Научная статья на тему 'Моделирование процесса реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы'

Моделирование процесса реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВАЯ СЛУЖБА / КОМПЕТЕНЦИИ / МОНИТОРИНГ / ИНДЕКС УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / QUALIMETRICAL APPROACH / THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / THE QUALITY OF ADULT EDUCATION / MODELING / MARKETING SERVICE / COMPETENCES / MONITORING / SATISFACTION INDEX OF COURSE PREPARATION / CRITERIA OF EFFICIENCY / SOCIAL SERVICES SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Наталья Ивановна, Комарова Екатерина Владимировна, Галкина Татьяна Энгерсовна

В статье обосновываются сущность, функции (диагностическая; аналитико-фактологическая; профессионально-стандартизирующая; коррекционно-развивающая; конструктивно-преобразовательная; рефлексивно-акмеологическая; прогностическая) и необходимость реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Представлены различные подходы к трактовке понятия «качество обучения в системе дополнительного профобразования». Осуществлено моделирование процесса реализации квалиметрического подхода в реальных условиях функционирования учреждения повышения квалификации, приведена характеристика модулей (ситуационно-маркетингового; системно-аналитического; проектно-компетентностного; диагностико-прогностического; содержательно-технологического; мониторингового; экспертного; результативно-интегративного), принципов, этапов реализации модели. Рассмотрены задачи и основные функции деятельности маркетинговой службы учреждений, реализующих программы дополнительного профобразования; описаны методы определения (расчета) индекса удовлетворенности реализацией программ краткосрочного и долгосрочного курсового обучения в системе дополнительного профобразования в категориях самих выпускников программ, работодателей, преподавателей и других субъектов, заинтересованных в повышении качества услуг курсовой подготовки специалистов социального профиля. Особое внимание в статье уделено содержательно-параметрической характеристике критериев результативности реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профобразования (субъектно-профессионального, профессионально-объективного, процессуально-методического).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Наталья Ивановна, Комарова Екатерина Владимировна, Галкина Татьяна Энгерсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы»

УДК 378.091.398

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

РЕАЛИЗАЦИИ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Н. И. Никитина, Е. В. Комарова, Т. Э. Галкина

Аннотация. В статье обосновываются сущность, функции (диагностическая; аналитикофактологическая; профессионально-стандарти-зирующая; коррекционно-развивающая; конструктивно-преобразовательная; рефлексивно-акмео-логическая; прогностическая) и необходимость реализации квалиметрического подхода в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Представлены различные подходы к трактовке понятия «качество обучения в системе дополнительного профобразования». Осуществлено моделирование процесса реализации квалиметрического подхода в реальных условиях функционирования учреждения повышения квалификации, приведена характеристика модулей (ситуационно-маркетингового; системно-аналитического; проектно-компетент-ностного; диагностико-прогностического; содержательно-технологического; мониторингового; экспертного; результативно-интегративного), принципов, этапов реализации модели. Рассмотрены задачи и основные функции деятельности маркетинговой службы учреждений, реализующих программы дополнительного профобразования; описаны методы определения (расчета) индекса удовлетворенности реализацией программ краткосрочного и долгосрочного курсового обучения в системе дополнительного профобразования в категориях самих выпускников программ, работодателей, преподавателей и других субъектов, заинтересованных в повышении качества услуг курсовой подготовки специалистов социального профиля. Особое внимание в статье уделено содержательно-параметрической характеристике критериев результативности реализации квали-метрического подхода в системе дополнительного профобразования (субъектно-профессионального, профессионально-объективного, процессуально-методического).

The authors of the article prove nature, functions (diagnostic, analytical, factual, professionally standardizing, constructively developing, reflexively acme-

ologic, prognostic) and the need of the implementation of qualimetric approach to the system of additional professional training of specialists in the social sphere. Different approaches to the interpretation of the concept “education quality of the system of additional professional education ” are presented. The modeling of qualimetric approach implementation in the real functioning of the training institution is realized in the article. Features of principles (situational marketing, system analytical, design and competence, diagnostic and prognostic, content-processing, monitoring, expert, efficiently-integrative) and stages of the model implementation are described. It is observed the aims and the main functions of the marketing service agencies, which is implement programs of additional professional education; it is also described methods to determine (calculate) the index of satisfaction with the implementation of programs of short-term and longterm training course in the system of additional vocational training in the categories of alumni themselves, employers, educators and others interested to improve the quality of social profile training course. Special attention is paid to the content-parametric characterization of the criteria of qualimetric approach implementation in the system of additional professional education (professional-subjective, professional-objective, procedural and methodological).

