Научная статья на тему 'УЧЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ'

УЧЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВЗРОСЛЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПСИХОТЕРАПЕВТЫ / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL RETRAINING / CAREER ORIENTATIONS / ADULT LEARNERS / PSYCHOTHERAPISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильгов В.И., Гребенникова В.М.

Статья посвящена проблеме повышения качества курсов профессиональной переподготовки психотерапевтов (т.е. лиц, имеющих базовое медицинское или клинико-психологическое образование, обучающихся в медицинском университете по программе дополнительного профессионального образования «Психотерапия», свыше 1000 часов). Поиск педагогических условий, которые обеспечивают повышение эффективности постдипломного профобразования специалистов-практиков, должен базироваться на научно обоснованных сведениях о закономерностях профессионально-личностного развития взрослых обучающихся в системе непрерывного образования. Цель проведенного исследования: выявление взаимосвязи карьерных ориентаций слушателей программы профессиональной переподготовки «Психотерапия» и эффективности (результативности), качества их постдипломного профобразования. На основе анализа данных диагностических методик были выявлены индивидуально-психологические факторы, которые обусловливают особенности карьерных ориентаций взрослых обучающихся в системе дополнительного профобразования (ДПО). В результате проведенного исследования можно прийти к выводу о необходимости учета мотивации, карьерных ориентаций слушателей курсов системы ДПО в построении процесса их профессиональной переподготовки для получения новой квалификации «психотерапевт», разработки на этой основе действенных персонализированных программ, ориентированных на формирование и развитие у взрослых обучающихся новых профессиональных компетенций, профессиональной культуры психотерапевта. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильгов В.И., Гребенникова В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE PSYCHOTHERAPISTS

The article is devoted to the problem of improving the quality of professional retraining courses for psychotherapists (ie persons with basic medical or clinical and psychological education, studying at a medical university under the program of additional professional education "Psychotherapy", over 1000 hours). The search for pedagogical conditions that ensure an increase in the effectiveness of postgraduate professional education of practitioners should be based on scientifically substantiated information about the patterns of professional and personal development of adult students in the system of lifelong education. The purpose of the study: to identify the relationship between the career orientations of the students of the professional retraining program "Psychotherapy" and the effectiveness (efficiency), the quality of their postgraduate professional education. Based on the analysis of these diagnostic techniques, individual psychological factors were identified that determine the characteristics of the career orientations of adult students in the system of additional vocational education (APE). As a result of the study, we can come to the conclusion that it is necessary to take into account the motivation, career orientations of the students of the CPE system in building the process of their professional retraining to obtain a new qualification "psychotherapist", the development on this basis of effective personalized programs focused on the formation and development of new professional competence, professional culture of a psychotherapist.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ»

УДК 378.046.4

Учет в системе дополнительного профобразования карьерных ориентаций будущих психотерапевтов

Accounting in the system of additional vocational education career orientations of future psychotherapists

Ильгов В.И., Российский научно-исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, novc_rgsu@mail.ru

Гребенникова В.М., Кубанский государственный университет,

vera.vernik.grebennikova@mail.ru

Ilgov V. , Pirogov Russian Medical University, novc_rgsu@mail.ru Grebennikova V., Kuban State University, vera.vernik.grebennikova@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.008

Ключевые слова: система дополнительного профобразования, профессиональная переподготовка, карьерные ориентации, взрослые обучающиеся, психотерапевты.

Keywords: system of additional vocational education, professional retraining, career orientations, adult learners, psychotherapists.

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения качества курсов профессиональной переподготовки психотерапевтов (т.е. лиц, имеющих базовое медицинское или клинико-психологическое образование, обучающихся в медицинском университете по программе дополнительного профессионального образования «Психотерапия», свыше 1000 часов). Поиск педагогических условий, которые обеспечивают повышение эффективности постдипломного профобразования специалистов-практиков, должен базироваться на научно обоснованных сведениях о закономерностях профессионально-личностного развития взрослых обучающихся в системе непрерывного образования. Цель проведенного исследования: выявление взаимосвязи карьерных ориентаций слушателей программы профессиональной переподготовки «Психотерапия» и эффективности (результативности), качества их постдипломного профобразования. На основе анализа данных диагностических методик были выявлены индивидуально-психологические факторы, которые обусловливают особенности карьерных ориентаций взрослых обучающихся в системе дополнительного профобразования (ДПО). В результате проведенного исследования можно прийти к выводу о необходимости учета мотивации, карьерных ориентаций слушателей курсов системы ДПО в построении процесса их профессиональной переподготовки для получения новой квалификации «психотерапевт», разработки на этой основе действенных персонализированных программ, ориентированных на формирование и развитие у взрослых обучающихся новых профессиональных компетенций, профессиональной культуры психотерапевта. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.

