Научная статья на тему 'Определение ключевых компетенций в профессиональной подготовке психологов-консультантов и психотерапевтов: доказательный подход'

Определение ключевых компетенций в профессиональной подготовке психологов-консультантов и психотерапевтов: доказательный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОТЕРАПЕВТОВ И КОНСУЛЬТАНТОВ / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF PSYCHOTHERAPISTS / PERFORMANCE FACTORS / COMPETENCE / EVIDENCE-BASED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисельникова (волкова) Н. В., Лаврова Е. В., Куминская Е. А., Альмухаметова Т. Н.

Проблема определения ключевых компетенций «мишеней» в профессиональной подготовке немедицинских психотерапевтов и психологов-консультантов обсуждается в русле доказательной практики и образования. Модели компетенций психологов-консультантов, на которые опираются образовательные программы российских вузов, часто не учитывают результатов современных исследований эффективности психотерапии и знания о факторах, критически важных в работе психотерапевта. В статье приводится анализ исследований факторов, определяемых психотерапевтом, клиентом и возникающими между ними отношениями. Наиболее значимым общим фактором психотерапии является психотерапевтический альянс, в котором и терапевт, и клиент участвуют в диалоге, и оба направлены на изменение проблемной ситуации. На основании ряда исследований делается вывод, что эффективная терапия включает в себя такие действия терапевта, как исследование проблемы и ее реконцептуализация; обеспечение достоверного обоснования проведения терапии; вселение надежды и ожидание улучшения; мобилизация клиента для решения проблем. Кроме того, существует наиболее эффективная последовательность реализации действий, при которой сначала осуществляется поддержка клиента, а затем обучение пониманию проблемы и выработка новых форм поведения. При этом показано, что инструментальные навыки специалиста, такие как владение конкретным методом работы с клиентом, приверженность определенной модели, не сказываются на повышении эффективности работы, тогда как в процессе обучения этому уделяется особое внимание. В то же время установлено, что «намеренная практика» существенно приводит к росту эффективности у специалистов даже с очень маленьким стажем работы. В «намеренную практику» входит самостоятельное обучение (в том числе чтение специальной литературы), тренировка навыков вовлеченности, анализ сессий, выявление факторов успешности и неуспешности в работе с конкретными клиентами. Еще одним важным фактором улучшения в практике оказывается предоставление обратной связи терапевтам. А такие факторы, как возраст, пол, объем нагрузки, научные предпочтения, социальные навыки, уровень эмпатии, наличие ученой степени, опыт, количество часов, проведенных в работе с клиентами, оказались незначимыми для объяснения разницы между эффективными и неэффективными психотерапевтами. Эти и другие данные должны стать основой для разработки целей и содержания профессиональной подготовки психологов-консультантов и немедицинских психотерапевтов. Поскольку показано, что овладение терапевтическими инструментами в русле той или иной школы не является приоритетной задачей на первых этапах профессиональной подготовки, следует уделить больше внимания развитию тех характеристик терапевта, которые оказываются наиболее значимыми для эффективной работы с клиентами. В рамках семинарских и практических занятий развивать навыки индивидуальной «подстройки» к клиенту, способность создавать атмосферу доверия и способность восстанавливать разрыв альянса. Тренировать гибкое использование руководств по терапии, терапевтическую компетентность и чувствительность к обратной связи от клиентов. Введение личной терапии для студентов, а также супервизии помогло бы уже во время обучения улучшать эффективность практической работы. Большое количество знаний в отсутствие практики часто приводит к тому, что начинающие специалисты испытывают страх перед реальной работой с клиентами, действуют в рамках шаблонов или слишком полагаются на интуицию. Применение доказательного подхода в образовательном процессе позволит начинающим специалистам работать качественно и безопасно, продолжая профессиональное развитие и накопление навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMPETENCIES DEFINITION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF PSYCHOTHERAPISTS: EVIDENCE-BASED APPROACH

