УДК 316
Тарасенко Лариса Викторовна
доктор социологических наук, профессор. Южный федеральный университет [email protected] Сердюченко Яна Викторовна
аспирант кафедры моделирования социальных процессов
Южного федерального университета
Larisa V. Tarasenko
Doctor of sociological Sciences, Professor,
Southern Federal University
Yana V. Serdyuchenko
graduate student of chair of modeling of social processes of the Southern federal university [email protected]
Влияние дополнительного профессионального образования на формирование моделей карьерного поведения слушателей1
The influence of continuing professional education on the formation of patterns
of students' behavior career
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов социологического опроса, посвященного проблемам формирования типов карьерного поведения слушателей системы дополнительного профессионального образования. Авторы пытаются на основе полученных материалов выявить роль ДПО в процессе моделирования карьерных стратегий слушателей.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная социализация, карьерное поведение, мотивация профессионального самоопределения.
Abstract. This article analyzes the results of a sociological survey on the problems of the formation of career types of behavior students of continuing professional education. The authors try to identify the basis of the submissions received during the DPO role modeling career strategies listeners.
Keywords: continuing professional education, professional socialization , career behavior , motivation, professional self .
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования: модели мотивации и кооперации», проект № 14-03-00236
Острые социально-экономические проблемы, характеризующие состояние современного российского общества, неизбежно отражаются и на всех сферах жизнедеятельности вузов. Всё сильнее сказывается неэффективность, существующей в системе дополнительного профессионального образования, практики обеспечения условий профессионального развития уже работающих специалистов, явная недостаточность мер, обеспечивающих их трудовую адаптацию и мобильность с учётом специфики развития рынка труда. В связи с этим возникает вопрос: каким образом в сложившейся ситуации образовательное пространство вуза, как основного субъекта, реализующего образовательные программы ДПО, влияет на формирование
профессиональных установок и стратегий карьерного поведения слушателей? Как изменяется степень готовности слушателей программ ДПО к решению непростых задач проектирования карьерного поведения, адекватность их восприятия ситуации на рынке труда и своих перспектив в этой ситуации. Эти вопросы составили проблемное поле социологического исследования, результаты которого представлены в данной статье.
Сотрудниками кафедры моделирования социальных процессов ЮФУ совместно с отделом нравственно-этической интеграции и инкультурации НОЦ Рост ГМУ, а также кафедрой экономической и социальной теории РостГМУ был проведен социологический опрос слушателей факультетов повышения квалификации ЮФУ и РостГМУ. На первом этапе в исследовании приняли участие 972 студента ЮФУ-центр; 139 студентов ИархИ; 331 студент ПИ; 668 студентов ТТИ. Всего было опрошено 2110 респондентов, в том числе 827 девушек (39%) и 1283 юношей (61%).
На втором этапе исследования в качестве респондентов выступили 258 слушателей факультета повышения квалификации РостГМУ. Для более целостного представления о специфике процесса карьерного поведения слушателей системы ДПО на рынке труда опрос проводился среди обучающихся следующих факультетов: лечебно-профилактического (ЛПФ), педиатрического (ПФ), учебно-военного центра (УВЦ), стоматологического (СФ), факультета усовершенствования врачей. Среди них 67,5% женщин и 32,5% мужчин.
Социологический опрос слушателей программ дополнительного профессионального образования проводился с целью выявления основных факторов, детерминирующих карьерные стратегии и поведение специалистов, проходящих повышение квалификации в современных экономических условиях. Объектом исследования в данной статье выступает социальная группа молодых специалистов - выпускников вузов - как особого слоя общества, характеризующегося специфическими идентификационными предпочтениями и жизненными ценностями.
В целом, все вопросы анкеты (за исключением личных данных) можно сгруппировать по 3-м направлениям: 1) отношение к профессиональной деятельности и к выбранной специальности; 2) оценка качества своей профессиональной подготовки; 3) проблемы трудоустройства.
В ходе опроса мы попытались выяснить отношение специалистов к профессиональной деятельности, ее место и роль в системе ценностных ориентаций слушателей. С этой целью им были заданы вопросы, касающиеся значения работы в их жизни, факторов, детерминировавших их профессиональный выбор и отношение к своей профессии на данный момент.
