Научная статья на тему '\ большой разговор \ оружие без шума'

\ большой разговор \ оружие без шума Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
123
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ большой разговор \ оружие без шума»

\ большой разговор \

Оружие без ш

Нынешним летом ОАО «ПО «Севмаш» спустил на воду АПК «Северодвинск» субмарину, имеющую неоспоримое первенство среди зарубежных аналогов по малошумности и скрытности. О российских корабелах и строительстве уникальных подлодок, обеспечивающих обороноспособность нашей страны, — интервью с гендиректором предприятия Николаем Калистратовым.

Иван ЯКУБОВ

Кулак под водой

— «Севмаш» имеет уникальную историю. Однако в этом году свой 70-летний юбилей завод встретил не как госпредприятие, а как акционерное общество. Вы переходите на рыночные рельсы, преследуя цель быть рентабельными?

— В 2008 году ФГУП «ПО «Севмаш» было преобразовано в открытое акционерное общество. Сейчас предприятие входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации» со 100%-ным государственным капиталом. За 70 лет существования предприятия его главным предназначением оставалось обеспечение обороноспособности России. Для «Севмаша» основным приоритетом всегда было строительство боевых подводных лодок. Построенные на предприятии многоцелевые и стратегические атомные подводные лодки (АПЛ) проектов 667БДРМ, 941, 949А, 971 обеспечивают ядерный щит России и являются основой подводных сил флота. Многие из них и сегодня остаются мировыми рекордсменами: они самые быстрые, самые глубоководные, самые большие. Еще адмирал Ру-ковер, создатель атомного подводного флота Америки, говорил: пока у страны есть атомоходы, никто на нее не нападет. Это как крепко сжатый под водой кулак.

— Одним из последних таких «кулаков» можно без сомнений назвать атомный подводный крейсер (АПК) «Северодвинск»?

— Безусловно. Корабль был заложен в 1993 году, и за время строительства на нем постоянно внедрялись

новые системы и самые передовые решения. «Северодвинск» несет мощный комплекс вооружения, включая сверхзвуковые крылатые ракеты, стартующие из вертикальных пусковых шахт. Кроме того, корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой. Все эти новшества призваны сделать «Северодвинск» самой малошумной основной атомной подводной лодкой в нашем Военно-морском флоте. Сейчас АПЛ находится у набережной предприятия и готовится к швартовным испытаниям. Но мы продолжаем работы по линии государственного оборонного заказа: следом за АПК «Северодвинск» строится «Казань», заложенная в прошлом году. Идут работы на АПЛ «Владимир Мономах», готовится к выводу из цеха «Александр Невский». Завершен важный этап в судьбе подлодки «Юрий Долгорукий»: недавно успешно закончились заводские ходовые испытания, впереди — госиспытания и сдача Военно-морскому флоту.

— Как реализуется проект модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» по заказу ВМС Индии?

— Тяжело, но идет. Фактически это строительство нового корабля, которому и имя дали новое — Vikramaditya («Всемогущий»). По сути, от прежнего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»,

30 прямые инвестиции / № 11 (103) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

«СЕВЕРОДВИНСК» — атомный подводный корабль четвертого поколения. На нем установлен новый ядерный реактор, в котором осуществляется естественная самопроизвольная циркуляция теплоносителя первого контура, что дало возможность избавиться от насосов, создававших основной источник шума на старых реакторах. Еще одно новшество — отказ от гребного винта. Это избавляет конструкцию от редуктора с зубчатыми шестернями. Редуктор заменен бесшумным электромотором, а гребной винт — водометом. Все механизмы «Северодвинска» оснащаются системой активного снижения собственных шумов, что выводит «Северодвинск» на уровень самой «тихой» атомной подлодки в мире. На лодке устанавливается гидроакустическая антенна, занимающая всю носовую часть. Это позволяет разместить на ней необходимое количество высокочувствительных гидрофонов и обеспечить наименьший уровень помех для их работы. В прочном корпусе устанавливаются восемь универсальных вертикальных пусковых установок, каждая из которых включает три шахты (всего 24). В них могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты с дальностью полета до 120 км (на брею-

щем полете) и до 350 км (при полете на высоте 18 км). Из торпедных аппаратов, которые в отличие от наших старых АПЛ размещаются не в носу, а посередине корпуса, можно стрелять 533-миллиметровыми универсальными глубоководными самонаводящимися торпедами, поражающими как надводные, так и подводные цели, а также ставить мины. Для самообороны на «Северодвинске» будут устройства для отстрела ловушек и отводителей торпед противника, а также малогабаритные антиторпеды для поражения торпед противника. Водоизмещение — 8600/13800 т. Размеры — 119x13,5x9,4 м. Максимальная глубина погружения — 600 м. Скорость — 16/31 узлов. Экипаж — 90 человек (32 офицера).

