Научная статья на тему '«Основные законы Российской империи», от 23 апреля 1906 года - как этап становления российского конституционализма'

«Основные законы Российской империи», от 23 апреля 1906 года - как этап становления российского конституционализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10035
940
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МАНИФЕСТ / КОНСТИТУЦИЯ / THE STATE COUNCIL / THE STATE DUMA / СONSTITUENT ASSEMBLY / PROVISIONAL GOVERNMENT / MANIFESTO / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слученкова Юлия Сергеевна

В данной статье рассмотрены Основные законы Российской Империи, которые были приняты 23 апреля 1906г. Которые подвели своеобразный итог проведенных преобразований верховной власти. Целью научной статьи является изучение политико-правовой основы Основных законов Российской Империи, которые закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BASIC LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE», 23 APRIL 1906, AS A STAGE OF RUSSIAN CONSTITUTIONALISM

This article deals with the basic laws of the Russian Empire, which were enacted on 23 April 1906. They summed up the undertaken supreme power transformations. The purpose of the scientific article is to study the political and legal framework of Basic Laws of the Russian Empire, which fixed the state system of the Russian Empire, the state language, the supreme authority essence, the legislation order, principles of organization and activities of central government agencies, rights and duties of Russian citizens.

Текст научной работы на тему ««Основные законы Российской империи», от 23 апреля 1906 года - как этап становления российского конституционализма»

ционности пункта 4 статьи 7 Закона Корякского автономного округа «О порядке согласования Думой Корякского автономного округа отдельных должностных лиц Администрации Корякского автономного округа для назначения на должность и принятия решения о недоверии им: Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. № 250-0 // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 3.

5. По запросу губернатора Нижегородской области о проверке конституционности Законов Нижегородской области «О внесении изменений в статью 28 Устава Нижегородской области» и «О внесении изменений в статью 8 Закона Нижегородской области «О Правительстве Нижегородской области»: Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. № 386-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 2.

Слученкова Ю. С.

«основные законы российской империи»,

от 23 апреля 1906 года - как этап становления российского конституционализма

Основные государственные законы Российской империи - это свод законоположений об общих началах государственного строя России. Они впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста (о введении в действие «Свода законов Российской империи») провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров и Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.

Основные законы закрепляли Государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

В свод основных государственных законов России входит:

Раздел 1 - Глава 1 «О существе Верховной Самодержавной Власти»; Глава 2 «О порядке наследия Престола»; Глава 3 «О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке»; Глава 4«О вступлении на Престол и присяге подданства»; Глава 5«О Священном короновании и миропомазании»; Глава 6«О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе»; Глава 7 «О вере»; Глава 8 «О правах и обязанностях российских подданных»; Глава 9 «О законах»; Глава 10 «О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий»; Глава 11 «О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющи-

хотдельными частями».

Раздел 2 «Учреждение о Императорской Фамилии» включает в себя: Глава

1 «О степенях родства в Доме Императорском»; Глава 2 «О рождении и кончине Членов Императорского Дома и о родословной оному книге»; Глава 3 «О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах»; Глава 4 «О содержании Членов Императорского Дома»; Глава 5 «О гражданских правах Членов Императорского Дома», 1. О браке, 2. О малолетстве и совершеннолетии, 3.О разных родах имуществ, о приобретении и передаче оных, 4. О наследстве, 5. О судебном ведомстве; Глава 6 «Об обязанностях Членов Императорского Дома к Императору»1.

Законодательный акт подытожил реформу государственного строя России 1905-1906 и стал Конституцией Российской Империи на последнем этапе ее суще-ствования.Акт был издан взамен Основных законов в 1832 году для закрепления результатов преобразований, прежде всего, для исключения попыток Государственной думы разработать новую Конституцию или иным способом расширить свои права. Их проект был составлен в начале 1906 года в государственной канцелярии под руководством государственного секретаря П.А. Харитонова. Проект составлялся с участием профессоров права В.В. Ивановского и Н.Д.Сергеевича на основе западных конституций и проектов российских либералов. Он был одобрен совещанием статс-секретарей Государственного совета под председательством государственного секретаря Ю.А. Икскуля фон Гильденбандта2.