Полученные результаты показывают, что работа для слушателей программ ДПО - это, прежде всего, возможность самореализации, осуществления планов (64% респондентов); 47% рассматривают ее как источник средств существования; 19% видят в ней самоценность, независимо от уровня заработной платы. Таким образом, как мы видим, экономический фактор в формировании отношения к работе играет важную роль, однако не является определяющим, и молодые специалисты испытывают потребность в профессиональной самореализации даже в большей степени, нежели в обеспечении материального благосостояния.
Данные результаты отчасти подтверждаются ответами на вопрос о мотивах профессионального выбора. С большим перевесом на первое место респонденты ставят мотив выбора профессии «для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования» (73,3%). На втором месте оказался мотив престижности профессии (34,5%). Интересно то, что уровень заработной платы, также как и востребованность профессии на рынке труда специалистов интересует в меньшей степени. Всего 12% респондентов ориентировано на наличие рыночного спроса и менее 8% на уровень оплаты труда. Следует отметить то, что подобное отношение к выбору профессиональной сферы характерно для слушателей различных типов вузов. Этот факт подтверждается более ранними исследованиями авторов [4].
Исследуя карьерные стратегии слушателей программ ДПО, мы попытались выявить их отношение к выбранной специальности. С этой целью в анкету были включены вопросы, оценивающие, насколько нравится респондентам избранная профессия в данный момент, и как бы они поступили при повторном решении проблемы профессионального выбора. Косвенно индикатором отношения слушателей к профессии выступает их нацеленность на дальнейшую работу в их профессиональной сфере.
Полученные результаты показывают, что отношение к профессии сохраняется положительное у абсолютного большинства респондентов. Более 82% отметили то, что профессия им нравится и 67,5% подтвердили свое желание выбрать ее вновь. И только 14,3% пожелали сменить и профессию, и вуз. Более 73%, т.е. абсолютное большинство слушателей, планируют продолжать работать по специальности. Следует уточнить, что этот показатель у специалистов-медиков значительно выше, чем у выпускников гуманитарных и инженерно-технических специальностей [5]. В то же время, отметим, что 16,3% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. А, следовательно, почти 30% обучающихся все же испытывают сомнения по поводу правильности сделанного профессионального выбора. Видимо, в числе тех, кто трудоустраивался по специальности, почти треть еще на момент окончания вуза в своем профессиональном выборе разочаровались, и, таким образом,
находятся в зоне риска, т.к. потенциально готовы сменить профессию, что не может не отразиться на качестве их профессиональной деятельности, не говоря уже о социальном самочувствии.
Насколько целенаправленно и сознательно выстраивают выпускники программ ДПО свою карьеру, свидетельствует их оценка степени собственной готовности к профессиональной деятельности. Результаты исследования показывают, что специалисты неоднозначно оценивают роль диплома ДПО в профессиональной деятельности. С одной стороны, почти 51% полагают, что наличие диплома обеспечит преимущество в профессиональной деятельности. С другой стороны, 27,1% считают, что диплом - простая формальность, и практически никаких преференций выпускникам ДПО не обеспечивает. Еще 14,3% полагают, что от диплома абсолютно ничего не зависит. А если добавить 8% затруднившихся ответить, получается весьма внушительная группа выпускников, не воспринимающих диплом ДПО как индикатор профессиональной компетентности и конкурентосособности специалиста. Данный факт лишь на первый взгляд выглядит парадоксально. На самом деле, по мнению автора, он отражает наличие серьезных проблем в системе дополнительного профессионального образования, связанного как с качеством образовательных услуг, так и, вероятно, с системой оценивания уровня знаний слушателей. Однако данный вывод нуждается в дополнительном исследовании.
