Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КЛАСТЕРНАЯ АКТИВАЦИЯ / НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL STRATEGIES / IMPLEMENTATION / MONITORING SYSTEM / TARGET INDICATORS / CLUSTER ACTIVATION / NEW INDUSTRIALIZATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И.Е.

Предмет. Состав целевых показателей системы мониторинга реализации актуализированных стратегий социально экономического развития регионов Российской Федерации. Тема. Установление показателей, востребованных в оценке основных результатов, ожидаемых по ключевым направлениям социально экономического развития регионов. Цели. Анализ практики формирования системы мониторинга реализации региональных стратегий и определение необходимых изменений, обеспечивающих устранение присущих ей ограничений. Методология . Методы логического и сравнительного анализа практики формирования состава целевых показателей основных результатов реализации региональных стратегий. Результаты . На основе анализа целевых показателей основных результатов, ожидаемых по ключевым направлениям социально экономического развития субъектов Российской Федерации, выявлены ограничения, присущие современной практике формирования системы мониторинга реализации актуализированных региональных стратегий, определены необходимые изменения, учитывающие позитивные примеры регионов, продвинутых в стратегическом планировании. Область применения . Практика формирования системы мониторинга реализации региональных стратегий. Выводы. Практика формирования системы мониторинга реализации региональных стратегий нуждается в совершенствовании, предусматривающем расширение состава целевых показателей, необходимых и достаточных для адекватной оценки основных результатов кластерной активации, новой индустриализации, инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF INDICATORS IMPLEMENTATION MONITORING SYSTEMS REGIONAL STRATEGY

Subject . The composition of target indicators of the system for monitoring the implementation of updated strategies for socio economic development of the regions of the Russian Federation. Topic . Establishing indicators that are in demand in assessing the main results expected in key areas of socio economic development of the regions. Goals . Analysis of the practice of forming a system for monitoring the implementation of regional strategies and determining the necessary changes to ensure the elimination of its limitations. Methodology. Methods of logical and comparative analysis of the practice of forming the composition of target indicators of the main results of the implementation of regional strategies. Results . Based on the analysis of target indicators of the main results expected in key areas of socio economic development of the subjects of the Russian Federation, the limitations inherent in the modern practice of forming a system for monitoring the implementation of updated regional strategies are identified, and necessary changes are identified that take into account positive examples of regions that are advanced in strategic planning. Application . Practice of forming a system for monitoring the implementation of regional strategies. Conclusions . The practice of forming a system for monitoring the implementation of regional strategies needs to be improved, providing for the expansion of target indicators that are necessary and sufficient for an adequate assessment of the main results of cluster activation, new industrialization, and innovative development of the economy of the subjects of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ»

РЕГИОН: системы, экономика, управление ЛИТЕРАТУРА

1. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М. : Прогресс, 1984. — 336 с.

2. Гловели Г. История экономических учений : учебное пособие / Г. Гловели. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2020. — 776 с.

3. Гэлбрейт Дж. Экономика невинного обмана / Д. Гэлбрейт. — М. : Европа, 2009. — 88 с.

4. Гэлбрейт Дж. Экономическая теория и цели общества [Электронный ресурс] / Д. Гэлбрейт. — URL: http: // modernlib.ru / books /gelbreyt_dzhon.

5. Ивашинина Т. О государственном регулировании экономики аграрного сектора АПК / Т. Ивашинина. — Воронеж : издательство Воронежского ГАУ им. императора Петра I, 1999. — 190 с.

6. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз. — М. : Новое издательство, 2007. — 224 с.

7. Рыночные отношения в АПК : учебное пособие / под общей редакцией А. Ф. Шишкина. — Воронеж : издательство Воронежского ГАУ им. императора Петра I, 2013. — 331 с.

8. Сухарев О. Институциональная экономика : учебное пособие / О. Сухарев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — С. 93.

УДК 332. 142

LITERATURE

1. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa / T. Veblen. — M. : Progress, 1984. — 336 s.

2. Gloveli G. Istoriya ekonomicheskikh ucheniy: uchebnoye posobiye / G. Gloveli. — 2-ye izdaniye. — M. : Yurayt, 2020. — 776 s.

3. Gelbreyt Dzh. Ekonomika nevinnogo obma-na / D. Gelbreyt. — M. : Yevropa, 2009. — 88 s.

4. Gelbreyt Dzh. Ekonomicheskaya teoriya i tseli obshchestva [Elektronnyy resurs] / D. Gelbreyt. — URL: http: // modernlib.ru / books /gelbreyt_dzhon.

