Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития судостроения в Архангельской области'

Современное состояние и перспективы развития судостроения в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / СУДОСТРОЕНИЕ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Личутина Ольга Викторовна, Широкова Татьяна Александровна

Сейчас на территории Архангельской области сконцентрированы основные мощности ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» по строительству атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов различного класса, накоплен опыт по строительству морских сооружений для добычи нефти и газа. В статье рассмотрено современное состояние судостроения в Архангельской области и определены перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Личутина Ольга Викторовна, Широкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития судостроения в Архангельской области»

Современное состояние и перспективы развития судостроения

в Архангельской области The current state and perspectives of shipbuilding industry

in Arkhangelsk region

Личутина Ольга Викторовна старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» института судостроения и морской арктической техники филиала САФУ в

г. Северодвинске e-mail - [email protected] Широкова Татьяна Александровна старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент» института судостроения и морской арктической техники филиала САФУ в

г. Северодвинске e-mail - [email protected]

Аннотация: сейчас на территории Архангельской области

сконцентрированы основные мощности ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» по строительству атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов различного класса, накоплен опыт по строительству морских сооружений для добычи нефти и газа. В статье рассмотрено современное состояние судостроения в Архангельской области и определены перспективы дальнейшего развития.

Abstract: Currently the main capacities of JSC “United Shipbuilding Corporation” are being concentrated in Arkhangelsk region. These capacities are intended to produce nuclear submarines, surface ships and vessels of various types. The corporation also has a significant experience in marine constructions for oil and natural gas extraction. The article observes the Arkhangelsk region shipbuilding industry and its perspectives for future.

Ключевые слова: Архангельская область, судостроение, кластер.

Keywords: Arkhangelsk Region, shipbuilding, cluster.

Введение

В России в региональном разрезе в настоящее время особенно выделяется судостроение, расположенное на территории Северо-Западного федерального округа, в состав которого входит Архангельская область.

Наибольший вклад в формирование валового регионального продукта (ВРП) Архангельской области вносят лесопромышленный комплекс, включая лесное хозяйство (17,1%), транспорт и логистика (16,8%), торговля (16,3%), строительство (9,6%) и судостроение (4,2%). Суммарно 5 крупнейших секторов экономики области формируют около /3 всего ВРП Архангельской области [7]. Представленные данные доказывают, что судостроительная отрасль является важной частью экономики области и приоритетным направлением ее социально-экономического развития.

Характеристика судостроения в Архангельской области

Наиболее важными особенностями судостроительной отрасли являются длительные циклы разработки и постройки кораблей и судов, высокая наукоемкость, энергоемкость и капиталоемкость продукции, широкая диверсификация как международных, так и отечественных субподрядчиков, а также особенно развитая система кооперации основных исполнителей и соисполнителей. В строительстве современного корабля принимают участие тысячи предприятий различных форм собственности.

Одним из важнейших вопросов в развитии судостроительной отрасли является государственная поддержка, которая активно применяется во всем мире. Наиболее распространенными и эффективными мерами поддержки является предоставление кредитов, обеспеченных госгарантиями, на сумму до 80% от стоимости судна по низким процентным ставкам (5-8%) на длительный период (8-10 лет). Впервые подобные условия были введены в Японии в 50-х годах, что в дальнейшем дало толчок для развития национальных судоверфей. Среди других мер поддержки распространены

государственные субсидии на постройку судов, таможенные льготы на импортное оборудование, списание убытков верфей и др.

В России условия постройки судов значительно отличаются. Кредит на строительство судов выдается под 12-15% в размере до 60% от стоимости судна. Срок погашения кредита в большинстве случает менее 3-5 лет. К тому же система налогообложения импортного оборудования также характеризуется не в пользу отечественных корабелов.

К сожалению, Россия сегодня остается фактически единственной судостроительной державой мира, которая не осуществляет всего объективного комплекса мер для поддержки своего производителя.

В настоящее время проходит масштабная реформа судостроительной отрасли, которая предусматривает создание в судостроении вертикально интегрированных структур, включающих в себя, помимо верфей, исследовательские и проектные организации, инжиниринговые центры, судоходные компании, операторов шельфовых проектов, машиностроительные и металлургические предприятия и т.д.

Уже сегодня большинство крупных зарубежных верфей являются участниками многопрофильных вертикально и горизонтально интегрированных промышленных и финансово-промышленных групп. Самостоятельными хозяйствующими субъектами за редким исключением являются только небольшие верфи.