Abstract. The article is devoted to the problem of improving the quality of professional retraining courses for psychotherapists (ie persons with basic medical or clinical and psychological education, studying at a medical university under the program of additional professional education "Psychotherapy", over 1000 hours). The search for pedagogical conditions that ensure an increase in the effectiveness of postgraduate professional education of practitioners should be based on scientifically substantiated information about the patterns of professional and personal development of adult students in the system of lifelong education. The purpose of the study: to identify the relationship between the career orientations of the students of the professional retraining program "Psychotherapy" and the effectiveness (efficiency), the quality of their postgraduate professional education. Based on the analysis of these diagnostic techniques, individual psychological factors were identified that determine the characteristics of the career orientations of adult students in the system of additional vocational education (APE). As a result of the study, we can come to the conclusion that it is necessary to take into account the motivation, career orientations of the students of the CPE system in building the process of their professional retraining to obtain a new qualification "psychotherapist", the development on this basis of effective personalized programs focused on the formation and development of new professional competence, professional culture of a psychotherapist.

Введение.

1.1. Постановка проблемы исследования. В системе дополнительного профессионального образования качество оказываемых услуг в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки взрослых обучающихся (специалистов-практиков) в значительной мере зависит от их мотивации, карьерных ориентаций личности.

Современная ситуация на рынке труда характеризуется достаточно жесткой

конкуренцией среди специалистов, в том числе и специалистов «помогающего»

(социономического) профиля, к числу которых относятся и психотерапевты. По результатам проведенного пилотного исследования (анкетирование, интервьюирование будущих слушателей, п=86 человек, по программе дополнительного профессионального

образования «Психотерапия», свыше 1000 часов) были получены следующие данные: взрослые обучающиеся (специалисты-практики с базовым медицинским или клинико-психологическим образованием) ориентированы на успешное развитие профессиональной карьеры, достижение уважаемого социального статуса и достойного материального дохода.

Следует заметить, что в данной статье мы поддерживаем мнение ряда исследователей [1;3;5;9], которые в современных реалиях рынка труда трактуют карьеру как индивидуальную траекторию целостного жизненного пути человека, причем в процессе «продвижения» по данному пути человек гармонизирует выполнение различных социальных ролей (профессиональной роли, семейной, творческой самореализации).

Как показал анализ научной литературы и реальной практики профессиональной подготовки психотерапевтов в системе дополнительного профобразования, как правило, при проектировании учебного плана, организационно-процессуального и

содержательно-методического базисов процесса обучения взрослых слушателей курсовой подготовки не учитываются карьерные ориентиры специалистов-практиков, слабо изучается и мотивация слушателей программы профпереподготовки. Между тем, по нашему мнению, учет карьерных ориентаций будущих психотерапевтов, их мотивации может являться одним из педагогических условий повышения качества реализации программы ДПО.

1.2. Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет

говорить о том, что в современной науке вариативные проблемы карьеры и карьерных ориентаций изучены достаточно разносторонне. Так, в частности, изучались процессы постановки карьерных целей и проектирования карьерных стратегий у студенческой молодежи [2], возможности управления карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов [16], исследовались факторы, способствующие успешному развитию индивидуальной карьеры молодого специалиста [19], рассматривались процессы

профессионального и личностного роста, саморазвития личности специалиста в ходе карьерного продвижения [11]. Был разработан и верифицирован опросник «Карьерные ориентации» [7]. В процентном отношении подавляющее большинство научных психолого-педагогических исследований последних десятилетий по проблемам карьерных ориентаций и карьерных предпочтений были ориентированы на студенческую молодежь [12;13;14;15].

Вместе с тем, практически отсутствуют научные разработки, которые исследуют процессы трансформации карьерных ориентаций у взрослых обучающихся, специалистов-практиков, осваивающих в системе ДПО новую для них квалификацию.