5. Ivashinina T. O gosudarstvennom reg-ulirovanii ekonomiki agrarnogo sektora APK / T. Ivashinina. — Voronezh : izdatel'st-vo Voronezhskogo GAU im. imperatora Petra I, 1999. — 190 s.

6. KouzR. Firma, rynok i pravo / R. Kouz. — M. : Novoye izdatel'stvo, 2007. — 224 s.

7. Rynochnyye otnosheniya v APK: uchebnoye posobiye / pod obshchey redaktsiyey A. F. Shishkina. — Voronezh : izdatel'stvo Vo-ronezhskogo GAU im. imperatora Petra I, 2013. — 331 s.

8. Sukharev O. Institutsional'naya ekonomika: uchebnoye posobiye / O. Sukharev. — 3-ye izd., ispr. i dop. — M. : Yurayt, 2018. — S. 93.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Коды JEL: R 11, R 58.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: risin@maiLru

SPIN-код: 420920

Аннотация

Предмет. Состав целевых показателей системы мониторинга реализации актуализированных стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Тема. Установление показателей, востребованных в оценке основных результатов, ожидаемых по ключевым направлениям социально-экономического развития регионов.

Цели. Анализ практики формирования системы мониторинга реализации региональных стратегий и определение необходимых изменений, обеспечивающих устранение присущих ей ограничений.

Методология. Методы логического и сравнительного анализа практики формирования состава целевых показателей основных результатов реализации региональных стратегий.

Результаты. На основе анализа целевых показателей основных результатов, ожидаемых по ключевым направлениям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, выявлены ограничения, присущие современной практике формирования системы мониторинга реализации актуализированных региональных стратегий, определены необходимые изменения, учитывающие позитивные примеры регионов, продвинутых в стратегическом планировании.

Область применения. Практика формирования системы мониторинга реализации региональных стратегий.

Выводы. Практика формирования системы мониторинга реализации региональных стратегий нуждается в совершенствовании, предусматривающем расширение состава целевых показателей, необходимых и достаточных для адекватной оценки основных результатов кластерной активации, новой индустриализации, инновационного развития экономики субъектов Российской Федерации

Ключевые слова: региональные стратегии, реализация, система мониторинга, целевые показатели, кластерная активация, новая индустриализация, инновационное развитие.

UDK 332. 142

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF INDICATORS IMPLEMENTATION MONITORING SYSTEMS REGIONAL STRATEGY

JEL Codes: R 11, R 58.

Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of regional Economics and territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia

E-mail: risin@mail.ru

SPIN-cod: 420920

Subject. The composition of target indicators of the system for monitoring the implementation of updated strategies for socio-economic development of the regions of the Russian Federation.

Topic. Establishing indicators that are in demand in assessing the main results expected in key areas of socio-economic development of the regions.

Goals. Analysis of the practice of forming a system for monitoring the implementation of regional strategies and determining the necessary changes to ensure the elimination of its limitations.

Methodology. Methods of logical and comparative analysis of the practice of forming the composition of target indicators of the main results of the implementation of regional strategies.

Results. Based on the analysis of target indicators of the main results expected in key areas of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, the limitations inherent in the modern practice of forming a system for monitoring the implementation of updated regional strategies are identified, and necessary changes are identified that take into account positive examples of regions that are advanced in strategic planning.

Application. Practice of forming a system for monitoring the implementation of regional strategies.

Conclusions. The practice of forming a system for monitoring the implementation of regional strategies needs to be improved, providing for the expansion of target indicators that are necessary and sufficient for an adequate assessment of the main results of cluster activation, new industrialization, and innovative development of the economy of the subjects of the Russian Federation

Keywords: regional strategies, implementation, monitoring system, target indicators, cluster activation, new industrialization, innovative development.

DOI: 10.22394/1997-4469-2020-49-2-78-83

Введение

Одним из ключевых компонентов механизма реализации региональной стратегии является мониторинг, результаты использования которого востребованы в оценке состояния и определении трендов развития социально-экономической системы субъекта Российской Федерации, обоснованной коррекции значений показателей стратегических целей, выборе (обновлении) мер их достижения.

Мониторинг хода и результатов реализации стратегии развития региона призван дать оценку скорости движения к цели.

Заметим, что в каждом конкретном периоде такая оценка показывает соотношение запроектированной и фактической скоростей «движения» к целевым ориентирам.

Фактическая скорость может оказаться недостаточной для достижения поставленной цели, что потребует обоснованной разработки новых организационных и ресурсных решений.

