki i obrazovaniia, 2012, no. 8 (63), pp. 64-66 (in Russian).

2. Logatchev S.I. The current state of the world and Russian shipbuilding. Sudostroenie - Shipbuilding, 2013, no. 2, pp. 11-17 (in Russian).

3. Federal government standard secondary (complete) general education [Electronic resource]. Available at: http://standart.edu.ru (accessed 05 July 2014).

Информация об авторах

Богданова Елена Николаевна

(Россия, Северодвинск) Кандидат филологических наук, доцент кафедры менеджмента Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова (Гуманитарный институт филиала в Северодвинске) E-mail: [email protected]

Бородин Иван Васильевич

(Россия, Северодвинск) Инженер-программист. ОАО «ПО «Севмаш» E-mail: [email protected]

Information about the authors

Bogdanova Elena Nikolaevna

(Russia, Severodvinsk) PhD in Philology Associate Professor of the Department of Management Northern (Arctic) Federal University (NArFU) (Institute for the Humanities branch in Severodvinsk) E-mail: [email protected]

Borodin Ivan Vasil'evich

(Russia, Severodvinsk) Engineer-programmer. JSC "PA "Sevmash" E-mail: [email protected]

1BB ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.