УДК 316.3
Л.В. Тарасенко ВЛИЯНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГА РОССИИ)
В статье анализируются проблемы взаимосвязи образовательной деятельности и формирования карьерных установок студентов. На материалах эмпирического исследования осуществлен анализ роли и места вуза в профессиональном самоопределении молодежи.
Ключевые слова: Карьерные стратегии, профессиональная социализация, социально-профессиональная интеграция, учебно-профессиональная деятельность.
Larisa V. Tarasenko
THE INFLUENCE OF HIGHER EDUCATION FOR CAREER MANAGEMENT OF STUDENTS (FOR SOUTH RUSSIA MATERIALS)
The article devotes the analysis of the problems of the relationship of educational activities and the formation of students' career strategies. On materials of the empirical research carried out an analysis of the role and place of the university in professional self-determination of youth. Key words: Career strategies, professional socialization, social and professional integration, training and professional activities.
Тарасенко Лариса Викторовна
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой моделирования социальных процессов ЮФУ (г. Ростов-на-Дону)
e-mail: [email protected] © Тарасенко Л.В., 2014
Larisa V Tarasenko
Doctor of Sociological Sciences, Head of Departament of Design of Social Proceses, Southern Federal University (Rostov-on-Don) e-mail: [email protected]
© Larisa V. Tarasenko, 2014
В наши дни, когда экономическая и социальная ситуация в обществе остается весьма сложной и неоднозначной, ситуация в вузах остается крайне напряженной. Всё сильнее сказывается неэффективность, существующей в системе профессионального образования, практики обеспечения условий профессионального самоопределения будущих специалистов, явная недостаточность мер обеспечивающих трудовую адаптацию молодёжи с учётом специфики развития рынка труда. В связи с этим, возникает вопрос: каким образом в сложившейся ситуации образовательное пространство самого вуза влияет формирование стратегий карьерного поведения студентов?
Проблемами социологии образования молодежи исследуются Ю.А. Зубок, В.И. Чупровым [1]; Юга России - учеными ЮФУ Ф.А. Барковым, Е.Н. Крамаровой [2], А.В. Сериковым [3], В.И. Филоненко [4] и др.
Теоретически можно предположить, что мотивация профессионального выбора и отношение к будущей специальности должно непосредственно отражаться на характере учебно-профессиональной деятельности студентов. В ходе исследования мы попытались выявить наличие и характер этих взаимосвязей. Эмпирической базой послужили результаты социологического опроса, проведенного Социологическим центром мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития Южного федерального университета в 2011 - 2012г. А также социологический опрос, проведенный сотрудниками кафедры моделирования социальных процессов ЮФУ в сотрудничестве с отделом нравственно-этической интеграции и инкультурации НОЦ Рост ГМУ в 2013 г. В исследовании приняли участие 13 государственных и 3 негосударственных вуза Ростовской области. Всего было опрошено 4029 студентов, а также 953 преподавателя, выступивших в качестве экспертов. Проанализируем полученные результаты.
Большинство студентов, участников исследования (65%), полагают, что учатся, не бездельничая, но без особого напряжения сил, а 28,5% уверены, что учатся с полной отдачей сил и способностей. Распределение по курсам не выявило сколько-нибудь заметных колебаний или изменений. Видимо, общая установка на учебно-профессиональную деятельность, сформированная к моменту поступления в вуз, существенно не изменяется: те, кто привык работать с отдачей, продолжают учиться в выбранном ритме и наоборот. Тот факт, что обучающихся для «галочки» или бездельничающих оказалось не более 6%, дает основания для оптимистичного прогноза относительно профессиональной ориентации и карьерных установок студенческой молодежи.
Довольно значительные расхождения в отношении оценки собственной учебной деятельности выявлены по гендерному профилю. Так, 33% девушек (по сравнению с 22,2% юношей) считают, что учатся с пол-
ной отдачей сил. Без особого напряжения учится 67,5% юношей, в то время как девушек 63,1%. Вариант «Скорее не учусь, только для «галочки», лишь бы не отчислили» выбрали 7,2% юношей и всего 2,6% девушек (см. Таблица 1).
Таблица 1
Вопрос «Как Вы в целом оцениваете свое отношение к учебе
№ Вариант ответа Пол %
мужской женский
1 Считаю, что учусь с полной отдачей сил и способностей 22,2 33,0
2 Учусь, не бездельничая, но без особого напряжения сил. 67,5 63,1
3 Скорее не учусь, только для «галочки», лишь бы не отчислили. 7,2 2,6
4 Бездельничаю, есть другие сферы применения собственных сил. 2,8 0,9
5 Другое 0,3 0,3
В целом, данная оценка дает довольно благоприятную в целом картину отношения студентов к учебно-профессиональной деятельности. Уточнить же полученные данные позволяет анализ ответов, связанных с оценкой мотивации посещения аудиторных занятий.