Ключевые слова: квалиметрический подход, система дополнительного профобразования, качество образования взрослых, моделирование, маркетинговая служба, компетенции, мониторинг, индекс удовлетворенности курсовой подготовкой, критерии эффективности, специалисты социальной сферы.

Qualimetrical approach, the system of additional vocational training, the quality of adult education, modeling, marketing service, competences, monitoring, satisfaction index of course preparation, criteria of efficiency, social services specialists.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная

Постановлением Правительства РФ № 751, обращает внимание на необходимость поддержки в стране развития системы непрерывного образования, а также на необходимость создания в РФ условий для всеобщего образования населения, систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки трудовых кадров в целях их успешной адаптации на современном рынке труда [3].

Система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы, включающая в себя подсистемы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, является одной из стратегических областей социально-экономического развития Российской Федерации, которая позволяет рационально использовать кадровые ресурсы, интенсифицировать производительность труда, решать локальные и региональные социальные проблемы в условиях переструктурирования современного рынка труда, демографического кризиса, миграционных процессов [1].

На современном этапе развития системы дополнительного профессионального образования (ДПО) вопрос об оценке его качества и эффективности является одним из доминирующих. Особенно это актуально и важно в контексте повышения требований к уровню качества ДПО специалистов социальной сферы, поскольку это имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны.

В настоящее время в условиях рыночной экономики существенно возрастают требования работодателей, общества к уровню профессионализма специалистов социальной сферы, однако фактический уровень их профессиональной подготовленности не всегда соответствует данным требованиям. В связи с этим актуален поиск новых путей повышения эффективности деятельности учреждений, реализующих программы ДПО, в направлении повышения качества профпереподготовки специалистов. Одним из таких путей является научное обоснование квалиметрического подхода в системе ДПО.

С конца ХХ века в высокоразвитых странах активно развивается квалитология образования как наука и практика осуществления оценки

качества образовательных систем и личностного развития обучающихся, определения эффективности реформ образования, их коррекции с учетом полученных результатов, выработки стратегий оптимизации функционирования систем образования различного уровня (локального, муниципального, регионального, федерального). Для обеспечения объективной оценки качества образования в регионах России создается инструментарий региональных систем оценки качества образования (РСОКО), которые являются составляющими Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [5].

Разработка и обоснование квалиметриче-ского подхода в системе ДПО сопряжены с определенными трудностями, которые обусловлены как отсутствием фундаментальных общепризнанных работ в соответствующей области педагогического знания, так и существующими противоречиями между сторонниками внедрения математических методов в педагогике профессионального образования специалистов социальной сферы и парадигмой персонифицированного обучения взрослых (специали-стов-практиков) в системе ДПО. Между тем в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы обоснования и реализации квалиметрического подхода в системе ДПО специалистов социальной сферы. Теоретико-методологические основы создания и развития отечественной системы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы представлены в фундаментальных трудах академика РАН В. И. Жукова, Г. С. Жуковой, И. А. Зимней, А. В. Мудрика, Л. В. Мардахаева, Л. В. Федякиной, Н. Б. Шмелевой и др. В работах зарубежных ученых (Р. Баркер, М. Доэл, Ф. Парслоу, Ш. Рамон, Д. Хоппс, С. Шардлоу и др.) отражены актуальные современные проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалистов социального профиля.

Обоснование системы непрерывного образования как социокультурного феномена, ориентированного на пожизненное обогащение ресурсного потенциала специалиста на личностном, профессиональном, социально-адаптационном уровнях, представлено в трудах отечественных (В. И. Блинов, С. Г. Вершловский, А. П. Влади-

славлев, С. И. Змеев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Ку-люткин, Э. М. Никитин, Н. И. Никитина, Г. С. Су-хобская, Е. П. Тонконогая, С. Ф. Хлебунова и др.) и зарубежных (Дж. Бреннан, Р. Дейв, Дж. Зайда, Дж. Инграм, А. Корреа и др.) ученых.