Фактическая скорость может оказаться выше запроектированной, что требует изучения и оценки оснований такого опережения, чтобы использовать его в интересах ускоренного социально-экономического развития региона.

Состав основных задач мониторинга включает:

— выявление соответствия плановых и фактических значений показателей целевой функции региональной стратегии;

— идентификацию и анализ основных причин, определяющих траекторию развития региона;

— определение новых возможностей и угроз развитию, прогнозируемых во внешней среде региона;

— трансформацию полученной информации в конкретные задачи стратегического, среднесрочного, оперативного управления, определяющие принятие новых организационных и ресурсных решений.

Решение названных задач предполагает определение и использование состава показателей, необходимого и достаточного для оценки состояния и динамики развития социально-экономической системы региона, выявления соответствия ее фактических изменений плановым.

Полагаем, что сравнительный анализ составов целевых показателей, представленных в актуализированных региональ-

ных стратегиях, позволит сложить представление о качественных характеристиках позиционированных в этих программных документах системах мониторинга.

Общее и особенное в составе целевых показателей системы мониторинга региональных стратегий

Объектная база проведенного нами анализа включает субъектов Российской Федерации, относящихся к разным Федеральным округам.

Информационная база анализа включает актуализированные стратегии социально-экономического развития Вологодской [1], Воронежской [2], Самарской [3], Тамбовской [4] Челябинской [5] областей, Камчатского [6], Краснодарского [7], Красноярского [8] краев, Республик Алтай [9], Башкортостан [10], Саха (Якутия) [11].

Сфокусируем внимание на обеспеченности необходимыми целевыми показателями результатов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ожидаемых по ключевым направлениям социально-экономического развития субъектов РФ (табл.).

Сравнительный анализ целевых показателей ожидаемых результатов реализации стратегий, заявленных в исследуемой выборке регионов, позволяет сделать ряд выводов.

1. К позитивным моментам, характеризующим показатели, предложенные в актуализированных стратегиях, оправданно отнести следующие:

А) дополнение традиционного перечня показателей результатов промышленной деятельности, новыми, характеризующими:

— ожидаемый рост конкурентоспособности региональных производителей на мировом рынке, о чем свидетельствуют показатели темпов роста числа промышленных экспортеров, несырьевого, неэнергетического экспорта (Воронежская область), объема экспорта высокотехнологичной продукции (Челябинская область);

— развитие процессов кластеризации с участием промышленных предприятий, о чем свидетельствуют показатели среднегодового темпа роста производства в кластерах (Самарская область), роста числа действующих кластеров (Краснодарский край), объемов бюджетных и внебюджетных средств, обеспечивающих формирование и развитие кластеров (Воронежская область);

Таблица

Целевые показатели результатов социально-экономического развития регионов

Регионы Целевые показатели результатов

инновационного развития кластерной активации новой индустриализации

1 2 3 4

Вологодская область доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационных товаров; доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП; численность занятых исследованиями и разработками - доля промышленности региона в промышленности России; темп роста индекса промышленного производства; число новых высокопроизводительных рабочих мест; число используемых передовых производственных технологий, прирост инвестиционных проектов, реализуемых на территории индустриальных парков

Воронежская область удельный вес инновационной продукции; доля инновационно-активных организаций объем бюджетных и внебюджетных средств, обеспечивающих формирование и развитие кластеров производительность труда в промышленности; объем экспорта промышленной продукции; темп роста несырьевого, неэнергетического экспорта; темп роста числа промышленных экспортеров

Самарская область объем инновационных товаров индекс производства в кластерах; среднегодовой темп роста производства в кластерах удельный вес обрабатывающей промышленности в ВРП; индекс роста промышленного производства

Тамбовская область удельный вес инновационной продукции - рост объемов промышленного производства; ежегодный прирост производства

Челябинская область доля инновационной продукции - объем экспорта высокотехнологичной продукции

Камчатский край численность персонала, занятого исследованиями и разработками; удельный вес инновационных товаров, работ, услуг; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации; количество организаций инновационной инфраструктуры - индекс промышленного производства по видам деятельности

Краснодарский край затраты на технологические инновации; удельный вес инновационных товаров, работ, услуг рост числа действующих кластеров темп роста промышленного производства

Красноярский край ежегодный прирост инновационных товаров, работ, услуг; суммарный индекс производства инновационных товаров, работ, услуг к базовому году - ежегодный прирост промышленного производства; суммарный индекс промышленного производства к базовому году

Республика Алтай - - индекс промышленного производства к базовому году

Окончание табл.