The articLe discusses the probLem of identifying the key target competencies in the training of non-medicaL psychotherapists and counseLing psychoLogists in the Light of evidence-based practice and teaching. Programs of Russian universities are based on modeLs of competences of psychoLogist-consuLtants, which do not aLways reLy on the data of modern research on the effectiveness of psychotherapy and knowLedge about the factors criticaL to the work of the therapist. The articLe anaLyzes the research of factors determined by the psychotherapist, the cLient and the reLationships that arise between them. The most significant generaL factor of psychotherapy is the psychotherapeutic aLLiance in which both the therapist and the cLient are invoLved in diaLogue, and both are aimed at resoLving the probLem situation. On the basis of the anaLysis, it is concLuded that effective therapy incLudes such therapist actions as probLem research and its reconceptuaLization; it aLso envoLves providing a reLiabLe justification for the therapy; instiLLing hope and expectation of improvement; mobiLizing the cLient to soLve probLems. The most effective sequence of psychotherapeutic actions is as foLLows: first, support the cLient, then teach him how to understand the probLem and deveLop new behaviors together. At the same time, it is shown that the instrumentaL skiLLs of a speciaList, such as owning a specific method of working, adherence to a certain modeL, do not affect the efficiency of the work, whiLe in the educationaL process it is one of the most important points. It has been estabLished that “deLiberate practice” Leads to an essentiaL increase in efficiency of speciaLists, even with very LittLe work experience. “DeLiberate practice” incLudes seLf-dependent training (incLuding reading of speciaL Literature), training of skiLLs of invoLvement, anaLysis of sessions, identification of factors of success and faiLure in working with cLients. Providing feedback to therapists is another important factor in improving practice. Factors such as age, sex, workLoad, scientific preferences, sociaL skiLLs, LeveL of empathy, academic degree, experience, number of hours spent working with cLients, were insignificant in order to expLain the difference between effective and ineffective psychotherapists. These data shouLd form the basis for programs of the training of counseLor psychoLogists and non-medicaL psychotherapists. Since it has been shown that mastery of specific therapeutic tooLs is not a priority at the first stages of vocationaL training, more attention shouLd be paid to the deveLopment of those characteristics of the therapist that are most important for effective work with cLients. It wiLL be usefuL for students to deveLop skiLLs of individuaL customization, the abiLity to create an atmosphere of trust and the abiLity to restore the break of the aLLiance. FLexibLe use of therapy guides, therapeutic competence and sensitivity to feedback from cLients shouLd be trained. Adding personaL therapy for students as weLL as supervision wouLd aLso heLp to enhance the effectiveness of practicaL work during the training. Lots of knowLedge in the absence of practice often Leads to the fact that novice professionaLs are afraid of reaL work with cLients, act strictLy within the framework of tempLates or reLy too much on intuition. The appLication of the evidence-based approach in the teaching process wiLL aLLow the beginning speciaLists to work efficiently and safeLy, and at the same time to continue professionaL deveLopment and skiLL accumuLation.

Текст научной работы на тему «Определение ключевых компетенций в профессиональной подготовке психологов-консультантов и психотерапевтов: доказательный подход»

УДК 159.99

Н. В. Кисельникова (Волкова), Е. В. Лаврова, Е. А. Куминская, Т. Н. Альмухаметова

Кисельникова Н. В. (Волкова), кандидат психологических наук, доцент; заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»; е-таЛ: [email protected]

Лаврова Е. В., кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»; е-та^ [email protected]

Куминская Е.А., лаборатория консультативной психологии и психотерапии, научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»; е-та^ [email protected]

Альмухаметова Т. Н., лаборатория консультативной психологии и психотерапии, научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»; е-тш^ [email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ И ПСИХОТЕРАПЕВТОВ: ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

Проблема определения ключевых компетенций - «мишеней» в профессиональной подготовке немедицинских психотерапевтов и психологов-консультантов обсуждается в русле доказательной практики и образования. Модели компетенций психологов-консультантов, на которые опираются образовательные программы российских вузов, часто не учитывают результатов современных исследований эффективности психотерапии и знания о факторах, критически важных в работе психотерапевта.

В статье приводится анализ исследований факторов, определяемых психотерапевтом, клиентом и возникающими между ними отношениями. Наиболее значимым общим фактором психотерапии является психотерапевтический альянс, в котором и терапевт, и клиент участвуют в диалоге, и оба направлены на изменение проблемной ситуации. На основании ряда исследований делается вывод, что эффективная терапия включает в себя такие действия терапевта, как исследование проблемы и ее реконцептуализация; обеспечение достоверного обоснования проведения терапии; вселение надежды и ожидание улучшения; мобилизация клиента для решения проблем. Кроме того, существует наиболее эффективная последовательность реализации действий, при которой сначала осуществляется поддержка клиента, а затем обучение пониманию проблемы и выработка новых форм поведения. При этом показано, что инструментальные навыки специалиста, такие как владение конкретным методом работы с клиентом, приверженность определенной

модели, не сказываются на повышении эффективности работы, тогда как в процессе обучения этому уделяется особое внимание. В то же время установлено, что «намеренная практика» существенно приводит к росту эффективности у специалистов даже с очень маленьким стажем работы.

