Научная статья на тему 'СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ'

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ / ЗАДАЧИ / РЕЗУЛЬТАТЫ / STRATEGIZING / REGIONAL STRATEGIES / ECONOMIC DIGITALIZATION PROCESSES / DIRECTIONS / TASKS / RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е., Сысоева Е. Ф.

Предмет. Стратегирование процессов цифровизации экономики регионов, включая ее основные направления, ключевые задачи и ожидаемые результаты. Тема . Совершенствование современной практики стратегирования процессов цифровизации экономики регионов.Цели. Оценка современной практики стратегирования процессов цифровизации экономики регионов, выявление присущих ей позитивных моментов и ограничений.Методология . Методы контент анализа актуализированных стратегий социально экономического развития регионов и сравнительного анализа представленных в них направлений, задач и ожидаемых результатов цифровизации экономики. Результаты . Посредством анализа региональных стратегий выявлены позитивные моменты и ограничения, присущие современной практике стратегирования процессов цифровизации экономики. Дополнен, с учетом опыта продвинутых регионов, состав ее основных направлений, ключевых задач и результатов. Область применения . Практика разработки стратегий социально экономического развития регионов. Выводы . Выявленные «пробелы» в содержании процессов цифровизации экономики свидетельствуют о необходимости учета опыта стратегического планирования продвинутых регионов, востребованного для обоснованного дополнения состава ее основных направлений, ключевых задач и ожидаемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIZING PROCESSES OF DIGITALIZATION REGIONAL ECONOMY

Subject . Strategizing the processes of digitalization of the regional economy, including its main directions, key tasks and expected results. Topic . Improving the modern practice of strategizing the processes of digitization of the regional economy.Goals . Assessment of the current practice of strategizing the processes of digitalization of the economy of regions, identification of its inherent positive aspects and limitations. Methodology. Methods of content analysis of updated strategies for socio economic development of regions and comparative analysis of the directions, tasks and expected results of digitalization of the economy presented in them. Results . Through the analysis of regional strategies, positive aspects and limitations inherent in the modern practice of strategizing the processes of digitization of the economy have been identified. Taking into account the experience of advanced regions, the composition of its main directions, key tasks and results has been supplemented. Application. Practice of developing strategies for socio economic development of regions. Conclusions . The identified «gaps» in the content of the processes of digitalization of the economy indicate the need to take into account the experience of strategic planning of advanced regions, which is in demand for a reasonable complement to the composition of its main directions, key tasks and expected results.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ»

№ 3 (50), 2020 РЕГИОН: системы, экономика, управление

УДК 332. 142

СТРАТЕГИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

РЕГИОНОВ

Коды JEL: R 11, R 58.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: risin@mail.ru

SPIN-код: 9876-6074

Сысоева Е. Ф., доктор экономических наук, профессор, .заведующий кафедрой финансов и кредита, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: selfin@mail.ru

SPIN-код: 447005

Аннотация

Предмет. Стратегирование процессов цифровизации экономики регионов, включая ее основные направления, ключевые задачи и ожидаемые результаты.

Тема. Совершенствование современной практики стратегирования процессов цифро-визации экономики регионов.

Цели. Оценка современной практики стратегирования процессов цифровизации экономики регионов, выявление присущих ей позитивных моментов и ограничений.

Методология. Методы контент-анализа актуализированных стратегий социально-экономического развития регионов и сравнительного анализа представленных в них направлений, задач и ожидаемых результатов цифровизации экономики.

Результаты. Посредством анализа региональных стратегий выявлены позитивные моменты и ограничения, присущие современной практике стратегирования процессов цифровизации экономики. Дополнен, с учетом опыта продвинутых регионов, состав ее основных направлений, ключевых задач и результатов.

Область применения. Практика разработки стратегий социально-экономического развития регионов.

Выводы. Выявленные «пробелы» в содержании процессов цифровизации экономики свидетельствуют о необходимости учета опыта стратегического планирования продвинутых регионов, востребованного для обоснованного дополнения состава ее основных направлений, ключевых задач и ожидаемых результатов.

Ключевые слова: стратегирование, региональные стратегии, процессы цифровизации экономики, направления, задачи, результаты.