1 2 3 4

Республика Башкортостан объем и доля инновационной продукции, работ, услуг; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации; доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП - индекс промышленного производства к базовому году; производительность труда в промышленности; доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП

Республика Саха (Якутия) число организаций, использующих передовые производственные технологии - -

— рост ресурсной базы промышленного производства, о чем свидетельствуют показатели роста числа новых высокопроизводительных рабочих мест, используемых передовых производственных технологий, инвестиционных проектов, реализуемых на территории индустриальных парков (Вологодская область).

2. К негативным моментам практики выбора целевых показателей следует отнести:

— отсутствие в большинстве региональных стратегий, оказавшихся в выборке, показателей, оценивающих результаты процессов кластерной активации и новой индустриализации;

— неполнота состава показателей, использованных в большинстве случаев для оценки инновационного развития экономики регионов. Так, например, в стратегии Республики Алтай это направление социально-экономического развития оказалось без показателей, в стратегиях Самарской, Тамбовской, Челябинской областей, Республики Саха (Якутия) используется только один показатель.

Заключение

Выявленные в результате анализа региональных стратегий позитивные моменты и ограничения современной практики формирования показателей системы мониторинга реализации региональных стратегий позволяют повысить уровень обоснованности решений и действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих ее совершенствование.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года : постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920. — URL: http://docs.cntd.ru/document/444743929

2. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-О3. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550300779

3. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года : постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441. — URL: http://docs.cntd.ru/document/450278243

4. О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 : закон Тамбовской области от 4.06.2018 № 246-3. — URL: http://tambov.gov.ru

5. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года : постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748. — URL: http ://docs. cntd.ru/document/553133071

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. О стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года: в редакции Постановлений Правительства Камчатского края от 09.01.2018 № 1-П, от

24.10.2018 № 453-П, от 14.02.2019 № 69-П, от

25.07.2019 № 333-П. — URL: http //docs.cntd. ru/document/446224042

7. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года : закон Краснодарского края от 21.12.2018 № 3930-K3. — URL: http://docs. cntd.ru/document/550301926

8. О Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2035 года : постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 № 647-п. — URL: http // zakon.krstate.ru/ doc/52526

9. О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года : постановление Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60. — URL: https://altai-republic.ru/ economy_finances/strategy-of-social-economic/

10. О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года : постановление Правительства от 20.12.2018 № 624. — URL: http://docs.cntd.ru/document/550329714

11. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года : закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 г. 2077-З № 45-VI. — URL: http://docs.cntd.ru/document/550299670

LITERATURE

1. On the strategy of socio-economic development of the Vologda region for the period up to 2030 : resolution of the Government of the Vologda region dated 17.10.2016 No. 920. — URL: http://docs.cntd.ru/document/444743929

2. On the strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period up to 2035 : law of the Voronezh region dated 20.12.2018 No. 168-OZ. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550300779

3. On the strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2030 : resolution Of the government of the Samara region dated 12.07.2017 No. 441. — URL: http://docs.cntd.ru/document/450278243

4. On the strategy of socio-economic development of the Tambov region until 2035 :

law of the Tambov region from 4.06.2018 No. 246-Z. — URL: http://tambov.gov.ru

5. On approval Of the strategy of socioeconomic development of the Chelyabinsk region for the period up to 2035 : resolution of the Legislative Assembly of the Chelyabinsk region dated 31.01.2019 No. 1748. — URL: http://docs.cntd.ru/document/553133071

6. On the strategy of socio-economic development of the Kamchatka territory until 2030: as amended by the Resolutions Of the government of the Kamchatka territory from

09.01.2018 #1-P, from 24.10.2018 #453-P, from

14.02.2019 #69-P, from 25.07.2019 # 333-P. — URL: http //docs.cntd.ru/document/446224042

7. On the strategy of socio-economic development of the Krasnodar territory until 2030 : law of the Krasnodar territory from 21.12.2018 № 3930-KZ. — URL: http://docs. cntd.ru/document/550301926

8. On the strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk territory for the period up to 2035 : resolution Of the government of the Krasnoyarsk territory of 30.10.2018 No. 647-p. — URL: http // zakon. krstate.ru/doc/52526

9. On the strategy of socio-economic development of the Republic of al-tai for the period up to 2035 : resolution of the Government of the Republic of al-tai dated 13.03.2018 No. 60. — URL: https://altai-republic.ru/ economy_finances/strategy-of-social-economic/

10. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Bashkortostan for the period up to 2030 : Government resolution No. 624 of 20.12.2018. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550329714

11. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050 : law of the Republic of Sakha (Yakutia) of 19.12.2018, 2077-Z no. 45-VI. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550299670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.