Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика нормативного закрепления основных прав и обязанностей в Своде основных государственных законов российской Империи 1906 г. И конституции РФ 1993 г'

Сравнительная характеристика нормативного закрепления основных прав и обязанностей в Своде основных государственных законов российской Империи 1906 г. И конституции РФ 1993 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7256
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ / ИМПЕРАТОР / ПАРЛАМЕНТ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / THE CONSTITUTION / CONSTITUTIONALISM / CONSTITUTIONAL MONARCHY / THE EMPEROR / PARLIAMENT / THE RIGHTS AND DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чувилкин К. В.

Исследуется принятие первых конституционных актов, ознаменовавших зарождение конституционализма в Российской Империи. Сравнительный анализ основных прав, закрепленных в Своде основных государственных законов Российской Империи 1906 г. и Конституции России 1993 г., выявляет их преемственность и разрушает привычные представления о бесправном положении российских подданных в начале прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF STANDARD FASTENING OF FUNDAMENTAL LAWS AND DUTIES IN THE ARCH OF THE BASIC STATE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE 1906 AND CONSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION 19931Moscow University Russian Interior Ministry

Acceptance of the first constitutional certificates which have marked origin of constitutionalism in the Russian empire is investigated. The comparative analysis of the fundamental laws fixed in the Arch of the basic state laws of the Russian empire 1906 and the Constitution of Russia 1993, reveals their continuity and destroys habitual representations about position of the Russian citizens deprived of civil rights in the beginning of the last century.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика нормативного закрепления основных прав и обязанностей в Своде основных государственных законов российской Империи 1906 г. И конституции РФ 1993 г»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ В СВОДЕ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 г. И КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 г.

К.В. ЧУВИЛКИН,

адъюнкт заочной формы обучения кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А. С. Прудников

Рецензент: доктор юридических наук И.В. Гончаров

Аннотация. Исследуется принятие первых конституционных актов, ознаменовавших зарождение конституционализма в Российской Империи. Сравнительный анализ основных прав, закрепленных в Своде основных государственных законов Российской Империи 1906 г. и Конституции России 1993 г., выявляет их преемственность и разрушает привычные представления о бесправном положении российских подданных в начале прошлого века.

Ключевые слова: конституция, конституционализм, конституционная монархия, император, парламент, права и обязанности.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF STANDARD FASTENING OF FUNDAMENTAL LAWS AND DUTIES

IN THE ARCH OF THE BASIC STATE LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE 1906 AND CONSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION 1993

K.V. CHUVILKIN,

associate distance learning department of constitutional and municipal law

at Moscow University Russian Interior Ministry

Annotation. Acceptance of the first constitutional certificates which have marked origin of constitutionalism in the Russian empire is investigated. The comparative analysis of the fundamental laws fixed in the Arch of the basic state laws of the Russian empire 1906 and the Constitution of Russia 1993, reveals their continuity and destroys habitual representations about position of the Russian citizens deprived of civil rights in the beginning of the last century.

Keywords: the constitution, constitutionalism, constitutional monarchy, the emperor, parliament, the rights and duties.

Идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражены в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах1. Со второй половины XIX в., с начала царствования Александра II на-

чинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил мед-

1 Лесин А.В. Этапы и закономерности развития конституционного законодательства СССР, РСФСР и союзных республик в советский период // Право и политика. 2009. N° 2. С. 381.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

ленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями.

Предшественник Николая II на российском престоле, император Александр III стабилизировал экономику и отсрочил революцию. В то же время консервативная политика Александра III способствовала тому, что не только революционно-демократическая, но и либеральная интеллигенция вступила на путь нелегальной оппозиционной деятельности, что в итоге привело к грядущим социальным катаклизмам.

Социально-экономические, внутри- и внешнеполитические трудности, выпавшие на долю российской монархии во второй половине XIX и начале XX в. стали в особых условиях в Российской Империи неразрешимой проблемой для императора Николая II. Российская «передовая» общественность прежде всего в лице крупной буржуазии и интеллигенции требовала от самодержавия конституционного ограничения монархии, предоставления прав и свобод по европейским образцам. Получив представительный орган в виде Государственной Думы, свободу совести, собраний и союзов и ряд других свобод, эта же буржуазия и интеллигенция принялась незамедлительно их использовать для еще большей критики царского режима, как легальное средство борьбы с «реакционным» монархическим режимом. В подобных условиях каждый шаг императора Николая II по пути реформ означал еще один шаг к крушению собственной монархии. Российская Империя пришла к трагическому финалу через 11 лет после образования первой Государственной Думы.

Охранительно-консервативный, контрреформаторский режим, созданный Александром III, продолжал функционировать и в первые годы правления Николая II. Первый период царствования вплоть до Первой русской революции 1905—1907 гг. был относительно спокойным. Сохранялась строгая административно-иерархическая вертикаль власти во главе с императором и лично подчиненными ему министрами.