В то же время, слушатели считают, что наиболее полезные знания, полученные ими за период обучения в программе ДПО, связаны с теоретической подготовкой по специальности (69,8%). На второе место с небольшим отрывом они ставят практические навыки (58,1%). И именно практических знаний по специальности, по мнению более 66% респондентов, ими получено недостаточно в ходе профессиональной переподготовки в вузе. Значительно благополучнее выглядит ситуация, связанная с получением теоретических знаний (только 14,3% слушателей программ ДПО полагают, что их недостаточно). Эта же тенденция просматривается и в ответах на вопрос о причинах недостаточного (по мнению респондентов) уровня профессиональной подготовки. Почти 60% слушателей указывают на нехватку возможностей практического применения полученных знаний. На втором месте по количеству выборов (28,3%) оказался вариант, связанный с некачественным преподаванием дисциплин. Третью позицию занял вариант «собственная лень» (22,1%). Таким образом, вполне четко выявляется уже обозначенная проблема качества образовательных услуг, неудовлетворенность слушателей, как содержанием образовательных программ, так и качеством работы ППС.
Важным направлением в исследовании карьерных стратегий слушателей системы ДПО представляется анализ вопросов, связанных с проблемами трудоустройства.
Выбирая факторы, обеспечивающие успешный поиск работы, большинство респондентов отметили наличие опыта работы (83,7%), высшего образования по специальности и наличие нужных связей и знакомств (83%). Здесь важно вспомнить то, что довольно большая часть опрошенных слушателей рассматривают диплом как простую формальность, не связанную
напрямую с качеством профессиональной подготовки. В сочетании с большим количеством выборов в пользу высшего образования, это заставляет задуматься над вопросом, почему, в целом высоко оценивая роль высшего образования в ситуации трудоустройства, слушатели не рассматривают диплом как основной индикатор, обеспечивающий преимущество в профессиональной деятельности. Выявленная тенденция имеет неблагоприятный характер, т.к. отражает сложную ситуацию в системе высшего профессионального образования, связанную с качеством профессиональной подготовки и переподготовки в системе ДПО.
Выбирая личностные качества, способствующие успешной профессиональной деятельности, слушатели на первое место ставят ответственность (64,5%), коммуникабельность (36,8%), и упорство в достижении цели (33%). Менее всего ценятся инициативность(5%), самостоятельность (5,8%), аналитические (6,2%) и организаторские способности (6,6%). Также не слишком высоко оцениваются умение быстро обучаться (16%) и стремление к повышению профессионального уровня (24%). Следует заметить, что это явное противоречие, т.к., эти же респонденты, являясь слушателями программ ДПО, утверждают, что работа для них есть средство самореализации. Однако эти качества занимают нижние позиции в рейтинге ценностей специалистов. Не менее противоречиво выглядит и рейтинг личностных качеств, неблагоприятно влияющих на успешную карьеру молодых специалистов. Оказывается, таковыми слушатели полагают эмоциональность (49,2%), упрямство (26,3%) и лень (26,4%). А на последних местах оказались, соответственно некоммуникабельность (2,7%), безответственность (2,7%) и отсутствие чувства юмора (3,5%). Интересно, что, как упоминалось выше, общительность и ответственность рассматриваются как основные факторы, обеспечивающие успешность.
Рассмотрим факторы, влияющие на трудоустройство молодых специалистов. Первые три позиции здесь занимают уровень заработной платы (53,5%), возможность карьерного роста (44,2%) и территориальное расположение (39,2%). В тоже время такие факторы, как возможность проходить обучение в ведущих центрах России и за рубежом, техническое оснащение учреждения, возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью, получили наименьшее число выборов. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что, во-первых, карьерный рост не связывается в сознании молодых специалистов с профессиональным саморазвитием. А, во-вторых, к моменту окончания вуза ценностные ориентации выпускников обретают явно выраженный прагматический характер. Зарплата, карьерный рост и бытовой комфорт - вот те детерминанты, которые определяют процесс трудоустройства молодого специалиста. Факторы, определившие профессиональный выбор (саморазвитие,
самосовершенствование, возможность проявить себя, и даже престижность профессии), в этом списке либо отсутствуют вовсе, либо уходят на нижние позиции рейтинга. Это подтверждает ранее выявленное противоречие, связанное с ориентацией на работу как на источник саморазвития. Самые
низкие позиции занимают варианты: «трудоустройство супруга (супруги) и «возможность устройства детей в детский сад» (соответственно, 8,9% и 3,9%). Однако, это, скорее всего, объясняется тем, что часть респондентов еще не обзавелись собственными семьями и не имеют детей.
