Научная статья на тему 'Персонифированный подход в системе повышения квалификации'

Персонифированный подход в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ. THE PERSONIFIED APPROACH / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / TRAINING OF ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Татьяна Энгерсовна, Никитина Наталья Ивановна

В статье обосновывается сущность персонифицированного подхода в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы; раскрыты функции, принципы, дидактические механизмы, условия его реализации в системе обучения взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Татьяна Энгерсовна, Никитина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalized Approach in the System of Professional Training

In article the essence of the personified approach in system of improvement of professional skill of experts of social sphere is proved; functions, principles, didactic mechanisms, conditions of its realization in system of training of adults are opened.

Текст научной работы на тему «Персонифированный подход в системе повышения квалификации»

ЧИППКРО

УДК 378.091 ББК 74.58

ПЕРСОНИФИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Галкина Т.Э., Никитина Н.И.

Аннотация. В статье обосновывается сущность персонифицированного подхода в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы; раскрыты функции, принципы, дидактические механизмы, условия его реализации в системе обучения взрослых.

In article the essence of the personified approach in system of improvement of professional skill of experts of social sphere is proved; functions, principles, didactic mechanisms, conditions of its realization in system of training of adults are opened.

Ключевые слова: персонифицированный подход, повышение квалификации, обучение взрослых.

The personified approach, improvement of professional skill, training of adults.

Сегодня система дополнительного профессионального образования (ДПО) является одной из ведущих форм удовлетворения индивидуальных профессионально-образовательных потребностей значительной части специалистов-практиков.

Среди актуальных проблем теории и методики профессионального образования особое место занимает проблема реализации персонифицированного подхода в системе повышения квалификации специалистов социального профиля, поскольку повышение качества непрерывной профессиональной подготовки кадров социальной сферы имеет существенное значение для решения многих социокультурных, общественно-политических, социально-экономических проблем страны.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализирован-

ному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответ -ственной личности. Решение этой задачи в определенной мере сопряжено с реализацией в ДПО персонифицированного подхода.

В последнее десятилетие российская система ДПО развивается в социально-экономическом контексте проникновения рыночных отношений в сферу профессионально-образовательных ус -луг. Сложившаяся ситуация побуждает учреждения, реализующие программы ДПО, своевременно реагировать на запросы представителей профессиональных сообществ и государственный заказ в плане подготовки и переподготовки трудовых кадров, осуществлять маркетинг рынка профессионально-образовательных услуг, а также рынка труда, реализовывать персонал-технологии профессионального обучения.

В науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы персонификации дополнительного профессионального образования. Обоснование феноменологии непрерывного образования как пожизненного обога -щения ресурсного потенциала специалиста на трех общедоступных уровнях: личностном, профессиональном, социальном представлено в трудах отечественных (С. Г. Вершловский,

A. П. Владиславлев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.) и зарубежных (Дж. Бреннан, Р. Дейв, Дж. Зайда, X. Фрезе и др.) исследователей. Раскрытию сущности персонификации образования как общедидактического принципа посвящены исследования отечественных (Е. И. Огарев,

B. Г. Онушкин, В. И. Слободчиков, И. Э. Унт и др.) и зарубежных (А. Норт, К. Роджерс, Г. Шаррельман, В. Штерн и др.) ученых. Однако проблема научного обоснования персонифицированного подхода в системе ДПО может быть отнесена к наименее разработанной области современной педагогической науки.

Подход как методологическая категория связан с научной парадигмой и опосредуется

через нее, прежде всего в своей ценностной составляющей. Персонифицированный подход в системе ДПО специалистов социальной сферы реализуется в контексте парадигмы педагогики поддержки (Е. И. Артамонова, Б. З. Вульфов, Л. В. Мардахаев), гуманистической (Ш. А. Амонашвили, Е. А. Ямбург) и личностной (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин) парадигм образования, социокультурной парадигмы (М. Библер, А. Ю. Гончарук).