Раскрытию сущности квалиметрии профессионального образования посвящено незначительное количество диссертационных исследований, выполненных в период с 2002 по 2012 годы (И. М. Бадаян, Р. Е. Булат, О. А. Граничи-на, Н. Г. Корнещук, Е. В. Крылова, О. Е. Пермяков, С. С. Сафонцев, О. Г. Старикова, Г. Н. Фо-мицкая, Н. П. Чурляева, О. И. Шамильян, Ю. А. Шихов). Однако в этих работах рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы ква-лиметрии профобразования в условиях ссуза или вуза (инженерного, военного, экономического, технического профилей) и не излагались вопросы технологии реализации квалиметриче-ского подхода в системе ДПО специалистов социальной сферы. Таким образом, проблема научного обоснования квалиметрического подхода в системе ДПО специалистов социального профиля может быть отнесена к наименее разработанной области современной педагогической науки.

В отношении сущности понятия «качество обучения в системе ДНО» в науке нет единого мнения. Одни ученые, говоря о качестве дополнительного профессионального образования, подчеркивают, прежде всего, нацеленность образовательной системы учреждения ДПО на достижение качества усвоения взрослыми обучающимися нового профессионально-прикладного учебного материала (Дж. Бреннан, В. Г. Ерыкова, Дж. Зайда, С. И. Змеев); другие - достижение качества ДПО по формированию и развитию системы компетенций и компетентностей специалиста (В. И. Байденко, С. Н. Вольхин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. И. Никитина, В. П. Симонов); третьи - высокая степень развитости профессионально важных качеств, способностей, умений, навыков, личностных свойств специалиста (А. В. Батаршев, Л. П. Илларионова, Н. М. Романенко, С. Ф. Хлебунова и др.). Между тем в таких документах, как Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлени-

ем Правительства Российской Федерации), Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. Минобрнауки РФ), Приказ Минобразования РФ «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», «Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации), обозначены некоторые нормативные ориентиры по обеспечению качества ДПО.

В данной статье качество ДПО - это степень удовлетворения запросов потребителей профессионально-образовательных услуг (взрослого обучающегося, работодателя, общества, государства), степень «пригодности» выпускника системы ДПО к эффективному и квалифицированному выполнению профессиональной деятельности. В этой формулировке скрыто одно из свойств многомерного качества, так как учреждение, реализующее программы ДПО, должно удовлетворять ожидания множества групп потребителей со своими индивидуальными запросами. У каждого потребителя свои взгляды на ценность «продукции» и свои требования к допустимым затратам на выпуск этой продукции. Концепция многомерного качества предполагает использование большого количества показателей качества. Для каждого взрослого обучающегося и для каждого сотрудника системы ДПО необходимо измерять и обрабатывать несколько индикаторов качества. Поэтому практическая реализация идей управления многомерным качеством возможна только при комплексной компьютеризации всех сфер деятельности учреждения Дпо и автоматизации сбора данных обо всех показателях качества.

В данной статье мы исходим из идеи, что качество профессиональной переподготовки и повышения квалификации в системе ДПО специалистов социального профиля синтезируется из следующих качеств: 1) качества потенциала слушателей как взрослых обучаемых, представляющего «вход» в систему ДПО специалистов; 2) качества содержания ДПО; 3) качества учебно-методической базы (в частности, качества рабочих программ учебных дисциплин ДПО); 4) качества материально-технической,

лабораторной, учебно-практической базы;

5) качества образовательных технологий, реализуемых в системе ДНО; 6) качества контрольных процедур; 7) качества профессорско-преподавательских, научно-исследовательских кадров; 8) качества профессионального воспитания молодых специалистов в системе ДПО; 9) качества управления (руководства), менеджмента в системе ДПО; 10) качества функционирования всех процессов системы ДПО (организационно-технологического, профессиональнообразовательного, учебно-практического, научно-методического, административно-

контролирующего и др.) [2; 4].

При разработке концепта «квалиметрический подход в системе ДПО» мы исходили из философско-методологического понимания «подхода» как теории, имеющей следующую структуру: ядро теории (сущность, факторы, закономерности, парадигмы, функции, принципы, условия) и практические приложения теории (требования и процедура реализации на практике).

Квалиметрический подход в системе ДПО необходим для обеспечения гарантии прав человека на получение качественного образования, соответствующего заданному уровню. Данный подход является неотъемлемой составляющей общего теоретико-методологического и научно-технологического обеспечения целостного образовательного процесса в системе дополнительного профобразования специалистов социальной сферы. Он ориентирован на формирование необходимого квалификационно-требуемого уровня специалистов-практиков (взрослых обучающихся) с учетом специфики функционирования различных типов учреждений социальной инфраструктуры современного общества.