В «намеренную практику» входит самостоятельное обучение (в том числе чтение специальной литературы), тренировка навыков вовлеченности, анализ сессий, выявление факторов успешности и неуспешности в работе с конкретными клиентами. Еще одним важным фактором улучшения в практике оказывается предоставление обратной связи терапевтам. А такие факторы, как возраст, пол, объем нагрузки, научные предпочтения, социальные навыки, уровень эмпатии, наличие ученой степени, опыт, количество часов, проведенных в работе с клиентами, оказались незначимыми для объяснения разницы между эффективными и неэффективными психотерапевтами.

Эти и другие данные должны стать основой для разработки целей и содержания профессиональной подготовки психологов-консультантов и немедицинских психотерапевтов. Поскольку показано, что овладение терапевтическими инструментами в русле той или иной школы не является приоритетной задачей на первых этапах профессиональной подготовки, следует уделить больше внимания развитию тех характеристик терапевта, которые оказываются наиболее значимыми для эффективной работы с клиентами. В рамках семинарских и практических занятий развивать навыки индивидуальной «подстройки» к клиенту, способность создавать атмосферу доверия и способность восстанавливать разрыв альянса. Тренировать гибкое использование руководств по терапии, терапевтическую компетентность и чувствительность к обратной связи от клиентов. Введение личной терапии для студентов, а также супервизии помогло бы уже во время обучения улучшать эффективность практической работы.

Большое количество знаний в отсутствие практики часто приводит к тому, что начинающие специалисты испытывают страх перед реальной работой с клиентами, действуют в рамках шаблонов или слишком полагаются на интуицию.

Применение доказательного подхода в образовательном процессе позволит начинающим специалистам работать качественно и безопасно, продолжая профессиональное развитие и накопление навыков.

Ключевые слова: высшее образование; профессиональная подготовка психотерапевтов и консультантов; факторы эффективности, компетенции, доказательный подход.

N. V. Kiselnikova (Volkova), E. V. Lavrova, E. A. Kuminskaya, T. N. Almukhametova

Kiselnikova N. V (Volkova), PhD, the Head of Laboratory of Psychotherapy and CounseLing Psychology, FBSSI "PsychoLogicaL Institute of the Russian Academy of Education"; e-maiL: [email protected]

Lavrova E. V., PhD, Senior Researcher at Laboratory of Psychotherapy and CounseLing PsychoLogy, FBSSI "PsychoLogicaL Institute of the Russian Academy of Education"; e-maiL: [email protected]

Kuminskaya E.A., Researcher at Laboratory of Psychotherapy and CounseLing Psychology, FBSSI "PsychoLogicaL Institute of the Russian Academy of Education"; e-maiL: [email protected] Almukhametova T. N., Researcher at Laboratory of Psychotherapy and CounseLing PsychoLogy, FBSSI "PsychoLogicaL Institute of the Russian Academy of Education"; e-maiL: [email protected]

KEY COMPETENCIES DEFINITION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF PSYCHOTHERAPISTS: EVIDENCE-BASED APPROACH

The articLe discusses the probLem of identifying the key target competencies in the training of non-medicaL psychotherapists and counseLing psychoLogists in the Light of evidence-based practice and teaching. Programs of Russian universities are based on modeLs of competences of psychoLogist-consuLtants, which do not aLways reLy on the data of modern research on the effectiveness of psychotherapy and knowLedge about the factors criticaL to the work of the therapist.

The articLe anaLyzes the research of factors determined by the psychotherapist, the cLient and the reLationships that arise between them. The most significant generaL factor of psychotherapy is the psychotherapeutic aLLiance in which both the therapist and the cLient are invoLved in diaLogue, and both are aimed at resoLving the probLem situation. On the basis of the anaLysis, it is concLuded that effective therapy incLudes such therapist actions as probLem research and its reconceptuaLization; it aLso envoLves providing a reLiabLe justification for the therapy; instiLLing hope and expectation of improvement; mobiLizing the cLient to soLve probLems. The most effective sequence of psychotherapeutic actions is as foLLows: first, support the cLient, then teach him how to understand the probLem and deveLop new behaviors together. At the same time, it is shown that the instrumentaL skiLLs of a speciaList, such as owning a specific method of working, adherence to a certain modeL, do not affect the efficiency of the work, whiLe in the educationaL process it is one of the most important points. It has been estabLished that "deLiberate practice" Leads to an essentiaL increase in efficiency of speciaLists, even with very LittLe work experience. "DeLiberate practice" incLudes seLf-dependent training (incLuding reading of speciaL Literature), training of skiLLs of invoLvement, anaLysis of sessions, identification of factors of success and faiLure in working with cLients. Providing feedback to therapists is another important factor in improving practice. Factors such as age, sex, workLoad, scientific preferences, sociaL skiLLs, LeveL of empathy, academic degree, experience, number of hours spent working with cLients, were insignificant in order to expLain the difference between effective and ineffective psychotherapists.