Отметим, что в зарубежной психологии труда, педагогики профессионального образования сложились американская, европейская и японская традиции различных вариантов трактовки понятия «карьера современного специалиста». Так, например, Д. Холл считает, что карьера представляет собой последовательное продвижение вверх в организационной иерархии [20]. Д. Сьюпер отмечает, что понятия «успешность карьеры» и «удовлетворенность жизнью» взаимосвязаны. Для успешной карьеры необходимым условием является полная самореализация человеком в профессии своих способностей, интересов, качеств и свойств личности, творческого потенциала [17]. По мнению К. Иксона, в карьере имеется динамическая составляющая

(предполагается развивающийся во времени профессиональный и личностный рост, моральное удовлетворение от результатов труда, взаимодействия с коллегами, материальное благополучие и др.) и статическая составляющая (данная составляющая связана с таким понятием, как «стабильность», закрепление человека в профессии, уверенность в завтрашнем трудовом дне, что чрезвычайно важно в условиях «лихорадочных» изменений на современном

рынке труда, нестабильности в сфере трудовой занятости и безработицы. Иными словами, специалист с успешно складывающейся карьерой будет всегда востребован работодателями [18].

В России сложилась своя традиция понимания карьеры как успеха в какой-либо деятельности. Определение карьеры через понятие «успешность» считается в отечественной науке ключевым. Карьера - это успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной,

профессиональной) деятельности [8]. Карьерные ориентации представляют собой субъективные суждения специалиста (работника) о своем профессиональном (трудовом) будущем, ожидаемые пути самовыражения

(самореализации) в профессии и удовлетворения трудом. Л.Г. Почебут и В.А. Чикер считают, что следует выделить субъективный и объективный критерии успешности карьеры. Субъективный критерий предполагает удовлетворенность человеком как его трудовой (профессиональной) ситуацией, так и жизненной (социально-бытовой, семейно-личностной и др.) ситуацией в целом. Объективный критерий успешности карьеры включает в себя достижение специалистом социального статуса, авторитета в профессиональном сообществе, к которому он стремился [10].

В контексте проведенного авторами статьи исследования карьерных устремлений, ориентаций будущих психотерапевтов (напомним, что нашими респондентами были взрослые люди от 30 до 55 лет, которые имели базовое медицинское или клинико-психологическое образование и добровольно пришли на курсы профессиональной переподготовки по программе «Психотерапия») наиболее точным представляется следующее определение карьеры: это реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намеченному и личностно-значимому социальному статусу, что обеспечивает его профессиональное, индивидуально-субъектное и социальное самоутверждение, самореализацию [4;8].

В целом же, категории «карьерные устремления», «карьерные ориентации» специалиста сопряжены (взаимосвязаны) с такими понятиями, как «профессионально-личностное развитие», «профессионально-личностная самореализация».

Материалы и методы. Методология. Исследование осуществлялось на базе РНИМУ имени Н.И. Пирогова. Всего в исследовании приняли участие 138 слушателей курсов (8

человек в возрасте от 51 до 55 лет; 32 человека в возрасте от 45 до 50 лет, 68 человек в возрасте от 35 до 44 лет; 30 человек в возрасте от 29 до 34 лет; 57 человек имели базовое клинико-психологическое образование; 81 человек имели базовое высшее медицинское образование), обучающихся по программе ДПО «Психотерапия» (свыше 1000 часов). Все респонденты принимали участие в экспериментальной работе добровольно. Им были разъяснены суть и базовые позиции проводимой научно-исследовательской работы.

Особенности карьерных ориентаций будущих психотерапевтов изучались с помощью методики Э. Шейна «Якоря карьеры». Были использованы: методика определения уровня субъективного контроля Дж. Роттера; теста «Самооценка» Н.М. Пейсахова; личностные опросники Айзенка, Кеттелла; методики исследования типа активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гумюника [6]. Также была применена методика экспертной оценки уровня развития у слушателей профессионально важных качеств личности психотерапевта (с расчетом коэффициента конкордации). Статистические методы включали в себя расчет среднего арифметического по группе, стандартного отклонения, сравнительный анализ средних значений с помощью непараметрического и-критерия Манна-Уитни, факторный анализ (метод главных компонент, вращение Кайзера), корреляционный анализ (расчет коэффициента корреляции по Спирмену).