иДК 332. 142

STRATEGIZING PROCESSES OF DIGITALIZATION REGIONAL

ECONOMY

JEL Codes: R 11, R 58.

Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of regional Economics and territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia

E-mail: risin@mail.ru

Sysoeva E. F., doctor of Economics, Professor, head of the Department of Finance and credit, Voronezh state University, Voronezh, Russia

E-mail: selfin@mail.ru

Ânnotation

Subject. Strategizing the processes of digitalization of the regional economy, including its main directions, key tasks and expected results.

Topic. Improving the modern practice of strategizing the processes of digitization of the regional economy.

Goals. Assessment of the current practice of strategizing the processes of digitalization of the economy of regions, identification of its inherent positive aspects and limitations.

Methodology. Methods of content analysis of updated strategies for socio-economic development of regions and comparative analysis of the directions, tasks and expected results of digitaliza-tion of the economy presented in them.

Results. Through the analysis of regional strategies, positive aspects and limitations inherent in the modern practice of strategizing the processes of digitization of the economy have been identified. Taking into account the experience of advanced regions, the composition of its main directions, key tasks and results has been supplemented.

Application. Practice of developing strategies for socio-economic development of regions.

Conclusions. The identified «gaps» in the content of the processes of digitalization of the economy indicate the need to take into account the experience of strategic planning of advanced regions, which is in demand for a reasonable complement to the composition of its main directions, key tasks and expected results.

Key words: strategizing, regional strategies, economic digitalization processes, directions, tasks, results.

DOI: 10.22394/1997-4469-2020-50-3-39-46

Введение

Оценка современной практики страте-гирования процессов цифровизации экономики регионов позволит сформировать представление о необходимом составе ее основных направлений, ключевых задач, ожидаемых результатах. Для его получения применен авторский методический подход, в соответствии с которым:

• обеспечение репрезентативности искомой оценки достигается включением в объектную выборку субъектов Российской Федерации, представляющих разные Федеральные округа;

• информационную базу анализа формируют актуализированные стратегии социально-экономического развития Воронежской [1], Московской [2], Самарской [3], Тамбовской [4], Челябинской [5] областей, Санкт-Петербурга [6], Красноярского края [7], Республик Башкортостан [8], Саха (Якутия) [9], Татарстан [10];

• получение оценки обеспечено применением контент-анализа региональных стратегий, дополняемого методом их сравнительного анализа.

Основные направления, ключевые задачи и ожидаемые результаты цифровизации экономики регионов

Результаты контент-анализа региональных стратегий, фиксирующие направления и ключевые задачи формирования цифровой экономики в регионах, представлены в таблице 1.

Анализ информации, содержащейся в табл. 1, позволяет осуществить выборку позитивных моментов, отличающих современную практику стратегирования процессов цифровизации экономики в ряде регионов Российской Федерации.

В этой связи, укажем на основные направления и ключевые задачи цифровиза-ции экономики, связанные с:

— переходом регионов на преимущественное использование информационно-коммуникационных технологий российских производителей (Воронежская область, Санкт-Петербург);

— диверсификацией российского экспорта посредством дополнения его объектной базы информационно-коммуникационными технологиями, программным обеспечением (Республика Татарстан, Санкт-Петербург);

— внедрением информационно-коммуникационных технологий в сферы управления развитием инфраструктуры посредством реализации проектов «умный» город, «умное» землепользование, «умная» дорога, «умный» дом (Санкт-Петербург, Республика Татарстан);

— переходом на новый уровень управления пространственным развитием региона с использованием информационно-коммуникационных технологий (Воронежская область, Республики Саха (Якутия), Татарстан);

— расширением подготовки кадров в области информационно-коммуникационных технологий (Воронежская и Московская области, Республика Татарстан, Санкт-Петербург);

— усилением роли отрасли информационных технологий в экономике региона, Российской Федерации (Санкт-Петербург);

— выходом российских организаций в сфере информационных технологий на зарубежные рынки (Санкт-Петербург, Республика Татарстан).

