сильнейших, что являлось первым этапом. На втором финальном этапе лучшие команды субъектов боролись за призовые места. В сезоне 2014/15 Бронзовая лига стала полноценной, так как эксперимент подтвердил необходимость создания лиги.
В результате анализа выступлений мужских и женских команд по футзалу на Всероссийских соревнованиях была выявлена закономерность. Чаще остальных результатов добивались команды, которые имеют более развитию спортивную инфраструктуру. Особенно сильно это проявляется в соревнованиях среди женщин.
Проведённое анкетирование среди действующих тренеров по мини-футболу и преподавателей вузов позволило установить, что во многом успешность выступлений в соревнованиях по футзалу зависит: от уровня развития спортивной инфраструктуры вуза; возможности проведения внутри ВУЗа регулярных соревнований по мини-футболу; наличия ресурсов для осуществления полноценного тренировочного процесса; количества студентов в учебном заведении.
Студенческий футзал в России продолжает стремительно развиваться. Так в сезоне 2018/19 в Серебряной лиге произошли серьезные изменения. В мужских и женских соревнованиях лига была разделена на Высший и Первый дивизионы, кроме этого, у мужчин появился ещё и Второй дивизион. Таким образом, удалось повысить количество команд, которые будут задействованы в финальном этапе. На сегодняшний день ещё остаются актуальные направления для дальнейшего развития, так, например, соревнования среди ссузов для популяризации вполне могут быть дополнены и женской дисциплиной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 10 (80). - С. 16-19.
2. Алиев, Э.Г. Перспективы реализации новых организационных управленческих возможностей в развитии мини-футбола (футзала) на современном этапе / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 15-18.
3. Макаров, Д.С. Анализ показателей соревновательной деятельности сборной России по мини-футболу на чемпионате Европы-2016 / Д.С. Макаров, В.А. Горбунов, М.А. Князев // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 857-860.
REFERENCES
1. Aliev, E.G., Andreyev, O.S. and Dyomin, A.A. (2011), "The Relationship of mass and professional mini-football (futsal)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 16-19.
2. Aliev, E.G. (2017), "Prospects of realization of new organizational management opportunities in development of mini-football (futsal) at present stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 15-18.
3. Makarov, D.S., Gorbunov, V.A. and Knyazev, M.A. (2016), "The analysis of competitive activity of the Russian national team on futsal for the European Championship of 2016", Young Scientist, No.6, pp. 857-860.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2019
УДК 796.06
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ
Александр Владимирович Сысоев, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Владимировна Седоченко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна
Савинкова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный
институт физической культуры
Аннотация
Вектор развития физической культуры и спорта на федеральном уровне является базой для стратегического планирования на региональных уровнях. Ряд ученых занимавшихся изучением данной проблемы выявили: недостаток современных технологий управления, низкий уровень методического обеспечения, отсутствие на уровне регионов отдельных федераций по видам спорта, обращается внимание на необходимость применения программно-целевого подхода для развития физической культуры и спорта высших достижений, определены пороговые значения индикативных показателей в целях оценки развития ФКиС в регионах РФ.
Целью данной статьи явился анализ следующих положений: «Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» и Программа «Развитие физической культуры и спорта» на период 2014-2020 годов с конкретными целями и ожидаемыми результатами, а также рассмотрены предложенные сценарии социально-экономического развития региона. В «Стратегии» обоснованы три сценария социально-экономического развития консервативный, базовый и целевой. Исходя из ожидаемых результатов целевой сценарий предпочтительнее для Воронежской области, но окончательно он будет выбран исходя из реальных макроэкономических параметров. Ожидаемые результаты к 2035 году: увеличение доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности на 6,3% (относительно 2016 года), среди учащихся и студентов на 5,3%, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья на 14,9%. Реализация программы «Развитие физической культуры и спорта» предполагает строительство ряда необходимых городу спортивных сооружений с целеполаганием популяризации занятий физической культурой и спортом среди населения и окончательной целеустановкой «.. .рост продолжительности жизни населения...».
