НАУКА-ОБРАЗОВАНИЮ
YAK 60.54
ББК 316.334.22- 057.875
Я.В. ДИДКОВСКАЯ
YA.V. DIDKOVSKAYA
ТРАНСФОРМАЦИЯ КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ МОАОДЕЖИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ СВЕРДАОВСКОЙ ОБААСТИ)
THE RUSSIAN YOUTH CAREER STRATEGY TRANSFORMATIONS AS IT IS SEEN AMONG THE SVERDLOVSK REGION HIGH SCHOOL STUDENTS AND GRADUATES
Статья посвящена анализу тенденций в стратегиях профессиональной карьеры молодежи на примере студентов и выпускников вузов Свердловской области. Выявлены проблемы, связанные с совмещением студентами учебы и работы, выходом выпускников на рынок труда и последующим развитием карьеры. Рассматривается типология карьерных стратегий молодежи, актуальная для условий трансформирующегося российского общества.
The article analyzes trends of the professional career strategies of the youth by the example of Sverdlovsk region students and graduates. The author discusses the problems associated with the part-time occupation of students, the graduates' output into the labor market and their subsequent career start. The author dwells upon the typology of youth career strategies formed under the current conditions in the transformed Russian society.
Ключевые слова: карьерные стратегии, молодежь, профессиональное самоопределение, профессиональная карьера.
Key words: career strategies, youth, professional self-determination, professional career.
В условиях трансформации институциональной структуры общества, а именно, изменений в системе занятости, колебаний рынков труда, экономических кризисов и реформирования системы общего и профессионального образования, происходят существенные изменения в профессиональных и карьерных стратегиях молодежи. Поэтому для выработки эффективной молодежной политики необходимо знание тенденций формирования стратегий карьеры современного молодого поколения, доминирующих типов этих стратегий и их ведущих характеристик.
Несмотря на высокую популярность в течение последних лет эмпирических исследований жизненных, социально-профессиональных, профессиональных, карьерных стратегий, попыток их типологизации [1, 4, 6, 8, 9], в теоретическом плане категория «стратегия профессиональной карьеры» остается недостаточно разработанной.
Согласно концептуальным авторским подходам к исследованию стратегического поведения индивидов, разрабатываемым, прежде всего, отечественной социологией личности, сущностной чертой стратегии (жизненной,
профессиональной, карьерной) является ее ценностная ориентированность, а также направленность в будущее, на долговременную перспективу [2, 7]. Согласно большинству теорий, стратегия личности включает в себя также выбранные способы достижения целей, адекватных ценностной системе личности, соотнесение их во временной перспективе.
Таким образом, традиционно стратегию профессиональной карьеры рассматривают как некую систему ценностно-ориентирующих целей в профессиональной жизни индивида, а также способов их достижения, сконструированную личностью на долгосрочную перспективу с учетом соотнесения своих возможностей и ресурсов с условиями ее последующей реализации.
Мы полагаем, что в процессе перманентных социальных изменений и постоянных трансформаций современного общества необходимы несколько иные акценты в интерпретации стратегий профессиональной карьеры (и любых других стратегий). Во-первых, в быстро меняющемся обществе подвергается сомнению сама возможность формирования долгосрочных планов. Во-вторых, опора на ценностно-ориентирующую систему в формировании стратегии в условиях меняющихся ценностей или даже ценностной аномии представляется проблематичной.
В связи с этим мы предлагаем опереться на категорию жизненных шансов индивидов, рассматриваемых как возможности, представленные индивидам со стороны институциональной структуры, а также на категорию капиталов или ресурсов, рассматриваемых как имеющиеся в распоряжении индивидов способы использования предоставляемых возможностей.
Категория жизненных шансов обычно используется в связи с классовой структурацией общества при анализе классовых различий, причем класс рассматривается как фактор жизненных шансов, поскольку последние и классовая принадлежность коррелируют друг с другом.
Однако, на наш взгляд, возможен и иной подход: обращение к концепту «жизненные шансы» вне классового анализа. В частности, Э. Гидденс, рассматривая социальные изменения и связывая их с воспроизводством властных структур в обществе, анализирует именно не классовые, а индивидуальные жизненные шансы [5, с. 356]. У. Бек и некоторые другие социологи говорят сегодня об индивидуализации жизненных шансов [3]. Поскольку классовые идентичности сегодня разрушаются, источником жизненных шансов могут выступать различные противоречия, не обязательно классовые, а значит, возможно использование концепта жизненных шансов именно в связи с анализом стратегического поведения индивидов.