Реализация в системе ДПО квалиметриче-ского подхода призвана осуществить определенную стандартизацию уровней достижений взрослых обучающихся в конце определенного этапа обучения, т. е. предполагается сравнение результатов обучения конкретного слушателя курсов с фиксированным обязательным минимумом освоения содержания дополнительного профобразования с требованиями к сформиро-ванности компетенций, профессионально важных качеств обучающихся. Квалиметрический подход базируется на концептуальных положениях теории педагогических измерений, массо-

вости и независимости процедур экспертных оценок, тестирования, методах математической статистики и педагогического интерпретационного анализа, может обеспечить четкость, упорядоченность, достаточную объективность сведений о подготовленности и степени профессионально-личностного развития обучающихся в системе Дпо.

Функции квалиметрического подхода в системе ДПО специалистов социальной сферы: диагностическая (обеспечение валидной диагностики особенностей учебного процесса в системе ДПО; получение всесторонней объективной информации о состоянии образовательной системы дополнительного профобразования и ее подсистем); аналитико-фактологи-ческая (выявление результативности образовательного процесса; определение рейтинга взрослого обучающегося в системе ДПО на основе сопоставимости результатов массового тестирования; обеспечение надежной обратной связи между потоками передаваемой и усваиваемой информации); управленческая (получение и анализ квалиметрически выверенных результатов учебных достижений обучающихся и обеспечение условий для принятия обоснованных решений по оптимизации профессионально-образовательного процесса на основе объективной и достоверной информации); професси-онально-стандартизирующая (обеспечение одинаковых требований к уровню базовой профессиональной подготовленности выпускников системы ДПО; адекватное оценивание уровня сформированности у обучающихся совокупности необходимых компетенций с учетом их профессиональной специализации, новых квалификационных требований); коррекционноразвивающая (выявление пробелов в образовании конкретных обучающихся, индивидуализация их обучения; устранение пробелов в общекультурной и профессиональной подготовке; развитие дивергентного профессионального мышления, профессионально важных качеств); конструктивно-преобразовательная (повышение конкурентоспособности, профессиональной и социальной мобильности путем реализации индивидуального образовательного маршрута в системе ДПО, составленного на основе анализа данных квалиметрического многоуровневого мониторинга; повышение квалификационного уровня специалиста; развитие общей и

профессиональной культуры личности); ре-флексивно-акмеологическая (актуализация рефлексивной позиции взрослого обучающегося; содействие интеграции в незнакомый профессиональный, социокультурный контекст; создание условий для исследования самообразовательного процесса взрослых обучающихся в системе ДНО; формирование информационных систем самоподготовки и самоконтроля); прогностическая (выявление, раскрытие профессионального и личностного потенциала специалиста, проектирование стратегий его профессионального и личностного развития; содействие в осуществлении карьерного планирования на основе объективного анализа имеющегося профессионально-образовательного базиса и личностно-профессионального потенциала; прогнозирование и управление развитием образовательных систем ДПО).

Вопрос о квалиметрических критериях эффективности и качественной результативности обучения взрослых в системе ДПО в значительной степени профессиологический. Критериями результативности реализации квалимет-рического подхода в системе ДПО являются: субъектно-профессиональный (формирование новых и совершенствование уже имеющихся компетенций и профессионально важных качеств личности специалиста; развитие его профессиональной и социальной мобильности, конкурентоспособности, повышение уровня удовлетворенности перспективами карьерного роста; развитие самообразовательной культуры как важнейшего компонента профессиональной и личностной культуры специалиста социальной сферы); профессионально-объективный (повышение квалификационного уровня специалиста и уровня удовлетворенности работодателей результатами его профессиональной деятельности; повышение качества предоставляемых гражданам социальных услуг, уровня удовлетворенности клиентов эффективностью личностно-профессионального взаимодействия со специалистом социальной сферы); процессуально-методический (развитие форм, технологий реализации квалиметрических мониторинговых, контрольно-оценочных процедур в системе ДПО, модернизация содержания программ дополнительного профобразования, активизация применения в ДПО математических методов оценки качества реализации дополни-

тельных профессионально-образовательных услуг и программ).

