Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/04PSMN417.pdf Статья опубликована 03.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Пирумян А.А., Денисова Е.Г., Куденцова С.Н. Особенности учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации психолога // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/04PSMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9.07
Пирумян Арменуи Арсеновна
ФГБОУ «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону1
Академия психологии и педагогики Ассистент кафедры общей и педагогической психологии
E-mail: [email protected]
Денисова Екатерина Геннадьевна
ФГБОУ «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону
Академия психологии и педагогики Аспирант кафедры психофизиологии и клинической психологии
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=748846
Куденцова Светлана Николаевна
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, Москва
Доцент кафедры медицинской информатики Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?authorid=746843
Особенности учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации психолога
Аннотация. В статье рассматриваются особенности учебной и профессиональной мотивации в процессе получения квалификации психолога у слушателей программ переподготовки с различной направленностью профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие слушатели программ профессиональной переподготовки в «Институте психологии, управления и бизнеса» Южного федерального университета в возрасте от 24 до 58 лет, общее количество респондентов - 61 человек без базового психологического образования. Респондентам были предложены следующие методики: авторская анкета для выяснения особенностей профессиональной направленности, методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина), мотивация профессиональной деятельности (Методика К. Замфир в модификации А. Реана). С помощью авторской анкеты -опросника среди выборки слушателей программы профессиональной переподготовки удалось выделить 4 группы слушателей с различной направленностью профессиональной
1 344038, Ростовская обл., Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 13, к. 217
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
деятельности. Далее были исследованы особенности учебной и профессиональной мотивации как по выделенным группам, так и по всей выборке. Полученные результаты частично подтверждают предположение о том, что направленность будущей профессиональной деятельности слушателей программы профессиональной переподготовки по психологии является фактором, который влияет на выраженность учебных мотивов, профессиональной мотивации.
Ключевые слова: дополнительное образование; профессиональная переподготовка; обучение взрослых; профессиональная направленность; мотивация; учебная мотивация; профессиональная мотивация
Теоретические предпосылки исследования
На сегодняшний день все более распространенными и популярными становятся программы дополнительного профессионального образования (ДНО), повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Вероятно, это обусловлено ростом числа специалистов, которые не удовлетворены своей текущей карьерой и принимают решение о смене направления своей профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях современной реальности, базовое образование уже не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, необходимыми ему для эффективного выполнения различных профессиональных и социальных ролей и личностного развития. При этом дальнейшее обучение, повышение квалификации или переподготовка имеют свою специфику, которая отмечается в работах отечественных и зарубежных исследователей [2; 3; 5; 9; 17; 18].
При прохождении программы переквалификации обучающиеся, находясь во взрослом возрасте, получают большой объем новых знаний из малознакомой им сферы и овладевают профессиональной психологической культурой в сжатые сроки [19]. Однако обучение по программам ДПО отличается не только структурой учебного процесса. В отличие от ситуации получения первого высшего образования, обучающиеся на программах профессиональной переподготовки, имеют опыт профессиональной деятельности, их выбор в плане переподготовки осознан, самостоятелен, у них имеются сильные личностные мотивы [1].
Мотивация часто рассматривается как основная движущая сила в поведении человека и его деятельности, в том числе учебной и профессиональной [16]. Мотивация является одним из тех понятий, которые по сей день остаются актуальными для ученых и практиков во всем мире, не только в области психологии. В образовании и управлении этот вопрос находится в центре внимания. Уровень учебной мотивации выступает одним из основных условий будущей профессиональной деятельности субъекта [11], что делает особенно важным вопрос о направленности и мотивах учебно-профессиональной деятельности обучающихся [11; 13].
С.Е. Чиркина рассматривает мотивы учебной деятельности взрослых как побуждения личности, связанные с удовлетворением потребностей в получении новой профессии. С.Е. Чиркина выделяет несколько групп мотивов, присутствующих в учебной деятельности взрослых, участвующих в программах профессиональной переподготовки: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, материальные, социальные мотивы, отражающие побуждения личного характера, личного престижа, сохранения статуса, самореализации, самоутверждения [14].