Методологической основой проведенного исследования выступали андрагогический, личностно-ориентированный, профессиографический, синергетический,

субъектно-деятельностный, системный,

акмеологический подходы к непрерывному профессиональному образованию специалистов «помогающего» профиля (в нашем случае, этими специалистами являются психотерапевты). Также методология проведённого исследования базировалась на концепции системогенеза профессиональной деятельности; на

концептуальных положениях о саморазвитии, самореализации личности в процессе профессиональной подготовки и переподготовки; на теоретико-методологических основах процессов профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации личности специалиста.

Результаты. Анализ анкет и интервью слушателей курсовой профпереподготовки позволил выявить следующие группы мотивов, которые «привели» их на программу ДПО «Психотерапия»: а) индивидуально-значимые

мотивы (характерные фразы из анкет, интервью: «уверен(а), что смогу добиться успеха в работе психотерапевта, что буду получать удовлетворение от данной профессии», «понял(а), что необходимо изменить свой

профессиональный путь; в неврологии я практически все знаю и умею, надо расширить возможность нового трудоустройства», «сначала хочу провести психотерапевтическую работу с самим(ой) собой», «почувствовал(а)

необходимость «профессиональной движухи», хочется расширить свои профессиональные горизонты»; «разочаровался в прежней профессии, хочу на курсах с помощью экспертов выяснить: есть у меня способности к психотерапии или лучше искать другие профессиональные пути», «хочу на основе изученных традиционных школ психотерапии попробовать создать что-то свое новое, оригинальное»); б) социально-ориентированные мотивы («очень хочется помогать близким и знакомым в решении их личностных, семейных, жизненных проблем на основе освоенных психотерапевтических методик», «считаю, что в нашей стране психотерапевтическая помощь населению слабо развита, стремлюсь внести свою лепту в ее развитие», «все коллеги по работе, друзья и знакомые говорят мне, что у меня есть талант психотерапевта, решил(а) проверить»); в) мотивы самокоррекции («хочу кое в чем изменить себя как профессионала, например, очень хочу научиться скрывать свои недостатки, преодолевать их»; «от предыдущей работы чувствую эмоциональное выгорание, очень хочу научиться контролировать свои эмоции, научиться по-настоящему релаксировать и медитировать»; «думаю, что полученные знания и умения по психотерапии помогут мне скорректировать мои отношения с клиентами, пациентами, администрацией, коллегами, стал замечать за собой странную склонность в раздражительности», «после несколько лет работы понял(а), что недостаточно хорошо владею методиками индивидуального и группового консультирования, проведения тренингов; надо ликвидировать

профессиональные пробелы», и др.) [9].

В результате факторизации полученных эмпирических данных, были выделены пять основных факторов, которые, по мнению наших респондентов, как обусловливают успешность дальнейшей карьеры психотерапевта, так и их успешность обучения в системе ДПО. К таким факторам относятся: первый фактор (23,21% доля объяснимой дисперсии) включает в себя такие качества личности, как: устойчивость

мыслительной деятельности от эмоциональных помех (0,601); гибкость мыслительной деятельности (0,771); креативность (0,664); абстрактность мышления (0,779);

самостоятельность (0,574); второй фактор (19,87% доля объяснимой дисперсии): терпимость к неопределенности (0,847); уверенность в себе (0,717); работоспособность (0,618); настойчивость (0,687); потребность в достижениях (0,765); третий фактор (16,58% доля объяснимой дисперсии) включает в себя следующие факторные нагрузки: ответственность (0,794); адекватность самооценки (0,881); трудолюбие (0,618); четвертый фактор (14,33% доля объяснимой дисперсии): эмоциональная устойчивость (0,788); самоконтроль (0,784); сдержанность (0,677); рациональность (0,604); пятый фактор (10,91% доля объяснимой дисперсии) включает в себя: дипломатичность (0,778); нормативность поведения (0,734); терпимость к окружающим людям (0,667); энтузиазм (0,601); организованность (0,577); решительность (0,509).

В целом же результаты факторного анализа позволяют констатировать тот факт, что взрослые обучающиеся связывают карьерную успешность с позитивными качествами личности, социально значимыми свойствами и профессионально важными качествами специалиста

«помогающего» профиля.