который пришел на завод для переоборудования для ВМС Индии, сохранился только корпус. Все остальное (кабели, механизмы, аэрофинишеры и т. д.) — новое, современное. Сомнений в том, что мы сделаем этот корабль, нет. Аванс в $102 млн., который мы получили в прошлом году, весь «ушел» на этот корабль. Сегодня на корабле трудится более 3000 человек. Продолжается изготовление и монтаж трубопроводов общекорабельных систем: пресной воды, осушения, пожарной, водоотливной, систем перекачки котельного и авиационного топлива. Ведется монтаж трубопроводов в машинно-котельных отделениях. Замечу: общая длина труб на корабле — более 350 км. Закончены центровка линий вала главной энергетической установки и гидравлические испытания главных конденсаторов, идет подгонка трубопроводов циркуляционных трасс.

Переоборудование и испытание Vikramaditya должно завершиться до конца 2012 года. В дальнейшем мы обеспечим гарантийное и техническое обслуживание корабля в течение всей его боевой службы. При постройке этого авианосца мы приобрели бесценный опыт строительства кораблей подобного класса.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

прямые инвестиции / № 11 (103) 2010 31

\ большой разговор\

В сентябре делегация под руководством вице-адмирала, начальника Главного управления производства и закупок военных кораблей Объединенного штаба Минобороны Индии Наделя Нираджана Кумара инспектировала работы на авианосце. Господин Кумар остался доволен тем, как в целом изменился архитектурный вид авианосца: надстройка приведена в хорошее состояние, прошли испытания стартово-удерживающих устройств при использовании макета самолета МиГ-29К.

— Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий как раз заявил недавно о необходимости создания пяти авианосных соединений.

— При ремонте и модернизации «Адмирала Горшкова» в авианосец Vikramaditya «Севмаш» освоил новые технологии: формирование полетной палубы корабля с выполнением крупногабаритных корпусных конструкций, монтаж винторулевого комплекса и многое другое. Налажено взаимодействие с предприятиями России, участвующими в разработке, проектировании, поставках и последующей наладке и испытаниях вновь устанавливаемого современного оборудования корабля.

Только на выполнение на «Севмаше» частичной модернизации производственных мощностей под строительство крупных надводных кораблей ушло свыше 1 млрд. руб. Не стоит сбрасывать со счетов и преимущества, которые дает географическое расположение предприятия, а это — закрытая акватория, прямой выход в океан, наличие в Белом море и районе Кольского полуострова полигонов для испытаний.

«ПРИРАЗЛ0МНАЯ» — первая в мире морская стационарная ледостойкая платформа,предназначенная для разработки Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море. Уникальность ее в том, что платформа будет работать в экстремальных климатических условиях: в паковых льдах и при температуре до -50 °С. Габариты платформы впечатляют: размеры

опорного основания на уровне дна — 126x126 м, высота до верхней точки факельной вышки — 120 м, вес сооружения — около 110 тыс. т, танки кессона вмещают 110 тыс. кбм нефти, жилой блок рассчитан на 200 человек персонала. Платформа предназначена для круглогодичного эксплуатационного бурения, оснащена буровой вышкой, двумя кранами, вертолетной площадкой.

ОАО «ПО «СЕВМАШ» — российское машиностроительное предприятие оборонного комплекса, расположенное в городе Северодвинске (Архангельская область). Крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. На градообразующем предприятии Северодвинска работает более 25 тыс. человек. С 1939 года на Севмаше построено 45 надводных кораблей, 163 подводные лодки, из них 128 — с ядерной энергетической установкой. В этом году Севмаш спустил на воду атомный подводный крейсер «Северодвинск». Следом за ним строится подлодка «Казань», заложенная в 2009 году. Идут работы на АПЛ «Владимир Мономах», готовится к выводу из цеха подводный корабль «Александр невский».

От «Приразломной» до приливной

— У «Севмаша» есть программа «Техническое перевооружение производственных мощностей». В чем ее суть?

