УДК 378
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОТЕРАПЕВТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ
В.М. Гребенникова, В.И. Ильгов
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы социально-педагогической подготовки психотерапевтов в системе повышения их квалификации. Констатируется, что для формирования социально-педагогической культуры психотерапевтов преподавателями социально-педагогического модуля курсовой подготовки должна быть разработана локальная дидактическая система, которая учитывала бы андрагогические закономерности, принципы осуществления профессионально-образовательного процесса взрослых специалистов-практиков, а также учитывала бы актуальный уровень психолого-педагогической подготовки слушателей курсов. Авторы статьи доказывают, что владение социально-педагогическими методиками может значительно помочь психотерапевту в создании объективной (всесторонне рассмотренной) картины проблемной ситуации в жизнедеятельности его клиента (пациента). Владение психотерапевтом системными знаниями в сфере социально-педагогических теорий и практик способствует пониманию специалистом проблемных зон социализации, социальной адаптации личности клиента. Проанализирован практический опыт медицинских вузов по реализации в рамках курсовых программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки психотерапевтов социально-педагогического модуля.
Ключевые слова: система повышения квалификации, психотерапевты, социальная педагогика, междисциплинарность, интегративный подход, синергетический подход, социально-педагогическая культура.
SOCIO-PEDAGOGICAL TRAINING OF PSYCHOTHERAPISTS IN THE SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT
V. Grebennikova, V. Ilgov
Abstract. This article reveals the problems of socio-pedagogical training of psychotherapists in the system of improving their skills. It is stated that for the formation of socio-pedagogical culture of psychotherapists teachers of socio-pedagogical module of course training should be developed a local didactic system that would take into account the andragogical laws, the principles of implementation of professional and educational process of adult practitioners, that will consider as well the current level of psychological and pedagogical training of students. The authors of the article prove that the possession of socio-pedagogical techniques provide a real assistance to the psychotherapist in creating an objective (comprehensive) vision of the problem situation in the daily life of one's client (patient). The psychotherapist's possession of systemic knowledge in the field of socio-pedagogical theories and practices contributes to the specialist's understanding of the problem areas of socialization, social adaptation of the client's personality. The practical experience of medical universities on the implementation of training programs, professional retraining of psychotherapists of socio-pedagogical module is analyzed.
Keywords: system of professional development, psychotherapists, social pedagogy, interdisciplinary, integrative approach, synergetic approach, social and pedagogical culture.
Современному российскому обществу необходимы высококвалифицированные
психотерапевты, которые компетентны в сфере синергетического подхода к процессу оказания клиентам (пациентам) медико-терапевтических, психологических услуг. Под синергетическим подходом мы понимаем умение (а также способность и готовность) психотерапевта в процессе оказания помощи клиенту (пациенту) комплексно (в органическом единстве и взаимосвязи) применять вариативные методы психологического, социально-педагогического, медицинского воздействия для разрешения проблемной ситуации в психическом здоровье человека.
На сегодняшний день многие люди (даже с медицинским образованием) довольно часто не могут четко (ясно) объяснить принципиальные
различия в профессиональной деятельности таких специалистов, как «психотерапевт», «психиатр», «психолог».
В сознании многих простых людей (как их принято называть «обывателей») существует значительная путаница, связанная с сутью понятия «психотерапия».
В данной статье речь пойдет о содержании программ дополнительного профессионального образования (курсов повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки) психотерапевтов. Поэтому считаем
целесообразным разъяснить различия в профессиональной деятельности данных специалистов (психотерапевтов) и психиатров, практических психологов.
Психиатром является специалист, который имеет высшее медицинское образование
достаточно узкого направления. Данный специалист, как правило, занимается медикаментозным лечением (назначает препараты психофармакологической группы) серьезных (тяжелых) заболеваний (недугов) психики и нервной системы.
Психологом может работать человек, который не имеет высшего медицинского образования, а имеет высшее образование, которые получил в вузе по направлению подготовки «Психология». Важно, что психолог не назначает клиентам лекарств (фармакологических препаратов), он в идеале работает только с условно здоровыми людьми. Суть профессиональной деятельности психолога состоит (заключается) в совместном поиске с клиентом (на уровне вербальной, вопросно-ответной, смыслообразующей коммуникации) вариативных путей разрешения той или иной проблемной ситуации (внутриличностной, межличностной, личностно-групповой и др.).