Учитывая тот факт, что главной целью реализации программ Дпо является развитие, совершенствование уже имеющихся и формирование новых профессиональных компетенций специалиста, получение новой квалификации, а также, используя подход TQM (тотальное управление качеством), адаптированный в приложении к профобразованию, можно принять следующую систему квалиметрических показателей качества профессиональной подготовленности выпускника системы ДПО: а) сформиро-ванность инвариантных компетенций, включающих в себя: нормативно-правовые, коммуникативные, информационно-аналитические, де-онтологические, рефлексивные компетенции;

б) сформированность вариативных компетенций: функционально-содержательные, специально-технологические, регионально-обусловленные компетенции [2; 5].

Резюмируя выше изложенное, можно констатировать, что качество дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы - многомерное понятие, включающее многостороннюю деятельность вуза, направленную на удовлетворение следующих потребностей: личности - в адаптации к меняющимся профессиональным, социально-экономическим, политическим, нравственно-психологическим условиям жизни, а также в саморазвитии; профессионального сообщества - в подготовке компетентных работников, способных обеспечить рост производительности труда, распространение технологических инноваций; общества в целом - в формировании социально-активных и адаптирующихся к реалиям жизни граждан, ориентирующихся на общечеловеческие ценности, обеспечивающих рост национального дохода и культурного развития страны.

Ведущая роль при разработке модели процесса реализации квалиметрического подхода в системе ДПО определяется, на наш взгляд, следующими позициями: а) в современном мире образование в целом и дополнительное профессиональное в частности теснейшим образом взаимодействует с экономикой, культурой, другими сферами и областями общественной жизни. Дпо в этой сложной системе взаимосвязей играет роль одного из важнейших факторов и резерва развития профессиональных

сообществ. Общим компонентом взаимодействующих систем является качество образованности человека. Учреждение, реализующее программы ДПО, не может не воспринимать те квалитативные тенденции, которые имеют место на рынке трудовой занятости специалистов конкретного профиля; б) квалиметрические критерии достаточно полно отражают получаемые в системе ДПО результаты деятельности преподавателей, взрослых обучающихся, органов управления учреждения ДПО; квалиметри-ческие критерии в одинаковой степени применимы для оценки содержательной, кадровой, научно-методической, материально-технической, нормативной и других подсистем ДПО, а также в состоянии отразить вклад субъектов жизнедеятельности ДПО того или иного иерархического уровня в формирование совокупного эффекта и интегрального качества дополнительного профобразования [4; 6].

Для обоснования разрабатываемой модели и выявления возможностей факультета повышения квалификации и дополнительного профобразования университета социального профиля в сфере реализации квалиметрического подхода в системе Дпо специалистов социальной сферы нами были изучены учебные планы, программы обучения курсовых подготовок, проведены беседы с преподавателями факультета, преподавателями институтов повышения квалификации г. Москвы, Московской области, а также в городах Анапа, Воронеж, Томск, были проведены беседы со специалистами-практиками социальной сферы. На основе теоретического осмысления, анализа и систематизации полученных эмпирических материалов была разработана модель реализации квали-метрического подхода в системе ДПО специалистов социальной сферы (схема 1).

Модель реализации квалиметрического подхода в системе ДПО включает следующие модули: системно-аналитический модуль (системный, многофакторный и полиуровневый анализы (международный, федеральный, отраслевой, региональный и др. уровни) требований к профессиональной компетентности специалистов социальной сферы); проектно-компетент-ностный модуль (обоснование системы (номенклатуры) инвариантных и вариативных компетенций специалиста социальной сферы); ситуационно-маркетинговый (маркетинговый и ситуационный анализы актуального и перспективного состояния рынка труда); диагностикопрогностический (диагностический и прогностический анализы контингента обучающихся в системе ДПО); содержательно-технологический (совокупность квалиметрических методов разработки учебно-тематического плана, номенклатуры учебных дисциплин, элективных курсов, консультативных и контрольных процедур); мониторинговый (квалиметрический мониторинг учебно-профессиональной, профессиональнопрактической, самообразовательной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе ДНО); коррекционно-адаптационный (обоснование и реализация корректирующих мероприятий, проводимых на основе анализа результатов квалиметрического мониторинга: коррекция содержательно-методического и организационно-технологического базиса ДНО; коррекция отдельных процессов системы ДПО, коррекция отдельных требований); экспертно-аналитический (квалиметрический анализ уровня сфор-мированности новых компетенций и профессионально важных качеств специалиста социальной сферы); результативно-интегративный (вычисление индекса удовлетворенности различных субъектов процесса реализации программ ДПО).