Основные законы Российской Империи 1906 года были единственным правовым документом (не считая Манифеста 17 октября 1905 г.) в начале XX века, претендующим называться Конституцией. Однако существуют и иные точки зрения. Так, например, Б.А. Кистяковский считал, что Конституцию России составляют четыре законодательных акта: Основные государственные законы, Учреждение Государственного Совета, Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах3.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался

1 Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных Законов. С.-Петербург. 1906. // Продолжение Свода Законов Российской Империи. С.-Петербург 1912. Часть I.

2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХУ! 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 // Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.

3 Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999. С. 522-524.

«державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

В ходе Февральской революции 1917г. была свергнута монархия. Император Николай II специальным актом передал власть брату Михаилу, который отрекся от престола, предоставив решение вопроса о форме правления будущему Учредительному собранию.

Депутатами Государственной Думы было сформировано Временное Правительство, которое 1 сентября 1917г. провозгласило Россию республикой. Временное правительство приняло ряд прогрессивных законов (о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения мер чрезвычайного характера (аресты без суда и др.) При содействии общественности оно готовило конституционную реформу, которую было призвано осуществить Учредительное собрание. Главой государства и правительства должен был стать временный президент, наделенный достаточно широкими полномочиями. От его имени в Учредительное собрание должны были вноситься проекты законов. Учредительное собрание тем самым бы превращалось в законодательный орган. Но этой реформе не суждено было осуществиться.

В Декларации Временного правительства, о его составе и задачах (3 марта 1917 года), указано, что в своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек,с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного к тайного голосовании.

7.«Неразоружение» и «невывод» из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничении в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам.

Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо

промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий4.

Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов. Ленин В.И. объявил, что парламентская республика явилась бы «шагом назад»5.

Через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание, и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. А в начале 1918г. уже не осталось никаких надежд на демократическое Государственное устройство. После Октябрьской социалистической революции короткий период Российского республиканизма сменился достаточно длительным периодом большевистского тоталитаризма.

В развитие положений Манифеста 17 октября 1905 г. и п. 36 Основных законов 4 марта 1906 г. Николаем II были утверждены Временные правила об обществах и союзах6.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировалось право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом»7.

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору - обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

В общем, основные законы пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их.

Основные законы вызывали крайнее недовольство левых, в том числе либералов. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы. Съезд признал издание Основных законов «открытым и резким нарушением прав народа».

4 Вестник Временного правительства от 5 марта 1917 г.

5 Ленин В.И., О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, Полн. собр. соч., 5изд., т. 20// Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императорапо пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26).

6 Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. III. Т. XXVI. № 274729.

7 Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА - М, 2011. 375 с.

литература

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. // Курс лекций. Новосибирск. 2000.

2. Братановский С.Н. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА- М., 2011. 375 с.

3. Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. 456 с.

4. Вестник Временного правительства от 5 (18) марта 1917 г.

5. Владимирова Г.Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. // Автореферат дис. к.ю.н. Омск, 2010.

6. Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистя-ковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. СПб., 1999. С. 522-524.

7.Ленин В.И. О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве. Полн. собр. соч., 5изд., т. 20;// Протоколы секретного совещания в апреле 1906 г. под председательством бывшего императора по пересмотру основных законов, «Былое», 1917, №4 (26).

8. Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). СПб., 1906.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XXVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.

10. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов // Былое. 1917. № 4. С. 183-245.// Из архива Витте С.Ю. Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143.

11. Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть I. Свод Основных Государственных Законов. С.-Петербург. 1906. // Продолжение Свода Законов Российской Империи. С.-Петербург 1912. Часть I.

12.То же [Электронный ресурс].URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ apr1906.htm.

13. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. // Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. // Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999.

14. Яцкова А.П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. Первая российская конституция. Автореф. дис. к.ю.н. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.