Научная статья на тему '/ госкорпорации / всплытие'

/ госкорпорации / всплытие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старикова Александра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «/ госкорпорации / всплытие»

74 I

ВАШ БАНК

ГОСКОРПОРАЦИИ

Всплытие

Александра СТАРИКОВА

Этот город строился по заданию партии. Возводили его комсомольцы и заключенные. Долгое время он был «режимным», а на въезде и сегодня можно увидеть табличку с надписью: «Территория регламентированного доступа иностранцев». Это - Северодвинск, родина советского и российского атомного флота.

В июле Северодвинск посетил Владимир Путин для проведения совещания по развитию нефтегазового комплекса. На ОАО «Сев-маш» он осмотрел строящуюся морскую ле-достойкую стационарную платформу «При-разломная» и полупогруженную платформу «Moss CS-50». Но основная задача северян все-таки — строить корабли.

«Наши судостроители проигрывают в конкуренции по целому ряду существенных показателей, и прежде всего в произво-

дительности труда, организации самого производства, темпах внедрения инноваций,— заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития судостроения, прошедшем 13 мая в Санкт-Петербурге. — За последние десять лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами, на отечественных верфях построено лишь около 6%. Практически весь заказ уходит за границу, наши деньги работают там».

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) 2008 ■

Что правда, то правда. За рубежом суда сегодня строят дешевле и быстрее, нежели на родине петровского флота. По данным информационно-консалтинговой компании 1ЫР0ипе, опубликовавшей в интернете «Характеристику судостроительной отрасли России», среди держателей крупнейших портфелей заказов на строительство новых гражданских судов уверенно лидируют Южная Корея и Япония, Россия же скромно занимает позицию где-то в числе «остальных стран».

Государством сегодня поставлена цель «подтянуть» отрасль по всем параметрам. Так, к 2020 году объем заказов на строительство гражданских судов должен достичь 26—28% от общего количества кораблей, закупленных россиянами. Эта и другие задачи возложены на созданное в марте прошлого года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», состоящее из трех новых судостроительных холдингов страны — Западного, Дальневосточного и Северного центров судостроения.

От Индии до Арктики

Крупнейший отраслевой центр — бесспорно, Северный. Если даже говорить о численности работающих, на Западный и Дальнево-

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) 2008

ваш банк/госкорпорации | 75

сточный приходится в общем около 16 тыс. сотрудников, на Северный — более 45 тыс. Однако значимость других центров никоим образом не умаляется: каждое входящее в них предприятие создавалось под определенные задачи, выпускает свою уникальную продукцию.

Город же Северодвинск закладывали 70 лет назад как колыбель подводного судостроения. Поэтому верфь северодвинского ПО «Севмаш» остается сегодня единственной, где строят подводные атомные ракетоносцы по последнему слову техники. А северодвинское ФГУП «Звездочка» имеет лишь одного конкурента в деле ремонта и модернизации подобных судов — почти одноименный дальневосточный завод «Звезда».

«Звездочка» изначально задумывалась как предприятие по ремонту подводных судов, в пару, так сказать, заводу-изготовителю этих судов ПО «Севмаш». Но со временем здесь освоили и реконструкцию надводных, хотя технологии ремонта совершенно разные. Вообще, каждый ремонт — это, в первую очередь, отдельный проект, над которым трудится целое конструкторское бюро — НИПТБ «Онега» (вошло в ОСК напрямую, минуя субхолдинги). Кстати, «Звездочка» — то самое предприятие, что

реанимировало первый в мире атомоход «Ленин», когда он так некстати — за два года до столетия Ильича — вышел из строя. По свидетельству очевидцев, стоявший в доке гигант ледокольного флота был похож на муравейник: так тесно облепили его ремонтники, спешившие сдать объект государственного значения в срок. И сдали. Предприятие удостоилось ордена Ленина, а его тогдашний директор Григорий Про-сянкин — Звезды Героя. Ледокол после этого ходил по морям еще два десятилетия.

За более чем полвека на «Звездочке» произведены ремонт, модернизация и переоборудование 115 подводных лодок, 37 кораблей ВМФ и 41 гражданского судна. Одновременный ремонт и модернизация — условия главного заказчика — ВМФ: военные корабли должны соответствовать требованиям времени.