Таблица 1

Основные направления и ключевые задачи цифровизации экономики регионов

Регионы Основные направления и ключевые задачи цифровизации экономики

1 2

Воронежская область — переход на преимущественное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) российских производителей, повышение их международной конкурентоспособности; — внедрение технологий цифровой экономики (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме; подключение к сети интернет всех библиотечных учреждений, увеличение числа виртуальных музеев; использование информационных данных и программного обеспечения для составления карт урожайности; использование сенсоров для оценки влажности почв и др.); — мониторинг качества жизни населения (переход на использование электронных медицинских карт; внедрение биочипов для мониторинга действия лекарственных препаратов и состояния внутренней среды организма больного; формирование центров обработки информации о параметрах жизнедеятельности отдельных групп населения и др.); — расширение вузовской подготовки специалистов в области ИКТ; — управление пространственным развитием с помощью геоинформационных технологий

Московская область — внедрение технологий цифровой экономики (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме; разработка программно-аппаратных комплексов в области разведки и добычи полезных ископаемых; разработка непилотируемых и пилотируемых средств для исследования космического пространства; внедрение телемедицинских технологий; использование электронных медицинских карт); — подготовка 1Т-специалистов

Самарская область — развитие перспективных высокотехнологичных производств (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов, распределенная энергетика и др.); — внедрение информационных технологий в автомобилестроение, двигателестро-ение, авиационно-космическую и нефтехимическую промышленность; — развитие нейронауки, искусственного интеллекта, роботизации офисов и быта

Тамбовская область — формирование 1Т- отрасли промышленности; — создание регионального промышленного интернета; — цифровизация сельскохозяйственного производства

Челябинская область — создание ИКТ-инфраструктуры для обеспечения предоставления гражданам, бизнесу и органам власти услуг по хранению и обработке данных; — внедрение цифровых платформ с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и органов власти с использованием преимущественно отечественного программного обеспечения

Окончание табл. 1

1 2

Санкт-Петербург — подготовка высококвалифицированных кадров в сфере ИКТ; — усиление роли отрасли информационных технологий в экономике Санкт-Петербурга, Российской Федерации; — обеспечение выхода российских организаций в сфере информационных технологий на зарубежные рынки; — внедрение технологий цифровой экономики (развитие электронного здравоохранения и телемедицины; развитие технологий дистанционного обучения; внедрение в деятельность организаций культуры современных информационных технологий; использование «умных технологий» в управления ЖКХ; внедрение ИКТ в работу органов публичной власти

Красноярский край — внедрение технологий цифровой экономики (предоставление публичных услуг в электронной форме; использование электронных медицинских карт; дистанционные медицинские услуги; телемедицинские технологии; применения навигационных технологий ГЛОНАСС; формирование «цифровой школы»; подключение библиотек к сети Интернет; предложение музеями посетителям виртуальных туров и др.); — мониторинг качества жизни населения

Республика Башкортостан — внедрение технологий цифровой экономики (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме; информатизация системы здравоохранения; создание виртуальных музеев, электронных читальных залов и др.); — мониторинг качества жизни населения

Республика Саха (Якутия) — внедрение технологий цифровой экономики (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме; создание виртуальных музеев; создание современной цифровой образовательной среды; организация спутниковых каналов связи в медицинских организациях; управление пространством с использованием геоинформационных технологий; использование телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в управления транспортными средствами и др.) — мониторинг качества жизни: внедрение информационно-аналитических систем «Мониторинг жилого фонда», «Дом.онлайн»

Республика Татарстан — создание условий для появления новых и развития существующих инновационных компаний в области ИКТ; — коммерциализация прорывных информационных технологий; — повышение конкурентоспособности российской ИТ-отрасли; — внедрение технологий цифровой экономики (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме; разработка сервисов электронной медицины; формирование новой технологической среды системы образования, развитие пространства и инфраструктуры («умный» город, «умное» землепользование, «умная» дорога, «умный» дом); управление пространством с использованием ИКТ) — подготовка и повышение квалификации специалистов в области ИКТ

Полагаем, что вышеназванные направления и задачи должны стать инвариантными в содержании процессов цифровиза-ции экономики регионов.

Результаты контент-анализа региональных стратегий, фиксирующие ожидаемые результаты цифровизации экономики, представлены в таблице 2.