Факторами, обуславливающими необходимость теоретико-методологического обоснова-ния и практического применения персонифицированного подхода в реальной практике функционирования учреждений системы ДПО являются: объективно-детермирующие (наличие социального и профессионального требования необходимости систематического повышения квалификации; развитие новых форм и технологий ДПО с применением инфотелеком-муникаций; развитие форм сотрудничества работодателей и учреждений профессионального образования); социально-экономические (глубокие структурные изменениями в сфере занятости населения, определяющие потребность в повышении квалификации и переподготовке специалистов, рост конкуренции на современном рынке социально-профессиональных и образовательных услуг); нормативно-правовые (предоставление учреждениям системы ДПО значительных академических прав и свобод при определении содержательно-технологического базиса реализуемых программ, учебных планов), субъективно-детерминирующие (лично-стно-профессиональные потребности специалистов в развитии адаптивности к изменениям на рынке труда, овладении новой квалификацией, специализацией, стремление специалиста к профессионально-личностному росту, повышению своей конкурентоспособности, развитию системы профессиональных компетенций; изменение места и роли личности взрослого обу -чающегося в системе ДПО).

Таким образом, персонифицированный подход в системе ДПО является ответом на объективные требования времени, связанные с развитием рынка профессионально-образовательных услуг, динамичными изменениями социально-экономической инфраструктуры российского общества. Данный подход востребован специали-

стом-практиком в целях личностного и профессионального развития, смены рода занятий.

Персонифицированный подход - неотъемлемая составляющая общего научно-методического обеспечения целостного образовательного процесса в системе ДПО, ориентирован на формирование необходимого квалификационно-требуемого уровня взрослых обучающихся с учетом специфики современного рынка труда.

Персонифицированный подход постулирует понимание субъекта обучения в системе ДПО как сложной, многоуровневой, открытой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации своей жизнедеятельности. Данный подход выражает требование предоставлять обучаемым варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг для выбора, осуществлять обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, карьерными перспективами. Реализация данного подхода позволяет опираться на внутренние ресурсы личности взрослого обучающегося, разрабатывать перспективные проекты профессионально-личностного роста специалиста.

Концепция реализации персонифицированного подхода в системе дополнительного профессионального образования выстраивается на основе выявленных функций, установленных закономерностей, обоснованных принципах, критериях и показателях.

Функциями персонифицированного подхода в системе ДПО являются: диагностико-прогностическая (выявление, раскрытие, развития профессионального и личностного потенциала специалиста); адаптивно-средовая (оперативная профессиональная переподготовка в условиях динамичных изменений социально-личностной, профессиональной ситуации жизнедеятельности специалиста; содействие интеграции в незнакомый профессиональный, социокультурный контекст); конструктивно-преобразовательная (повышение профессионально-квалификационного уровня специалиста; развитие общей и профессиональной культуры личности; содействие в осуществлении карьерного планирования; повышение профессионально-социальной мобильности, конкурентоспособно-

сти); профессионально-специализирующая (формирование у обучающихся специальных компетенций специалиста социальной сферы с учетом их социально-профессиональной специализации, квалификационно-профессиональных требований); рефлексивно-компенсаторная (актуализация рефлексивной позиции специалиста; формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности; расширение возможностей для социальной, личностной и профессиональной успешности, самореализации и саморазвития субъектов); креативно-развивающая (поступательного обогащения творческого профессионально-личностного потенциала специалиста; развитие дивергентного профессионального мышления); аксиологическая (содействие становлению гармоничной системы профессиональных и личностных ценностей специалиста); профилактическая (профилактика процессов эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности специалиста).

Общепедагогические закономерности применения персонифицированного подхода в системе ДНО: зависимость результативности реализации д анного подхода от уровня социокультурно -го развития общества, а также от процессов диверсификации, гуманизации в системе непрерывного профессионального образования; зависимость постепенного наращивания компетентностного потенциала специалиста в соответствии с возрастными периодами развития личности.

Дидактические закономерности: зависимость содержательно-методического базиса реализации подхода от квалификационных, профессиографических требований к современным специалистам; продуктивность персонификации ДПО повышается при условии четкой целевой ориентации на заданный и диагностируемый результат, при единстве содержательного, процессуального, технологического компонентов системы обучения взрослых; зависимость эффективности реализации подхода от качества взаимодействия между субъектами образовательного процесса, характера и обоснованности применения корректирующих, развивающих мер, совокупности профессионально-образовательных технологий.

Андрагогические закономерности: обусловленность процесса и результата применения данного подхода потребностями всех заинтересованных сторон (внутренней детермина-

цией взрослого обучающегося и преподавателей), условиями протекания образовательного процесса; зависимость продуктивности и успешности реализации подхода от внутренних мотивов участников образовательного процесса, характера и своевременности внешних (общественных, профессиональных, моральных, материальных и др.) стимулов.