5 декабря 2007 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 394 от 21 марта 2007 года учреждено открытое акционерное общество «Северный центр судостроения и судоремонта» (ОАО «СЦСС») [1]. ОАО «СЦСС» является дочерним зависимым обществом ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и включает:

• ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО «ПО «Севмаш»), г. Северодвинск, Архангельская область;

• ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (ОАО «ЦС «Звездочка»), г. Северодвинск, Архангельская область;

• ОАО «Северное производственное объединение «Арктика» (ОАО «СПО «Арктика»), г. Северодвинск, Архангельская область;

• ОАО «Конструкторное бюро «Рубин-Север» (ОАО «КБ «Рубин-Север»), г. Северодвинск, Архангельская область;

• ОАО «Специальное конструкторско-технологическое бюро электрохимии с опытным заводом» (ОАО «СКТБЭ»), г. Москва.

Уникальный «Северный центр судостроения и судоремонта» Северодвинска с его предприятиями играет лидирующую роль в жизни Архангельской области, который строит, ремонтирует и модернизирует корабли подводного и надводного флота, проводит работы по утилизации подводных кораблей, выведенных из эксплуатации, а также изготавливает сооружения для нефтегазодобычи на морском шельфе (см.табл.1).

Таблица 1

Деятельность предприятий ОАО «СЦСС» в настоящее время

Предприятие Информация о производственной деятельности

ОАО «ПО «Севмаш» 10 января 2013 года был передан ВМФ России головной атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» -головной корабль пр.955 «Борей». В июне 2010 года на воду спущен подводный крейсер «Северодвинск» - головной заказ пр.885 «Ясень». В ноябре 2010 года на воду спущен ракетоносец «Александр Невский» (пр.955 «Борей»). В декабре 2012 года из цеха выведен АПК «Владимир Мономах», который был заложен в марте 2006 года (пр. 955 «Борей»). В июле 2009 года заложена АПЛ «Казань» (пр.885 «Ясень»). В июне 2012 года состоялась официальная закладка АПЛ

«Князь Владимир» (пр. 955 «Борей»). Завершается ремонт и модернизация тяжелого авианесущего крейсера (бывший российский ТАВКр «Адмирал Горшков») в современный авианосец. На акватории предприятия проходит ремонт тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (пр. 11442). Завершается строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по заказу ОАО «Газпром». В 2007-2008 гг. зарубежному заказчику переданы две морские полупогружные платформы MOSS CS50, на которых может размещаться буровое, энергетическое и другое оборудование [2].

ОАО «ЦС «Звездочка» Завершено строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». Завершены работы по восстановлению технической готовности АПЛ "Воронеж" (пр. 949А). Состоялась закладка морского транспорта вооружений «Академик Ковалёв» (пр. 20180ТВ). Начаты работы по восстановлению технической готовности АПЛ «Смоленск» (пр. 949А). Для проведения среднего ремонта принят ракетный крейсер «Маршал Устинов» (пр. 1164) [3].

ОАО «СПО «Арктика» Электромонтажные работы на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике [4].

ОАО «КБ «Рубин-Север» Сопровождение строительства, модернизации и ремонта объектов морской и иной техники. Разработка конструкторской документации [5].

ОАО Проведение научно-исследовательских, опытно-

конструкторских, технологических разработок и авторского надзора в области электрохимии, химии, машиностроения и судостроения [6].

Ожидаемые объемы загрузки ОАО «СЦСС»

Особенности российского судостроения сложились исторически, еще со времен Петра Великого и особенно получило дальнейшее развитие в советское время, когда все судостроительные заводы создавались исключительно для выполнения военных заказов. Именно военное судостроение способствует разработке самых современных технологий создания морских объектов. В интересах военного судостроения создаются принципиально новые боевые и технические средства, а также конструкционные материалы и проектные решения, имеющие в будущем двойное назначение.

Гражданское судостроение в России никогда не было развито, более того, до 1917 года государственного сектора в гражданском судостроении вообще не существовало. Гражданская продукция размещалась исходя из оптимальной загрузки верфей.

Поэтому, значительный потенциал развития судостроительного сектора Архангельской области, прежде всего, связан с ожиданием устойчивого спроса на продукцию военного судостроения вследствие увеличения оборонного заказа. Приоритет в выпуске гражданской продукции отдан проектам освоения месторождений нефти и газа на шельфе Арктики.

Судостроительные предприятия Архангельской области обладают сильной позицией для получения госзаказа за счет наличия уникальных мощностей и компетенций для строительства и ремонта атомных подводных лодок.

Выполнение судостроительными предприятиями Архангельской области госзаказа на строительство военно-морской техники будет обеспечиваться планами государства по пополнению ВМФ. Объем

гособоронзаказа на 2013 год составит в денежном выражении более 2 трлн. руб.

Согласно планам модернизации российского подводного флота, подводные лодки проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень» станут одними из четырех типов подводных лодок, принятых на вооружение.

