при этом выбор того или иного исследовательского подхода не ограничивается какими-то определёнными рамками, так как все применяемые средства являются взаимодополняющими, а их разнообразие ведёт к увеличению объективности получаемых результатов. Социологический подход предоставляет возможность по-новому дифференцировать явления международного сотрудничества в образовании и позволяет обнаруживать новые реалии и перспективы с точки зрения социальной обусловленности этих процессов.
Литература:
1. Богатуров А.Д. Системная история международных отношений: В 2 т. / Под ред. А. Д. Богатурова. - М.: Культурная революция, 2009. - Т. 2. События 1945-2003 г.г. - С. 581.
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических иссле-
дований: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
3. Глухова Т.П. Теоретические аспекты формирования понятия «Международная социальная коммуникация» // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №4. - С. 42-48.
4. Косов Ю. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. / под ред. Ю. Косова. - СПб.: Питер, 2012. - 384 с.
5. Современный словарь по педагогике/ Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.
6. Цыганков А.П., Цыганков П.А. Социология международных отношений: Анализ российских и зарубежных теорий: учебное пособие для студентов вузов / А.П. Цыганков, П.А. Цыганков. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 238 с.
7. Цыганков П.А. Теория международных отношений: учебное пособие / П.А. Цыганков. - М.: Гардарики, 2004. - 590 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Д.В. Неклюдова
В статье представлены особенности реформирования дополнительного профессионального образования в России и за рубежом. Показано, как выявленные характеристики проявляются в деятельности конкретного образовательного учреждения повышения квалификации.
Ключевые слова: дополнительное образование, образование взрослых, модульные программы, персонифицированный подход, диверсификация.
The article presents the features of additional vocational education reforms in Russia and abroad. It is shown, how the revealed characteristics demonstrate themselves in the activity of a concrete educational institution ofprofessional skill improvement.
Key words: Additional education, education of adults, module programmes, the personified approach, diversification
Изменения, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, существенно затронули систему российского профессионального образования, поставив основной акцент на его ценностно-смысловом аспекте - на интеллектуальном, нравственном и гражданском развитии человека как основной цели образования. Показательно, что провозглашенная в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» основная цель образования - развитие системы образования в интересах формирования творческой личности - является одновременно одним из главных факторов экономического и социального прогресса общества в условиях глобализации и интеграции.
Большими возможностями и потенциалом в достижении провозглашенной цели обладает система дополнительного образования и повышения квалификации. Она дает возможность работающим в данное время специалистам, а также и будущим специалистам, бакалаврам, магистрам во время обучения по базовым программам осваивать дополнительные профессиональные программы как результат реагирования профессиональной школы на изменяющиеся потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах, владеющих современными компетенциями и готовы обучаться в течение всей жизни [2, 4].
Более того, процессы реформирования российской экономики, интеграция нашей страны в мировое образовательное пространство послужили импульсом к развитию широкого сотрудничества и партнерства в международных проектах в области непрерывного образования взрослых. Это, в свою очередь, предполагает анализ
тенденций развития всей системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в экономически развитых странах, творческого осмысления положительного зарубежного опыта подготовки руководящих кадров, имеющих сформированные профессиональные компетенции и конкурентоспособный уровень квалификации.
О значимости ДПО для понимания современного состояния образовательного пространства и имеющих место в нём трендов могут свидетельствовать следующие данные:
■ по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения;
■ в начале 2000-х годов почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании;
■ в странах Скандинавии - Дании, Швеции, Финляндии - наибольшие показатели по уровню вовлечённости в НФО - почти 50% по данным на 2004г.;
■ каждый второй наёмный сотрудник работает на одном месте не более пяти лет, а современные студенты будут менять работодателя каждые два года (Данные министерства труда США, 2011г.).
В ходе наших исследований была изучена информационная база, основу которой составили международные документы, в частности: "Великая Хартия университетов" (1988), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о техническом и профессиональном образовании, Декларация о науке и использовании научных знаний, информационные материалы СЕПЕС - Европейского цен-
тра по ПО ЮНЕСКО, Меморандумы Лиссабонского (2000) и Барселонского (2002) саммита, отчеты стран-участников и России о реализации принципов Болонского процесса, отчеты благотворительных образовательных фондов, фондов Карнеги, Келлога, Форда, материалы Национального офиса ТЕМПУС; решения европейских, страновых и профильных съездов ректоров вузов и директоров Центров повышения квалификации и переподготовки кадров; материалы КАШС - Национального информационного центра по академическому признанию документов об образовании и другие материалы.