Таким образом, реализация программы развития физической культуры и спорта скоординирована стратегией социально-экономического развития в Воронежской области, и результаты работы позволяют не только выполнить целеустановку совершенствования аспектов физической культуры и спорта, но и опосредованно увеличить продолжительность жизни населения.
Ключевые слова: развитие физической культуры и спорта, Воронежская область, сценарий социально-экономического развития региона.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.288-295
DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE VORONEZH
REGION
Alexander Vladimirovich Sysoev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svet-lana Vladimirovna Sedochenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Savinkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State
Institute of Physical Culture
Abstract
The vector of development of physical education and sports at the federal level is the basis for strategic planning at regional levels. A number of the scientists studying this problem revealed: a lack of modern management technologies, low level of methodological support, absence of the separate federations by type of sport at the regional level, attention is drawn to the need for a program-targeted approach for the development of physical culture and sports of the highest achievements, threshold values of the indicative indicators to assess the development of FCS in the regions of the Russian Federation have been defined.
The purpose of this article was to analyze the following provisions: "Strategy for the socio-economic development of the Voronezh region for the period until 2035" and the "Development of physical culture and sports" program for the period 2014-2020 with the specific goals and expected results, as well as the proposed scenarios of the socio-economic development of the region. The "Strategy" substantiates three scenarios of socio-economic development - conservative, basic and target. Based on the expected results, the target scenario is preferable for the Voronezh region, but it will be finally selected based on real macro-economic parameters. Expected results by 2035: an increase in the share of the population systematically engaged in physical education and sports in the total population by 6.3% (relative to 2016), among pupils and students by 5.3%, among persons with disabilities by 14.9%. The implementation of the program
"Development of physical culture and sports" involves the construction of a number of sports facilities necessary for the city with the goal of popularizing physical education and sports among the population and the final goal setting "... increasing the life expectancy of the population ...".
Thus, the implementation of the program for the development of physical culture and sports is coordinated by the strategy of socio-economic development in the Voronezh region, and the results of the work allow not only establishing the goal of improving the aspects of physical culture and sports, but also indirectly increasing the life expectancy of the population.
Keywords: development of physical culture and sports, Voronezh region, scenario of socio-economic development of the region.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование, как на региональном, так и на федеральном уровне в краткосрочной и долгосрочной перспективе нацелено на создание и обеспечение конкретных ценностей в каждой отрасли социально-экономической сферы с учетом потенциала и динамики развития регионов, а так же интересов и особенностей гражданского населения. Концепция развития физической культуры и спорта на федеральном уровне задает вектор, который требует конкретных решений на региональных уровнях.
Изучением данного направления занималось достаточно большое количество ученых [3-15]. Проанализирована динамика развития физической культуры и спорта, отмечены основные проблемы и предложена система мер по их решению с механизмом государственно-частного партнерства [14]. Выявлены сильные и слабые стороны при анализе внутренней и внешней среды изучаемой отрасли, с акцентом внимания на слабых сторонах, таких как: отсутствие современных технологий управления, недостаточная квалификация кадрового состава, низкий уровень методического обеспечения, даны рекомендации о модификации в нормативно-правовой базе, расширении финансирования, переходе на проектное управление и совершенствование подготовки кадров с повышением квалификации [7]. Уточнены сущность и содержание понятия государственного управления отраслью физической культуры и спорта с позиции системного подхода, выявлено направление развития и приоритетные направления государственного регулирования в изучаемой отрасли на региональном уровне [10]. Рассмотрена трехуровневая структура управления общественного сегмента управления физической культурой и спортом, но обращается внимание на отсутствие на уровне регионов отдельных федераций по видам спорта, которые заменены общественными организациями, обращается внимание на необходимость применения программно-целевого подхода для развития физической культуры и спорта высших достижений [15]. Изучались специфические проблемы развития физической культуры и спорта в городе Бор Нижегородской области [5], в городе Сызрань [3], В Свердловской области [8], Ростовской области [11], Восточной Сибири [13], в ХМАО-Югре [4, 14], в Красноярском крае [4]. Проанализирована Стратегия развития физической культуры и спорта (ФКиС) в Российской Федерации на период до 2020 года [12]. Определены пороговые значения индикативных показателей с использованием интервальных методов в целях совершенствования методики оценки развития ФКиС в регионах РФ [9]. Расчет ранговой корреляции Спирмена между показателями финансирования отрасли ФКиС в рамках Федеральной целевой программы 2006-2015 годов и динамикой прироста населения систематически занимающегося спотом показывает отсутствие значимого уровня, что обосновывает использование целевых инвестиций [6].Однако исследований посвященным Воронежу и Воронежской области нами обнаружено не было.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Цель данной статьи проанализировать программу и стратегию развития физической культуры и спорта в Воронежской области с конкретными целями и ожидаемыми результатами, а также рассмотреть предложенные сценарии социально-экономического развития региона.