H.В. Лебедева в своем исследовании выявила следующие виды мотивов слушателей программ профессиональной переподготовки [6]:
I. развитие профессиональных знаний, умений, навыков;
2. меркантильные интересы с социально-экономическим подтекстом;
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
3. расширение общего кругозора.
Л.Н. Трофимова, исследуя мотивы, побудившие слушателей программ переподготовки к смене профессиональной деятельности, выделяет следующие [12]:
1. Производственная необходимость в получении дополнительного профессионального образования, которое позволит получить более высокий социальный статус, возможность занять руководящую должность.
2. Физическая невозможность осуществления трудовой деятельности по первоначальной профессии.
3. Несоответствие первоначальной квалификации направлению, в котором работает специалист.
4. Неудовлетворенность размером заработной платы.
5. Моральное неудовлетворение своей первоначальной профессией в силу индивидуальных особенностей.
Теоретический анализ научной литературы показывает, что на данном этапе социально-экономических преобразований, в России большое внимание уделяется развитию общих способностей человека, росту его профессионального самосознания, мотивации получить дополнительное образование и получению новой специализации. Кроме того, ряд авторов, занимающихся исследованием проблем мотивации, отмечают низкий уровень мотивации слушателей программ переподготовки. Н.В. Шестак выделяет среди причин низкой мотивации: 1) ломку устоявшихся представлений и стереотипов в профессиональной деятельности, 2) значительный диапазон в возрасте, способностях к обучению, накопленному опыту, что приводит к трудностям в преподавании и достижении поставленных целей [15]. Л.Н. Трофимова отмечает трудности личностного характера, сомнения в своей компетентности как обучаемых, физиологические изменения [12]. Однако, как отмечают современные исследователи, на сегодняшний день вопрос о причинах снижения и специфике учебно-профессиональной мотивации лиц, получающих дополнительное профессиональное образование, остается открытым.
Тенденция к получению психологического образования в качестве второго высшего усиливается с каждым годом [4]. В качестве способствующих этому факторов можно отметить следующее:
1. Новые социальные и экономические условия действительности заставляют пересматривать критерии профессиональной деятельности личности. Все чаще специалисты вынуждены решать вопросы, требующие знаний из разных наук. При этом современный специалист (юрист, врач, сотрудник МВД, преподаватель высшей школы и т.д.) не может эффективно решать профессиональные проблемы без знаний психологии.
2. Из-за быстрого технологического и общественного прогресса и изменения устоявшихся укладов профессиональной деятельности появляются новые профессии, специальности, при этом некоторые профессии уходят, становятся неактуальными, вследствие чего личность может утрачивать профессиональную идентичность, которая, в свою очередь при помощи ПО, является атрибутивной характеристикой профессионала. Человек задумывается о получении и освоении новой специальности. Психология, в силу своей актуальности, популярности, возможности применения в самых разных сферах жизни, привлекает большое количество людей.
3. Усложнение социальной жизни способствует востребованности психологического знания как на уровне общества, так и на уровне конкретной личности.
Все это делает особенно актуальной проблему изучения особенностей освоения профессии «психолог» у взрослых людей, имеющих базовое непсихологическое образование, а также особенностей их направленности и учебно-профессиональной мотивации.
Таким образом, целью проведенного исследования выступило изучение особенностей учебной и профессиональной мотивации в процессе получения квалификации психолога у слушателей программ переподготовки с различной направленностью профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что направленность будущей профессиональной деятельности слушателей программы профессиональной переподготовки по психологии является фактором, который влияет на выраженность учебных мотивов, профессиональной мотивации.
Описание выборки и процедуры исследования
Объектом исследования стали слушатели программ профессиональной переподготовки в «Институте психологии, управления и бизнеса» Южного федерального университета в возрасте от 24 до 58 лет, средний возраст 31,2 ± 8,6, женщины составили 84% респондентов, мужчины - 16%, общее количество респондентов - 61 человек без базового психологического образования.
Репрезентативность выборки определяется количеством участников эксперимента (необходимой и достаточной выборкой) и их искренним желанием принять участие в исследовании.