Мы изучили также отдельные монографические труды по педагогике, посвященные обучению взрослых, в частности, подготовка преподавателей для обучения взрослых (С.Г. Вершлов-ский, Л.Г. Годд, С.М. Грабовски, Д. Са-вичевич, А.Г. Чарнли, Ж.-М. Барбье); особенности деятельности взрослых обучающихся (Л.И. Анцыферова, Ю.Н. Кулюткин, Р. Коули, К.П. Кросс, Ф. Карре, Р. Гросс, С. Меррием, Роджерс, И. Вайнберг, С.О. Хаул, Ж. Лемер, П. Гальвани); дидактические и методические принципы обучения взрослых (В.Г. Онушкин, С.И. Змеев, Л.Н. Лесо-хина, С. Брукфилд, Э. Дик, Г. Юнг, Г. Фрамм, М.И. Гэлбрэйт, Г.В. Куйперс, Р. Мукиелли, Ф. Урбанчик); создание условий обучения взрослых (Р. Пирс); мотивация при обучении взрослых (С.Г. Вершловский, Р.Дж. Влодковски, В.И. Подобед), также других исследователей-экспертов.
По мнению ряда исследователей [1, 3], следующие характеристики европейской модернизации системы ДПО в контексте Болонского процесса могут иметь большое значение и содержать
потенциал для более эффективной модернизации российской системы ДПО в условиях единого образовательного пространства:
■ диверсификация институциональных структур, форм ДПО и образовательных программ; замена модели ДПО на нелинейные (асинхронные) модели;
■ утверждением парадигм лич-ностно-ориентированного образования и использование модульно-ком-петентностных технологий в качестве новых организационных рамок, совершенствование дистанционных форм ДПО;
■ интернационализация дополнительного профессионального образования и его европеизация;
■ релевантный характер содержания изменения в организации и содержании образовательных программ, осуществляемые на основе модуляри-зации и расчета трудоемкости в зачетных единицах ЕСТ8;
■ обновление и адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям международного образования и труда, укрепление их междисциплинарной и трансдисциплинарной направленности;
■ усиление социокультурных функций ДПО;
■ перемещение функций контроля качества образования с внутринационального на наднациональный уровень;
■ развитие социального диалога и социального партнерства;
■ усиление конкуренции на международном рынке образовательных дополнительных услуг.
В данной статье мы постарались представить, как вышеперечисленные характеристики проявляются в дея-
тельности конкретного образовательного заведения ДПО, а именно в ЧОУ дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации «Росстройобразование», которое было основано в 2007 году для осуществления образовательных программ в области геодезии, геологии, проектирования генпланов и автомобильных дорог.
Учредитель - компания Триада Плюс (один из крупнейших поставщиков геодезических технологий и программных комплексов как в Республике Татарстан, так и за её пределами) предоставляет нашему образовательному учреждению возможность использовать современные инженерные решения в рамках курсов повышения квалификации, а также современные программные комплексы для автоматизации проектно-изыскательских задач.
Основной целью образовательного процесса в нашем Центре является обновление теоретических и практических компетенций специалистов в связи с повышением требований к их уровню квалификации и необходимостью освоения новых методов решения профессиональных задач.
В образовательном учреждении используется несколько программ повышения квалификации. Часть из них базируется на программном комплексе CREDO. Известно, что первые программные продукты CREDO появились в 1989 году. Их производитель - Компания «КРЕДО-ДИАЛОГ» (Беларусь) лидирует на рынке программных продуктов для обработки материалов инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий, проектирования объектов строительства, генплана и транспорта в
странах СНГ и Балтии. По данным статистики на февраль 2012 года комплекс программных продуктов CREDO используют в 35 странах мира десятки тысяч специалистов из более 8000 организаций различных отраслей производства, форм собственности и численности. В основном, это дорожные, изыскательские организации, проектно-изыскательские институты, нефтегазодобывающие предприятия, маркшейдерские, строительные, территориально-производственные организации, управления архитектуры и градостроительства.
На базе Центра «Росстройобразо-вание» работает Приволжский (международный) учебно-внедренческий центр CREDO. По результатам работы в период с 2007 по 2012 год Центр был признан лучшим среди подобных по России и СНГ, что подтверждается соответствующими сертификатами.
Другая часть программ повышения квалификации связана с инновационными геодезическими технологиями и инженерными решениями, такими как 3D системы управления строительной техникой, что особенно актуально в нашем городе при строительстве дорожных объектов Универсиады - 2013г., технологии фасадных съемок с использованием роботов тахеометров в строительстве, лазерные сканирующие системы, геодезические системы для промышленных измерений производства и многое-многое другое.