— Наше будущее — в создании еще более современных и мощных атомных подводных лодок, строительство нефтегазовых объектов. Чтобы это делать, необходимо модернизировать свои инфраструктурные объекты. Мировой опыт строительства крупных кораблей показывает, что рациональным и экономически эффективным является крупноблочный метод постройки с использованием кранов большой грузоподъемности. Для реализации этой технологии перспективная программа развития «Севмаша» предполагает модернизацию гидротехнических сооружений предприятия, установку крана грузоподъемностью 3000т (сейчас 400т), совершенствование транспортной схемы, модернизацию и техническое перевооружение основных цехов. Мы провели глобальную работу по согласованию и утверждению программы «Техническое перевооружение производственных мощностей предприятия». Ее необходимо реализовать до 2020 года. В рамках федеральной целевой программы «Севмаш» сможет получить средства (несколько миллиардов рублей) на дальнейшее развитие производства.

Второе направление, которые мы планируем и дальше развивать, — нефтегазовое. Освоение шельфа, добыча углеводородов — наиважнейшая задача российской экономики. Поэтому для развития этой перспективы сегодня на базе предприятия мы создаем компанию «СевмашШельф», которая будет заниматься проектированием и реализацией нефтегазовых проектов.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

— Большим вкладом «Севмаша» в развитие инновационной сферы является создание наплавного энергоблока для приливной электростанции. Сегодня о приливной энергетике говорят как о наиболее перспективном энергетическом направлении...

— Совершенно верно. Углеводородное топливо с каждым годом дорожает, поэтому ученые активно разрабатывают альтернативные способы получения энергии, в том числе с использованием природных сил. Кислогубская ПЭС (ОАО «КолЭнерго») — единственная в России опытно-экспериментальная станция, использующая энергию морского прилива. Наплавной энергоблок представляет собой несамоходное судно, внутри которого расположена ортогональная гидротурбина (мощность гидроагрегата достигает 1500 кВт).

Энергоблок, установленный на акватории Кислогубского залива, послужит для отработки конструкции для Мезенской ПЭС. Опыт «Севмаша» будет положен в основу промышлен-

ного использования приливных электростанций в России. Уже сегодня есть идеи строительства Мезенской ПЭС на Белом море и Тугурской ПЭС на Охотском море. Других источников возобновляемой и экологически чистой энергии такого масштаба в России нет. Всего в мире существует порядка пяти точек, где потенциально можно использовать энергию морских приливов. И одна из них здесь, на российском Севере. В проекте планируется использовать всю 20-километровую полосу устья реки Мезень. Планируется, что Мезенская приливная электростанция будет втрое мощнее Красноярской ГЭС, мощность которой 6000 МВт. Но чтобы реализовать проект, потребуются сотни энергоблоков, подобных тому, что построен на «Севмаше». И у предприятия есть все шансы получить столь крупный заказ.

— Вы упомянули платформу «Приразлом-ная». На какой стадии строительства она сейчас находится?

— Как я уже говорил, платформа предназначена для добычи нефти в Печорском море в сложнейших условиях дрейфующих льдов, поэтому наша задача построить МЛСП с надлежащим качеством. Это самая большая в мире платформа, ее площадь — 1,5 га. Основные работы по платформе будут завершены в ближайшее время. МЛСП приобрела свой окончательный архитектурный облик, загружено практически все крупногабаритное оборудование, смонтирована

буровая вышка, ведется монтаж вертолетной площадки. Пусконаладочные работы намечены уже на этот год. В ближайшее время планируется ее отправка в Мурманск на балластировку, а уже затем на точку в Печорском море.

— В связи с трагедией в Мексиканском заливе вы пересмотрели свои требования к этому проекту?

— Во-первых, такая трагедия произошла впервые. (20 апреля 2010 года на нефтяной платформе Deepwater Horizon в 80 км от берегов Луизианы произошел взрыв, в результате которого платформа затонула; повреждена скважина, из которой начала вытекать нефть; Барак Оба-ма назвал утечку нефти «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой» — ред.). Во-вторых, все процессы, связанные с производством и эксплуатацией таких объектов, опасны и сложны. Но с учетом этого опыта наши инженеры еще раз все просчитали и проанализировали — все должно быть хорошо. Я недавно был на Варандее (отгрузочный терминал в Нарьян-Маре), где в открытом море

НИКОЛАИ КАЛИСТРАТОВ — гендиректор ОАО «ПО «Севмаш» с августа 2007 года. По окончании Ленинградского кораблестроительного института в 1973 году поступил на Машиностроительное предприятие «Звездочка». Работал производственным мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника монтажно-сдаточного цеха, заместителем начальника планово-диспетчерского отдела. В 1986 году был назначен главным

инженером, а в 1992 году — гендиректором Машиностроительного предприятия «звездочка». Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии в области науки и техники.