Процедура исследования проводилась методом горизонтального среза. Всем респондентам в индивидуальном порядке предлагалось заполнить единообразные бланки для анкетирования и тестирования. Бланки содержали следующие методики:
1. Авторская анкета для выяснения особенностей профессиональной направленности.
2. Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина) [7].
3. Мотивация профессиональной деятельности (Методика К. Замфир в модификации А. Реана) [8].
Для обработки полученных данных использовались пакет Microsoft Office 10 (Microsoft Excel) и SPSS Statistics 21.
Результаты исследования
С помощью авторской анкеты-опросника среди выборки слушателей программы профессиональной переподготовки удалось выделить 4 группы слушателей с различной направленностью профессиональной деятельности:
1. Лица, ориентированные на актуализацию (либо инициацию) карьеры через получение или совершенствование своих психологических знаний.
2. Лица, ориентированные на дальнейшую психологическую (психотерапевтическую) деятельность.
(499) 755 50 99 Ы1р://тп-паиН .сот
3. Лица, ориентированные на совершенствование системы саморегуляции.
4. Лица, ориентированные на поливариантную карьеру.
Группа 1, условно названная «актуализация профессии», составила 16% общей выборки, группа 2, с условным названием «освоение профессии психолога», составила 54%, группа 3, условно названная «познание себя», составила 18%, и группа 4 («поливариантная карьера») -12%.
Содержание вопросов и более подробный анализ результатов, полученных при помощи авторской анкеты на определение профессиональной направленности, представлен в предыдущих работах [10].
Исследование учебной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации «Психолог» проводилось при помощи методики изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). По каждому из 16 мотивов были подсчитаны среднее значение и стандартное отклонение как по выделенным группам, так и по всей выборке. Результаты представлены в таблице 1. Необходимо отметить, что мотив «Постоянно получать стипендию» не является актуальным для данной выборки, так как все слушатели программ профессиональной переподготовки платят за обучение и не получают стипендии во время этого обучения.
Таблица 1
Средние значения и стандартные отклонения по мотивам учебной деятельности в выборке
Название мотива учебной деятельности Группа 1 «Актуализация профессии» Группа 2 «Освоение профессии психолога» Группа 3 «Познание себя» Группа 4 «Поливариантная карьера» В целом по выборке
Стать высококвалифицированным специалистом 6,41 ± 1,07 6,73 ± 0,57 5,21 ± 1,39 6,01 ± 1,52 6,30 ± 1,09
Получить диплом 5,22 ± 2,1 5,51 ± 2 4,84 ± 1,81 6,41 ± 1,13 5,43 ± 1,92
Успешно продолжить обучение на последующих курсах 3,52 ± 2,22 4,71 ± 2 3,91 ± 1,96 4,42 ± 2,5 4,33 ± 2,08
Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и-отлично 4,60 ± 1,95 4,61 ± 1,7 4,84 ± 1,31 4,71 ± 2,69 4,93 ± 1,77
Постоянно получать стипендию 2,32 ± 2,21 2,40 ± 2,1 2,13 ± 2,13 3,21 ± 2,42 2,31 ± 2,12
Приобрести глубокие и прочные знания 6,62 ± 0,69 6,83 ± 0,44 6,81 ± 0,63 6,42 ± 0,78 6,82 ± 0,56
Быть постоянно готовым к очередным занятиям 4,71 ± 2,11 4,01 ± 1,72 4,20 ± 2,14 4,01 ± 2,51 4,61 ± 1,91
Не запускать предметы учебного цикла 5,44 ± 1,07 4,90 ± 1,91 5,02 ± 2 4,12 ± 2,03 5,42 ± 1,82
Не отставать от сокурсников 3,91 ± 1,66 3,91 ± 2,03 4,20 ± 1,98 4,41 ± 2,22 4,02 ± 1,93
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 6,33 ± 1,33 6,52 ± 1,27 5,93 ± 1,37 6,20 ± 0,75 6,61 ± 1,23
Выполнить педагогические требования 4,41 ± 1,89 4,10 ± 1,99 3,93 ± 2,02 4,23 ± 2,21 4,62 ± 1,94
Мир Науки
Название мотива учебной деятельности Группа 1 «Актуализация профессии» Группа 2 «Освоение профессии психолога» Группа 3 «Познание себя» Группа 4 «Поливариантная карьера» В целом по выборке