На первом месте по количеству выборов оказался вариант «Стремление получить добротные знания, узнать новое» (67,9%)(см. Таблица 2). Второе место в распределении получил вариант «Это моя обязанность как студента» (58,7%). Также значительное число респондентов выбрали вариант «Уважение к преподавателю» (35,4%).
Таблица 2
Вопрос «Чем Вы руководствуетесь, посещая аудиторные занятия»
№ Вариант ответа Кол-во, %
студенты эксперты
1 Стремление получить добротные знания, узнать новое. 67,9 59,4
2 Это моя обязанность как студента. 58,7 55,6
3 Уважение к преподавателю. 35,4 25,6
4 Желание встретиться, пообщаться с друзьями. 26,6 32,3
5 Строгий контроль над посещаемостью. 25,9 40,0
6 Высокое качество проводимых занятий. 14,3 30,7
7 Живая, творческая атмосфера на занятиях. 13,9 30,6
8 Другое 0,3 0,4
Довольно отчетливо выявляется тенденция, связанная с мотивацией встречи и общения с друзьями. Данный мотив отмечают 20,8% перво-
курсников, а к 5 курсу количество выборов увеличивается до 29,8% .
В целом формирование данных тенденций вполне объяснимо: к 5 курсу акценты профессиональной ориентации уже в большей степени смещаются в сторону трудоустройства. Такое пограничное состояние непосредственно отражается на отношении к учебной деятельности, снижая ее ценность и значимость. В тоже время за период обучения в вузе в студенческих группах формируются определенные системы взаимоотношений, социально-психологические связи, в том числе дружеские. Таким образом, неудивительно, что к 5 курсу возрастает ценность общения с сокурсниками.
Таблица 3
Вопрос «Чем Вы руководствуетесь, посещая аудиторные занятия»
№ Вариант ответа Курсы,%
1 2 3 4 5
1 Это моя обязанность как студента. 60,1 62,4 57,2 56,9 55,7
2 Стремление получить добротные знания, узнать новое. 76,1 68,2 66,9 65,3 63,9
3 Уважение к преподавателю. 33,8 35,3 35,8 34,2 36,8
4 Высокое качество проводимых занятий. 18,0 12,5 14,2 13,2 14,0
5 Строгий контроль над посещаемостью. 22,7 22,6 28,4 28,3 25,9
6 Желание встретиться, пообщаться с друзьями. 20,8 25,5 28,7 28,2 29,8
7 Живая, творческая атмосфера на занятиях. 15,5 14,3 14,9 11,8 13,1
8 Другое 0,7 0,1 0,3 0,0 0,4
КБ. Суммарная доля по столбцам может превышать 100% в связи с возможностью выбора нескольких вариантов ответов
Если провести сравнение ответов экспертов на аналогичный вопрос, можно отметить совпадение первых двух позиций: 59,4% «Стремление получить добротные знания, узнать новое» и 55,6% «Это обязанность студента». Однако интересно то, что эксперты значительно выше оценили такие позиции, как «Высокое качество проводимых занятий» (30,7% против 14,3%, соответственно) и «Строгий контроль над посещаемостью» (40,0% против 25,9%). Также расходятся представления экспертов и студентов относительно «живой, творческой атмосферы на занятиях». Выбор экспертов составил 30,6%, тогда как у студентов он составил всего 13,9%.
Таким образом, следует отметить отсутствие единства мнений студентов и преподавателей в оценке качества и уровня преподавания, общей атмосферы протекания учебного процесса, а также роли контроля за посещаемостью. Столь разное видение единого процесса его участниками не может не снижать эффективность совместной научно-образовательной деятельности.
В тоже время анализ ответов студентов на вопрос о степени удовлетворенности возможностями, предоставляемыми вузом, вариант ответа
«Получение консультаций у преподавателей, сотрудников университета» занял 2 позицию по количеству выборов (57,6%), уступив лишь варианту «Занятия физкультурой и спортом» (61%). Видимо, качество и уровень индивидуальной работы преподавателей со студентами оценивается обучающимися значительно выше групповых занятий (см. Таблица 4). Также достаточно высоко оценивают студенты возможности творческого, общекультурного развития (55,2%), предоставляемые вузом.