Сегодня стратегия индивида должна обладать определенной рефлексивностью - он должен постоянно отслеживать свои ресурсы и возникающие возможности извне. Соответственно стратегия поведения индивидов представляет собой соотнесение постоянно меняющихся жизненных шансов, предоставляемых индивиду извне, ресурсов индивида и их согласование с собственной ценностно-ориентирующей системой.
Применительно к целям нашего анализа мы конкретизируем широкое поле жизненных шансов до уровня шансов на занятость, профессиональную мобильность, карьерное продвижение и определяем стратегию профессиональной карьеры как соотношение имеющихся образовательных, профессионально-квалификационных и иных капиталов индивидов с представляющимися им со стороны общества (его институциональной структуры) шансами на занятость и профессиональную мобильность (возможное профессиональное продвижение, карьеру) и согласование их с системой ценностно-ориентирующих целей в профессиональной жизни.
Анализ тенденций формирования карьерных стратегий молодежи, представленный в статье, основывается на материалах социологических проектов, реализуемых в период с 1995 г. по настоящее время, в том числе на результатах двух этапов исследования выпускников вузов со стажем работы после вуза от одного до пяти лет, проведенных автором в 2002 и 2010 гг. На
обоих этапах использовался анкетный опрос выпускников с применением целевой квотной выборки (N = 300), а также были взяты неформализованные интервью (30 интервью). Соответственно данное трендовое исследование охватило две когорты поствузовской молодежи, первая из которых окончила вуз в период 1997-2001 гг., а вторая - в период 2005-2009 гг. В статье также использованы данные шести этапов социологического мониторинга студентов вузов Свердловской области (участвовало от 9 до 13 вузов на разных этапах мониторинга), проведенных авторским коллективом кафедры социологии и социальных технологий управления УрФУ в период с 1995 по 2012 гг.
Мониторинги карьерных стратегий студенческой и поствузовской молодежи отразили ряд трендов, которые необходимо, на наш взгляд, учитывать при формировании молодежной политики.
Начиная с середины 1990-х годов и по настоящее время, все большее количество молодежи практикует в качестве карьерной стратегии сочетание учебы и работы. В исследовательской практике эта тенденция получила название «феномен работающего студента». Данные мониторинга «Студент-2012», представленные в таблице 1, показывают, что почти половина опрошенных третьекурсников уже имеют работу.
Таблица 1
Работаете ли Вы помимо учебы?
(в % от опрошенных)
Занятость 2003 г. 2007 г. 2009 г. 2012 г.
Работаю постоянно 18 19 15 13
Работаю, но нерегулярно 28 26 25 29
Не работаю 54 55 60 58
Мотивация сочетания работы и учебы состоит не только в дополнительном заработке в условиях роста значимости материального фактора и снижения уровня жизни. Для работающих студентов значим также карьерный опыт поиска работы, трудоустройства, начала трудовой деятельности. Работа формирует более уверенное поведение выпускников на рынке труда. Наиболее успешные выпускники вузов отмечают, что начали свою трудовую деятельность в период учебы в вузе. Отличие между работающими и неработающими студентами проявляется в определенности планов на будущее: у работающих студентов в два раза чаще, чем у неработающих, есть четкие планы. Работающие студенты больше готовы к основанию своего дела: такой вариант будущей занятости студенты, имеющие постоянную работу, указывают в два раза чаще остальных.
Карьерный старт сегодня смещается на период учебы. Однако эта тенденция содержит в себе и серьезную проблему: в большинстве случаев работа студентов не связана со специальностью, получаемой в учебном заведении, по данным таблицы 2.
Таблица 2
Насколько работа связана с профессией?
(в % от числа работающих студентов)
Связь работы с профессией 2003 г. 2007 г. 2009 г. 2012 г.
Не связана 55 52 59 56
Связана частично 25 23 28 26
Связана 20 25 23 17
Наибольшая связь с будущей профессией присуща работающим студентам-медикам, будущим архитекторам, экономистам. В гораздо меньшей степени это характерно для педагогических и технических специальностей. В целом же, выполняемая работа как-то связана с будущей специальностью только у одного из троих. У остальных это нерегулярные подработки для досугового потребления, малоквалифицированная работа (промоутеры, продавцы, официанты - наиболее успешные варианты, есть охранники, расклейщики объявлений). Вторичная занятость студентов дневных отделений имеет порой нелегитимный характер, является источником дискриминации студентов на рынке труда. Время, затрачиваемое на работу, ведет к сокращению времени, предназначенного не только собственно на занятия в вузе, но и на подготовку к ним, и, соответственно, к снижению уровня подготовки специалиста.