Согласно статистическим данным РИА рейтинг (рейтинг регионов по качеству жизни) Воронежская область в 2016 году находилась на 4 месте в центральном федеральном округе (ЦФО) и на 7 в Российской Федерации, а по уровню развития на 4 в ЦФО и на 18 в РФ. Оценка социально-экономического положения поставила Воронежскую область на 3 место в ЦФО и на 17 в РФ. Однако в 2017 году отмечалась депопуляция населения с суммарным коэффициентом 1,365 (один из самых низких в России), который в 1,5 раза ниже уровня обеспечивающего только воспроизводство населения. Так же негативным фактором, тормозящим развитие региона, является низкий уровень внедрения инноваций в производственные системы; низкий уровень производительности труда, объяснимое износом основных фондов промышленных предприятий - наследия постсоветского периода. Так же отмечена низкая эффективность использования туристско-рекреационного потенциала. Поэтому генеральной целью в Стратегии развития Воронежской области в качестве генеральной цели выдвинута - «... формирование благоприятной среды для жизни и деятельности человека и развития предпринимательства.», в том числе «.рост ожидаемой продолжительности жизни населения и снижение преждевременной смертности.» посредством развития физической культуры и спорта в Воронежской области [2].
В «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» обоснованы три сценария социально-экономического развития консервативный, базовый и целевой [2]. Для консервативного сценария характерна неизменная структура экономики с незначительным увеличением доли машиностроительной и фармацевтической промышленности с использованием новых медицинских технологий. Базовый сценарий предполагает инновационную направленность экономики, индустриализацию и высокотехнологичное производство, реализацию транзитного потенциала области. Целевой сценарий направлен на обеспечение региону лидерских позиций в экономике России.
В законе Воронежской области представлены планируемые показатели по 45 направлениям развития с учетом вышеперечисленных сценариев.
Рисунок 1 наглядно показывает значительный прирост численности населения при внедрении целевого сценария, сохранение с незначительным увеличением при базовом сценарии и депопуляцию на 205,1 тыс. чел. при консервативном сценарии.
Рисунок 1. Динамика численности населения (тыс. чел.) Воронежской области согласно консервативному (1), базовому (2) и целевому (3) сценариям социально-экономического развития
Исходя из анализа показателей социально-экономического развития по всем трем сценариям, обращает на себя внимание увеличение в два и более раза при выборе целевого сценария: среднедушевого дохода населения, валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал, объема отгруженных товаров местного производства и экспорта промышленной продукции, производительности труда в промышленности, удельного веса инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, инновационной активности организаций.
Таким образом, целевой сценарий предпочтительнее для Воронежской области, но окончательно он будет выбран исходя из реальных макроэкономических параметров.
Так же необходимо обратить внимание на прогноз динамики численности детей от 5 до 18 лет, занимающихся программами дополнительного образования.
Рисунок 2. Динамика численности охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (%) Воронежской области согласно консервативному (1), базовому (2) и целевому (3) сценариям
социально-экономического развития
К 2020 году планируется увеличение на 2% согласно всем трем сценариям. К 2024 заметны различия в развитии данного направления по консервативному и базовому сценариям будет стабилизация и затем прирост по целевому сценарию скачек на 5% и стабилизация вплоть до 2035 года (рисунок 2).