Психотерапевтом (согласно стандартам, которые действуют в Российской Федерации) является дипломированный специалист с высшим медицинским образованием (это, как правило, психиатр, невролог, невропатолог, иногда и педиатр), который обязательно прошел (изучил) программу дополнительного профессионального обучения «Психотерапия» (получил документ установленного образца медицинского вуза).
Психотерапевт может в своей профессиональной практике (в отличие от психолога) использовать медикаментозные средства (препараты психофармакологической группы). Однако (в отличие от психиатра) психотерапевт лечит, как правило, психические расстройства легкой и средней тяжести. В процессе своего труда (в ходе межличностного взаимодействия с пациентом) психотерапевт оказывает профессиональную психологическую помощь пациенту (клиенту), используя при этом весь арсенал психологических средств, приемов, тактик, а также все виды психотерапии как лечебного воздействия на психику человека слова, искусства (арт-терапия), двигательной активности и др.
В рамках мировой практики психотерапевты призваны помогать клиенту (пациенту) осознать (понять, осмыслить) истинную мотивацию своих действий (поступков), а также помогать найти пути решения душевных проблем личности, которые в значительной степени (мере) обусловливают наличие у пациента психосоматических заболеваний (это, как правило, заболевания сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта,
дыхательной системы и др.). Своей работой психотерапевт через эффективное разрешение психологических проблем клиента способствует разрешению его проблем телесных.
В целом же психотерапевт занимается лечением депрессий, неврозов, панических атак, тревожных и неврозоподобных состояний. В случае продуктивного личностного
взаимодействия с пациентом (клиентом) психотерапевт помогает ему преодолеть боль душевных травм, повысить самооценку, управлять своим психоэмоциональным состоянием, контролировать проявления своих негативных эмоций, помогает научиться эффективному общению с окружающими людьми и др.
Высокопрофессиональные психотерапевты стремятся в своей работе минимизировать назначение лекарственных препаратов, стараются усилить свое вербальное (словесное) воздействие на клиента (пациента), практикуют использование синтеза таких методик, как телесноориентированная терапия, транзактный анализ, гипноз, когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия, клиент-центрированная терапия, психоанализ, и др.
Профессиональная деятельность
психотерапевта чрезвычайно сложна, многогранна. Ведь в случае низкого профессионализма психотерапевта велик риск нанести ущерб психическому здоровью пациента (клиента).
Следует заметить, что на сегодняшний день в РФ не существует профессионального стандарта «Психотерапевт». Этот факт обусловливает целый ряд проблем в профессиональной подготовке психотерапевтов (достаточно просмотреть содержание дискуссий на сайтах таких организаций, как Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, Ассоциация медицинских (клинических) психологов, и др.). Вместе с тем следует отметить тот факт, что существует ФГОС ВО программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.22 Психотерапия. Согласно данному документу, вуз самостоятельно определяет совокупность учебных дисциплин. В целом же, профессиональная подготовка психотерапевтов в ординатуре включает в себя синтез знаний, умений, навыков, компетенций из области медицины, фармакологии, психиатрии, психологии. И к сожалению, в данной подготовке отсутствуют даже вкрапления социально-педагогических знаний, умений. Проведенный анализ программ курсов повышения
квалификации (от 72 ч. до 280 ч.) ряда медицинских вузов РФ по тематике «Психотерапия» показал, что в них совсем не представлены даже минимальные социально-педагогические знания. Между тем, такие знания, умения могут способствовать повышению профессионализма психотерапевтов-практиков. Ведь изучение таких разделов социальной педагогики, как социально-педагогическая виктимология, социально-педагогическая
девиантология, социально-педагогическая
фамилистика, этнопедагогика, социально-педагогическая деонтология и др. может помочь психотерапевту в понимании сути причин семейных проблем пациента (клиента), в установлении причинно-следственных связей при объяснении тех или иных девиаций в его поведении, в понимании этнокультурной специфики менталитета клиента.
Поэтому считаем целесообразным ниже остановиться на необходимости включения в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по тематике «Психотерапия» разделов социально-педагогического профиля.
Сначала несколько слов о специфике системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров в нашей стране.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года отмечается, что в стране созданы все условия для систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов различного профиля. Однако можно сказать, что в РФ за последние десять лет сложилась ситуация перманентной модернизации системы непрерывного профессионального образования (НПО) медицинских кадров. Ведущие специалисты в области дополнительного профобразования медиков осуществляют активный поиск новых форм, методов, средств, технологий повышения квалификации медицинского персонала.
