'В
£-Ь
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Шульженко Ю. Л.
Предтеча Конституции РСФСР 1918 г.
67
ПРЕДТЕЧА
КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918 г.
Аннотация. В статье рассматриваются конституционные проекты как направление внешнеполитической деятельности России начиная с XIX в. — проект конституции Ионических островов, подготовленный в 1804 г., Конституция Финляндии 1809 г., Конституция Польши 1815 г. В последней Конституции действовала одна из самых либеральных на то время избирательных систем. Принятие Основных государственных законов Российской империи в 1906 г. являлось констатацией практического конституционализма в нашей стране. В решении важнейших вопросов государственной жизни главная роль принадлежала императору. Впервые четко законодательно закреплена унитарная форма государственного устройства. В качестве гаранта государственного единства назван общегосударственный язык — русский. Особое значение для практического конституционализма имело создание в России двухпалатного парламента и народного представительства в лице второй палаты — Государственной думы. Статус человека, гражданина закреплен вслед за положениями о сущности верховной самодержавной власти. Такой же подход был воспринят в нашей стране в дальнейшем — так было сделано в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г. В Основных государственных законах 1906 г. закреплены положения, касающиеся всех составных частей статуса российского подданного. Принятие Основных государственных законов 1906 г. стало отправной точкой установления в России практического конституционализма.
Ключевые слова: конституционные проекты, проект конституции Ионических островов, Конституция Финляндии 1809 г., Конституция Польши 1815 г., Основные государственные законы Российской империи 1906 г., император, унитарная форма государственного устройства, практический конституционализм, Государственная дума, Конституция СССР 1977 г., Конституция РФ 1993 г.
Юрий Леонидович ШУЛЬЖЕНКО,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, заслуженный юрист РФ, заведующий сектором конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН [email protected] 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 10
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.48.8.067-073
© Ю. Л. Шульженко, 2018
68
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Yu. L. SHULZHENKO, Doctor of Law, Professor, Chief Researcher, Honored Lawyer of the Russian Federation head of the constitutional law sector and constitutional justice Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. [email protected] 119019, Russia, Moscow, ul. Znamenka, 10 THE PREDICTION OF THE CONSTITUTION OF THE RSFSR 1918 Abstract. The article considers constitutional projects as a direction of Russia's foreign policy activity since the 19th century. — the draft constitution of the Ionian Islands, prepared in 1804, the Constitution of Finland in 1809, the Constitution of Poland in 1815. In the last constitution, one of the most liberal at that time, electoral systems operated. The adoption of the Basic State Laws of the Russian Empire in 1906 was a statement of practical constitutionalism in our country. In the solution of the most important questions of state life, the main role belonged to the emperor. For the first time the unitary form of the state structure is clearly legally fixed. As a guarantor of state unity, the national language is called Russian. Of particular importance for practical constitutionalism was the creation in Russia of a bicameral parliament, and the people's representation in the person of the second chamber — the State Duma. The status of a person, a citizen, is enshrined following the provisions on the essence of the supreme autocratic power. The same approach was adopted in our country in the future — this was done in the Constitution of the USSR in 1977 and the Constitution of the Russian Federation of 1993. The Basic State Laws of 1906 stipulate provisions relating to all the components of the status of the Russian citizen. The adoption of the Basic State Laws of 1906 was the starting point for the establishment of practical constitutionalism in Russia. Keywords: constitutional projects, the draft constitution of the Ionian Islands, the Constitution of Finland 1809, the Constitution of Poland 1815, the Basic State Laws of the Russian Empire of 1906, the emperor, the unitary form of state structure, practical constitutionalism, the State Duma, the Constitution of the USSR 1977.
1. Господствующим в годы советской власти в отечественной науке был подход, состоящий в том, что исключительно социализм мог дать трудовому народу реальный Основной закон. И именно в качестве такового провозглашалась Конституция РСФСР 1918 г. Вместе с тем действительность свидетельствует о том, что еще в начале XIX в. в России разрабатывался ряд конституционных проектов. Особенность здесь состоит в том, что они относились не к нашей стране, а предназначались для других государств. Их можно трактовать как одно из направлений внешнеполитической деятельности России того времени. Первопроходцем здесь стал Александр I. Являясь абсолютным монархом, он в то же время по отношению
'В
£-Ь
ЕСТНИК Шульженко Ю. Л.