These data shouLd form the basis for programs of the training of counseLor psychoLogists and non-medicaL psychotherapists. Since it has been shown that mastery of specific therapeutic tooLs is not a priority at the first stages of vocationaL training, more attention shouLd be paid to the deveLopment of those characteristics of the therapist that are most important for effective work with cLients. It wiLL be

usefuL for students to deveLop skiLLs of individuaL customization, the abiLity to create an atmosphere of trust and the abiLity to restore the break of the aLLiance. FLexibLe use of therapy guides, therapeutic competence and sensitivity to feedback from cLients shouLd be trained. Adding personaL therapy for students as weLL as supervision wouLd aLso heLp to enhance the effectiveness of practicaL work during the training.

Lots of knowLedge in the absence of practice often Leads to the fact that novice professionaLs are afraid of reaL work with cLients, act strictLy within the framework of tempLates or reLy too much on intuition.

The appLication of the evidence-based approach in the teaching process wiLL aLLow the beginning speciaLists to work efficientLy and safeLy, and at the same time to continue professionaL deveLopment and skiLL accumuLation.

Key words: higher education; professionaL training of psychotherapists; performance factors; competence; evidence-based education.

Проблема определения ключевых компетенций-мишеней в профессиональной подготовке немедицинских психотерапевтов и психологов-консультантов остро стоит перед руководителями образовательных программ в системе российского высшего образования.

Ее актуальность обусловлена тем, что отсутствуют понятные и конвенционально выделенные основания для формулирования набора профессиональных компетенций. В результате определение компетенций осуществляется исходя из локальных возможностей вузов и факультетов, в том числе - из наличия преподавателей, готовых разрабатывать определенные авторские программы дисциплин. В то же время в мировой практике образования набирает силу доказательный подход (evidence-based practice / teaching), включающий в себя основанный на свидетельствах эффективности содержания образования, методов обучения и оценки образовательных результатов. Отбор содержания образования в этом контексте направлен на определение целевых и ценностных ориентиров, а также навыков, значимых для решения профессиональных задач, воплощенных в модели профессиональных компетенций будущего специалиста.

В случае подготовки немедицинских психотерапевтов и психологов-консультантов в системе высшего образования такие модели компетенций могли бы опираться на данные современных исследований эффективности психотерапии и знания о факторах, критически важных в работе психотерапевта. Рассмотрим основные из них.

Профессиональная деятельность психотерапевта и психолога-консультанта рассматривается в единстве комплекса переменных, без

которых эта деятельность реализована быть не может: переменные, относящиеся к терапевту; переменные, относящиеся к клиенту; характеристики терапевтических отношений.

Переменные на «полюсе» специалиста включают в себя характеристики консультанта или психотерапевта, его установки на клиента, а также терапевтические техники, его профессиональное поведение, теоретическую ориентацию и опыт. Переменные на «полюсе» клиента включают ориентацию на получение помощи, тип привязанности, тяжесть проблемы, ожидания и мотивацию к лечению. Терапевтические отношения раскрываются как чувства и мысли, которые испытывают клиент и терапевт друг к другу, а также способ выражения этих чувств и взглядов [Priebe, Wright 2006]. Также в настоящее время выделяют культурные переменные, отражающие специфику установок на терапию в разных культурах, а также то, как влияют культурные установки на результаты терапии [Voluntary Registers 2014].

Недавние исследования показывают, что клиенты этнических меньшинств подвержены риску микроагрессии со стороны терапевта, принадлежащего к этническому большинству. Также было показано, что эффективность работы с клиентами, которые являются лесбиянками, гомосексуалистами или бисексуалами, может быть связана с возрастом и гендером терапевта, его сексуальной идентичностью и ориентацией. В силу этого одним из современных требований к подготовке психотерапевта является включение практик по осознанию собственных стереотипов и предубеждений о различных этнических группах, о мужской и женской идентичности, ролях и поведении [Mijares 2014].