В целом можно утверждать, что в системе дополнительного профобразования медиков наметилась тенденция антропоцентричности, т.е. на курсах повышения квалификации, профпереподготовки медиков реализуются личностно-ориентированный, персонифицированный подходы к каждому из слушателей курсов. А также содержание курсов дополнительного профобразования медиков ориентирует их на реализацию в своей профессиональной деятельности
антропологического подхода к личности
пациента. А это, по нашему мнению, в полной мере можно реализовать только в том случае, если медик владеет хотя бы минимальными социально-педагогическими знаниями,
компетенциями.
На сегодняшний день основной задачей при разработке и реализации программ непрерывного профессионального образования (НПО) медицинских кадров является не приспособление слушателя курсов к дополнительной профессионально-образовательной среде, а моделирование такой среды в зависимости от потребностей, возможностей как отдельного (конкретного) взрослого обучающегося (врача-практика), так и группы слушателей в целом.
Систематическое прохождение
психотерапевтом курсов повышения
квалификации, программ дополнительного профессионального образования, которые включают модуль освоения социально-педагогических знаний и методик, очень важно для личностного и профессионального саморазвития специалиста.
В процессе изучения психотерапевтами в системе дополнительного профессионального образования социально-педагогических модулей важно сделать акцент на индивидуально-субъектные, личностно значимые аспекты образовательного процесса взрослых людей (специалистов-практиков) - выявить
(диагностировать) ценностные ориентации слушателей курсовых программ, их индивидуально-личностные и профессиональные установки, определить (по возможности) отношение к себе и другим людям, выявить их настрой (мотивацию) на изучение социально-педагогического модуля, на знакомство с социально-педагогическими методиками и их использованием в профессиональном опыте других специалистов [1;2;4].
Следует заметить, что преподавателям социально-педагогического модуля курсовых программ дополнительного профессионального образования психотерапевтов желательно хорошо понимать внутренние механизмы
профессионально-личностного саморазвития каждого слушателя. От этого зависит принятие (или отторжение) новых социально-педагогических знаний и методик, которые могут быть значимы как для личностно-профессионального роста психотерапевта, так и понимания собственных (индивидуально-субъектных) особенностей процессов социализации, социального воспитания, социальной адаптации и др.
Важно, чтобы в процессе изучения социально-педагогического модуля курсовых программ дополнительного профессионального образования психотерапевтов слушатели (специалисты-практики) захотели самостоятельно (в дальнейшем) освоить заинтересовавшие их социально-педагогические теории, методики, техники.
Преподаватели социально-педагогического модуля курсовых программ дополнительного профессионального образования психотерапевтов имеют прекрасную возможность в процессе занятий развивать профессиональную рефлексию специалистов-практиков, которые могут применять новые социально-педагогические знания для самоанализа имеющихся в их профессиональном опыте ситуаций,
индивидуальных случаев работы с клиентами. Заметим, что данный способ развития на курсах повышения квалификации профессиональной рефлексии специалистов-практиков
(психотерапевтов) имеет большое значение для развития профессионального мышления специалиста, а также влияет на развитие социально-перцептивной и эмоционально-ценностной составляющих его профессиональной культуры [3;7].
Изучение психотерапевтами социально-педагогического модуля в рамках курсовых программ дополнительного профессионального образования будет способствовать также развитию у специалистов-практиков их коммуникативной и деонтологической культуры. Поскольку в процессе изучения материала социально-педагогического модуля будут представлены теории и методики социальных коммуникаций, деонтологии взаимоотношений в системе «профессионал - клиент» с позиции социальной педагогики.
В процессе освоения в рамках курсовых программ дополнительного профобразования специалистами-практиками (психотерапевтами) социально-педагогического модуля необходимо обеспечить субъект-субъектное взаимодействие в системе «преподаватель курсов - слушатель курсов», обеспечить сотворчество
преподавателей и слушателей при поиске решений (с позиции социальной педагогики) реальных проблемных ситуаций, которые встречаются в профессиональной деятельности психотерапевта.
Профессионально-образовательный процесс на курсах повышения квалификации психотерапевтов в ходе освоения социально-педагогического модуля должен активизировать
их (специалистов-практиков) собственные личностно-профессиональные возможности.