УНИВЕРСИТЕТА Предтеча Конституции РСФСР 1918 г.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
к Греции, Ионическим островам выступал как либерал. Это нашло свое выражение в одобрении императором проекта конституции Ионических островов, подготовленного в 1804 г. бароном Г. А. Розенкампфом1. Следующим стал проект первой Конституции Болгарии 1879 г. (Тырновская Конституция)2. В разработке его активное участие приняли российские государственные общественные деятели С. И. Лукьянов, А. М. Дундуков-Корсаков, М. Яновский, известный ученый-юрист А. Д. Гра-довский. Обратим внимание на ряд важных положений данного акта. Болгарское царство характеризуется как наследственная конституционная монархия. При этом имело место народное представительство в лице Народного Собрания. Обратим внимание на то, что законодательная власть реально была сосредоточена в руках царя и Народного Собрания. Исполнительная же власть представлялась царем.
2. Первой реальной конституцией в России можно считать Конституцию Польши 1815 г., дарованную Александром I и действовавшую до 1830 г.3 Обратим внимание на то, что установленное избирательное право в реальности фактически было, пожалуй, одним из наиболее либеральных в мире, в Европе. Оно предусматривало умеренный ценз, а также прямые выборы. Весьма демократичными были и установленные права и свободы подданных, их определенные гарантии. Предусматривалась и система государственных органов. В отсутствие царя власть осуществлял наместник. Пять министров, государственных советников составляли Государственный совет Польши, который возглавлялся наместником. Последний и Государственный совет были и правительством Польши. Сейм — народное представительство, участвующее в осуществлении законодательной власти. Право безусловного вето было у царя, что, в частности, является свидетельством ограничения роли Сейма в данной области.
3. Несколько слов о Конституции Финляндии 1809 г., под которой фактически имелись в виду ряд манифестов. При этом сам термин «конституция» еще в царское время был спорен, хотя употреблялся Александром I. Это результат того,
что долгие годы в Финляндии сохранялись Конституция, ряд законов Швеции. к
Уместна здесь позиция Н. И. Лазаревского, отмечавшего, что желание государя И
Т
□ Р
сохранить в Финляндии действующую там конституцию получило в актах 1809 г. столь незаконное выражение, что вряд ли может пониматься как непосредственно воплощенное в нормы права4. Проведенный краткий анализ свидетельству- И ет о том, что конституционные проекты, касающиеся иных стран, Конституция
Польши 1815 г. устанавливали отсутствующие в России институты, такие как:
□
разработка, принятие конституции; формы правления — конституционная мо- □
нархия; народное представительство; широкие права и свободы граждан и т.д. ^
4. Основные государственные законы 1906 г.5 — результат буржуазно-де- К
мократической революции 1905—1907 гг. Структура, характер, их содержание □
□
1 Майков В. Барон Розенкампф // Русская старина. М., 1904. Т. 120. С. 373. □
2 Конституция на Българското Царство. София, 1945. I
3 Текст Конституции см.: Borickje M. Konsty1ucje ро^йе 1791—1997. Warszawa, 2002. Т
4 Лазаревский Н. И. Русское государственное право. 4-е изд. Пг., 1917. Т. 1 : Конституци- Т онное право. Вып. 1. С. 208—209. Ц
5 Свод законов Российской империи. СПб., 1906. Т. 1. Ч. 1 : Свод основных государствен- И
ных законов.
□
НАЛИЗМА
>
_ __«I I-,ул-.г
70 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА
/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)
говорят о том, что мы имеем дело с первой общероссийской конституцией. Прежде всего они урегулировали организацию и деятельность важнейших государственно-правовых институтов. Основной закон состоял из введения, 11 глав (всего 124 статьи). В них были урегулированы следующие вопросы: о единстве и неделимости Российского государства; княжестве Финляндском в Российском государстве; общегосударственном русском языке; существе верховной самодержавной власти; порядке наследования престола; совершеннолетии императора, правительстве, опеке; вступлении на престол, присяге, подданстве; священном короновании и миропомазании; титуле императора, Государственном гербе; правах и обязанностях российских подданных; о законах; о Государственном совете и Государственной думе; Совете министров, главноуправляющих отдельными частями. Отметим, что «Учреждение о императорской фамилии» целиком сохранило прежнюю редакцию и состояло из вводной статьи и шести глав (всего 98 статей). Они касались состава императорской фамилии, статуса членов императорского дома.
Являются ли Основные государственные законы 1906 г. конституцией? Данный вопрос решался дореволюционными учеными-юристами в принципе однозначно — да, это первая российская конституция6. В советское время позиция о том, что эти законы — конституция, не являлась популярной, не поддерживалась, затушевывалась. Те, кто характеризовал их как конституцию, были немногочисленны и подвергались резкой критике7. Заметим, что и сегодня в отечественной науке также присутствуют два подхода — одни определяют Основные государственные законы 1906 г. как конституцию, другие отрицают это8.