Таблица 4
Вопрос «В какой мере Вы удовлетворены теми возможностями, кото_рые Вам предоставлены ^ университетом»_
№ Вариант ответа вполне отчасти не удовлетворен
1 Творческое, общекультурное развитие (самодеятельность, КВН, театр, фестивали и т.п.) 55,2 32,2 12,5
2 Доступ к компьютеру, Интернету 37,6 36,5 25,9
3 Занятия физкультурой и спортом 61,1 26,5 12,4
4 Обучение иностранным языкам 46,7 36,8 16,5
5 Доступ к научной и учебной информации (монографии, научные журналы, справочники и т.д.) 55,0 36,4 8,6
6 Получение консультаций у преподавателей, сотрудников университета 57,6 36,9 5,6
Анализируя связь научно-образовательной деятельности студентов с профессиональной мотивацией, следует особое внимание уделить тому, каким образом мотивы профессионального выбора связаны с успеваемостью студентов. С этой целью рассмотрим распределение ответов по профилю «успеваемость».
При сопоставлении ответов студентов на вопрос о мотивах выбора профессии с уровнем успеваемости отчетливо выявляются следующие закономерности. Наиболее высокий процент «отличников» выбирали профессию, руководствуясь мотивом «удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования» (62,1%) (см. Таблицу 5). Проследив далее показатели по данному мотиву и по характеру успеваемости, явно видно, что они постепенно снижаются, доходя до 40,4% у слабо успевающих студентов.
Прямо противоположная тенденция отмечается у тех, кто выбрал вариант «по рекомендации родителей». Здесь можно отметить самый высокий процент выбора (48,9%) у слабо успевающих студентов и самый низкий (23,9%) у тех, кто учится «на отлично».
На рыночный спрос в большей степени ориентированы «хорошо и отлично успевающие» студенты (38,1%) и в наименьшей степени «плохо
успевающие». Та же ситуация и с вариантом престижности, хотя четкой зависимости по этой позиции не выявлено.
А вот мотив «высокооплачиваемая профессия» в большей степени представлен у «плохо успевающих» (29,8%), хотя прямой зависимости от успеваемости также не обнаружено.
Таблица 5
Вопрос «Почему Вы выбрали именно эту профессию»
№ Вариант ответа Успеваемость (%)
Учусь в На «хо- Иногда В ос- Посто-
основном рошо» и бывает новном янно
на «от- «отлич- «удовле- на бывают
лично» но» твори-тельно» «удовлетвори-тельно» задол-женно-сти
1 Эта профессия пользуется высоким спросом на рынке труда. 32,5 38,1 36,1 33,1 25,5
2 Эта профессия является престижной. 40,4 39,4 41,8 36,4 38,3
3 Это высокооплачиваемая профессия. 25,2 24,6 25,9 21,2 29,8
4 Для удовлетворения собственных интересов, развития способностей и самосовершенствования. 62,1 56,7 55,8 50,1 40,4
5 По рекомендации родителей. 23,9 31,7 30,3 34,7 48,9
6 Стремился избежать службы в армии. 1,9 1,9 4,1 6,1 14,9
7 Другое 0,9 0,8 0,8 1,4 0,0
Как видно из полученных данных наиболее эффективной мотивацией профессионального выбора является ориентация на профессию как на средство саморазвития, самосовершенствования, удовлетворения личностных интересов. Чрезмерно активное вмешательство родителей в процесс профессионального выбора, может негативно отразиться на эффективности учебной деятельности со всеми вытекающими последствиями (от отсутствия интереса к будущей специальности до нежелания учиться).
Аналогичная ситуация связана и с позициями престижности, востребованности на рынке труда, высокой доходности будущей специальности. Несомненно, эти факторы должны быть учтены при выборе профессии, но они играют скорее «вспомогательную» роль, усиливая или ослабляя общий позитивный настрой на будущую профессию.
Если сравнить ответы на вопрос «В какой мере Вам сейчас нравится избранная специальность», следует отметить, что самый высокий про-
цент по позиции «очень нравится» приходится на долю «отличников» и далее этот показатель постепенно снижается, доходя до 14,5% у «двоечников». Отрицательное отношение к выбранной специальности продемонстрировали в большей степени «троечники» и «плохо успевающие» (соответственно 11% и 16,4%), тогда как у хорошо успевающих он составляет в среднем 5%.