Таким образом, сложившаяся ситуация является индикатором отсутствия необходимых возможностей для трудоустройства по получаемой специальности для учащейся молодежи.
Данные исследований высвечивают сложность трудоустройства молодежи и после окончания вуза, показывают ее обеспокоенность по поводу невозможности найти работу (или достаточно оплачиваемую работу) после получения диплома. Особенно страх перед первичным выходом на рынок труда обостряется в периоды кризисов. Так, в 2009 г. наблюдался некоторый рост тревожных ожиданий студентов («найти работу крайне трудно»). Опрос студентов в послекризисный период 2010 г., представленный в таблице 3, тоже показывает влияние на карьерные стратегии экономического кризиса, которое в большей мере осознается студентами старших курсов, как правило, уже вовлеченных в профессиональную деятельность.
Таблица 3
Внесли бы Вы какие-либо коррективы в свои профессиональные планы в связи с экономическим кризисом?
(в % от опрошенных)
Изменение стратегий Курс обучения В целом по массиву
I П-Ш
Нет, мои планы остались прежними 95 97 87 92
Да, пришлось пересмотреть мои планы 5 6 14 8
Анализ опроса выпускников вузов, отраженный в таблице 4, показывает, что основная проблема карьерного старта - отсутствие у них профессионального опыта для работодателя. Кроме того, налицо расхождение в ожиданиях: высокие ожидания молодежи относительно оплаты труда и недовольство работодателя качеством подготовки современных выпускников.
Таблица 4
Трудности при трудоустройстве в оценке выпускников вузов
(в % от опрошенных)
Отмеченные трудности Когорты опрошенных выпускников Всего
Выпускники 1997-2001 гг. Выпускники 2005-2009 гг.
1 2 3 4
Не было вакансий 6 10 8
Не было опыта работы 30 27 28
Специальность оказалась никому не нужной 3 2 2
Окончание табл. 4
1 2 3 4
Трудно было найти более-менее оплачиваемую работу 21 19 20
Особых трудностей не возникло 38 35 36
Другое 2 7 5
Данная тенденция отражает слабость связей между вузами и работодателями, бизнесом. Одной из форм такой связи предполагались инновационные площадки и малые предприятия при вузах, через которые и студенты, и преподаватели могли бы апробировать и внедрять свои бизнес-идеи и научные разработки, одновременно решая материальные проблемы.
Вынуждены отметить, что инновационные площадки и малые предприятия при вузах остаются мифом для большей части вузовского сообщества: о возможности участвовать в такой работе не осведомлены 60% студентов. Всего лишь 10% преподавателей знают об инновационных площадках, осведомленность о малых предприятиях при вузах среди преподавателей составила 17%.
Следующий тренд в карьерных стратегиях, который мы отмечаем, - это усиление гибкости карьерных траекторий. Начиная с середины 1990-х годов, когда состоялся массовый переход от распределения к свободному диплому, все большая доля выпускников устраивается не по специальности (если среди выпускников 1997-2001 гг. трудоустроились по специальности 62%, то среди выпускников 2005-2009 гг. таких уже только 55%). Среди студентов планируют работать по специальности не более половины обучающихся, по данным таблицы 5.
Таблица 5
Динамика профессиональных планов студентов
(в % от опрошенных)
Планы 1995 г. 1999 г. 2003 г. 2007 г. 2009 г. 2012 г.
Работать по специальности 66 46 48 42 44 43
Основать свое дело, бизнес 24 17 29 19 16 14
Нет определенных планов 11 11 18 14 14 4
Продолжить образование (получить второе высшее) 11 13 23 11 13 9
Работать не по специальности 12 12 12 10 7 6
Уехать работать или учиться за границу 16 9 15 7 10 9
Посвятить себя дому, семье 14 3 8 3 4 3
Заниматься научно-исследовательской работой 5 2 5 3 3 1
Жить за счет случайных заработков 5 4 1 1 1 1
Некоторые молодые люди, проработав какое-то время по специальности, резко меняют сферу занятости. В условиях быстрых и часто радикальных изменений ситуации на рынке труда, общественной потребности в профессиональных кадрах, трансформаций профессиональной структуры общества, появления новых профессий и занятий именно такие мобильные стратегии карьеры наиболее востребованы и успешны.