5. Дискутировался вопрос о том, какая форма правления возникла в России в 1905—1907 гг. и была установлена Основными государственными законами 1906 г. До 1917 г. большинство ученых считали, что наша страна стала конституционной монархией. В качестве аргументов называлось наличие представительного органа государственной власти, констатация этого в конституции. Заметим, что такая же позиция имела место в советский период. Высказывается она и сегодня9. Был представлен и подход, в соответствии с которым реформы в России 1905—1907 гг. не установили конституционную монархию. Родоначальником его был австрийский профессор Ю. Гатчек, который выдвинул тезис о том,
6 См, например: Ивановский В. В. Учебник государственного права. 4-е изд. Казань, 1913. С. 319 ; Палиенко Н. И. Основные законы и форма правления в России. Юридическое исследование. Харьков, 1910. С. 48 ; Шаланд Л. А. Русское государственное право. Юрьев, 1908. С. 21.
7 См.: Черменский Е. Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976. С. 23—24 ; Давидович А. М. Самодержавие в эпоху империализма: классовая сущность и эволюция абсолютизма в России. М., 1976. С. 274.
8 См., например: Кравец И. А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века : учеб. пособие. М., 2000. С. 123 ; Колюшин Е. И. Конституционное право России : курс лекций. М., 2015. С. 54.
9 Сенцов А. А. Развитие формы Русского государства в начале XX в. // Правоведение. 1990. № 4. С. 88—93 ; Мазуров А. В. Конституция и общественная практика. М., 2004. С. 89—90.
2? L-—^ i,
ЕСТНИК Шульженко Ю. Л.
УНИВЕРСИТЕТА Предтеча Конституции РСФСР 1918 г.
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
что Россия является «автократией» с народным представительством10. Точку зрения о сохранении в России абсолютной монархии из российских ученых высказали М. А. Рейснер, С. А. Котляревский. Сюда же можно отнести позицию тех, кто считал, что государственный строй в результате реформ 1905—1907 гг. был прежним и лишь обновился11. Аналогичные подходы также встречались в годы советской власти, звучат они и в наши дни. Отметим и позицию ряда советских авторов, которые утверждали, что нельзя дать одностороннего ответа о форме правления в России после 1905 г.12
6. Важное значение с нашей точки зрения имело то, что принятие Основных государственных законов в 1906 г., их позиция как первой общероссийской конституции, закрепленные в них положения являлись констатацией наличия конституционализма, практического конституционализма, в частности в нашей стране. Четко обозначим важнейшие из них. Характер конституционализма находит прежде всего свое наиболее яркое выражение в позициях о государственном строе, и в первую очередь в тех, которые касаются верховной власти. В решении важнейших вопросов государственной жизни главная роль принадлежала императору. Отметим также четкое законодательное закрепление впервые унитарной формы государственного устройства нашей страны. В качестве гаранта государственного единства назван общегосударственный язык — русский. Особое значение для практического конституционализма имело создание в России двухпалатного парламента, и прежде всего народного представительства в лице второй палаты — Государственной думы. Обратим внимание также здесь и на достаточно четкое урегулирование статуса Совета министров, выделение особой статьи о судебных органах.
7. В центре конституционализма — статус человека, гражданина. С принятием Основных государственных законов здесь был сделан значительный шаг вперед к демократизации российского общества. Обратим внимание прежде
всего на то, как эти вопросы отражены, закреплены в данном правовом акте. к
Им отведена специальная, отдельная глава — гл. 2. Она идет вслед за главой И
о сущности верховной самодержавной власти. Констатируем, что такой же под- Т
ход был воспринят в нашей стране в дальнейшем — так было сделано и в Кон- Р
ституции СССР 1977 г., и в Конституции РФ 1993 г. В Основных государственных И
законах 1906 г. закреплены положения, касающиеся всех составных статуса рос-
сийского подданного. Форма, объем регулирования различны. Так, российское
буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.
