Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЛАЕНС - КОНТРОЛЬ / REGIONAL STRATEGIES / STRUCTURE / CONTENT / REQUIREMENTS / COMPLIANCE CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е.

П р е д м е т. Структура и содержание актуализированных стратегий социально - экономического развития регионов Российской Федерации.Т е м а . Оценка современной практики разработки актуализированных региональных стратегий. Ц е л и . Выявление соответствия структурной композиции и содержания актуализированных региональных стратегий установленным требованиям. М е т о д о л о г и я . Методы контент - анализа и комплаенс - контроля для выявления соответствия структурной композиции и содержания актуализированных региональных стратегий установленным требованиям. Р е з у л ь т а т ы . Выявлены «пробелы» в структурной композиции и содержании региональных стратегий социально - экономического развития на период до 2030 (2035) года, обусловленные неадекватной составу и сложности задач их разработки методической и информационной базой.О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Практика совершенствования разработки региональных стратегий. В ы в о д ы . Выявленные «пробелы» в структурной композиции и содержании региональных стратегий свидетельствуют о необходимости составления реестра эффективных практик решения основных задач разработки названных программных документов, их изучения и использования в будущем при корректировке и актуализации ныне реализуемых стратегий социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPLIANCE CONTROL IN ASSESSMENT PRACTICES FOR DEVELOPING UPDATED REGIONAL STRATEGY

S u b j e ct . Structure and content of updated strategies for socio - economic development of the regions of the Russian Federation. T o p i c . Assessment of the current practice of developing updated regional strategies. G o a l s . Identification of compliance of the structural composition and content of the updated regional strategies with the established requirements. M e t h o d o lo g y. Methods of content analysis and compliance control to identify the compliance of the structural composition and content of updated regional strategies with the established requirements. R e s u l t s . There are identified «gaps» in the structural composition and content of regional socio - economic development strategies for the period up to 2030 (2035), due to the inadequate composition and complexity of the tasks of their development methodological and information base. A p p l i c a t i o n. Practice of improving the development of regional strategies. C o n c l u s i o n s . The identified «gaps» in the structural composition and content of regional strategies indicate the need to compile a register of effective practices for solving the main tasks of developing these program documents, studying them and using them in the future when adjusting and updating the currently implemented strategies for socio - economic development of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ»

iron/steel industry: Kawasaki's experience and practice in Liuzhou and Jinan / L. Dong, H. Zhang, T. Fujita et al // Journal of Cleaner Production, 59, 226—238, 2013.

24. Duflou J. R. Towards energy and resource efficient manufacturing: A process and system approach / J. R. Duflou, J. W. Sutherland, D. Dornfeld et al // CIRP Annals — Manufacturing Technology. — 2012. — V. 61. No. 2. — P. 587—609.

25. J. Martinez-Alier, R. Muradian. Handbook of Ecological Economics, Edward Elgar Pub publisher, Cheltenham, UK, 2015. 512 p.

26. Shmeleva N. (2018) «The new business model for circular economy: moving from theory to practice» 18th International multidisciplinary scientific GEO conference SGEM 2018, Sofia, Bulgaria. Vol. 18, Issue 5.3, pp. 919—926

27. national industrial symbiosis program, UK. — URL: https://www.nispnetwork.com/ (accessed 15.11.2020)

28. Domenech T. Mapping Industrial Symbiosis Development in Europe - Typologies of Networks, Characteristics, Performance and Contribution to the Circular Economy / T. Domenech, R. Bleischwitz, A. Doranova, D. Panayotopoulos, L. Roman // Resources, Conservation & Recycling. — 2019. — Vol. 141. — P. 76—98.

29. Ehrenfeld J. (1997) 'The Evolution of Interdependence at Kalundborg' / J. Ehrenfeld and N. Gertler // Journal of Industrial Ecology,

УДК 332. 142

1(1), pp. 67—79. doi: https://doi.org/10.1162/ jiec.1997.1.1.67.