Проблема систематической оценки эффективности различных методов и компонентов психотерапии находится в центре внимания исследователей, начиная с 1950-х гг., когда было проведено известное исследование Г. Айзенка. С тех пор накопился большой объем данных, свидетельствующих в пользу эффективности. Метаанализы сотен исследований, в которых приняли участие тысячи детей, подростков и взрослых с широким спектром проблем, однозначно показывают, что психотерапия «работает» [Grissom 1996; Lambert, Ogle 2004; Smith, Glass, Miller 1980; Wampold 2001; Weisz 2004].

Также накоплены многочисленные данные, свидетельствующие в пользу так называемого парадокса эквивалентности - примерно

равной эффективности различных психотерапевтических методов [Luborsky et al., 1975, 1993, 1999; Luborsky, Rosenthal et al. 2002]. Эти результаты объясняются преимущественно гипотезой действия общих факторов («common factors»), являющихся ключевыми и определяющих терапевтический эффект [Wampold 2001].

Обзор исследований общих факторов в 2008 г. показал, что от 30 % до 70 % вариативности в результатах терапии были связаны с общими факторами. Обобщение исследований, проведенных в 2014 г., показало, что 11,5 % дисперсии в результатах терапии связано с общими факторами достижения цели / сотрудничества, 9 % - эмпатии, 7,5 % - с терапевтическим альянсом, 6,3 % - положительным отношением / подтверждение, 5,7 % - с конгруэнтностью / подлинностью, 5 % - факторами терапевта; дисперсия результатов, связанная с методом лечения, составила примерно 1 % [Ellenberger 1970].

При рассмотрении общих факторов обычно выделяют факторы клиента; факторы, связанные с терапевтическим контекстом (включающие «дозу» полученной терапии, качество терапевтического альянса и терапевтические процедуры); факторы психотерапевта.

В контексте рассматриваемой проблемы формирования модели компетенций психотерапевта нас интересуют две последние группы факторов, непосредственно связанные с его деятельностью.

Из всех общих факторов психотерапии, которые способствуют эффективности, терапевтический альянс имеет особое значение. Исследования этой проблемы отвечают на вопрос: насколько важны отношения между терапевтом и клиентом для результата терапии? В метаанализе 79 исследований ряда различных типов психотерапии с различными выборками взрослых клиентов Д. Мартин и др. [Martin et al. 2000] обнаружили корреляцию 0,22 между терапевтическим альянсом и результатом. С. Р. Ширк, М. Карвер [Shirk, Karver 2003] обнаружили точно такую же корреляцию между альянсом и результатом в метааналитическом обзоре 23 исследований ряда различных типов психотерапии с детьми с самыми разными психологическими проблемами. Эта корреляция эквивалентна умеренному размеру эффекта 0,45. Это также указывает на то, что терапевтический альянс составляет около 5 % от разницы в результатах для клиентов. Это очень большой вклад в дисперсию, в свете оценки Б. Вампольд [Wampold 2001], что в целом психотерапия вносит вклад всего 13 % в результат для клиентов.

Если эффект альянса выражается как часть общих эффектов психотерапии, он составляет 5/13, или 38 %. Таким образом, 38 % эффектов психотерапии связаны с терапевтическим альянсом. Очевидно, что терапевтический альянс является наиболее важным общим фактором, способствующим эффективности психотерапии. Целевая группа Американской психологической ассоциации под руководством Дж. Нор-кросс [Norcross 2002] сделала обширные обзоры литературы по всем исследованным аспектам терапевтических взаимоотношений и выявила, как можно усилить терапевтический альянс. Выводы Целевой группы отлично согласуются с выводами Д. Орлинского и др. [Orlinsky 2004], который провел систематический и масштабный описательный обзор тысяч исследований по психотерапевтическому процессу в 19502001 гг. И Дж. Норкросс, и Д. Орлинский подтвердили важную роль терапевтического альянса в эффективной психотерапии. Они также пришли к выводу, что сильный терапевтический союз включает в себя больше, чем просто позитивные чувства или вежливый обмен шутками между терапевтами и клиентами. В эффективной терапии клиенты находились для того, чтобы взаимодействовать с терапевтом в режиме сотрудничества, демонстрируя открытость и приверженность процессу терапии, в то время как терапевты проявляли сочувствие, создавали атмосферу доверия и поддержки, и также сотрудничали с клиентами в направлении продвижения к согласованным терапевтическим целям. В групповой терапии, дополнительно, терапевты способствовали объединению групп. В терапевтических отношениях эффективные терапевты проявляли позитивное отношение, искренность и предоставляли клиентам как релевантную обратную связь, так и соответствующую информацию о самораскрытии. Дж. Норкросс и Д. Орлинский также пришли к выводу, что сильный терапевтический альянс поддерживается и за счет управления возможными «разрывами» и настройкой терапевтических отношений с учетом потребностей клиента.