Весьма благоприятно воспринимается слушателями ДПО ситуация и перспективы карьерного роста. В ходе опроса выяснилось, что абсолютное большинство выпускников уверены в том, что такие перспективы у них есть. При этом 47,7% полагают, что важную роль здесь играет временной фактор, т.к., по их мнению, необходимо длительное время проработать по профессии, и почти 35% респондентов считают, что перспективы определенно есть. И лишь 1,2% полагают, что у выпускников программ ДПО нет никаких карьерных перспектив.
Выводы
1. В ходе проведенного исследования выявлено противоречие в мотивации профессионального самоопределения: слабая ориентация на требования рынка труда и уровень заработной платы. При выборе профессии слушатели на первое место ставят возможности самореализации и саморазвития посредством профессиональной деятельности.
2. Отношение к профессии у слушателей ДПО в целом положительное, большинство связывает с ней свое профессиональное будущее. Однако почти у трети выпускников есть сомнения в правильности профессионального выбора, хотя менять профессию они не планируют. Большинство респондентов рассматривают диплом как простую формальность, не отражающую реальные профессиональные характеристики специалиста.
3. Выявлена неудовлетворенность выпускников системы ДПО качеством образовательных услуг, в частности, нехватка возможностей практической отработки теоретических знаний и низкое качество преподавания.
4. Не рассматривая диплом как основной фактор, обеспечивающий преимущество в профессиональной деятельности, слушатели, однако, высоко оценивают роль дополнительного профессионального образования в ситуации трудоустройства.
5. Не менее противоречивым оказался и выбор респондентами личностных ценностей, способствующих и препятствующих профессиональной успешности, т.к. качества, связанные с профессиональным саморазвитием, оцениваются не слишком высоко.
6. Анализ факторов, влияющих на трудоустройство специалистов, показал, что жизненные и карьерные стратегии выпускников ДПО весьма прагматичны, ориентированы на возможности карьерного роста. В тоже время, карьерный рост не связывается в сознании слушателей ДПО с профессиональным и личностным саморазвитием.
7. В целом выпускники системы ДПО демонстрируют общий позитивный настрой в отношении перспектив карьерного роста.
Литература:
1. Адамъянц Т.З. Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2010. Выпуск 9. -М.: Новый Хронограф, 2010.
2. Данные обследования социальной защищенности населения России ИЭ РАН и ГУ ВШЭ. М., 2007.
3. Назарова Л.Е. Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе. Автореферат канд. соц.н., Ростов-на-Дону, 2011.
4. Тарасенко Л.В. Специфика профессиональной социализации студентов вузов ростовской области: социологический анализ //Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. - С. 46-51.
5. Тарасенко Л.В. Проблемы и противоречия профессиональной социализации молодежи (на материалах Юга России)// Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2013. Т. 21. № 2. - С. 75-78.
6. Шапошников Н.Л. Социальная конкуренция в жизненных стратегиях российской молодежи. - Ростов-на-Дону: Антей, 2008. - С. 64-65.
Literature
1. Adamianz TZ The youth of today: representations of fact and sociocultural mechanisms of self and self-determination / / Russia reformed Yearbook - 2010. Issue 9. - M.: New Chronograph 2010.
2. Survey data of social protection of the population and the Russian Academy of Sciences IE HSE. M., 2007.
3. Nazarova LE Career strategies of students in contemporary Russian society. Ph. D.. sots.n., Rostov-on-Don, 2011.
4. Tarasenko LV Specificity of professional socialization of university students in the Rostov Region : the sociological analysis / / Socio- humanitarian knowledge. 2012 . № 7. - Pp. 46-51
5. Tarasenko LV Problems and contradictions ofprofessional socialization of youth ( on materials of the South Russian ) / / Proceedings Sworld based on international scientific and practical conference. 2013 . T. 21 . № 2 . - Р. 75-78 .
6. Shaposhnikov NL Social competition in the life strategies of Russian youth. - Rostov -on-Don : Antaeus, 2008 . - P. 64-65 .