Схема 1. Модель реализации квалиметрического подхода в системе ДПО

Рассмотрим более подробно отдельные модули модели. Ситуационно-маркетинговый модуль. В большинстве отечественных учреждений системы ДПО, к сожалению, пока редко встречаются эффективные маркетинговые службы, которые систематически изучают потребности

и запросы различных социальных и профессиональных групп на те или иные виды образовательных услуг. Между тем именно специализированные маркетинговые службы учреждений ДПО должны уметь анализировать конъюнктурные ситуации на рынке труда и профессио-

нально-образовательных услуг, точно формулировать характер потребностей будущего потребителя программ ДПО и на этой основе выдвигать требования к качеству продукции (оказываемых услуг).

Маркетинговые исследования оказывают существенное влияние на создание нового конкурентоспособного продукта в сфере дополнительных профессионально-образовательных услуг, отвечающего интересам, требованиям, запросам различных групп потребителей (работодатели, взрослые обучающиеся, региональные власти и др.). Маркетинговые исследования в системе ДПО существенно помогают изучить рынок, конъюнктуру спроса и предложения, потенциальных заказчиков и потребителей услуг, а также выявить инвесторов для реализации программ ДПО.

Задачами маркетинговой службы учреждения ДПО являются: а) всестороннее, системное изучение рынка дополнительных профессионально-образовательных услуг; б) определение потенциального спроса на те или иные услуги и программы ДПО; в) выявление неудовлетворенных потребностей на те или иные услуги и программы ДПО; г) определение востребован-

ного ассортимента услуг, программ ДПО и цен;

д) разработка комплекса мероприятий, направленных на более полное удовлетворения существующего спроса и его формирование в будущем; е) содействие в продвижении и реализации (осуществлении) востребованных (сбытовых) программ ДПО; ж) разработка и осуществление комплекса мер по завоеванию конкретного сегмента (доли) рынка, совершенствованию реализации программ ДПО, достижению их конкурентных преимуществ; з) обеспечение положительной динамики (соотношение конечного результата и затрат) процессов предоставления услуг в сфере ДПО; привлечение новых потребителей услуг.

Основными функциями деятельности маркетинговой службы учреждений ДПО (схема 2) являются: а) рыночные исследования и анализ внешней конкурентной среды; б) обеспечение ценовой политики; комплексный анализ специфики групп (категорий) реальных и потенциальных потребителей услуг ДПО; в) анализ востребованности перечня уже предоставляемых и планирование новых услуг ДПО; г) определение методов «борьбы за потребителя»; обеспечение социальной ответственности за качество ДПО.

Функции маркетинговой службы учреждения ДПО

Ценовая политика

Рыночные

исследования

Анализ потребно стей заказчиков

Планирование ассортимента востребованных услуг ДПО

Обеспечение социальной ответственности за каче ство ДПО

Схема 2. Основные функции деятельности маркетинговой службы учреждения ДПО

Таким образом, реализация ситуационномаркетингового модуля модели учитывает тот факт, что между потребностями в услугах ДПО и производством этих услуг в учреждениях системы ДПО, между предложением, спросом и потреблением объективно существуют взаимосвязи, которые опосредует качество услуги ДПО. Причем при управлении качеством услуги ДПО спрос рассматривается в единстве двух его сторон - платежеспособности и качественной определенности. Специалистам маркетинговых служб учреждений ДПО необходимо учитывать, что спрос обладает глубокой дифференциацией, спецификой и плохо предсказуемой подвижностью. Условия и обстоятельства, которые определяют спрос, находятся под влиянием множества объективных и субъективных факторов рынка труда и рынка дополнительных профессионально-образовательных услуг.

Мониторинговый модуль модели. В идеале мониторинг качества реализации программ ДПО осуществляется на базе автоматизированной (специальной компьютерно-программной) экспертной системы, которая позволяет: а) вести регистрацию данных образовательных достижений каждого из взрослых обучающихся; б) обеспечивать их хранение и сортировку;

в) рассчитывать индикаторы качества учебной деятельности слушателей курсовой подготовки на основе квалиметрических (оценочнодиагностических, контрольно-зачетных) измерений успеваемости в учебных группах по программам ДПО; г) анализировать показатели качества обучения слушателей курсовой подготовки посредством математических методов; д) предоставлять данные о ходе (позитивной или негативной динамики) процесса обучения в системе ДПО в виде рекомендации для организационно-управленческих структур учреждения ДПО по повышению качества и эффективности деятельности по реализации программ ДПО.