Примерно одну четвертую часть «портфеля» заказов «Звездочки» составляют работы по комплексной утилизации АПЛ, ведущиеся с 1994 года. Чуть меньше — специализированное производство гребных винтов, обеспечивающее потребности не только ледокольного флота России, но и заморских круизных лайнеров. Причем пакет заказов этого производства на ближайшие годы «закрыт» полностью: кораблестроители мира успели оценить высокое качество и низкие шумовые характеристики северодвинских винтов. Продукция по достоинству оценена и на родине: в 1997 и 2001 годах работы по созданию новых гребных винтов были удостоены Государственной премии Правительства РФ в области науки и техники.

Как говорится, плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. В конверсионную пору на «Звездочке» попробовали строить гражданские суда. Опыт удался. Сегодня в активе предприятия — морозильные траулеры, сухогрузы, морские моторные яхты, плавучие причалы и доки, всего 223 единицы. Суда и плавсооружения строят под наблюдением международных классификационных обществ Lloyd's Register of Shipping, Det Norske Veritas, Germanisher Lloyd, Российского Морского Регистра Судоходства, что свидетельствует о технологиях мирового уровня. А нынче из эллинга выведено принципиально новое для отечественного кораблестроения судно — многоцелевое судно-носитель большегрузных и крупногабаритных образцов и контейнеров морской техники, исследовательского и испытательного оборудования, минного, торпедного, ракетного и другого оружия, окрещенное «спасателем». Оно предназначено для транспортировки морской техники, обследования и подъема затонувших кораблей, поисково-спасательных работ».

«Заказчик — ВМФ — решил сделать нам подарок в год 50-летия предприятия и назвал судно «Звездочкой», — рассказывает главный специалист по СМИ ФГУП «Звездочка» Надежда Щербинина. — Это, пожалуй, лучшее подтверждение достоинств нашего фирменного стиля».

Подтверждением достоинств стиля стали и всевозможные сертификаты на проведение ремонтных работ по международным стандартам. Так, в доке «Звездочки» только что прошла «переоснастку» дизельная подлодка «Синдувиджай». Это уже четвертая субмарина, модернизируемая по заказу индийских ВМС, начиная с 1998 года.

Международное сотрудничество, к слову сказать, переросло в настоящую дружбу: экипажи индийских подлодок приезжают в Северодвинск со своими семьями на все время ремонта (а это около 2 лет). Для них даже специально оборудовано два жилых дома. Дети индийских моряков ходят в детсады и школы, жены занимаются в студиях Дворца культуры. А когда обновленная субмарина сходит со стапелей, о ее борт разбивается не только традиционная бутылка шампанского, но и кокос — традиция, привнесенная индийцами...

Звезды атомного флота

Бюджетные средства на модернизацию самого предприятия в последние годы почти не поступали, несмотря на его принадлежность государству. По этой причине бодрость духа судоремонтников заслуживает особого уважения: в самые сложные времена специалисты массово со «Звездочки» не бежали. Здесь просто стремятся спасти завод, придумывая новые статьи дохода, порой совсем непрофильные, как, например, производство по огранке алмазов.

Примерно такая же ситуация в ПО «Севмаш», легендарном предприятии, рождавшем не менее легендарные суда — например, самый большой в мире тяжелый подводный крейсер класса «Тайфун», занесенный в книгу рекордов Гиннеса, или самую глубоководную атомную субмарину, установившую мировой рекорд погружения в 1000 м. В 90-е годы на «Сев-маше» попытались самостоятельно преодолеть кризис, освоив постройку малотоннажных судов. Но первый же опыт указал на нерентабельность этого направления. Поэтому крупнейшая государственная компания, ведущая работы по строительству АПЛ и надводных судов для ВМС и гражданского флота продолжает нуждаться в серьезном вливании средств. Производство требует модернизации, обновления кадрового состава. Сегодня

76

ваш банк/госкорпорации

северодвинские корабелы возлагают надежды на Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

«Кораблестроительная отрасль находится в состоянии стагнации, — комментирует гендиректор ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» Владимир Фоменко. — Отечественному заказчику дешевле купить судно за рубежом. Во-первых, там развиты различные формы господдержки судостроителей. Во-вторых, у нас слишком высокая себестоимость. К примеру, такая ключевая операция, как обработка тонны металла у нас в 2—2,5 раза дороже, чем в Японии, Южной Корее, Штатах. Чтобы конкурировать, нужно делать дешевле, а дешевле на устаревшем оборудовании не сделаешь. Износ основных фондов по отрасли — более 50%. Доля обновленного оборудования, в частности, по СЦСС — менее 10%. Поэтому перед ОСК стоит задача глубокой модернизации отрасли, оптимизации производственных мощностей. Так, по программе развития гражданского судостроения России предусмотрено 146 млрд. руб., примерно 74% этой суммы должно быть израсходовано на создание научно-технической базы, развитие проектных институтов, остальное пойдет на модернизацию предприятий, входящих в субхолдинги ОСК».