30. Kalundborg Symbiosis: six decades of a circular approach to production. Available at: URL: https://circulareconomy.europa. eu/platform/en/good-practices/kalundborg-symbiosis-six-decades-circular-approach-production (assessed at: 02.04.2020)

31. Interreg Baltic Sea Region 2014—2020 Available at: URL: https://projects.interreg-baltic.eu/projects/bis-186.html (assessed at: 05.04.2020)

32. Baltic Industrial Symbiosis. Available at: URL: https://symbiosecenter.dk/project/bis/ (assessed at: 04.04.2020)

33. BIS Baltic Industrial Symbiosis. Available at: URL: http://tyreman.ru/bis (assessed at: 04.04.2020)

34. Tolstykh T. O. Management of the economic potential of an industrial enterprise / T. O. Tolstykh // Bulletin of the Voronezh state technical University. — 2012. — Vol. 8. No. 2. — P. 121—128.

35. PreobrazhenskyB. G. Ensuring sustain-ability in the development of regional industrial systems / B. G. Preobrazhensky, T. O. Tolstykh, N. V. Shmeleva II Region: systems, economy, management. — 2019. — № 2 (45). — P. 12—17.

36. Preobrazhensky B. G. Development of tools for analyzing the effectiveness of innovative activities of economic systems / B. G. Preobrazhensky, T. O. Tolstykh, E. V. Shkarupe-ta II Region: systems, economy, management. — 2018. — №1 (40). — Pp. 67—76.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Коды JEL: R 11, R 58.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 9876-6074

Аннотация

Предмет. Структура и содержание актуализированных стратегий социалъно-эко-номическогоразвитиярегионов Российской Федерации.

Тема. Оценка современной практики разработки актуализированных региональных стратегий.

Цели. Выявление соответствия структурной композиции и содержания актуализи-рованныхрегионалъных стратегий установленным требованиям.

Методология. Методы контент-анализа и комплаенс-контроля для выявления соответствия структурной композиции и содержания актуализированных региональных стратегий установленным требованиям.

Результаты. Выявлены «пробелы» в структурной композиции и содержании региональных стратегий социально-экономического развития на период до 2030 (2035) года, обусловленные неадекватной составу и сложности задач их разработки методической и информационной базой.

Область применения. Практика совершенствования разработки региональных стратегий.

Выводы. Выявленные «пробелы» в структурной композиции и содержании региональных стратегий свидетельствуют о необходимости составления реестра эффективных практик решения основных задач разработки названных программных документов, их изучения и использования в будущем при корректировке и актуализации ныне реализуемых стратегий социально-экономическогоразвития субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: региональные стратегии, структура, содержание, требования, комплаенс-контроль.

UDK 332. 142

APPLICATION OF COMPLIANCE CONTROL IN ASSESSMENT PRACTICES FOR DEVELOPING UPDATED REGIONAL STRATEGY

JEL Codes: R 11, R 58.

Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of regional Economics and territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]

SPIN-code: 9876-6074

Subject. Structure and content of updated strategies for socio-economic development of the regions of the Russian Federation.

Topic. Assessment ofthe currentpractice ofdeveloping updated regional strategies.

Goals. Identification of compliance of the structural composition and content of the updated regional strategies with the established requirements.

Methodology. Methods of content analysis and compliance control to identify the compliance of the structural composition and content of updated regional strategies with the established requirements.

Results. There are identified цgaps» in the structural composition and content of regional socio-economic development strategies for the period up to 2030 (2035), due to the inadequate composition and complexity of the tasks of their development methodological and information base.

Application. Practice ofimproving the development ofregional strategies.

Conclusions. The identified »gaps» in the structural composition and content of regional strategies indicate the need to compile a register of effective practices for solving the main tasks of developing these program documents, studying them and using them in the future when adjusting and updating the currently implemented strategies for socio-economic development of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: regional strategies, structure, content, requirements, compliance control.

DOI: 10.22394/1997-4469-2020-51-4-48-54

Введение

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] субъекты РФ осуществили разработку актуализированных стратегий социально-экономического развития на период до 2030 (2035) года.

Инвариантные характеристики структурной композиции названных стратегий определены указанным выше Федеральным законом и Методическими рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — МЭР) [2].

Комплаенс-контроль структурной композиции актуализированных региональных стратегий

В этой связи, в оценке практики разработки стратегий целесообразно использовать комплаенс-контроль для выявления их соответствия установленным правилам.

Заметим, что хотя рекомендации МЭР даны в индикативной форме их соблюдение было одним из основных условий согласования проектов региональных стратегий в названном ведомстве.

Сфокусируем внимание на предложенной разработчикам структурной композиции актуализированной региональной стратегии (табл. 1).