В направлении развития физической культуры и спорта в качестве основной цели выдвигается «... рост продолжительности жизни населения ...» [2]. Задачами, поставленными для решения этой цели, явились: популяризация здорового образа жизни и регулярных занятий физической культурой, путем использования информационных технологий для повышения уровня осведомленности о разнообразии самостоятельных занятий; максимально широкое вовлечение населения в участие и выполнение норм комплекса ГТО. Ожидаемые результаты к 2035 году: увеличение доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом в общей численности на 6,3% (относительно 2016 года), среди учащихся и студентов на 5,3%, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья на 14,9%. Планируется развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры: устройство велодорожек, роллер парков, проведение воркаутов. Так же в целях усовершенствования индустрии отдыха, спорта и досуга предполагается расширение спортивной инфраструктуры в направлении массовой физической культуры и детско-юношеского спорта, а так же усовершенствование подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса для выступлений на национальном и мировом уровнях, равно как и поддержка и продвижение профессионального спорта. В качестве результатов вышеописанных действий к 2035 году ожидается: увеличение физкультурных и спортивных мероприятий, реализуемых в рамках календарного плана до 850 единиц, сообразно предполагается, что численность участников достигнет 180 тысяч человек. Кроме того, заданы цели на рост количества спортсменов, входящих в сборные команды Российской Федерации до 246 человек, имеющих высокие спортивные разряды и квалификации до 2170 человек. Для воплощения этих целей в жизнь предложено перейти на новую систему тренировочного процесса спортивного резерва на основе национальных стандартов, комплексности подготовки, борьбы с допингом, роста числа плоскостных спортивных сооружений, перевод на самоокупаемость профессионального спорта без ущерба эффективности их деятельности. Деятельность органов государственной власти Воронежской области при этом будет направлена на: рекламу здорового образа жизни, в том числе и через соцсети, обеспечение
доступной среды для массовости занятий физической культурой лицами с ограниченными возможностями здоровья и пожилыми людьми, а так же формирование инфраструктуры для детско-юношеского спорта и спорта для лиц с инвалидностью, оформление целевого заказа для вузов готовящих специалистов физической культуры и спорта, поддержка связей с лицами ответственными за развитие профессионального спорта, содействие развитию общественных негосударственных организаций и бизнеса в сфере массовой физической культуры и здорового образа жизни, контроль и мониторинг эффективности за расходом финансов направленных на реконструкцию существующих и строительство новых спортивных объектов.
Реализация программы Воронежской области «Развитие физической культуры и спорта» на период 2014-2020 годов предполагает строительство спортивных сооружений: спортивно-оздоровительный центр "Шилово"; региональный центр водных видов спорта им. Дмитрия Саутина; три крытых ледовых катка; физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом; футбольный манеж; дворец спорта боевых искусств; скалодром; велотрек; спортивный комплекс - центр по спортивной гимнастике; спортивный комплекс "Центр гребли на байдарках и каноэ"; два физкультурно-оздоровительных комплекса с универсальным игровым залом и бассейном; реконструкция здания спортивной школы олимпийского резерва с возведением пристройки реабилитаци-онно-бытового корпуса; всесезонный корпус с тренажерным залом и пищеблоком детского оздоровительного лагеря. Кроме того, запланировано развитие городской инфраструктуры с оснащением парковых и рекреационных территорий «шаговой доступности» спортивными объектами, уличными тренажерами, площадками ГТО для занятий горожан физической культурой и спортом [1]. В рамках программы запланировано и построено 9 универсальных спортивных площадок и 3 площадки для экстремальных видов спорта в парках «Южный», «Патриотов» и «Алые паруса». Так же в парках созданы комплексы универсальных спортивных площадок с возможностью проведения как летних, так и зимних видов спортивных игр (велосипедные и роллерные дорожки, лыжные трассы, футбольное поле и каток), скалодром, веревочные дорожки и скейт-зоны. Всего к 2020 году планируется увеличить в Воронеже общее количество спортсооружений с 279,92 ед. в 2015 году до 282 ед. к концу 2024 года, в том числе построить 19 многофункциональных площадок, 10 физкультурно-оздоровительных комплексов, 11 школьных стадионов, дополнительные спортзалы для 2-х спортивных школ, реконструировать спортивную базу и футбольное поле 4 спортивных школ. Все вышеуказанные меры должны способствовать увеличению доли населения города Воронежа, систематически занимающегося физической культурой, до 45% к 2020 году, что составляет чуть более 426 тыс. человек. В качестве результатов реализации этой программы планируется рост количества систематически занимающихся физической культурой и спортом, лиц с ограниченными возможностями здоровья, а так же учащихся и студентов, и граждан среднего и старшего возраста, в том числе увеличение до 30,5% доли трудящихся занимающихся физкультурой по месту работы. Так же эти меры направлены: на увеличение количества горожан, разных возрастных категорий, участвовавших и выполнивших нормы ГТО. Расширение спектра официальных физкультурных и спортивных мероприятий Воронежской области, позволит к 2024 году реализовать 805 мероприятий с привлечением большего количества участников.