Совокупность принципов реализации персонифицированного подхода в системе ДПО: принцип потенциальности (базируется на положении, что каждый взрослый обучающийся обладает тенденцией к саморазвитию, интенцией к профессионально-личностной целостности, раскрытию и развитию способностей, ви-тагенных ресурсов); принцип релевантности (соответствие программ и содержательно-методического базиса системы ДПО потребностям взрослых обучающихся, а также изменениям, которые происходят в обществе, науке, технологиях реализации последипломного профессионально-образовательного процесса); принцип актуализации и социально-педагогической поддержки индивидуальности взрослого обучающегося (создание условий, способствующих приобретению специалистом-практиком опыта осознания себя как субъекта в различных видах деятельности; оказание взрослому обучающемуся необходимой помощи и под -держки в преодолении трудностей; эмоциональная комфортность слушателя в педагогическом взаимодействии с преподавателями; создание в учебной деятельности ситуаций, в которых взрослый обучающийся может проявить свою индивидуальность); принцип активизации и развития субъектной профессионально-образовательной позиции взрослого обучающе -гося (каждый обучающийся участвует в проектировании собственного профессионально-образовательного маршрута в соответствии с личностными познавательными возможностями и профессионально-ориентированными претензиями к себе как специалисту, имеет возможность его корректирования с учетом достигаемых результатов и накопления опыта учебно-профессиональной деятельности); принцип диа-логизации (приоритет интерактивных технологий обучения; развитие активности, инициатив -ности, ответственности, рефлексивности всех участников процесса непрерывной профессиональной подготовки); принцип кластерности

(реализация персонифицированных профессионально-образовательных программ различного профиля для специалистов-практиков разного уровня квалификации и специализации).

В процессе многолетней экспериментальной работы на факультете ДПО Российского государственного социального университета были выявлены следующие виды наиболее востребованных кластерных персонифицированных профессионально-образовательных услуг в системе ДПО специалистов социальной сферы:

1. Функционально-технологические (помогают качественно осуществить конкретные виды функционала специалиста социальной сферы с учетом квалификационных требований, необходимы «здесь и сейчас»; например, курсы повышения квалификации «Технологии правозащитной деятельности социального педагога», «Система социально-реабилитационных технологий в работе с детьми-инвалидами», «Технологии оккупациональной терапии в деятельности специалиста по социальной работе», «Современные методы и технологии социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»);

2. Компенсирующие (восполняют недостатки общеобразовательной, общекультурной подготовки, необходимы для продуктивного прохождения определенного периода жизнедеятельности, совершенствования общей и социально-профессиональной культуры специалиста; например курсы повышения квалификации «Информационная культура специалистов социальной сферы», «Этнопедагогическая культура специалиста по работе с молодежью»);

3. Адаптивно-корректирующие (необходимы для изменения некоторых личностных, поведенческих, коммуникативных и других проявлений специалиста, для улучшения профессиональной, социокультурной адаптации личности; например, неизменно актуальны курсы «Конфликтологическая компетентность специалиста по социальной работе», «Профессионально-коммуникативная культура специалиста социальной сферы», «Конфессиональная толерантность специалиста социальной сферы»);

4. Профессионально-валеологические (предназначены для успешного прохождения различных этапов и решения отдельных проблем сложных периодов профессиогенеза, помогают преодолеть кризисные состояния; например,

курсы «Профессиональное здоровье специалиста социальной сферы», «Профилактика профессиональной деформации специалиста по социальной работе», «Современные методы и технологии предупреждения синдрома эмоционального выгорания социального педагога»);

5. Специализированно-прикладные (обусловлены постоянным обновлением информационно-профессионального контекста, развитием теоретико-методических основ социальной работы в современном обществе, а также закономерностями развития профессиональной и жизненной проблематики специалиста; удовлетворяют потребности специалиста в новых практико-ориентированных профессионально-прикладных знаниях, служат содержательной прибавкой к уже имеющимся знаниям, умениям; например, курсы «Современные методы и технологии профориентационной работы социального педагога интернатных учреждений для несовершеннолетних», «Психолого-педагогические основы профилактики безнадзорности несовершеннолетних в условиях Центров социальной помощи семьи и детям», «Новые социально-реабилитационные технологии лиц с ограниченными возможностями», «Геронтологи-ческие специализированно-прикладные методы и технологии взаимодействия специалиста по социальной работе с пожилыми людьми»);