Подводные лодки проекта 955 «Борей» - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения». По состоянию на начало 2013 года, головной корабль - «Юрий Долгорукий» - вошел в состав Северного флота, два корабля «Александр Невский» и «Владимир Мономах» - спущены на воду, «Князь Владимир» находится в постройке. Для пятой и шестой лодок в настоящее время создается задел. Они будут названы «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов». Ориентировочные сроки закладки июль и ноябрь 2013 года. В настоящее время принято решение о строительстве еще четырех АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».

Подводные лодки проекта 885 «Ясень» - проект российских многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами четвертого поколения. По состоянию на начало 2013 года, головной корабль -«Северодвинск» - спущен на воду, в постройке находится второй корабль -«Казань». Всего планируется строительство десяти атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень».

Помимо реализации проектов по госзаказу судостроительные предприятия региона имеют значительный потенциал роста, связанный со строительством нефтегазодобывающих платформ для освоения шельфовых месторождений.

В августе 2011 года Россия приступила к практическому освоению Арктического шельфа.

На ОАО «ПО «Севмаш» завершается строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» по заказу ОАО «Газпром». В августе 2011 года МЛСП установлена на точке в Печорском

море. В настоящее время на платформе проводятся работы по наладке механизмов и подготовке к началу бурения. В 2007-2008 гг. зарубежному заказчику переданы две морские полупогружные платформы MOSS CS50, на которых может размещаться буровое, энергетическое и другое оборудование.

На другом предприятии ОАО «СЦСС» - «Центре судоремонта «Звездочка» - также по заказу ОАО «Газпром» построена самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая».

Архангельская область имеет значительные преимущества географического положения для обеспечения нефтяных месторождений в акватории близлежащих морей (Баренцево, Печорское, Карское моря). К 2030 году ежегодный объем заказа на строительство платформ для этих месторождений составит около 50 млрд. руб., потребуется строительство около 55 платформ для добычи нефти и газа.

Роль судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области в развитии региона В настоящее время предприятиям ОАО «СЦСС» нужна новая система отношений, которая может быть сформирована в рамках созданного судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области. Этот проект позволит обеспечить необходимыми ресурсами сферу создания высокотехнологичной, наукоемкой продукции, касающейся сложных морских объектов.

На сегодняшний день предприятия кластера, расположенные в Архангельской области, являются в России наиболее подготовленными для:

• строительства судов военного и гражданского назначения;

• проведения работ по модернизации, строительству и ремонту научноисследовательских судов, промысловых судов, атомных и дизель-электрических подводных лодок;

• освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. В утвержденной Президентом РФ Стратегии развития Арктической зоны РФ до

2020 года большое внимание уделено освоению ресурсной базы Арктики. Регион воспринимается как область, которую в будущем надо будет использовать как кладовую углеводородов с учетом того, что традиционные источники нефти и газа постепенно будут исчерпываться.

Сила кластера - в единстве производства, образования и социальной инфраструктуры.

Предприятия судостроительного кластера имеют производственные мощности и подготовленный кадровый состав инженеров и рабочих для строительства морских платформ, пропульсивных установок и их компонентов (гребных винтов всех типов, винтов регулируемого шага), специализированных судов, атомных ледоколов и специальной морской техники для использования в условиях высоких широт.

Для функционирования кластера имеется мощная научная база. Основными поставщиками инноваций в кластере являются Северный (Арктический) федеральный университет и Уральское отделение Российской академии наук. Кроме того, имеются собственные проектно-конструкторские организации ОАО «КБ «Рубин-Север» и ОАО «СКТБЭ».

Отдельное внимание в развитии судостроительного кластера уделяется совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров. Центром существующего образовательного потенциала региона является Северный (Арктический) федеральный университет. Уже сейчас действует многоуровневая система подготовки кадров для судостроительной и судоремонтной промышленности.

В программу развития судостроительного кластера включены такие жизненно важные аспекты, как поддержка малого и среднего бизнеса, формирование современной жилищной, транспортной, энергетической, образовательной инфраструктуры.

Успешная деятельность кластера даст толчок к развитию целого ряда направлений жизнедеятельности Архангельской области, привлечет интеллектуальные, научные, инновационные, кадровые потенциалы других

субъектов Российской Федерации и повысит конкурентоспособность судостроительной отрасли России в целом.

Заключение

В Архангельской области создан мощный машиностроительный кластер, прежде всего речь идет о судостроении. Уникальный судостроительный комплекс Северодвинска играет лидирующую роль в жизни Архангельской области. Мощнейшие верфи предприятий ОАО «СЦСС» способны решать задачи не только в военной сфере, но и в гражданском судостроении, в проектировании крупных морских сооружений.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nord-osk.ru

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevmash.ru

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.star.ru

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spoarktika.ru

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rubin-sever.ru

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelhim.ru

7. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvinaland.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.