За высокие достижения награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, медалью «300 лет Российскому флоту». Почетный судостроитель РФ и почетный гражданин города Северодвинска.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \ прямые инвестиции / № 11 (103) 2010 33

\ большой разговор \

АВИАНОСЕЦ VIKRAMADITYA сооружен на основе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путем глубокой модернизации. Вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным легким авианосцем. В процессе перестройки корпуса заменены большинство элементов выше ватерлинии, котлы энергоустановки, установлено новое вооружение, исключительно зенитное. Перестройке подвергся и ангар. На палубе корабля установлены трехтросовый аэрофинишер, трамплин, оптическая система посадки и два подъемника. Авианосец сможет принимать на борт самолеты массой до 25 т, в том числе МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолеты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолетов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-64) «Касатка».

идет отгрузка нефти круглый год — за 11 часов наполняются танкеры в 70 тыс. т. Там применены такие технологии, что все работает и не дает сбоя, несмотря на арктические условия. Поэтому мы не только надеемся, но и рассчитываем на то, что все будет работать нормально.

— Как вы участвуете в разработке Штокмановско-го месторождения?

— «Севмаш» готов участвовать во всех трех стадиях разработки, рассчитанных в общей сложности на 50 лет. Для этого понадобятся и платформы, и подводные добычные комплексы, и специальные суда, и расположенный на материке завод по переработке сжиженного природного газа. Опыт рабочих и инженеров и производственные мощности северодвинского предприятия пришлись бы как нельзя кстати. Пока же корабелы рассчитывают на участие в строительстве серии судов и подводных комплексов для нефте- и газодобычи.

В перспективе 30-40% объема нашего производства будет приходиться на объекты нефтегазового комплекса. Сегодня мы боремся за то, чтобы сборка судна для Шток-мановского газового месторождения проходила на нашей площадке. Это судно очень большое: длина — 330 м, ширина — 60 м, масса — более 100 тыс. т. Оно будет производить очистку и подготовку газа.

В центре «Севмаша» — Никольский собор

— Своевременно ли идет финансирование со стороны государства?

— Мы надеемся, что никогда не вернется то время, когда судостроительные предприятия России, нацеленные на создание боевой мощи страны, не были загружены и не получали постоянного финансирования, как это было в 1990-х годах. Фактически заводам приходилось самостоятельно выживать, когда страна переходила на новые рыночные рельсы. Тогда многие предприятия находили для себя коммерческие заказы.

Что же касается финансирования по линии гос-оборонзаказа, то оно шло с постоянными перебоями, как это случилось с АПК «Северодвинск». 2004 год стал переломным в вопросе поступления средств для достройки современной атомной подводной лодки, и мы завершаем ее строительство. Сейчас по военным заказам идет стабильное финансирование.

— Одна из основных проблем «Севмаша» — нехватка кадров. Считается, что к 2012 году предприятию будет не хватать 3500 человек, так как идет постоянный отток трудовых ресурсов. Каким видится решение этой проблемы?

— Развернута широкая кампания по привлечению квалифицированных специалистов на предприятие, подчеркиваю — именно квалифицированных. Такое наукоемкое строительство, как создание атомных подводных лодок, требует особых знаний и умений. Мы создаем все условия для того, чтобы привлечь и удержать квалифицированных рабочих: предоставляем жилье, достойную зарплату, полный социальный пакет, льготы и соцгарантии.

Что же касается молодого поколения, то при «Севма-ше» существует базовое профессиональное училище №1, которое готовит необходимых для завода специалистов. В Севмашвтузе, филиале Санкт-Петербургского морского технического университета, также обучают студентов по различным направлениям. Из его стен выходят конструкторы, технологи, инженеры... Таким образом, за три года численность основных производственных рабочих увеличена более чем на 3000 человек.

— В прошлом году «Севмаш» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Чем вам запомнилось это событие?

— Это историческое событие для нас. Его Святейшество провел службу в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря, который находится на территории нашего предприятия! Одно осознание того, что здесь шесть столетий назад служили Отечеству наши предки, — дорогого стоит. Древняя обитель — некогда первый в истории морской порт — в 30-х годах прошлого века дала приют строителям завода, который стал самой мощной судоверфью России. Но и предприятие уберегло храм от разрушения. Сколько святых обителей было уничтожено бесхозяйственным с ними обращением! А то, что здание храма находилось на территории предприятия и завод поддерживал его в нормальном состоянии, — позволило уберечь церковь. Во время своего визита на «Севмаш» Патриарх Кирилл сказал, что государство сильно не только своим оружием, но и своим духом. Именно это, на мой взгляд, является основой для великих производственных побед.

34 прямые инвестиции / № 11 (103) 2010

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.