В группе слушателей курсов в возрасте от 35 до 44 лет были выявлены достоверно значимые взаимосвязи между следующими показателями: ценность профессиональной компетентности психотерапевта положительно коррелирует с показателями эмоциональной устойчивости личности специалиста «помогающего» профиля (г = 0,301, p < 0,01) и уверенности в себе (г = 0,196, p < 0,01).

Показатели карьерной ориентации слушателей с базовым клинико-психологическим образованием на профессиональную психотерапевтическую практику имеют корреляционную связь с такими характерологическими особенностями личности взрослых обучающихся, как общительность (г = 0,183, p < 0,05), высокий интеллект (г = 0,211, p < 0,01), эмоциональная устойчивость (г = 0,191, p < 0,05), уверенность в себе (г = 0,249, p < 0,01), высокий самоконтроль (г = 0,232, p < 0,01).

Показатели степени выраженности карьерной ориентации на стабильность в работе в группе респондентов в возрасте от 45 до 50 лет (в основном с базовым медицинским образованием) коррелируют с показателями уровня развития у них практичности (г = 0,236, p < 0,01),

доминантности (г = 0,231, p < 0,01), сдержанности (г = 0,341, p < 0,01), конформизма (г = 0,196, p < 0,01).

Необходимо отметить, что успеваемость взрослых обучающихся по различным дисциплинами программы профессиональной переподготовки была неоднородной. Условно среди слушателей курсов можно было выделить подгруппу «успешные взрослые обучающиеся» (они быстро и качественно осваивали программный материал, методически грамотно разбирали кейсы, демонстрировали уверенное владение комплексом диагностических методик и навыками интерпретации их результатов, в ходе тренингов и практикумов проявляли коммуникабельность, эмпатийность,

перцептивность; в ходе выездных занятий на клинические базы продуктивно общались с экспертами-наставниками, ассистировали

профессионалам-мастерам в проведении психотерапевтических сессий; устанавливали эффективный личностно-деловой контакт с пациентами, клиентами и др.) и «индифферентные взрослые обучающиеся» (среди них было много специалистов, которых на курсы профессиональной переподготовки направила администрация их места работы; встречались среди них и излишне стеснительные личности, которые могли раскрыться только в индивидуальных контактах с преподавателями курсов; также в этой подгруппе были и лица с завышенное самооценкой, которые считали, что уже очень многое знают и понимают в психотерапевтической практике, для них главное «корочка диплома»).

В подгруппе «успешные взрослые обучающиеся» наибольшее количество взаимосвязей было выявлено между показателями ориентации будущих

психотерапевтов на служение, желание помочь другим людям и показателями таких особенностей их личности, как общительность (г = 0,317, p < 0,01), высокий интеллект (г = 0,185, p < 0,05), экспрессивность (г = 0,201, p < 0,01), высокая нормативность поведения (г = 0,458, p < 0,01), уверенность в себе (г = 0,476, p < 0,01), самоконтроль (г = 0,333, p < 0,01).

Обращает на себя внимание тот факт, что в подгруппе «индифферентные взрослые обучающиеся» было выявлено значительно меньшее количество корреляционных связей между обозначенными показателями.

Особый интерес вызывают результаты корреляционного анализа типологических характеристик личности будущих

психотерапевтов и их карьерных ориентаций. В

подгруппе «успешные взрослые обучающиеся» были выявлены достоверно существующие взаимосвязи между следующими показателями: ориентация на профессиональную

компетентность положительно коррелирует с сангвинистически-реалистическими чертами личности (г = 0,484, p < 0,01) и отрицательно - с показателями ее психотизма (г = -0,354, p < 0,01).

В нашем исследовании для нас было значимо определить специфику и сущность процесса профессионально-личностного развития будущих психотерапевтов в системе ДПО. Следует подчеркнуть, что обучение по программе «Психотерапия» проводилось на базе медицинского университета в очной форме, с отрывом от производства. Это создавало особую профессионально-образовательную среду, в которой практически ежедневно осуществлялось взаимодействие в системе «взрослый обучающийся - группа слушателей курсов -преподаватели - профессионалы-наставники баз клинической практики - супервизоры». Мы пришли к выводу, что сущность процесса профессионально-личностного развития будущих психотерапевтов в системе ДПО можно рассматривать в контексте разрешения комплекса противоречий в системе: «требования профессии (в частности, требования к профессиональным и личностным качествам психотерапевта) -актуальные и потенциальные профессионально-личностные возможности взрослого

обучающегося (для этого проводились специализированные психодиагностические сессии, индивидуальные консультации психотерапевтов кафедры психотерапии медицинского университета) - мотивы и потребности самого взрослого обучающегося (например, в сфере карьерного роста, расширения профессионального кругозора, в области профессиональной самореализации и др.) -усилия в период курсовой подготовки самого взрослого обучающегося в сфере саморазвития у себя профессионально важных качеств психотерапевта, и др.».