Разделы стратегии, рекомендованные МЭР Основные компоненты содержания стратегии, рекомендованные МЭР

1 2

1. Вводная часть, включающая аналитический блок 1а) результаты комплексного анализа социально-экономического развития субъекта РФ; 16) оценка достижения ранее поставленных целей; 1в) результаты типологизации и определения стратегических интересов субъектов развития; 1г) ключевые проблемы развития субъекта РФ; 1д) конкурентные преимущества и конкурентные позиции субъекта РФ; 1е) внешние факторы долгосрочного развития субъекта РФ; 1ж) внутренние факторы развития

2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта РФ 2а) стратегические приоритеты и цели социально-экономического развития субъекта РФ; 26) задачи социально-экономического развития субъекта РФ

3. Сценарии социально-экономического развития субъекта РФ За) целевой сценарий социально-экономического развития субъекта РФ; 36) показатели достижения целей, сроки и этапы их реализации

4. Основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта РФ 4а) основные направления развития систем здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, сферы социального обслуживания; 46) направления демографического и миграционного развития; 4в) направления повышения доходов населения, развития рынка труда, обеспечения занятости; 4г) направления развития жилищной сферы и повышения обеспеченности жильем; 4д) приоритетные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения

Таблица 1

Структура актуализированной региональной стратегии

Окончание табл. 1

1 2

5. Основные направления экономического развития субъекта РФ 5а) подразделы по отраслевым комплексам, занимающим ведущие позиции в экономике субъекта РФ; 56) меры по развитию отраслевых комплексов

6. Основные направления развития научно-инновационной сферы субъекта РФ ба) основные направления развития научно-инновационной сферы субъекта РФ; бб) ключевые проблемы и задачи ее развития

7. Основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности субъекта РФ 7а) приоритеты рационального освоения природно-ресурсного потенциала

8. Основные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей субъекта РФ 8а) результаты анализа межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; 86) проекты в сфере межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; 8в) прогноз развития межрегионального и внешнеторгового оборота

9. Основные направления пространственного развития субъекта РФ 9а) особенности, проблемы и перспективы пространственного развития субъекта РФ; 96) приоритеты, цели и направления пространственного развития субъекта РФ; 9в) приоритеты и направления пространственного развития муниципальных образований

10. Заключительная часть 10а) оценка финансовых ресурсов (бюджетных), необходимых для реализации стратегии; 106) оценка финансовых ресурсов (внебюджетных, в т. ч. частных инвестиций), необходимых для реализации стратегии; 10в) механизмы реализации стратегии, включая нормативно-правовой, финансово-экономический, организационно-правовой и др.

С учетом приведенных в табл. 1 основных содержательных компонентов региональной стратегии проведем комплаенс-контроль современной практики их разработки. Его объектная база включает субъектов Российской Федерации, относящихся к разным Федеральным округам. Информационная база — актуализированные стратегии социально-экономического развития Вологодской [2], Воронежской [3], Самарской [4], Тамбовской [5] Челябинской [6] областей, Камчатского [7], Краснодарского [8], Красноярского [9] краев, Республик Алтай [10], Башкортостан [11], Саха (Якутия) [12].

Результаты комплаенс-контроля приведены в табл. 2.

Сравнительный анализ «пробелов», выявленных в региональных стратегиях, оказавшихся в выборке, позволяет установить, что в большинстве региональных стратегий в выборке, несоответствие рекоменда-

циям МЭР заметно, как правило, в разделах 1, 8, 10.

Конкретизируя этот вывод, укажем на отсутствие в структуре стратегий многих регионов, оказавшихся в выборке, таких содержательных компонентов, как:

— оценка достижения ранее поставленных целей;

— результаты типологизации и определения стратегических интересов субъектов развития;

— конкурентные преимущества и конкурентные позиции субъекта РФ;

— проекты в сфере межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности;

— прогноз развития межрегионального и внешнеторгового оборота;

— оценка финансовых ресурсов (внебюджетных, в т. ч. частных инвестиций), необходимых для реализации стратегии.