Достичь уважения преподавателей 4,74 ± 1,63 4,23 ± 1,85 4,74 ±2,16 4,51 ± 1,71 4,50 ± 1,81
Быть примером сокурсникам 3,92 ± 1,44 3,01 ± 1,88 3,92 ± 2,07 2,43 ± 1,98 3,31 ± 1,87
Добиться одобрения родителей и окружающих 3,10 ± 1,66 3,20 ± 1,85 3,72 ± 1,63 3,23 ± 1,88 2,91 ± 1,75
Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 2,64 ± 1,95 2,02 ± 1,45 2,32 ±1,33 2,01 ±1,29 2,11 ± 1,48
Получить интеллектуальное удовлетворение 6,31 ± 1,05 5,81 ± 1,79 6,81 ± 0,42 6,10 ± 0,89 6,43 ± 1,45
Составлено авторами
На рисунке 1 в графическом виде представлены значимые результаты исследования учебных мотивов слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации «Психолог». Достоверность различий проверялась при помощи критерия Фишера.
Стать высококвалифицированным специалистом
Получить диплом
Успешно продолжить обучение на следующих курсах
Не запускать предметы учебного цикла
Быть примером сокурсникам
■ "Актуализация карьеры" ■ "Освоение профессии психолога"
■ "Познание себя" ■ "Поливариантная карьера"
6
-
6,4
-
4,4
-
4,1
-
3,9
3
3,9
2,4
1 "
Рисунок 1. Учебные мотивы, по которым выявились наиболее значимые различия между группами (составлено авторами)
Таким образом, анализ данных по уровням различных учебных мотивов позволил отметить ряд существенных аспектов:
1. Мотив «Стать высококвалифицированным специалистом» наиболее выражен в группе лиц, нацеленных на дальнейшую профессиональную деятельность (Р = 5,574, р < 0,01).
2. Мотив «Получить диплом» наиболее выражен у лиц, ориентированных на поливариантную карьеру (Г = 3,495, р < 0,05).
3. Мотив «Успешно продолжить обучение на последующих курсах» наиболее выражен в группе лиц, нацеленных на дальнейшую профессиональную психологическую деятельность (Р = 3,565, р < 0,05).
4. Мотив «Не запускать предметы учебного цикла» наиболее выражен у лиц, желающих простимулировать (инициировать) свою основную профессию. Наименее этот мотив выражен у лиц, ориентированных на поливариантную карьеру ^ = 3,611, р < 0,05).
5. Мотив «Быть примером сокурсникам» заметно менее выражен у лиц, ориентированных на поливариантную карьеру (Г = 4,362, р < 0,05).
Также интересными можно счесть результаты по мотиву «Добиться одобрения родителей и окружающих», который наиболее силен у лиц, желающих с помощью психологических знаний улучшить свою систему саморегуляции, и мотиву «Получить интеллектуальное удовлетворение», который наиболее выражен у лиц, желающих с помощью психологических знаний познать себя и улучшить свою систему саморегуляции. Однако полученные различия не достигают уровня статистической значимости.
Далее обратимся к результатам обработки данных по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана). По каждому из 3-х видов мотивации были подсчитаны среднее значение и стандартное отклонение как по выделенным группам, так по всей выборке. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровни выраженности различных видов профессиональной мотивации в выборке
Виды профессиональной мотивации Группа 1 «Актуализация профессии» Группа 2 «Освоение профессии психолога» Группа 3 «Познание себя» Группа 4 «Поливариантная карьера» В целом по выборке
Внутренняя мотивация 4,32 ± 0,48 4,60 ± 0,51 4,32 ± 0,46 4,32 ± 0,8 4,50 ± 0,55
Внешняя положительная мотивация 3,41 ± 0,74 3,40 ± 0,72 3,42 ± 0,74 3,82 ± 0,69 3,41 ± 0,72
Внешняя отрицательная мотивация 3,01 ± 0,95 1,92 ± 1,17 2,01 ± 0,97 3,02 ± 0,76 2,21 ± 1,14
Составлено авторами
Значимые результаты исследования мотивации профессиональной деятельности слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации «Психолог» наглядно представлены на рисунке 2. Достоверность различий проверялась при помощи критерия Фишера.