Считаем целесообразным подчеркнуть такой момент: специфика труда психотерапевта накладывает определённый отпечаток на содержание и методический базис процесса профессионально-личностного развития

специалиста (взрослого обучающегося) в системе профессиональной переподготовки. С целью определить: «каков мотивационный потенциал освоения слушателями курсов профессии психотерапевта?» авторами статьи были проведены беседы, анкетирование,

интервьюирование взрослых обучающихся;

также был осуществлён контент-анализ дневников самонаблюдений в периоды преддипломной практики, стажировки. Более 58% респондентов (п=138) отметили, что в процессе реализации трудовых функций психотерапевта они смогут удовлетворить такие личностные потребности как: потребность в уважении, в познании интересного мира людей, в позитивном личностно-деловом взаимодействии с людьми (клиентами, коллегами); потребность в профессиональном и личностном росте, в творческой самореализации, и др.

Обсуждение. Результаты корреляционного анализа в общей исследовательской выборке позволили выявить корреляционные плеяды взаимосвязи между показателями карьерных ориентаций и индивидуально-типологических характеристик личности будущих

психотерапевтов (взрослых обучающихся в системе ДПО). Так, например, такая карьерная ориентация как овладение высоким уровнем профессиональной компетентности

психотерапевта характеризует в основном слушателей курсов, имеющих преимущественно реалистический склад личности, направленность на рационализм и достижения. Ориентация на служение характерна для тех взрослых обучающихся, кто характеризуется

сознательностью выбора профессии

психотерапевта, коммуникабельностью,

направленностью на взаимодействие (по «Ориентировочной анкете» Басса), аналитико-синтетическим образом мышления,

общительностью, общей направленностью на дело и на других людей, на выполнение (решение) профессиональных задач. Карьерная ориентация на профессиональную

самореализацию в психотерапевтической практике взаимосвязана с такими профессиональными характеристиками личности слушателей курсов, как работоспособность (г = 0,357, p < 0,01), самокритичность (г = 0,221, p < 0,01), аккуратность (г = 0,206, p < 0,01), трудолюбие (г = 0,322, p < 0,01), увлеченность (г = 0,491, p < 0,01). Следует обратить внимание на то, что ориентация на стабильность работы положительно коррелирует с такими индивидуально-типологическими характеристиками личности взрослых обучающихся, как флегматические черты личности, склонность к конформизму, подчинению, потребность в удовлетворении личных интересов. Результаты корреляционного анализа показателей карьерных ориентаций будущих психотерапевтов и особенностей их социально-психологических характеристик

позволяют выделить в качестве существенного социально-психологического фактора карьерных ориентаций, действующего на уровне личности, такие особенности, как самооценка личности, уровень интернальности контроля в разных сферах жизнедеятельности, тип определенной активности субъекта труда и уровень развития потребности в поиске ощущений и креативности.

Таким образом, на уровне личности карьерные ориентации взрослых обучающихся (слушателей курсов системы ДПО) обусловлены следующими основными факторами: а) индивидуально-типологическими факторами; б) профессиональными характеристиками личности будущих психотерапевтов; в) социально-психологическими характеристиками личности.

В системе ДПО успешность (результативность) профессионально-

личностного развития взрослого обучающегося (будущего психотерапевта) во многом зависит от уровня развития его аутопсихологической компетентности. Данная компетентность отражает готовность и способность слушателя курсов проводить адекватный самоанализ сильных и слабых сторон своей учебной и трудовой деятельности, целенаправленно осуществлять работу по самоизменению тех или иных коммуникативных, поведенческих, личностных характеристик [9].

Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что карьерные ориентации будущих психотерапевтов формируются в зависимости от индивидуально-типологических, профессионально-личностных и социально-психологических характеристик их личности.

Условная подгруппа «успешные взрослые обучающиеся», имеющие определенные достижения в процессе профессиональной переподготовки и в начальной организации своей профессиональной карьеры, обладают теми особенностями личности, которые определяют их стремление к служению, то есть принесению пользы другим людям и обществу в целом, их способности брать на себя ответственность за предпринимаемые действия, быть лидером в профессиональном сообществе.