Для слушателей курсов предусмотрены различные формы обучения: повышение квалификации, семинары, мастер-классы, дистанционное обучение, проведение пилотных проектов на базе организации-заказчика.
«Росстройобразование» активно участвует в различного уровня конференциях, выставках, семинарах. Педагогический состав учреждения имеет сертификаты на право обучения и сопровождения тех или иных направлений, и сам проходит ежегодное повышение квалификации параллельно с непрерывным процессом самообразования.
Востребованность в изучении современных технологий увеличивается с каждым годом, поскольку меняется оборудование, приборы, их марки, версии программных продуктов, а также и задачи, стоящие перед организациями. Предприятия-заказчики напрямую заинтересованы в своевременном, опережающем обучении своих специалистов, формировании недостающих компетенций, что способствует повышению их конкурентоспособности на рынке.
Таким образом, современная система ДПО является одной из главных форм удовлетворения личных профессионально-образовательных потребностей значительной части работающих специалистов. В условиях диверсификации последипломного образования и индивидуализации познавательных запросов слушателей существенно изменяются требования, предъявляемые к содержательно-технологическому и организационно-процессуальному базисам образовательного процесса в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Персонификация системы повышения квалификации является одним из инновационных направлений реформирования дополнительного образовании в современных условиях.
Сущность персонифицированного подхода в системе ДПО может быть познана на основе междисциплинарного анализа с использованием сравнительно-сопоставительного метода исследования. Проведенный нами сравнительно-категориальный анализ дал возможность определить персонифицированный подход в дополнительном профессиональном образовании как комплекс семантических, парадигматических и прагматических структур в современной системе профессиональной подготовки специалистов, характеризующий субъектно-ориентированные форматы получения дополнительного образования и инновационные формы педагогического взаимодействия обучаемого и обучающего.
Базу персонифицированного подхода составляет понимание и утверждение уникальности индивидуальности каждого обучающегося, значимости ее субъектной сущности, ценности его жизненного опыта, то есть приоритетности индивидуально-личностного начала в человеке.
Для выявления возможностей системы повышения квалификации нашего Центра в применении в процессе обучения персонифицированного подхода нами были исследованы программы курсовых подготовок и профпере-подготовок, учебные планы, а также организованы беседы с преподавателями других Центров повышения квалификации, специалистами-практиками. На основе анализа и систематизации полученных материалов была разработана модель внедрения персонифицированного подхода в образовательный процесс нашего Центра.
Нами было проведено анкетирование слушателей курсов повышения
квалификации и профессиональной переподготовки (98 респондентов в возрасте от 23 до 45 лет). По результатам ответов на вопрос: «Какие технологии, формы организации образовательного процесса в системе ДПО Вас привлекают больше всего?» подавляющее большинство респондентов высказалось за интерактивные технологии обучения. Особо были выделены тренинги и мастер-классы, а также разбор конкретных ситуаций. В результате опроса в пользу тренингов высказалось 33,5%, мастер-классов - 22,5%, кейс-технологиям отдали предпочтение - 31% респондентов; деловым играм - 13%. Лекции, практические и семинарские занятии отметили соответственно - 7,5%; 9,5%; 6% слушателей. Такой результат говорит о желании обучающихся совершенствовать свои компетенции, самостоятельно решать профессиональные задачи, моделировать ситуации их профессиональной прак-
тики, конструировать и проектировать разные подходы к решению профессиональных задач.
Литература:
1. Байденко В.И., Дж. Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
2. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М., 1999.
3. Трегубова Т.М. Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «ТЕМПУС» в условиях международной образовательной интеграции // Вестник ВГГУ. Серия: Педагогические и психологические науки. - Вып. 11(30). - Владимир: ВГГУ, 2011. - С. 140-146.
4. Demaree M. Postsecondary Enrollment Options Programs. NCSL State Legislative Report, v.26 (4). - 2001.
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Р.С. Сафин, Е.Л. Матухин, А.Р. Шайдуллина, Р.Г. Зялаева
В статье рассматривается опыт обучения инновационному предпринимательству в системе непрерывного профессионального образования России. Представлены результаты исследования состояния обучения инновационному предпринимательству в условиях строительного образовательного кластера,интеграции науки, образования и производства; в системе технического и технологического образования; специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: инновация, предприниматель, инновационное предпринимательство, обучение инновационному предпринимательству.