ВЫВОДЫ
Таким образом, реализация программы развития физической культуры и спорта скоординирована стратегией социально-экономического развития в Воронежской области, и результаты работы позволяют не только выполнить целеустановку совершенствования аспектов физической культуры и спорта, но и опосредованно увеличить продолжительность жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями на 30 апреля 2019 года). Постановление правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. №1202. - URL : http://docs.cntd.ru/document/460271463 (дата обращения 03.10.2019).
2. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года от 17.12.2018 г. - URL : https://econom.govvrn.ru/its/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения 03.10.2019).
3. Беленов, В.Н. Специфика развития региональной физической культуры и спорта (на примере городского округа Сызрань в 2010-2016 гг.) / В.Н. Беленов, С.А. Серпер // Поволжский педагогический вестник. - 2016. - № 1 (10). - С. 80-84.
4. Близневский, А.Ю. Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта / А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №3 (121). - С. 13-19.
5. Дума, Н.Е. Разработка приоритетных направлений развития отрасли физической культуры и спорта в регионе (муниципальное образование) / Н.Е. Дума // Наука, образование и культура. - 2017. - №7 (22) - С. 63-73.
6. Перькова, Е. Ю. Инвестиционное обеспечение проведения спортивных мероприятий в регионах ЦФО / Е.Ю. Перькова // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - №2 (35). - URL : http://www.innov.ru/science/economy/investitsionnoe-obespechenie-proved/ (дата обращения 03.10.2019).
7. Полятыкина, Н.Д. Развитие отрасли физической культуры и спорта в регионе / Н. Д. По-лятыкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2019. - №3. - С. 51-52.
8. Рапопорт, Л.А. Значение мегаспортивных мероприятий для развития физической культуры и спорта на территориях / Л.А. Рапопрт, А.Е. Терентьев, Е.В. Харитонова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 19-21.
9. Савенкова, Е.А. Методики оценки физической культуры и спорта в регионах России с использованием пороговых значений индикативных показателей / Е.А. Савенкова, Г.И. Попов // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2017. - № 9. - С. 64.
10. Сергеев, Е.А. Совершенствование государственного управления развитием физической культуры и спорта в регионе / Е.А. Сергеев // Наука Красноярья. - 2019. - №2-3. - Т. 8. - С. 86-91.
11. Развитие физкультурно-спортивной деятельности в Ростовской области / Т. А. Степанова, Р.М. Ольховский, Е.А. Ващенко, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 8. - С. 98-99.
12. Тибин, С.В. Разработка приоритетных направлений развития отрасли физической культуры и спорта в регионе (муниципальное образование) / С. В. Тибин // Научный журнал. - 2017. - № 7 (20) - С. 96-103
13. Тит, А.И. Сравнительные показатели развития физической культуры и спорта в Восточной Сибири / А.И. Тит, М.М. Колокольцев // Молодежный вестник ИрГТУ - 2017. - № 1. - С. 25.
14. Шедько, Ю.Н. Устойчивое развитие социо-эколого-экономической системы «Регион» (подсистема: физическая культура и массовый спорт) / Ю.Н. Шедько // Вуз XXI век. -2015. - № 1 (47). - С. 188-201.
15. Щедрина, К.Р. Государственное управление сферой развития физической культуры и спорта в регионе / К.Р. Щедрина // Материалы научной конф. Ломоносов - 2019 / под ред О. А. Шпырко, В.В. Хапаева, С.И. Рубцовой. - Севастополь, 2019. - С. 59-60.
