Научная статья на тему 'Оформление конституционных начал индивидуально-гражданского типа права (1905-1906 гг. )'

Оформление конституционных начал индивидуально-гражданского типа права (1905-1906 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ / СОСЛОВИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ НАЧАЛА / МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 Г. / ABSOLUTE MONARCHY / RUSSIAN EMPIRE / CONSTITUTIONAL START / PROCLAMATION OF OCTOBER 17TH 1905 / SOCIAL CLASS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина Анна Валентиновна

В статье затрагиваются проблемы оформления конституционных начал индивидуальногражданского типа права (1905-1906 гг.) и дана авторская оценка Основным законам Российской Империи 1906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMULATION OF CONSTITUTIONAL STARTS OF INDIVIDUAL AND CIVIL TYPE OF LAW (1905-1906)

The paper deals with the problems of formulation of constitutional starts of individual and civil type of law (1905-1906) and gives the author’s assessment of the Fundamental Laws of the Russian Empire in 1906.

Текст научной работы на тему «Оформление конституционных начал индивидуально-гражданского типа права (1905-1906 гг. )»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Дружинина А.В.

оформление конституционных начал индивидуально-гражданского типа права

(1905-1906 гг.)

В XX век Россия вошла абсолютной монархией, где права и обязанности подданных в основном носили сословно-дифференцированный характер.

Данный период характеризуется появлением особой прослойки общества, не нашедшей отражения в законодательстве Российской Империи - сословия рабочих. Начинает формироваться фабричное законодательство: об условиях работы малолетних; о запрете использования труда подростков и женщин в ночное время на ряде производств и т.д.

09 октября 1905 года С.Ю. Витте представил Николаю II Записку о необходимости политических реформ [2, С.573-584]. Николай II, ознакомившись с Запиской после «долгих и мучительных» раздумий согласился издать Манифест, в котором содержались бы основные положения данной Записки. 17 октября 1905 года один из важнейших правовых документов, касающийся незыблемых прав и свобод человека, был подписан Николаем II. Подписывая Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», Николай II считал, что «принял страшное решение», которое неизвестно каким образом отразится на судьбе России.

В Манифесте от 17 октября 1905 года говорилось, что от народных смут и волнений может возникнуть «угроза целости и единству державы нашей». Поэтому для скорейшего разрешения протестных выступлений народа на правительство Манифестом были возложены следующие обязанности:

«1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей» [1].

Манифест от 17 октября 1905 года многими современниками был оценен как Конституция. Так, например, В.М. Гессен считал, что «Манифест 17 октября вводит конституционное начало в новое государственное право России; это начало

формулировано в 3 пункте манифеста. И если бы все содержание манифеста исчерпывалось только этим пунктом - и тогда мы должны были бы признать, что в России есть Конституция, следовательно, нет самодержавия и не может его быть» [5, С.633-634].

В то же время, например, Б.А. Кистяковский отмечал, что Манифест 17 октября 1905 г. - это не конституция, он только «заключает в себе обещание» издать ее [7, С.521]. Однако, продолжал ученый, провозглашенные этим Манифестом принципы «совершенно изменили наш государственный строй. Поэтому его нужно сопоставить с теми декларациями, которые в других государствах вводили новое государственное устройство, как, например, Декларация независимости С.-А. Соединенных Штатов в 1776 г., Декларация прав человека и гражданина во Франции в 1789 г. и аналогичные им акты монархов, изданные при учреждении конституции» [7, С.521]. Даже Николай II в октябре 1905 года в письме генералу Д.Ф. Трепову писал, что «России даруется Конституция». Однако эта обмолвка не помешала царю в дальнейшем заявлять обратное, то есть об отсутствии Конституции [3, С.34].

На практике же, провозглашенные Манифестом права и свободы подданных не были подкреплены гарантиями ни юридическими, ни политическими, ни экономическими. Не устанавливалась и ответственность для представителей верховной власти.

После издания Манифеста 17 октября необходимо было привести в соответствие с ним Основные законы Российской Империи. В новой редакции Основных законов необходимо было отразить буржуазно-демократические права и свободы российских подданных, которые им «даровал» Манифест 1905 года.

23 апреля 1906 года, за четыре дня до начала работы I Государственной Думы, царь Николай II утвердил Основные законы Российской Империи (24 апреля 1906 года они были обнародованы) [2].

На наш взгляд, Основные законы Российской Империи 1906 года были единственным правовым документом (не считая Манифеста 17 октября 1905 г.) в начале XX века, претендующим называться Конституцией.

Основные законы Российской Империи 1906 года формально были направлены к ограничению самодержавия. Так, согласно п. 7 Основных законов Российской Империи - «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою». 27 апреля 1906 года собралась первая в истории России Государственная Дума. На данном заседании председатель нижней палаты российского парламента - С.А. Муромцев, заявил, что Россия отныне является конституционной монархией [7, С. 293].

Вторая глава «Основных законов» была посвящена юридическому статусу российского подданного независимо от сословной принадлежности. В ней говорилось, что «условия приобретения российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом».

И Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, и «Основные законы Российской Империи» от 23 апреля 1906 года содержали идеи об уравнении в юридическом статусе всех подданных Российской Империи, что

должно было постепенно привести к уничтожению сословных различий в правовом статусе подданных. Однако, во многом формальный, сословный строй сохранялся в России вплоть до 1917 г., хотя и утратил значение структурной основы общества.

Литература

1. Полное собрание законов Российской империи. - СПб., Собр. III. Т. XXV. Отд. I. № 26803; СУ. 1905. Отд. I. Ст. 1658.

2. СУ. - 1906. - Отд. I. - Ст. 603.

3. Витте С.Ю. Записка о необходимости политических реформ, представленная Николаю II (9 октября 1905 г.) // Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.-сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. - М., 2000.

4. Водовозов В.В. Граф С.Ю. Витте и император Николай II. - Пг., 1922.

5. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М., 2008.

6. Гессен В.М. Самодержавие и манифест 17 октября // Полярная звезда. - 1906. -

№ 9.

7. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881-1914. - М., 1997.

8. Кистяковский Б.А. Государственное право (Общее и Русское) // Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. - СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.