Основная проблема состоит в том, насколько молодежь в практиках гибких карьерных стратегий может достичь профессиональной самореализации. Качественное исследование выпускников вузов методом интервью показало, что наиболее успешны те типы стратегий, которые сочетают гибкость и профессиональную самореализацию. Среди таковых нами были отмечены два типа стратегий - «мобильные карьеристы» и «будущие профессионалы».
Для «мобильных карьеристов» характерны довольно частые перемены занятости, организаций и мест работы, даже сфер профессиональной деятельности: «...я понял, что учусь не там, где хотелось бы на самом деле. «Wall street» - это тот фильм, который повлиял на мое сознание. понял, что хотел бы заниматься инвестициями, а не созданием программ» (инженер-программист, работает трейдером на бирже). Однако, при каждом новом изменении своей карьерной траектории, они находят новое профессиональное призвание, достигают успешных результатов в труде. Свою карьеру они начинают еще в студенчестве, и их занятость не всегда связана с получаемой в вузе профессией. Выпускники данного типа готовы постоянно пополнять свой образовательный ресурс для достижений и продвижений в своей работе: «Прежде всего, это получение второго высшего образования и как следствие этого, движение по карьерной лестнице вверх: буду претендовать на должность директора по логистике» (специалист по информационным системам в экономике, работает менеджером-логистом).
Для «будущих профессионалов» характерно очень раннее профессиональное самоопределение и высокая приверженность выбранной профессии: «Учась в школе, занимался спортом. Сколько себя помню. Я очень долгое время был в спорте и поэтому решил в этой сфере двигаться дальше» (тренер); «В детстве я мечтала стать врачом, мне очень нравились тети в белых халатах, уверенные в себе, помогающие людям. Моя профессия - реабили-толог, это продолжение моих детских мечтаний» (врач-реабилитолог). Эти люди практикуют достаточно гибкие способы построения карьеры, но в рамках своего профессионального поля.
Помимо названных стратегий, мы также выделили еще две, которые могут быть отнесены скорее к неуспешным, поскольку не предполагают достижения профессиональной самореализации. Стратегия «стабильных занятых» характеризуется устойчивой одновариантной карьерной траекторией в рамках своей специальности, как правило, без смены мест работы и тем более сферы занятости или профессии: «В принципе, на сегодняшний день все замечательно, все хорошо. Все устраивает, так как оно есть» (специалист по управлению перевозками). Ориентация на карьерный успех и профессиональную самореализацию у данного типа слабо выражена.
К сожалению, в период 2005-2009 гг. был сформирован тип карьерной стратегии, названный нами «депрофессионализованные», который, хотя и предполагает достаточно выраженную гибкость (частую смену мест работы, фирм, организаций), но не ведет к самореализации в профессии. Занятость этих выпускников часто предполагает недостаточно квалифицированный труд и носит временный случайный характер (охранники, администраторы, секретари и т. д.): «Но я же сам понимаю, что для меня это место временное, просто какой-то период, где-то перекантоваться. Я здесь не выкладываюсь на полную, и я здесь не перетруждаюсь» (инженер-технолог, работает администратором студии танца). Именно респонденты данного типа наиболее часто выражают неудовлетворенность траекторией своей карьеры.
Сохраняется негативная тенденция снижения среди молодежи направленности на карьеру в образовании и науке (до 1% студентов в 2012 г.). Ориентация студентов на открытие своего бизнеса очень неустойчива (см. табл. 5). Очевидно, это связано с проблемой отсутствия необходимой поддержки молодежных инициатив в данном направлении.
Высшее образование все в большей степени начинает восприниматься молодежью как ресурс успешной карьеры. Пик роста потребности в полу-
чении второго высшего образования был достигнут в 2003 г. (об этом свидетельствуют данные мониторинга из таблицы 5). Но также высока потребность в более мобильных формах профессионального образования, которое может служить как стартовым капиталом карьеры, так и способствовать гибкости карьерной стратегии, ее адаптации к меняющейся ситуации. В условиях массо-визации и коммерциализации образования значимой проблемой для молодежи становится доступность качественного образования. Игнорирование этой проблемы может привести к усугублению социальной дифференциации и поляризации молодежи и, соответственно, к росту социальной напряженности.
Формирующиеся новые карьерные стратегии предполагают изменение способов поиска работы и трудоустройства (от распределения специалистов к размещению резюме на специальных сайтах), что отражено в таблице 6.