Среди других общих факторов контекста психотерапии рассматриваются так называемые общие процедуры. Существует целый ряд процедур, общих для большинства форм терапии, которые показывают хорошие результаты для клиентов. Выделение наиболее влиятельных общих процедур описано в многочисленных работах [Frank, Frank 1991; Hubble et al. 1999; Karasu 1986; Lambert, Ogles 2004; Norcross, Goldfried 2003; Wampold 2001].

Эффективная терапия включает в себя следующие действия терапевта: исследование проблемы и ее реконцептуализацию; обеспечение достоверного обоснования проведения терапии; вселение надежды и ожидание улучшения; мобилизацию клиентов для решения проблем. Процесс мобилизации может включать оказание помощи клиентам в разработке более адаптивных моделей поведения и систем убеждений; более эффективные способы регулирования их эмоций; более благоприятные эмоциональные связи с самим собой и членами семей. Существует также последовательность взаимодействия, общая для большинства школ психотерапии. В рамках этой последовательности вмешательства, направленные на поддержку клиентов, предшествуют вмешательствам, которые способствуют обучению пониманию проблем, а также вмешательствам, обучающим новым формам поведения и регулирующим поведение [Carr 2007].

Следующим центральным фактором эффективности психотерапии выступает сам терапевт. Б. Вампольд [Wampold 2001] в обзоре метаана-лизов и повторных анализов данных из исследований с контролем переменных пришел к выводу, что 6-9 % дисперсии эффектов обусловлено факторами, связанными с терапевтами. В пересчете на долю общих эффектов психотерапии, это составляет 6/13-9/13, или 46-69 %. Таким образом, 46-69 %о эффектов психотерапии связаны с терапевтом (включая личную психотерапию терапевта, его способность формировать альянс и применение конкретных терапевтических техник). Л. Битлер и его команда [Beutler et al. 2004] провели всеобъемлющий обзор более чем 100 эмпирических исследований психотерапевтических характеристик, которые, как было установлено, коррелируют с терапевтическими результатами. Они пришли к выводу, что следующие характеристики терапевта были связаны с терапевтическим улучшением у клиента: индивидуальная адаптация и хорошая саморегуляция; терапевтическая компетентность; соответствие терапевтического стиля потребностям клиентов; доверие; креативность в решении проблем.

В качестве еще одного из часто упоминаемых факторов эффективности выступает приверженность методу и гибкое использование руководств по психотерапии.

Исследования по приверженности к терапевтическим моделям показали, что приверженность конкретной модели терапии может быть полезной, вредной или нейтральной с точки зрения воздействия на

результат. Существуют доказательства того, что гибкое использование пособий по терапии повышает эффективность терапии как для детей [Carr 2007; Hibbs, Jensen 2005; Kazdin 2003], так и для взрослых [Nathan, Gorman 2002; Roth, Fonagy 2005]. Руководства по терапии были разработаны в рамках традиции исследований эффективности как способ стандартизации действий терапевтов с определенной однородной группой клиентов с конкретными проблемами. Хорошие руководства по терапии содержат обоснование лечения, принципы и рекомендации для проведения терапии и подробные примеры (с краткими отрывками протоколов, когда это необходимо) о том, как использовать эти рекомендации на практике. С другой стороны, гибкое использование руководств позволяет терапевтам приводить в соответствие метод терапии с требованиями клиентов. Сочетание приверженности методу и гибкости обеспечивает клиентам доступ к «общим факторам», характерным для эффективной психотерапии. Чтобы стать опытным в использовании терапевтических пособий, терапевту требуется постоянная супервизия и периодическая обратная связь о том, в какой степени они придерживаются протокола.

К факторам, лежащим на «полюсе» терапевтов, относится получение ими обратной связи. Было показано, что отзывы о ходе работы с клиентом увеличивают эффективность терапии. В метааналитическом обзоре трех масштабных исследований, в которых приняли участие более 2 600 клиентов и 100 терапевтов, М. Ламберт и др. [Lambert et al. 2003] обнаружили, что наблюдение за клиентом и предоставление обратной связи терапевтам оказало значительное влияние на клиентов, которые продемонстрировали плохой первоначальный отклик на терапию. Эта система обратной связи снизила негативные эффекты на 8 % и увеличила положительные результаты на 13 %. Во всех трех исследованиях, включенных в метаанализ, терапевтам были предоставлены оценки от клиентов по опроснику результатов, который дает информацию об общем показателе улучшения, а также оценке личных проблем, межличностного функционирования, функционирования социальной роли и качества жизни.