□
подданство раскрывается через формулу его приобретения, утраты. На второе □
место поставлены обязанности, а именно защита престола и Отечества, и в связи ^
с этим установление воинской повинности; уплата установленных законом на- К
логов и пошлины, отбывание повинности. Третье место заняли основные права, О
свободы русских подданных. В связи с этим Основные законы провозгласили □
обеспечение неприкосновенности личности, свободы совести, слова, печати, со- О
□
10 См.: Hatschek J. Allgemeines Staatsrecht auf rechtsvergleiender Grundlage. Leipcig, Т 1909. S. 23. Т
11 См., например: Казанский П. Е. Власть Всероссийского императора. М., 2007. С. 54, 553. Ц
12 См., например: Ерошкин Н. П. Самодержавие накануне краха. М., 1975. С. 6 ; История И
□
НАЛИЗМА
>
___а» I-,улг
72 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / /_J ) УНИВЕРСИТЕТА
/-и мени O.E. Кугафина (МПОА)
браний и союзов. «Права эти издавна были провозглашены как священные и неотъемлемые права человека и гражданина. В настоящее время они являются достоянием каждой цивилизованной страны, и пользование ими обеспечено в той или иной мере в любой конституции. И это вполне понятно, ибо наличность этих прав служит необходимым условием для развития общественной самодеятельности, необходимым основанием для возвышения и углубления человеческого достоинства... провозглашение этих прав у нас имеет тем большее значение, что до него наше законодательство было построено на совершенно противоположных началах», — отмечали дореволюционные ученые13. Заметим, что таких прав не было у русских подданных ранее. В результате принятие Основных государственных законов 1906 г., их содержание стали одним из главных показателей, отправной точкой установления в России практического конституционализма.
8. Акты конституционного значения, которые имели принципиальный, многосторонний характер, кардинально предопределяющий развитие России, принимались на различных этапах ее истории. Это, например, Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г; Манифест об изменении Учреждения Государственного совета и Учреждения Государственной думы от 6 августа 1905 г.; Указ от 23 февраля 1917 г. о перерыве заседаний Государственного совета и Государственной думы до 17 апреля 1917 г.; постановления от 20 июня, 11, 23 сентября 1917 г. об утверждении Положения о выборах Учредительного собрания. Обратим внимание на их оценки, представленные в дореволюционной литературе. Так, например, касаясь Манифеста 17 октября 1905 г., П. Струве утверждал, что с момента его опубликования «в России есть конституция...». Ф. Ф. Кокошкин отмечал, что этот акт носит характер правового обещания, программного документа, «приказа министерству» выработать такие-то реформы. Более точную и логичную оценку Манифесту дал В. В. Ивановский. С его точки зрения, он является предварительным конституционным актом, выражающим волю монарха по основным вопросам государственного устройства, выполнение которой во всех ее деталях, логически вытекающих из основных положений, возлагается на правительство14. Заметим, что аналогичную картину мы имели в первые месяцы советской власти, когда был принят ряд декретов, которые являлись актами конституционного значения. В современной научной литературе обоснованно отмечается, что «на тот период они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства...»15.
13 Устинов В. М. Краткий очерк русского государственного строя. Пг., 1915. С. 108.
14 См.: Полярная звезда. 1905. № 3. С. 227 ; Кокошкин Ф. Ф. Юридическая природа Манифеста 17 октября // Юридический вестник. 1913. Кн. I. С. 43 ; Ивановский В. В. Учебник государственного права. 4-е изд. Казань, 1913. С. 312.
15 Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс. 4-е изд. М., 2010. Т. 1. С. 216.
-ßECTHHK
Шульженко Ю. Л.
Предтеча Конституции РСФСР 1918 г.
73
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс. — 4-е изд. — М., 2010. — Т. 1.
2. Давидович А. М. Самодержавие в эпоху империализма: классовая сущность и эволюция абсолютизма в России. — М., 1976.
3. Ерошкин Н. П. Самодержавие накануне краха. — М., 1975.
4. Ивановский В. В. Учебник государственного права. — 4-е изд. — Казань, 1913.
5. Казанский П. Е. Власть Всероссийского императора. — М., 2007.
6. Кокошкин Ф.Ф, Юридическая природа Манифеста 17 октября // Юридический вестник. — 1913.
7. Колюшин Е. И. Конституционное право России : курс лекций. — М., 2015.
8. Кравец И. А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века : учеб. пособие. — М., 2000.
9. Лазаревский Н. И. Русское государственное право. — 4-е изд. — Пг., 1917. — Т. 1 : Конституционное право. — Вып. 1.
10. Майков В. Барон Розенкампф // Русская старина. — М., 1904. — Т. 120.
11. Мазуров А. В. Конституция и общественная практика. — М., 2004.
12. Палиенко Н. И. Основные законы и форма правления в России. Юридическое исследование. — Харьков, 1910.
13. Сенцов А. А. Развитие формы Русского государства в начале XX в. // Правоведение. — 1990. — № 4.
14. Устинов В. М. Краткий очерк русского государственного строя. — Пг., 1915.
15. Черменский Е. Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. — М., 1976.
16. Шаланд Л. А. Русское государственное право. — Юрьев, 1908.
17. Hatschek J. Allgemeines Staatsrecht auf rechtsvergleiender Grundlage. — Leipcig,
1909.