Нарастание недовольства крестьянства в связи с сохранением помещичьего землевладения в первозданном виде, обострение рабочего вопроса, еврейские погромы, поражение в Русско-Японской войне — все это вместе с нежеланием самого

Николая II к решительным переменам привело Россию к революции.

Первые значимые шаги по пути учреждения конституционализма Россия сделала именно в начале XX в., когда в Российском государстве возникли основы конституционного строя и были приняты первые законодательные акты, носившие конституционный характер. Социальные потрясения, вылившиеся в революцию 1905 г., привели к необходимости принятия ряда основополагающих документов, на базе которых Россия пошла по пути перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии, создания парламентских учреждений, политических партий разной направленности, проведения выборов, провозглашения многих основных прав и свобод граждан2.

Первым законодательным актом, имевшим конституционное значение, стали императорский Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу3.

17 октября 1905 г. Николаем II был принят Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»4, провозгласивший введение гражданских свобод («Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»). Монарх тем самым принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был ограниченный, но все же первый в России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу Первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом5.

Б.А. Кистяковский, оценивая значение Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» среди других европейских и американских законодательных актов, считал возможным сопоставление его с Декларацией независимости США 1776 г., Декларацией прав человека и граж-

2 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 39.

3 Российское законодательство X—XX веков: Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / под ред. О.И.Чистякова. М.: Юрид. лит., 1994. С. 17.

4 Собрание узаконений Российской Империи (СУ). 1905. Отд. 1. Ст. 1658.

5 Ленин В.И. П.с.с. Т. 12. С. 37.

- -я.¿¿¿Ь'-

Актуальные проблемы конституционного права

данина во Франции 1789 г. и др. При рассмотрении Основных государственных законов Российской Империи (1906 г.) Кистяковский не соглашался с распространенной в политико-правовой мысли оценкой отождествлять конституцию только с ними. По его мнению, Конституция России включала в себя не только Основные государственные законы, но и Закон об учреждении Государственной Думы и Государственного Совета и Положение о выборах в Государственную Думу6.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил создание бессословного законодательного органа — Государственной Думы, — ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными законами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих правовых актов этот акт положил начало конституционному развитию страны7. Манифест, отличавшийся неопределенностью формулировок, установил власть монарха как самодержавную, но без указания «неограниченная». Последнее заставило ученых-государствоведов, сосредоточивших внимание на проблемах народного представительства и его соотношении с верховной самодержавной властью, искать объяснения этой формулы.

Н.М. Коркунов еще до издания Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» высказывался о том, что власти неограниченного монарха не может быть противопоставлена никакая другая ограничивающая ее власть8. Создание Государственной Думы такие видные ученые, как Ф.Ф. Кокошкин, Н.И. Лазаревский, В.М. Гессен, справедливо расценили как ограничение власти царя, полагая, что новый конституционный строй в России складывается на основе принципов западных конституционных монархий9. М.М. Ковалевский, обосновывая преимущества конституционной монархии по сравнению с республиканской формой правления, отмечал, что дело не в порядке замещения поста главы государства, а в существовании ответственного перед парламентом правительства10. Однако еще в начале XX в. Б.Н. Чичерин предупреждал, что в России нет условий для парламентаризма: «Парламентское правление требует опытности, образования, сложившихся партий. Всего этого у нас нет»11.

Когда Николай II подписывал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» во

имя умиротворения страны, он не сомневался, что у власти достаточно сил для подавления «крамолы». Чтобы там ни говорили и ни писали политически пристрастные современники, возможности силового решения осенью 1905 г. существовали. Николай II не прибег к этому средству по причинам, о которых поведал в одном из писем матери. Говоря о возможности применения жестких мер, он заметил, что «это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы неминуемо к теперешнему положению, то есть авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый, и реформы не могли бы осуществляться». Николай II уже и сам не сомневался, что реформы нужны, что их непременно надлежит проводить. Речь шла лишь о том, как это сделать и кто это должен сделать.

В октябре 1905 г. актом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений» была осуществлена реорганизация Совета министров, превращенного в постоянно действующий орган. С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного Совета. Указом «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» от 11 декабря 1905 г. был значительно расширен круг избирателей.

В апреле 1906 г. были приняты Основные государственные законы, определившие 2-палатную парламентскую систему, однако устанавливающие, что вместе с Думой и Государственным Советом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы.

Совет министров назначался монархом и был ответствен только перед ним. Император сохранил полный контроль над формированием политики правительства, особенно в области политики и военных дел.

6 Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.,1998. С. 516.