Внутренняя мотивация Внешняя отрицательная мотивация
■ "Актуализация карьеры"
■ "Освоение профессии психолога"
■ "Познание себя"
■ "Поливариантная карьера"
Рисунок 2. Уровни выраженности профессиональной мотивации у разных групп слушателей программ профессиональной переподготовки
(составлено авторами)
Из рисунка видно, что внутренняя мотивация к осуществлению профессиональной деятельность наиболее выражена у лиц, нацеленных на дальнейшую профессиональную психологическую деятельность (Р = 3,346, р < 0,03). Внешняя отрицательная мотивация меньше всего значима для лиц, нацеленных на дальнейшую профессиональную психологическую деятельность и наиболее значима для лиц, получающих психологическое образование для актуализации карьеры и нацеленных на поливариантную карьеру» (Г = 3,995, р < 0,01).
Обсуждение результатов исследования
В ходе проведенного исследования нам удалось выявить ряд значимых различий в показателях учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в зависимости от их профессиональной направленности. Другими словами, полученные результаты частично подтверждают предположение о том, что направленность будущей профессиональной деятельности слушателей программы профессиональной переподготовки по психологии является фактором, который влияет на выраженность учебных мотивов, профессиональной мотивации.
Необходимо отметить, что программы профессиональной переподготовки на сегодня являются мощным инструментом изменения профессионального пути и карьерного роста. Однако, возникает и ряд сложностей, связанный как с самой особенностью смены профессиональной деятельности, необходимостью освоения ранее не знакомой сферы со своими терминами, логикой, структурой, так и с особенностью обучающихся - взрослых людей с устоявшимися мотивами, сформировавшимися личностными установками и представлениями.
Учебные и профессиональные мотивы слушателей программ профессиональной переподготовки характеризуются большим разнообразием. При этом отмечается проблема низкой мотивации у слушателей, их невысокая удовлетворенность процессом и результатами обучения. Мы полагаем, что одним из путей решения этой проблемы является индивидуализация обучения в соответствии с особенностями учебной и профессиональной мотивации слушателей.
Данные, полученные в работе, могут быть полезны как для самих слушателей программ профессиональной переподготовки для повышения осознанности процесса обучения и разрешения проблемы низкой мотивации, если таковая имеется. Выделение нескольких четко различающихся групп слушателей открывает возможности как для индивидуального психологического (карьерного) консультирования с целью осознания обучающимися своих мотивов, профессиональной направленности и их корректировки, так и для усовершенствования процесса обучения. Последнее, вероятно, будет более актуально для преподавателей, обучающих слушателей и для руководителей программ профессиональной переподготовки и руководителей вузов, на базе которых организуются эти программы. Понимание руководителями и преподавателями неоднородности аудитории слушателей и их различной профессиональной направленности и действия, направленные на дифференциацию процесса обучения способны дать существенный прирост в удовлетворенности обучением и рост учебной мотивации, что способствует более гармоничному и быстрому освоению профессии.
Работа выполнена в рамках диссертационного исследования под руководством доктора психологических наук, профессора, декана факультета "Психология, педагогика и дефектология"ДГТУИ.В. Абакумовой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Ермаков П.Н. Технологии направленной ... смыслов в практике учебного процесса: монография - М.: КРЕДО, 2016. - 232 с.
2. Баженова В.С. Система дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2012. - №6. - С. 83-90.
3. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры - [электронный ресурс]: режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-1_p016-021.pdf (дата обращения: 28.05.2017).