Проверка фактора опыта в отношении эффективности терапии в нескольких исследованиях дала отрицательные результаты. Так, недавний метаанализ исследований показал, что уровень опыта незначительно связан с точностью клинических суждений. Было установлено,

что более опытные терапевты демонстрируют меньшее беспокойство, но в то же время и меньшую сфокусированность. Лонгитюдные исследования С. Миллера и соавторов показали, что разница в результатах эффективных и неэффективных терапевтов не зависит от модели психотерапии, возраста, пола, объема нагрузки, научных предпочтений, социальных навыков, уровня эмпатии, наличия ученой степени, опыта, практики или количества часов, проведенных в работе с клиентами [Miller, Hubble, Duncan 2007]. Критическим фактором, по которому были найдены различия, оказался фактор «намеренной практики» (deliberate practice), в которую входит всё то, что делает психотерапевт вне сессий и что направлено на профессиональный рост. Лучшие терапевты в исследовании С. Миллера проводили в 14 раз больше времени за «намеренной практикой», а именно: больше времени уделяли изучению и повторению основ; тренировали навыки вовлеченности; изучали незначительные ошибки в процессе работы с конкретными клиентами [Miller, Hubble 2011].

Подводя итоги, можно сказать, что в русле исследования компонентов деятельности психотерапевта в их связи с эффективностью установлены следующие факты:

1. Показатели улучшения психологического статуса клиента для разных видов (школ) психотерапии очень схожи.

2. Общие факторы психотерапии оказывают гораздо большее влияние, чем специфические.

3. К общим факторам относятся те, которые связаны с процессом терапии, терапевтом и клиентом.

4. С терапевтическим результатом связаны следующие характеристики терапевтического процесса: длительность (20-45 сеансов необходимы для 50-75 0% клиентов психотерапии для ощутимого результата); терапевтические отношения или альянс (наиболее важный общий фактор); общие процедуры.

5. В хорошем терапевтическом альянсе терапевт является эмпа-тичным и диалогичным, а клиент сотрудничает и мотивирован к выздоровлению.

6. Эффективная терапия включает в себя общие процедуры исследования проблем и их реконцептуализации; обеспечение обоснования проведения терапии; вселение надежды и ожидание улучшения для клиента; мобилизацию клиентов на решение проблем.

7. Это достигается путем предоставления поддержки и поощрения эмоционального выражения; облегчения для клиентов новых способов рассмотрения проблем; помощи клиентам в нахождении новых способов адаптивного поведения.

8. Следующие характеристики терапевта связаны с улучшением психологического статуса клиента: индивидуальная «подстройка» к клиенту; терапевтическая компетентность; соответствие терапевтического стиля потребностям клиентов; способность создать атмосферу доверия; творческий подход к решению проблем; способность восстанавливать разрыв альянса; гибкое использование руководств по терапии; супервизия и личная терапия; чувствительность к обратной связи от клиентов.

Эти и другие данные должны стать основой для разработки целей и содержания профессиональной подготовки психологов-консультантов и немедицинских психотерапевтов. Образовательные программы должны обязательно включать тренировку общих навыков, а также часы личной терапии и работы под супервизией. При этом овладение конкретными методами (терапевтическими инструментами в русле той или иной школы) не является приоритетной задачей на первых этапах профессиональной подготовки. Ориентация на развитие компетенций, связанных с факторами эффективности профессиональной деятельности, является реализацией одного из аспектов доказательного подхода в образовании и позволяет даже начинающим специалистам работать качественно и безопасно для клиентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Beutler L. E., Malik M., Alimohamed S., Harwood T. M, Talebi H., Noble S., Wong E. Therapist variables // Lambert, M. J. (ed.): Bergin and Garfield's Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. 5th ed. New York, Wiley, 2004. Р. 227-306.

Carr A. The Effectiveness of Psychotherapy. A Review of Research prepared for

the Irish Council for Psychotherapy. Dublin : ICP, 2007. 100 p. Ellenberger H. F. The discovery of the unconscious: The history and evolution of

dynamic psychiatry. New York : Basic Books, 1970. 976 p. Frank J. D. Persuasion and Healing: A Comparative Study of Psychotherapy. Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1991. 366 p. Grissom R. J. The magical number 7 ±.2: Meta-meta-analysis of the probability of superior outcome in comparisons involving therapy, placebo, and control // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1996. № 64. P. 973-982.

Hibbs E. D., Jensen P. S. (Eds.) Psycho-social treatments for child and adolescent disorders: Empirically based strategies for clinical practice. 2nd ed. 2005. 263 p.