7 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник; 7-е изд. Изм. и доп. М.: Норма—ИНФРА-М, 2009 С. 36.

8 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1908. Т. 1. С. 131.

9 Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право. М., 1908. Вып. 2; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910 Т. 1; Гессен В.М. Основы конституционного права. Птг, 1917.

10 Ковалевский М.М. Конституционное право. СПб., 1909. С. 29.

11 Алексеев А. С. Конспект лекций по русскому государственному праву. 1891—1892 уч. год. М., 1892. С. 4—5.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Для избрания Государственной Думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной Думе, которая должна была избираться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и императором, но с одобрения обоих палат парламента. Депутаты не несли ответственности перед избирателями.

В литературе иногда указывается, что с принятием актов Россия стала по форме правления конституционной монархией. Однако это не совсем точно: Россия постепенно становилась не абсолютной, а по меньшей мере частично ограниченной в отдельных элементах дуалистической (думской) монархией12. Власть оставалась самодержавной, и император имел право распускать Думу и объявлять новые выборы или перерыв в ее работе и издавать в это время нужные законы без согласования с Думой. Вести речь о конституционном характере российской монархии было рано, можно говорить о достаточно устойчивой тенденции к конституционализму, наметившейся в российской политической жизни. В то же время появление Государственной Думы было заметным и серьезным шагом в деле превращения России, в перспективе, в конституционную монархию.

Существует точка зрения, согласно которой законодательство Российской Империи не следует рассматривать в качестве конституционного13. Однако следует считать, что если принятые императором акты если еще не представляли собой конституции в общепринятом смысле, то имели конституционное значение, поскольку закрепляли такие конституционные основы, как общий строй государства, систему государственной власти, сво-

боду политической деятельности и общественных объединений, общие основы положения всех граждан (а не отдельных сословий), в том числе их личной и политической свободы. О конституционном характере Основных государственных законов свидетельствует и то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императора.

В историографии и государственном праве советского периода существовала официальная позиция о бесправном положении российских подданных. Но так ли это было на самом деле? Сравнительный анализ (табл.) развенчивает миф о бесправном положении российских подданных, деспотическом монархе и об «отсталости» Российской Империи. Права, закрепленные в Своде основных законов, прямо и преемственно перекликаются с аналогичными правами, закрепленными в Конституции РФ 1993 г., подчас они одинаково сформулированы. Все это позволяет сделать вывод о преемственном восстановлении конституционного статуса личности в российской государственности. Можно утверждать о том, что немногие граждане европейских государств в начале XX в. имели подобные права, как российские подданные. Закрепление подобного объема субъективных прав личности опережало конституционное закрепление прав граждан в европейских государствах и США. Последнее появилось в общепризнанном нормативно сформулированном виде почти на полвека позже — в Декларации прав и свобод человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217А (111) Генеральной ассамблеи ООН от 10 ноября 1948 г.

12 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права; 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2000. С. 17.

13 Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России: автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 10.

Таблица

Конституционный статус личности

СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 г. КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 г.

Основные обязанности

Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона (п. 70) Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 59)

- -я.¿¿¿Ь'-

Актуальные проблемы конституционного права

Конституционный статус личности

Таблица (продолжение)

СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 г. КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 г.

Основные обязанности

Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона (п. 71) Каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57)

Основные права

Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе как в порядке, законом определенном (п. 72) Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54)

Никто не может быть задержан под стражею иначе как в случаях, законом определенных (п. 73) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (ч. 1 и 2 ст. 22)

Никто не может быть судим и наказан иначе как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных (п. 74) Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 1 и 2 ст. 54)

Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище без согласия его хозяина обыска или выемки допускаются не иначе как в случаях и порядке, законом определенных (п. 74) Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25)

Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами (п. 76) Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27)

Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе как за справедливое и приличное вознаграждение (ст. 77) Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1—3 ст. 35)

Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний (ст. 78) Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31)

Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами (ст. 79) Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 1, 3— 5 ст. 29)

Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом (ст. 80) Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30)

-ii.^'fe-

Актуальные проблемы конституционного права

Конституционный статус личности

Таблица (окончание)

СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1906 г. КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 г.

Основные права

Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользований этой свободою определяются законом (ст. 81) Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28)

Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом (ст. 82) Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России (ст.62)

Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами (ст. 83) В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46—54 Конституции РФ (ч. 1 и 3 ст. 56)

ПРОБЛЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А.И. ШЕСТОПАЛОВ,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В. И. Червонюк

Аннотация. Анализируются незаконные действия органов государственной власти в сфере бизнеса (административные барьеры). Приведена классификация основных форм неправомерных действий (решений), которые широко распространены в бизнес-сектора экономики.

Ключевые слова: административные барьеры (незаконные действия органов государственной власти в сфере бизнеса), виды (формы) на незаконные действия местных властей в сфере бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.