Таблица 6
Каким образом вы устроились на работу после вуза?
(в % от опрошенных)
Способы трудоустройства после вуза Выпускники 1997-2001 гг. Выпускники 2005-2009 гг. В целом по массиву
По распределению 7 4 6
Самостоятельно (через интернет, по объявлению) 58 55 56
Помогли родители, родственники 19 14 16
Помогли друзья, знакомые 14 15 15
Через рекрутинговое агентство 1 3 2
Другое 1 8 5
Однако исследование способов поиска работы выпускниками показывает недостаточное использование новых его форм, например, рекрутинго-вых агентств (2%). Все еще довольно популярными остаются такие архаичные способы трудоустройства как родственные связи и полезные знакомства (более 30%). Во многом это объясняется тем, что рекрутинговые агентства ориентированы на опытных профессионалов, и практически нет организаций, целенаправленно и эффективно оказывающих помощь поствузовской молодежи на этапе карьерного старта.
Таким образом, исследования студентов и выпускников вузов Свердловской области позволили диагностировать некоторые тенденции в их карьерных стратегиях, в том числе:
- смещение карьерного старта молодежи на период учебы при слабой связи студенческой занятости со специальностью, ее нерегулярном, временном характере;
- рост обеспокоенности молодежи возможностями успешного трудоустройства на фоне экономических кризисов и отсутствия регулярного и систематического сотрудничества между вузами и работодателями в плане содействия карьерному старту выпускников;
- усиление гибкости карьерных траекторий, выражающейся в трудоустройстве не по специальности и частой смене сферы профессиональной деятельности;
- усиление ориентации на второе высшее и дополнительное образование как ресурс успешного карьерного продвижения;
- изменение способов трудоустройства при сохранении традиционного использования социального капитала (родственно-дружеских связей) при трудоустройстве и продвижении в контексте слабой ориентации рекрутин-говых агентств на работу с выпускниками, не имеющими профессионального опыта.
Выявленные тенденции позволяют представить следующие выводы, которые могут быть учтены при формировании молодежной политики в сфере образования и занятости.
Для эффективности молодежной социальной политики следует обеспечить возможности доступа молодежи к качественному профессиональному образованию, в том числе для построения гибкой карьерной траектории. В условиях коммерциализации образования необходимо вовлекать молодежь в процесс непрерывного образования в его различных формах: организовывать вузовские центры по переподготовке и повышению квалификации, развивать систему образовательных грантов для талантливой и перспективной молодежи.
Необходимо оказывать поддержку молодежным рекрутинговым агентствам, создавать и поддерживать сайты по поиску перспективной работы по специальности для студентов и выпускников, молодых специалистов; развивать связи с работодателями, в том числе вовлекая их в учебный процесс в рамках вуза.
Существенно полезными, на наш взгляд, были бы разработка и расширение системы грантов для поддержки карьерного старта по результатам обучения и под предлагаемые молодежью проекты в бизнесе, в том числе по организации своего дела, в науке и искусстве.
Указанные мероприятия должны помочь сочетать молодежи гибкие, мобильные карьерные стратегии, востребованные в современном трансформирующемся обществе, с возможностью профессиональной самореализации, без которой невозможно достижение молодыми людьми необходимого уровня профессионализма.
Литература
1. Абасов, З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии [Текст] / З.А. Абасов // Социологические исследования. - 2006. -№ 4. - С. 105-110.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
3. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
4. Волкова, Н.В. Типология карьерных стратегий молодых специалистов [Текст] / Н.В. Волкова // Социологические исследования. - 2006. - № 1. -С. 142-147.
5. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - М. : Академический проект, 2003. - 528 с.
6. Докторов, Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве [Текст] / Б.З. Докторов // Социологический журнал. - 1994. - № 3. - С. 4-19.
7. Резник, Т.Е. Жизненные стратегии личности [Текст] / Т.Е. Резник, Ю.М. Резник // Социологичсекие исследования. - 1995. - № 12. - С. 100-105.
8. Федотова, Н.Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда [Текст] / Н.Н. Федотова. - Саратов : Изд-во Поволж. межрегион., учеб. центра, 2000. - 60 с.
9. Эфендиев, А.Г. Профессиональная карьера выпускников факультета менеджмента [Текст] / А.Г. Эфендиев, Е.С. Балабанова // Социологичсекие исследования. - 2010. - № 2. - С. 100-110.