Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / карьерные ориентации / профессиональная переподготовка / повышение квалификации. / additional professional education / career orientations / professional retraining / advanced training.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Зарипова Татьяна Васильевна

В рамках проведенного исследования предпринята попытка ответа на вопрос, имеет ли смысл сравнивать карьерные ориентации у обучающихся по программам профессиональной переподготовки и программам повышения квалификации. Осуществлялась сравнительная характеристика карьерных ориентаций у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. Анализируются результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций слушателей курсов дополнительного профессионального образования, а именно профессиональной переподготовки и повышения квалификации, проведенное в обществе с ограниченной ответственностью «Институт инновационных технологий образования "Кластер"» в июне 2020 года. Авторы пришли к выводу, что основные карьерные ориентации слушателей курсов профессиональной переподготовки и слушателей курсов повышения квалификации в основном очень схожи. Незначительные расхождения в основных карьерных предпочтениях могут объясняться половозрастным критерием опрошенных лиц, а также тем направлением подготовки, которые выбирали опрошенные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малеева Марина Сергеевна, Зарипова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF CAREER ORIENTATIONS AMONG STUDENTS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS

Within the framework of the conducted research, an attempt is made to answer the question whether it makes sense to compare career orientations of students in professional retraining programs and advanced training programs. Comparative characteristics of career orientations of students in the programs of additional professional education were carried out. The results of an empirical study of career orientations of students of additional vocational education courses, namely professional retraining and advanced training, conducted in the limited liability company «Institute of Innovative Technologies of Education "Cluster"» in June 2020, are analyzed. The authors came to the conclusion that the main career orientations of trainees of professional retraining courses and trainees of advanced training courses are basically very similar. Minor discrepancies in the main career preferences can be explained by the gender and age criteria of the respondents, as well as the direction of training that the respondents chose.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1)

ПЕДАГОГИКА УДК 37.013.83 © М.С. Малеева, Т.В. Зарипова, 2022

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Сергеевна Малеева - руководитель центра развития карьеры частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Университет «Кластер», г. Омск, Россия, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Татьяна Васильевна Зарипова - доцент кафедры общей и педагогической психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет», кандидат психологических наук, доцент, г. Омск, Россия, e-mail: t. v. zaripova@omgpu.ru

Аннотация: В рамках проведенного исследования предпринята попытка ответа на вопрос, имеет ли смысл сравнивать карьерные ориентации у обучающихся по программам профессиональной переподготовки и программам повышения квалификации. Осуществлялась сравнительная характеристика карьерных ориентаций у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования.

Анализируются результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций слушателей курсов дополнительного профессионального образования, а именно профессиональной переподготовки и повышения квалификации, проведенное в обществе с ограниченной ответственностью «Институт инновационных технологий образования "Кластер"» в июне 2020 года. Авторы пришли к выводу, что основные карьерные ориентации слушателей курсов профессиональной переподготовки и слушателей курсов повышения квалификации в основном очень схожи. Незначительные расхождения в основных карьерных предпочтениях могут объясняться половозрастным критерием опрошенных лиц, а также тем направлением подготовки, которые выбирали опрошенные.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; карьерные ориентации; профессиональная переподготовка; повышение квалификации.

Для цитирования: Малеева М. С., Зарипова Т. В. Сравнительная характеристика карьерных

ориентаций у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 1(1). С. 82-91.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF CAREER ORIENTATIONS AMONG STUDENTS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

PROGRAMS

Marina Sergeevna Maleeva - Head of the Career Development Center of the private educational institution of additional professional education «Cluster» University, Omsk, Russia, e-mail: maleeva.prof@gmail.com

Tatiana Vasilyevna Zaripova - Associate Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Omsk State Pedagogical University», Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Omsk, Russia, e-mail: t. v. zaripova@omgpu.ru

Annotation: Within the framework of the conducted research, an attempt is made to answer the question whether it makes sense to compare career orientations of students in professional retraining programs and advanced training programs. Comparative characteristics of career orientations of students in the programs of additional professional education were carried out.

The results of an empirical study of career orientations of students of additional vocational education courses, namely professional retraining and advanced training, conducted in the limited liability company «Institute of Innovative Technologies of Education "Cluster"» in June 2020, are analyzed. The authors came to the conclusion that the main career orientations of trainees of professional retraining courses and trainees of advanced training courses are basically very similar. Minor discrepancies in the main career preferences can be explained by the gender and age criteria of the respondents, as well as the direction of training that the respondents chose.

Keywords: additional professional education; career orientations; professional retraining; advanced training.