Таблица 2

Результаты проверки соответствия состава и содержания структурных компонентов региональных стратегий рекомендациям МЭР

Субъекты РФ Компоненты содержания, отсутствующие в актуализированных стратегиях

1 2

Вологодская область 16, 1в, 1д, 1е, 1ж, 1з, 6а, 6в, 8а, 86, 8в, 106

Воронежская область 86, 8в

Самарская область 1в, 4д, 7а, 76, 86, 9в, 10в

Тамбовская область 16, 1в, 1д, 1е, 6а, 6в, 7а, 7в, 86, 8в, 9а, 96, 9в, 106

Челябинская область 1в, 1е, 8в

Камчатский край 1в, 1д, 1е, 1д, 1ж, 1з, 4в, 4д, 7ф, 86, 8в

Краснодарский край 1в, 46, 4в

Красноярский край 16, 1в, 1д, 1е, 1ж, 6а, 66, 8а, 86, 8в, 10в, Юг

Республика Алтай 16, 1в, 1г, 1д, 2в, 46, 66, 7а, 8а, 86, 8в, 9в, 10а, 106

Республика Башкортостан 16, 1в, 1д, 86

Республика Саха (Якутия) 1в, 1д, 8в, 10а, 106, 10в

Давая комментарий выявленным «пробелам», укажем на следующее.

1. В большинстве случаев разработчики в решении задачи, связанной с оценкой достигнутых целей социально-экономического развития субъектов РФ, выявляли изменения (прирост, уменьшение) значений ряда ключевых социально-экономических показателей за период, прошедший с начала реализации действующей региональной стратегии. Иногда полученные оценки дополнялись сравнениями темпов роста значений отдельных показателей в регионе со среднероссийскими (Красноярский край, Тамбовская область), а также характеристикой мест, занимаемых конкретным регионом в федеральном округе и Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Челябинская области, Республика Башкортостан).

Не отрицая важности полученных характеристик, заметим, что реализованный разработчиками стратегий подход, будучи ориентированным на выявление динамики изменений, происходящих в социально-экономической системе регионов, оставляет вне оценки соответствие плановой (установленной в действующей стратегии) и фактической траекторий их развития.

2. Результаты типологизации и определения стратегических интересов субъектов регионального развития представлены только в стратегии социально-экономического развития Воронежской области. Важ-

но обратить внимание на тот факт, что они получены не в период обсуждения проекта названного программного документа, а предшествовали разработке миссии, стратегических приоритетов и целей развития названного субъекта РФ.

3. В решении задач, связанной с определением конкурентных преимуществ, разработчики, как правило, применяли подход, который предусматривал «присвоение» статуса конкурентного преимущества каждой из позиционированных в стратегии сильных сторон региона (Вологодская, Тамбовская области, Камчатский, Красноярский края, Республики Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия).

На самом деле, далеко не каждая сильная сторона является конкурентным преимуществом. В этой связи, отметим подход, реализованный разработчиками стратегии социально-экономического развития Воронежской области, который предусматривал идентификацию относительных конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации посредством их выбора из состава сильных сторон по совокупности критериев, в числе которых: устойчивость воспроизводства сильной стороны, т. е. ее сохранение на протяжении длительного периода времени независимо от фазы экономического цикла (спад, рецессия, подъем экономики); наличие в регионе социально-экономического потенциала, необходимого для поддержания и развития сильной стороны; отсутствие в его внешней среде угроз силь-

ной стороне, отличающихся высокой вероятностью реализации и силой негативного воздействия, способного привести к ее «потере».

Заметим, что выбор конкурентных преимуществ только в одном случае (Краснодарский край) сопровождался установлением конкурентных позиций субъекта РФ посредством сравнительных качественно-количественных оценках его позиций на межрегиональном и глобальном уровнях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Отсутствие в большинстве стратегий проектов в сфере межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности и прогнозных оценок развития межрегионального и внешнеторгового оборота, в существенной мере, отражает сложившуюся практику, которую отличает, во-первых, неразвитость долгосрочного экономического взаимодействия (производственная кооперация, совместное строительство и использование объектов инфраструктуры) хозяйствующих субъектов разных регионов, во-вторых, несоответствующий требованиям мировых рынков уровень конкурентоспособности продукции обрабатывающих производств в регионах.