Интегративным результатом

профессионально-личностного развития

будущего психотерапевта (взрослого обучающегося в системе ДПО) выступает осознание им необходимости в проектировании и реализации персонифицированных программ саморазвития на основе понимания особенностей своего профессионального бытия, рефлексивного опыта, а также готовность и способность к

самопреобразующей деятельности, позволяющая разрешить противоречие между актуальным и

желаемым уровнями профессионального и личностного развития, самореализации.

Литература:

1. Верниенко Л.В. Стратегии построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования / Л.В. Верниенко // Век качества. - 2018. -№ 2. - С. 93-98.

2. Голубева Т.С. Предпочтения и ожидания студенческой молодежи, обучающейся по направлению «государственное и муниципальное управление», при определении будущей карьерной стратегии / Т.С. Голубева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 10. - С. 41-46

3. Галкина Т.Э., Никитина Н.И. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования / Т.Э. Галкина, Н.И. Никитина // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 3(25). - С. 42-47.

4. Гребенникова В.М., Ильгов В.И. Социально-педагогическая подготовка психотерапевтов в системе повышения их квалификации / В.М. Гребенникова, В.И. Ильгов // Казанский педагогический журнал. -2019. - № 1(132). - С. 106-110.

5. Гребенникова В.М., Никитина Н.И., Романова Е.Ю. Качество дополнительного профобразования специалистов "помогающих" профессий и математические методы в его оценки / В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина, Е.Ю. Романова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - С. 354.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб: Питер, 2007.

7. Жданович А.А. Реадаптация опросника «Карьерные ориентации» и его стандартизация на студенческой выборке / А.А. Жданович // Психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 4-19

8. Маркова А.К. Психология профессионализма /

A.К. Маркова. - М.: Знание, 1996.

9. Никитина Н.И., Захарчук Л.М., Гребенникова

B.М. Профессионально-личностное развитие специалистов социономического профиля в системе "колледж - вуз - постдипломное образование" / Н.И. Никитина, Л.М. Захарчук, В.М. Гребенникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 4(16). -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 24-37.

10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. -СПб: Речь, 2000.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М., Академия.

12. Терехова Т.А. Проявления карьерных

ориентаций у студентов-психологов / Т.А. Терехова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 1(25). - С. 120-126.

13. Халудорова А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентаций современных студентов / А.В. Халудорова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 110-116.

14. Чуркин С.Д., Дубовицкая Т.Д., Маслов Е.Б. Профессиональная направленность и карьерные ориентации студентов различных факультетов / С.Д. Чуркин, Т.Д. Дубовицкая, Е.Б. Маслов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 377-377.

15. Шурухина Г.А., Нухова М.В., Шаяхметова Э.Ш. Взаимосвязь уверенности и карьерных ориентаций у студентов старших курсов [Электронный ресурс] / Г.А. Шурухина, М.В. Нухова, Э.Ш. Шаяхметова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21730

16. Юртаева Н.И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза / Н.И. Юртаева // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 1. - С. 300-306.

17. Cortellazzo L., Bonesso S., Gerli F. (2019) Protean career orientation: Behavioral antecedents and employability outcomes // Journal of Vocational Behavior, In press, journal pre-proof, Available online 5 October 2019. Article 103343 https://doi.org/10.1016/j .jvb.2019.103343

18. Modestino A.S., Sugiyama K., Ladge J. (2019) Careers in construction: An examination of the career narratives of young professionals and their emerging career self-concepts // Journal of Vocational Behavior, Volume 115, December 2019, Article 103306 https://doi.org/10.1016/jjYb.2019.05.003

19. Rath T.S., Mohanty M., Pradhan B. (2019) An alternative career progression model for Indian women bank managers: A labyrinth approach // Women's Studies International Forum, Volume 73, March-April 2019, Pages 24-34. https://doi.org/10.1016/j.wsif.2019.01.005

20. Sullivan S.E., Ariss A. (2019) Making sense of different perspectives on career transitions: A review and agenda for future research // Human Resource Management Review, In press, corrected proof, Available online 14 September 2019, Article 100727 https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2019.100727

References:

1. Vernienko L.V. Strategies for building a career by students in the process of obtaining higher education / L.V. Vernienko // The Age of Quality. - 2018. - № 2. - P. 93-98.