Hubble M. A. The Heart and Soul of Change: What Works in Therapy. Washington, DC: The American Psychological Association, 1999. 462 p.

Karasu T. B. The specificity versus nonspecificity dilemma: Toward identifying therapeutic change agents // American Journal of Psychiatry. 1986. № 143. P. 687-695.

Kazdin A. E. Psychotherapy for children and adolescents. Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54. P. 253-276.

Lambert M., Ogles B. M. The efficacy and effectiveness of psychotherapy // M. J. Lambert (ed.). Bergin and Garfield's Handbook of Psychotherapy and Behaviour Change. Fifth Edition. New York : Wiley, 2004. P. 139-193.

Luborsky L., Diguer L., Luborsky E., Singer B., Dickter D., Schmidt K. A. The efficacy of dynamic psychotherapies: Is it true that "Everyone has won and all must have prizes"? // M. E. Miller, L. Luborsky, J. P. Barber, & J. P. Docherty (Eds.). Psychodynamic Treatment Research: A Handbook for Clinical Practice. New York : Basic Books, 1993. P. 497-516.

Luborsky L., Diguer L., Seligman D. A., Rosenthal R., Krause E. D., Johnson S., Halperin G., Bishop M., Berman J. S., Schweizer E. The researcher's own therapy allegiance: A "wild card" in comparisons of treatment efficacy // Clinical Psychology: Science and Practice. 1999. № 6. P. 95-106.

Luborsky L., RosenthalR., Diguer L., Andrusyna T. P.,.Levitt J. T., Seligman D. A., Berman I., Krause E. D. The Dodo Bird verdict is alive and well-mostly // Clinical Psychology: Science and Practice. 2002. № 9 (1). P. 2-12.

Luborsky L., Singer B., Luborsky E. Comparative studies of psychotherapies: Is it true that "Everybody has won and all must have prizes"? // Archives of General Psychiatry. 1975. № 32. P. 995-1008.

Martin D. J., Graske J. P., Davis M. K. Relation of the therapeutic alliance with outcome and other variables: A meta-analytic review // Journal of Consulting & Clinical Psychology. 2000. № 68. P. 438-450.

Mijares S. G. Modern Psychology and Ancient Wisdom: Psychological Healing Practices from the World's Religious Traditions Routledge. 235 p.

Miller S. D., Hubble M. A. The road to mastery // The psychotherapy networker. 2011. 15 (2). P. 22-31.

Miller S. D., Hubble M. A., Duncan B. Supershrinks: Learning from the field's most effective practitioners // Psychotherapy networker. 2007. 31 (6). P. 26-35.

Nathan P. E., Gorman J. M. Efficacy, Effectiveness and the Clinical Utility of Psychotherapy Research // P. E. Nathan & J. M. Gorman (eds.). A guide to treatments that work, 2002. P. 642-654.

Norcross J. C., Goldfried M. Handbook of Psychotherapy Integration. Second Edition. New York : Basic Books. 2003. 568 p.

Norcross J. Psychotherapy Relationships that Work. Oxford : Oxford University Press, 2002. 465 p.

Orlinsky D., Tonnestad M., Willutzki U. Fifty years of psychotherapy process-outcome research: Continuity and change // M. Lambert (Ed.). Bergin and Garfield's Handbook of Psychotherapy and Behaviour Change. Fifth Edition. New York : Wiley, 2004. P. 307-389.

Priebe S., Wright D. The provision of psychotherapy - An international comparison // Journal of Public Mental Health. 2006. № 5 (3). P. 12-22.

Roth A., Fonagy P. What Works for Whom? A Critical Review of Psychotherapy Research. 2nd ed. New York : Guildford Press, 2005. 611 p.

Shirk S. R., Karver M. Prediction of treatment outcome from relationship variables in child and adolescent therapy: a meta-analytic review //Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2003. № 71. P. 452-464.

Smith M. L., Glass G. V., Miller T. I. The Benefits of Psychotherapy. Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 1980. 269 p.

Voluntary Registers: About Accreditation // Professional Standards Authority for Health and Social Care. 2014. URL : www.professionalstandards.org.uk/ voluntary-registers/about-accreditation

Wampold B. The Great Psychotherapy Debate: Models, Methods, and Findings. New Jersey : Lawrence Erlbaum. 2001. 263 p.

Weisz J. R. Psychotherapy for Children and Adolescents: Evidence-Based Treatments and Case Examples. Cambridge : Cambridge University Press, 2004. 554 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.