REFERENCES
1. On approval of the state program of the Voronezh region "Development ofphysical culture and sports " (as amended on April 30, 2019). Decree of the Government of the Voronezh Region dated December 31, 2013 No. 1202, available at: http://docs.cntd.ru/document/460271463 (accessed 03.10.2019).
2. The strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period until 2035 from. December 17, 2018, available at: https://econom.govvrn.ru/its/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya (accessed 03.10.2019).
3. Belenov V.N. and Serper S.A. (2016), "The specifics of the development of regional physical education and sports (on the example of the Syzran urban district in 2010-2016)", Volga Pedagogical Bulletin,, No. 1 (10), рр. 80-84.
4. Bliznevsky A.Yu. and Filippov S.S. (2015), "Information-analytical approach to improving the development management of the regional system of physical education and sports", Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (121), рр. 13-19.
5. Duma, N.E. (2017), "Development of priority areas for the development of the physical culture and sports industry in the region (municipality)", Science, education and culture, No. 7 (22), рр. 63-73.
6. Perkova E.Yu. (2018), "Investment support for sporting events in the regions of the Central Federal District", Innov: electronic scientific journal, No. 2 (35), available at: http://www.innov.ru/sci-ence/economy/investitsionnoe-obespechenie-proved/ (accessed 03.10.2019).
7. Polyatykina, N.D. (2019), "The development of the industry of physical education and sports in the region", Physical education: upbringing, education, training, No. 3, рр. 51-52.
8. Rapoport, L.A., Terentiev, A.E. and Kharitonova, E.V. (2018), "The value of mega-sports events for the development of physical culture and sports in the territories', Theory and practice ofphysical culture, No. 1, рр. 19-21.
9. Savenkova, E.A. and Popov, G.I. (2017), "Methods for assessing physical education and sports in the regions of Russia using threshold values of indicative indicators", Theory and practice of physical culture and sports, No. 9, рр.64.
10. Sergeev, E.A. (2019), "Improving state management of the development of physical education and sports in the region", Science of Krasnoyarsk, No. 2-3, Vol. 8, рр. 86-91.
11. Stepanova, T.A., Olkhovsky, R.M., Vashchenko, E.A. and Ryzhkin, N.V. (2018), "The development of sports activities in the Rostov region", Theory and practice of physical education, No, рр. 98-99.
12. Tibin, S.V. (2017), "Development of priority areas for the development of the physical culture and sports industry in the region (municipality)", Scientific journal, No. 7 (20), рр. 96-103
13. Tit, A.I. and Kolokoltsev, M.M. (2017), "Comparative indicators of the development of physical culture and sports in Eastern Siberia", Youth Herald of IrNRTU, No. 1, рр. 25.
14. Shedko, Yu.N. (2015), "Sustainable development of the socio-ecological-economic system "Region" (subsystem: physical culture and mass sport)", University XXI century, No. 1 (47), рр. 188-201.
15. Shchedrina K.R. (2019), "State management of the development of physical culture and sports in the region", Materials of scientific conference Lomonosov - 2019, Sevastopol, рр. 59-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2019
УДК 378.016
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наталия Анатольевна Тартышева, кандидат экономических наук, проректор, Наталья Владимировна Соловьева, заместитель проректора, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
Аннотация
Глобализационные и инновационные процессы, протекающие в экономике, актуализируют готовность выпускников к непрерывному, образованию, самостоятельному обучению, развитию и применению креативного подхода в дальнейшей профессиональной деятельности, к проявлению творчества, умению критично анализировать предметы, явления и процессы, выполняя при этом многозадачные задания, демонстрированию навыков командной работы, сотрудничества и уважения, проявлению патриотических качеств и мировоззрения. Перечисленные факторы детерминируют формирование универсальных, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами не только в результате организации учебного процесса в вузе, но и в процессе организации и осуществления воспитательной работы. Исследуя необходимость сопоставления компетенций федеральных стандартов и трудовых функций, авторами статьи научное предложение было реализовано при организации воспитательной работы в вузе в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 38.03.01. Экономика. Учитывая, что в условиях трансформации социума и четвертой