Безусловно, в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Вряд ли не реализованный в профессии человек сможет назвать себя по-настоящему счастливым. Успешная реализация личности в профессиональном плане зависит от многих факторов: что обусловило

профессиональный выбор, насколько выбранная профессия отвечает интересам и способностям человека и так далее. Официальные статистические данные о функционировании системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, подтверждают тот факт, что с каждым годом растет число лиц, освоивших дополнительные профессиональные программы. Так, суммарное количество обученных лиц по всем видам дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в масштабах страны составило: в 2016 году - 5,29 млн чел., в 2015 году - 4,30 млн чел. и 2014 году - 3,82 млн человек. Таким образом, наблюдается постоянный существенный рост количества обученных лиц.

В связи с повышением пенсионного возраста в 2018 году в Российской Федерации был принят национальный проект «Демография» на 2019-2024 годы, в него включены 5 федеральных проектов. Два из них «Старшее поколение» и «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» связаны с обучением определенных категорий граждан. В рамках проекта «Старшее поколение» в период с 2019 по 2024 годы планируется обучить по различным дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета не менее 450 тыс. граждан предпенсионного возраста из числа работников организаций и ищущих работу граждан, обратившихся в органы службы занятости. В рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» предполагается профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование с 2020 по 2024 годы за счет средств федерального бюджета 230 тысяч женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет1.

Кроме того, с начала 2020 года в мировой экономике стали происходить

1 Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (дата обращения 20.07.2020).

серьезные изменения, которые неизбежно коснуться рынка труда. Ситуация меняется буквально каждый день и по прогнозам аналитиков, будет неизбежно ухудшаться. Как только ситуация стабилизируется, на рынке кадров будет несколько миллионов соискателей, которые не смогут найти подходящую для себя работу. Все аналитики сходятся в одном - нынешний кризис, как и любой другой, повлечет за собой по-настоящему серьезные изменения на рынке труда.

Особенности развития карьерных ориентаций как одного из ведущих факторов успешной профессиональной карьеры нашли отражение в работах зарубежных авторов Д. Сьюпера, Д. Холланда, Э. Шейна, а также отечественных исследователей, таких как Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Н.С. Пряжникова и многих других. Нам представляется, что изучение карьерных ориентаций у обучающихся по программам дополнительного профессионального образования будет способствовать выбору оптимальных стратегий для достижения целей, поставленных конкретным обучающимся.

При проведении настоящего исследования был использован комплекс научных методов, таких как теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эмпирический метод исследования - опрос в виде анкетирования, а также количественный и качественный анализ.

В качестве психодиагностического инструмента применялся опросник «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) [1].

В качестве эмпирической базы (основы) работы выступили обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования в обществе с ограниченной ответственностью «Институте инновационных технологий образования «Кластер» в количестве 50 человек. Возраст опрошенных - от 25 до 55 лет, из них 14 мужчин и 36 женщин. Опрошенные находились на разных стадиях обучения по программам профессиональной переподготовки и программам повышения квалификации по различным направлениям, таким как «Кадастровая деятельность», «Геодезия», «Судебная землеустроительная экспертиза», «Строительно-техническая и стоимостная экспертиза объектов

недвижимости», «Юриспруденция», «Менеджмент в организации», «Управление персоналом», а также по различным направлениям подготовки в педагогической сфере, таким как «Дефектология», «Дошкольное образование», «Менеджмент в образовании» и так далее. Анкетный опросник был подгружен на образовательный портал, на котором обучаются слушатели, и по мере прохождения ими тестового материала и сохранения полученных результатов данные были видны администраторам сайта. Далее материалы были обработаны. Ниже приводим результаты эмпирического исследования первой группы опрошенных, а именно - слушателей курсов профессиональной переподготовки, результаты методики наглядно представлены на приведенных ниже рисунках 1 и 2.

Самое большое число предпочтений опрошенных нами слушателей, а именно 19 выборов из 39, то есть 49 % получила карьерная ориентация -«стабильность места работы». На втором месте по предпочтениям оказалась карьерная ориентация «служение», за которую были отданы 7 выборов, что составило 18 %. Далее по убыванию оказались «стабильность места жительства» - 13 %, «предпринимательство» - 10 %, «автономия» - 8 %, «менеджмент» - 2 %, соответственно с 5, 4, 3 и 1 выбором. Ни одного выбора не получили такие ориентации, как «интеграция стилей жизни», «профессиональная компетентность» и «вызов».

20

15

Ю

О

-

- 1 И 1 ■ Гнид ■---

^ О о-

О^ о^ ^

•г?'

Рисунок 1. Карьерные ориентации слушателей курсов профессиональной переподготовки в численном выражении. Источник: анализ авторов.

Рисунок 2. Карьерные ориентации слушателей курсов профессиональной переподготовки в процентном соотношении. Источник: анализ авторов.

Далее приводим результаты опроса другой группы слушателей, а именно тех, кто проходил курсы повышения квалификации. Аналогичным образом были опрошены 25 слушателей, которые совершили 44 выбора. Содержание и результаты методики наглядно представлены в рисунках 3, 4.