4. Дементий Л.И., Хохлова Т.В. Особенности мотивации при получении второго высшего психологического образования // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е. Бударина. -Омск: ОмГПУ, 2005. - С. 76-80.
5. Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире // Педагогика. - 1999. - № 6. С. 106-108.
6. Лебедева Н.В. Учебная мотивация слушателей в системе переподготовки и повышения квалификации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2013. - № 4. с. 74-78.
7. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.
8. Мотивация профессиональной деятельности [Электронный ресурс] (методика К. Замфир в модификации А. Реана): Интернет версия. URL: http://azps.ru/tests/tests2_zamfir.html. (дата обращения: 10.02.2011).
9. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - Т.2. - С. 148-149.
10. Пирумян А.А., Денисова Е.Г. Исследование профессиональной направленности лиц, получающих квалификацию «Психолог» по программам профессиональной переподготовки // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/06/8250 (дата обращения: 01.06.2017).
11. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2002.
12. Трофимова Л.Н. Проблема мотивации учебной деятельности у слушателей курсов профессиональной переподготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 701.
13. Тушева Е.С. Стратегически-значимые направления исследования профессиональной переподготовки специалистов в области коррекционной педагогики // Magister Dixit. - 2011. - №3. - С. 25.
14. Чиркина С.Е., Мотивы учебной деятельности как фактор эффективности обучения взрослых в период профессиональной переподготовки, дис. канд.псих. наук, 2005.
15. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 98-103.
16. Chan, D.K.C., Yang, S.X., Hamamura, T. et al. Motivation and Emotion. -2015. - Vol. 39, Is. 6. - pp. 908-925.
17. Chun-Ming Hung et al. "A Project-Based Digital Storytelling Approach for Improving Students'. Learning Motivation, Problem-Solving Competence and Learning Achievement." Journal of Educational Technology &Amp; Society. - 2012. - vol. 15, no. 4. - pp. 368-379.
18. Gorges Julia, Kandler Christian. Adults' learning motivation: Expectancy of success, value, and the role of affective memories. Learning and Individual Differences. - Vol. 22, Is. 5. - 2012. - pp. 610-617.
19. Pintrich, P.R. A Conceptual Framework for Assessing Motivation and Self-Regulated Learning in College Students. Educational Psychology Review. - 2015. - Vol. 16, Is. 4. - pp. 385-407.
20. Yong-Ming Huan, Yueh-Min Huang. A scaffolding strategy to develop handheld sensor-based vocabulary games for improving students' learning motivation and performance. Educational Technology Research and Development. - 2015, - Vol. 63, Is. 5. - pp. 691-708.
Pirumyan Armenui Arsenovna
Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don
E-mail: [email protected]
Denisova Ekaterina Gennadievna
Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Kudentsova Svetlana Nikolaevna
Moscow state university of medicine and dentistry named after A.I. Evdokimov, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Specifics of educational and professional motivation of students receiving qualification «psychologist» on programs of professional retraining
Abstract. The paper is devoted to specifics of educational and professional motivation of students of retraining programs in Psychology without basic psychological education. It also examines the needs and prospects of further additional education as well as students' professional orientations. The study involved 61 students of the professional retraining programs at Institute of Psychology, Management and Business of Southern Federal University of Rostov-on-Don (age of respondents: 24 - 58 years old). Respondents were asked to fill in the following questionnaires: the author's questionnaire on the professional orientation, the method of studying the motives of educational activity (the modification of A.A. Rean, V.A. Yakunin), the motivation of professional activity test (K. Zamfir's Method in the modification of A. Rean). Four groups of students were identified on the basis of by their professional orientation: 1) The persons focused on career realization (or initiation); 2) The persons focused on further psychological (psychotherapeutic) activity; 3) The persons focused on improvement of self-control system; 4) The persons focused on polyvariant career. Further on the specifics of educational and professional motivation were studied both for the selected groups and for the entire sample. The obtained results partially confirm the assumption that the professional orientations of the students of professional retraining programs in psychology affect the intensity of educational motives and professional motivation.
Keywords: motivation; educational motivation; professional motivation; adult education; further additional education; professional orientation; professional retraining