6. Профессионально-пролонгированные (выполняют пропедевтическую функцию по разрешению ситуаций, возникающих в профессиональном развитии специалиста, условно можно обозначить как «знания впрок»; например, так называемыми «резервными управленцами» востребованы программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», «Менеджмент организации реабилитации инвалидов», «Менеджмент в социальной сфере», курсы «Управленческая культуры специалиста социальной сферы»; для специалистов, осуществляющих международное партнерство востребованы курсы «Профессионально-коммуникативная иноязычная компетентность специалиста социальной сферы»);

7. Административно-управленческие (призваны совершенствовать различные аспекты профессиональной деятельности менеджеров, административно-руководящих работников учреждений социальной сферы; например, программы «Фандрайзинг в менеджменте учрежде-

ния социальной сферы», «Квалиметрическая компетентность руководителя учреждения социальной сферы», «Стратегический менеджмент в управлении учреждением социальной сферы»);

8. Креативно-развивающие (служат стимулом к профессиональному и индивидуально-личностному развитию специалиста, раскрытию креативных способностей, стимулируют проявление профессионально-творческой активности специалиста социальной сферы; например, программы «Методы арт-терапии в профессиональной деятельности социального педагога», «Методы и технологии социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями»);

9. Научно-исследовательские (востребованы специалистами социальной сферы, выполняющими научные исследования, являющимися аспирантами, докторантами; например, курсы «Методы контент-анализа в социально-педагогической работе», «Инновационные модели интеграции лиц с ограниченными возможностями в современный социум», «Методологические подходы к проектированию социальных процессов и систем», «Парадигмы реализации миссии социальной работы в современном обществе»).

Критериями результативности реализации персонифицированного подхода в системе ДПО являются: субъектно-личностный (повышение уровня конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда, развитие его профессионализма путем совершенствования системы профессиональных компетенций и профессионально важных качеств личности; повышение уровня удовлетворенности специалиста результатами своей профессиональной деятельности и перспективами карьерного роста; развитие профессиональной мобильности специалиста; развитие самообразовательной культуры слушателя как важнейшего компонента профессионально-личностной культуры специалиста-практика; выявление и развитие творческой активности; снижение уровня проявления симптомов эмоционального выгорания и профессиональной деформации личности); профессионально-объективный (повышение уровня удовлетворенности работатателей результатами профессиональной деятельности специалиста, обеспечение его карьерного роста); конструктивно-дидактический (развитие

форм, технологий персонифицированного непрерывного профессионального образования, модернизация содержания программ дополнительного профессионального образования специалистов различного профиля, улучшение качества восприятия учебного материала за счет его адаптации к психофизиологическому уровню взрослого обучаемого; повышение уровня профессионально-творческой активности профессорско-преподавательского состава системы ДПО в андрагогической сфере, что способствует разработке и реализации нового содержательно-технологического обеспечения вариа-тивных, диверсифицированных профессионально-образовательных услуг).

Комплекс условий, обеспечивающих эффективность реализации персонифицированного подхода в системе ДПО включает следующие группы: административно-организационные (маркетинговое изучения потребностей рынка труда и требований работодателей, нормативных документов в отношении повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, трудовых резервов; создание и развитие системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства факультета ДПО с органами муниципального и регионального самоуправления, различными учреждениями социально-экономической инфраструктуры региона по проблемам непрерывной профессиональной подготовки трудовых кадров); образовательно-технологические (обеспечение вариативности содержания и возможности выбора образовательного маршрута; приоритетность технологий обучения личностно-деятельностной направленности; возможность дистанционного обучения, наличие компьютерных программ, видеолекций; андрагогическое ценностно-смысловое диалоговое взаимодействие в процессе обучения взрослых); индивидуально-профессиональные (мотивированность, активность взрослых обучающихся в овладении новыми компетенциями; практико-ориентированная профессиональная компетентность преподавателей, их готовность к междисциплинарной интеграции; взаимосвязь и согласованность действий преподавателей в обучение слушателей по индивидуальным образовательным траекториям и обеспечении их персонифицированной самообразовательной деятельности).

Литература

1. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования [Текст] / С. Г. Вершловский // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 3-8.

2. Никитин, Э. М. Андрагогика: история и современность. Федеральная система повышения квалификации работников образования [Текст] / Э. М. Никитин и др. - М. : АПК и ППРО, 2003. - 125 с.

3. Онушкин, В. Г. Персонификация образования [Текст] / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев //

Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1999. - Т. 2. - С. 246-247.

4. Попова, О. В. Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности [Текст] / О. В. Попова // Персонифицированные информационные технологии в процессах социализации личности и экономике. - Новосибирск : изд-во Новосибирского гос. ун-та - 2006. - С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.