Результативно-интегративный модуль модели предполагает вычисление индекса удовлетворенности различных субъектов процесса

реализации программ ДПО. Для реализации функционального назначения данного модуля модели в учреждении ДПО должна быть специализированная служба (или сотрудники какого-либо структурного подразделения), которая(ые) на основе знаний математических, социологических, психолого-педагогических теорий определения (вычисления) индекса удовлетворенности осуществляют специальную работу по расчету индекса в категориях: выпускников программ ДПО, работодателей, преподавателей и других субъектов, заинтересованных в повышении качества услуг ДПО.

Рассмотрим кратко некоторые методики вычисления индекса удовлетворенности.

Следует отметить, что методы определения индекса удовлетворенности различных субъектов процесса реализации программ краткосрочного и долгосрочного обучения в системе ДПО различны. В первом случае квалиметрическая оценка эффективности курсов базируется на информации (заполнение анкеты, интервьюирование), полученной как от самого специалиста, прошедшего обучение в ДПО, и касающейся приобретенных знаний и навыков, практической ценности курсовой подготовки, так и непосредственно от руководителя, коллег. По окончании долгосрочного обучения в системе ДПО эффективность, результативность трудовой деятельности сотрудника, прошедшего многочасовую курсовую подготовку, оценивается не ранее, чем через три месяца и, как правило, содержание анкет (вопросов интервьюирования) отличается от таковых при краткосрочном обучении (акцент теперь делается на профессионально-прикладную ценность и значимость приобретенных теоретических знаний, компетенций, на навыки применения в работе новых технологий и уровень проявления при решении трудовых задач профессионально важных качеств специалиста, развитых в системе ДПО).

Рассмотрим критерии результативности краткосрочного обучения (табл. 1).

Таблица 1

Примерная схема расчета результативности краткосрочного обучения специалиста в системе ДПО

№ п/п Критерий Вес*( Н’і) Значение критерия** (V) Результат н,і * уі * 100

1 Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение, приобретением необходимых знаний, умений 0,30 0,9 27

2 Эффективность выполнения работником, прошедшим обучение, специального задания; аргументированное(ые) предложение^) по усовершенствованию деятельности отдела/подразделения организации 0,30 0,8 24

3 Удовлетворенность руководства организации результатами профессиональной деятельности сотрудника, прошедшим обучение 0,40 0,8 32

4 Общая результативность 1,00 83%

*Вес критериев определяется для каждой организации индивидуально. Сумма весов не должна превышать 1.

** Интервалы для определения значения удовлетворенности (п. 1 и п. 3 таблицы); эффективности (п. 2): 1,00 - очень высокая, 0,9—0,8 - высокая, 0,7-0,6 - выше среднего, 0,5-0,4 - средняя, 0,3-0,2 - ниже среднего, 0,1 - очень низкая.

Таблица 1 разработана на основе требований к квалиметрическим факторно-критериальным моделям, которые позволяют сконцентрировать мнения экспертов и представить их однозначной величиной, характеризующей уровень продуктивности курсовой подготовки специалиста (работника) в системе ДПО по сравнению с необходимым (нормальным или идеальным уровнем). Для обеспечения единства в вопросах разработки системы обеспечения качества предоставленных профессиональнообразовательных услуг в системе ДПО рекомендуется общепринятая модель управления качеством, установленная в стандарте ГОСТ РИСО 9001 - 2001 «Система менеджмента качества. Требования». Этот стандарт является общим и не зависит от какой-либо конкретной профессиональной отрасли, сектора экономики.

Следует заметить, что эксперты (как правило, не менее 7 человек в группе) для определения уровня эффективности профессиональной деятельности работника после прохождения курсовой подготовки назначаются или по рекомендации непосредственного начальника сотрудника, или для ликвидации какой-либо предвзятости выбираются самим аттестуемым (как

правило, 4 из 7). При этом, согласно рекомендациям Ю. Н. Толстовой, также следует иметь в виду, что по методике расчета индекса удовлетворенности самые крайние верхние и нижние оценки могут и не учитываться, как следствие чрезмерных симпатий или антипатий [7]. Анкеты как для специалистов, прошедших краткосрочную курсовую подготовку в системе ДПО, так и для работодателей приведены в работе [2].