5. В большинстве случаев разработчики оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, ограничивали прогнозом доходов и расходов региональных бюджетов. Между тем, очевидно, что ресурсы ныне, в отличие от ситуации 90-х — начала 2000 гг., по большей части частные, следовательно, решение поставленной задачи предполагает использование оценок инвестиционных ресурсов, содержащихся в инвестиционных стратегиях и планах развития бизнеса, в первую очередь, крупного. В ином случае полученная оценка отличается фрагментарностью, а зафиксированный в ней объем ресурсов в принципе не может обеспечить достижение стратегических целей.

Заключение

Выявленные посредством комплаенс-контроля «пробелы» в содержании региональных стратегий свидетельствуют о необходимости составления реестра эффективных практик решения основных задач разработки названных программных доку-

ментов, их изучения и использования в будущем при корректировке и актуализации ныне реализуемых стратегий.

ЛИТЕРАТУРА

1.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Кон-сультантПлюс II www.consultant.ru

2. О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года : постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920. — URL: http://docs.cntd.ru/document/444743929

3. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-03. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550300779

4. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года : постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441. — URL: http://docs.cntd.ru/document/450278243

5. О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 : закон Тамбовской области от 4.06.2018 № 246-3. — URL: http://tambov.gov.ru

6. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года : постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31.01.2019 № 1748. — URL: http://docs.cntd.ru/document/553133071

7. О стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года: в редакции Постановлений Правительства Камчатского края от 09.01.2018 № 1-П, от

24.10.2018 № 453-П, от 14.02.2019 № 69-П, от

25.07.2019 № 333-П. — URL: http //docs.cntd. ru/document/446224042

8.0 Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года : закон Краснодарского края от 21.12.2018 № 3930-K3. — URL: http://docs. cntd.ru/document/550301926

9.0 Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2035 года : постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 № 647-п. — URL: http II zakon.krstate.ru/ doc/52526

10. О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года : постановление Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60. — URL: https://altai-republic.ru/ economy_finances/strategy-of-social-economic/

11. О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года : постановление Правительства от 20.12.2018 № 624. — URL: http://docs.cntd.ru/document/550329714

12. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года : закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 г. 2077-3 № 45-VI. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550299670

LITERATURE

1. On strategic planning in the Russian Federation : Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 № 172-FZ. — Mode of access: ConsultantPlus II www.consultant.ru

2. On the strategy of socio-economic development of the Vologda region for the period up to 2030 : decree of the government of the Vologda region of 17.10.2016 No. 920. — URL: http://docs.cntd.ru/document/444743929

3. On the strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period up to 2035 : law of the Voronezh region of 20.12.2018 No. 168-OZ. — URL: http://docs. cntd.ru/document/550300779

4. On the strategy of socio-economic development of the Samara region for the period up to 2030 : decree of the government of the Samara region dated 12.07.2017 No. 441. — URL: http://docs.cntd.ru/document/450278243

5. On the strategy of socio-economic development of the Tambov region until 2035 : law of the Tambov region of 4.06.2018 No. 246-Z. — URL: http://tambov.gov.ru

6. On approval Of the strategy of socioeconomic development of the Chelyabinsk region for the period up to 2035 : resolution of the legislative Assembly of the Chelyabinsk region of 31.01.2019 No. 1748. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/553133071

7. On the strategy of socio-economic development of the Kamchatka territory until 2030: as Amended by the resolutions of the government of the Kamchatka territory from 09.01.2018 No. 1-P, from 24.10.2018 No. 453-P, from 14.02.2019 No. 69-P, from 25.07.2019 No. 333-P. — URL: http //docs.cntd.ru/ document/446224042

8. On the strategy of socio-economic development of the Krasnodar territory until 2030 : law of the Krasnodar territory of 21.12.2018 No. 3930-KZ. — URL: http://docs. cntd.ru/document/550301926

9. On the strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk territory for the period up to 2035 : decree of the government of the Krasnoyarsk territory dated 30.10.2018 No. 647-p. — URL: http // zakon.krstate.ru/ doc/52526

10. On the strategy of socio-economic development of the Republic of al-tai for the period up to 2035 : decree ofthe government of the Republic of al-tai dated 13.03.2018 No. 60. — URL: https://altai-republic. ru/economy_finances/strategy-of-social-economic/

11. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Bashkortostan for the period up to 2030 : Government resolution No. 624 of 20.12.2018. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/550329714

12. On the strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050 : law ofthe Republic of Sakha (Yakutia) of 19.12.2018 2077-Z No. 45-VI. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/550299670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.