2. Golubeva T.S. Preferences and expectations of student youth studying in the direction of "state and

municipal management" in determining the future career strategy / T.S. Golubeva // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2017. - № 10. - P. 41-46

3. Galkina T.E., Nikitina N.I. Personalized approach in the system of additional professional education / T.E.

Galkina, N.I. Nikitina // Education and self-development. -2011. - № 3 (25). - S. 42-47.

4. Grebennikova V.M., Ilgov V.I. Socio-pedagogical training of psychotherapists in the system of improving their qualifications / V.M. Grebennikov, V.I. Ilgov // Kazan pedagogical journal. - 2019. - № 1 (132). - P. 106-110.

5. Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Romanova E.Yu. The quality of additional vocational education of specialists "helping" professions and mathematical methods in its assessment / V.M. Grebennikova, N.I. Nikitina, E.Yu. Romanova // Modern problems of science and education. -

2015. - № 6. - P. 354.

6. Eliseev O. P. Workshop on personality psychology / O.P. Eliseev. - SPb: Peter, 2007.

7. Zhdanovich A.A. Readaptation of the questionnaire "Career orientations" and its standardization on the student sample / A.A. Zhdanovich // Psychological journal. - 2007. - № 4. - P. 4-19

8. Markova A.K. Psychology of professionalism / A.K. Markov. - M.: Knowledge, 1996.

9. Nikitina N.I., Zakharchuk L.M., Grebennikova V.M. Professional and personal development of socionomic specialists in the system "college - university - postgraduate education" / N.I. Nikitina, L.M. Zakharchuk, V.M. Grebennikova // Continuing education: XXI century. -

2016. - № 4 (16). - S. 24-37.

10. Tebut L.G., Chiker V.A. Organizational social psychology / L.G. Pochebut, V.A. Cheeker. - SPb: Speech, 2000.

11. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice / N.S. Pryazhnikov. - M., Academy.

12. Terekhova T.A. Manifestations of career orientations among psychology students / T.A. Terekhova // Humanitarian vector. Series: Pedagogy, Psychology. -2011. - № 1(25). - S. 120-126.

13. Haludorova A.V. Interrelation of value and career orientations of modern students / A.V. Haludorova // Bulletin of th13.00.01e Buryat State University. - 2010. - № 5. - P. 110-116.

14. Churkin S.D., Dubovitskaya T.D., Maslov E.B. Professional orientation and career orientations of students of various faculties / S.D. Churkin, T.D. Dubovitskaya, E.B. Maslov // Modern problems of science and education. - 2012. - № 2. - P. 377-377.

15. Shurukhina G.A., Nukhova M.V., Shayakhmetova E.Sh. The relationship of confidence and career orientations among senior students [Electronic resource] / G.A. Shurukhina, M.V. Nukhova, E.Sh. Shayakhmetova // Modern problems of science and education. - 2015. - № 22. - Access mode: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21730

16. Yurtaeva N.I. Management of career orientations in the professional development of students of an engineering university / N.I. Yurtaeva // Bulletin of Kazan Technological University. - 2012. - № 1. - P. 300-306.

17. Cortellazzo L., Bonesso S., Gerli F. (2019) Protean career orientation: Behavioral antecedents and employability outcomes // Journal of Vocational Behavior, In press, journal pre-proof, Available online 5 October 2019. Article 103343 https://doi.org/10.1016/ j.jvb.2019.103343

18. Modestino A.S., Sugiyama K., Ladge J. (2019) Careers in construction: An examination of the career narratives of young professionals and their emerging career self-concepts // Journal of Vocational Behavior, Volume 115, December 2019, Article 103306 https://doi.org/10.1016/jjvb.2019.05.003

19. Rath T.S., Mohanty M., Pradhan B. (2019) An alternative career progression model for Indian women bank managers: A labyrinth approach // Women's Studies International Forum, Volume 73, March-April 2019, Pages 24-34. https://doi.org/10.1016/j.wsif.2019.01.005

20. Sullivan S.E., Ariss A. (2019) Making sense of different perspectives on career transitions: A review and agenda for future research // Human Resource Management Review, In press, corrected proof, Available online 14 September 2019, Article 100727 https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2019.100727

13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.