Основные принципы реализации модели: а) принцип участия взрослых обучающихся, работодателей в формировании содержания программ ДПО; б) принцип согласованного и кооперированного привлечения всех циклов учебных дисциплин программ ДПО к формированию новых компетенций слушателей курсовой подготовки; в) принцип создания условий для выстраивания и прохождения взрослыми обучающимися индивидуальных образовательных траекторий;

г) принцип реализации личностноориентированного подхода к обучению в системе ДПО путем создания учебной среды, которая способствует саморазвитию слушателей;

д) принцип сбалансированности аудиторной и самостоятельной работы взрослых обучающихся,

е) принцип реализации сбалансированных ком-

плектов контрольно-оценочных заданий, дифференцированных по уровню сложности.

Этапы реализации разработанной модели: а) аналитико-маркетинговый (включает в себя анализ данных о востребованности специалистов социальной сферы различного уровня квалификации и специализации в конкретном регионе, прогнозирование тенденций востребованности вариативных профессионально-образовательных услуг, программ ДПО), б) диагно-стико-ориентационный (определение на основе анализа данных валидных диагностических процедур специфики контингента взрослых обучающихся, выявление их актуальных и потенциальных возможностей, профессионально-образовательных потребностей), в) организационнопроцессуальный (разработка и реализация научно-методического, учебного, профессиональнопрактического, квалиметрического обеспечения процесса реализации программ ДПО); экспертно-мониторинговый (экспертная оценка эффективности реализации программ ДПО).

В целом же разработанная модель ориентирована на современные андрагогические требования: в методах контроля и управления образовательным процессом (системный квали-метрический мониторинг, рейтинговая оценка качества знаний по всем модулям изучаемого материала; учет самооценки взрослых обучающихся и др.); в формах и методах обучения (интерактивные методы, групповые дискуссии, проектирование, оптимизация аудиторной и самостоятельной работы и др.); в средствах обучения (специализированные аудио-, видео-, компьютерные материалы).

Таким образом, спроектированная модель реализации квалиметричсекого подхода в системе ДПО обладает следующими признаками образовательной модели: а) структурность

(данная модель имеет диагностически проверяемую цель, содержательную часть, отражающую логику разработки содержания учебных планов и программ ДПО; профессиональнотехнологическую часть); б) системность (модель облагает целостностью и логической взаимосвязью всех структурных компонентов, отражает все признаки, характерные для функционирования системы ДПО в современных условиях); в) управляемость (предполагает возможность дидактического целеполагания, планирования, проектирования этапов и техноло-

гий реализации процесса обучения по программам ДПО); г) эффективность (позволяет отбирать теоретический и практический материалы в сфере ДПО, включать в содержание программ ДПО регионально-обусловленные спецкурсы, определять обоснованные дифференцированные уровни содержания ДПО; помогает в разработке учебно-методических материалов по программам ДПО); д) воспроизводимость (модель пригодна для апробации в других учреждениях ДПО).

Литература

1. Жуков, В. И. Философия, социология и практика современного социального образования: контекст глобализации и постреформенной модернизации в России XXI века / В. И. Жуков // Социальное образование России XXI: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. - М. : Изд-во РГСУ, 2006. - С. 12-21.

2. Жукова, Г. С. Квалиметрический подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы: монография / Г. С. Жукова, Н. И. Никитина, Е. В. Комарова. - М. : Изд-во РГСУ, 2012. - 283 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 г.), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.00 г. № 751 // Народное образование. - 2000. - № 2. - С. 14-28.

4. Никитина, Н. И. Педагогические парадигмы системы повышения квалификации специалистов социальной сферы / Н. И. Никитина, Т. Э. Галкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. -№ 1(6). - Челябинск : ЧИППКРО. - С. 18-24.

5. Никитина, Н. И. Некоторые аспекты формирования квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в системе повышения квалификации / Н. И. Никитина, Л. В. Федякина // Социология образования. - № 8. - 2010. - С. 15-28.

6. Субетто, А. И. Мониторинг качества непрерывного образования в России. Качество высшего образования как объект системного исследования / А. И. Субетто, Н. А. Селезнева. - Новосибирск : Изд-во НГУ, 1999. - 128 с.

7. Толстова, Ю. Н. Социология и математика / Ю. Н. Толстова. - М. : Научный мир, 2003. - 345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.