Данные результаты вполне прогнозируемы и очевидны в своей интерпретации. Положительное отношение к будущей специальности непосредственно отражается на эффективности учебной деятельности, способствуя ее успешности. И напротив, отсутствие интереса к будущей специальности вызывает снижение уровня успеваемости. Хотя можно предположить и обратную зависимость: возможно успешность в учебной деятельности, спровоцированная интересом к получению знаний, саморазвитию и т.д. (см. Таблицу 5) способствует более успешному обучению, подкрепляя тем самым и позитивное отношение к будущей специальности. В любом случае, эти факторы, несомненно, действуют в совокупности, создавая в целом благоприятные условия для реализации учебной деятельности, формирования и дальнейшего развития профессиональной направленности и компетентности личности будущего специалиста.
Таким образом, можно сделать вывод, что сохраняется позитивная тенденция ориентации студентов на учебную деятельность в вузе как на средство подготовки к будущей профессиональной деятельности. И тот факт, что изменившаяся в положительном направлении ситуация, зафиксированная в 2011г, сохраняется и проявляется все более отчетливо, позволяет сделать вывод о том, что высшее образование становится для современной молодежи не самоцелью, а средством профессионального и личностного развития.
Анализ ответов на вопросы, связанные с оценкой собственной учебной деятельностью и мотивацией посещения занятий также вполне объясняет взаимосвязь успеваемости с отношением к учебной деятельности. Чем выше успеваемость, тем выше оценка собственной учебной деятельности. Однако если сравнивать группы студентов по уровню успеваемости, становится очевидным усиление внешней мотивации по мере снижения уровня успеваемости. Таким образом, подтверждается общеизвестный принцип педагогики, о прямой зависимости уровня и качества получаемых знаний от личной заинтересованности обучающегося.
Анализ особенностей учебно-профессиональной деятельности студентов позволил выявить позитивную тенденцию формирования в сознании студенческой молодежи установки на взаимосвязь будущей профессии и учебной деятельности. Обучение в вузе для студентов связано с получением знаний, которые они, в свою очередь, связывают с будущей профессией и карьерой.
Таблица 6
Вопрос «Чем Вы руководствуетесь, посещая аудиторные занятия (%)»
№ Вариант ответа успеваемость
Учусь в основном на «отлично» На «хорошо» и «отлично» Иногда бывает «удовлетворительно» В основном на «удовлетвори-тельно» Постоянно бывают задолженности
1 Это моя обязанность как студента. 57,7 59,0 58,1 59,8 66,7
2 Стремление получить добротные знания, узнать новое. 74,4 71,0 64,8 54,0 33,3
3 Уважение к преподавателю. 37,8 34,5 34,8 36,4 27,8
4 Высокое качество проводимых занятий. 15,6 15,6 13,3 9,6 7,4
5 Строгий контроль над посещаемостью. 23,6 25,3 28,1 27,6 29,6
6 Желание встретиться, пообщаться с друзьями. 30,6 25,0 25,8 26,3 31,5
7 Живая, творческая атмосфера на занятиях. 14,4 13,6 15,9 9,8 13,0
8 Другое 0,2 0,2 0,3 0,5 0,0
ХБ. Суммарная доля по столбцам может превышать можностью выбора нескольких вариантов ответов
00% в связи с воз-
Литература
1. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурные механизмы формирования отношения молодежи к образованию. // Социологические исследования. 2013. № 1.
2. Асланов Я, Барков Ф.А., Крамарова Е.Н. (рук.) Портрет студентов Южного федерального университета. 2013. - Ростов н/Д.: Изд-во Фонд науки и образования. 2013. - 238 с.
3. Сериков А.В., Черноус В.В. Общественная активность молодежи Ростовской области (по результатам социологического исследования) // Вестник РАЕН. 2013. С. 113-119.
4. Студенческое самоуправление как фактор подготовки современного специалиста. Общ. ред. В.И. Филоненко. - Ростовн/Д.: Изд-во ЮФУ. 2014. - 292 с.
References
1. Zubok Iu.A., Chuprov V.I. Sotsiokul'turnye mekhanizmy formirovaniia otnosheniia molodezhi k obrazovaniiu. // Sotsiologicheskie issledovaniia. 2013. № 1.
2. Aslanov Ia, Barkov F.A., Kramarova E.N. (ruk.) Portret studentov Iuzhnogo federal'nogo universiteta. 2013. - Rostov n/D.: Izd-vo Fond nauki i obrazovaniia. 2013. - 238 s.
3. Serikov A.V., Chernous V.V. Obshchest-vennaia aktivnost' molodezhi Rostovskoi ob-lasti (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniia) // Vestnik RAEN. 2013. S. 113-119.
4. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor podgotovki sovremennogo spetsialista. Obshch. red. V.I. Filonenko. - Rostovn/D.: Izd-vo IuFU. 2014. - 292 s.