Как показал профессиональный опыт автора статьи, изучение на курсах повышения квалификации, на курсах профессиональной переподготовки психотерапевтов социально-педагогического модуля создает, как правило, в аудитории особую рефлексивную среду, т.к. многие новые для психотерапевтов социально-педагогические знания они стремятся сразу же применить как для объяснения отдельных моментов собственного жизненного опыта, так и для понимания проблем своих клиентов [5;6]. Так, например, для многих психотерапевтов совершенно новыми знаниями оказываются социально-педагогические концепции
возникновения и развития молодежных, детско-юношеских субкультур и их влияния на развитие личности, социально-педагогические теории виктимизации личности в процессе социализации, социально-педагогические теории религии как микрофактора социализации и др.
Все вышесказанное позволяет нам говорить о необходимости формирования в системе повышения квалификации, на курсах профессиональной переподготовки
психотерапевтов их социально-педагогической культуры. Для формирования данной культуры преподавателями социально-педагогического модуля должна быть разработана локальная дидактическая система, которая учитывала бы андрагогические закономерности, принципы осуществления профессионально-
образовательного процесса взрослых специалистов-практиков, а также учитывала бы актуальный уровень психолого-педагогической подготовки слушателей курсов.
Локальная дидактическая система должна включать в себя методические приемы, техники изучения взрослыми профессионалами (с устоявшимися воззрениями, иногда и стереотипами) нового социально-педагогического материала; методические приемы, техники осмысления изученного материала, его применения для решения задач
профессиональной деятельности; методические приемы, техники контроля усвоения программного социально-педагогического
материала.
Условно процесс освоения социально-педагогического материала (ПОСПМ) можно представить в виде формулы:
ПОспм = МС + Пспи + Оспи + Испи + СиВ,
где:
ПОспм - процесс освоения социально-педагогического материала,
МС - мотивация слушателя на овладение программным социально-педагогическим
материалом,
Пспи - понимание социально-педагогической информации,
Оспи - осознание, индивидуально-субъектное осмысление социально-педагогической
информации,
Испи - использование, применение социально-педагогической информации для решения предложенных в процессе обучения кейсов, а также для решения задач профессиональной деятельности,
СиВ - систематизация социально-педагогической информации и ее включение в систему имеющихся профессиональных личностно-значимых знаний.
Сегодня, в условиях возрастающей конкуренции между вузами (в том числе, и между медицинскими вузами), возможность предложить обучающимся новый содержательно-
технологический подход, который повысит качество их профессиональной подготовки, является конкурентным преимуществом. Опыт
авторов данной статьи по включению в программу курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки
психотерапевтов модулей по изучению социально-педагогических теорий, методик и техник показал, что новые знания, умения обогащают профессиональный инструментарий специалиста, расширяют его профессиональный кругозор, способствуют получению
положительных результатов в исцелении пациентов.
В целом же, социально-педагогические знания, владение социально-педагогическими методиками могут значительно помочь психотерапевту в создании объективной (всесторонне рассмотренной) картины проблемной ситуации в жизнедеятельности его клиента (пациента). Владение психотерапевтом системными знаниями в сфере социально-педагогических теорий и практик способствует пониманию специалистом проблемных зон социализации, социальной адаптации личности клиента.
Литература:
1. Воленко О.И. К вопросу о педагогических парадигмах современного профессионального образования специалистов социальной сферы / О.И. Воленко // Инновации в образовании. - 2010. - №2 6. - С. 4-15.
2. Галкина Т.Э. Дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы как подсистема непрерывного образования / Т.Э. Галкина // ЦИТИСЭ. - 2015. - № 1(1). - С. 20.
3. Галкина Т.Э. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования / Т.Э. Галкина, Н.И. Никитина // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 3(25). - С. 42-47.
4. Гребенникова В.М. Непрерывное образование как культурно-историческая проблема / В.М.
Гребенникова // Вопросы философии. - 2014. - № 4. -С. 79-83.
5. Ушаков А.А. Проектирование интегративной профессионально-развивающей образовательной среды / А.А. Ушаков // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8. - Ч. 5. - С. 1212-1216.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
7. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of "helping" professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 5. - С. 4-8.
Сведения об авторах:
Гребенникова Вероника Михайловна (г. Краснодар, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]
Ильгов Вячеслав Иванович (г. Москва, Россия), ассистент кафедры психотерапии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Data about the authors:
V. Grebennikova (Krasnodar, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, full Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Kuban State University, e-mail: [email protected]
V. Ilgov (Moscow, Russia), Assistant of the Department of Psychotherapy of the Pirogov Russian National Research Medical University.
Статья поступила в редакцию 20.11.2018