В соответствии с новой правительственной стратегией, Северный центр судостроения должен взять курс на изготовление и модернизацию оборонной продукции, строительство плавучих атомных электростанций, сооружений для добычи нефти на шельфе.

О последнем направлении стоит сказать особо. В 2006—2007 годах правительство РФ активизировало формирование благоприятных условий для разработки нефтегазового потенциала континентального шельфа. По некоторым прогнозам, добыча на шельфе тлько углеводородов оценивает-

ся в $80—100 млрд. в год. Естественно, велики и потребности в средствах освоения этих месторождений — до 500 единиц специализированной техники (буровые платформы, суда).

В Северодвинске уже приступили к выполнению подобных заказов. «Звездочка» строит для ОАО «Газпром» самоподъемную плавучую буровую установку, предназначенную для бурения разведочных и эксплуатационных скважин на шельфе Арктики. На «Севмаше», также по заказу «Газпрома», завершается изготовление морской ледо-стойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная», названной в честь будущего объекта освоения — Приразломного шельфового месторождения в Печорском море. МЛСП рассчитана на 25 лет эксплуатации среди дрейфующих льдов. Общий ее вес составляет более 90 тыс. т, а факельная башня возвышается над поверхностью воды на 130 м. Платформа обеспечит бурение скважин, добычу, первичную обработку, хранение и отгрузку углеводородного сырья на танкеры. Только в этом году «Газпром» инвестирует в достройку платформы 10 млрд. рублей.

«К 2020 году объемы производства гражданской продукции по отрасли должны вырасти в 2,2 раза, — поясняет Владимир Фоменко. — Этому, конечно, будет способствовать размещение заказов по программе освоения шельфа, поскольку стране сегодня нужны не только платформы, но и обслуживающие и транспортные корабли. Сформировать субхолдинг к апрелю 2009 года и выполнять функции ОСК — наши наиболее актуальные задачи сегодня. Центр призван осуществлять корпоративное управление через советы директоров. Будем внедрять единые стандарты по отчетности, чтобы было легче анализировать. И проводить политику корпорации по расходованию средств, отслеживать, кто сколько денег собирается потратить и на какие цели. Уже

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №08 (76) Э008И

сейчас мы имеем общее представление о предприятиях по основным позициям — в разрезе заказов, видов продукции, по движению финансовых потоков, динамике себестоимости, инвестициям. Во все остальное, считаю, вмешиваться управленческой структуре нет необходимости».

Северодвинцам — полный спектр услуг

Партнерство Сбербанка России с судостроителями Севера началось в конце 90-х годов прошлого века, обслуживать гордость отечественного флота выпало Северодвинскому отделению №5494.

«Мы очень рассчитываем на продолжение сотрудничества со Сбербанком, — признался Владимир Фоменко. — Сегодня это одно из самых надежных и «гибких» финансовых учреждений. Наши предприятия пользуются практически всеми услугами, которые предлагает банк: ведется активное сотрудничество в сфере РКО, ВЭД, «зарплатных» проектов, работа по корпоративному кредитованию сотрудников, кроме того, в банке закупают драгметаллы для нужд развивающегося ювелирного производства «Звездочки».

Отдельно хотелось бы отметить работу с ПО «Севмаш». С 1995 года специалисты банка оказывают серьезную консультативную помощь внешнеэкономическому управлению предприятия при оформлении документов, необходимых для осуществления внешнеторговых операций. Было открыто несколько десятков импортных документарных аккредитивов, авизовано более 20 банковских гарантий по внешнеторговым контрактам с нерезидентами.

«Последним совместным проектом банка и «ПО «Севмаш», — продолжает тему управляющий Северодвинского отделения №5494 Игорь Сафоновский, — стало открытие на территории предприятия дополнительного офиса». ф

До 500 единиц спецтехники (в т.ч. и буровых платформ) требуется для освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа. На «Севмаше» уже приступили к выполнению заказов

223 гражданских судна сошли со стапелей «Звездочки»: морозильные траулеры, сухогрузы, морские моторные яхты, плавучие причалы и доки

Почти четверть заказов «Звездочки» составляет производство гребных винтов. Пакет подобных заказов «закрыт» на несколько лет вперед

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.