Самое большое число предпочтений опрошенных нами слушателей, а именно 13 выборов из 44, то есть 30 % так же получила карьерная ориентация «стабильность места работы». На втором месте по предпочтениям оказалась карьерная ориентация «стабильность места жительства», за которую были отданы 9 выборов, что составило 20 %. Далее, по убыванию оказались «служение» - 7 выборов и 16 %, «интеграция стилей жизни» - 5 выборов и 11,4 %, «автономия» - 4 выбора и 9 %. Равное количество выборов получили ориентации «предпринимательство», «профессиональная компетентность» и «вызов» с 4,5 % (2 выбора). Ни одного выбора в данной группе опрошенных не получила карьерная ориентация «менеджмент».

Рисунок 3. Карьерные ориентации слушателей курсов повышения квалификации в численном выражении. Источник: анализ авторов.

Рисунок 4. Карьерные ориентации слушателей курсов повышения квалификации в процентном соотношении. Источник: анализ авторов.

Таким образом, можно говорить о том, что и в первой и во второй группе опрошенных очень похожи основные ведущие профессиональные и карьерные устремления. Наибольшее предпочтение получила в обеих группах карьерная ориентация «стабильность места работы» - в первой группе 49 %, а во второй группе 30 %. На втором месте по предпочтениям во второй группе оказалась карьерная ориентация «стабильность места жительства» 20 % (9 выборов) опрошенных предпочли ее, а в первой группе карьерная ориентация «служение» - 18 % (7 выборов). На третьем месте по предпочтениям в первой группе - «стабильность места жительства» с 13 % (5 выборов), во второй группе - «служение» с 16 % (7 выборов).

Далее карьерные предпочтения у опрошенных нами слушателей несколько разнятся. Это может быть связано с тем, что опрошенные нами слушатели предпочитают программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в различных профессиональных сферах. Кроме того, большое значение имеет и возрастной критерий: кто-то из опрошенных недавно вступил на профессиональный путь, а кто-то уже близок к его завершению.

Однако, примечательно, что именно «стабильность места работы», «стабильность места жительства» и «служение» оказались на первых трех позициях. Далее предпримем попытку анализа полученных результатов.

Учитывая тот факт, что выборку составили в основной массе люди среднего возраста, следует рассмотреть особенности данной возрастной группы. Наиболее активное время жизни взрослого человека, как считают ученые, приходится именно на период 30-50 лет. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида, его личностных особенностей: устанавливаются относительно устойчивые и постоянные социальные связи и семейные отношения, профессиональные роли, ценности, кардинальное изменение которых после 35 лет маловероятно. С другой стороны, в этом возрасте начинается очередной период социализации личности, этот возрастной промежуток является фазой не только сохранения всего приобретенного на предшествующей стадии, но и дальнейшего развития личности. Социально психологическими особенностями данного возраста являются активная самореализация, стремление к полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности. Люди среднего возраста отличаются не только социально-психологическими особенностями. Средний возраст человека определяет и специфику формирования ценностной системы. Именно в этом возрасте она принимает стабильный характер. В то же время, именно средний возраст является временем наибольшей тревоги, депрессии, страха смерти, стресса и кризисов. Например, существует так называемый «кризис середины жизни» или «десятилетие роковой черты» (35-45 лет), «когда человек ясно видит расхождение между мечтами, целями и действительностью,

оказываясь перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Субъект полностью осознает, что будущее не несет безграничных возможностей [2, с. 45-57].

Кроме того, в данном возрастном промежутке в основном люди уже имеют собственные семьи, зачастую происходит смена жизненных ориентиров. Таким образом, люди данного возраста, в основной массе заинтересованы в том, чтобы вырастить и воспитать детей. Этим можно объяснить то, что наибольшее число предпочтений у опрошенных нами слушателей дополнительного профессионального образования получила карьерная ориентация «стабильность».

Таким образом, человек ищет новые смыслы в своей профессиональной деятельности, стремится «наверстать упущенное». Этим можно объяснить большое число предпочтений карьерной ориентации «служение» у опрошенных нами респондентов.

Авторы пришли к выводу, что основные карьерные ориентации слушателей курсов профессиональной переподготовки и слушателей курсов повышения квалификации в основном очень схожи. Незначительные расхождения могут объясняться половозрастным критерием опрошенных лиц, а также тем направлением подготовки, которые предпочитали опрошенные слушатели.

Однако, для получения более точных и достоверных результатов необходимы более развернутые и специализированные исследования с использованием более обширных выборок.

Список литературы

1. Опросник «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). URL: http://gc-pmss.ru.

2. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 45-57.

References

1. Questionnaire «Anchors of career» (author E. Shane, translation and adaptation by V.A. Chiker, V.E. Vinokurova). URL: http://gc-pmss.ru.

2. Borozdina L.V., Molchanova O.N. Self-assessment at the age of second maturity // Bulletin of Moscow. Un-ta. Ser. 14. Psychology. 1996. No. 4. pp. 45-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.