Информация, приведенная в табл.2, позволяет сфокусировать внимание на значимых результатах процессов цифровиза-ции экономики регионов. В их числе выделим:

— устранение цифрового неравенства на территории региона (Воронежская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия);

— рост уровня информационной открытости систем здравоохранения, образования, культуры, формировании и развитии виртуального пространства предоставления ими услуг (все регионы, оказавшиеся в выборке);

— создание 1Т-парка (Тамбовская область);

— повышение вклада 1Т-отрасли в валовой региональный продукт (Тамбовская область, Республика Саха (Якутия);

— повышение конкурентоспособности российской 1Т-отрасли (Республика Татарстан), выход российских организаций в сфере информационных технологий на зарубежные рынки услуг (Санкт-Петербург), изменение структуры российского экспорта в пользу интел-

лектуальных продуктов (Самарская область);

— доминирование в региональных информационных ресурсах программного и информационного обеспечения отечественных производителей (Воронежская область, Санкт-Петербург).

Таблица 2

Ожидаемые результаты цифровизации экономики регионов

Регионы Ожидаемые результаты цифровизации экономики

1 2

Воронежская область — замещение программного и информационного обеспечения зарубежных производителей отечественными; — подключение всех библиотек к сети Интернет; — рост числа виртуальных музеев; — рост доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; — рост доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; — рост доли населения, имеющего электронные медицинские карты с геномными данными

Московская область — повышение качества и доступности образовательных услуг, услуг по охране здоровья; — создание дополнительных автоматизированных рабочих мест для врачей и среднего медицинского персонала; — повышение уровня оснащенности рабочих мест врачей современными компьютерами

Самарская область — создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; — повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты на основе информационных технологий; — создание интегрированной системы 1Т-образования, направленной на подготовку специалистов международного уровня; — рост доли медицинских учреждений, подключенных к телемедицинской сети региона; — изменение структуры экспорта в пользу интеллектуальных продуктов

Тамбовская область — подключение к сети Интернет всех населенных пунктов; — создание регионального промышленного Интернета, его интеграция в мировой промышленный Интернет; — рост доли 1Т-отрасли в ВРП; — создание инновационного 1Т-парка; — рост доли граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме

Челябинская область — использование информационно-коммуникационных технологий для мониторинга сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственной техники; — рост доли населения, имеющего возможность использования новейших стандартов связи; — рост доли домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет; — снижение стоимостной доли импортного программного обеспечения; — рост числа предприятий, работающих в сфере информационно-коммуникационных технологий

Окончание табл. 2

1 2

Санкт-Петербург — развитие электронного здравоохранения и телемедицины; — развитие технологий дистанционного обучения; — создание и развитие электронных библиотек, электронных архивов; — обеспечение доступа потребителей к информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, управление жилищно-коммунальным хозяйством с использованием «умных» технологий; — выход российских организаций в сфере информационных технологий на зарубежные рынки услуг; — завоевание лидерства в новых областях (информационные технологии, облачные технологии, мультимедийные системы, робототехника и самоуправляемые транспортные средства и др.); — повышение качества информации, необходимой для принятия управленческих решений на всех уровнях управления Санкт-Петербургом

Красноярский край — существенное снижение цифрового неравенства территорий края, обеспечение 100 % охвата населения широкополосным доступом в сеть Интернет; — повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; — подключение всех библиотек к сети Интернет; — обеспечение виртуальной трансляции всеми театрально-концертными учреждениями спектаклей и концертов; — предложения виртуальных туров всеми музеями края;

Республика Башкортостан — рост доли граждан, получающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме; — создание персонализированных медицинских серверов; — расширение доступа жителей республики к услугам учреждений культуры и искусств; — увеличение точек доступа к виртуальному концертному залу; — создание виртуальных музеев и экспозиций, электронных читальных залов

Республика Саха (Якутия) — создание электронной платформы персонифицированного обучения школьников, единого информационно-образовательного пространства системы среднего профессионального образования; — формирование единого информационного пространства здравоохранения; — обеспечение равного доступа граждан и организаций к информационным сервисам и услугам; — обеспечение высокоскоростной телекоммуникационной и Интернет-связью социально-значимых объектов и организаций на всей территории республики; — рост доли государственных услуг, которые население может получить с использованием ИКТ; — рост доли 1Т-отрасли в ВРП

Республика Татарстан — предоставление новых видов государственных услуг с использованием ИКТ; — использование в образовании электронных гипертекстовых учебников, сервисов открытого образования в сети, классов робототехники; — взаимодействие пациента с системой регионального здравоохранения за счет развития телемедицинских, дистанционных технологий; — создание новых 1Т-компаний, сокращение оттока ИТ-специалистов в Москву и за рубеж; — повышение конкурентоспособности российской 1Т-отрасли; — появление университета с международным именем, специализирующегося на 1Т-образовании; — рост количества исследований в области ИКТ; — коммерциализация прорывных информационных технологий

Полагаем, что приведенные выше результаты востребованы в экономике доминирующего числа регионов Российской Федерации.

Заключение

Выявленные нами позитивные моменты практики стратегирования процессов цифровизации экономики регионов позволяют не только дополнить теоретическое представление об их инвариантном содержании, но и обеспечить необходимую фокусировку совместных действий органов государственной власти, бизнес-структур, организаций социальной сферы на ее основных направлениях, ключевых задачах и значимых результатах.

ЛИТЕРАТУРА

1. О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-ОЗ. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550300779

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года : постановление Правительства Московской области от 28.12.2018 № 1023/45. — URL: http // mef.vjsreg.ru/ download/document/3526908

3. О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года : постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441. — URL: http://docs.cntd.ru/document/450278243

4. О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 : закон Тамбовской области от 4.06.2018 № 246-З. — URL: http://tambov.gov.ru

5. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года : постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748. — URL: http://docs.cntd.ru/document/553133071

6. О стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2018 № 521. — URL: http // kzags.gov.spb.ru/media/upload/ strategia_2035.pdf

7. О стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2035 года : постановление Правительства

Красноярского края от 30.10.2018 №647-п. — URL: http // zakon.krstate.ru/doc/52526

8. О стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года : постановление Правительства от 20.12.2018 № 624. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550329714

9. О стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года : закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 г. 2077-З № 45-VI. — URL:http:// docs.cntd.ru/document/550299670

10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года : закон Республики Татарстан от 17.06.2015 № 40-ЗРТ. — URL: http://docs2.cntd.ru/document/428570021

LITERATURE

1. On the strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period up to 2035 : law of the Voronezh region dated 20.12.2018 No. 168-OZ. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550300779.

2. On the strategy of socio-economic development of the Moscow region for the period up to 2030 : resolution Of the government of the Moscow region of 28.12.2018 No. 1023/45. — URL: http // ef.vjsreg.ru/download/ document/3526908.

3. On the strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2030 : resolution Of the government of the Samara region dated 12.07.2017 No. 441. — URL: http://docs.cntd. ru/document/450278243.

4. On the strategy of socio-economic development of the Tambov region until 2035 : law of the Tambov region from 4.06.2018 No. 246-Z. — URL: http://tambov.gov.ru.

5. On approval Of the strategy of socioeconomic development of the Chelyabinsk region for the period up to 2035 : resolution of the Legislative Assembly of the Chelyabinsk region dated 31.01.2019 No. 1748. — URL: http://docs.cntd.ru/document/553133071.

6. About the strategy of socio-economic development of Saint Petersburg for the period up to 2035 : resolution of the Government of Saint Petersburg of 26.06.2018 No. 521. — URL: http // kzags.gov.spb.ru/media/upload/ strategia_2035.pdf.

7. On the strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk territory for the period up to 2035 : resolution Of the government of the Krasnoyarsk territory of 30.10.2018 No. 647-p. — URL: http // zakon. krstate.ru/doc/52526

8. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Bashkortostan for the period up to 2030 : Government resolution No. 624 of 0.12.2018. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550329714.

9. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050 : law of the Republic of Sakha (Yakutia) of 19.12.2018, 2077-Z no. 45-VI. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550299670.

10. On approval Of the strategy of socioeconomic development of the Republic of Tatarstan until 2030 : law of the Republic of Tatarstan dated 17.06.2015 No. 40-ZRT. — URL: http://docs2.cntd.ru/document/428570021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.